Научная статья на тему 'Лизинг как эффективный механизм обновления материально-технической базы аграрного сектора'

Лизинг как эффективный механизм обновления материально-технической базы аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИЗИНГОВЫЙ ФОНД / МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / LEASING / AGRICULTURAL SECTOR / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / GOVERNMENT SUPPORT / REGIONAL LEASING FUND / EQUIPMENT-TECHNOLOGY COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашов В. С., Улыбина Л. К.

Всестороннее исследование проблемы воспроизводственных процессов технико-технологической базы показывает достаточно высокую степень изношенности парка сельскохозяйственных машин и оборудования в агропромышленных формированиях, которая достигает свыше 50%. На практике менеджмент агроформирований применяет широкую линейку механизмов и инструментов управления модернизацией материально-технической базы. В связи с этим применение лизинговых отношений в качестве механизма обновления технико-технологической базы аграрной отрасли может стать эффективным инструментом в воспроизводственном процессе основного капитала. Основное преимущество механизма агролизинга состоит в возможности расширять бизнес при наименьшей сумме стартового капитала, когда техника, оборудование уже используется без дополнительного залогового обеспечения, осуществляется процесс производства продукции или оказания услуг, предприниматель получает доход, который направляется, в том числе для завершения расчетов с лизингодателем, что особенно важно для малых форм хозяйствования. Следовательно, на первый план выходит механизм агролизинга как один из наиболее доступных форм обеспечения непрерывного обновления машинно-тракторного парка сельского хозяйства и развития отраслевой экономики. Лизинг достаточно активно развивается в сегментах отечественного и международного рынков капитала. Большинство организаций реального сектора экономики на практике используют такой вид финансирования собственного производства или временного привлечения основного капитала для модернизации своей деятельности. Основной целью работы является изучение системы агролизинговых отношений как одного из основных механизмов инвестирования в воспроизводственные процессы обновления основного капитала аграрного сектора экономики. В ходе проведенного исследования были использованы следующие методы: общенаучные, метод индукции и дедукции, анализа и синтеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEASING IS AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR UPDATING MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF AGRICULTURAL SECTOR

A comprehensive study of the problem of the reproduction processes of the technical and technological base shows sufficiently high extend wear of the fleet of agricultural machines and equipment in the agroindustrial formations, which reaches over 50%. In practice, the management of agro formations uses a wide range of mechanisms and tools for managing the modernization of the material and technical base. For this purpose, the use of leasing relations as a mechanism of the technical and technological base of the agricultural sector updating can be an effective tool in the reproduction process of fixed capital. The main advantage of the agroleasing mechanism is the ability to expand the business with the smallest amount of start-up capital, when the machines, equipment are already used without additional collateral, the production process or providing services are carried out, the entrepreneur receives income which goes to complete settlements with the lessor that is especially important for small businesses. Therefore, the agroleasing mechanism steps forward as one of the most accessible forms of ensuring the continuous renewal of the machine-tractor agricultural fleet and the development of the sectorial economy. Leasing is actively developing in the segments of the domestic and international capital markets. In practice, most organizations of the real sector of the economy use this type of financing of their own production or temporary attraction of fixed capital to modernize their activities. The main purpose of the work is to study the system of agroleasing relations as one of the main investing mechanism in the reproduction processes of updating the fixed capital of the agrarian sector of the economy. In the course of the study, the following methods were used: general scientific methods, induction and deduction methods, analysis and synthesis.

Текст научной работы на тему «Лизинг как эффективный механизм обновления материально-технической базы аграрного сектора»

УДК / UDC 339.187.62:631.152.2

ЛИЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА

LEASING IS AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR UPDATING MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF AGRICULTURAL SECTOR

Лукашов B.C.*, соискатель Lukashov V.S., Applicant Улыбина Л.К., доктор экономических наук, профессор Ulybina L.K., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», Краснодар, Россия Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin" *E-mail: [email protected]

Всестороннее исследование проблемы воспроизводственных процессов технико-технологической базы показывает достаточно высокую степень изношенности парка сельскохозяйственных машин и оборудования в агропромышленных формированиях, которая достигает свыше 50%. На практике менеджмент агроформирований применяет широкую линейку механизмов и инструментов управления модернизацией материально-технической базы. В связи с этим применение лизинговых отношений в качестве механизма обновления технико-технологической базы аграрной отрасли может стать эффективным инструментом в воспроизводственном процессе основного капитала. Основное преимущество механизма агролизинга состоит в возможности расширять бизнес при наименьшей сумме стартового капитала, когда техника, оборудование уже используется без дополнительного залогового обеспечения, осуществляется процесс производства продукции или оказания услуг, предприниматель получает доход, который направляется, в том числе для завершения расчетов с лизингодателем, что особенно важно для малых форм хозяйствования. Следовательно, на первый план выходит механизм агролизинга как один из наиболее доступных форм обеспечения непрерывного обновления машинно-тракторного парка сельского хозяйства и развития отраслевой экономики. Лизинг достаточно активно развивается в сегментах отечественного и международного рынков капитала. Большинство организаций реального сектора экономики на практике используют такой вид финансирования собственного производства или временного привлечения основного капитала для модернизации своей деятельности. Основной целью работы является изучение системы агролизинговых отношений как одного из основных механизмов инвестирования в воспроизводственные процессы обновления основного капитала аграрного сектора экономики. В ходе проведенного исследования были использованы следующие методы: общенаучные, метод индукции и дедукции, анализа и синтеза. Ключевые слова: лизинг, аграрный сектор, материально-техническая база, государственная поддержка, региональный лизинговый фонд, машинно-технологические компании.

A comprehensive study of the problem of the reproduction processes of the technical and technological base shows sufficiently high extend wear of the fleet of agricultural machines and equipment in the agroindustrial formations, which reaches over 50%. In practice, the management of agro formations uses a wide range of mechanisms and tools for managing the modernization of the material and technical base. For this purpose, the use of leasing relations as a mechanism of the technical and technological base of the agricultural sector updating can

be an effective tool in the reproduction process of fixed capital. The main advantage of the agroleasing mechanism is the ability to expand the business with the smallest amount of startup capital, when the machines, equipment are already used without additional collateral, the production process or providing services are carried out, the entrepreneur receives income which goes to complete settlements with the lessor that is especially important for small businesses. Therefore, the agroleasing mechanism steps forward as one of the most accessible forms of ensuring the continuous renewal of the machine-tractor agricultural fleet and the development of the sectorial economy. Leasing is actively developing in the segments of the domestic and international capital markets. In practice, most organizations of the real sector of the economy use this type of financing of their own production or temporary attraction of fixed capital to modernize their activities. The main purpose of the work is to study the system of agroleasing relations as one of the main investing mechanism in the reproduction processes of updating the fixed capital of the agrarian sector of the economy. In the course of the study, the following methods were used: general scientific methods, induction and deduction methods, analysis and synthesis.

Key words: leasing, agricultural sector, material and technical base, government support, regional leasing fund, equipment-technology company.

Обеспеченность сельхозтовапроизводителей лизинговыми услугами в аграрном секторе и формирование конкурентного поведения предпринимательских структур имеет важное значение в развитии отношений агролизинга. Устойчивое развитие сельского хозяйства будет способствовать активному росту всех сопутствующих отраслей агропромышленного комплекса (перерабатывающая, химическая, машиностроение), поэтому необходимо уделять особое внимание на государственном уровне роли воспроизводства материально-технической базы при реализации государственных программ развития аграрного сектора экономики.

При использовании механизма лизинга важное значение имеет государственная поддержка и реализация новых инструментов субсидирования сельского хозяйства. Кроме того, пользование сельхозтоваропроизводителей лизинговыми услугами происходит в неконкурентной среде, что сдерживает эффективность их применения. Конкурентное поведение предпринимательских структур в этой сфере способствовало бы более широкому развитию агролизинга. Таким образом, дальнейшее исследование формирования и развития системы лизинговых отношений как механизма инвестирования аграрного сектора, носит актуальный характер и обладает практической значимостью.

В отсутствии свободных денежных средств у сельхозтоваропроизводителей возникает необходимость в поиске новых источников финансирования воспроизводственных процессов. При реализации лизинговых проектов в аграрном секторе основным фактором, который сдерживает развитие кредитования инвестиционной деятельности, является риски долгосрочных вложений [13].

В условиях экономических санкций и реализации государственной политики импортозамещения создание экономически устойчивой и функционирующей системы обновления средств производства со своевременным воспроизводством в необходимых объемах является важнейшей задачей для российской экономики [3]. Наряду с существующими формами приобретения объектов материально-технической базы реального сектора экономики (кредит, аренда или найм, собственные ресурсы), важное место в сфере российского АПК занимают лизинговые отношения. На законодательном уровне в России лизинг

был закреплен еще в 1998 г. на уровне ФЗ № 164 «0 финансовой аренде (лизинге)».

Сокращение объемов инвестирования агроформирований в основной капитал требует разработки новых инструментов, механизмов и методов государственной поддержки сельского хозяйства, основанных на новых современных подходах, как со стороны государства, так и самих производителей, которым должна стать система агролизинга.

Агролизинговые отношения представляют собой механизм взаимодействия всех акторов, участвующих в воспроизводственном процессе материально-технической базы отрасли, основанный на государственной поддержке, заключении договоров финансового лизинга между

сельхозтоваропроизводителями и лизинговыми компаниями, участия в проекте кредитных и страховых институтов [6].

Категория «агролизинг» обладает специфическими и отраслевыми особенностями, которые влияют на механизм взаимоотношений участников в аграрном секторе экономики. Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на систему лизинговых отношений в АПК, такие как экономические, психологические, организационные и конкурентные.

Экономические особенности агропромышленного лизинга заключаются в участие не только лизинговых ресурсов в процессе воспроизводства основного капитала, но также за счет кредитных средств [2]. В связи с этим необходим индивидуальный подход к сравнению кредитной и лизинговой схем финансирования капиталовложений с учетом государственного субсидирования. Психологические особенности обусловлены обременением лизингополучателя платежами на весь срок договора без возможности досрочного погашения, которые относятся к АО «Росагролизинг» - одному из лидеров рынка агролизинга в России. Организационные особенности заключаются в монополизации и усложнении процедур одобрения лизинговых проектов в сельском хозяйстве за счет государственных средств. Наличие государственного субсидирования для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования через механизм лизинга строго регламентирует список предметов лизинга, который обуславливает наличие определенных конкурентных особенностей.

Исследовав объемы поставок техники через АО «Росагролизинг», можно сделать вывод о том, что объемы приобретения техники за рассматриваемый период снизились по отношению к 2016 г.: по РФ - на 54%, по центральному округу - на 55%, по южному округу - на 70%. В общей структуре поставок техники через АО «Росагролизинг» южный и федеральный округа занимают более 43% от всего объема (табл. 1).

Участие государственных структур при реализации механизма агролизинга несет не только преимущества в виде субсидий и льгот, но и отрицательные стороны, связанные с монополизацией и неизбежной бюрократизацией всех процессов. Это усложняет организационные процедуры и замедляет процесс оформления лизинговых сделок. Государственные программы, направленные на развитие лизинговых отношений в аграрном секторе, регламентируют перечень техники и оборудования, передаваемых в лизинг, что обусловливает наличие определенных конкурентных особенностей для государственной компании АО «Росагролизинг» и коммерческого лизинга.

Таблица 1 - Структурный анализ механизма АО «Росагролизинг» по обновлению сельскохозяйственной техники

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2013 г.

Южный федеральный округ

Тракторы, ед. 200 253 120 190 137 68,5

Комбайны, ед. 63 78 110 299 66 104,8

Итого техники и оборудования, ед. 474 491 505 1151 586 123,6

Объем поставок, млн руб. 870,5 1145,7 1704,1 4154,1 1234,2 141,8

Центральный федеральный округ

Тракторы, ед. 301 414 186 204 170 56,5

Комбайны, ед. 118 97 223 310 109 92,4

Итого техники и оборудования, ед. 970 1309 1080 1728 1259 129,8

Объем поставок, млн руб. 1922,0 2379,4 2891,8 5958,7 2662,7 138,5

Российская Федерация

Тракторы, ед. 1474 1803 803 1058 786 53,3

Комбайны, ед. 608 701 1076 1356 510 83,9

Итого техники и оборудования, ед. 4646 4760 4072 6151 3921 84,4

Объем поставок, млн руб. 8465,0 10713,4 12051,5 19658,3 9042,1 106,8

Система управления лизинговыми отношениями в современных условиях включает в себя комплекс взаимосвязанных инструментов и механизмов (основных и вспомогательных), сутью построения которых является организационно-экономический механизм управления АПК, представляющий собой многоуровневую иерархическую систему [9]. В управлении развитием агропромышленного лизинга важное значение имеет обоснование целевых задач развития системы АПК региона и России в целом, выявление внутренних ресурсов и внешних возможностей для ее дальнейшего развития [8].

В результате реализации механизма агролизинга в Краснодарском крае в сельскохозяйственных организациях за 2012-2016 гг. было приобретено более 850 единиц сельскохозяйственной техники. Наибольшее количество техники, приобретаемой организациями за анализируемый период, пришлось на 2014 г.: объем приобретения тракторов составил более 1300 единиц, комбайнов более 470 единиц, из них в лизинг 73 и 23 единицы соответственно (рис. 1).

■ Приобретено тракторов, ед. ■ В том числе тракторов в лизинг, ед.

■ Приобретено комбайнов, ед. В том числе комбайнов в лизинг, ед.

^^^^^ ^^^^^ ^^^^^ ^^^^^

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рисунок 1 - Объемы приобретения сельскохозяйственной техники агроформированиями через механизм агролизинга в Краснодарском крае

Рост инвестиций в основной капитал, как в сельском хозяйстве, так и в экономике России за период 2012-2016 гг. носил положительную тенденцию (от 476,4 млрд руб. до 605,8 млрд руб.). Резкое падение объемов инвестиций в сельском хозяйстве произошло в 2017 г. (412,5 млрд руб.) по отношению к 2016 г. на 31,9%. Снижение наблюдается и по отношению к показателям 2012 г., хотя и менее значимое (13,4%). Доля привлеченных средств предприятий в структуре финансирования в основной капитал в период 2014-2017 гг. составила порядка 50% от общего объема инвестиций, из них бюджетных средств более 16%. Такое постоянство происходило на фоне падающего объема собственных средств организаций, но довольно высокого по отношению к номинальному объему в целом.

В настоящее время принимаются меры по развитию новых механизмов финансирования воспроизводственных процессов материально-технической базы в форме эффективных инструментов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей на уровне региона [14]. Одним из инструментов обновления машинно-тракторного парка является приобретение техники и оборудования в лизинг с субсидированием первоначального взноса клиента. Программы развития лизинговых отношений и объемы государственной поддержки сельского хозяйства для каждого региона устанавливаются персонально, для Краснодарского края субсидируется 70% первоначального взноса, но не более 30% от стоимости техники или оборудования. Субсидирование сельхозтоваропроизводителей региона проводится в рамках краевой целевой программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае [4].

Реализация программы государственной поддержки в сфере сельского хозяйства обеспечит интенсивное развитие экономики региона и повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае [7]. Применение государственных инструментов в реализации механизма агролизинга будет также иметь положительный эффект и окажет воздействие на общее социально-экономическое развитие Краснодарского края, будет способствовать увеличению количества рабочих мест и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Для реализации данной программы необходимо решить следующие задачи:

- развитие механизма льготного кредитования и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства через реализацию механизма лизинга;

- увеличение доли произведенной продукции или оказанных услуг малыми формами хозяйствования в структуре ВРП.

Общий объем финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства посредством применения механизма лизинга в Краснодарском крае на 2013-2017 гг. за счет средств краевого бюджета составил более 240 млн руб. (рис. 2) [15].

44,1 —Субсидированнечаста затр ат по лизинговым платежам

^^ Л Су б сид ир о в ание ч а ста

■затратна уплату пqiБoгo

взноса при заключении

договора лизинга 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 2 - Срез развития финансовой поддержки лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, млн руб.

Становится актуальным вопрос поиска пути совершенствования и трансформации сложившейся схемы агропромышленного лизинга, которую возможно реализовать путем объединения частного и государственного капитала, заключающийся в интеграции основных преимуществ коммерческого лизинга (свобода выбора предмета лизинга, его разнообразие по типу и техническим характеристикам) с возможностью государственной поддержки на основе государственно-частного партнерства. Финансирование инвестиционных проектов по поводу обновления материально-технической базы аграрной отрасли полностью за счет бюджетных средств трудно выполнимо, что позволило бы решить проблемы, связанные с высоким износом и потребностью в высокотехнологичной технике и оборудовании в сельском хозяйстве, не может быть реализован из-за ограниченности объемов государственных ресурсов [12].

Предлагаемые меры будут выгодны для малых форм хозяйствования в целях снижения налоговой и финансовой нагрузки. В результате интеграции частного и государственного капитала региональный лизинговый фонд будет финансировать сделки по обновлению техники. Контролирующим органом использования и распределения государственных субсидий для коммерческих лизинговых компаний будет Министерство сельского хозяйства региона. Лизинговые компании должны пройти строгий конкурсный отбор по установленным критериям, которые будут определяться в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

Механизм финансирования через региональный лизинговый фонд будет происходить следующим образом:

1. На финансирование лизинговой сделки выделяются средства из государственного бюджета. Данные средства перечисляются в региональный лизинговый фонд, в дальнейшем средства поступают на реализацию лизинговых проектов в регионе для закупки техники и оборудования

сельхозтоваропроизводителям и передачи их в финансовую аренду через лизинговые компании.

2. Лизингодатель проводит подбор сельскохозяйственной техники или оборудования по запросу клиента. Лизингодатель осуществляет расчеты лизинговых платежей уже с учетом понесенных затрат, включая свою маржу за исполнение сделки.

3. В случае если все стороны дали положительное решение, подписываются документы установленного образца, договор имущественного страхования, приобретается техника или оборудование, которое необходимо лизингополучателю и передается на правах финансовой аренды.

Все стороны, участвующие в сделке при реализации предлагаемой схемы агролизинговых отношений, получают определенный эффект:

- государство возвращает свои бюджетные средства через исполнение программ развития сельского хозяйства;

- лизинговая компания получает доход в виде процентов, заложенных в лизинговых платежах, за проведение сделки;

- лизингополучатель получает на правах аренды технику или оборудование, которую по истечению срока договора может получить в собственность.

Лизинговая компания при реализации данной схемы частно-государственного партнерства выступает гарантом успешного проведения сделки.

Использование механизма лизинга как одного из инвестиционных форм вложения в основной капитал имеет положительный результат при соблюдении интересов всех сторон лизинговой сделки - государства, сельхозтоваропроизводителя, лизинговой компании, производителя сельскохозяйственной техники и оборудования, поставщика этой техники, кредитных учреждений (банков), страховых компаний [10]. Лизинг на основе государственно-частного партнерства может рассматриваться как одной из перспективных форм обновления материально-технической базы АПК страны и региона в частности [1 ]. Он будет необходим для демонополизации сложившейся системы агролизинга в стране для создания конкурентного рынка лизинга в сельском хозяйстве. Системные изменения модернизации экономики на данном этапе невозможно провести без структурного пересмотра текущей схемы финансирования сельхозтоваропроизводителей.

Одним из основных векторов развития агролизинга в стране в перспективе должны стать инфраструктурные изменения государственной компании АО «Росагролизинг» путем создания в федеральных округах региональных представительств и филиалов, что намного облегчит принятие управленческого решения для заключения сделок в регионах. Система внутрикорпоративного менеджмента в организационно-экономической структуре Росагролизинга строится по линейно-функциональному централизованному типу. С целью стратегического развития компании, повышения степени ответственности территориальных филиалов за проведение политики устойчивого развития в регионах, необходимо построение корпоративных отношений на основе реализации дивизиональной структуры. Полномочия по принятию оперативных управленческих решений будут относиться к среднему уровню менеджмента, в то время как стратегическое развитие будет относиться к центральному аппарату, который проводит политику Министерства сельского хозяйства России.

Предлагаемая схема инфраструктурных изменений позволит децентрализовать агролизинговый рынок, развивать конкуренцию за счет участия новых лизинговых компаний в финансировании аграрного сектора для активизации инвестиционного потенциала сельхозтоваропроизводителей.

Также целесообразно проводить конкурсный отбор других участников лизинговой сделки: поставщиков сельскохозяйственной техники и оборудования, банков, которые готовы предоставлять свои услуги и продукцию. Данная система будет способствовать развитию конкуренции на рынке в трех направлениях:

- между лизинговыми компаниями за клиента;

- среди поставщиков сельхозтехники и оборудования;

- между банками за финансирование лизинговых компаний.

Для формирования механизма своевременного обновления машинно-тракторного парка автором предлагается интеграция структуры регионального лизингового фонда на основе частно-государственного партнерства в сельскохозяйственные потребительские кооперативы на основе машинно-технологических компаний для финансирования приобретения техники и оборудования, которые в свою очередь будут передавать ее в пользование участникам данного кооператива, что позволит малым формам хозяйствования использовать современную технику и оборудование для осуществления производственно-технологических циклов в полном объеме посредством реализации механизма агролизинга, что приведет к снижению затрат на единицу произведенной продукции, выходу на новые рынки сбыта для всех участников данных формирований (рис. 3).

Рисунок 3 - Схема реализации лизинговых отношений в аграрном секторе экономики РФ

Конкурентные отношения будут складываться в двух плоскостях: во-первых, конкурирование среди потенциальных участников конкурсного отбора и во-вторых, финансирование сельхозтоваропроизводителей, которые прошли конкурсный отбор для реализации сделок агролизинга с использованием государственной поддержки.

Таким образом, предлагаемые меры позволят сформировать конкурентную среду в сфере агропромышленного лизинга и диверсифицировать источники финансирования лизинговых проектов. Возможность использования государственных средств будет стимулировать банки в финансировании лизинговых сделок, способствовать созданию и применению на практике механизма агролизинга на основе государственно-частного партнерства [5].

Лизинг продолжит свое развитие в условиях нестабильных экономических отношений и стагнации российской экономики. Приоритетным направлением является развитие лизинговых отношений в сегменте малого и среднего бизнеса как одного из доступных инструментов модернизации основного капитала.

Основными факторами роста объема лизинговых отношений являются:

- рост объемов малого и среднего предпринимательства и увеличение потребности в модернизации своих производств и технологий;

- быстрые темпы развития лизинговых компаний по сравнению с сегментом кредитования;

- государственная поддержка лизинга для малого предпринимательства, в том числе и сельского хозяйства;

- сокращение доли в банковском кредитовании субъектам малого и среднего бизнеса и переключение их на услуги лизинга.

Следовательно, лизинговые отношения в аграрном секторе способствуют развитию инвестиционного механизма, содержащего полное сопровождение сделки и постгарантийное обслуживание техники и оборудования. Основные преимущества - упрощенность заключения договора, скорость принятия решения по финансированию лизингового проекта и ценовой параметр в заключение лизингового договора [11].

Критериями сохранения спроса на лизинговые услуги будут:

- развитие государственной поддержки по реализации механизма агролизинга;

- высокий уровень износа материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей и необходимость ее модернизации;

- значительный уровень кредиторской задолженности в аграрном секторе и снижение уровня платежеспособности агроформирований в условиях стагнации экономики;

- участие в проектах государственно-частного партнерства для лизинговых компаний с целью расширения объемов рынка.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агаркова Л.В., Малов Г.И. Разработка методического подхода к диагностике технической базы предприятий зернового подкомплекса АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 6. С. 54-60.

2. Адамов H.A., Мельцас Е.О. Лизинг - эффективный финансовый инструмент // Российский экономический интернет-журнал. 2012. № 3. С. 28-33.

3. Газман В.Д. Воздействие альтернативных моделей лизинга на финансирование инвестиций // Вопросы экономики. 2013. № 7. С. 82-97.

4. Лукашов B.C. Лизинговый механизм как инструмент инвестирования в реальный сектор экономики страны // Экономические науки. 2017. № 1(146). С. 77-82.

5. Трансформация системы лизинговых отношений в реальном секторе экономики / B.C. Лукашов, Л.К. Улыбина, O.A. Окорокова, М.Г. Русецкий, Л.В. Близно // International Journal of Engineering & Technology. 2018. 7 (3.14). С. 439-444.

6. Формирование и развитие инновационного лизинга в системе воспроизводственного процесса реального сектора региональной экономики / B.C. Лукашов, Л.К. Улыбина, Д.Я. Родин, Л.В. Глухих // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 10 (457). С. 1941-1957.

7. Материально-техническое обеспечение аграрного сектора экономики как фактор развития рынков сельскохозяйственной продукции: монография / A.B. Алпатов, Н.Д. Аварский, А.Н. Осипов, A.A. Полухин, А.Н. Ставцев [и др.]. Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. 166 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Окорокова O.A., Машуков И.Ю. Лизинг как форма финансовой поддержки сельского хозяйства Краснодарского края на государственном и муниципальном уровне // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 12 (42). С. 249-257.

9. Окорокова O.A., Хохлова Т.Ю. Проблемы и перспективы развития лизинга в России // Сб. статей: Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. 2016. С. 66-70.

10. Полухин А. А., Ланкин А. С., Грудкина М. А. Направления совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 2 (35). С. 32-39.

11. Попова Л. В. Воспроизводство основного капитала в сельском хозяйстве: совершенствование агролизинга // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2017. № 4 (48). С. 280-288.

12. Механизм государственно-частного партнерства для развития инфраструктурного обеспечения российского рынка сельхозтехники / Л.В. Попова, А.Г. Досова, Т.Н. Литвинова, А.Ф. Рогачев // АПК: экономика, управление. 2018. № 3. С. 37-44.

13. Проняева Л. И. Региональное управление финансированием воспроизводства основного капитала в сельском хозяйстве // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 6. С. 50-57.

14. Проняева Л. И. Эффективность бюджетного финансирования воспроизводства основного капитала в сельском хозяйстве региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. № 6. С. 227-245.

15. Характерные особенности стимулирования инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе России / Л.К. Улыбина, O.A. Окорокова, В.А. Суминская, Ю.Б. Тураев // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3 (86). С. 849-854.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.