Научная статья на тему 'Оценка статистических характеристик и законов распределения числа выполнений основных операций в отделе отраслей жилищно-коммунального хозяйства'

Оценка статистических характеристик и законов распределения числа выполнений основных операций в отделе отраслей жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка статистических характеристик и законов распределения числа выполнений основных операций в отделе отраслей жилищно-коммунального хозяйства»

Таблица 3

Баллы регионов Южного федерального округа в 1998 и 2001 гг.

Регионы Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика 3 м аК § бл буп с е Р ка лб бпу с е Р с с еск р е - о в е а аач р аК Республика Северная Осетия-Алания Краснодарский край Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

1998

Умершие на 1000 населения -8 -2 -1 -5 -5 -5 -8 -10 -8 -9 -10 -10

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, тыс. руб. 7 1 5 5 5 7 5 9 7 10 10 6

2001

Умершие на 1000 населения -9 -3 -1 -6 -6 -7 -7 -10 -9 -9 -10 -10

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, тыс. руб. 5 1 4 4 4 4 4 9 7 10 9 7

Таблица 4

Значения композиционного индекса уровня и социально-экономических условий жизни населения регионов Южного федерального округа в 1998 и 2001 гг.

Регионы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1998 Индекс 98 63 23 95 99 85 100 111 119 100 113 95

Место 6 9 10 7 5 8 4 3 1 4 2 7

2001 Индекс 85 63 20 104 76 96 114 114 114 101 117 107

Место 7 9 10 4 8 6 2 2 2 5 1 3

В.Н. Тюшняков

ОЦЕНКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ЗАКОНОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛА ВЫПОЛНЕНИЙ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТДЕЛЕ ОТРАСЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Информационная система (ИС) отдела жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является экономической ИС информационного обслуживания муниципаль-

ных служащих и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче, обработке информации и формированию управленческих решений. Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и циркулирующей в системе управления информации, а также сведений, поступающих по каналам прямой и обратной связи из внешней среды [1]. Таким образом, важнейшие функции любой ИС ЖКХ - получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений.

Поскольку информация фиксируется и передается на материальных носителях, необходимы действия человека и работа технических средств по восприятию, сбору информации, ее записи, передаче, преобразованию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Эти действия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и являются элементарными операциями отдела финансирования отраслей ЖКХ. Если проанализировать все этапы жизненного цикла ИС, то по важности можно выделить первые три: системный анализ, анализ требований и проектирование. Именно здесь закладывается будущий облик системы, её основные возможности и функции. Если в процессе выполнения этих этапов допустить ошибки (что-либо не учесть), то потом можно понести ощутимые убытки [4].

При проектировании или при выборе ИС из множества сопоставимых необходимо сначала оценить объемные и временные характеристики информационных потоков, циркулирующих на конкретном объекте, а затем соотнести информационные потребности пользователя с функциональными возможностями будущей ИС [2]. Интенсивность запросов на выполнение одинаковых функциональных операций (ФО) у разных пользователей может существенно отличаться. Так, у одного пользователя функциональная операция ФО! может выполняться п раз, а у другого - 100*п раз и т.д. Соответственно, в сто раз (при прочих равных условиях) будут отличаться и затраты времени на выполнение этой операции ФО!. Таким образом, оценка потребительского качества тех или иных ИС должна осуществляться только применительно к конкретной предметной области, применительно к конкретному объекту: для одного объекта лучшей по экономическим критериям может оказаться система 1%, а для другого, имеющего иные характеристики информационных потоков, более эффективной будет система и т.д.

Поэтому, прежде чем анализировать функциональные возможности и временные характеристики информационных систем для автоматизации деятельности Финансового управления, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

• выделить основные операции, характеризующие деятельность отдела финансирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Финансового управления и оценить их статистические характеристики;

• выполнить оценку статистических характеристик и законов распределения числа выполнений основных операций отдела финансирования отраслей ЖКХ;

• исследовать динамику объемных характеристик информационных потоков и получить количественные данные для оценки степени стационарности анализируемых информационных процессов.

Выполнение функциональных операций прежде всего должно обеспечить правильную организацию информационных процессов в отделе финансирования отраслей ЖКХ. Каждая операция несет некоторый объем необходимой для работы информации. При этом разные функциональные операции служат разным целям. Одни функциональные операции выполняются по несколько раз в день, другие -несколько раз в месяц. Поэтому, при анализе информационных потребностей объекта исследования из общего перечня функциональных операций были выделены такие, которые являются наиболее трудоемкими и информационно значимыми.

В качестве исходной информации при проведении анализа использовались данные, собранные на действующем объекте (отдел финансирования отраслей ЖКХ, транспорта, связи, капитальных вложений и промышленности г. Таганрога) в процессе его нормального функционирования в течение года (сплошная выборка, 264 наблюдения, исключая выходные и праздничные дни). Данный объект является типичным для отделов муниципалитета среднего города (численность населения 300 тыс. чел.) по выполняемым операциям, численности персонала, используемым в процессе своей деятельности документам. В табл. 1 приведен перечень функциональных операций, выполняемых отделом финансирования отраслей ЖКХ.

Таблица 1

Перечень функциональных операций, выполняемых отделом финансирования отраслей ЖКХ

Обозна- чение Наименование операции

ФО1 Согласование муниципального контракта

ФО2 Подготовка справки уведомления «Об изменении росписи расходов»

ФО3 Проверка отчёта ЖКХ

ФО4 Формирование аналитической таблицы по исполнению бюджета

ФО5 Исполнение накопительной ведомости по капитальному строительству

ФО6 Формирование таблицы финансирования по капитальному строительству

ФО7 Формирование таблицы финансирования объектов здравоохранения

ФО8 Формирование таблицы финансирования объектов образования

ФО9 Выписка распоряжения

Ф010 Формирование таблицы расходов бюджета города

ФО11 Проверка сметы

ФО12 Проверка калькуляции

ФО13 Формирование реестра выполненных проверок смет

ФО14 Формирование реестра выполненных проверок калькуляций

ФО15 Составление росписи расходов бюджетополучателей

ФО16 Составление кредиторской задолженности

ФО17 Подготовка ответов в адреса курирующих организаций

В табл. 2 приведены статистические характеристики некоторых функциональных операций, выполняемых отделом финансирования отраслей ЖКХ.

Таблица 2

Статистические характеристики числа выполнения операций, осуществляемых отделом финансирования отраслей ЖКХ

Наименование характеристики ФО1 ФО2 ФО11

Математическое ожидание числа операций хср 2,05 4,63 5,11

Среднеквадратическое отклонение 7Х 1,23 2,61 1,94

Коэффициент вариации к 0,59 0,57 0,38

Анализ приведенных данных свидетельствует о стохастической природе информационных процессов в отделе финансирования отраслей ЖКХ. Из табл. 1-2 видно, что у исследованных операций значение коэффициента вариации числа выполнения операций в единицу времени достаточно высокое (превышают 0,3).

Гистограммы распределения числа выполнений функциональных операций в единицу времени для некоторых функциональных операций отдела финансирования отраслей ЖКХ приведены на рис. 1-3.

Рис. 1. Гистограмма распределения числа выполнений функциональной операции «Согласование муниципального контракта»

Рис. 2. Гистограмма распределения числа выполнений функциональной операции «Подготовка справки уведомления»

Рис. 3. Гистограмма распределения числа выполнений функциональной операции «Проверка сметы»

Для того чтобы получить более полную картину статистических характеристик основных операций, выполняемых отделом финансирования отраслей ЖКХ,

была проведена проверка гипотез о законах распределения количества операций. Проверка проводилась с использованием критерия Пирсона [3] и показала, что эмпирические законы распределения могут быть аппроксимированы следующими законами распределения (гипотезы не были отвергнуты на заданном уровне значимости):

• согласование муниципального контракта - нормальное распределение; 2 2

Храсч. =2,94, Хтабл=5,99 при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы, равном 2;

• подготовка справки уведомления «Об изменении росписи расходов»-

2 2

равномерное распределение; Храсч. =3,74, Хтабл=5,99 при уровне значимости

0.05.и числе степеней свободы, равном 2;

2 2

• проверка сметы - нормальное распределение; Храсч. =2,45, Хтабл=5,99 при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы, равном 2;

Таким образом, оказалось, что эмпирические законы распределения числа выполнений основных информационно значимых операций с достаточной для практики точностью могут быть аппроксимированы ограниченным подмножеством теоретических распределений. Одновременно мы получили возможность оценить информационные потребности проектируемой ИС для отдела финансирования отраслей ЖКХ как в целом, так и по отдельным операциям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Г.А. Титоренко. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Г.Н. Хубаев. Экономическая оценка потребительского качества программных средств. Текст лекций.- Ростов н/Д.: РГЭА, 1997.

3. В.Е. Гмурман. Теория вероятностей и математическая статистика.- М.: Высш. школа, 1972.

4. В.Н. Тюшняков. К вопросу проектирования оптимальной муниципальной информационной системы / Известия ТРТУ "Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права".- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

М.В. Якименко

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИИ

Отечественные и зарубежные экономисты отмечают растущую роль услуг в национальных хозяйствах и мировой экономике. Воздействие услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта.

Крупной отраслью услуг является гостиничное хозяйство. На сектор гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов средств размещения) приходится до 65% занятых в туристской сфере и 68% поступлений от туризма [2].

С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных корпораций, увеличение заключенных франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с использованием гостиничными цепями типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупка необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Степень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.