Научная статья на тему 'Оценка статокинетической устойчивости студентов методом стабилометрии'

Оценка статокинетической устойчивости студентов методом стабилометрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
722
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / STATOKINETIC RESISTANCE / СТАБИЛОМЕТРИЯ / STABILOMETRY / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / SPECIAL HEALTH GROUP / СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОБЩЕГО ЦЕНТРА ДАВЛЕНИЯ / STANDARD DEVIATION OF THE OVERALL PRESSURE CENTER / ПЛОЩАДЬ СТАТОКИНЕЗИОГРАММЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / КОЭФФИЦИЕНТ РОМБЕРГА / ROMBERG RATIO / STATOKI-NESIGRAM AREA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайнуллин Р. А., Исаев А. П., Кораблева Ю. Б.

Статокинетическая устойчивость (СКУ) характеризует способность организма сохранять стабильными работоспособность, пространственную ориентировку, функцию равновесия и психофизиологического состояния, детерминирующих саморегуляцию в условиях пассивных и активных перемещениях в пространстве. Одним из методов оценки СКУ является стабилометрия. Целесообразность применения компьютерной стабилометрии в специальных медицинских группах (СМГ) исключительно важна при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА), нервно-мышечной системы (НМС), неврологических нарушениях, патологии вестибулярного аппарата, психических сдвигах, которые выявляются у 50 % всех поступивших на 1-й курс. Физическое состояние студентов в СМГ требует применения коррекционно-восстановительных технологий. Совокупная оценка анализаторных систем дает информацию для регуляции управления функциональной системой организма студентов. Многоуровневость саморегуляции и сложные иерархические взаимодействия управления функциональной системой СКУ создают условия для повышения эффективности двигательных действий (ДД), выявления слабых звеньев и проведения коррекционно-восстановительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайнуллин Р. А., Исаев А. П., Кораблева Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STUDENTS’ STATOKINETIC RESISTANCE BY STABILOMETRIC ANALYSIS

Statokinetic resistance (SKR) characterizes the ability of an organism to preserve stability of working efficiency, orientation, equilibrium and psychophysiological function, which determine self-regulation under conditions of passive and active spatial movement. One of the methods to assess SKR is stabilometric analysis. Applicability of computer stabilometry in special health groups is exceptionally important in the presence of musculoskeletal system and neuromuscular system diseases, neurological disorders, pathology of vestibular system and mental shifts, which are revealed in 50% of all first-year students. Physical state of students in special health groups requires application of corrective and restorative technologies. The combined assessment of analytic systems provides the information for the balance control regulation of functional system of students’ organism. Multi-level self-regulation and complicated hierarchical interactions of functional system of SKR regulation create the conditions for the improvement of motor activity effectiveness, weak links detection and help to take correction and restorative measures.

Текст научной работы на тему «Оценка статокинетической устойчивости студентов методом стабилометрии»

УДК 616.8-057.875-07:[612.816:612.76:612.886]:615.825 © Р.А. Гайнуллин, А.П. Исаев, Ю.Б. Кораблева, 2015

Р.А. Гайнуллин1, А.П. Исаев2, Ю.Б. Кораблева2 ОЦЕНКА СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ МЕТОДОМ СТАБИЛОМЕТРИИ

'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа 2ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск

Статокинетическая устойчивость (СКУ) характеризует способность организма сохранять стабильными работоспособность, пространственную ориентировку, функцию равновесия и психофизиологического состояния, детерминирующих саморегуляцию в условиях пассивных и активных перемещениях в пространстве. Одним из методов оценки СКУ является стабилометрия. Целесообразность применения компьютерной стабилометрии в специальных медицинских группах (СМГ) исключительно важна при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА), нервно-мышечной системы (НМС), неврологических нарушениях, патологии вестибулярного аппарата, психических сдвигах, которые выявляются у 50 % всех поступивших на 1-й курс. Физическое состояние студентов в СМГ требует применения коррекционно-восстановительных технологий. Совокупная оценка анализаторных систем дает информацию для регуляции управления функциональной системой организма студентов. Многоуровневость саморегуляции и сложные иерархические взаимодействия управления функциональной системой СКУ создают условия для повышения эффективности двигательных действий (ДД), выявления слабых звеньев и проведения коррекционно-восстановительных мероприятий.

Ключевые слова: статокинетическая устойчивость, стабилометрия, специальная медицинская группа, среднеквадрати-ческое отклонение общего центра давления, площадь статокинезиограммы, саморегуляция, коэффициент Ромберга.

R.A. Gainullin, A.P. Isayev, Yu.B. Korableva EVALUATION OF STUDENTS' STATOKINETIC RESISTANCE BY STABILOMETRIC ANALYSIS

Statokinetic resistance (SKR) characterizes the ability of an organism to preserve stability of working efficiency, orientation, equilibrium and psychophysiological function, which determine self-regulation under conditions of passive and active spatial movement. One of the methods to assess SKR is stabilometric analysis. Applicability of computer stabilometry in special health groups is exceptionally important in the presence of musculoskeletal system and neuromuscular system diseases, neurological disorders, pathology of vestibular system and mental shifts, which are revealed in 50% of all first-year students. Physical state of students in special health groups requires application of corrective and restorative technologies. The combined assessment of analytic systems provides the information for the balance control regulation of functional system of students' organism. Multi-level self-regulation and complicated hierarchical interactions of functional system of SKR regulation create the conditions for the improvement of motor activity effectiveness, weak links detection and help to take correction and restorative measures.

Key words: statokinetic resistance, stabilometry, special health group, standard deviation of the overall pressure center, statoki-nesigram area, self-regulation, Romberg ratio.

Саморегуляция двигательных действий (ДД) осуществляется посредством многоуровневого управления нейронной обработки информации одновременно с энергетическим поддерживанием в митохондриях, белках-рибосомах, синапсах ЦНС, мембранных потенциалов действия [1]. Закон динамической поляризации основан на установлении связей между импульсами от скелетных мышц, нейронами в спинном мозге и подкорковыми нейроновыми путями функционирования нервных связей, регулирующих баланс тела в пространстве и обеспечивающих биологическую неделимость организма.

При этом нейронная регуляция рассматривается как средство совокупного взаимодействия с агрессивной средой. Системно-средовой принцип показывает, что нейрон выступает как «сумматр», обеспечивающий свои потребности за счет ДД и метаболитов звеньев информационной детерминации. Удовлетворение совокупности информационных метаболических потребностей соединительных тканей обеспечивается разнообразием реализуемых ДД. В этой связи оценка стабилометрических

показателей, их математическое обоснование позволяют решать научно-практические задачи физиологии, биомеханики, нейрофизиологии и восстановительной медицины.

Исследование гравитационной вертикали и функций равновесия осуществляется с использованием диагностирующего комплекса «Стабило-МБН» (ООО «Научно-медицинская фирма «МБН»», Россия). Применяется графическая регистрация колебаний общего центра давления (ОЦД) тела человека в вертикальном положении на специальной платформе. Характеристики постурального управления фиксируются графически и подвергаются математической обработке. Для оценки равновесия используется ряд функциональных проб. Оценка статокинетической устойчивости (СКУ) позволяет при коррекции повышать эффективность адаптации. Адаптивная роль энергетики скелетных мышц под влиянием больших тренировочных нагрузок (БТН) общеизвестна. Однако в ауксологиче-ский период в связи со структурно-функциональным изменением, ростом работоспособности адаптивно-компенсаторных

процессов система СКУ приобретает специфические особенности.

В период обучения в университете в силу уменьшения объема ДА заметно возрастают масса тела и окружность грудной клетки, что повышает необходимость коррекции в звеньях СКУ. Выявляются нарушения позвоночника, свода стопы. Это требует модернизации структуры физического воспитания, питания, привычной двигательной активности (ДА) и профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), применения рекреационных, физкультурно-оздоровительных и коррекци-онно-восстановительных мероприятий в учебное и свободное от учебных занятий время.

Гомеостаз организма студентов детерминирован интегративной и содружественной деятельностью функциональных систем. Симметрия и асимметрия позволяют рассматривать причинно-следственные связи устойчивости и изменчивости организма, его реактивности. Изучение сенсомоторных функций организма и биомеханики интегративной деятельности возможно при регистрации проекций и колебаний общего центра масс тела (ОЦМ) на плоскость опоры (в позе основная стойка с открытыми глазами (ОГ)), с фиксацией взора вправо и влево (основная стойка с закрытыми глазами (ЗГ)), а также при пробе Ромберга [5].

Методика стабилографии была разработана группой ученых под руководством профессора биомеханики человека В.С. Гурфин-келя в 1952 году. Исследования проводили ученые этой отрасли знаний: Н.А. Бернштейн,

A.Г. Фельдман, В.М. Зациорский, П.М. Гаже, Б.Б. Шаров, В.В. Евтушенко, Д.В. Скворцов,

B.В. Королева, А.П. Исаев, Ю.Н. Романов. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами приведена Д.В. Скворцовым (2007). Теоретические положения метода интерпретированы с позиции физиологии, биомеханики и нейрофизиологии. Однако вопросы устойчивой позы и нормирования ста-билометрических показателей пока не решены.

Здоровый образ жизни людей, особенно молодежи, имеет исключительное значение. Статистические данные и оценки, характеризующие здоровье населения и складывающуюся в настоящее время демографическую ситуацию в России, показывают серьезность положения [2;4]. Для студентов в СМГ предусматривается ограничение объема физической нагрузки, необходимы специальные коррек-ционные воздействия для укрепления адаптационных возможностей организма [3]. Технологии коррекции опорно-двигательного аппа-

рата (ОДА) и индивидуализации в условиях оздоровительно-профилактических мероприятий с учетом как физиологических данных, так и характера стрессогенного воздействия, интенсивность которого зависит от социально-гигиенической и экологической ситуации, позволяют достичь эффективной адаптации.

На основе обобщенной оценки функционального состояния, факторов риска, профилей патологии с помощью ЭВМ сформирован ряд видов заключений: норма; первичные физиологические изменения; функциональное напряжение; компенсированные стадии заболеваний; премобидные состояния (снижение функциональных возможностей организма); субкомпенсированные стадии заболеваний. Количество таких студентов в процентном выражении достаточно высокое и в последние годы только увеличивается. Самыми распространенными являются заболевания и нарушения ОДА.

При проведении занятий со студентами, имеющими нарушения ОДА, важны профилактические и корректирующие мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функции позвоночника, профилактику контрактур. Для предупреждения нарушений позвоночника не следует допускать чрезмерных нагрузок, особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и т.д. Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем позвоночник режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию [6].

Цель данного исследования - изучить состояние ОДА у студентов 1-3 курсов ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, выявить структуру и тенденции динамики основных показателей ОДА.

Материал и методы

Для реализации исследования было обследовано 200 юношей и девушек, среди которых были студенты 1-3 курсов, занимающиеся физической культурой по общей программе без применения каких-либо профильных тренировочных воздействий. Обследование включало стабилометрию и сканирование позвоночника, позволяющие многосторонне оценить состояние опорно-двигательной системы человека.

Первая группа показателей получена нами в процессе обследования при помощи стабилометрической платформы (статокине-зиметра) (ООО «Научно-медицинская фирма

«МБН»», Россия), которая позволяет проводить оценку нарушений равновесия, концентрации, статокинетической устойчивости, выявлять патологии центральной и периферической нервной систем, работы зрительного и вестибулярного анализаторов.

При проведении пробы Ромберга оценивалась максимальная амплитуда колебаний во фронтальной и сагиттальной плоскостям

(ММ), значения среднеквадратического отклонения общего центра давления (ОЦД) в сагиттальной плоскости, площадь кинезио-граммы (мм2), проводился дисперсионный анализ для коэффициента Ромберга.

Характеристика исходной выборки приведена в табл.1. На пересечении строк и столбцов указано соответствующее количество обследованных студентов.

Таблица 1

Пол Курс Итого

1-й 2-й 3-й

Женщины, чел. 12 18 19 49

Мужчины, чел. 10 13 15 38

Итого... 22 31 34 87

Результаты и обсуждение

Одним из наиболее информационных показателей в группе обследования является коэффициент Ромберга (отношение в % площади статокинезиограммы человека, стоящего с закрытыми глазами, к таковой стойке с

открытыми глазами). В табл. 2 и на рис. 1 представлены средние значения этого показателя по группирующим признакам. В табл. 3-5 и на рис. 2-4 представлены результаты исследования других важнейших стабилометриче-ских характеристик студентов.

Таблица 2

Значение коэффициента Ромберга в группах

Курс жен муж

М Мт Мах М Мт Мах

1-й 161,17 49,06 337,92 299,72 83,93 764,81

2-й 181,94 59,67 509,91 177,36 35,37 422,59

3-й 171,03 55,01 681,20 239,25 27,68 659,40

2 50.00-

200.00-

жен муж 1 2 3

Рис. 1. Среднее значение и 95 % доверительный интервал коэффициента Ромберга

Таблица 3

Курс жен муж

М Мт Мах М Мт Мах

1-й 14,99 3,30 38,15 17,60 5,00 39,17

2-й 11,39 3,01 41,02 11,43 3,22 43,68

3-й 11,76 2,44 30,91 11,26 2,77 27,69

16,00-

14.00

12.00

10.00 - -1-

10.00 -е,оо -

Рис.2. Среднее значение и 95 % доверительный интервал среднеквадратического отклонения ОЦД во фронтальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм)

Таблица 4

Значения среднеквадратического отклонения ОЦД в сагиттальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм)

Курс жен муж

М Мт Мах М Мт Мах

1-й 34,65 5,57 186,79 22,21 4,21 51,58

2-й 20,09 3,66 89,03 20,16 4,48 75,51

3-й 22,04 3,69 85,07 35,81 3,98 241,51

муж

50,00 -

40,00 -

10.00 -

Рис.3. Среднее значение и 95% доверительный интервал среднеквадратического отклонения ОЦД в сагиттальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм)

Таблица 5

Значение площади статокинезиограммы в основной стойке, глаза открыты (мм2)_

Курс Пол

жен муж

М Мт Мах М Мт Мах

1-й 154,43 38,46 586,30 128,67 31,24 267,71

2-й 100,36 27,40 345,28 100,95 34,69 256,16

3-й 106,45 24,48 360,40 125,18 31,24 457,61

Площадь статокинезиограммы представляет собой показатель, характеризующий поверхность, занимаемой статокинезиограм-мы. Из табл. 5 видно, что максимальная площадь статокинезиограммы студентов 1-го курса была наибольшей, чем у студентов 2-го курса. У мужчин показатели изменялись достоверно (р<0,05).

Можно предположить, что показатель площади статокинезиограммы в значительной мере предопределен генетически и в некоторой степени зависит от тотальных размеров

140.00120.00 -

100.00-ео.оо -

Рис. 4. Площади статикинезиограммь

Исходя из приведенных данных в табл. 2-5 и на рис. 1-4 можно заключить, что в исследуемых рядах данных имеются достаточно сильные разбросы наблюдений, при этом средние значения различаются в зависимости от группирующих признаков. Определив значимость этих различий, можно установить, какие признаки и в какой степени оказывают влияние на исследуемые показатели. С данной целью может быть использован дисперсионный анализ - метод в математической стати-

тела, возраста, пола, занятий спортом. Наши предыдущие исследования у юношей и девушек кикбоксеров и лыжников-гонщиков выявили соответственно следующие значения: 70,48±1,98 мм2 - юноши; 75,50±2,01 мм2 -девушки; 98,09±2,07 мм2 - юноши; 67,84±1,97 мм2 - девушки. У здоровых мужчин аналогичного возраста площадь статоки-незиограммы составляет 103,83±14,13 мм2. По данным французского постурологического общества этот показатель при открытых глазах составляет 182,20±17,37 мм2 [5].

200.00 -175,00150,00 -125,00 -1000075,00 -

в основной стойке, глаза открыты (мм2)

стике, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путем исследования значимости различий в средних значениях. В отличие от 1>критерия данный метод позволяет сравнивать средние значения трех и более групп, а многофакторный анализ позволит проверить влияние сразу нескольких факторов на зависимую переменную.

Для проведения двухфакторного дисперсионного анализа сначала сформулируем ряд гипотез. Обозначим фактор А - пол, кото-

рый принимает т=2 различных значений, фактор В - курс обучения, который принимает к=3 различных значений, тогда:

1. Гипотезы для взаимодействия:

- Н0: фактор А и фактор В не оказывают эффекта взаимодействия на результат У;

- Нь фактор А и фактор В оказывают эффект взаимодействия на результат У.

2. Гипотезы для фактора А:

- Н0: для всех типов А! нет разницы между средним результатом У;

- Н: для всех типов А! существует разница между средним результатом У.

Заметим, что табличное значение критерия (Ртабл) со степенями свободы У]=1 и у2=66 составило 3,92, а со степенями свободы VI =2 и у2=66 - 3,07, таким образом получаем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 0,196 < Ртабл, следовательно, данные не противоречат гипотезе Н0, и следует считать, что уровни фактора А не оказывают влияние на средний результат У;

- 0,0152 < Ртабл, принимаем гипотезу Н0,следовательно, фактор В не оказывает влияние на результат У;

- 0,214 < Ртабл, не отвергает гипотезу Н0, фактор А^В не оказывает влияние на средние значения коэффиента Ромберга.

Таким образом, в процессе исследования мы идентифицировали распределение значений важнейших статокинетических показателей, а также установили, в каких случаях различия между средними значениями в группах дифференцированы по полу и курсу обучения, будут статически значимыми. На основе полученных данных можно сделать

3. Гипотезы для фактора В:

- Н0: для всех типов ВJ нет разницы между средним результатом У;

- Нь для всех типов ВJ существует разница между средним результатом У.

Далее был проведен расчет сумм квадратов отклонений под влиянием различных факторов и оценок дисперсии. Результаты дисперсионного анализа с зависимой переменной коэффициента Ромберга (в качестве результата У использованы наблюдаемые значения показателя у обследованных студентов) представлены в табл. 6.

Таблица 6

Таким образом, обозначенные факторы не оказывают статистически значимых воздействий на исследуемый показатель. Аналогично проведем двухфакторный дисперсионный анализ для зависимых переменных, таких как среднеквадратическое отклонение ОЦД во фронтальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм), среднеквадратическое отклонение ОЦД в сагиттальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм), площадь статокинезиограммы в основной стойке, глаза открыты (мм2). Итоги проведения дисперсионного анализа представлены в табл. 7.

7

вывод, что как девушки, так и юноши 1-го курса в большей степени подвержены отклонениям ОЦД во фронтальной плоскости, а, учитывая отклонения в сагиттальной плоскости, в группе риска также оказываются и юноши-третьекурсники. Данные выводы подтверждаются и при анализе площади статоки-незиограммы.

Результаты проведения двухфакторного дисперсионного анализа для коэффициента Ромберга

Показатели SS df MS F

Фактор А 1887,06 1 5661,19 0,196

Фактор В 438,81 2 438,81 0,0152

Взаимодействие А и В 6174,88 2 6174,88 0,214

Ошибка внутри группы 1904880,97 66 28861,83

Итого. 1913381,72 71

Таблица

Влияние факторов пола и курса на исследуемые характеристики_

Зависимая переменная Влияние фактора А на результат Влияние фактора В на результат Влияние взаимодействия факторов А и В на результат

Коэффициент Ромберга Нет Нет Нет

Среднеквадратическое отклонение ОЦД во фронтальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм) Да Да Нет

Среднеквадратическое отклонение ОЦД во сагиттальной плоскости в основной стойке, глаза открыты (мм) Да Да Нет

Площадь статокинезиограммы в основной стойке, глаза открыты (мм2) Да Да Да

Сведения об авторах статьи: Гайнуллин Руслан Анварович - к.б.н., доцент, зав. кафедрой физической культуры ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].

Исаев Александр Петрович - д.б.н., профессор, директор научно-исследовательского центра спортивной науки ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ). Адрес: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: [email protected].

Кораблева Юлия Борисовна - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ). Адрес: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, Ю.И. Нейрон. Обработка сигналов. Пластичность. Моделирование, фундаментальное руководство / Ю.И. Александров, К.В. Анохин, Б.Н. Безденежных [и др.]. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008. - 548 с.

2. Гаттаров, Р.У. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов / Р.У. Гаттаров/ под ред. А.П. Исаева. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. - 252 с.

3. Дмитренко, Е.В., Ирчин, В.Н. Оценка исходного уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вуза//Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - С. 5.

4. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактика заболеваний. - М., 1994. - 80 с.

5. Скворцов, Д.В. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами, анализ походки, стабилометрия / Д.В. Скворцов. - М.: Научно-медицинская фирма МБН, 2007. - 64с.

6. Смирнов, И.Ю. Физкультура для специальной медицинской группы технол. ун-та. / Ю.И. Смирнов - М.: Теория и практика физической культуры, 2012.- 51 с.

УДК 617-089.844

© И.В. Сергеев, Т.Р. Файзуллин, 2015

И.В. Сергеев, Т.Р. Файзуллин ОТДАЛЕННЫЕ КОСМЕТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙ МАММОПЛАСТИКИ СИЛИКОНОВЫМИ ИМПЛАНТАТАМИ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ

ГБУЗМО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт

им. М.Ф. Владимирского», г. Москва

Результаты аугментационной маммопластики в позднем послеоперационном периоде, несмотря на востребованность данного хирургического вмешательства, не всегда удовлетворительны. В исследовании были изучены факторы, влияющие на отдаленные косметические результаты после эндопротезирующей маммопластики молочных желез, на основе катамне-за, клинического объективного обследования 360 пациенток и их субъективной оценки, а также ретроспективного анализа медицинской документации. Установлено, что у 2/3 женщин первоначально установленные импланты находятся в среднем на протяжении 16-летнего послеоперационного периода. В 72,2 % случаев определяется клинически значимая контрактура капсулы. Среди осложнений больший удельный вес приходится на развитие птоза - до 70,9%. Оценивая внешний вид молочных желез как превосходный или удовлетворительный, 60% пациенток удовлетворены результатами имплантации.

По мнению авторов, ведущую роль в формировании послеоперационных осложнений в отдаленном периоде играют эластичность кожи и анатомические особенности тканей, поддерживающих молочные железы.

Ключевые слова: маммопластика, имплантаты.

I.V. Sergeev, T.R. Fayzullin THE REMOTE COSMETIC RESULTS OF THE AUGMENTATION MAMMAPLASTY WITH SILICONE IMPLANTS OF MAMMARY GLANDS

The results of augmentation mammoplasty in the late postoperative period, despite the demand for this surgery is not always satisfactory. The research studies the factors influencing the remote cosmetic results after augmentation of mammary glands on the basis of antecedent history, clinical follow-up of 360 patients and their subjective assessment, and retrospective analysis of medical records. It was found that 2/3 of women have originally installed implants on average throughout the 16-year postoperative period with 72.2% of cases defined clinically significant contracture of the capsule. Development of ptosis is among the major complications - up to 70.9 per cent. 60% of patients are satisfied with the results of implantation, evaluating the appearance of mammary glands as excellent or satisfactory.

According to the authors, the leading role in the formation of postoperative complications within a long-term period belongs the elasticity of the skin and anatomical features of tissues that support the mammary gland.

Key words: mammaplasty, implants.

Аугментационная маммопластика остается одной из наиболее востребованных хирургических вмешательств [1,3,8]. Однако, несмотря на применение современных технологий, результаты аугментационной пластики не всегда удовлетворительны. Проблемы возникают в отдаленном послеоперационном периоде в связи с развитием ряда осложнений от эстетических до тяжелейших гнойно-дистрофических, которые обусловливают необходимость проведения многократных по-

вторных хирургических вмешательств. Высокий процент рецидивов птоза и кратковременность эстетического эффекта маммопла-стики свидетельствуют об актуальности совершенствования не только техники хирургического вмешательства, но и методов выявления осложнений, а также объективизации их оценки, выраженности и значимости [2,4,6,7].

Данных об отдаленных косметических результатах имплантации силиконовых протезов молочной железы относительно немного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.