Научная статья на тему 'Физически активный образ жизни как фактор субъективного благополучия студенческой молодежи'

Физически активный образ жизни как фактор субъективного благополучия студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / PHYSICALLY ACTIVE LIFESTYLE / SUBJECTIVE WELL-BEING / SOCIAL FRUSTRATION / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Екатерина Владимировна

Представлены результаты сравнительного изучения показателей субъективного благополучия студентов Южного федерального университета, ведущих физически активный образ жизни и не ведущих таковой. Обоснована актуальность изучения заявленной темы. В качестве методического инструментария использованы методы анкетирования, тестирования и математической статистики. Эмпирически установлено, что студенты, ведущие физически активный образ жизни, характеризуются более высокими показателями контроля над собственной деятельностью и обстоятельствами жизни, более позитивным самоотношением, высокой удовлетворенностью собственным здоровьем и жизнью в целом, меньшей фрустрированностью в сфере ближайшего социального окружения. Сделан вывод о более высоком уровне субъективного благополучия студентов, ведущих физически активный образ жизни, и о необходимости формирования установки на активный образ жизни в среде студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICALLY ACTIVE LIFESTYLE AS A FACTOR OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE STUDENT YOUTH

The results of a comparative study of indicators of subjective well-being of Southern Federal University students with physically active and physically passive lifestyles are presented. The relevance of studying the stated topic is explained. Were used the methods of questionnaire, psychological testing and mathematical statistics as methodological tools. It is empirically established that the students with physically active lifestyle are characterized by higher levels of control over their own activities and circumstances of life, more positive self-attitude, high satisfaction with own health and life, lower frustration in the immediate social environment. The conclusion is made about the higher level of subjective well-being of students with physically active lifestyle and about the necessity of formation of attitude on active lifestyle among students.

Текст научной работы на тему «Физически активный образ жизни как фактор субъективного благополучия студенческой молодежи»

УДК: 159.923.2

ФИЗИЧЕСКИ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е. В. Белова1

Представлены результаты сравнительного изучения показателей субъективного благополучия студентов Южного федерального университета, ведущих физически активный образ жизни и не ведущих таковой. Обоснована актуальность изучения заявленной темы. В качестве методического инструментария использованы методы анкетирования, тестирования и математической статистики. Эмпирически установлено, что студенты, ведущие физически активный образ жизни, характеризуются более высокими показателями контроля над собственной деятельностью и обстоятельствами жизни, более позитивным самоотношением, высокой удовлетворенностью собственным здоровьем и жизнью в целом, меньшей фрустрированностью в сфере ближайшего социального окружения. Сделан вывод о более высоком уровне субъективного благополучия студентов, ведущих физически активный образ жизни, и о необходимости формирования установки на активный образ жизни в среде студенческой молодежи.

Ключевые слова: физически активный образ жизни, субъективное благополучие, социальная фрустрированность, студенческая молодежь.

В условиях современного динамически развивающегося, зачастую нестабильного, общества проблема субъективного благополучия приобретает особое значение. Возможность и способность выстраивать и поддерживать душевный комфорт, сохранять высокий и стабильный уровень удовлетворенности собственной жизнью в различных, в том числе объективно независящих от человека, условиях — важный признак полноценно функционирующей личности, с одной стороны, и важнейшая задача психологического функционирования субъекта, с другой.

Исследование субъективного благополучия студенческой молодежи по ряду причин занимает особое место в отечественных и зарубежных научных публикациях последних лет: отмечается зависимость политического, экономического и социального будущего страны от психологического здоровья и личностной зрелости молодого поколения; изучается внутренняя противоречивость между высокими притязаниями и реальными возможностями современной молодежи, необходимостью решать важнейшие жизненные задачи и

1 Белова Екатерина Владимировна — Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

ограниченностью личного опыта учащейся молодежи [5; 13; 14]. Субъективное благополучие студентов исследовано в связи с их половой и гендерной принадлежностью, в связи с особенностями их ценностно-смысловой сферы и умением ставить цели, в связи с процессом адаптации к учебному процессу [2; 4; 10]. Вместе с тем субъективное благополучие студентов как особой социальной группы на сегодняшний день остается малоизученным, а субъективное благополучие в связи с активностью образа жизни современного студенчества — практически неизученным.

Важность формирования в воспитательно-образовательном процессе вуза установки студентов на здоровый образ жизни, способствующий не только повышению функциональных, адаптационных возможностей организма, но и развитию личности, отмечает ряд исследователей. Здоровье студентов рассматривается как важнейшая предпосылка оптимизации их умственной и физической работоспособности, полноценного познания мира и конструктивного самоутверждения, что, в конечном счете, повышает их конкурентоспособность на рынке труда [1; 8; 9].

Здоровый образ жизни формируется в процессе социализации и самовоспитания, опосредован мировоззрением и жизненным опытом человека и включает в себя здоровое питание, отказ от вредных привычек, гигиену организма, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное самочувствие, создание оптимальной окружающей среды. Ю. А. Шашлова в качестве важной составляющей здорового образа жизни рассматривает активный образ жизни, проявляющийся в частности в физической активности человека. По мнению автора, физически активный образ жизни предполагает осознанный выбор личности в пользу собственного здоровьесбережения с привлечением средств физической культуры и активного досуга [12].

Результаты исследования, осуществленного О. Б. Крушельницкой, Т. Ю. Мариновой и А. В. Милехиным, свидетельствуют о том, что молодые люди в возрасте от 20 до 33 лет, среди которых 42,6 % — студенческая молодежь, рассматривают образ жизни как основное условие сохранения хорошего здоровья, которое они помещают в ряду своих ведущих ценностей [6]. При этом по данным Н. А. Мелешковой и Г. К. Урусова, большинство опрошенных ими студентов не ведут здоровый образ жизни и испытывают трудности при его определении [9].

Термин «субъективное благополучие» впервые предложен Э. Динером, однако данная проблематика концептуально выкристаллизовывалась благодаря трудам ряда психологов, так или иначе обращавшихся к вопросам психологического качества жизни. Среди них необходимо отметить Э. Эриксона и его эпигенетическую концепцию развития, А. Маслоу и его исследование самоактуализирующихся личностей, Г. Олпорта и его идею психологической зрелости, К. Роджерса и его концепцию «полноценно функционирующего человека» [11]. Проблема субъективного благополучия разрабатывалась в рамках

гедонистического, эвдемонистического, позитивистского, гуманистического и экзистенциального подходов.

Наряду с субъективным, в психологии изучается психологическое благополучие. Данный термин введен Н. Брендберном, который предложил понимать под ним баланс между позитивными и негативными аффектами, субъективно переживаемый субъектом как счастье и удовлетворенность жизнью. Сегодня психологическое благополучие определяется как базовый субъективный конструкт, который отражает восприятие и оценку функционирования личности с точки зрения его максимального потенциала, как совокупность необходимых личностных ресурсов, обеспечивающая субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект-среда» [4; 10]. Следует отметить, что в ряде исследований субъективное и психологическое благополучие терминологически строго не разведены. Однако, основываясь на мысли С. А. Водяхи о том, что психологическое благополучие представлено группой психологических факторов, которые наряду с биологическими, социальными и экономическими факторами, влияют на состояние субъективного благополучия человека, мы склонны рассматривать субъективное благополучие как более широкое понятие [3].

Субъективное благополучие представляет собой сложноструктурное и многоаспектное образование, выполняющее гомеостатическую, регулятивную, когнитивную функции и функцию развития в жизни субъекта. Противоположным полюсом субъективного благополучия выступает фрустрированность субъекта в различных сферах его жизнедеятельности. Социальная фрустрированность представляет собой «результат процесса фрустрирования, заключающийся в психической напряженности, возникающей при блокировании реализации потребностей, мотивов и ценностей личности» [2, с. 17]. Высокая фрустрированность субъекта в ряде сфер его жизни свидетельствует, таким образом, о его субъективном неблагополучии и с особой остротой ставит вопрос о доступных для него способах его преодоления.

В связи с вышесказанным, нами предпринято исследование, целью которого выступило сравнительное изучение показателей субъективного благополучия студентов, ведущих физически активный образ жизни и не ведущих таковой. К исследованию были привлечены 70 студентов, обучающихся в Академии психологии и педагогики (40 человек, 11 юношей и 29 девушек) и на факультете управления (30 человек, 12 юношей и 18 девушек) Южного федерального университета. В исследовании применялись методы анкетирования, психологического тестирования («Шкала психологического благополучия» К. Рифф версии Шевеленковой-Фесенко, методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко) и математической статистики (непараметрический и-критерий Манна-Уитни, ранговый коэффициент корреляции Спирмена).

На основании анализа материалов анкетирования из полученных в исследовании данных были сформированы две группы: основная и контрольная. В основную группу попали материалы тестирования 38 человек, ведущих физически активный образ жизни — регулярно занимающихся спортом и/ или физическими упражнениями и предпочитающих активные виды отдыха (14 юношей и 24 девушки). Контрольную группу составили результаты тестирования 32 человек, ведущих физически пассивный образ жизни (9 юношей и 23 девушки).

Результаты сравнительного анализа показателей субъективного благополучия респондентов основной и контрольной группы по методике К. Рифф версии Шевеленковой-Фесенко (использовался и-критерий Манна-Уитни) свидетельствуют о значимых различиях по шкалам «Управление окружением», «Самопринятие» и интегральному показателю «Баланс аффекта»:

• студенты, ведущие физически активный образ жизни, высоко оценивают свои возможности и навыки контроля собственной деятельности, умения использовать предоставляющиеся возможности в соответствии со своими целями; они ощущают себя способными контролировать и даже создавать обстоятельства, благоприятные для реализации поставленных задач. В отличие от них студенты контрольной группы признают имеющиеся у них сложности в организации своей повседневной деятельности, чувствуют недостаток собственного контроля над событиями собственной жизни ^ = 438 при р = 0,045). Данный результат, по нашему мнению, может свидетельствовать о переносе навыка, сформированного субъектом в одной деятельности, на другие контексты его жизни: «...способность регулярно выполнять физические упражнения свидетельствует о целенаправленности и собранности человека, его желании и умении работать на результат» [7, с. 148]. Данный результат также статистически обосновывает рекомендацию, которая часто высказывается в психологическом консультировании: если в жизни «все идет не так», стоит наладить контроль только в одной конкретной ее сфере, и «жизнь наладится»;

• студенты, ведущие физически активный образ жизни, характеризуются более позитивным отношением к себе в отличие от студентов контрольной группы, которые собой не довольны, не удовлетворены рядом своих личных качеств и чувствуют серьезное расхождение между желаемым своим образом и действительным ^ = 337,5 при р = 0,001). Систематические физические нагрузки, вошедшие в привычку и сами по себе сопровождающиеся позитивными эмоциями, обеспечивают человеку видимый (фигура) и ощутимый (самочувствие) результат, что в итоге приводит к позитивному изменению отношения, по крайней мере, к своему физическому Я, укрепляет самооценку и веру в собственные силы;

• в целом студенты, ведущие активный образ жизни, характеризуются значимо более высокой уверенностью в себе и собственных силах и более высокой удовлетворённостью собственной жизнью ^ = 403,5 при р = 0,02).

Полученные данные также свидетельствуют о более высокой

фрустрированности студентов контрольной группы в сфере своего здоровья; студенты, ведущие физически активный образ жизни, более высоко оценили удовлетворенность своим физическим и психо-эмоциональным состоянием, работоспособностью, а также своим образом жизни в целом ^ = 427,5 при р = 0,033). Очевидно, что регулярные физические нагрузки дают возможность человеку чувствовать себя в течение дня в тонусе и помогают бороться с хронической усталостью, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшают мозговую активность, тонизируют мышцы, обеспечивают здоровый сон и замедляют процесс старения организма.

Кроме того, выявилась зависимость уровня фрустрированности студентов в сфере своего ближайшего социального окружения от частоты занятий физкультурой / спортом (^ = -0,27, р = 0,02 по Спирмену). Чем чаще студент занимается спортом, тем менее он фрустрирован и более удовлетворен взаимоотношениями со своими друзьями и коллегами. Можно предположить, что данная корреляция связана с тем, что человек, регулярно занимающийся спортом, имеет более широкий круг общения, в котором постепенно появляются единомышленники, формирующие его референтную группу. А Н. А. Мелешкова и Г. К. Урусов считают, что физкультурно-спортивная деятельность вообще способствует повышению социальной активности человека [9].

Итак, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что студенты, ведущие физически активный образ жизни, характеризуются более высоким уровнем субъективного благополучия: они уверены в собственных возможностях управлять собственными целями и деятельностью, им свойственно более позитивное самоотношение, они в большей степени удовлетворены своим здоровьем и отношениями, а также и жизнью в целом. Физически активный образ жизни, таким образом, может рассматриваться в качестве важного фактора повышения субъективного благополучия студентов. Формирование действенного интереса и установки на физически активный образ жизни в среде студенческой молодежи призваны способствовать не только сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, но и формированию подлинного субъекта своей жизни, ответственного за собственные поступки, сохраняющего высокий уровень внутренней свободы даже в непредвиденных и неподвластных его контролю обстоятельствах жизни.

Литература

1. Андонова А. Н., Серева Д. О. Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: сборник материалов VIII Международной научно-практической интернет-конференции. — 2017. — С. 531-538.

2. Березов С. А., Белова Е. В. Особенности постановки целей студентами вуза в связи с уровнем их социальной фрустрированности // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2017. — № 15/1. — С. 17-26.

3. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. — 2012. — № 2 (20). — С.132-138.

4. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. — 2009. — Вып. 2 (48). — С. 98-105.

5. Козьмина Л. Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1 (17). — С. 193-197.

6. Крушельницкая О. Б., Маринова Т. Ю., Милехин А. В. Отношение молодежи к своему здоровью и к донорству крови // Социальная психология и общество. — 2017. — Т. 8. — № 1. — С. 126-143.

7. Лысенко А. В., Дидык А. В., Петров А. В. Исследование влияния фитнес-тренировки на состояние здоровья женщин среднего возраста // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов третьей международной научной конференции. — 2016. — С.146-150.

8. Лысенко А. В., Лысенко Д. С., Попова Т. В., Почекаева Е. И., Парфенов С. А., Елькин А. А. Возрастные особенности влияния аэроионизации на функциональное состояние студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 2 (132). — С. 114-118.

9. Мелешкова Н. А., Урусов Г. К. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 39. — С. 195-201.

10. Русина С. А. Теоретические подходы к изучению психологического благополучия личности студентов // Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам IV международной заочной научно-практической конференции. — М., 2017. — С. 114-118.

11. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: монография / Ю. В. Обухова, Е. В. Зинченко, Е. В. Белова, И. В. Афанасенко. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. — 305 с.

12. Шашлова Ю. А. Проблема статистического учета физически активного образа жизни: актуальность и пути решения // Учет и статистика. — 2017. — № 3 (47). — С. 35-43.

13. Nartova-Bochaver S. Impact of psychological sovereignty on mental well-being in Russian youth and adults // The 2nd World Conference on Personality Abstracts. — Brazil, 2016. — Р.101.

14. Zinchenko E., Belova E. Coping behavior strategies of Russian urban students due to their social and personal frustration state // Fullpapers E-Book of 6th World Congress on Psychology and Behavioral Sciences (Management, Psychology, Political and Social Science) (WCPBS 2016). - Barcelona, 2016. - P.184-186.

PHYSICALLY ACTIVE LIFESTYLE AS A FACTOR OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE STUDENT YOUTH

Belova E.1

1Academy of psychology and pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. The results of a comparative study of indicators of subjective well-being of Southern Federal University students with physically active and physically passive lifestyles are presented. The relevance of studying the stated topic is explained. Were used the methods of questionnaire, psychological testing and mathematical statistics as methodological tools. It is empirically established that the students with physically active lifestyle are characterized by higher levels of control over their own activities and circumstances of life, more positive self-attitude, high satisfaction with own health and life, lower frustration in the immediate social environment. The conclusion is made about the higher level of subjective well-being of students with physically active lifestyle and about the necessity of formation of attitude on active lifestyle among students.

Keywords: physically active lifestyle, subjective well-being, social frustration, student youth

References

1. Andonova A. N., Sereva D. O. Propaganda zdorovogo obraza zhizni sredi molodezhi // Sostojanie zdorov'ja: medicinskie, social'nye i psihologo-pedagogicheskie aspekty: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. - 2017. - S. 531-538. (in Russian)

2. Berezov S.A., Belova E.V. Osobennosti postanovki celej studentami vuza v svjazi s urovnem ih social'noj frustrirovannosti // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. — 2017. — № 15/1. — S. 17-26. (in Russian)

3. Vodjaha S. A. Sovremennye koncepcii psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti // Diskussija. — 2012. — № 2 (20). — S.132-138. (in Russian)

4. Grigorenko E. Ju. Psihologicheskoe blagopoluchie studentov i opredeljajushhie ego faktory // Problemy razvitija territorii. — 2009. — Vyp. 2 (48). — S. 98-105. (in Russian)

5. Koz'mina L. B. Samootnoshenie i samoocenka kak prediktory psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti studentov-psihologov // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. - 2013. - № 1 (17). - S. 193-197. (in Russian)

6. Krushel'nickaja O. B., Marinova T. Ju., Milehin A. V. Otnoshenie molodezhi k svoemu zdorov'ju i k donorstvu krovi // Social'naja psihologija i obshhestvo. — 2017. — T. 8. — № 1. — S. 126-143. (in Russian)

7. Lysenko A. V., Didyk A. V., Petrov A. V. Issledovanie vlijanija fitnes-trenirovki na sostojanie zdorov'ja zhenshhin srednego vozrasta // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. — 2016. — S.146-150. (in Russian)

8. Lysenko A. V., Lysenko D. S., Popova T. V., Pochekaeva E. I., Parfenov S. A., El'kin A. A. Vozrastnye osobennosti vlijanija ajeroionizacii na funkcional'noe sostojanie studentov // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. — 2016. — № 2 (132). — S. 114-118. (in Russian)

9. Meleshkova N. A., Urusov G. K. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovanija zdorovogo obraza zhizni studentov v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe vuza // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2017. — № 39. — S. 195-201. (in Russian)

10. Rusina S. A. Teoreticheskie podhody k izucheniju psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti studentov // Nauchnyj forum: Pedagogika i psihologija: sbornik statej po materialam IV mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — M., 2017. — S. 114-118. (in Russian)

11. Sovremennaja prakticheskaja psihologija v obespechenii resursov samorealizacii lichnosti: monografija / Ju. V. Obuhova, E. V. Zinchenko, E. V. Belova, I. V. Afanasenko. — Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Juzhnogo federal'nogo universiteta, 2016. — 305 s. (in Russian)

12. Shashlova Ju. A. Problema statisticheskogo ucheta fizicheski aktivnogo obraza zhizni: aktual'nost' i puti reshenija // Uchet i statistika. — 2017. — № 3 (47). — S. 35-43. (in Russian)

13. Nartova-Bochaver S. Impact of psychological sovereignty on mental well-being in Russian youth and adults // The 2nd World Conference on Personality Abstracts. — Brazil, 2016. — R.101.

14. Zinchenko E., Belova E. Coping behavior strategies of Russian urban students due to their social and personal frustration state // Fullpapers E-Book of 6th World Congress on Psychology and Behavioral Sciences (Management, Psychology, Political and Social Science) (WCPBS 2016). — Barcelona, 2016. — R.184-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.