Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojoumal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 371.134:004 (07)
В. В. Матвеев, И. С. Ефименко, А. А. Анненкова, Е. В. Соболева, Д. Н. Грибков
Оценка студентами влияния дистанционных образовательных технологий на организацию практики как фактор повышения качества подготовки специалистов
Проблема и цель. Одной из проблем современного вуза в новых санитарно-эпидемиологических условиях является организация практики обучающихся. Изменяется работа с базами практик, координация информационного взаимодействия, сетевая коммуникации на профильных предприятиях. Цель статьи - выполнить анализ оценок студентами организации практики в допандемийном обучении и при переходе на дистанционные образовательные технологии для повышения качества профессиональной подготовки в целом.
Методы исследования. Оценка студентами влияния дистанционных технологий на организацию практики выполнена в ходе анкетирования через формы Microsoft Teams. Задействовано 124 студента Орловского государственного института культуры с факультетов документных коммуникаций и социально-культурной деятельности по направлениям подготовки: 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 43.03.02 Туризм; 51.03.03 Социально-культурная деятельность; 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия; 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Базы практики: администрация города, суды, библиотеки, дома творчества, турагентства, музеи. Средний возраст респондентов составил 22 года (48% девушек и 52% молодых людей). Для статистической обработки данных использован критерий х2 (хи-квадрат) Пирсона.
Результаты. Разработана анкета, проведённая в Microsoft Teams, и содержащая блоки: «Дистанционные технологии на этапах организации практики (оценка спектра, обоснованности выбора и проблем применяемых средств вузом и базой практики)»; «Удовлетворённость качеством организации практики без использования (с использованием) дистанционных технологий»; «Направления для совершенствования в вузе/базе практики». В курсе Moodle реализован соответствующий алгоритм организации практики на основе дистанционных технологий. Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе профессиональной подготовки, х2набл. 2 > Х2крит0.05 (8,27 > 5,99).
В заключении описываются направления модернизации электронной информационно-образовательной среды вуза по организации практики в соответствии с выявленными проблемами для повышения качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: COVID-19, дистанционное обучение, база практики, сетевое взаимодействие, анкетирование, Moodle
Ссылка для цитирования:
Матвеев В. В., Ефименко И. С., Анненкова А. А., Соболева Е. В., Грибков Д. Н. Оценка студентами влияния дистанционных образовательных технологий на организацию практики как фактор повышения качества подготовки специалистов // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 133-152. doi: 10.32744^е.2022.2.8
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 14 November 2021 Published: 30 April 2022
V. V. Matveev, I. S. Efimenko, A. A. Annenkova, E. V. Soboleva, D. N. Gribkov
Students evaluation of the impact of distance learning technologies on the organization of practice as a factor for improving the quality of professional training
The problem and the aim. One of the problems of a modern university in the new sanitary and epidemiological conditions is the organization of students' practice. Changes are taking place when working with databases of practices, coordination of information interaction, network communication at enterprises. The purpose of the article - is an analysis of students' assessments of the organization of practice to gain professional experience before the pandemic and in the transition to distance learning technologies.
Research methods. Students' assessment of the impact of distance technologies on the organization of practice was carried out during a questionnaire through forms of Microsoft Teams. 124 students of the Orel State Institute of Culture from the faculties of documentary Communications and socio-cultural activities were involved in the following areas of training: 46.03.02 Documentation and Archival Studies; 43.03.02 Tourism; 51.03.03 Socio-cultural Activities; 51.03.04 Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Objects; 51.03.06 Library and Information Activities. The average age of respondents was 22 years (48% of girls and 52% of young people). Pearson's criterion x2 (chi-squared) was used for statistical data processing.
Results. The questionnaire in Microsoft Teams has been developed. It contains the following blocks: "Distance technologies at the stages of the organization of practice (assessment of the spectrum, validity of the choice and problems of the means used by the university and the practice base)"; "Satisfaction with the quality of the organization of practice without the use (with use) distance technologies"; "Directions for improvement in the university / practice base". The Moodle course implements an appropriate algorithm of organizing practice based on distance technologies. Statistically significant differences in the qualitative changes in the
pedag°gical system were reveale^ x2observ. 2 > X2cntic0.05 (8,27 > 5,99).
In conclusion, the directions of modernization of the electronic information and educational environment of the university on the organization of practice in accordance with the identified problems are described.
Keywords: COVID-19 pandemic, distance learning, practice base, networking, questionnaire, Moodle
For Reference:
Matveev, V. V., Efimenko, I. S., Annenkova, A. A., Soboleva, E. V., & Gribkov, D. N. (2022). Students evaluation of the impact of distance learning technologies on the organization of practice as a factor for improving the quality of professional training. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 56 (2), 133-152. doi: 10.32744/pse.2022.2.8
_Введение
Актуальность исследования определяется следующими факторами:
1. В условиях пандемии COVID-19 ЮНЕСКО не только создаёт Коалицию по вопросам образования, но и оказывает непосредственную поддержку странам в работе над минимизацией негативных последствий коронавируса, закрытием учреждений и созданием условий для непрерывного обучения [1]. Одним из направлений деятельности Коалиции является развитие дистанционных технологий, ресурсов сетевой коммуникации и e-learning. В частности, при их содействии платформа Moodle становится партнёром ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Проходят международные вебинары, конференции для учителей по вопросам создания качественных онлайн-классов, сочетания асинхронных действий (форумы, викторины) с традиционным очным взаимодействием [2]. В настоящий момент подобные инициативы поддержаны и другими представителями сферы информатизации образования: Google Education, Microsoft и т.д. К коалиции ведущих вузов мира, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) присоединяются Московский педагогический государственный университет, Горный университет в Санкт-Петербурге, РГПУ им. А. И. Герцена, Университет управления «ТИСБИ» (Казань), Башкирский институт социальных технологий и др.
В сфере образования совершенствуются и развиваются дистанционные технологии различного назначения: ClassDojo, Edmodo, Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom, Schoology, Skooler, Funzi, KaiOS, Kolibri, Canvas Network и т.д. Эти дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) применяются для проведения аудиторных занятий, смешанного и перевёрнутого обучения, контроля и систематизации знаний.
2. Практика студентов в вузе, как отмечают P. S. Tiwari и авт., описывая опыт применения ДОТ в период COVID-19, является составной частью основной профессиональной программы высшего образования. Практика проводится в целях закрепления теории, приобретения навыков, формирования профессиональных компетенций [3]. На примере подготовки специалистов в профессиях космической отрасли (внедрение программ-симуляторов) авторы выделяют конкретные трудности включения ДОТ в процесс теоретического обучения, выполнения научных исследований, курсовых и выпускных работ. P. S. Tiwari и авт. уточняют особенности взаимодействия между практикантами и представителями организаций [3].
На примере факультета журналистики Белорусского государственного университета Т. В. Силина-Ясинская описывает организационные проблемы, сложности обеспечения непрерывности учебного процесса и производственной практики [4]. Например, дополнительная нагрузка для ответственных за практику лиц на факультете, требования к мобильности и оперативности кураторов практики от вуза, трудоустройство китайских студентов и т.п. В качестве положительного момента ею выделяется обновление контактов и адресных книг по базам практик.
Многие проблемы организации практики средствами e-learning, как доказывают О. В. Лисовский и авт., анализируя возможности дистанционного обучения практическим навыкам в условиях пандемии COVID-19, обусловлены недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы [5]. Авторы указывают, что в настоящее время вопрос организации практики студентов по получению профессионального опыта ре-
гламентируется приказами, разъяснениями Министерства науки и высшего образования, Минздрава Российской Федерации.
3. В рамках научных исследований проводится анализ оценок студентами образовательной среды на основе ДОТ [6]. Например, И. Э. Соколовская изучает социально-психологические факторы удовлетворенности обучающихся в период пандемии [7]. R. Imane предлагает новые методические приёмы для вовлечения студентов, повышения их мотивации и познавательной активности [8]. Вопросы соответствующих анкет направлены на выявление изменений качества жизни обучающихся, интенсивности общения в реальной жизни, свободы передвижения.
Таким образом, развитие электронного обучения - это не только вынужденная ответная мера международных организаций, национальных Министерств образования. E-learning и дистанционные формы обучения потенциально способны оказать существенную помощь в повышении качества образования, сетевого профессионального взаимодействия, реализации методологических изменений. Дистанционные технологии в инициативах ЮНЕСКО и концепции «мира без границ» должны стать основой создания инклюзивных обществ, опираться на самые современные программные средства.
В тоже время, очевидно, что многие вузы испытывали и испытывают трудности с внедрением новых технологий в образовательную среду. В этих условиях необходимо обеспечить распространение дидактических принципов и стандартов, которые будут приняты не только на административном уровне, но и сами педагогами, студентами вуза. Важным фактором, способствующим принятию e-learning и организации практики обучающихся средствами ДОТ, является их восприятие как относительного преимущества. Другими словами, и студенты, и преподаватели должны понимать, что применяемая инновация лучше, чем тот инструмент или практика, которым она пришла на смену. Поэтому важно проводить исследования и оценки, помогающие фиксировать результаты аудиторной/внеаудиторной работы с ДОТ, организации профессионального сетевого взаимодействия, различных видов практик (проектной, учебной, преддипломной и т.д.).
Гипотеза исследования - организация комплексной и всесторонней оценки студентами этапов проведения практики в допандемийном обучении и при переходе на дистанционный формат позволит повысить качество профессиональной подготовки в целом.
Цель исследования - выполнить анализ оценок студентами влияния дистанционных образовательных технологий на уровень организации практики для повышения качества подготовки будущих специалистов.
_Материалы и методы
В работе применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы при описании потенциала ДОТ для поддержки инициатив ИИТО ЮНЕСКО, выявлении проблем их внедрения в образовательную среду вуза, организацию практики.
В исследовании приняли участие 124 студента Орловского государственного института культуры с факультетов документных коммуникаций и социально-культурной деятельности при изучении курсов «Информационные технологии», «Информатика» (теоретический анализ темы «Сообщение, данные, сигнал, атрибутивные свойства ин-
формации, показатели качества информации, формы представления информации», «Системы передачи информации» и т.п.). Были задействованы обучающиеся по направлениям подготовки: 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 43.03.02 Туризм (экскурсоводы и турагенты, гиды); 51.03.03 Социально-культурная деятельность (специалисты по управлению и организации досуговых мероприятий); 51.03.04 Музе-ология и охрана объектов культурного и природного наследия; 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Базы практики: Администрация г. Орёл, мировой суд, областные и городские библиотеки, дома творчества, турагентства, областные и городские музеи. Исследование проводилось в 2020-2021 гг. С октября по декабрь 2020 года (в период пандемии COVID-19) осуществлялось дистанционно.
Оценка студентами влияния ДОТ на уровень организации практики выполнялась в ходе специально проводимого анкетирования. Оно реализовывалось с помощью форм в MS Teams. Такой выбор обусловлен следующими факторами: управление политикой безопасности в институте; каждая команда (профиль подготовки) могла достаточно оперативно настроить вкладку, создать новую/добавить существующую форму для сбора ответов или демонстрации результатов опроса; поддержка совместной работы с участниками команды, создание уведомлений для формы или проведение быстрого опроса только в своей группе. Именно последняя возможность позволяет учитывать специфику обучения, особенности организации того или иного вида практики, формируемые компетенции.
Формы в MS Teams содержали вопросы (с выбором, множественным выбором, на установление соответствия, на оценивание утверждения по шкале, ввод своего варианта ответа), разработанные и структурированные авторами в соответствии с гипотезой исследования. В анкете для студентов были предусмотрены следующие блоки: «Дистанционные образовательные технологии на различных этапах организации практики» (оценка спектра, обоснованности выбора и проблем применяемых программно-технических средств отдельно для вуза и базы практики); «Удовлетворённость студентов качеством организации практики без использования ДОТ (непосредственно на предприятии, в организации)»; «Удовлетворённость студентов качеством организации практики с использованием ДОТ»; «Направления для совершенствования деятельности вуза/базы практики при дистанционном взаимодействии». По результатам обработки анкеты был предложен алгоритм проведения практики на основе ДОТ, представленный далее в виде курса Moodle.
При формировании экспериментальной и контрольной группы анализировались результаты предшествующей учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, отражённые в индивидуальных образовательных маршрутах, экспертные мнения преподавателей курсов «Информационные технологии» и «Информатика», само- и взаимооценка. В итоговой диагностике учитывались баллы от руководителя практикой на организации и от вуза, отметки за отчёт и выполнение индивидуального задания, само- и взаимооценка, защита по практике.
Для определения качества подготовки будущих специалистов в ходе различных видов практик были введены уровни «высокий», «низкий», «средний». Методика определения уровней описана далее (программа и результаты исследования). Средний возраст респондентов составил 22 года (48% девушек и 52% молодых людей). Численность и состав выборки обоснован спецификой исследования. Статистическая обработка результатов выполнена при помощи критерия х2 (хи-квадрат) Пирсона.
_Обзор литературы
Анализ литературы выполнен в следующих направлениях:
1. выявление потенциала информационных технологий для поддержки инициатив ЮНЕСКО, минимизации негативных последствий коронавируса, создания условий непрерывного обучения;
2. возможности использования дистанционных технологий для организации различных видов практик;
3. проблемы применения ДОТ для организации практики студентов, формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
В рамках первого направления отметим результаты исследований K. Shahid, Q. Yang, Z. Xingqi [9]. Учёные обосновывают и эмпирическими данными доказывают, что современные программные средства обладают мощными инструментами для работы
V V I VI V V f
с текстовой, числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной среды в условиях пандемии COVID-19. По их мнению, формируется качественно новая по своим возможностям всемирная среда обучения.
M. van der Velde и авт. отмечают, что появляются новые функциональные возможности и сервисы для выполнения практических заданий, упражнений и тестов; прослушивания онлайн-лекций; скачивания материалов к самостоятельному изучению; активизации работы чатов и получения оперативной обратной связи от участников дидактического сетевого взаимодействия [10].
В своей работе С. Ю. Князева, Д. М. Капелюшник, Е. Н. Пушкарева, обобщая опыт ИИТО ЮНЕСКО в Москве, отмечают: несмотря на все достоинства и функциональные возможности, инициатива повысить качество образования путем внедрения инновационных преобразований на основе применения ДОТ пока остается нереализованной [11]. Они считают, что одна из причин сложившейся ситуации - простая трансляция оффлайновых методов работы, традиционных методов взаимодействия в дистанционный формат. Чтобы подтвердить практическую полезность модели, авторы создали два инструмента: один для визуализации траекторий обучения, а другой для предложения группам студентов и совместной деятельности. Оба инструмента были протестированы в реальной среде. Авторы провели эксперименты со студентами по трем программам: физика, электротехника и информатика.
В. А. Азев, Е. В. Кобец, В. А. Васильев обобщают новые тенденции и стратегии интеграции дистанционных технологий в образование. Они обозначают направления совершенствования: альтернативные формы получения информации, требования к сетевым учебным платформам и открытым образовательным ресурсам, модели оценивания результатов обучения, методология исследовательской и аналитической работы для мониторинга e-learning (в том числе, процесса прохождения практики студентов по получению профессиональных умений и навыков) [12].
D. B. Ramos и авт. представляют подход к разработке модели траектории обучения в системе e-learning [13]. Модель использует сведения из записей базы данных системы и позволяет строить графики для визуализации обучения. Авторы демонстрируют каким образом модель может быть использована для визуального представления траектории обучения (в том числе, процесса прохождения практики студентов), анализа поведения.
J. N. Al-Karaki и авт. описывают методики проведения учебных практик обучающихся с помощью виртуальных лабораторий [14]. Н. К. Мельников предлагает использовать виртуальные площадки для организации проектной деятельности [15]. При этом учёные указывают, что некоторые вузы имеют опыт проработки с провайдерами доступности Интернета, открытия в общежитиях оборудованных комнат с компьютерной техникой для самостоятельной работы.
Т. В. Силина-Ясинская отмечает, что студенты, практически без ущерба в отношении выполнения творческой части программы практики, могли, находясь в безопасных условиях у себя дома за компьютером, собирать и редактировать материалы; применять удалённые формы поиска информации; проводить дистанционные интервью; верстать макеты газетных полос и монтировать сюжеты; принимать участие в работе с Интернет-сайтами и социальными сетями организаций и т. п. В контексте проводимой работы заметим, что взаимодействие с руководителями практики от организации осуществлялось также при помощи ресурсов Интернета. Для формирования профессиональных компетенций (при технических возможностях баз практик) студенты удаленно присутствовали на планерках, редколлегиях [4]. В работе H. A. Alfadda, H. S. Mahdi описаны ситуации, когда для поддержки принятия решений предприятиями организовались интерактивные дистанционные курсы и семинары с использованием площадки видеоконференций Zoom [16].
P. S. Tiwari и авт. разработали систему интерактивных курсов/семинаров/вебина-ров, посвященных общекосмической подготовке, освоению специальной космической техники и получению опыта осуществляемых на орбите работ, исследований и экспериментов [3].
В третьем блоке аналитической работы с литературой, отметим выводы О. В. Лисовского и авт., которые систематизируют различные технические (загруженность каналов связи), философские и этические (степень доверия цифровым средствам), организационные (координация работы баз практик, руководителей от вуза, студентов), методические (отсутствие эффективных приёмов, способов взаимодействия) и нормативные проблемы организации производственной практики студентов на основе ДОТ [5].
V. Kuleto и авт. определяют, что быстрее всех на новый режим обучения в связи с карантином перестроились учреждения, которые имели опыт организации удаленного формата занятий (например, для студентов-заочников) [17]. Т. В. Силина-Ясинская указывает, что некоторые университеты впервые столкнулись с необходимостью проведения практик в онлайн-режиме, часть перенесла практики на следующий учебный год [4]. В качестве недостатков прохождения студентами практик в онлайн-простран-стве автор особо выделяет отсутствие возможности в реальности изучить структуру организации и ее подразделений, выезжать в командировки, участвовать в организационно-массовой работе.
В. А. Азев, Е. В. Кобец, В. А. Васильев отмечают, что переход на новый режим занятий вызвал стресс у всех участников дидактического процесса: педагогов, студентов, руководителей организаций [12]. Для сохранения качества подготовки будущих специалистов нужно учитывать следующее: следовать учебному плану/графику/рабочей программы практики; создавать рабочую атмосферу в домашней обстановке (комнате общежития); придерживаться режима работы базы практики, подготовить рабочее место, соблюдать требования к внешнему виду на предприятии.
Итак, пандемия COVID-19 сделала востребованной дистанционные формы обучения в школе, вузе [18]. Х. Н. Гюльбякова, Е. А. Масловская, А. Ю. Айрапетова, М. В. Лар-
ский обобщают, что практика является важной частью программы высшего образования. Она должна быть проведена в том виде, который определен образовательной организацией [6]. О. Г. Антонова, Ю. Р. Хайруллина, Е. В. Щанина устанавливают, что в сложившихся условиях вузы апробировали различные варианты организации практики обучающихся (перенос сроков, полный и частичный перевод в дистанционный формат, традиционный допандемийный вариант) [19].
С. Ю. Петрова, М. Ю. Печальнов заключают, что во всех случаях организации практики студентов с применением ДОТ требуется наличие определенного регламента, регулирующего договорные отношения между организацией и удаленными студентами-практикантами; способы и характер использования средств профессиональной коммуникации; локации рабочего места и доли рабочего времени, используемого на нем [20].
Таким образом, возрастает необходимость обеспечения эффективности коммуникационных процессов между всеми участниками практики (руководители организаций/баз практик, персонал базы практики, студенты-практиканты, кураторы от вуза). Более того, в условиях изоляции становится особенно сложно управлять разрешением конфликтов, обеспечивать достаточный уровень мотивации обучающихся, поддерживать качественное формирование компетенций по направлению подготовки [21]. Была выдвинута гипотеза, что проведение комплексной и всесторонней оценки студентами этапов организации практики в допандемийном обучении и при переходе на дистанционные образовательные технологии обеспечит дополнительные ресурсы для повышения качества профессиональной подготовки по избранной специальности; развития способности к самостоятельным суждениям и выводам, выработки умений объективной оценки научной информации и т.д.
_Программа исследования
Основная цель эксперимента заключалась в проверке дидактического потенциала деятельности по комплексной и систематической оценке студентами различных этапов практики и ей видов в допандемийном обучении и при переходе на дистанционные образовательные технологии для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Были задействованы 124 студента факультетов документных коммуникаций и социально-культурной деятельности. Профили подготовки: Докумен-товедение и документационное обеспечение управления, Технология и организация экскурсионных услуг, Управление и организация досуговых мероприятий, Выставочная деятельность, Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
На подготовительном этапе эксперимента был определён потенциал новых информационных технологий для минимизации негативных последствий короновируса, создания условий непрерывного обучения и организации практики.
Были уточнены возможности использования дистанционных технологий для организации различных видов практик: профессиональная сетевая коммуникация между участниками практики с использованием доступных средств связи; оперативное информирование о текущих или предстоящих событиях; обмен файлами разных форматов; оценка теоретических знаний, профессиональных умений и компетенций при непосредственном выполнении трудовой деятельности (наблюдение через веб-камеры); проведение консультаций; организация защиты отчётов и индивидуальных
заданий. Также проанализированы различные учебные платформы (EkStep, Moodle, Canvas Network, Coursera), сервисы для работы с мобильными телефонами (Cell-Ed, Eneza Education, Funzi, KaiOS, Убонго, Ustad Mobile), онлайн-курсы и сетевые сообщества (ClassDojo, Paper Airplanes), инструменты и ресурсы для управления и удаленного взаимодействия с обучающимися (Google Classroom, Schoology, MS Teams).
В соответствии с реестром коллективных договоров о практической подготовке обучающихся между институтом и предприятиями выполнена оценка готовности и способности учреждений к проведению практики с применением ДОТ (техническая, организационно-управленческая, информационная).
Далее руководители практики от вуза определяли качество теоретических знаний, профессиональных умений и навыков студентов; их способностей к поиску информации, принятию организационных/управленческих решений в сфере профессиональной деятельности, к применению знаний для решения практических задач, к самостоятельным суждениям, объективной оценки информации и т.д. Были проанализированы результаты учебной и научно-исследовательской деятельности студентов из индивидуальных образовательных маршрутов, экспертные мнения преподавателей курсов «Информационные технологии» и «Информатика», само- и взаимооценка. Обработка полученных данных проходила по следующему алгоритму:
1. В ходе самооценки обучающемуся предлагалось определить по 5-ти бальной шкале качество своих образовательных результатов (профессиональный опыт, умения и навыки, отметки), где 1 - «очень плохо», 2 - «плохо», 3 - «удовлетворительно», 4 -«хорошо», 5 - «очень хорошо».
2. Такая же процедура проводилась при взаимооценке (только по отношению к остальным студентам группы).
По итогам этих двух процедур студент максимально мог получить 10 баллов.
3. Эксперты/преподаватели по учебным дисциплинам выставляли свои баллы отдельно по всей совокупности общепрофессиональных (например, способность студента осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации) и профессиональным (например, осуществление информационно-справочной работы с документами организации) компетенциям. По итогам экспертной оценки студент максимально также мог получить 10 баллов.
4. Анализировались данные из индивидуального образовательного маршрута студента, а именно, по трём последним контрольным мероприятиям (тест, проект, самостоятельное задание). Значения показателей складывались. Максимально обучающийся мог получить 15 баллов.
Итак, в результате первоначальной диагностики каждый студент набирал от 0 до 35 баллов. По результатам измерений определялось качество подготовки будущих специалистов. Под качеством подготовки было принято решение понимать соответствие уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать [22]. Методика для определения уровня: от 0 до 15 баллов (включительно) - «низкий», от 16 до 29 баллов (включительно) - «средний» и «высокий» во всех остальных случаях. Таким образом, удалось собрать данные о 124 обучающихся, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по 62 человека). Выборка не носила случайный характер. В составе экспериментальной группы 48% девушек и 52% молодых людей.
Второй этап эксперимента был посвящен определению (возможных переносов) сроков и структуры практики; подготовке форм заявлений для выбора базы практики;
формулированию перечня индивидуальных заданий. Содержание разделов практики определялось её видом, формой проведения (стационарная, выездная).
Третий этап исследования охватывает весь график организации кураторами от вуза практики студентов на предприятиях, учреждениях по направлениям подготовки. Для обучающихся экспериментальной группы проводились мероприятия по оценке организации практики в допандемийном обучении и при переходе на дистанционные образовательные технологии. Участники контрольной группы в такой деятельности задействованы не были.
_Результаты исследования
Дистанционные образовательные технологии применяются в ФГБОУ «Орловский государственный институт культуры» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Организация практики студентов в Орловском государственном институте культуры (далее - ОГИК) как неотъемлемого этапа подготовки будущих специалистов осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В контексте исследования под проведением практики в дистанционном формате будем понимать взаимодействие всех её участников между собой на расстоянии с помощью телекоммуникационных средств и Интернета, применение новых алгоритмов работы [23]. При этом неизменными остаются все присущие практике компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы и средства, контроль).
Выполненный анализ литературы позволяет заключить, что практика является и частью основной профессиональной программы высшего образования; и составляющей учебного процесса, позволяющей сориентироваться на рынке труда, найти себя в будущей профессии. Средства коммуникации, используемые для проведения практики в дистанционной форме ОГИК: система Mood^; корпоративная электронная почта; Zoom и сервисы, похожие на Zoom. База проведения практики обучающихся - учреждение или организация, в которой уровень состояния документационного обеспечения управления, организации архивного дела соответствует направлению/профилю подготовки. При соответствии санитарно-гигиенических, технических и организационно-управленческих условий требованиям осуществления практики с применением ДОТ с предприятием заключается договор о прохождении практики.
В целях понимания дидактического потенциала применения ДОТ на различных этапах практики и ей видах, при выявлении проблем и для определения направлений совершенствования на факультетах документных коммуникаций и социально-культурной деятельности руководителями практики были инициированы мероприятия по проведению комплексной и систематической оценки студентами нового формата обучения. Авторами разработана анкета, которая первоначально предлагалась обучающимся через Google Forms, но впоследствии была перенесена в пространство MS Teams. Далее представлены структура и содержание анкеты.
I блок. Дистанционные образовательные технологии на различных этапах организации практики.
1.1. Оценка спектра применяемых программно-технических средств.
1. Из списка программных и технических средств дистанционного обучения выбрать те, которые были использованы руководителями практики от вуза на различ-
ных этапах её организации. Варианты программных сервисов: Zoom, сервисы Google, MS Teams, социальные сети (ВК, Одноклассники, Instagram, Telegram Messenger и др.), электронная почта (Яндекс, Mail.ru и т.п.), Moodle, YouTube, Profuturo.
1a. Какой сервис, на Ваш взгляд, следует добавить для повышения качества практической подготовки?
1b. Какой сервис, на Ваш взгляд, менее всего способствует развитию компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности?
2. Из списка средств выбрать те, которые были использованы руководителями от базы практики.
2a. Какой сервис, на Ваш взгляд, следует добавить для повышения эффективности трудовой деятельности на предприятии?
2b. Какой сервис, на Ваш взгляд, менее всего способствует развитию компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности?
3. Установите соответствие между программными средствами и этапами практики, на которых Вы их применяли. Варианты формулировок для этапов практики: Знакомство с учреждением и его структурой, Анализ организационных и нормативно-методических документов, Работа в структурном подразделении, Сбор эмпирического материала и проведение научного исследования, Подготовка отчета, Защита результатов деятельности по практике.
4. Укажите проблемы, с которыми Вы столкнулись при установке ПО/непосредственной работе с ДОТ.
1.2. Оценка обоснованности выбора ДОТ, применяемых базой практики. Оцените степень Вашего (не) согласия с утверждениями, представленными ниже, имея ввиду что: 1 - «полностью не согласен», 2 - «скорее не согласен», 3 - «скорее согласен», 4 -«полностью согласен», НЗ - «не знаю, затрудняюсь ответить».
• Руководители практикой на предприятии всегда целесообразно использовали ресурсы ДОТ.
• Руководители практикой на предприятии использовали ДОТ только в критических/экстренных случаях.
• На организации/предприятии/учреждении нет единых требований по применению ДОТ.
1.3. Оценка обоснованности выбора ДОТ, применяемых вузом при организации различных видов практики. Оцените степень Вашего (не) согласия с утверждениями, представленными ниже, имея ввиду что: 1 - «полностью не согласен», 2 - «скорее не согласен», 3 - «скорее согласен», 4 - «полностью согласен», «НЗ - не знаю, затрудняюсь ответить».
• Руководители практикой от вуза всегда целесообразно использовали ресурсы ДОТ.
• Руководители практикой от вуза использовали ДОТ только в критических/экстренных случаях (например, при задержке сдачи итогового отчёта).
• В каждом виде практики организаторы от вуза использовали различные ДОТ.
II блок. Удовлетворённость студентов качеством организации практики без использования ДОТ (непосредственно на предприятии, в организации).
1. Оцените по 5-ти бальной шкале качество Ваших результатов (опыт, умения и навыки, отметки) после прохождения практики в традиционном формате без использования ДОТ: (1 - «очень плохо», 2 - «плохо», 3 - «удовлетворительно», 4 - «хорошо», 5 - «очень хорошо»).
2. Оцените по 10-ти бальной шкале степень Вашей удовлетворенности качеством организации практики без использования ДОТ: где 1 - «очень плохо» и 10 - «отлично».
3. Укажите трудности, с которыми Вы столкнулись при информационном взаимодействии: с руководителем практики от профильного учреждения; с руководителем практики от вуза.
III блок. Удовлетворённость студентов качеством организации практики с использованием ДОТ
1. Оцените по 5-ти бальной шкале качество Ваших результатов (опыт, умения и навыки, отметки) после прохождения практики в дистанционном формате (1 - «очень плохо», 2 - «плохо», 3 - «удовлетворительно», 4 - «хорошо», 5 - «очень хорошо»).
2. Оцените по 10-ти бальной шкале степень Вашей удовлетворенности качеством организации практики в дистанционном формате: где 1 - «очень плохо» и 10 - «отлично».
3. Укажите трудности, с которыми Вы столкнулись при информационном взаимодействии средствами ДОТ: с руководителем практики от профильного учреждения; с руководителем практики от вуза.
IV блок. Направления для совершенствования деятельности вуза/учреждения по организации практики с использованием ДОТ.
1. Отметьте положения/предложения, которые следует реализовывать вузу для организации практики (с применением ДОТ) в дальнейшем:
• Заменить платформу/программное средство, используемые для организации практики и координации информационного взаимодействия (на основе ДОТ).
• Расширить спектр информационных ресурсов и программных средств, для того чтобы повысить качество взаимодействия с кураторами практики от вуза.
• Оставить в списке информационных ресурсов и программных средств (для ДОТ) только один, чтобы избегать путаницы и недопонимания.
• Не надо ничего изменять. Всё хорошо.
• Указать своё предложение.
2. Отметьте положения/предложения, которые следует реализовывать базе практики для взаимодействия со студентами с использованием ДОТ в дальнейшем:
• Разработать требования по единообразию применяемых информационных ресурсов и программных средств.
• Не надо ничего изменять. Всё хорошо.
• Нужно полностью модифицировать профессиональное взаимодействие на предприятии (средствами ДОТ).
• Указать своё предложение.
После обработки первых анкет был определён спектр программных сервисов для организации практики на основе ДОТ (для использования и вузом, и профильными предприятиями). Изначально это были два больших списка, имеющие мало повторяющихся элементов. Например, факультеты использовали следующие ресурсы: социальные сети (ВК, Facebook), Skype; Прокторинг, Экзамус, Zoom; MS Teams; мессендже-ры (Telegram, WhatsApp), Classroom и другие сервисы Google; интерактивные доски (Idroo, Padlet). В учреждениях же применяли только почтовые сервисы и облачные хранилища, мессенджеры, социальные сети. Руководителями практикой было принято решение ограничить профессиональное взаимодействие со студентами-практикантами двумя официальными каналами: MS Teams и корпоративная почта. Именно эти сервисы использовались для оперативного и своевременного информирования, полу-
чения обратной связи, контроля. Все промежуточные результаты практики (индивидуальные задания, отзывы и заявления), отчёты обязательно выгружались в Moodle.
В настоящий момент анкетирование проведено три раза (в конце 2020 года, в чётных кварталах 2021 года). Спектр проблем и распределение мнений студентов по их актуальности на первом и последнем этапах визуализирован на рисунке 1.
Анализируя данные, заключаем, что если на первом этапах практики студенты отмечали плохое качество каналов связи (34%) и материально-технической базы (18%), недостаточную координацию работы вуза и профильной организации (10%), то в настоящий момент их волнует уже содержание индивидуальных заданий (17%), сроки выполнения (13%).
П*1ЫРвч*ч|Ц.(гМ0г( ТЬпмечрн» (4ii»ipT[.l!j!iipTin2ll!I г.]
Рисунок 1 Спектр проблем организации практики с применением ДОТ по мнению
студентов
Результат обработки полученных материалов по всем блокам анкеты - обобщённый алгоритм организации практики с применением ДОТ.
1 этап (за шесть недель до начала практики): провести средствами ДОТ анкетирование студентов о выборе базы практики; выяснить наличие целевых студентов.
2 этап (за пять недель до начала практики): связаться с базой практики, договориться о приеме студентов на практику.
3 этап. Выдать с помощью ДОТ форму индивидуального договора студентам, выбравшим практику в организациях, с которыми нет коллективного договора. Подписать индивидуальный договор, выслать по официальным каналам вуза скан руководителю практики. Запросить таким же образом у целевиков письма (скан) от соответствующих организаций.
4 этап (за четыре недели до начала практики): оформить служебную записку, расписание практики, журнал по технике безопасности. Разместить материалы в Moodle.
5 этап (за неделю до начала практики): подготовиться к организационному собранию с использованием ДОТ. Проверить наличие заявления на практику, индивидуальные задания для каждого студента, шаблона отчета по практике. В отчёт по практике включить маршрутный лист для руководителя практикой от профильной организации (список компетенций для оценивания, процедуры контроля). Выложить документы в соответствующие шаги курса Moodle.
6 этап (за 2-3 дня до начала практики): провести в MS Teams организационное собрание по практике. Объяснить принципы взаимодействия и заполнения разделов Moodle. Обсудить и зафиксировать сроки сдачи материалов по каждому разделу практики.
Создать канал в социальных сетях с участием руководителей от профильной организации, разместить в канале индивидуальное задание студентов.
7 этап (первый день практики). Организовать инструктаж по технике безопасности (отдельный раздел в курсе Moodle).
8 этап (первая неделя практики): поставить на индивидуальном задании подписи ответственных за практику от вуза и профильной организации. Выложить подписанное индивидуальное задание в Moodle.
9 этап (прохождение практики): средствами ДОТ (через видеоканал MS Teams) наблюдать за деятельностью студентов. Проверять задания, контролировать и координировать взаимодействие студентов с базой практики через созданный в социальных сетях канал.
10 этап. За 4-5 дней до зачета по практике в курс Moodle (шаг «Отчет по практике») студенты прикрепляют соответствующий документ.
За 3-4 дня до зачета по практике руководитель от вуза приступает к проверке отчётов студентов, при необходимости отправляет их на доработку. При оценивании окончательных вариантов в качестве ответа подписанный титульный лист также прикрепляется в Moodle.
11 этап. За 1-2 дня до зачета по практике необходимо передать на кафедру в печатном виде: календарные планы-графики (с подписями и печатями); индивидуальные договоры (с подписями и печатями); выполненное индивидуальное задание (с подписями и печатями) - оригинал; отзыв руководителя от профильной организации (с подписью и печатями) - оригинал; отчет по практике (титульный лист, оглавление, текст отчета) - переплетенный скоросшивателем.
12 этап. Организовать защиту отчёта по практике через собрание команды в видеоканале MS Teams.
Как отмечалось ранее, для обучающихся контрольной группы (которые также проходили практику с применением ДОТ) подобное анкетирование не проводилось. Они выполняли задания по требованиям программы подготовки, по графику и плану соответствующего вида практики. Участники контрольной группы взаимодействовали с профильными организациями при помощи ДОТ. Однако, оценки студентов, их мнения и выводы по уровню организации практики отдельно не анализировались.
На фиксирующей стадии эксперимента вновь проводилась комплексная оценка качества подготовки будущих специалистов.
Баллы для самооценки в контрольной группе определялись по тому же правилу, что и на входном измерении. В экспериментальной группе - по ответам из анкеты (пп.1 из III блока). Визуальное представление выполнено на рисунке 2.
Процедура взаимооценки не изменялась. По результатам оформления материалов практики, выполнения индивидуального задания, защиты отчёта студент мог получить от 0 до 15 баллов. Каждый из видов деятельности оценивался руководителем практики от вуза отдельно из 5 баллов. Отметки в своём отзыве выставлял и руководитель практики от организации. Он распределял баллы отдельно по всей совокупности общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Максимально обучающийся мог получить 10 баллов.
Итак, в результате повторной диагностики каждый студент набирал от 0 до 35 баллов. Сведения о результатах проверки качества подготовки будущих специалистов до и после эксперимента представлены в таблице 1.
1Ч|
о 3 о
Экспериментальная группа
I
В
о к л
5
ЕС
Я
О
5
о
5
До процедур оценки
5
0 |
1
г
о
Контрольная группа
I
В
о £
После процедур оценки
9К
§
Рисунок 2 Удовлетворённость студентов качеством подготовки
Таблица 1
Результаты уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды
Уровень Группы
Экспериментальная группа (62 студента) Контрольная группа (62 студента)
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Высокий 5 15 5 7
Средний 30 39 32 35
Низкий 27 8 25 20
Были приняты следующие гипотезы:
• Н0: уровень подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать, в экспериментальной группе статистически равен уровню обучающихся в контрольной;
11 ^ **
• И^ уровень в экспериментальной группе выше уровня контрольной группы.
В онлайн-ресурсе http://medstatistic.ru/calculators/calchit.html. вычислены значения критерия до (х2набл1) и после (х2набл 2) эксперимента. Для а = 0,05 по таблицам распределения х2крит равно 5,99. Таким образом, получаем: х2набл1 < Х2крит(0,14 < 5,99), а Х2набл 2 > х2крит (8,27 > 5,99). Следовательно, сдвиг в сторону повышения качества профессиональной подготовки студентов, можно считать неслучайным.
_Обсуждение результатов
Анализируя обоснованность выбора ДОТ, применяемых базой практики и вузом, т.е. ответы из первого блока (п.1.2. и п.1.3), отметим, что 67% опрошенных посчитали, что профильная организация оптимально использует сервисы профессиональной сетевой коммуникации. По отношению к вузу доля таких респондентов составила 69%.
Удовлетворённость студентов качеством организации практики с использованием ДОТ в первых опросах была незначительна (28% по вузу и 15% по предприятиям). При обработке материалов последних анкет эти показатели качественно выросли (70% по вузу и 64% по предприятиям). Графическая интерпретация данных по самооценке студентов, т.е. удовлетворённость качеством образовательных результатов (опыт, умения и навыки, отметки) после обучения при использовании ДОТ, представлена на рисунке 2.
При обсуждении проблем и трудностей, с которыми столкнулись студенты на практике с применением ДОТ (вопросы по этому направлению содержатся в каждом блоке анкет), был определён список самых актуальных и сложных: технические (качество Интернета и каналов для сетевой коммуникации, уровень программного обеспечения и технического оборудования), методические (отсутствие единой методики оценки результатов работы в дистанционном формате), коммуникационные (своевременная информированность всех участников практики, оперативность обратной связи), личностные (мотивированность, самостоятельность, добросовестность). Одно из наиболее обсуждаемых затруднений - координация информационного взаимодействия по различным каналам связи (см. рис. 1.). Например, студент написал ответ и руководителю практики от вуза, и от профильной организации по личной электронной почте. Преподаватель такой ответ по нормам проведения практики с применением ДОТ засчитать не может. Приходилось дублировать ответы по трём и более каналам, возникала путаница и излишняя нервозность. Это сказывалось на качестве оформления заданий, мотивации студентов и их работоспособности. Другие обсуждаемые проблемы - сроки сдачи заданий, получение оперативной обратной связи.
При обсуждении причин влияния такой специально-организованной деятельности по оценке студентами различных этапов практики и ей видов на основе ДОТ на повышение качества профессиональной подготовки были сформулированы следующие предположения: новые возможности влиять на содержание практики (индивидуальных заданий), проявление большей самостоятельности суждений, работа с электронными документами в кризисных/экстремальных условиях, активная информационно-поисковая деятельность и т.д.
В целом, после комплексной и систематической оценки студентами нового формата обучения у 24% респондентов экспериментальной группы уровень подготовки специалистов к требованиям будущей профессиональной среды оказался высоким. Первоначально этот процент был равен 8%. Доля обучающихся, качество будущей профессиональной подготовки которых изначально было определено как «низкое», уменьшилась с 44% до 13%. Можно утверждать, что большую часть в числе таких участников занимают те респонденты, которые изначально обладали средним уровнем, т.е. допускали ошибки в аналитической деятельности, на уровне принятия решения, при поиске организационных/управленческих решений, в объективной оценке научной информации и т. д. В контрольной группе изменения менее значительны. Например, доля студентов с уровнем «высокий» увеличилась на 3% (с 8% до 11%), с «низкий» - уменьшилась с 40% до 32%.
В целом, педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о том, что проведение факультетами комплексной и систематической оценки студентами организации различных этапов практики и ей видов в допандемийном обучении и при переходе на дистанционные образовательные технологии положительно влияет на качество подготовки будущих специалистов.
Материалы исследования соответствуют приоритетным направлениям деятельности ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международного Института по информационным технологиям в образовании по минимизации негативных последствий коронавируса, созданием условий для поддержки качественного непрерывного обучения [1]. Полученные алгоритмы, процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, профильных организаций являются возможными решениями проблем, сформулированных в работе О. В. Лисовского и авт. [5]. Обобщения и выводы по исследованию дополняют положения V. Ки^о и авт. [17].
Заключение
Высшее образование предполагает получение не только теоретических знаний, но и формирование практических навыков, получения опыта профессиональной деятельности. Ситуация с пандемией COVID-19 качественно изменила формат обучения. Вопрос о проведении и организации практики студентов в удалённом режиме взаи-
«-»V» Р-»
модействия для многих направлений подготовки является актуальным. В исследовании выполнено обобщение опыта Орловского государственного института культуры. Вуз за основу преобразований взял оценку студентами организации различных этапов практики и ей видов в допандемийном обучении и при переходе на дистанционные образовательные технологии.
В настоящий момент в электронной информационно-образовательной среде ОГИК реализуются алгоритмы и процедуры, которые направлены на то, чтобы поддерживать:
• возможность доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям ЭБС и электронным образовательным ресурсам;
• возможность проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением ДОТ;
• возможность формирования электронного портфолио обучающегося;
• возможность взаимодействия между участниками образовательного процесса в том числе, синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Особое внимание при организации практики студентов с использованием ДОТ уделяется вопросам координации всех участников процесса, своевременного информирования, оперативного реагирования и систематического контроля. Спектр применяемых программных средств для профессиональной сетевой коммуникации оптимизирован таким образом, чтобы исключить путаницу/потерю при передаче файлов, соблюдать сроки плана (графика) практики. Так как основная часть работы выполняется студентами самостоятельно (на рабочем месте в домашних условиях, в общежитии и т.п.), то качество формируемых компетенций во многом определяется содержанием индивидуальных заданий от руководителей практики (вуза, предприятия). Например, при формулировании индивидуальных заданий кураторам практики рекомендовано включать следующие:
• пройти инструктаж по ознакомлению с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами;
• применить системный подход при решении поставленных задач;
• проводить библиографические работы с привлечением современных инфор-
мационных технологий;
• организовать наблюдение за действующей системой документационного обеспечения управления организации (средствами ДОТ) для определения задач по ее автоматизации;
• выполнить сбор, анализ научно-теоретического материала при помощи ресурсов сети;
• осуществить средствами систем автоматизации и визуализации расчётов интерпретацию эмпирических данных.
Конечно, предложенные решения по проблемам организации практики студентов на основе ДОТ не являются окончательными. Однако, их эффективность в плане повышения качества подготовки будущих специалистов (в сложившихся санитарно-эпидемиологических условиях) доказывается с использованием методов статистической обработки данных.
ЛИТЕРАТУРА
1. More on UNESCO's COVID-19 Education Response. URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/ solutions
2. Направления деятельности ЮНИСЕФ для минимизации последствий COVID-19. URL: https://www.unicef.org/
3. Tiwari, P. S., Karnatak, H., Agarwal, S., Pandey, K., Vishwakarma, J., Ghildiyal, A., Chauhan, P. Distance learning experience during covid-19 period in higher education for space application // Journal of the Indian Society of Remote Sensing. 2021. vol. 49(10). pp. 2549-2558. DOI:10.1007/s12524-021-01407-5
4. Силина-Ясинская Т. В. Практика студентов в условиях пандемии COVID-19: проблемы и их решение. Журналiстыка: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 22-й Мiжнар. навук.-практ. канф., Мшск, 12-13 лiстап. 2020 г. / Беларус. дзярж. унт; рэдкал.: В. М. Самусевiч (гал. рэд.) [i шш.]. Мшск: БДУ. 2020. С. 186-189. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/252428
5. Лисовский О.В, Гостимский А. В., Лисица И. А., Карпатский И. В., Гавщук М. В. Возможности дистанционного обучения практическим навыкам в условиях пандемии COVID-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12. №1 (41). С. 54-66. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-54-65
6. Гюльбякова, Х. Н., Масловская, Е. А., Айрапетова, А. Ю., Ларский, М. В. Организация производственной практики помощника провизора-аналитика с использованием дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 28. DOI 10.17513/spno.31013
7. Соколовская, И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т.3. № 2. С. 46-54. DOI 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54
8. Imane, R. Involving students in the instructional design process to improve their satisfaction with their learning in the COVID-19 era // International Journal of Information and Education Technology. 2021. vol. 11(9). pp. 410-415. DOI:10.18178/ijiet.2021.11.9.1543
9. Shahid, K., Yang, Q., Xingqi, Z. Role of technology in multicultural environment: Impact of MOODLE learning system on global virtual team performance. Paper presented at the PervasiveHealth: Pervasive Computing Technologies for Healthcare. 2019. pp. 187-191. DOI:10.1145/3358528.3358536
10. van der Velde, M., Sense, F., Spijkers, R., Meeter, M., van Rijn, H. Lockdown learning: Changes in online foreign-language study activity and performance of Dutch secondary school students during the COVID-19 pandemic // Frontiers in Education. 2021. no. 6. DOI:10.3389/feduc.2021.712987
11. Князева, С. Ю., Капелюшник Д. М., Пушкарева Е. Н. Цифровые инструменты и сервисы для учителя // Педагогика информатики. 2020. № 3. c. 1-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44329214
12. Азев, В. А., Кобец, Е. В., Васильев В. А. О методике дистанционной работы со студентами ВУЗов в условиях пандемии // Уголь. 2021. № 4(1141). С. 43-47. DOI 10.18796/0041-5790-2021-4-43-47
13. Ramos, D.B., Ramos, I.M.M., Gasparini, I., De Oliveira, E.H.T. A new learning path model for e-learning systems // International Journal of Distance Education Technologies. 2021. vol. 19 (2). pp. 20-40. DOI: 10.4018/IJDET.20210401. oa2
14. Al-Karaki, J. N., Ababneh, N., Hamid, Y., Gawanmeh, A. Evaluating the effectiveness of distance learning in higher education during COVID-19 global crisis: UAE educators' perspectives // Contemporary Educational Technology. 2021. vol. 13(3). DOI:10.30935/cedtech/10945
15. Мельников, Н. К. Проблемы управления человеческим капиталом в условиях пандемии COVID-19. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 19-20 апреля 2021 г.: в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.
2021. Т. 1. С. 77-81. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/103437/1/978-5-7996-3280-9_1-016.pdf
16. Alfadda, H. A., Mahdi, H. S. Measuring students' use of zoom application in language course based on the technology acceptance model (TAM) // Journal of Psycholinguistic Research. 2021. vol. 50(4). pp. 883-900. DOI:10.1007/ s10936-020-09752-1
17. Kuleto V., Ilic M. P., Sevic N. P., Rankovic, M., Stojakovic, D., Dobrilovic, M. Factors affecting the efficiency of teaching process in higher education in the republic of Serbia during COVID-19 // Sustainability (Switzerland). 2021. vol. 13(23). DOI:10.3390/su132312935
18. Luburic, N., Slivka, J., Sladic, G., Milosavljevic, G. The challenges of migrating an active learning classroom online in a crisis // Computer Applications in Engineering Education. 2021. vol. 29(6). pp. 1617-1641. DOI:10.1002/cae.22413
19. Антонова, О. Г., Ю. Р. Хайруллина, Е. В. Щанина Профессиональная мотивация и адаптация студентов технических специальностей (на материалах конкретно-социологических исследований в Республике Татарстан и Республике Казахстан) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 3(55). С. 61-70. DOI 10.21685/2072-3016-2020-3-6
20. Петрова, С. Ю., М. Ю. Печальнов. Разработка электронного журнала учета документации по производственной практике студентов // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 48-53. DOI 10.17513/snt.38213
21. Reguera, E. A. M., Lopez, M. Using a digital whiteboard for student engagement in distance education // Computers and Electrical Engineering. 2021. vol. 93. DOI: 10.1016/j.compeleceng.2021.107268
22. Soboleva, E. V., Suvorova, T. N., Zenkina, S. V., Bocharov, M. I. Professional Self-Determination Support for Students in the Digital Educational Space // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9(3). pp. 603-620. DOI: 10.13187/ejced.2020.3.603
23. Kanetaki, Z., Stergiou, C., Bekas, G., Troussas, C., Sgouropoulou, C. The impact of different learning approaches based on MS TEAMS and MOODLE on students' performance in an on-line mechanical cad module // Global Journal of Engineering Education. 2021. vol. 23(3). pp. 185-190.
REFERENCES
1. More on UNESCO's COVID-19 Education Response. Available at: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/ solutions
2. UNICEF's activities to minimize the impact of COVID-19. Available at: https://www.unicef.org/
3. Tiwari, P. S., Karnatak, H., Agarwal, S., Pandey, K., Vishwakarma, J., Ghildiyal, A., Chauhan, P. Distance learning experience during covid-19 period in higher education for space application. Journal of the Indian Society of Remote Sensing, 2021, vol. 49, no. 10. pp. 2549-2558. DOI: 10.1007/s12524-021-01407-5
4. Silina-Yasinskaya T. V. Practice of students in conditions of the COVID-19 pandemic: problems and their solutions. Journalism: state, problems and perspectives: mateerials 22nd International Scientific-Practical Conference, Minsk, 12-13 listap. 2020 / Belarusian State University; editor: V. M. Samusevich (editor-in-chief) [and others]. Minsk, BDU. 2020, pp. 186-189. Available at: https://elib.bsu.by/handle/123456789/252428
5. Lisovsky O.V., Gostimsky A.V., Lisitsa I.A., Karpatsky I.V., Gavshchuk M.V. Possibilities of distance learning of practical skills in conditions of COVID-19 pandemic. Medical education and professional development, 2021, vol. 12, no. 1 (41), pp. 54-66. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-54-65
6. Gulbianova, H. N., Maslovskaya, E. A., Ayrapetova, A. Yu., Larsky, M. V. Organization of industrial practice of assistant pharmacist-analyst using distance learning technologies. Modern problems of science and education, 2021, no. 4. p. 28. DOI: 10.17513/spno.31013
7. Sokolovskaya, I. E. Socio-psychological factors of student satisfaction in the conditions of digitalization of learning during the pandemic COVID-19 and self-isolation. Digital Sociology, 2020, vol. 3, no. 2, pp. 46-54. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54
8. Imane, R. Involving students in the instructional design process to improve their satisfaction with their learning in the COVID-19 era. International Journal of Information and Education Technology, 2021, vol. 11(9), pp. 410-415. DOI: 10.18178/ijiet.2021.11.9.1543
9. Shahid, K., Yang, Q., Xingqi, Z. Role of technology in multicultural environment: Impact of MOODLE learning system on global virtual team performance. Paper presented at the PervasiveHealth: Pervasive Computing Technologies for Healthcare, 2019, pp. 187-191. DOI: 10.1145/3358528.3358536
10. van der Velde, M., Sense, F., Spijkers, R., Meeter, M., van Rijn, H. Lockdown learning: Changes in online foreign-language study activity and performance of Dutch secondary school students during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Education, 2021, no. 6. DOI:10.3389/feduc.2021.712987
11. Knyazeva, S. Y., Kapelyushnik D. M., Pushkareva E. N. Digital tools and services for teachers. Pedagogy of Informatics, 2020, no. 3, pp. 1-15.
12. Azev, V. A., Kobets, E. V., Vasiliev V. A. On the method of remote work with university students in the pandemic. Ugol, 2021, no. 4(1141), pp. 43-47. DOI: 10.18796/0041-5790-2021-4-43-47
13. Ramos, D.B., Ramos, I.M.M., Gasparini, I., De Oliveira, E.H.T. A new learning path model for e-learning systems.International Journal of Distance Education Technologies, 2021, vol. 19 (2), pp. 20-40. DOI: 10.4018/ IJDET.20210401.oa2
14. Al-Karaki, J. N., Ababneh, N., Hamid, Y., Gawanmeh, A. Evaluating the effectiveness of distance learning in higher
education during COVID-19 global crisis: UAE educators' perspectives. Contemporary Educational Technology, 2021, vol. 13(3). DOI: 10.30935/cedtech/10945
15. Melnikov N. K. Problems of human capital management in the context of the COVID-19 pandemic. Strategies of Development of Social Communities, Institutions and Territories: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, April 19-20, 2021: in 2 vols. 2021. pp. 77-81. Available at: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/103437/1/978-5-7996-3280-9_1-016.pdf
16. Alfadda, H. A., Mahdi, H. S. Measuring students' use of zoom application in language course based on the technology acceptance model (TAM). Journal of Psycholinguistic Research, 2021, vol. 50(4), pp. 883-900. DOI:10.1007/s10936-020-09752-1
17. Kuleto V., Ilic M. P., Sevic N. P., Rankovic, M., Stojakovic, D., Dobrilovic, M. Factors affecting the efficiency of teaching process in higher education in the republic of Serbia during COVID-19. Sustainability (Switzerland), 2021. vol. 13(23). DOI: 10.3390/su132312935
18. Luburic, N., Slivka, J., Sladic, G., Milosavljevic, G. The challenges of migrating an active learning classroom online in a crisis. Computer Applications in Engineering Education, 2021, vol. 29(6), pp. 1617-1641. DOI: 10.1002/cae.22413
19. Antonova O. G., Khairullina Y. R., Shchanina E. V. Professional motivation and adaptation of students of technical specialties (on the materials of specific sociological research in the Republic of Tatarstan and the Republic of Kazakhstan). Proceedings of Higher Education Institutions. Volga region. Social Sciences, 2020, no. 3(55), pp. 61-70. DOI: 10.21685/2072-3016-2020-3-6
20. Petrova S. Y., Pechalnov M. Yu. Development of an electronic logbook of documentation of students' industrial practice. Modern Science-Intensive Technologies, 2020, no. 9, pp. 48-53. DOI: 10.17513/snt.38213
21. Reguera, E. A. M., Lopez, M. Using a digital whiteboard for student engagement in distance education. Computers and Electrical Engineering, 2021, vol. 93. DOI: 10.1016/j.compeleceng.2021.107268
22. Soboleva, E. V., Suvorova, T. N., Zenkina, S. V., Bocharov, M. I. Professional Self-Determination Support for Students in the Digital Educational Space. European Journal of Contemporary Education, 2020, vol. 9(3), pp. 603-620. DOI: 10.13187/ejced.2020.3.603
23. Kanetaki, Z., Stergiou, C., Bekas, G., Troussas, C., Sgouropoulou, C. The impact of different learning approaches based on MS TEAMS and MOODLE on students' performance in an on-line mechanical cad module. Global Journal of Engineering Education, 2021, vol. 23(3), pp. 185-190.
Информация об авторах Матвеев Владимир Владимирович
(Россия, г. Орёл) Профессор, доктор экономических наук, и.о. ректора Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2906-5716
Information about the authors
Vladimir V. Matveev
(Russia, Orel)
Professor, Doctor of Economic Sciences, Acting Rector Orel State Institute of Culture E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2906-5716
Ефименко Ирина Сергеевна
(Россия, г. Орёл) Доцент, кандидат экономических наук, проректор по экономической и хозяйственной деятельности Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2070-4510
Irina S. Efimenko
(Russia, Orel)
Associate Professor, Ph.D. in Economics, Vice-Rector for Economic and Economic Activities Oryol State Institute of Culture E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2070-4510
Анненкова Алла Анатольевна
(Россия, г. Орёл) Доцент, кандидат экономических наук, первый проректор
Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-1295-5907
Соболева Елена Витальевна
(Россия, Киров) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий в образовании Вятский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3977-1246
Грибков Дмитрий Николаевич
(Россия, г. Орёл) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информатики и документоведения Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3388-9526
Alla A. Annenkova
(Russia, Orel)
Associate Professor, Ph.D. in Economics, First Vice-Rector Oryol State Institute of Culture
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-1295-5907
Elena V. Soboleva
(Russia, Kirov) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Digital Technologies in Education Vyatka State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3977-1246
Dmitry N. Gribkov
(Russia, Orel) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Informatics and Records
Management Oryol State Institute of Culture E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-3388-9526