Научная статья на тему 'Классификация семейного бизнеса'

Классификация семейного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
106
89
Поделиться
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / ДЕФИНИЦИИ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / TYPOLOGY OF FAMILY BUSINESS / CLASSIFICATION OF FAMILY BUSINESS / DEFINITION OF FAMILY BUSINESS / THREE-LEVEL MODEL OF FAMILY BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Волков Дмитрий Анатольевич

В статье исследуются подходы к классификации семейного бизнеса и условия идентификации семейного предприятия.

Family Businesses: Distribution of Roles from the Viewpoint of Ownership and Management Classification of Family Businesses

The paper studies approaches to the classification of family businesses and the necessary conditions for identifying a family business.

Текст научной работы на тему «Классификация семейного бизнеса»

С С

семейный бизнес: распределение ролей с позиции владения и управления

классификация семейного бизнеса

Волков Дмитрий Анатольевич

канд. экон. наук, выпускник программы DBA, ВШКУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, предприниматель 13vd@mail.ru

_Аннотация

В статье исследуются подходы к классификации семейного бизнеса и условия идентификации семейного предприятия.

Ключевые слова: типология семейного бизнеса, классификация семейного бизнеса, дефиниции семейного бизнеса, трехуровневая модель семейного бизнеса

В современных теоретических и эмпирических исследованиях предлагаются различные подходы к классификации семейного бизнеса, опирающиеся на один или несколько компонентов:

- типология семейного бизнеса с позиций преемственности,

- различные классификаторы семейных предприятий с позиций владения и управления (распределение ролей в семье),

- типология семейного бизнеса в зависимости от структуры управления семейными активами и пр. Предприятия семейного бизнеса могут быть рассмотрены как иерархическая конфигурация, где владение, менеджмент, управление семейными активами, система взаимоотношений между различными группами и структурами с целью обеспечения развития семейного бизнеса и преемственность часто переплетаются.

Классификации, построенные на выделении «ключевых» характеристик семейного бизнеса, в разрезе убедительно спроектированных гипотез, не представляются нам достаточно объективными, отражающими иерархию многоуровневого взаимодействия владения, менеджмента, управления и

политики преемственности. Требуется классификация семейного бизнеса, основанная на необходимых и достаточных условиях и применимая в рамках инициации и проведения эмпирических исследований феномена семейного предпринимательства.

Наборы компонентов (характеристик), позволяющие рассматривать бизнес как семейный

Иерархическая классификация семейного бизнеса рассматривается в современных исследованиях на базе применения метода нечетких множеств сравнительного анализа (см. табл. 1 ниже)[1,2]. Исходя из компонентного подхода к определению дефиниций семейного бизнеса, существуют необходимые условия идентификации семейного предприятия, к которым можно отнести понимание и видение взаимодействия семьи и бизнеса и потенциального понимания данной ситуации последующими поколениями.

Среди рассмотренных комбинаций характеристик (компонентов) семейного бизнеса исследователями однозначно трактуется (А) как необходимое условие существования семейного бизнеса. Все остальные компоненты, проявленные в той или иной сте-

Таблица 1

Возможные комбинации характеристик семейного бизнеса [3]

Тип Владение* Организация бизнес-процессов, функции удержания имущества под контролем Менеджмент Преемственность Семейный бизнес

(А) Да Да Да - Да

(В) Да Да Нет - ?

(0) Да Да Нет Нет Да Нет _ ?

(Е) Нет Да Да - ?

(Е) Нет Да Нет _ ?

(6) Нет Нет Да _ ?

(Н) Нет Нет Нет _ Нет

* Да - семья вовлечена в управление, владение бизнесом, нет - семья не вовлечена в управление, владение бизнесом

ты

без системы

классификации,

позволяющей

чь>

различные

_типы семейных Чедприятий, сложно интерпретировать _результаты

исследований _семейного

предпринима-_тельства

пени, вызывают острую полемику относительно принадлежности предприятия к семейному бизнесу (табл. 1). Большинством авторов комбинации (В) и (С) ставятся над (Б) и в то время как конфигурации ф) и (Е) являются проблематичными с точки рения принадлежности бизнеса к семейному. В контексте данной иерархии возникает дилемма: каким образом можно идентифицировать достаточное присутствие каждого компонента (см. табл. 2 на с. 45) для определения предприятия как относимого к семейному бизнесу? Вхождение членов семьи в совет директоров? Руководство компанией? Какой процент вовлечения членов семьи в процесс владения семейными активами является достаточным (5, 10, 20, 50% акций)?

Некоторые из вышеупомянутых проблем дефиниций семейного бизнеса, в том числе и в контексте эмпирических исследований, могут быть частично смягчены, если установлена связь между различными компонентами семейной причастности. Далее можно выявить, каковы ключевые элементы в дефинициях семейного бизнеса, основанных на компонентном подходе. Есть ли пересечение, наложение ежду различными комбинациями компонентов? есмотря на то что предшествующие теоретичес-едования семейного предпринимательс-предполагали, что все виды комбинаций компонентов (от «А» до «Н») могут быть отнесены к семейному бизнесу, исследование достоверности и эмпирической релевантности комбинаций компонентов семейного бизнеса можно осуществить посредством метода нечетких множеств. Такая методология позволит вычленить основные элементы в дефинициях (определении) семейного бизнеса от «периферийных» [4], основанных на условиях достаточности, а не просто исследовать корреляцию компонентов.

Классификация ролей членов семьи и других участников семейного бизнеса

Относительно классификации семейного бизнеса можно выделить следующее экспертное мнение: «Не существует до сих пор попытки теоретической классификации типологии семейного бизнеса или эмпирической таксономии семейных предприятий». Без системы классификации, позволяющей

Таблица 2

Типология семейного бизнеса: характеристики (компоненты) вовлечения членов семьи в бизнес

Владение Корпоративное управление Менеджмент

Собственность Семейное правление Председатель Генеральный Преемственность

семьи (совет директоров) правления директор

Нет Нет Ля

Нет Да Да Нет

Нет Да

Нет Нет

Да Да

ДА Нет Да

Нет Нет Нет

Нет Да

Да Нет

Да Да

Нет Нет

Да Да

ДА Нет

Да

Нет Нет

Нет Да

Да Нет

Нет Да

Нет Нет

Да Да

ДА Нет

Да Да

Нет Нет

Нет Да

Да Нет

Да Да

Нет Нет

Да Да

ДА Нет

Да

ссификация ролей

енов семьи и других стников семейного бизнеса зависит от • принадлежности к компонентам

_«семья»,

«собственность», «менеджмент»

«сортировать» различные типы семейных предприятий, сложно интерпретировать результаты исследований семейного предпринимательства. «Кроме того нет никакого способа определить степень применимости результатов исследования» [5]. Существующая модель семейного бизнеса (см. рис. ниже) показывает, что типология семейного бизнеса зависит от соотношения субсистем «семья», «собственность», «менеджмент». Классификация ролей членов семьи и других участников семейного бизнеса зависит от их принадлежности к компонентам «семья», «собственность», «менеджмент» (см. рис. ниже):

1) не вовлеченный в бизнес член семьи, не обладающий правами на семейные активы (не владеет акциями семейного предприятия) («аутсайдер»);

2) инвесторы, которые не принимают участие в управлении и деятельности семейного бизнеса, и не являются частью семьи;

3) сотрудники, которые не имеют доли в бизнесе и не являются частью семьи;

4) семейные акционеры (совладельцы бизнеса), которые не являются сотрудникам семейного предприятия и не принимают участие в управлении;

5) члены семьи, которые заняты в семейном бизнесе и управляют им, но не являются его совладельцами;

6) сотрудники - не члены семьи, которые имеют долю в семейном бизнесе;

Рис. Трехуровневая модель семейного бизнеса (Tagiuri, Davis 1996 p.200) [6]

7) члены семьи, которые являются совладельцами семейного бизнеса и вовлечены в управление им.

Заключение

Представители каждой подсистемы этой модели имеют собственное видение стратегического развития семейного бизнеса и собственные интересы, различные ожидания, ценности и «правила игры», что является источником конфликтов, объясняющим природу «семейных войн».

Литература

1. Ragin, C. C. (2008). Redesigning social inquiry: Fuzzy sets and beyond. Chicago: University of Chicago Press. Ragin, C. C., &Fiss, P. C. (2008).

2. Net effects analysis versus configurational analysis: An empirical demonstration. In C. C. Ragin (Ed.), Redesigning social inquiry: set relations in social research: 190-212. Chicago: University of Chicago Press.

3. Working papers. November 2009. A Fuzzy- set Hierarchical Classification of Family Firms. Roberto Garcia-Castro.Madrid. Carlos III University.

4. Fiss, P. C. (2009). Configurations of strategy, structure and environment: a fuzzy set analysis of high technology firms. Working paper.

5. Sharma, P. (2009). Stakeholder mapping technique: toward the development of a family firm typology. Working paper.Laurier School of Business & Economics.

6. Tagiuri, R., & Davis, JA. (1996). "Bivalent attributes of the family firm," Family Business Review, 9(2), 199-208.

Dmitry A. Volkov

Cand. of Econ. Sci., Graduate of DBA Program, HSCG of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Entrepreneur

Family Businesses: Distribution of Roles from the Viewpoint of Ownership and Management Classification of Family Businesses

_Abstract

The paper studies approaches to the classification of family businesses and the necessary conditions for identifying a family business. Keywords: typology of family business, classification of family business, definition of family business, three-level model of family business

-d F*

экономика предпринимательства