экономические науки
Колодезникова Сардаана Ивановна, Тимофеев Владислав Софронович ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ...
Научная специальность: 13.00.08 УДК 338.264
DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0044
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК И МУЗЕЕВ)
© 2020
SPIN: 8682-0068
AuthorlD: 952270
ORCID: 0000-0002-3921-946X
Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта SPIN: 6318-3951 AuthorlD: 941893
Тимофеев Владислав Софронович, старший преподаватель кафедры физвоспитания института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Кулаковского, 48, e-mail: [email protected]) Аннотация. В 2018 году перед государственными учреждениями культуры была поставлена задача увеличить количество посещений учреждений культуры в общем виде, а также увеличить количество обращений к цифровым ресурсам о культуре более чем в 5 раз к 2024 году. Для того, чтобы выполнить требования Нацпроекта региональным учреждениям культуры предлагается сделать ряд шагов к цифровой трансформации (цифровизации), которая предполагает внедрение инновационных технологий в деятельность музеев, галерей, театров, библиотек и филармоний страны. Учреждения культуры могут использовать различные современные технологии для повышения своей конкурентоспособности на рынке. В экономической среде, характеризующейся постоянным и быстрым технологическим развитием, успешные организации могут адаптировать свою деятельность к изменениям. Технологические инновации позволяют учреждениям культуры стать более привлекательными и лучше выполнять свои функции, и в то же время использовать свои ресурсы более эффективно. В результате обзора некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия): 485 библиотек и 80 музеев - дана оценка динамики цифровизации музеев и библиотек в республике. Предложены практические рекомендации по планомерной и систематической цифровизации объектов культуры, авторами определены три этапа повсеместного внедрения цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация, некоммерческие организации, трансформация, Республика Саха (Якутия), информатизация, библиотеки, музеи, виртуальность, рекомендации.
EVALUATION OF THE DIGITALIZATION DEGREE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) (ON THE EXAMPLE OF LIBRARIES AND MUSEUMS)
© 2020
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport Timofeev Vladislav Sofronovich, senior lecturer, department of physical education Institute of physical culture and sports North-Eastern federal university of a name of M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, st. Kulakovskogo, 48, e-mail: [email protected]) Abstract. In 2018, the state cultural institutions were tasked to increase the number of visits to cultural institutions in general, and also to increase the number of calls to digital resources about culture by more than 5 times by 2024. In order to fulfill the requirements of the National Project, regional cultural institutions are invited to take a number of steps towards digital transformation (digitalization), which involves the introduction of innovative technologies in the activities of museums, galleries, theaters, libraries and philharmonic societies of the country. Cultural institutions can use various modern technologies to increase their competitiveness in the market. In an economic environment characterized by constant and rapid technological development, successful organizations can adapt their activities to change. Technological innovations allow cultural institutions to become more attractive and better perform their functions, while at the same time using their resources more efficiently. As a result of the review of non-profit organizations of the Republic of Sakha (Yakutia): 485 libraries and 80 museums, the dynamics of digitalization of museums and libraries in the republic is estimated. Practical recommendations are proposed for the systematic and systematic digitalization of cultural objects, the authors identified three stages of the widespread introduction of digitalization.
Keywords: digitalization, non-profit organizations, transformation, Republic of Sakha (Yakutia), informatization, libraries, museums, virtuality, recommendations.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Отличительной особенностью современного этапа развития общества является цифровизация, под которой понимается ««процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности» [1, с. 17]. Цифровые системы и технологии воздействуют практически на все сферы жизнедеятельности, окружающая нас реальность меняется, цифровые технологии стали неотъемлемой частью существования человека [2]. Справедливо утверждение, что современными цифровыми сервисами пользуется практически каждый житель планеты, и материальный предметный мир дополняется виртуальным, легко трансформируе-
мым миром объектов. Как глобальная тенденция мирового прогресса, цифровизация приобретает характерные черты мегатренда - крупномасштабного долгосрочного процесса, определяющего качественное содержание текущего этапа эволюции [3, 4, 5].
В рамках данного исследования интересно обращение изменения подхода к традиционным общественным институтам некоммерческого сектора. Переосмысление принципов организации библиотечного и музейного пространства требует детального изучения в модернизации этих учреждений культур [6-11].
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Республика Саха (Якутия) относится к бурно развивающемуся региону, это касается социального сектора в том числе: культурно-досуговые
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, Timofeev Vladislav Sofronovich EVALUATION OF THE DIGITALIZATION DEGREE OF NON-PROFIT ..
economic sceinces
учреждения, библиотеки, музеи, театры, образовательные учреждения, кинотеатры и другие учреждения культуры и искусства. Развиваются театральное, музыкальное, изобразительное, хореографическое, цирковое искусство, литература и кинематография, достижения в этих областях стали национальным культурным достоянием, получившим широкое признание за пределами республики. Сформирована нормативная правовая база развития культуры, республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене [12].
В настоящее время в сфере культуры музейная сеть Республики Саха (Якутия), согласно «Концепции развития музейного дела в Республике Саха (Якутия) на 2013 - 2016 годы и основных направлениях до 2020 года» [13], состоит из 8 государственных (с 10 филиалами), 50 муниципальных (с 12 филиалами) музеев. В них хранится около 391 тысячи музейных предметов. Ежегодно музеи посещают более 381 тысячи человек.
Структура государственных музеев Республики Саха (Якутия):
1. Государственное бюджетное учреждение «Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Емельяна Ярославского».
Филиалы: Дом-музей «Якутская ссылка», Дом-музей Е.М. Ярославского, Мемориальный дом-музей М.К. Аммосова, Республиканский музей истории государственности Республики Саха (Якутия) им. М.К. Аммосова, Черкехский историко-этнографический музей им. Д.К. Сивцева - Суорун Омоллона.
2. Государственное бюджетное учреждение Государственный музейный художественный комплекс «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)».
Филиалы: Галерея народного художника Якутии, академика А.Н. Осипова, Галерея западно-европейского искусства им. М.Ф. Габышева, Намская картинная галерея им. Э.С. Сивцева, Харбалахская картинная галерея, Вилючанская картинная галерея, Тиксинский музей изобразительного искусства и культуры Арктики.
3. Государственное учреждение культуры «Якутский государственный литературный музей им. П.А. Ойунского».
4. Государственное учреждение культуры «Музей и Центр хомуса народов мира».
5. Государственное учреждение культуры «Музей музыки и фольклора народов Якутии».
6. Государственное учреждение «Оленекский исто-рико-этнографический музей народов Севера»
7. Государственное учреждение «Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба».
8. Государственное учреждение «Ытык-Кельский литературно-художественный музей-заповедник «Таатта»
[14].
Из них в виртуальном пространстве представлен лишь один государственный музей и 39 из 50 муниципальных музеев.
Что касается библиотек, то в Республике Саха (Якутия) по состоянию на 12.01.2019 количество общедоступных библиотек в Республике Саха (Якутия) составляет 485, из них сельских библиотек- 380 (78,3 %). Совокупный фонд муниципальных библиотек республики на 01 января 2019 года составляет 6 264 982 экз. (за 2012 год - 6 289 953 экз., за 2011 год - 6 635 127 экз.)
[15].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Оценивание степени цифровизации некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Еще в конце 1990-х годов в республике начала ре-
ализоваться программно-проектная деятельность общедоступных библиотек РС (Я), основная цель которой заключалась не только в организации системной работы по развитию инновационных направлений работы, но и, что важнее, являлась главным источником их финансирования. Наиболее значимыми для развития библиотек были следующие республиканские целевые программы: «Современные технологии хранения и обеспечение доступности информации в государственных библиотеках Республики Саха (Якутия). 2000-2004 гг.» (утверждена в 1999 г.) [16], «Организация центров правовой информации в государственной сети библиотек Республики Саха (Якутия). 2000-2001 гг.» (1999 г.) [17] и «Память Якутии. 2002-2006 гг.» (2001 г.) [18]. Благодаря реализации данных программ была создана основа для развития информационно-библиотечной компьютерной сети «СахаЛибнет» как подсистемы федеральной би-блиотечно-информационной сети «Либнет», сводные библиографические ресурсы, внедрены информационно-коммуникационные технологии в центральных библиотеках улусов и городов республики [19]. Так, для подпрограммы «Создание информационно-библиотечной компьютерной сети «СахаЛибнет» были организованы Центры корпоративной каталогизации Республики Саха (Якутия), центры корпоративной каталогизации в центральных библиотеках улусов и городов республики, службы электронной доставки документов и созданы веб-сайты и интернет-классы Национальной библиотеки РС (Я), центр «Сахаинформкультура» и другие. Позже инновационные направления работы библиотек финансировались РЦП «Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия)», ФЦП «Культура России», а с 2009 года — ведомственной целевой программой «Развитие и укрепление общедоступных библиотек РС (Я)» [20].
По итогам 2018 года совокупный объём ресурсов ЭБ республики составил 57,5 тысячи документов, из них в МЦБС — 54,2%, РБС — 26,1%, НБ РС (Я) — 19,5%. По показателям новой «дорожной карты» доля документов библиотечного фонда, переведённого в электронную форму, от общего объёма фонда составила 0,06, при плане 0,01%. Из 19 электронных библиотек, созданных муниципальными библиотеками, соответствующими ГОСТ Р7.0-2016 «Электронная библиотека. Основные виды. Структура. Технология формирования» являются электронные библиотеки Хангаласской ЦБС и Алданской межпоселенческой ЦРБ [15].
Таким образом, в процентном соотношении представленные организации выглядят следующим образом:
Рисунок 1 - Динамика цифровизации некоммерческих организаций
Из 485 библиотек электронные сайты имеют 20, это 4,1%: из 80 музеев в виртуальном пространстве представлены 40 - 50%.
Библиографы отмечают, что «электронная национальная библиотека еще в 1995 г. была включена в программу информатизации республики, осуществляемую Комитетом по информатизации при Правительстве РС (Я). На выполнение работ по техническому заданию «Библиотечно-информационная сеть» (блок «Библиотека») было затрачено 65 млн. руб. Национальная библиотека как головная организация взяла на себя труд по созданию электронного каталога
экономические науки
Колодезникова Сардаана Ивановна, Тимофеев Владислав Софронович ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ...
краеведческой литературы, объем которого составлял более 20 тыс. книг на русском, якутском языках и языках народов Севера» [21]. Цифровизация библиотек осуществлялась по указанной программе.
Что касается процесса цифровизации музеев, в настоящее время в республике функционирует сайт «Virtual Yakutia.ru», который принадлежит частной организации. Суть работы заключается в том, что организация обращалась в администрации музеев РС (Я) с предложением о виртуализации их музеев. На сегодняшний день охвачены 40 музеев, финансирование осуществлялось абсолютно из разных источников, структурировать данные источник не представляется возможным.
Таким образом, можно констатировать, что цифрови-зация некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия), особенно музеев, осуществляется стихийно, бессистемно. Исследование показало, что с разработчиком виртуальных туров заказчик работает самостоятельно. 50% библиотек республики цифровизированы.
ВЫВОДЫ
Выводы. Библиотечная цифровизация требует более объемной, кропотливой работы, что объективно замедляет данный процесс - 4,1 % библиотек республики прошли процесс цифровизации. Финансирование осуществляется за счет государства, поэтому преимущество отдается учреждениям регионального подчинения, т.е., республиканским библиотекам, по сравнению с муниципальными библиотеками. В целом, в динамике наблюдается постепенное увеличение количества виртуальных организаций.
На основе анализа некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия) разработали практические рекомендации по систематической цифровизации объектов культуры - некоммерческих организаций.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Для эффективной реализации целей, поставленных перед регионом в рамках национального проекта «Культура» рекомендации разделены на 3 этапов:
1. Рекомендации по разработке нормативно-организационной базы.
Для успешной реализации региональных проектов цифровизации управления в сфере культуры, особенно на первом этапе проводимых изменений, важно обеспечить максимально высокий уровень политической поддержки. К примеру, указом Главы РС (Я) от 01.10.2018 №17 создан «Координационный совет при Главе республики Саха (Якутия) по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Саха (Якутия)», задачи которого направлены на расширение использования информационных технологий [22].
Решения Совета при Главе оформляются как поручения Главы, и соответственно, стоят на строгом контроле исполнения, что позволяет добиться высокой исполнительской дисциплины.
С целью реализации региональных программ цифро-визации должна быть осуществлена работа по формированию органов, отвечающих за осуществление консультационных и практических мероприятий, связанных с внедрением новых цифровых технологий. К таким органам относятся: совет по цифровизации региона, координационный центр (например, Департамент информационных технологий), тематические рабочие группы.
2. Пошаговые инструкции для руководителей и специалистов по внедрению цифровых технологий.
Алгоритм действий руководителей и специалистов учреждений культуры следующий:
1) Сформировать и согласовать с руководством образа конечного продукта для фиксации ожиданий.
2) Разработать и согласовать с пользователями функциональные требования, предъявляемые к продукту.
3) Проверить гипотезы, чтобы не допустить ошибок, которые потом будет сложно исправить.
4) По окончании разработки провести опытную экс-
плуатацию разрабатываемого в рамках проекта решения, в т.ч. провести обучение пользователей.
5) Запланировать и реализовать апробацию продукта на ограниченном числе организаций или сотрудников, что позволит в итоге получить более удобное решение.
6) На этапе промышленной эксплуатации проявлять активную позицию. Подключая к проекту всех пользователей, обеспечить сбор и систематизацию обратной связи о продукте.
3. Финансово-экономические особенности проектов цифровизации.
Одним из перспективных подходов к реализации проектов цифровизации является Государственно-частное партнёрство или сокращенно ГЧП. В сфере культуры на региональном и муниципальном уровнях данная форма сотрудничества является крайне интересной по причине наличия у государства очень важного компонента любого бизнеса - аудитории. В сферу культуры так или иначе погружаются практически все жители регионов, при этом каждый год происходит обновление данной аудитории, одни начинают обучение в организациях образования и культуры, другие заканчивают. Для бизнеса организованный доступ к огромной аудитории (в среднем 15-20% жителей региона или муниципалитета) несет в себе большие коммерческие перспективы. В частности, есть смысл привлекать IT-компании в качестве партнеров в качестве партнеров в социальных проектах, в качестве партнеров на условиях государственно-частного партнерства, а также привлекать представителей компаний в качестве экспертов, например, при приемке результатов работ по государственными контрактам и т.п.
По нашему мнению, прозрачность и комплексный подход в цифровизации культурных объектов позволит избежать ошибок и минимизировать риски.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: акад. мо-ногр. / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
2. Волошина В. Революция в мозгах, или чем цифровизация отличается от автоматизации // Управление производством. 2018. № 6. URL: http:// www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfraavtomat.html (дата обращения: 26.03.2020).
3. Нещерет М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках - это уже реальность // Библиосфера. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-protsessov-obsluzhivaniya-v-bibliotekah-eto-uzhe-realnost (дата обращения: 26.03.2020).
4. Манахова И.В. Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1. С. 6-11.
5. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018.№ 4. С. 16-24.
6. Дейв Э. Интернет вещей: как изменится вся наша жизнь на очередном витке развития Всемирной сети. URL: https://www.cis-co.com/c/ dam/global/ru_ru/assets/executives/pdf/internet_ of_things_iot_ ibsg_0411final.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
7. Жаткина Л., Латыпов Р. Этот электронный библиотекарь должен привлечь в библиотеки современных детей. URL: https://ugra-tv.ru/ news/society/etot_elektronnyy_bibliotekar_dolzhen_ privlech_v_bib-lioteki_sovremennykh_detey (дата обращения: 23.03.2020).
8. Асаева А.М., Климова Е.В. Развитие информационной компетенции студентов в ходе обучения библиографическому поиску // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 13-15.
9. Халафова С.А., Исмайлова Н.Н. 100 лет библиотеке бакинского государственного университета: вклад в подготовку специалистов и науку //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 41-44.
10. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Анализ существующих информационных ресурсов сети интернет, используемых в обучении студентов в медицинских вузах //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 144-146.
11. Петриева Л.И., Рябова Д.А. Исследование интеграции музейной педагогики и школьного образования с позиции математической статистики //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 95-99.
12. Концепция развития музейного дела в Республике Саха (Якутия) на 2013-2016 годы и основных направлениях до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=R LAW249&n=39079&dst=100020#023893794909903332 (дата обращения 14.12.2019).
13. О Концепции развития музейного дела в Республике Саха (Якутия) на 2013-2016 годы и основных направлениях до 2020 года. URL: file:///C:/Users/USER/Downloads/0313-%D1%80%20%B0%20(1).
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, Timofeev Vladislav Sofronovich EVALUATION OF THE DIGITALIZATION DEGREE OF NON-PROFIT ..
economic sceinces
pdf (дата обращения 20.03.2020).
14. Об итогах проверки хода реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 №956 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2014-2018 годы». URL: https://glava.sakha.gov.ru/55bb8da18dcd9 (дата обращения 09.12.2019).
15. Леверьева Г. Ф. Проектная деятельность общедоступных библиотек Республики Саха (Якутия). URL: https://docplayer. ru/114136571-Deyatelnost-obshchedostupnyh-bibliotek-respubliki-saha-yakutiya.html (дата обращения 09.12.2019).
16. Об утверждении программы «Современные технологии хранения и обеспечения доступности информации в государственных библиотеках Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 гг. URL: http://docs. cntd.ru/document/473508408 (дата обращения 20.03.2020).
17. Об организации центров правовой информации в государственной сети библиотек Республики Саха (Якутия) от 15.06.1999 №710-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/445040907 (дата обращения 21.03.2020).
18. Портал «Память Якутии». URL: http://www.sakhamemory.ru/ (дата обращения 21.03.2020).
19. Белолюбская Т.А., Максимова С.В. Корпоративная библио-течно-информационная система «Сахалибнет» Республики Саха (Якутия). URL: http://libconfs.narod.ru/2003/s5/bel-maks.htm (дата обращения 21.03.2020).
20. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) а 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года» (с изменениями на 13 сентября 2019 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/446605734 (дата обращения 24.03.2020).
21. Борисов В.Б. Шлыкова О.В. Информационно-коммуникационная готовность Республики Саха (Якутия) к использованию электронных ресурсов и услуг корпоративной каталогизации библиотек // Библиосфера. 2014. № 2. С.85-88.
22. Положение о координационном совете при Главе Республики Саха (Якутия) по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Саха (Якутия). URL: http://docs.cntd.ru/document/473503569 (дата обращения 10.12. 2019).
Статья поступила в редакцию 31.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020