Научная статья на тему 'Оценка спроса на новый продукт функционального назначения'

Оценка спроса на новый продукт функционального назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / ПРОДУКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / DEMAND / FUNCTIONAL AND THERAPEUTIC FOOD PRODUCTS / MARKETING RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова И. А., Секлецова О. В., Кузнецова О. С., Понкратова Т. А.

В работе представлены результаты маркетингового исследования спроса на рынке г. Кемерово, проведенного с целью определения целесообразности производства нового продукта функционального и лечебно-профилактического назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлова И. А., Секлецова О. В., Кузнецова О. С., Понкратова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESMENT OF DEMAND FOR THE NEW FUNCTIONAL FOOD PRODUCT

For the purpose of determining expediency of production of the new functional and therapeutic food product marketing research of demand has been carried out in Kemerovo market

Текст научной работы на тему «Оценка спроса на новый продукт функционального назначения»

5. Voprosih ucheta biologicheskikh aktivov svinovodstva po spravedlivoyj stoimosti [Eh/r]: - R/d: http://buh7.ru/

6. Vihruchaeva, A.E. Razvitie metodiki ocenki i ucheta biologicheskikh aktivov v sootvetstvii s trebovaniyami MSFO 41 «Seljskoe khozyayjstvo»: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 664.696.4

Mikhajlova I.A., Sekletsova O.V., Kuznetsova O.S., Ponkratova T.A. ASSESMENT OF DEMAND FOR THE NEW FUNCTIONAL FOOD PRODUCT. For the purpose of determining expediency of production of the new functional and therapeutic food product marketing research of demand has been carried out in Kemerovo market. Key words: demand, functional and therapeutic food products, marketing research.

И.А. Михайлова, аспирант Кемеровского технологического института пищевой промышленности, г. Кемерово, E-mail: irishka8901@yandex.ru; О.В. Секлецова, канд. эконом. наук, доц. каф. общей и прикладной экономики Кемеровского технологического института пищевой промышленности, г. Кемерово, E-mail: seklecova@list.ru; О.С. Кузнецова, канд. тех. наук, доц. каф. общей и прикладной экономики Кемеровского технологического института пищевой промышленности, г. Кемерово, E-mail: kuznecova69@list.ru; Т.А. Понкратова, канд. эконом. наук, проф. каф. общей и прикладной экономики Кемеровского технологического института пищевой промышленности, г. Кемерово, E-mail: ecua@kemtipp.ru

ОЦЕНКА СПРОСА НА НОВЫЙ ПРОДУКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В работе представлены результаты маркетингового исследования спроса на рынке г. Кемерово, проведенного с целью определения целесообразности производства нового продукта функционального и лечебно-профилактического назначения.

Ключевые слова: спрос, продукты функционального и лечебно-профилактического назначения, маркетинговое исследование.

Исследования в области диетологии свидетельствуют об актуальности разработки продуктов питания лечебно-профилактического и функционального назначения. Все больше людей отдают предпочтение здоровому питанию, что приводит к росту спроса на продукцию со специально направленными свойствами. По данным экспертов, рынок диетических и диабетических продуктов составляет 2-10 % от всего рынка продуктов питания и развивается достаточно динамично. Полученные результаты свидетельствуют о том, что рост числа многих заболеваний -сахарного диабета, сердечно-сосудистой системы, кариеса -связан с увеличением потребления сахара. Это подтверждает необходимость разработки продуктов питания с низким содержанием сахара.

С целью изучения потребительского спроса на продукцию лечебно-профилактического и функционального назначения не содержащую сахар было проведено маркетинговое исследование. Целевая аудитория исследования - жители г. Кемерово. Опрос проводился конфиденциально. Было опрошено 1120 человек. Средний возраст опрошенных составил 34 года. Возрастное распределение респондентов представлено на рис. 1 (в % от числа опрошенных).

Сбор информации проводился методом письменного опроса. Данный метод использовался как наиболее удобный в применении, не требующий больших затрат и позволяющий получить достоверные результаты. Для удобства респондентов при составлении анкет использовались закрытые вопросы (с вариантами ответов). Анкета построена с применением секционного способа построения вопросов, т.е. последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам.

Вначале исследовалась информационная осведомленность потребителей о продуктах лечебно-профилактического и функционального назначения.

Из данных рисунка 2 видно, что большая часть респондентов лишь частично информирована о продуктах функционального и лечебно-профилактического назначения (65%). Пятая часть (22%) опрошенных ответили, что достаточно осведомлены о такой продукции. Не имеют представления о данной категории продуктов 13% опрошенных. При анкетировании было установлено, что почти все респонденты изъявляли желание больше узнать о продуктах лечебно-профилактического и функционального назначения, их преимуществах, недостатках и противопоказаниях.

Среди источников получения информации основным является телевидение (33,93%), на втором и третьем местах находятся рекламные издания и Интернет-ресур-

сы соответственно 25,89% и 24,64%. Незначительное число респондентов обращались к специальной литературе (6,7%) и врачам (5,54%).

Отношение респондентов к продуктам с сахарозамените-лями неоднозначно, больше трети опрошенных не изъявили желания употреблять такие продукты (рис. 4).

Мнения респондентов о возможности использования саха-розаменителей распределились следующим образом: 56% положительно относятся к их употреблению, 37,2% - отрицатель-

старше 45 лет: 12,4

15-25 лет; 19,3

35-45 лет; 33,6

25-35 лет; 34,7

Рис. 1. Возраст респондентов

хотел бы узнать больше; 13%

частично информирован; 65%

достаточно информирован; 22%

Рис. 2. Информационная осведомленность потребителей о продуктах лечебно-профилактического и функционального назначения

телевидение

прочие 7

специальная литература

276интернет-ресурсы

екламные издания

При изучении факторов, которые влияют на покупку каш быстрого приготовления, было установлено, что наиболее значимыми являются цена и состав продукта. Существенное влияние оказывают вкусовые качества продукта. Примерно одинаковое влияние оказывают известность производителя и внешний вид продукта.

Установление стоимостной границы, в пределах которой покупатели готовы совершать покупки продуктов быстрого приготовления, показало, что почти

советы 31

, „ рекомендации врачей

родственников/друзеи г г

Рис. 3. Источники получения информации

Рис. 5. Предпочтения респондентов в отношении продуктов с сахарозаменителями

Рисовая; 10,3

Рис. 4. Мнение потребителей о возможности использования сахарозаменителей

но. А 6,8% не задумывались о замене сахара, но могли бы попробовать продукты с сахарозаменителями.

Далее изучались предпочтения потребителей в отношении продуктов с сахарозаменителями. На рис. 5 видно, что наибольшей популярностью пользуются шоколад, конфеты (34,8%), варенье и джемы (35%), кондитерские изделия (21%). Такой результат ожидаем, так как эти продукты относятся к сладостям. Однако они не могут быть использованы в качестве полноценного питания.

В связи с этим дальнейшие вопросы касались продуктов лечебно-профилактического и функционального назначения быстрого приготовления, в частности супов, каш, лапши, мюсли. Среди продуктов быстрого приготовления 61% респондентов предпочитают лапшу, 35% - кашу. Оставшиеся 4% респондентов указали в качестве наиболее предпочтительных продуктов быстрорастворимый суп (2,6%) и мюсли (1,4%). Так как каша является более щадящим, менее калорийным продуктом и наиболее полезным для здоровья, то выбор каши как основы для разработки нового продукта функционального назначения можно считать оправданным.

Распределение ответов респондентов (в %) на вопрос о наиболее предпочтительной крупе для каши представлено на рис. 6.

Согласно результатам опроса наиболее предпочтительными крупами для приготовления каш являются овсяная и гречневая, 36% и 35% соответственно. Остальные крупы предпочли менее 10% респондентов.

Кукурузная; 6 Ячневая; 5,4

Пшенная; 7,3

Овсяная; 36

Гречневая; 35

Рис. 6. Мнение респондентов о наиболее предпочтительной крупе для каши

внешний вид производитель вкус состав цена

о

50

100

150

200

250

300

350

400

450

Рис. 7. Факторы, влияющие на приобретение каш быстрого приготовления

более 150 рублей 100-150 рублей 50-100 рублей до 50 рублей

795

235

0

100

200

300

400

500

600

700

800

900

Рис. 8. Стоимостные границы покупки продукта

2/3 (70%) опрошенных готовы потратить единовременно от 50 до 100 рублей.

Таким образом, было выявлено, что большинство респондентов осведомлены о существовании продуктов лечебно-профилактического и функционального назначения. Для большинства потребителей основными источниками информации являются телевидение и Интернет. Установлено положительное отношение потребителей к продуктам быстрого приготовления,

Библиографический список

в частности к кашам. Наиболее предпочтительными являются овсяная и гречневая каши. Проведенное маркетинговое исследование подтверждает целесообразность производства нового продукта питания лечебно-профилактического и функционального назначения на основе каши овсяной гранулированной обогащенной. Разработанный продукт обладает рядом полезных свойств, не содержит сахарозы. А расчет себестоимости показал, что цена продукта является приемлемой для покупателей.

1. Маркетинговый анализ: учебник / М.В. Мельник, С.Е. Егорова. - М., 2011.

2. Kotler Ph. Ten Deadly Marketing Sins: How to Avoid and Resolve Them. Wiley, 2004.

3. Секлецова, О.В. Проблемы анализа инвестиционных рисков / О.В. Секлецова, Т. А. Понкратова, О.С. Кузнецова // Техника и технология пищевых производств. - 2010. - № 2.

Bibliography

1. Marketingovihyj analiz: uchebnik / M.V. Meljnik, S.E. Egorova. - M., 2011.

2. Kotler Ph. Ten Deadly Marketing Sins: How to Avoid and Resolve Them. Wiley, 2004.

3. Seklecova, O.V. Problemih analiza investicionnihkh riskov / O.V. Seklecova, T.A. Ponkratova, O.S. Kuznecova // Tekhnika i tekhnologiya pithevihkh proizvodstv. - 2010. - № 2.

Статья поступила в редакцию 25.10.12

УДК 330.311

Ryabov У. IMPROVEMENT OF COMPLEX SIMULATION AND SYSTEM ANALYSIS OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION. The summary. The article revealed the concept of the system of economic security management, presented from the point of view of the hierarchical structure at the level of a country, region, enterprise, personality.

Key words: system, economic security, simulation model, the threat of economic security, a universal law of equilibrium.

В.Н. Рябов, канд. эконом. наук, доц. каф. управление проектами и инновациями института экономики

и управления ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail rvnnne@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

В статье вскрыты понятие системы управления экономической безопасностью, представленная с точки зрения иерархической структуры на уровне страны, региона, предприятия, личности.

Ключевые слова: система, экономическая безопасность, имитационная модель, угрозы экономической безопасности, всеобщий закон равновесия.

В классическом понимании понятие «система» рассматривается в качестве множества взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Для выявления и решения проблем экономической безопасности целесообразны создание и эксплуатация системы управления экономической безопасностью (СУЭБ), которая представляет собой совокупность согласованных методов и средств (механизмов) управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппарате. Эффективность действия такой системы обеспечивается «обратной связью», то есть определенными механизмами, с помощью которых становится возможным получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана в управлении. В нашем случае СУЭБ рассматривается как открытая система, то есть система, взаимодействующая с окружающей средой в каком-либо аспекте: информационном, энергетическом и т. п. Поведение открытой системы определяется ее начальным состоянием, изменением характеристик ее элементов или структуры, связей между ними, а также внешними управляющими возмущающими воздействиями.

Мировой исторический опыт свидетельствует, что отрицание закона равновесия, в частности и в социально-экономическом развитии человечества, неизбежно дестабилизировало любую систему (политическую, экономическую, нравственную и любую другую). Поэтому целью преодоления угроз экономической безопасности в экспортно-импортной сфере возникает необходимость решения следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Меры по созданию системы экономической безопасности в экспортно-импортной сфере.

2. Усиление импортной зависимости: критическая черта по продовольствию и некоторым промышленным товарам пройдена. В 2010 г. импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 861,4 млн. долл.

3 Государственной поддержки отечественного экспортного производства дифференцированной системы таможенных пошлин с защитой товаропроизводители;

3. Упорядочения внешней торговли путем введения государственной монополии на ввоз (лекарственных препаратов, табачных, алкогольных изделий, зерна) и вывоз (нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов) с целью пополнения доходов государственного бюджета и обеспечения гарантированного снабжения внутреннего рынка по обоснованным ценам;

4. Приведения законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли к международным стандартам [1].

Особое место занимают внутренние социальные угрозы, которые включают:

1. Усиление структурной деформации экономики. Основополагающим в решении этой проблемы является привязка структуры производства к структуре рыночного спроса.

2. Преодоление инвестиционного и инновационного кризиса возможно с помощью: активизации инвестиционной деятельности по обновлению основного капитала; выделения приоритетов и направлений современного экономического роста; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций; создания условий для трансформации накоплений и сбережений населения в инвестиции.

3. Утечка из страны валютных ресурсов. Для предотвращения «бегства» капиталов необходимо решение, по крайней мере, трех проблем: изучение мотивов «утечки»; разработка мер по возвращению «беглого» капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.