Научная статья на тему 'Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования'

Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2541
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / АТРИБУЦИЯ / НАПРЯЖЕННОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИМПТОМАТИКА / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / EDUCATIONAL LEVEL / SUBJECTIVE WELL-BEING / ATTRIBUTION / TENSION AND SENSITIVITY / PSYCHO-EMOTIONAL SYMPTOMS / SELF-REPORTED HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Наталия Сергеевна, Комарова Екатерина Николаевна

В данной статье анализируется проблема субъективного благополучия в психологической науке. Сопоставляются два основных современных подхода (гедонистический и эвдемонистический) к пони-манию природы психологического благополучия, его ключевые характеристики и предпосылки, пути достижения. Приводятся основные дефиниции понятия субъективное благополучие.Цель исследования сравнить особенности субъективного благополучия людей с разным уровнем образования. Выдвинуты основные гипотезы нашего исследования. 1. Уровень образования влияет на восприятие субъективного благополучия личности. 2. Люди со средним уровнем образования более неудовлетворенны в своей жизни по сравнению с теми, кто имеет более высокий уровень образования.Исследование выполнено на случайной выборке (n = 226 чел. в возрасте от 16 до 67 лет) с применением диагностического инструментария: методики «Шкала субъективного благополучия» (автор М. В. Соколова); специально разработанной авторской анкеты, вопросы которой направлены на изучения переживания субъек-тивного благополучия. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, позволяющие сделать вывод об особенностях восприятия личности данного процесса в зависимости от ее образованности. При обработки данных был применен одномерный дисперсионный анализ с использованием формулы Дункана и автоматизированного пакета обработки статистических данных программы ‟SPSS 13”.Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования полученных выводов в психокоррекционной и психопрофилактической работе, связанной с субъективным благопо-лучием личности. Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых про-грамм и при чтении курсов по социальной психологии и психологии личности, а выводы в процессе преподавания данных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлова Наталия Сергеевна, Комарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Subjective Well-Being of a Person in Respect to the Level of Education

This article analyzes the problem of subjective well-being in psychological science. Compares the two major contemporary approach hedonistic and eudemonical to understand the nature of psychological well-being, its key characteristics and prerequisites, ways of obtainment. The basic definition of the concept of subjective well-being is cited.The purpose of research is to compare the features of subjective well-being of people with different levels of education.The main hypothesis of our study are: 1. The level of education affects the perception of subjective well-being of an individual. 2. People with an average level of education are less satisfied in their lives compared to other levels of education. The study was performed on a random sample (n = 226 people aged 16 to 67 years) with the use of diagnostic tools: a methodology “Scale of subjective well-being” (M. V. Sokolov) specially designed author's question-naire, questions which are aimed at studying of the experience of subjective well-being. The main results of an empirical study on how to make a conclusion about the peculiarities of the individual perception of the process, depending on its formation. The univariate analysis of variance with Duncan’s formula using an automated package of statistical data processing program “SPSS 13” was applied.Applied aspects of the problem under investigation is the possibility of use of findings in psycho-correctional and psychoprophylactic work related to subjective well-being of an individual. The results can be used to de-velop thaining programs and courses of social and personality psychology. The findings can be used in courses “Social Psychology” and “Psychology of personality”.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования»

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™ УДК 37.015.31:37.061 DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.060

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. С. Козлова, Е. Н. Комарова (Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия)

В данной статье анализируется проблема субъективного благополучия в психологической науке. Сопоставляются два основных современных подхода (гедонистический и эвдемонистический) к пониманию природы психологического благополучия, его ключевые характеристики и предпосылки, пути достижения. Приводятся основные дефиниции понятия субъективное благополучие.

Цель исследования - сравнить особенности субъективного благополучия людей с разным уровнем образования.

Выдвинуты основные гипотезы нашего исследования. 1. Уровень образования влияет на восприятие субъективного благополучия личности. 2. Люди со средним уровнем образования более неудовлетворенны в своей жизни по сравнению с теми, кто имеет более высокий уровень образования.

Исследование выполнено на случайной выборке (n = 226 чел. в возрасте от 16 до 67 лет) с применением диагностического инструментария: методики «Шкала субъективного благополучия» (автор - М. В. Соколова); специально разработанной авторской анкеты, вопросы которой направлены на изучения переживания субъективного благополучия. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, позволяющие сделать вывод об особенностях восприятия личности данного процесса в зависимости от ее образованности. При обработки данных был применен одномерный дисперсионный анализ с использованием формулы Дункана и автоматизированного пакета обработки статистических данных программы "SPSS 13".

Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования полученных выводов в психокоррекционной и психопрофилактической работе, связанной с субъективным благополучием личности. Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых программ и при чтении курсов по социальной психологии и психологии личности, а выводы - в процессе преподавания данных курсов.

Ключевые слова: уровень образования; субъективное благополучие; атрибуция; напряженность и чувствительность; психоэмоциональная симптоматика; самооценка здоровья.

SPECIFICS OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF A PERSON IN RESPECT TO THE LEVEL OF EDUCATION

N. S. Kozlova, E. N. Komarova (Ivanovo State University, Ivanovo, Russia)

This article analyzes the problem of subjective well-being in psychological science. Compares the two major contemporary approach - hedonistic and eudemonical - to understand the nature of psychological well-being, its key characteristics and prerequisites, ways of obtainment. The basic definition of the concept of subjective well-being is cited.

The purpose of research is to compare the features of subjective well-being of people with different levels of education.

The main hypothesis of our study are: 1. The level of education affects the perception of subjective well-being of an individual. 2. People with an average level ofeducation are less satisfied in their lives compared to other levels of education. The study was performed on a random sample (n = 226 people aged 16 to 67 years) with the use of diagnostic tools: a methodology "Scale of subjective well-being" (M. V. Sokolov) specially designed author's questionnaire, questions which are aimed at studying of the experience of subjective well-being. The main results of an empirical study on how to make a conclusion about the peculiarities of the individual perception of the process, depending on its formation. The univariate analysis of variance with Duncan's formula using an automated package of statistical data processing program "SPSS 13" was applied.

Applied aspects of the problem under investigation is the possibility of use of findings in psycho-correctional and psychoprophylactic work related to subjective well-being of an individual. The results can be used to develop thaining programs and courses of social and personality psychology. The findings can be used in courses "Social Psychology" and "Psychology of personality".

Keywords: educational level; subjective well-being; attribution; tension and sensitivity; psycho-emotional symptoms; self-reported health.

© Козлова Н. С., Комарова Е. Н., 2015

ШТЕОЫАТКЖ ОБ ЕБиСАТКЖ уо1. 19, по. 1, 2015

Один из самых актуальных феноменов в современной социальной психологии -переживание субъективного благополучия. Данное понятие определяется как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека [2].

В настоящее время в современной науке выделяют два основных подхода к пониманию субъективного благополучия -гедонистический и эвдемонистический. В основе гедонистического подхода лежит идея того, что движущей силой человека, заложенной в него природой, является стремление к наслаждению. К теориям гедонистической направленности относят представления о субъективном благополучии Н. Брэдберна и Э. Динера.

Н. Брэдберн был убежден, что переживание благополучия происходит в результате взаимодействия двух видов аффекта - негативного и позитивного. Разница между ними выступает показателем удовлетворенности личности. Он утверждал, что состояния счастья и несчастья практически полностью независимы друг от друга. В одно и то же время человек может испытывать как состояние счастья, так и быть несчастным [8]. С точки зрения автора, любые события повседневной жизни несут нам положительные либо отрицательные эмоции.

Э. Динер вводит в психологию понятие «субъективное благополучие», которое состоит из трех компонентов - удовлетворения, приятных и неприятных эмоций [9].

С позиции данного подхода к проблеме благополучия обращается и Р. М. Шами-онов. Он считает, что субъективное благополучие - это собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [7].

Эвдемонистический подход предполагает, что психологическое благополучие выступает неким критерием самореализации. Данный подход разрабатывался представителями гуманистической психо-

логии (А. Маслоу, К. Рифф, А. А. Кроник) [3; 5; 11] .

По мнению А. А. Кроника, отношение человека к способам достижения счастья определяет формирование установок личности: аскетические, деятельные, гедонистические и др. Данные установки являются определяющим фактором того, в какой области деятельности человека личность будет самосовершенствоваться. Счастье в данном случае понимается как переживание самоосуществления [3].

К. Рифф выделил ряд компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивное отношение с окружающими, автономия, цель в жизни, личностный рост и т. д. Он утверждал, что данные компоненты переживания благополучия так или иначе связаны с позитивным функционированием личности [11].

В теории самодетерминации Р. Райна и Э. Деси психологическое благополучие связано с реализацией базовых психологических потребностей человека [10] .

Большинство авторов (М. Аргайл, Л. В. Куликов, М. В. Соколова и др.), занимающиеся данной проблемой, выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на переживание благополучия личностью [1; 4; 6]. К субъективным факторам они относят свойства личности, отношение личности к себе и окружающему миру. М. Аргайл отмечает, что «важнейшими источниками субъективного благополучия являются такие объективные факторы как доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование» [1].

На наш взгляд, специфика переживания субъективного благополучия определяется не только психологическими особенностями, но и социально-демографическими, в частности, уровнем полученного образования.

В рамках нашего исследования приняло участие 226 чел. в возрасте от 16 до 67 лет. По образовательному критерию были выделены следующие группы: лица, получившие неполное среднее образование (8,8 %); полное среднее образование (9,7 %); среднее специальное образование (18,6 %); не-

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015

оконченное высшее образование (29,6 %); высшее образование (30,5 %); несколько высших, ученую степень (2,7 %).

Необходимо отметить, что главной задачей этой работы является анализ особенностей переживания субъективного благополучия в зависимости от уровня образования. Для сравнения групп, сформированных по уровню образования, нами был применен одномерный дисперсионный анализ с использованием формулы Дункана. Все приведенные ниже различия статистически значимы на уровне 0,05. Первые полученные различия имеют отношение к детерминантам переживания субъективного благополучия - психоэмоциональной симптоматике и самооценке здоровья. Лица, имеющие несколько высших образований или ученую степень, отличаются от других респондентов: их субъективное благополучие хуже (психоэмоциональная симптоматика выражена, а самооценка здоровья низкая), чем у тех, у кого уровень образования ниже. Вероятно, с повышением образования возрастают и представления об успешности, собственной значимости; увеличиваются требования к себе, собственной жизни, достижениям. Реализовать эту систему представлений очень трудно, и восприятие субъективного благополучия становится очень критичным.

Остальные различия касаются уже субъективного восприятия собственного благополучия. И здесь выявленная тенденция подтверждает вышесказанное. При субъективной оценке собственного благополучия наибольший балл поставили лица, не имеющие образования вообще. У них нет жестких требований к себе, ответственности за жизнь, все кажется простым и приятным. Самый низкий балл по данной шкале свойственен лицам со средним специальным образованием. Видимо, они не довольны достигнутым, но при этом существует четкий образ благополучного человека в современном мире.

Кроме этого, отличается оценка важности друзей для достижения благополучия. Лица с высшим образованием практически не нуждаются в близких контактах и дружбе. Лица, не получившие образова-

ния или имеющие незаконченное среднее образование, придают огромное значение наличию друзей для собственного благополучия. При отсутствии реализации себя в сфере профессионального развития человек остро нуждается в компенсации и переносит взаимодействие в центр своей системы требования. По мере улучшения своего образования личность становится более независимой и все меньше нуждается в людях, чтобы чувствовать себя благополучным.

В зависимости от уровня образования меняется и оценка роли индивидуальных качеств личности в процессе формирования представления о субъективном благополучии. Подобной внутренней атрибуцией обладают лица, имеющие степень или несколько высших образований. Лицам же со средним специальным образованием кажется, что их благополучие никак не зависит от их усилий и способностей. Это означает, что с уровнем образования связана также ответственность за собственную успешность.

В ходе эмпирического исследования были обнаружены различия и в отношении того, что необходимо личности для ощущения благополучия. Лицам с полным средним образованием важно наличие хобби и реализация себя в нем. Возможно, это объясняется возрастом и соответствующим образом жизни, предполагающим значительное количество свободного времени. Для лиц с высшим уровнем образования главным является наличие детей (и чем ниже образование, тем менее значим этот фактор). Следует отметить, что образовательная система воспитывает в людях ценность семьи.

Для респондентов, закончивших высшее учебное заведение, в качестве основного критерия благополучия является здоровье, что говорит о тенденции изменения субъективного содержания благополучия совместно с повышением образования (от досуга до здоровья и наличия детей).

Существуют различия и в отношении некоторых факторов, влияющих на переживание благополучия личностью. Лица с высшим образованием и в этом случае ориентированы на здоровье. Для группы

INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 1, 2015 тШШ&Ш^Щ^

респондентов со средним специальным образованием главные факторы, определяющие благополучие, - интерес к работе и материальные блага. А поскольку мы помним, что именно у этой группы переживание субъективного благополучия самое низкое, то можно утверждать, что их не удовлетворяет ни работа, ни финансовое положение. На наш взгляд, подобные результаты означают серьезные проблемы в сфере работников со средним специальным образованием. Работа над данным вопросом должна осуществляться на междисциплинарном уровне.

Итогом исследования можно считать ряд выявленных закономерностей.

1. Максимальный уровень образования (несколько высших или научная степень) настолько изменяют систему требований личности к себе и своей жизни, что переживание субъективного благополучия ухудшается. Наиболее благополучными себя считают подростки или лица без образования. У них отсутствует критичность

мышления, и жизнь воспринимается как нечто простое и призванное нести им радость. С точки зрения субъективного благополучия, самой проблемной и нуждающейся в помощи является группа лиц со средним специальным образованием. Им свойственно считать себя неблагополучными, а также быть неудовлетворенными работой и финансовыми возможностями.

2. Уровень образования также связан с атрибуцией собственного благополучия. Внутренняя атрибуция присуща лицам, получившим высшее образование.

3. По мере возрастания степени образованности увеличивается независимость личности от других. И можно даже предположить взаимокомпенсацию образования и общения. При отсутствии образования и профессиональных перспектив личность ориентирована на взаимодействие, близкие контакты, а при высокой реализации в образовательной и профессиональной сфере ее коммуникация становятся менее значимой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - Санкт-Петербург : Мастера психологии, 2003. - 184 с.

2. Бессонова, Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю. В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве : сборник статей. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2013. - 146 с.

3. Кроник, А. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях / А. А. Кроник, Е. А. Хорошилова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 128-137.

4. Куликов, В. В. Психология настроения / В. В. Куликов. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1977. -228 с.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 478 с.

6. Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия / М. В. Соколова. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 11 с.

7. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия / Р. М. Шамионов. - Москва : Наука, 2003.

8. Bradburn, N. The structure of psychological well-being / N. Bradburn. - Chicago : Aldine, 1969.

9. Deci, E. L. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains / E. L. Deci, R. M. Ryan // Canadian Psychology. - 2008. - No. 49. - P. 14-23.

10. Diener, E. Factors predicting the subjective well-being of nations / E. Diener, M. Diener, C. Diener // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vоl. 69. - P. 851-864.

11. Ryff, C. D. The structure of psychological well-being revisited / C. D. Ryff, C. L. M. Keyes // Journ. Pers. Soc. Psychol. - 1995. - No. 69. - P. 719-727.

Поступила 23.09.14.

Об авторах:

Козлова Наталия Сергеевна, доцент кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 7а), кандидат психологических наук, nat-tycuk@yandex.ru

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™

Комарова Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 7а), kkatie1988@mail.ru

Для цитирования: Козлова, Н. С. Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования / Н. С. Козлова, Е. Н. Комарова // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, №№ 1. -С. 60-64. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.060

REFERENCES

1. Argayl M. Psihologija schast'ja [Psychology of happiness]. St. Petersburg, Masters of psychology Publ., 2003, 184 p.

2. Bessonova Yu. V. O strukture psihologicheskogo blagopoluchija [About the structure of psychological well-being]. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sovremennom obrazovatel'nomprostranstve: sb. statej [Psychological well-being of a person in modern educational environment: collection of research papers]. Ekaterinburg, Ural. Gos. Ped.Univ. Publ., 2013, 146 p.

3. Kronik A. A., Khoroshilova E. A. Diagnostika vzaimoponimanija v znachimyh otnoshenijah [Diagnostics of understanding in significant relationships]. Voprosypsihologii [Issues of psychology]. 1987, no. 1, pp. 128-137.

4. Kulikov V. V. Psihologija nastroenija [Psychology of mood]. St. Petersburg, St. Petersburg Univ. Publ., 1977, 228 p.

5. Maslou A. Motivacija i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, Evrazija Publ., 1999, 478 p.

6. Sokolova M. V. Shkala sub'ektivnogo blagopoluchija [Scale of subjective well-being]. Jaroslavl', NPC "Psihodiagnostika" Publ., 1996, 11 p.

7. Shamionov R. M. Psihologija sub'ektivnogo blagopoluchija [Psychology of subjective well-being]. Moscow, Nauka Publ., 2003.

8. Bradburn N. The structure of psychological well-being. Chicago, Aldine Publ., 1969.

9. Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains. Canadian Psychology. 2008, no. 49, pp. 14-23.

10. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations. J. of Personality and Social Psychology. 1995, vol. 69, pp. 851-864.

11. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited. Journ. Pers. Soc. Psychol. 1995, no. 69, pp. 719-727.

About the authors:

Kozlova Nataliya Sergeyevna, associate professor of Social Psychology chair of Ivanovo State University (7a, Ermaka Str., Ivanovo, Russia), Candidate of sciences (PhD) degree holder in psychological sciences, nat-tycuk@yandex.ru

Komarova Ekaterina Nikolayevna, senior lecturer of Social Psychology chair of Ivanovo State University (7a, Ermaka Str., Ivanovo, Russia), kkatie1988@mail.ru

For citation: Kozlova N. S., Komarova E. N. Osobennosti subektivnogo blagopoluchija lichnosti v za-visimosti ot urovnja ee obrazovanija [Specifics of subjective well-being of a person in respect to the level of education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2015, vol. 19, no. 1, pp. 60-64. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.060

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.