Научная статья на тему 'Оценка сроков передачи семейного бизнеса основателям'

Оценка сроков передачи семейного бизнеса основателям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ В СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ / POLICY OF THE CONTINUITY / THE NEXT GENERATION IN FAMILY BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Д.А.

Приводятся результаты эмпирического исследования российского семейного бизнеса, анализируются возможные условия и сроки его передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS ASSESSMENT OF FAMILY BUSINESS SUCCESSION BY FOUNDERS

Results of empirical research of the Russian family business are given; possible conditions and terms of its transfer are analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка сроков передачи семейного бизнеса основателям»

Проблемы экономики и менеджмента

List of references:

1. Ragin, C.C. Redesigning social inquiry: Fuzzy sets and beyond; Ragin, C.C., Fiss, P.C. Net effects analysis versus configurational analysis: An empirical demonstration // Redesigning social inquiry: set relations in social research / ed. C.C. Ragin. - Chicago: University of Chicago Press, 2008. - P. 190-212.

2. Garcia-Castro, R. A Fuzzy-set Hierarchical Classification of Family Firms / Madrid Carlos III University // Working papers. - 2009. - November.

3. Fiss, P.C. Configurations of strategy, structure and environment: a fuzzy set analysis of high technology firms // Working paper. - 2009.

4. Sharma, P. Stakeholder mapping technique: toward the development of a family firm typology / Laurier School of Business & Economics // Working paper. - 2009.

УДК 334.722.24

Д.А. Волков

канд. экон. наук, выпускник программы DBA, Высшая школа корпоративного управления, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ОЦЕНКА СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА ОСНОВАТЕЛЯМИ

Аннотация. Приводятся результаты эмпирического исследования российского семейного бизнеса, анализируются возможные условия и сроки его передачи.

Ключевые слова: политика преемственности, последующее поколение в семейном бизнесе.

D.A. Volkov, cand. of econ. sci., DBA Programme Graduate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Entrepreneur

TERMS ASSESSMENT OF FAMILY BUSINESS SUCCESSION BY FOUNDERS

Abstract. Results of empirical research of the Russian family business are given; possible conditions and terms of its transfer are analyzed.

Keywords: policy of the continuity, the next generation in family business.

Анализируя вопросы жизнеспособности и передачи семейного бизнеса в российских условиях, мы провели эмпирическое исследование специфики организации и управления семейным бизнесом; в качестве респондентов рассматривались субъекты малого и среднего бизнеса. Основная выборка составила 54 бизнес-структуры, с целью обеспечения валидности, исследования было отобрано 32 предприятия, реализующих концепцию семейного бизнеса. Отбор проводился посредством интервью, далее исследование развивалось методом анкетирования и анализа полученных результатов. Для эмпирического исследования нами была разработана авторская анкета российского предпринимателя (владельца семейного бизнеса) [1].

В качестве отраслевых специализаций бизнес-структур рассматривались оптовая и розничная торговля, производство товаров народного потребления, медиабизнес, недвижимость, строительство, сертификация, розничная и оптово-розничная торговля,

№ 12 (16) - 2012

55

Проблемы экономики и менеджмента

ювелирный бизнес, частная медицина, автомобильный бизнес, организация тренингов для персонала компаний, Интернет, страхование, оказание маркетинговых услуг, фотоуслуги, рекламные услуги, обработка металла, ремонт колесных пар, производство детских развивающих игр.

Что касается гендерного распределения респондентов, то 12,5% опрошенных владельцев бизнеса составляли женщины, 87,5% - мужчины. Высшее профессиональное образование имели 75% респондентов, ученую степень - 15,63%, незаконченное высшее образование - 6,25%. Общее количество детей исследуемых респондентов составило 51 (в том числе 5 многодетных семей).

Исследуя ретроспективу становления семейного бизнеса, мы выявили, что 81,25% обладают неудачным опытом предпринимательской деятельности, 15,63% таким опытом не обладают. Исследование показало, что приоритетным при продаже бизнеса является наличие интересных альтернативных вариантов вложений (59,38%) и привлекательное ценовое предложение (50%), а также слабый рост бизнеса (18,75%).

Анализируя возможные сроки продажи бизнеса, мы выявили, что в следующие 12 месяцев готовы продать свой бизнес 12,5% респондентов, в течение 2-4 лет -40,63%, в течение 5 лет и более - 18,75%. Отказываются рассматривать предложение о продаже семейного бизнеса 18,75% респондентов, так как планируют передать свой бизнес. При этом демонстрируют готовность передать свой бизнес: 6,25% опрошенных - в течение 2 лет; 12,5% - в течение 3-5 лет; 25% респондентов планируют передать свой бизнес в течение 6-10 лет; 46,88% - спустя более 10 лет (рис. 1).

Оценка собственниками сроков передачи бизнеса

50,00%

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

1) 0 - 2 года 2) 3 - 5 лет 3) 6 - 10 лет 4) После 10 лет

Рисунок 1 - Оценка возможных сроков передачи бизнеса Ответственность за инициирование и реализацию процесса передачи семейного

56

№ 12 (16) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

бизнеса несет собственник. Анализ существующей практики показывает, что нередко возникают ситуации, когда представителям второго поколения приходилось брать процесс преемственности в свои руки, потому что родители с этим медлили, а порой даже оказывали активное противодействие. «Результаты подобных мероприятий чаще всего неудовлетворительные: старшее поколение глубоко оскорблено, а дети, совершив действия, воспринятые родителями как предательство, чувствуют себя виноватыми. Психологический накал усиливается, охватывая и семью, и компанию: озлоблены все сотрудники, супруги владельцев, члены их семей, «втянутые» в конфликт. Понятно, что все это негативно сказывается как на управлении бизнесом, так и на семейных отношениях» [2, с. 17].

Проведенный анализ сроков передачи семейного бизнеса позволил сделать вывод о существовании «парадокса» российского семейного бизнеса: по результатам исследования, почти половина владельцев и основателей российского семейного бизнеса планирует передать его спустя 10 лет, при этом, большая часть из них обладает уже негативным опытом предпринимательской деятельности, хотя категорически отказывается рассматривать предложение о продаже бизнеса только один их пяти опрошенных, почти 80% владельцев готовы свой бизнес продать.

Список литературы:

1. Волков Д.А. Семейный бизнес: владение, управление и семейные ценности // Российское предпринимательство. - 2012. - № 13. - С. 38-44.

2. Аронофф К. Преемственность в семейном бизнесе. Испытание на величие: пер. с англ. / К. Аронофф, С. Маклюр, Д. Вард. - Киев, 2009.

List of references:

1. Volkov D.A. Family Business: the Concept of Ownership // Journal of Russian Entrepreneurship. -2012. - № 13. - P. 38-44.

2. Aronoff K. Family business succession: the final test of greatness: the lane with English / K. Aronoff,

S. Maklyur, D. Vard. - Kiev, 2009.

№ 12 (16) - 2012

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.