Проблемы экономики и менеджмента
УДК 334.722.24
Д.А. Волков
канд. экон. наук, выпускник программы DBA, Высшая школа корпоративного управления, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В УПРАВЛЕНИЕ, ВЛАДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССОВ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые подходы к исследованию достоверности и эмпирической релевантности комбинаций компонентов семейного бизнеса.
Ключевые слова: вовлечение в семейный бизнес, организация бизнес-процессов в семейном бизнесе, функции удержания семейного имущества под контролем.
D.A. Volkov, cand. of econ. sci., DBA Programme Graduate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Entrepreneur
FAMILY BUSINESS: FAMILY INVOLVEMENT IN MANAGEMENT, POSSESSION AND THE ORGANIZATION OF PROCESSES
Abstract. In article some approaches to research of reliability and empirical relevance of combinations of components of family business are considered.
Keywords: family business involvement, the organization of business processes in family business, function of deduction of family property under control.
Иерархическая классификация семейного бизнеса рассматривается в современных исследованиях на базе применения метода нечетких множеств сравнительного анализа (табл. 1) [1].
Исходя из компонентного подхода к определению дефиниций семейного бизнеса, существуют необходимые условия идентификации семейного предприятия, к которым можно отнести понимание и видение взаимодействия семьи и бизнеса и потенциального понимания данной ситуации последующими поколениями.
Таблица 1 - Возможные комбинации компонентов с позиций вовлечения семьи в управление, владение, организацию процессов [2]
Тип Владение Организация бизнеспроцессов, функции удержания имущества под контролем Менеджмент Преемствен- ность Семейный бизнес
(A) Да Да Да - Да
(B) Да Да Нет - ?
(C) Да Нет Да - ?
(D) Да Нет Нет - ?
(E) Нет Да Да - ?
(F) Нет Да Нет - ?
(G) Нет Нет Да - ?
(H) Нет Нет Нет - Нет
Да - семья вовлечена в управление, владение бизнесом.
Нет - семья не вовлечена в управление, владение бизнесом.
52
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
Среди рассмотренного количества комбинаций компонентов семейного бизнеса однозначно исследователями трактуется (А) как необходимое условие существования семейного бизнеса. Все остальные проявленные в той или иной степени компоненты вызывают острую полемику относительно принадлежности предприятия к семейному бизнесу (табл. 1). Большинством авторов комбинации (В) и (С) признаются над (F) и (G), в то время как конфигурации (D) и (E) являются проблематичными с точки рения принадлежности к семейному бизнесу.
Таблица 2 - Типология семейного бизнеса: компоненты вовлечения членов
семьи в бизнес
Владение Корпоративное управление Менеджмент Преемственность
Собственность семьи Семейное правление (Совет директоров) Председатель правления Генеральный директор
Нет Нет
Нет Да
Да Нет
Нет Да
Нет Нет
Да Да
ДА Нет
Нет Да
Нет Нет
Нет Да
Да Нет
Да Да
Нет Нет
Да Да
ДА Нет
Да
Нет Нет
Нет Да
Да Нет
Нет Да
Нет Нет
Да Да
ДА Нет
Да Да
Нет Нет
Нет Да
Да Нет
Да Да
Нет Нет
Да Да
ДА Нет
Да
В контексте данной иерархии возникает дилемма, каким образом можно идентифицировать достаточное присутствие каждого компонента (табл. 2) для определения
№ 12 (16) - 2012
53
Проблемы экономики и менеджмента
предприятия как относимого к семейному бизнесу? Вхождение членов семьи в совет директоров? Руководство компанией? Какой достаточный процент вовлечения членов семьи в процесс владения семейными активами (5, 10, 20, 50% акций)?
Некоторые из вышеупомянутых проблем дефиниций семейного бизнеса, в том числе, и в контексте эмпирических исследований, могут быть частично смягчены, если установлена связь между различными компонентами семейной причастности. Далее можно выявить, каковы ключевые элементы в дефинициях семейного бизнеса, основанных на компонентном подходе. Есть ли пересечение, наложение между различными комбинациями компонентов?
Несмотря на то, что предшествующие теоретические исследования семейного предпринимательства предполагали, что все виды комбинаций компонентов (от «А» до «Н») могут быть отнесены к семейному бизнесу, исследование достоверности и эмпирической релевантности комбинаций компонентов семейного бизнеса можно осуществить посредством метода нечетких множеств. Такая методология позволит вычленить основные элементы в дефинициях (определении) семейного бизнеса от «периферийных» [3], основанных на условиях достаточности, а не просто исследовать корреляцию компонентов.
Относительно классификации семейного бизнеса можно выделить следующее экспертное мнение: «Не существует до сих пор попытки теоретической классификации типологии семейного бизнеса или эмпирической таксономии семейных предприятий». Без системы классификации, позволяющей «сортировать» различные типы семейных предприятий, сложно интерпретировать результаты исследований семейного предпринимательства. «Кроме того нет никакого способа определить степень применимости результатов исследования» [4].
Итак, вовлечение членов семьи в семейный бизнес остается одной из самых актуальных проблем, вопросы семейной иерархии в теории семейного предпринимательства, исследованные в зарубежных научных трудах, при экстраполяции на российскую экономику, требуют существенной модификации и адаптации принятых моделей.
Список литературы:
1. Ragin, C.C. Redesigning social inquiry: Fuzzy sets and beyond; Ragin, C.C., Fiss, P.C. Net effects analysis versus configurational analysis: An empirical demonstration // Redesigning social inquiry: set relations in social research / ed. C.C. Ragin. - Chicago: University of Chicago Press, 2008. - P. 190-212.
2. Garcia-Castro, R. A Fuzzy-set Hierarchical Classification of Family Firms / Madrid Carlos III University // Working papers. - 2009. - November.
3. Fiss, P.C. Configurations of strategy, structure and environment: a fuzzy set analysis of high technology firms // Working paper. - 2009.
4. Sharma, P. Stakeholder mapping technique: toward the development of a family firm typology / Laurier School of Business & Economics // Working paper. - 2009.
54
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
List of references:
1. Ragin, C.C. Redesigning social inquiry: Fuzzy sets and beyond; Ragin, C.C., Fiss, P.C. Net effects analysis versus configurational analysis: An empirical demonstration // Redesigning social inquiry: set relations in social research / ed. C.C. Ragin. - Chicago: University of Chicago Press, 2008. - P. 190-212.
2. Garcia-Castro, R. A Fuzzy-set Hierarchical Classification of Family Firms / Madrid Carlos III University // Working papers. - 2009. - November.
3. Fiss, P.C. Configurations of strategy, structure and environment: a fuzzy set analysis of high technology firms // Working paper. - 2009.
4. Sharma, P. Stakeholder mapping technique: toward the development of a family firm typology / Laurier School of Business & Economics // Working paper. - 2009.
УДК 334.722.24
Д.А. Волков
канд. экон. наук, выпускник программы DBA, Высшая школа корпоративного управления, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
ОЦЕНКА СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА ОСНОВАТЕЛЯМИ
Аннотация. Приводятся результаты эмпирического исследования российского семейного бизнеса, анализируются возможные условия и сроки его передачи.
Ключевые слова: политика преемственности, последующее поколение в семейном бизнесе.
D.A. Volkov, cand. of econ. sci., DBA Programme Graduate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Entrepreneur
TERMS ASSESSMENT OF FAMILY BUSINESS SUCCESSION BY FOUNDERS
Abstract. Results of empirical research of the Russian family business are given; possible conditions and terms of its transfer are analyzed.
Keywords: policy of the continuity, the next generation in family business.
Анализируя вопросы жизнеспособности и передачи семейного бизнеса в российских условиях, мы провели эмпирическое исследование специфики организации и управления семейным бизнесом; в качестве респондентов рассматривались субъекты малого и среднего бизнеса. Основная выборка составила 54 бизнес-структуры, с целью обеспечения валидности, исследования было отобрано 32 предприятия, реализующих концепцию семейного бизнеса. Отбор проводился посредством интервью, далее исследование развивалось методом анкетирования и анализа полученных результатов. Для эмпирического исследования нами была разработана авторская анкета российского предпринимателя (владельца семейного бизнеса) [1].
В качестве отраслевых специализаций бизнес-структур рассматривались оптовая и розничная торговля, производство товаров народного потребления, медиабизнес, недвижимость, строительство, сертификация, розничная и оптово-розничная торговля,
№ 12 (16) - 2012
55