Оценка стейкхолдеров при реализации энергетической политики промышленных предприятий
Кокшаров Владимир Алексеевич
д-р экон. наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, кафедра экономика транспорта, [email protected]
Целью настоящего исследования являются теоретико-методические вопросы и практика взаимодействия стейкхолдеров в условиях реализации энергетической политики промышленных предприятий. В статье представлены авторская систематизация групп и состава стейкхолдеров при реализации энергетической политики. Стей-кхолдеры разделены на внутренних, которые напрямую влияют на стратегическую и оперативную энергоэффективность, и внешних, которые косвенно влияют на оперативную деятельность и напрямую определяют долгосрочную стратегию энергопотребления. В статье представлены результаты исследования влияния стейкхолдеров на российские промышленные предприятия при реализации энергетической политики. Представлена авторская энергоэффективная цепочка ценности. Проведен анализ оценки власти, легитимности и актуальности внутренних и внешних стейкхолдеров, а также определены инструменты контроллинга проектов энергоэффективности, применяемые предприятиями. Дается оценка значимости задач и функций контроллинга. Ключевые слова: энергетическая политика, стей-кхолдеры, энергоэффективность, атрибут, показатели, модель, контроллинг, инструменты
В 1984 Эдвард Р. Фримен [1] в своей работе «Strategic menagement: A stakeholder approach» изложил теорию заинтересованных сторон, предполагающую определение и реализацию процессов и групп, которые мотивированы в развитии своего бизнесе. В последние годы внимание к теории заинтересованных сторон значительно возросло в сфере корпоративной социальной ответственности [2]. Что касается управления энергетической политикой промышленного предприятия то, центральной задачей в этом процессе является управление финансово-экономическими интересами акционеров, промышленно-производственного персонала, поставщиков, инвесторов и других групп, чтобы обеспечить устойчивый рост в сфере энергоэффективности. Теория заинтересованных сторон предполагает управление бизнес-средой энергопотребления как внутренней, так и внешней, отношениями внутри и вне промышленного предприятия, и продвижения экономических интересов при реализации энергетической политики. Так в литературе приводится понятие «стейкхолдер», что это некоторая общность или индивид, которые способны целенаправленно оказывать воздействие на результаты деятельности предприятия, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [3]. В практическом руководстве по организации взаимодействия со стей-кхолдерами при реализации энергетической политики предлагается авторская развернутая карта стейкхолдеров (табл. 1), а также для целей систематизации стейкхолдеров применяется модель Митчелла-Агле-Вуда[4,5]. Эти методические инструменты позволяют реализовать управленческие решения в области проектов энергоэффективности промышленных предприятий.
Представленные Группы стейкхолдеров в таблице 1 для анализа были разделены по отношению к реализации энергетической политики предприятия на внутренних и внешних с целью выработки эффективного их взаимодействия в процессе ее реализации. К внутренним стейкхолдерам относятся те, которые в большей степени влияют на стратегическую и текущую энергоэффективность предприятия, на сроки окупаемости проектов энергетической политики. К этой категории следует отнести следующие:
- группа «Рабочие»: основные рабочие, вспомогательные рабочие, ученики профессионально-технических заведений;
- группа «Специалисты»: инженеры, экономисты, финансисты, бухгалтеры, нормировщики, технологии, психологи, социологи, юрисконсульты;
- группа «Руководители»: линейные и функциональные
- группа «Руководители низового иерархического уровня управления»: мастера, старшие мастера, прорабы, начальники небольших цехов, а также руководители подразделений внутри функциональных отделов и служб.
- группа «Руководители среднего звена»: директора предприятий, генеральные директора объединений и их заместители, начальники крупных цехов промышленных предприятий.
Внешние стейкхолдеры могут косвенно воздействуют на текущую реализацию энергетической политики предприятия, на сроки окупаемости проектов по энергоэффективности и напрямую влияют на энергетическую стратегию предприятия. К этой категории следует относить следующие группы:
- группа «Руководящие работники высшего звена управления»: руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора (президенты) крупных объединений, компаний, руководители функциональных управлений министерств, ведомств и их заместители.
- группа «Инвесторы»: Институциональные инвесторы, Пенсионные фонды, Банки, Менеджеры и аналитики фондов, Рейтинговые агентства
- группа «Поставщики»: Поставщики материалов и сырья, Субподрядчики, Консультанты по НИОКР, Поставщики комплектующих и полуфабрикатов
- группа « Конкуренты»: Прямые конкуренты, Товары заменители
- группа «Правительство и регулирующие органы»: Профильные министерства, ведомства, комитеты, региональные энергетические комиссии и др.
О
ю
5
*
со
2 е
8
сч
СП £
Б
2 о
- группа «Деловые партнеры»: Лицензиаты, Партнеры по НИОКР.
Определив стейкхолдеров по отношению к среде предприятия, необходимо оценить степень их влияния и зависимость от результатов деятельности бизнеса в сфере энергоэффективности. Подходящим методом оценки степени влияния является оценка методом «Дельфи». Полученные результаты переносятся на лепестковую диаграмму и полученный график «Влияние-Зависимость» является информационно-аналитическим инструментом поддержки принятия управленческих решений в области энергоэффективных проектов. Другим инструментом оценки взаимовлияния и зависимости бизнеса энергоэффективности и стейк-холдеров, является Модель Митчелла-Агле-Вуда, в которой отражены классификация и направления оценок стейкхол-деров. В соответствии с этой моделью стейкхолдеры могут в разной степени обладать тремя следующими атрибутами: власть, легитимность, актуальность.
Атрибут «власть» нужно интерпретировать, как способность стейкхолдеров получить желаемый результат от проектов энергоэффективности, используя административный ресурс принуждения, финансовые ресурсы и другие ресурсы, которые находятся в их распоряжении в рамках финансово-экономического механизма. Поэтому стейкхолдеры обладают атрибутом «власть» в той мере, в какой они способны применить административные возможности, финансы и другие ресурсы в рамках финансово-экономического механизма бизнеса, выстраивая энергоэффективную цепочку ценности для успешной реализации энергетической политики предприятия (Рис.1).
Энергоэффективная цепочка ценностей отражает набор связанных между собой направлений деятельности и функций, выполняемых внутри предприятия для реализации энергетической политики предприятия. Раскладывая операции на стратегические действия, можно лучше понять процессы взаимодействия стейкхолдеров при формировании и реализации энергетической политики и своевременно выявить
противоречия и конфликты интересов, которые мешают обеспечивать устойчивую энергоэффективность развития предприятия. Так звено «Источники финансирования энергетической программы» в энергоэффективной цепочки ценности может послужить источником конфликта экономических интересов между внутренними и внешними стейкхолдера-
Таблица 1
Группы стейкхолдеров при реализации энергетической политики промышленного предприятия
Стейкхолдеры Состав стейкхолдеров
Рабочие Основные рабочие, вспомогательные рабочие, ученики профессионально технических заведений
Специалист],! инженеры, экономисты, финансисты, бухгалтеры, нормировщики, технологи, психологи, социологи, юрисконсульты
Руководители линейные и функциональные
Руководители низового иерархического уровня управлении мастера, старшие мастера, прорабы, начальники небольших цехов, а также руководители и одра;! делений внутри функциональных отделов и служб.
Руководители среднего звена директора предприятий, генеральные директора объединений и их заместители, начальники крупных цехов промышленных предприятий.
Руководящие работники высшего звена VI [равнения руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора (президенты) кру пных объединений. компаний, руководители функциональных управлений министерств, ведомств И их заместители.
Инвесторы Институциональные инвесторы. Пенсионные фонды Ьанки, Менеджеры и аналитики фондов. Рейтинговые агентства
] 1оставщики Поставщики материалов и сырья. Субподрядчики. Консультанты по НИОКР, Поставщики комплектующих и полуфабрикатов
Конкуренты Прямые конкуренты, Товары заменители
Правительство и регулирующие органы Профильные министерства, ведомства, комитеты, региональные энергетические комиссии и др.
Деловые партнеры Лицензиаты, Партнеры по НИОКР
Рис. 1. Образец энергоэффективной цепочки ценности
ми с одной стороны группа «Руководители среднего звена», а с другой стороны группа «Инвесторы». Проблема заключается в том, что экономия энергоресурсов это не разовое мероприятие - она появляется в длительном процессе развития производства, поэтому результаты можно прогнозировать лишь с учетом ожидаемого хода события и определить срок окупаемости очень сложно, что формирует потенциальные риски, связанные с развитием энергоэффективности предприятия, поэтому группа «Инвесторы» очень осторожно подходит к инвестированию, аргументируя очень часто свой отказ. Многие банки, например, завыша-
ют величину рисков из-за незнания особенностей проектов по энергосбережению, в связи с этим правительство организует целевое банковское финансирование («commercial banking windows») для проектов по энергоэффективности, в котором участвует ряд специализированных банков, предоставляющих, в том числе консалтинговые услуги [4]. Или другой пример, когда между группой «Рабочие» и группой «Руководители низового иерархического уровня управления» вполне закономерно возникает конфликт экономических интересов в таких звеньях энергоэффективной цепочки ценности как «Повышение квалификации произ-
Рисунок 2. Модель Митчелла-Агле-Вуда: определение значимости стейкхолдеров
водственного персонала» и «Совершенствование организации производства». Поскольку повышение квалификации производственного персонала объективно требует совершенствование организации производства или наоборот и проблема возникает по причине того что промышленно-производственный персонал не всегда стремиться повышать свою квалификацию, что является препятствием совершенствования организации производства, а это снижает энергоэффективность от энергосберегающих технологий. Таким образом, в зависимости от того как реализуются интересы стейкхолдеров в тех или иных звеньях энергоэффективной цепочки ценности предприятия происходит баланс или дисбаланс интересов, что является важной причи-
ной динамики изменения позиций интересов в отношении реализации энергетической политики предприятия, что хорошо видно из модели Митчелла-Агле-Вуда [4] (рис. 2), где стрелками показано движение стейкхолдеров из одной области интересов в другую и в каждой конкретной ситуации наступает динамический баланс или дисбаланс интересов в отношении реализации энергетической политики.
При помощи модели Митчелла-Агле-Вуда можно определить соответствующие атрибуты стейкхолдеров, которые позволяют принимать оптимальные управленческие решения относительно взаимодействия бизнеса энергоэффективности использования энергоресурсов и стейкхолдеров. Модель Митчелла-Агле-
Вуда была апробирована на примере промышленности Челябинской и Свердловской областей. В опросе приняли участие руководители, менеджеры, специалисты и рабочие, в количестве 193 человек. В связи с этим рассмотрим более подробно атрибуты этой модели на практике.
Под атрибутом «легитимность» мы будем понимать степень соответствия нормативно-правовой базы в области нормирования энергоресурсов с учетом сроков окупаемости интересам стейкхолдеров в отношении бизнеса в сфере энергоэффективности. Несмотря на разработку и обновление нормативно-правовой базы и постановку широкомасштабных целей, отсутствие конкретных мер, подкрепляющих стратегические планы, значительно сокращает перспективы достижения целевых показателей предприятия [5].
Атрибут «актуальность» позволяет придать динамику этой модели. Данный атрибут характеризует отношения между бизнесом и стейкхолдерами с точки зрения их безотлагательности и перспективы в отношении энергоэффективных технологий. То есть, как срочно требуют удовлетворения интересы конкретных стейкхолдеров в этой сфере для получения дополнительной прибыли от энергоэффективности.
Атрибут «власть» можно интерпретировать, как способность стейкхолдеров получать желаемый результат от бизнеса энергоэффективности, используя ресурс администрирования, финансовые ресурсы, то есть, стейкхолдеры обладает атрибутом «власть» в той мере, в которой он способен применить административное принуждение, финансы с бизнесом. Для реализации энергетической политики предприятия очень важно оценить внутренних стейкхолдеров.
На рисунке 3 показана оценка власти внутренних стейкхолдеров. Анализ экспертных оценок позволил определить, что сильной властью среди внутренних стейкхолдеров обладают «Руководители среднего звена» и «Руководители низового иерархического уровня», следующие по уровню власти - «Руководители», наименьшей властью обладают «специалисты» и «рабочие». Эта модель показывает, что баланс экономических интересов стейкхолдеров при реализации энергетической политики является динамичным и проблема заключается в том, что надо правильно определить круг показателей (табл. 2), на которых замкнется этот баланс и какие методы необходимо
О À
BS
S
&
to
2 a
8
сч
<35 £
а
2 о
использовать, чтобы удерживать необходимые соотношения выделенных показателей для динамического баланса экономических интересов, что, в конечном счете, будет определять устойчивое энергоэффективное развитие предприятия на ближайшую перспективу.
Наибольшей легитимностью, по оценкам экспертов, обладают «Руководители низового иерархического уровня управления», на втором месте по степени легитимности - «Специалисты», затем -«Рабочие», далее - «Руководители», и на последнем месте - «Руководители среднего звена». То, что касается актуальности, то наибольшей актуальностью среди внутренних стейкхолдеров обладают «Руководители низового иерархического уровня управления» и «Руководители среднего звена», следующие по уровню актуальности - «Руководители», за ними «Специалисты». Таким образом, можно сделать вывод, что к группе «определяющих стейкхолдеров» относятся «Руководители среднего звена сотрудников»; «Руководители» отнесены к группе «опасные стейкхолдеры», так как, их легитимность находится на среднем уровне; «Рабочие» и «Руководители низового иерархического уровня управления» отнесены к группе «зависимые стейкхолдеры».
Далее была проведена очень важная оценка внешних стейкхолдеров, влияющих на реализацию энергетической политики промышленного предприятия. На рисунке 4 представлены результаты экспертной оценки власти внешних стейк-холдеров.
Наибольшей властью обладают «Руководящие работники высшего звена управления», «правительство и регулирующие органы», следующие по уровню власти - «конкуренты», затем - «поставщики» и «инвесторы», далее следуют «деловые партнеры».
Следующим этапом опроса стало определение инструментов контроллинга энергосберегающих и энергоэффективных проектов в сфере бизнеса предприятия.
К ним можно отнести [6]:
1. Анализ экологической и энергетической эффективности.
2. Сбалансированная система показателей экономической устойчивости.
3. Системы измерения и контроль распределения энергетических ресурсов.
4. Энергетический учет и оценка.
5. Расчет показателей энергетического развития предприятия.
6. Премиальные выплаты сотрудникам за повышение энергоэффективности производства.
Таблица 2
Показатели в сфере интересов стейкхолдеров при реализации энергетической политики
Стейкхолдеры 11оказателн, в сфере интересов стейкхолдеров
Рабочие Показатели энергоемкости продукции, материальное стимулирование за экономию энергоресурсов
Специалисты Показатели энергоемкости продукции, материальное стимулирование за экономию энергоресурсов, сроки реализации проектов и мероприятий по энергоэффект и13ности
Рутоводители ! Ьжазатели энергоемкости продукции, материальное стимулирование За экономию Энсрго ресурсов, сроки реализации проектов и мероприятий по энергоэффекгивности, стоимость энергоресурсов
Рутаводители низового иерарх и ческого уровня управления ! Ьжазатели энергоемкости продукции, материальное стимулирование за экономию энергоресурсов, сроки реализации проектов и мероприятий по энергоэффекгивности, стоимость энергоресурсов
Рутаводители среднего звена ! Ьжазатели энергоемкости продукции, материальное стимулирование за экономию энергоресурсов, сроки реализации программы но энер] ^эффективности, внедрение энергоэффективных технологий
Руководящие работники высшего звена управления Рентабельность производства, стоимость акций предприятия на рынке, спрос и предложение энергоресурсов па рынке
Инвесторы Кредитная ставка и объёмы инвестиций, срок окупаемости инвестиций, риски инвестирования, стоимость энергоресурсов
Поставщики Ритмичность поставок, сроки И объемы поставки
Конкуренты Снижение энергоемкости продукции, повышение качества продукции
Правительство и регулирующие органы Объемы поставок, тарифы на энергаресурсы
Деловые партнеры Показатели устойчивого развития в сфере Энергоэффективности
Рис. 4 Оценка власти внешних стейкхолдеров
7. Интеграция энергосберегающих проектов бизнеса в стратегию устойчивого развития.
8. Бенчмаркинг.
9. Внутренняя информационная система и внутренние энергоаудиты.
10. Определение целей устойчивого экономического развития.
11. Тренинги для сотрудников и менеджеров по тематике энергосбережения.
Представленные выше инструменты контроллинга, следует разделить на ре-
135%
"40%
145%
"34%
"30%
Тренинга для сотрудников и менеджеров по тем а тн ке э нер г осбережен и я
Определение целей устойчивого экономического развития Внутренняя информационная система и внутренние энергоаудиты
Бенчмаркинг
Премиальные выплаты сотрудникам за повышениеэнергоэффективности производства Расчет показателей энергетического развития предприятия
Энергетический учеги оценка
Системы измерения и контроль распределения энергетических ресурсов Сбалансированная система показателей экономической устойчивости
Анализ экологической и энергетической эффективности
Рис. 5 Инструменты контроллинга энергоэффективных проектов бизнеса, применяемых промышленными предприятиями бизнеса промышленных предприятий.
"21%
активные и проактивные инструменты. К проактивным инструментам контроллинга необходимо отнести: Сбалансированная система показателей экономической устойчивости; Бенчмаркинг; Интеграция энергосберегающих проектов бизнеса в стратегию устойчивого развития. К реактивным инструментам будем относить: Анализ экологической и энергетической эффективности; Системы измерения и контроль распределения энергетических ресурсов; Энергетический учет и оценка; Расчет показателей энергетического развития предприятия; Премиальные выплаты сотрудникам за повышение энергоэффективности производства; Внутренняя информационная система и внутренние энергоаудиты; Определение целей устойчивого экономического развития; Тренинги для сотрудников и менеджеров по тематике энергосбережения;
Важно отметить два аспекта оценки респондентами инструментов контроллинга энергоэффективных проектов бизнеса. Во-первых, проактивные инструменты, являются более значимыми в глазах респондентов. Во-вторых, кроме количества используемых бизнесом инструментов контроллинга энергоэффективных проектов бизнеса важна интенсив-
ность их использования при реализации энергетической политики. Для промышленных предприятий Челябинской и Свердловской областей характерно следующее использование инструментов контроллинга энергоэффективных проектов бизнеса: определение целей устойчивого экономического развития, внутренняя информационная система и внутренние энергоаудиты, бенчмаркинг. Однако промышленные предприятия менее заняты вопросами устойчивого развития, поскольку недостаточно полно используют показатели энергетического развития, энергетический учет и оценка, а также сбалансированную систему показателей экономической устойчивости. Проведение для сотрудников и менеджеров тренингов по тематике энергосбережения и материальное поощрение их в повышении энергоэффективности является приоритетным инструментом для промышленных предприятий Челябинской и Свердловской областей.
Для промышленных предприятий этих областей характерно следующее использование инструментов контроллинга (рис. 5). Как видно из рисунка 5 для промышленных предприятий Челябинской и Свердловской областей наи-
более распространенными являются такие инструменты, как: тренинги по тематике энергосбережения и материальное поощрение их в повышении энергоэффективности, материальное поощрение в повышении энергоэффективности. Редко применяются такие инструменты как: анализ экологической и энергетической эффективности, сбалансированная система показателей экономической устойчивости, расчет показателей энергетического развития предприятия, энергетический учет и оценка.
Завершающим пунктом опроса персонала было определение наиболее значимых задач в рамках энергосберегающих и энергоэффективных проектов в сфере
К ним будем относить следующие [7,
8]:
1. Совершенствование организации производства
2. Повышение квалификации персонала
3. Полная загрузка оборудования
4. Повышение качества выпускаемой продукции
5. Результативность материального стимулирования за повышение энергоэффективности и энергосбережения
6. Систематическое снижение энергоемкости производства
7. Совершенствование технологических процессов
8. Повышение к.п.д. энергопотребления за счет повышения использования вторичных энергоресурсов в технологических процессах
9. Снижение вредных выбросов в окружающую среду
Среди приведенных задач, совершенствование организации производства и повышение квалификации персонала на предприятиях промышленности считаются первостепенными, тогда как снижение вредных выбросов в окружающую среду для промышленных предприятий является менее значимой со всеми вытекающими негативными последствиями для регионов. При этом задачи по повышению энергоэффективности и энергосбережению занимают промежуточное значение.
Были определены основные наиболее значимые задачи в рамках энергосберегающих и энергоэффективных проектов в сфере бизнеса промышленных предприятий (рис. 6)
Как видно из рисунка 6 наибольшее значение придается совершенствованию организации производства. Далее, повышение квалификации персонала и пол-
© £
Ю
5
со
2 е
8
сч ai £
Б
ей
2 ©
ная загрузка оборудования. К наименее значимым задачам промышленный бизнес относит защиту окружающей среды, совершенствование технологических процессов и результативность материального стимулирования за повышение энергоэффективности и энергосбережения. Представленный материал в статье, раскрывает практики контроллинга энергосберегающих и энергоэффективных проектов в сфере бизнеса промышленных предприятий. Была сделана попытка определить, соответствуют ли задачи, функции и инструменты контроллинга современным требованиям энергетической политики на промышленных предприятиях. Из опрошенных работников промышленных предприятий, большинство отметили, что контроллинг позволяет сократить время менеджеров для подготовки принятия решений в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Оценка вклада контроллинга в успех энергосберегающих и энергоэффективных проектов в сфере бизнеса промышленных предприятий показывает, что наибольший вклад контроллинга состоит в анализе последствий обеспечения и внедрения системы отчетности и прогнозирования энергетического менеджмента [9]. Оценка значимости задач и функций контроллинга показывает, что наибольшая роль контроллинга, с точки зрения реализации энергоэффективности использования энергоресурсов, состоит в анализе последствий обеспечения и внедрения информационной системы отчетности, которая включает в себя следующие управленческие задачи: управленческий консалтинг, информационное обеспечение, обсуждение предложений, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов, критический анализ стратегических и оперативных планов; анализ противоречий во внешней и внутренней среде предприятия.
Литература
1. Freeman R.E. Stratégie management: A stakeholder approach. - Boston: Pitman, 1984.
2. Зильберштейн О.Б., ., Невструев К.В., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковс-кий А.В. Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/
Снижение вредных выбросов в окружа ющую среду Повышением д. энергопотребления за счет повышения
использования вторичны* энергоресурсов в Со вершен ствова н и е теиналогических процессов
Системат1«еское снижение энергоемкости производства Резул ьтативностъ материал ьного стимул ировз кия з ъ повышение энергозффеитианосгииэнергосбережения Повышение качества выпускаемой продукции
Пол ная эз грузка оборудования
Повышение квалификации персонала
Совершенством ние орг а н и за ци и л ро из водства
. 20%
■25%
■15%
■30%
■ 35%
■45%
■50%
■60%
■70»
Рис.6 Задачи в рамках энергосберегающих и энергоэффективных проектов в сфере бизнеса промышленных предприятий.
42EVN316
3. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения. Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2004. Вып. 2 (№16). С. 53.
4. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. Ronald K. Mitchell, Bradley R. Agle and Donna J. Wood // The Academy of Management Review Vol. 22, No. 4 (Oct., 1997), pp. 853-886 http://www.jstor.org/ stable/259247?origin = JSTOR-pdf&seq=1#page_scan_ tab_contents.
5. Карта стейкхолдеров. http:// www.okbm.nnov.ru/reports/2011/ru/ razdel-5-rezultativnost-v-kontekste-ustojchivogo-razvitiya/5-3-karta-stejkkholderov-zainteresovannykh-storon.
6. Башмаков И.А. Высокий уровень энергоемкости отечественной промышленности ставит под угрозу энергетическую безопасность России // Энергорынок. 2009. № 11. С. 61- 78.
7. Проскуряков В.М., Самуйлявичюс Р.Й. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов: показатели, факторы роста, анализ. М.: Экономика, 1988. 175 с.
8. От слов к делу. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Выпуск 2: Практическое руководство по организации взаимодействия со стейкхолдера-ми. www.StakeholderResearch.com.
9. Трифонов Ю. В. Стратегии и подходы к развитию промышленных предприятий // Управление экономическими системами. М. : РАН, 2012. № 12. С. 34 - 41.
The analysis of stakeholders in the implementation of energy policy industrial enterprises Koksharov V.A.
Ural State University of Railway Transport The purpose of this study is theoretical and methodological issues and the practice of stakeholder interaction in the context of the implementation of the energy policy of industrial
enterprises. The author's systematization of groups and composition of stakeholders in the implementation of energy policy is presented in the article. Stakeholders are divided into internal, which directly affect strategic and operational energy efficiency, and external, which indirectly affect operational activities and directly determine the long-term strategy of energy consumption. The article presents the results of a study of the influence of stakeholders on Russian industrial enterprises in the implementation of energy policy. The author's energy-efficient value chain is presented. The analysis of the assessment of the power, legitimacy and relevance of internal and external stakeholders was conducted, and instruments for controlling energy efficiency projects used by enterprises were identified. The evaluation of the importance of controlling tasks and functions is given.
Keywords: energy policy, stakeholders, energy efficiency, attribute, indicators, model, controlling, instruments
References
1. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. - Boston: Pitman, 1984.
2. Zilbershtein OB,., Nevstruev KV, Semenyuk DD,
Shklyar TL, Yurkovskii AV Analysis of stakeholders on the example of Russian enterprises // Internet-journal «Science» Volume 8, No. 3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/.
3. Petrov MA The theory of stakeholders: ways of
practical application. Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 8. 2004. Issues. 2 (No. 16). P. 53.
4. Toward a Theory of Stakeholder Identification
and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. Ronald K. Mitchell, Bradley R. Agle and Donna J. Wood, The Academy of Management Review Vol. 22, No. 4 (Oct., 1997), pp. 853-886 http:// www.jstor.org/stable/259247?origin=JSTOR-pdf&seq=1#page_scan_ tab_contents.
5. Stakeholder card. http://www.okbm.nnov.ru/ reports/2011/en/razdel-5-rezultativnost-v-kontekste-ustojchivogo-razvitiya/5-3-karta-stejkkholderov-zainteresovannykh-storon.
6. Bashmakov IA High level of energy intensity of
domestic industry threatens Russia's energy security // Energorynok. 2009. № 11. P. 61- 78.
7. Proskuryakov VM, Samuilevichius R.Y. Efficiency
of use of fuel and energy resources: indicators, growth factors, analysis. Moscow: Economics, 1988. 175 p.
8. From words to deeds. Interaction with stakeholders. Issue 2: A Practical Guide to Organizing Interaction with Stakeholders (TRANSLATION FROM ENGLISH). www.StakeholderResearch.com.
9. Trifonov, Yu.V., Strategies and approaches to
the development of industrial enterprises, in: Management of Economic Systems. M.: RaS, 2012. No. 12. P. 34 - 41