5. Okorokova O. A. Assessment of the regional structure of the insurance market / O. A. Okorokova, Yu. a. Eremenko, A.Yu. Nikulina //Economics and entrepreneurship. -2019. - № 7 (108).- P. 399-403.
6. Danilova V. K. Insurance market of Russia and its development trends / V. K. Danilova, N. p. Vedernikova, N. V. Zhelnova, O. A. Okorokova //Economics and entrepreneurship. - 2018. - № 6 (95).
7. Ulybina L. K. Insurance of property interests in the region / L. K. Ulybina, O. A. Okorokova, S. O. Markaryan, O.A. Gri-goryan.//Economics and management: problems and solutions.- 2018. - Vol. 4. - No. 10. - P. 10-16.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10676
Л.К. Улыбина - профессор кафедры финансов, д. э. н., Кубанский государственный аграрный университет, ulibinalk@mail. ru,
L.K. Ulybina - Professor of the Department of Finance, doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
О.А. Окорокова - доцент кафедры финансов, к.э.н. Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.A. Okorokova - associate Professor of the Department of Finance, Ph. D. Kuban state agrarian University.
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАХОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ DEVELOPMENT OF INSURANCE INSTRUMENTS AS A MECHANISM FOR REGIONAL STABILITY
Аннотация. В статье исследуются ключевые финансовые инструменты рыночной экономики и механизм эффективной защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций от разнообразных рисков. Методологический подход к пониманию чрезвычайные ситуации. Рассматриваются общие тенденции развития нормативно-правовой базы и практика агрострахования в России, особенности региональных сегментов с высокой концентрацией страховых институтов, стабильно высокими индикаторами по объемам премий и выплат по внедренным программам страхования, инновационные механизмы взаимодействия страховых институтов и их акторов. Предлагаются механизм увеличения субсидий по страховым премиям от риска утраты или гибели в результате ЧС, формирования фонда страховых резервов в рамках объединения; разработка дополнительных программ и инструментов по сельскохозяйственному страхованию. Развитие цифровых технологий позволит проведение мониторинга по объектам страхования, создание единой базы данных по вероятным рискам для проведения превентивных мероприятий, дистанционное удаленное взаимодействие страховщиков и страхователей. Для доказательной базы исследования использовались официальные данные профильных институтов и ведомств, применялись методы анализа и систеза, экспертных оценок.
Abstract. The article examines the key financial instruments of the market economy and the mechanism for effective protection of property interests of citizens, enterprises and organizations from various risks. Methodological approach to the understanding of emergency. General trends in the development of the legal framework and practice of agricultural insurance in Russia, features of regional segments with a high concentration of insurance institutions, consistently high indicators for the volume of premiums and payments under implemented insurance programs, innovative mechanisms for interaction between insurance institutions and their actors are considered. The authors propose a mechanism for increasing subsidies for insurance premiums against the risk of loss or death as a result of an emergency, forming a Fund of insurance reserves within the Association, and developing additional programs and tools for agricultural insurance. The development of digital technology will allow monitoring the objects of insurance, the creation of a unified database for potential risks. For the evidence base of the study, official data from specialized institutions and departments were used, methods of analysis and hypothesis, and expert assessments were used.
Ключевые слова: стабильность, страховые премии, субсидии, страховые выплаты, механизм, защита. Keywords: stability, insurance premiums, subsidies, insurance payments, mechanism, protection.
Для обеспечения константности финансовой системы Российской Федерации необходимо постоянство функционирование финансовых рынков. Климатические риски формируют угрозу для их устойчивого поступательного развития в финансовой системе, что оказывает главное влияние на финансовую устойчивость и стабильность в целом экономики.
Риски возникновения чрезвычайных ситуаций - вероятность возникновения источника чрезвычайных ситуаций, определяемых показателем риска [2]/
Страхование является одним из ключевых финансовых институтов рыночной экономики и механизмом эффективной защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций от разнообразных рисков. В Краснодарском крае имеется высокая концентрация страховых институтов, устойчивые значительные показатели по объемам страховых премий по всем видам страхования, занимает ведущие позиции в ЮФО.
По представленным данным ЦБ РФ в 2019 году объемы страховых премий в Краснодарском крае составили 26,9 млрд руб. - 88 % от подобного периода прошлого года. Краснодарский край по объему занимает 5-е позицию в рейтинге (после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Республики Татарстан) [2,7].
Лидирующие позиции по объему страховых премий на территории региона:
1. 15 % от всего рынка страхования в крае занимает САО «ВСК».
2. 10,5 % от всего рынка страхования региона занимает АО «АльфаСтрахование».
3. ООО СК «Сбербанк страхование жизни» специализируется на «банкострахование» - (10 %)
4. 9,7 % - СПАО «Ресо-Гарантия».
5. 6,8 % - АО «СОГАЗ».
6. 10 место по объему страховых премий в 2019 году - 610,8 млн руб. (2,3 % от всего регионального рынка страхования занимает ПАО «СК «Росгосстрах» .
Общие объемы выплат в регионе выросли на 16 % и составили 14,2 млрд руб..
Сумма выплат составил - 14,1 млрд. руб. (5 позиция среди таких субъектов Российской Федерации как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская областей), что на 16,2 % больше, чем в 2018 году.
Существенная доля страховых выплат (2 млрд. руб.) приходится на АО «Альфастрахование», на втором месте СПАО «Ресо-Гарантия» - 1,6 млрд. руб., на третьем месте САО «ВСК» с 1,4 млрд. руб. выплат по итогам
2018 года. суммам выплат, которые по итогам 2019 года составляли 1,6 млрд. руб.
По страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) Краснодарский край занимает 4-е позицию среди субъектов РФ. Объемы страховых премий в 2019 году достигли 8,8 млрд руб. ( или 96 % от 2018 года). Страховые возмещения по инструменту ОСАГО достиг 7,78 млрд руб., что составляет 97 % от 2018 года. Лидерами в этом виде страхования: САО «ВСК», АО «АльфаСтрахование»; СПАО «Ресо-Страхование»; СПАО «Ингосстрах»; Южурал-Аско.
Для сопоставления объемов страховых премий по инструменту ОСАГО по Ростовской области в 2019 году достигли - 5,5 млрд руб., страховые выплаты -4,7 млрд. руб.
По численности автотранспортных средств на душу населения Краснодарский край захватывает лидирующую позицию, а краевая столица по данному индикатору заняла 2 позицию среди городов-миллиоников РФ в
2019 году.
1 место - Самара, 344 машины на 1 тыс. жителей,
2 место - Краснодар, 343 автомобиля на 1 тыс. чел.,
3 место - Санкт-Петербург, 330 машин на 1 тыс. чел.
Москва, имеющая самую высокую численность населения и крупнейший автопарк в стране, находится на восьмом месте с 293 машинами.
В реализации мероприятия по поддержке сельскохозяйственного страхования в сегменте растениеводства в 2019 году приняли участие 42 субъекта Российской Федерации (из 85 субъектов), сельскохозяйственным товаропроизводителям оказана государственная поддержка по 1,7 тыс. договоров страхования. В 2020 году про-субсидировано 519 договоров по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. По сравнению с 2018 годом в 2019 году количество договоров увеличилось в 2,8 раза. Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, до которых доведены субсидии в 2020 году, составили 407, что в 6,1 раза больше уровня 2019 года. Объем предоставленных субсидий 632,1 млн руб. (что в 2,2 раза больше уровня 2019 года), в том числе из федерального бюджета - 545, 8 млн руб.
По иллюстрированным данным в разрезе субъектов Российской Федерации, посевная площадь просуб-сидированные договорные отношения страхования урожая сельскохозяйственных культур достигли 4,3 млн. га, или 5,6 % от всей имеющейся посевной площади в Российской Федерации.
Краснодарский край
Ростовская область
Республика Мордовия
ед.
Ставропольский край
Тамбовская область
Воронежская область
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рисунок 1 - Региональный срез сельскохозяйственных товаропроизводителей имеющих субсидии
по договорным отношениям в 2020 г., ед.
Целью оказания поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений является защита имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей от возможного ущерба, связанного с наступлением опасных для сельскохозяйственного производства событий.
Краснодарский край
Ленинградская область
Пензенская область
Ставропольский край
Республика Крым
Субсидии из регионального бюджета
Субсидии
изфедерального бюджета
0 50 100 150 200
Рисунок 2 - Срез объемов имеющихся субсидий на компенсирование части затрат по уплате страховых премий, млн руб.
Сельскохозяйственное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"[1].
Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования, направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве защиты своих имущественных интересов при утрате сельскохозяйственной продукции, а также минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от опасных природных явлений и стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях.
Действующая система государственной поддержки агрострахования в Российской Федерации основана на принципе софинансирования, предусматривающем выделение средств из федерального и региональных бюджетов на возмещение части затрат по уплате страховых взносов сельскохозяйственными товаропроизводителями при заключении договоров страхования. В реализации мероприятия по поддержке агрострахования в сфере животноводства в 2019 году приняли участие 55 субъектов Российской Федерации из 85 субъектов Российской Федерации, а также было субсидировано 0,3 тыс. договоров страхования.
По договорам, просубсидированным в 2019 году, застраховано 6,4 млн усл. гол. Данное поголовье составляет 22,4 % от всего поголовья сельскохозяйственных животных в субъектах Российской Федерации.
Страховая сумма (ответственность страховщиков) и начисленная страховая премия по просубсидированным в 2019 году договорам страхования составили 118,4 и 1,3 млрд руб. соответственно.
Сельское хозяйство в Российской Федерации - специфичная отрасль, которая зависит от географического положения, климатических условий и особенностей природной среды в Российской Федерации.
Ввиду особенностей ведения сельского хозяйства в Российской Федерации особо остро стоит вопрос утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных при наступлении неблагоприятных природных условий.
Именно поэтому агрострахование осуществляемое с государственной поддержкой, является одним из ключевых направлений государственной поддержки в аграрном секторе.
Воронежская область Республика Мордови Томбовская область Ставропольский край Омская область Алтайский край Ростовская область Краснодарский край
тыс. га
50
100
150
200
250
0
Рисунок 3 - Срез посевных площадей имеющихся по договорам агрострахования в ведущих субъектах РФ,
2020 г., тыс. га
Понимая важность и необходимость механизма сельскохозяйственного страхования, правительством проводится работа по доведению информации до всех участников рынка сельскохозяйственного страхования об указанной мере государственной поддержки и совершенствованию механизма сельскохозяйственного страхования с целью стимулирования как сельскохозяйственных товаропроизводителей, застраховавших свои имущественные интересы, так и страховых организаций.
ПАО СК "Россгосстрах" АО СК "РСХБ-Страхование" АО "Страховая группа... ООО "СК "Согласие" АО "СО "Талисман" ООО "СО "Верна" АО "МАКС" ОООРСО "ЕВРОИНС" САО "ВСК" ПАО "САК "Энергогарант" ООО "Абсодют Страхование" АО "Альфострахование
млн руб.
0 50 100 150 200 250 300 350 400 450
Рисунок 4 - Объем страховой премии по договорам агрострахования полученных объемы субсидий
2020 г., млн руб.
В связи с этим в 2019 году наблюдалась положительная динамика в развитии сельскохозяйственного страхования. Так, размер застрахованных посевных площадей в 2019 году (застраховано 4,3 млн га) превысил размер застрахованных посевных площадей в 2018 году в 3,3 раза (застраховано 1,3 млн га). Застрахованное количество поголовья сельскохозяйственных животных в 2019 году (застраховано 6.4 млн. условных голов) увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 2018 годом (застраховано 4,8 млн усл. гол.).
Лидерством среди регионов по застрахованным площадям по агрострахованию обладают: (1) Воронежская область (194,3 тыс. га); (2) Республика Мордовия (188,0 тыс. га); (3) Тамбовская область (166,3 тыс. га); (4) Ставропольский край (159,6 тыс. га); (5) Омская область (153,4 тыс. га); (6) Алтайский край (153,1 тыс. га).
Доля данных регионов в общем объеме застрахованных площадей в Российской Федерации составила
70,1 %.
В 2020 году были заявлены убытки по договорам страхования урожая зерновых культур на общую сумму 49,8 млн руб. сельскохозяйственными товаропроизводителями Алтайского, Приморского и Ставропольского краев (всего 8 хозяйств) [7].
Таблица 1 - Исследование страховых случаев по страхованию сельскохозяйственных рисков
в России, 2020 г.
Показатель Количество страховых случаев по страхованию сельскохозяйственных рисков, ед.
Заявленных Урегулированных Отказов в страховой выплате Неурегулированных
ед. млн руб.
С государственной поддержкой
Страхование сельскохозяйственных рисков, всего 1091 1058 143 437 3 519
в т. ч.
- урожая сельскохозяйственных культур 120 101 55 102 1 626
- сельскохозяйственных животных 5 3 1 7 9,1
Без государственной поддержки.
Страхование сельскохозяйственных рисков,всего 966 954 87 248 1883
в т. ч. |
- урожая сельскохозяйственных культур 56 41 17 64 475
- сельскохозяйственных животных 908 913 70 181 1175
-объектов товарной аква-культуры (товарного рыбоводства) 2 - - 3 234
Осуществлены страховое возмещения на общую сумму 21,5 млн руб., отказано в страховых выплатах 28,3 млн руб. Утрата (гибель) объектов страхования произошла в результате следующих факторов: засухи (атмосферной, почвенной), суховея, переувлажнения почвы, подтопления, заморозков.
Страховые выплаты осуществили такие страховые компании как ООО «СК «Согласие», АО СК «РСХБ-Страхование», ПАО СК «Росгосстрах».
Таким образом, для совершенствования инструментов и механизма агрострахования для региональной стабильности необходимо:
- методология понимания чрезвычайные ситуации природного характера для агрострахования;
- механизм увеличения субсидий по страховым премиям от риска утраты или гибели в результате ЧС;
- формирования фонда страховых резервов в рамках объединения;
- разработка дополнительных программ агрострахования;
- цифровизация (мониторинг, создание единой базы, дистанционное удаленное взаимодействие страховщиков и страхователей).
Источники:
1. Кумпилов Н. Т. Сельскохозяйственное страхование как эффективный инструмент повышения финансовой устойчивости агропромышленного комплекса / Н. Т. Кумпилов, К. А. Назаретян, Л. К. Улыбина //Вестник Академии знаний. - 2020. - № 2 (37). - С. 452-462.
2. Улыбина Л. К. Информационная платформа на российском страховом рынке / Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова //В книге: Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материал. IV международной конференции. Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. - 2019. - С. 123.
3. Окорокова О. А. Оценка региональной структуры страхового рынка / О. А. Окорокова, Ю. А Еременко, А. Ю. Никулина //Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7 (108). - С. 399-403.
4. Улыбина Л. К. Механизм агрострахования в АПК / Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова //В кн.: Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материал. II международной конференции. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. - 2018. -С. 108.
5. Региональное сельскохозяйственное страхование: развитие в контексте глобальных преобразований /Улыбина Л. К., Окорокова О. А., Тураев Ю. Б., Буркова Я. Л. //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 4. № 10.-С. 49-55.
6. Улыбина Л. К. Анализ индикаторов сельскохозяйственного страхования в краснодарском крае / Л. К. Улыбина, Ю.Б. Тураев //В сб.: Актуальные аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного хозяйственного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции под ред. Г.Б. Клей-нера, В. В. Сорокожердьева, З. М. Хашевой. - 2019. -С. 275-281
7. Сводные данные статистической формы отчетности страховщиков. https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/
8. Agricultural insurance with state support in Russia in the conditions of uncertainty and risk/ Ulibina L.K., Okorokova O.A., Turaev Y.B., Ilina T.V., Rusetskaya E.A. //International Journal of Engineering and Technology(UAE). - 2018. - Т. 7. -№ 3.14 - Special Issue 14. - р. 431-438.
References:
1. Kumpilov N. T. agricultural insurance as An effective tool for improving the financial stability of the agro-industrial complex / N. T. Kumpilov, K. A. Nazaretyan, L. K. Ulybina //Bulletin Of the Academy of knowledge. - 2020. - № 2 (37). -P. 452-462.
2. Ulybina L. K. information platform on the Russian insurance market / L. K. Ulybina, O. A. Okorokova //In the book: Institutional transformations of the Russian agro-industrial complex in the context of global challenges. Collection of abstracts on the material. IV international conference. Rel. for issue A. G. Koshchaev. - 2019. - P. 123.
3. Okorokova O. A. Assessment of the regional structure of the insurance market / O. A. Okorokova, Yu. A. Eremenko, A.Yu. Nikulina //Economics and entrepreneurship. - 2019. - № 7 (108). - p. 399-403.
4. Ulybina L. K. mechanism of agricultural insurance in the agro-industrial complex / L. K. Ulybina, O. A. Okorokova //In the book: institutional transformations of the Russian agro-industrial complex in the context of global challenges. Collection of abstracts on the material. II international conference. Rel. for the release of A. G. Koshchaev. - 2018. -P.
5. Regional agricultural insurance: development in the context of global transformations /Ulybina L. K., Okorokova O. A., Turaev Yu. b., Burkova Ya. L. //Economics and management: problems and solutions. - 2018. - Vol. 4. No. 10.- Pp. 49-55.
6. Ulybina L. K. analysis of indicators of agricultural insurance in the Krasnodar territory / L. K. Ulybina, Yu. b. Turaev //In SB.: Actual aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia: search for fashion
7. Summary data of the statistical reporting form of insurers. https://cbr.ru/insurance/reporting_stat
8. Agricultural insurance with state support in Russia in the conditions of uncertainty and risk/ Ulibina L. K., Okorokova O. A., Turaev Y. B., Ilina T. V., Rusetskaya E. A. //International Journal of Engineering and Technology(UAE). - 2018. - Т. 7. -№ 3.14 - Special Issue 14. - р. 431-438.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10677
Л.А. Хутова - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, [email protected],
L.A. Khutova - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", g. Cherkessk;
Л.Р. Эльбиева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
L.R. Elbieva - Assistant of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University" Grozny.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Будучи неотъемлемым элементом системы управления государственными финансами, сам государственный финансовый контроль выступает как открытая, изменяющаяся система. Действие эффективного государственного финансового контроля, помимо выявления недостатков и нарушений, предполагает решение ряда серьезных задач государственного управления, таких как изучение эффективности формирования и управления материальными ценностями, выявление резервов для дальнейшего улучшения качество жизни населения страны. В предлагаемой статье исследуется концепция финансового контроля в Российской Федерации, дается описание системы финансового контроля и выявляются проблемы, препятствующие ее эффективному функционированию.
Abstract. Being an integral element of the public finance management system, public financial control itself acts as an open, changing system. The action of effective state financial control, in addition to identifying shortcomings