Научная статья на тему 'Концепция системы автоматизации информационных процессов для управления местным бюджетом'

Концепция системы автоматизации информационных процессов для управления местным бюджетом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция системы автоматизации информационных процессов для управления местным бюджетом»

Секция государственного и муниципального права

и управления

УДК 681.518(075)

А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТОМ

При управлении комплексом задач, реализующим цели муниципального образования и финансового управления, особое значение приобретают:

♦ комплексность решения проблем, т.е. глубина системного анализа, учета взаимосвязей объекта с другими объектами и внешней средой;

♦ оптимальность управления, что предполагает формирование и анализ максимально широкого множества допустимых стратегий управления и выбор из них наиболее эффективной;

♦ полнота, достоверность, точность и актуальность исходной информации, поступающей из различных источников, на основе которой принимаются решения;

♦ своевременность управляющих решений.

Принимая во внимание повышение требований к управлению, качеству исходной информации, темпам принятия решений, можно утверждать, что эффективное управление финансовыми ресурсами в бюджетной сфере, системе налогообложения и системе казначейства возможно только на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Перед муниципальным менеджером возникают проблемы управления финансированием всей бюджетной сферы муниципального образования, например, обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств, соблюдение лимитов бюджетных обязательств, обоснованное планирование смет, получение оперативной информации о состоянии бюджетных счетов в разрезе учреждений, отраслей, статей расходов. Все эти проблемы снимаются с помощью реализации принципа «единства кассы» и казначейских механизмов исполнения бюджетов [1].

Схема казначейского исполнения бюджета приведена на рис. 1 и заключается в следующем:

♦ доходы местного бюджета и трансферты из бюджетов верхнего уровня поступают на банковский счет казначейства;

♦ финансовый орган, главные распорядители и распорядители средств в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и графиком финансирования распределяют и зачисляют средства на лицевые счета получателей средств;

♦ получатели средств регистрируют в казначействе возникающие обязательства (договоры);

♦ получатели средств передают в казначейство платежные документы, казначейство производит перечисление средств со своего счета;

♦ казначейство представляет в финансовый орган отчет об исполнении бюджета.

Лимиты обязательств Лимиты обязательств

Рис. 1. Схема казначейского исполнения бюджета

Переход на казначейское исполнение бюджета позволяет сконцентрировать средства бюджета на едином счете, ускоряет доведение финансирования до получателей средств, даёт возможность контролировать использование средств. В то же время возникают следующие проблемы [2]:

♦ затрудняются возможности манёвра средствами (если ранее можно было при нехватке средств временно, до составления отчета, использовать средства с других статей, то теперь необходимо оформлять изменения бюджетной росписи, лимитов, подтвержденных обязательств и сумм финансирования);

♦ при создании собственного казначейства средства федерального бюджета остаются на обслуживании в федеральном казначействе, что усложняет и замедляет документооборот по ним, а при переводе исполнения местного бюджета в федеральное казначейство усложняется и замедляется документооборот по местному бюджету.

Для ускорения документооборота по местному бюджету и создания возможности маневра средствами необходимо применить информационные технологии:

♦ финансовый орган администрации, главные распорядители средств оснащаются системой распределения бюджетного финансирования, поддержкой электронного обмена с казначейством;

♦ казначейство оснащается специализированной казначейской системой с поддержкой электронного обмена с банком, что значительно ускорит прохождение средств;

♦ получатели средств также могут быть оснащены простыми средствами электронного обмена с казначейством для разгрузки последнего и еще большего ускорения платежей.

В результате появляется возможность оперативно маневрировать средствами бюджета, обеспечивая при этом подготовку и отработку всех необходимых документов (рис. 2).

Рис. 2. Автоматизация казначейского исполнения бюджета

Данная схема уже сейчас может быть реализована на основе программных продуктов компании ПАРУС: «ПАРУС - Бюджетное финансирование» [2]. Таким образом, применение информационных систем даёт возможность в условиях казначейского исполнения бюджета не допустить потери управления финансовыми потоками со стороны администрации и воспользоваться выгодами централизации денежных средств; позволяет охватить полный цикл функционирования финансовых отношений между центральным аппаратом и сетью подведомственных учреждений:

♦ процесс планирования и формирования бюджета ведомства;

♦ обеспечение текущего бухгалтерского учета;

♦ сведение бухгалтерской и финансовой отчетности;

♦ анализ эффективности результатов деятельности;

♦ контроль исполнения бюджета.

Методология построения и управления местным бюджетом должна базироваться на многоуровневом подходе к его формированию, учете управленческого риска, планировании, контроле и прогнозе дефицита, оптимизации использования бюджетных ресурсов, автоматизации управления. Весомый экономический эффект может достигаться в результате разработки систем автоматизации информационных процессов (САИП) - новых систем автоматизированного стратегического и оперативного управления бюджетом муниципального образования. При создании таких систем решение большого количества различных типовых проблем социально-экономического менеджмента становится стандартной процедурой. Вместо работы с множеством разрозненных параметров управления информационная система обеспечивает руководство наиболее важными из них.

Внедрение САИП позволит при решении задач в бюджетной сфере оперативно обеспечить:

♦ анализ и преобразование исходных данных для принятия оперативных и обоснованных решений по стандартизованным алгоритмам и методикам с унифицированными формами документов;

♦ моделирование альтернативных управленческих решений с использованием экономико-математических методов, учитывая текущие и отдаленные последствия;

♦ проведение оперативного контроля за сбором налогов;

♦ прозрачность и детализированность бюджета и контроль за его исполнением;

♦ надежную защиту от несанкционированного доступа к информации и ее хищений;

♦ мониторинг динамических процессов в бюджетной сфере;

♦ оптимизацию и регламентирование бюджета, рационализацию планирования муниципальных расходов;

♦ внедрение технологии казначейского исполнения бюджета с целью контроля за движением средств муниципального бюджета и их использованием по назначению;

♦ взаимодействие комплексов систем, решающих различные, но связанные единством целей задачи, и систем различного уровня подчиненности с получением юридически оформленных документов;

♦ формирование информационного портрета конкретной экономической ситуации;

♦ подготовку, оптимизацию и презентацию решений и др.

К основным функциональным характеристикам САИП финансового управления следует отнести следующие [3]:

1) использование иерархической структуры представления данных: имеется ли возможность представить измерения в табличной и древовидной форме;

2) сценарное планирование и сценарный анализ:

♦ возможность ведения в единой базе данных одновременно нескольких сценариев одного бюджета (оптимистический, кризисный и т.д.);

♦ возможность использования для сценарного анализа внешних и внутренних ограничителей бюджета (целевых показателей);

3) контроль непротиворечивости на этапе ввода данных в систему:

♦ проверка соответствия вводимых данных структуре и связям заданных измерений бюджета;

♦ проверка соответствия вводимых данных целевым показателям (лимитирование статей);

♦ проверка цикличности расчетов;

4) корректность работы с временными рядами:

♦ поддержка различного типа бюджетных статей;

♦ работа со средними значениями (курсами, средними остатками, средними оборотами и др.);

♦ корректность округления значений при распределении по времени;

5) использование математических, финансовых и других функций:

♦ возможности проводить распределение/перераспределение данных;

♦ наличие логических условий и операторов для ввода формул;

♦ наличие функций обработки дат, а не только цифровых данных;

♦ наличие функций обработки массивов бюджетных данных, а не только одной бюджетной записи или строки.

6) получение массива плановых данных одной операцией:

♦ современные информационные технологии позволяют определять правила, по которым одной операцией можно сформировать массив плановых данных на основе заданной структуры одного из измерений. Это позволяет значительно сократить трудозатраты на ввод и расчет однотипных данных;

7) поддержка и контроль регламента обмена бюджетными данными:

♦ система должна иметь эффективные средства согласования и утверждения бюджетных данных отдельных пользователей и бюджетов подразделений;

8) формирование комплекта бюджетных отчетов:

♦ наличие типовых бюджетных отчетов;

♦ возможность динамической группировки и детализации статей в отчетах;

♦ возможности представления отчетов в виде структурированных кросстаблиц (измерения бюджета могут находиться как в строках, так и в столбцах);

♦ возможность построения графических отчетов; возможность интеграции с MS Office.

Концепция системы автоматизации информационных процессов для управления местным бюджетом предполагает:

♦ создание уникального, не имеющего аналогов механизма управления бюджетом на базе высоких информационных технологий;

♦ интеграцию разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;

♦ создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании;

♦ обеспечение реального влияния руководства на бюджетные процессы в условиях стратегического и оперативного контроля;

♦ ввод новых резервов управления бюджетом для подъема экономики и социального уровня территорий;

♦ обеспечение планирования, прогнозирования и управления резервами доходов и расходов бюджета;

♦ переход от управления, построенного на интуиции, к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванов В., Коробова А. Технология как фактор успеха // Муниципальная власть. 2002. № 5. С. 21-27.

2. Корпорация ПАРУС. Предложения по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образований. http://www.parus.ru.

3. Кремленков Д. Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения.

http://www.iteam.ru.

1б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.