Научная статья на тему 'Оценка суицидального поведения и риска пациентов персоналом психиатрических учреждений'

Оценка суицидального поведения и риска пациентов персоналом психиатрических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ОЦЕНКА / ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ПАЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чубина С. А., Бобкова Е. Н., Ивашиненко Д. М., Любов Е. Б.

Анонимный опрос выявил низкую суицидальную настороженность медицинского персонала областных психиатрических учреждений, что подчеркивает важность целевого тематического усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка суицидального поведения и риска пациентов персоналом психиатрических учреждений»

Суицидология и аддиктология

ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РИСКА ПАЦИЕНТОВ ПЕРСОНАЛОМ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

С.А. Чубина1, Е.Н. Бобкова2,

Д.М. Ивашиненко2, Е.Б. Любое3

!ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева, г. Тула 2Тульский ГУ, г. Тула

3Московский НИИ психиатрии, г. Москва E-mail авторов: [email protected]

Анонимный опрос выявил низкую суицидальную настороженность медицинского персонала областных психиатрических учреждений, что подчеркивает важность целевого тематического усовершенствования.

Ключевые слова: суицидальный риск, оценка, психиатрические пациенты.

Изучение представлений персонала психиатрических учреждений (психиатров, психотерапевтов, наркологов, медицинских психологов) о суицидальном поведении пациентов, исходя из их личного и профессионального опыта, позволит разработать обучающие программы для повышения суицидологической информированности и бдительности специалистов [1, 2].

Цель исследования: оценка представлений

персонала психиатрических учреждений Тульской области о суицидальном поведении.

Материал и методы. Анонимный опрос делегатов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные пути развития психиатрии» (25.04. 2014 г., г. Тула) по оригинальному структурированному опроснику, содержащему 34 вопроса закрытого типа в нескольких блоках. Блок «Отношение к проблеме суицида» включил 17 вопросов, направленных на выявление личного опыта врачей, необходимости дополнительных знаний в области суицидологии, отношения врачей к суицидальному поведению пациентов и, шире, окружающих. Блок «Оценка суицидального риска» состоял из 4 вопросов, сфокусированных на выяснении представлений специалистов о причинах, группах риска суицидального поведения, первоочередных мерах лечебнопрофилактического характера. Опросник заполнили 50 (64%) делегатов конференции, среди них 31 женщина (62%), большей частью (66%) до 40 лет, психиатры (76%), а также наркологи (8%), медицинские психологи (4%), врачи-консультанты (12%). В стационарной психиатрической службе заняты 52% опрошенных. Стаж большинства респондентов не менее 10-15 лет.

Результаты и обсуждение. Историю парасуицида пациентов пережило большинство (86%) опрошенных, причем 1 -2 раза сталкивались с суицидальными попытками - 32% респондентов, 3-5 раз - 22%, 6-9 раз - 6%, более 10 раз - четверть (26%). Ни одного суицида пациента за время работы не отметили 36% опрошенных, по крайней мере, с одним столкнулись 26% респондентов, 2-3 суицида отметили 16%, 4-5 -10%, 6 и более раз - 12%. Хотя 70% опрошенных не понимают, как люди идут на самоубийство, половина (48%) считает, что у каждого есть право на самоубийство. Например, в «безвыходной жизненной ситуации»

- 48%. Вместе с тем, 44% специалистов связывают суицидальное поведение с проблемами в семье и на работе, 40% - с повседневным дистрессом и тревогой. Добровольный уход из жизни при тяжелой неизлечимой болезни - облегчение бремени близких (42%). Вместе с тем каждый четвертый (26%) склонен винить в трагедии близкого суицидента и треть (34%) считает, что суицид пациента профессиональная ошибка лечащего врача.

Меньшая часть (42%) специалистов определяет рутинно суицидальный риск пациента. Хотя каждый десятый считает, что риск суицида растет, если пациента прямо спросить об этом, 60% согласны, что думающие о самоубийстве не избегают, как правило, обсуждать эту тему. Более половины (58%) полагает, что те, кто сообщает о намерении самоубийства, вряд ли его совершат. Однако 14% респондентов считают, что принявшего решение умереть невозможно остановить, 16% уверены, что если человек подумывают о самоубийстве, ему уже не избавиться от таких мыслей.

Хотя 54% профессионалов считает, что самоубийцы «в населении» были психически здоровы, основными причинами суицидального поведения своих пациентов большинство (92%) специалистов считают психотическую симптоматику; 66% - злоупотребление спиртным. Наибольшую настороженность (66% опрошенных) вызывают лица с попыткой суицида в анамнезе, одинокие (48%), с детализированным планом суицида (46%), отказывающиеся от лечения (32%), имеющие доступ к средству суицида (20%), не работающие (20%), молодые мужчины (14%), в первые дни госпитализации (6%), агрессивные (4%). Большинство (76%) респондентов считает, что в первую очередь пациенту в группе риска суицида показаны психотропные препараты, психиатрическая госпитализация (72%), но и психотерапия (66%), беседа со священнослужителем (30%), семейная психотерапия (24%), меньшинство советует сон и покой (10%) и электросудорожную терапию (8%). Большинство респондентов (78%) не проходили тематическое усовершенствование по суицидологии, но (76%) испытывают потребность в обучении такого рода.

В ы в о д ы . В независимости от пола, возраста, стажа работы специалисты психиатрической службы Тульской области, обычно сталкивающиеся с суицидальным поведением пациентов, имеют низкую суицидальную настороженность, большей частью неверные (искаженные) представления о выявлении и актуальности суицидального риска пациентов при высокой эмпатии к суицидентам (что косвенно указывает на известный суицидальный риск в профессиональной группе). Вместе с тем меньшинство профессионалов склонно принять вину за суицид на себя, более рассматривая его как неизбежный акт и следствие внешних обстоятельств. Необходимо целевое обучение суицидологии персонала психиатрических учреждений, созвучно и их собственному посылу [2].

Литература:

1. Ласый Е.В., Минкевич К.М., Вилькоцкая Н.В. и соавт. Врачи и суицидальное поведение: базовые представления, отношение, профессиональный и личный опыт // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2012. - № 3 (09).

http://www.recipe.by.

26

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014

Суицидология и аддиктология

2. Любов Е.Б., Куликов А.Н. Отношение работников психиатрических больниц к суицидальному поведению пациентов: первичные результаты // Тюменский медицинский журнал. - 2013. -Том 15, № 1. - С. 14.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ - СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

К.О. Яценко

Кемеровская ОКПБ, г. Кемерово E-mail автора: [email protected]

В период с 2009 по 2013 гг. обследовано 80 военнослужащих по призыву с эмоционально-неустойчивым расстройством личности с декомпенсацией с суицидальным поведением. Оценены характер и способы суицида. Выделено три клинических варианта суицидогенеза в соответствии с особенностями динамики эмоционально - неустойчивого расстройства личности в армии.

Ключевые слова: суицид, эмоционально-неустойчивое расстройство личности, военнослужащий

Уровень самоубийств в России в 1990-2012 гг. неизменно превышает критическое значение ВОЗ (20 случаев на 100000 населения), и входит в десять неблагополучных стран в рейтинге ВОЗ по проблеме суицидов, несмотря на некоторую тенденцию к снижению суицидальной смертности [5]. Самоубийство во всех случаях может быть понятно лишь как акт отношения индивидуума с социальной средой во взаимодействии ряда факторов, к ним относятся социодемографический, социально-средовой и психопатологический, имеющие разные доли участия в суицидогенезе [1]. Проблема суицидогенеза в армии имеет ряд особенностей, чем в гражданских условиях [7]. Количество суицидов в армии значительно превышает количество суицидов в целом, а термин «Доведение до суицида» исходит и ассоциируется со службой в армии [2, 3, 4]. Если исходить из нозологической принадлежности суицидогенеза, то лица с эмоционально-неустойчивым расстройством личности относятся к категории наиболее суицидоопасных. Среди всех лиц с расстройствами личности, совершившими суицид, около 30% приходится на долю эмоционально неустойчивых [6].

В период с 2009 по 2013 гг. обследовано 80 военнослужащих по призыву с эмоционально - неустойчивым расстройством личности с декомпенсацией или неустойчивой компенсацией. Одним из проявлений декомпенсаций было суицидальное поведение. Средний возраст военнослужащих составил 18,7±1,4 лет. Все обследуемые были ознакомлены и предоставили информированное согласие на проведение исследования.

Выявлено, что у 78,7% военнослужащих декомпенсация наступала в первый месяц службы, остальных - 21,2% - за полтора-один месяц до демобилизации. У 60% мужчин было истинное суицидальное поведение. У 40% аутодеструктивное поведение не имело цели лишения себя жизни. Двенадцать имели опыт суицидального поведения, но скрыли данное обстоятельство при призыве в армию. Способы самоповреждений:

самопорезы - 68, отравление медикаментами - 8, отравление средствами бытовой химии - 3 (в основном хлорсодержащими препаратами для дезинфекции), попытка повешения - 1.

47,5% суицидальных действий было совершено в состояние алкогольного опьянения. У 43,8% попытка суицида была истинной, у 56,2% суицидальное поведение носило демонстративно - шантажный характер.

В целом суицидальное поведение рассматривались в структуре аффективного варианта декомпенсации эмоционально-неустойчивого расстройства личности. Клинически выделено три варианта суицидального поведения:

1. «Немедленное изменение ситуации любым путём» - изначально не ставилось целью истинное лишение себя жизни. Аутоагрессивные действия становились единственным выходом для прекращения неразрешимой для аномальной личности ситуации. Пресуицидальный период длился от нескольких минут до нескольких часов. После «разрядки» большинство (73,8%) испытывали облегчение, разрешение.

2. Наряду с психопатическими реакциями, сталкиваясь с повторными психогениями, периодически возникали мысли о самоубийстве. Изначально контрольно-волевые способности сохранялись. Длительность пресуицидального периода составляла от нескольких часов до нескольких дней (21,2%).

3. Субдепрессивный тип декомпенсации эмоционально - неустойчивого расстройства личности, не свойственный гетерономный симптомокомплекс. Связан с астенизацией и появлением чувства собственной несостоятельности, низкой самооценкой. Характеризовался отсутствием позитивных вариантов решения проблемы, её субъективной «тупиковостью». Пресуицидальный период отличался некоторой длительностью (5%).

Суицидальное поведение у военнослужащих с эмоционально-неустойчивым расстройством личности продолжает оставаться острой медицинской проблемой. Выявленные клинические варианты суицидального поведения позволяют более специфично подходить к вопросам коррекции и реабилитации, а также профилактических и превентивных воздействий.

Литература:

1. Бохан Н.А., Приленский Б.Ю., Уманская П.С. Суицидальное поведение больных в практике врача психиатра-нарколога // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2014. - № 1. -С. 10-14.

2. Гринь В.В., Спадерова Н.Н., Кулеватов Г.В., Гаврилина Т.В. Завершенный суицид военнослужащего по призыву. Ретроспективный анализ случая // Суицидология. - 2011. - № 4. - С. 4143.

3. Кудрявцев И.А. Средовые и внутриличностные факторы суицидального риска у военнослужащих // Психическое здоровье. -2012. - № 12. - С. 108-117.

4. Мартусенко А.В., Бойко Е.О., Мыльникова Ю.А. Вопросы суицидального поведения военнослужащих по призыву // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 51-52.

5. Морев М.В., Шматова Ю.Е., Любов Е.Б. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 1 (14). - С. 3-11.

6. Положий Б.С., Панченко Е.А. Расстройства личности у пациентов, совершивших суицидальные попытки // Российский психиатрический журнал. - 2011. - № 3. - С. 48-51.

7. Timothy W., L. and S.S. O'Connorb Suicide in the US Army // Mayo Clin. Proc. - 2012. - Vol. 87, № 9. Sep.

Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.