УДК 316.346.32-053.9
doi 10.24411/2221-0458-2020-10028
ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦАМИ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Монгуш Ч. Н.
Тувинский государственный университет
ASSESSMENT OF SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE BY PEOPLE AT PRE RETIREMENT AGE (BASED ON A SAMPLE OF THE REPUBLIC OF TUVA)
Ch. N. Mongush Tuvan State University
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 19-013-00229 А This work was financially supported by the Russian Federal Property Fund No. 19-013-00229 A
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: субъективной оценки благополучия людьми предпенсионного возраста, что в свете пенсионной реформы приобретает особую значимость. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследований субъективного качества жизни лиц предпенсионного возраста, проживающих в Республике Тыва. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные составляющие психологического благополучия человека. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить субъективное качество жизни лиц перед выходом на пенсию. Описываются результаты обработки данных, полученных в ходе психолого-эмпирического исследования на представительной выборке (374 чел.) с использованием опросника для определения психологического благополучия (Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко). Достоверность установленных различий в уровне психологического благополучия проверяется методами аналитической математической статистики. Ключевые слова: качество жизни; удовлетворенность жизнью; предпенсионный возраст; психологическое благополучие; позитивные отношения; автономия; личностный рост; самопринятие
The article is devoted to a topical issue - the subjective assessment of well-being by people at the pre-retirement age, which in terms of the pension reform in Russia, is of particular importance. The article presents the results of theoretical and empirical studies of the subjective quality of life of people at the pre-retirement age living in the Republic of Tuva. This article attempts to reveal the main components of a person's psychological well-being. As a research task, the authors identified an attempt to assess the subjective quality of life of individuals before retirement. The results of processing data obtained during a psychological and empirical study on a representative sample (374 people) using a questionnaire to determine psychological well-being (T. D. Shevelenkova
and T. P. Fesenko) are described. The reliability of the established differences in the level of psychological well-being is verified by analytical mathematical statistics. Keywords: quality of life; life satisfaction; pre-retirement age; psychological well-being; positive relationships; autonomy; personal growth; self-acceptance
Как указывают некоторые ученые, в контексте геронтологической проблематики в особую кризисную группу выделяют представителей предпенсионного возраста. Завтрашние пенсионеры по многим социально-психологическим показателям находятся в более тревожном состоянии, нежели сами пожилые люди [1]. В связи с этим, понятие «субъективное качество жизни» является условием, которое наиболее полно отражает социальную ситуацию пожилых людей, их оценку уровня психологического благополучия. Термин «качество жизни» всё чаще используется в сфере социального благополучия и политики государства. Считается, что понятие «качество жизни» объединяет показатели из разных, но коррелирующих друг с другом областей: физической, функциональной, эмоциональной и социальный статус. На «качество жизни» пожилых людей оказывают влияние и то, что они имеют значительно меньшие финансовые ресурсы и социальную поддержку по сравнению с трудоспособным населением.
Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие [2].
В качестве базовых составляющих психологического благополучия принято выделять следующие показатели:
- позитивные отношения с другими;
- принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни);
- автономия (способность следовать своим собственным убеждениям);
- компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью);
- наличие целей, придающих жизни направленность и смысл;
- личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации [3].
Примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.
Вопросами психологического благополучия занимались Н. Брэдбёрн, А. Вотермен, А.А. Кроник. Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие», изучением проблемы позитивного психологического функционирования личности занимались А. Маслоу, К. Роджерс Г. Олпорт, К. Юнг, Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартен, Д. Биррен, К. Рифф [4, 5, 6, 7, 8, 9].
Н. Брэдбёрн создал представление о структуре (модель) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - по-
зитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта [10, 11].
Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённостью или не удовлетворенностью жизнью. Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное благополучие, состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах «хорошо - плохо», и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья [12,13].
Таким образом, можно утверждать, что человек имеет высокий уровень субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение от жизни, и только в отдельных ситуациях он переживает неприятные чувства.
П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова понимают феномен «психологического благополучия» как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями [12, 14, 15].
Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отметим, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некоего варианта самооценки, самоотношения.
Для достижения поставленной цели в 2019 году было проведено исследование с использованием следующих методов: теоретические - изучение литературы по проблеме исследования; эмпирические -исследование по методике оценки психологического благополучия «Шкала психологического благополучия» Т.Д. Шевеленковой
и Т.П. Фесенко, авторская анкета оценки ка- данных, полученных в ходе исследования чества жизни, а также методы описательной психологического благополучия жителей и аналитической математической статисти- Тувы от 47 до 54 лет предпенсионного возки, в том числе t-критерий Стьюдента. раста с разным материальным положением, Описательный и сравнительный анализ показал следующее (см. табл.1).
Таблица 1
Сравнительный анализ различий качества жизни жителей Тувы от 47 до 54 лет с разным материальным положением по методике Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко
Материальное положение улучшилось или осталось на прежнем уровне, n=227 Материальное положение
Показатели ухудшилось n= 147 t-критерий Стьюдента
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.
Позитивные отношения 56,000 0,602 9,065 53,801 0,767 9,266 2,266
Автономия 53,436 0,598 9,003 50,781 0,650 7,856 2,920
Управление средой 56,859 0,579 8,731 52,568 0,759 9,169 4,542
Личностный рост 55,573 0,525 7,914 53,301 0,849 10,264 2,404
Цели в жизни 56,758 0,568 8,565 53,541 0,704 8,512 3,549
Самопринятие 53,308 0,580 8,742 62,719 3,274 39,562 -3,457
Психологическое благополучие 329,595 3,040 45,801 325,712 4,682 56,576 0,728
Анализ различий по показателям качества жизни жителей Тувы от 47 до 54 лет предпенсионного возраста с разным материальным положением показывает, что у респондентов, которые оценивают свое материальное положение как улучшившееся или оставшееся на прежнем уровне, значительно чаще демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам методики, как «позитивные отношения» ^ = 2,266), автономия ^ = 2,920), управление средой ^ = 4,542), личностный рост ^ = 2,404), цели в жизни ^ = 3,549), чем жители предпенсионного возраста, у которых, по их собственному мнению, материальное положение ухудшилось. В то же время, респонденты с разным материальным положением с относительно одинаковой частотой показывали практически равные баллы по шкалам «самопринятие» и «психологическое благополучие».
Итак, сравнительный анализ средних показателей у респондентов, материальное положение которых улучшилось или осталось на прежнем уровне, и материальное положение которых ухудшилось, показал достоверно значимые различия между ними. Полученные результаты являются довольно логичными, так как те, у кого материальное положение хорошее, с удовольствием управляют внешней средой, занимаются личностным ростом, цели в жизни у них четко сформулированы, и они более самостоятельны в принятии решений. Таким образом, можно заключить, что респонденты независимо от материального положения имеют одинаковые показатели по принятию себя, внутренней гармонии и психологического благополучия.
Следовательно, более высоко качество своей жизни оценивают предпенсионеры, имеющие более стабильное материаль-
ное положение. Возможно, это те, кто про- тельными, независимыми, и, как следствие, должают трудовую деятельность, поэтому увереннее смотрят в будущее и более удов-чувствуют себя автономными, самостоя- летворены своей жизнью.
700,000 600,000 500,000 400,000 300,000 200,000 100,000 0,000
J
3
53,801 56,000 $£781 52,568 4^301 4^541 62,719 53,308
25,71
29,59
сЯ
л4
Jr ф-
с/ у
Рис.1. Сравнение средних показателей жителей предпенсионного возраста Тувы в соответствии с изменениями материального положения за прошедший год
Библиографический список
1. Дудин, Д. С. Предпенсионная группа в контексте социогеронтологической проблематики / Д. С. Дудин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2006. - № 3 (14). - С. 189 - 191.
2. Минюрова, С. А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога / С. А. Минюрова, И. В. Заусен-ко // Педагогическое образование в России. 2013. - №1. - С. 94-101.
3. Зиновьева, Д. М. Кризисы психологического и профессионального благополучие государственных служащих среднего возраста / Д. М. Зиновьева // Научный вестник Волгоградского филиала РАН-ХиГС. Серия: Политология и социология. 2015. № 1. - С. 96-99.
4. Батурин, Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. А. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия : Психология. 2013. - №4. - С. 4-14.
5. Березовская, Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований / Р. А. Березовская // Психологические исследования. 2016 Т. 9, № 45 С. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2016v9n45/1232-berezovskaya45.html
6. Бучацкая, М. В. Основные факторы, влияющие на психологическое благополучие работающих женщин / М. В. Бу-чацкая // Специальная психология. 2006 №4. С. 46-54.
7. Монгуш Ч.Н. Психологическое благо-
получие жителей г. Кызыл в зависимости от уровня образования / А. С. Фро-кол, С. М. Момбей-оол, Ч.Н. Монгуш // Мир науки ISSN 2658-6282. 2020. Том 8 -№ 1. URL статьи: https://mir-nauki.com/ PDF/06PSMN120.pd
8. Mohgush Ch. N. Resilience Indicators of the Tuva Residents Living in Rural and Urban Areas / A. S. Frokol, S. M. Mombey-ool, Ch. N. Mongush // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 396, 303-306. URL статьи: https://www. atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/ articles (на английском)
9. Гаврюченко, С. Н. Особенности субъективного благополучия сотрудников полиции в кризисный период профессиональной деятельности / С. Н. Гаврючен-ко // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. - №4. - С. 31-33.
10. Бессонова, Ю. В. Психологическое благополучие личности в труде / Ю. В. Бессонова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. -Москва: 2012. - С. 412-415.
11. Водяха, С. А. Предикторы психологического благополучия студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. 2013. - №1. - С.70-74.
12. Бочарова, Е. Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности / Е. Е. Бочарова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. - №2-1. - С. 73-78.
13. Бояркин, М. Ю. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография / М. Ю. Бояркин, О. А. Долгополова - Вол-
гоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.
14. Зенина, С. Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере / С. Р. Зенина // Теория и практика общественного развития. 2012. - №5. - С. 127-129.
15. Корниенко, Д. С. Личностные предикторы психологического благополучия / Д. С. Корниенко // Фундаментальные исследования. 2014. - №11-2. - С. 429-432.
References
1. Dudin D. S. Predpensionnaja gruppa v kontekste sociogerontologicheskoj problematiki [Pre-retirement group in the context of socioherontological issues]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta [Saratov State Socio-Economic University Journal], 2006. No. 3 (14), pp. 189 - 191. (In Russian)
2. Minyurova S. A. Lichnostnye determinanty psihologicheskogo blagopoluchija pedagoga [Personal determinants of the psychological well-being of a teacher]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2013, No.1, pp. 94-101. (In Russian)
3. Zinoviev D. M. Krizisy psihologicheskogo i professional'nogo blagopoluchie gosudarstvennyh sluzhashhih srednego vozrasta [Crisis of the psychological and professional well-being of middle-aged civil servants]. Scientific Bulletin of the Volgograd Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration. Series: Political Science and Sociology. 2015. No. 1, pp. 96-99. (In Russian)
4. Baturin N. A. Teoreticheskaja model' lichnostnogo blagopoluchija [Theoretical model of personal well-being]. Vestnik JuUrGU [SUSU Journal]. Series: Psychology. 2013, no. 4, pp. 4-14. (In Russian)
5. Berezovskaya R. A. Professional'noe blagopoluchie: problemy i perspektivy psihologicheskih issledovanij [Professional well-being: problems and prospects of psychological research]. Psihologicheskie issledovanija [Psychological research]. 2016, vol. 9, no. 45, pp. 2. Available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2016v9n45/1232-berezovskaya45. html (in Russian)
6. Buchatskaya M. V. Osnovnye faktory, vlijajushhie na psihologicheskoe blagopoluchie rabotajushhih zhenshhin [The main factors affecting the psychological well-being of working women]. Special'naja psihologija [Special Psychology]. 2006, no. 4, pp. 46-54. (In Russian)
7. Mongush Ch. N. Psihologicheskoe blagopoluchie zhitelej g. Kyzyl v zavisimosti ot urovnja obrazovanija [Psychological well-being of the residents of Kyzyl according to their education]. Mir nauki ISSN 2658-6282, 2020., vol. 8, no.1. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/06PSMN120.pd (In Russian)
8. Mohgush Ch. N. Resilience Indicators of the Tuva Residents Living in Rural and Urban Areas. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 396, 303-306. Available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/articles
9. Gavriuchenko S. N. Osobennosti
sub'ektivnogo blagopoluchija sotrudnikov policii v krizisnyj period professional'noj dejatel'nosti [Features of the subjective well-being of police officers during the crisis period of professional activity]. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2014, no. 4, pp. 31-33. (In Russian)
10. Bessonova Yu. V. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti v trude [Psychological well-being of a person in labor]. Razvitie psihologii v sisteme kompleksnogo chelovekoznanija [Development of psychology in the system of complex human knowledge]. Moscow,
2012, pp. 412-415. (In Russian)
11. Vodyakha S. A. Prediktory psihologicheskogo blagopoluchija [Predictors of the psychological well-being of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia],
2013, no. 1, pp.70-74. (In Russian)
12. Bocharova E. E. Sovremennye podhody v metodologii issledovanija sub'ektivnogo blagopoluchija lichnosti [Modern approaches to the methodology of the study of subjective well-being of a person]. Izv. Sarat. un-ta. Seriya: Filosofija. Psihologija. Pedagogika [Saratov University Journal. Series: Philosophy, Psychology, Pedagogics]. 2013, no. 2-1, pp. 73-78. (In Russian)
13. Boyarkin M. Yu. Psihologicheskoe i professional'noe blagopoluchie gosudarstvennyh sluzhashhih: monografija [Psychological and professional well-being of public servants: monograph]. Volgograd, Federal State Educational Establishment of
Higher Professional Education Publ., 2007, 216 p. (in Russian) 14. Zenina S. R. Osobennosti sub'ektivnogo blagopoluchija pedagogicheskih rabotnikov v professional'noj sfere [Features of the subjective well-being of teachers in the professional field]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and
practice of social development]. 2012, no. 5, pp. 127-129. (In Russian) 15. Kornienko D. S. Lichnostnye prediktory psihologicheskogo blagopoluchija
[Personal predictors of psychological well-being]. Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research]. 2014, no. 11-2, pp. 429-432. (In Russian)
Монгуш Чочагай Николаевна - доцент кафедры психологии Тувинского государственного университета/ E-mail: [email protected]
Chochagay N. Mongush - Associate Professor, Department of Psychology, Tuvan State University. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 21.01.2020