Научная статья на тему 'Оценка сплоченности в учебных группах студентов стоматологического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко'

Оценка сплоченности в учебных группах студентов стоматологического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
групповая сплоченность / психологический климат / студенты / group cohesion / psychological climate / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. Н. Пашков, О. В. Мячина, Л. Г. Величко

В статье приведены данные по изучению сплоченности у 115 студентов стоматологического факультета ВГМУ. В ходе исследования выявлено, что студенты имеют высокую и среднюю благоприятность психологического климата. 99 из них отмечают средний уровень групповой сплоченности, а у 16 выявлен низкий уровень данного показателя. Для улучшения учебного процесса и межличностных отношений эти результаты необходимо учитывать при формировании групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А. Н. Пашков, О. В. Мячина, Л. Г. Величко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cohesion assessment of student groups from the faculty of dentistry at Burdenko Voronezh State Medical University

The article presents data on the study of the cohesion of 115 students from the faculty of dentistry at Burdenko Voronezh State Medical University. The study revealed that students have high and medium favorable psychological climate. 99 of them have the average level of group cohesion, and 16 revealed a low level of this indicator. To improve the educational process and interpersonal relations, these results must be taken into account when forming groups

Текст научной работы на тему «Оценка сплоченности в учебных группах студентов стоматологического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко»

Psychology

УДК 616.31:378 РС! 10.21661/Г-465131

А.Н. Пашков, О.В. Мячина, Л.Г. Величко

Оценка сплоченности в учебных группах студентов стоматологического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Аннотация

В статье приведены данные по изучению сплоченности у 115 студентов стоматологического факультета ВГМУ В ходе исследования выявлено, что студенты имеют высокую и среднюю благоприятность психологического климата. 99 из них отмечают средний уровень групповой сплоченности, а у 16 выявлен низкий уровень данного показателя. Для улучшения учебного процесса и межличностных отношений эти результаты необходимо учитывать при формировании групп.

| Ключевые слова: групповая сплоченность, психологический климат, студенты.

A.N. Pashkov, O.V. Myachina, L.G. Velichko

Cohesion assessment of student groups from the faculty of dentistry

at Burdenko Voronezh State Medical University

Abstract

The article presents data on the study of the cohesion of 115 students from the faculty of dentistry at Burdenko Voronezh State Medical University. The study revealed that students have high and medium favorable psychological climate. 99 of them have the average level of group cohesion, and 16 revealed a low level of this indicator. To improve the educational process and interpersonal relations, these results must be taken into account when forming groups.

| Keywords: group cohesion, psychological climate, students.

А ктуальность. Сплоченность группы имеет /I важное значение в процессе обучения, явля-.А. А ется одной из основных характеристик студенческого коллектива. Особенно это актуально для студентов первого курса, которым приходится адаптироваться к учебному процессу, друг другу в группе, новым условиям проживания и быта. Под сплоченностью следует понимать схожесть представлений од-ногруппников в убеждениях, стремлении к взаимным межличностным отношениям и в единстве практической деятельности. Факторов, влияющих на групповую сплоченность, очень много. Среди них общие интересы и приоритеты, престижность избранной профессии, взаимозависимость и т. п. По своей направленности сплоченность коллектива может быть как поло-

жительной, т.е. ориентированной на достижение цели и задач его учебной или трудовой деятельности, так и отрицательной, направленной на достижение иных целей, противоречащих общественным. С течением времени атмосфера в коллективе может меняться, поэтому сплоченность студентов является очень важным фактором, дающим возможность лучше учиться и поддерживать общение в коллективе на уровне доверительных отношений. Общий эмоциональный настрой, возникающий в группе в процессе совместного обучения и общения, формирует психологический климат, который при благоприятном варианте проявляется оптимистическим настроем, радостью общения, доверием, чувством комфорта и взаимной поддержкой у студентов [2, с. 128].

Психология

Целью исследования явилось изучение сплоченности в учебных группах 1 курса стоматологического факультета ВГМУ выявление группы с наиболее благоприятным психологическим климатом для совместной учебы.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты 1 курса стоматологического факультета. Это 115 человек в возрасте от 17 до 21 года, распределенные деканатом в 7 групп. Участникам было предложено ответить на 2 теста, включающие 23 взаимодополняющие друг друга вопросы для большей достоверности ответов [1, с. 243; 3, с. 126].

Первый тест, изучающий психологический климат в группе, представляет из себя опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. В левой колонке - варианты, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой - их антипод каждого суждения. Оценивание проводилось по 5 бальной шкале. Итоговые показатели психологического климата суммировались.

- высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов;

- средней благоприятности - 31-41 балл;

- незначительной благоприятности - 20-30 баллов;

- показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

Второй тест на оценку сплоченности группы включал 8 психологических характеристик. Тестируемые выбирали одно из трех предлагаемых утверждений, которое, по их мнению, отражает состояние группы. Результаты сплоченности оценивались в баллах по 100-бальной шкале.

Высокий уровень групповой сплоченности - 76100 баллов.

Средний уровень групповой сплоченности - 4675 баллов.

Низкий уровень групповой сплоченности - 3045 баллов.

Критический уровень групповой сплоченности -ниже 30 баллов.

Результаты исследования. Согласно полученным данным в 1 группе (С-101) из 17 опрошенных студентов 15 имели показатели психологического климата от 31 до 65, что соответствует высокому или среднему значению. Только 2 студента отмечали неблагоприятный психологический климат и имели показатели менее 30 баллов. Средний результат группы - 49,64 балла говорит о высоком уровне психологического климата. Во втором тесте 15 тестируемых имели высокий или средний уровень групповой сплоченности, что соответствует 46-100 баллам, в то время как низкий уровень (0-45 баллов) имели только 2 студента (что полностью подтверждает результаты 1 тестирования). Средний результат группы - 68,82, что говорит о средней сплоченности коллектива. В своих ответах студенты с низкими показателями сплоченности и психологического климата отмечали, что чувствуют себя одинокими среди остальных участников коллектива.

В ходе первого тестирования во 2ой группе (С-102) было выявлено отсутствие отрицательных результатов: 100% участников имели показатели, соответствующие высокому или среднему уровню. Общий итог по группе - 44,64, что свидетельствует о высокой благоприятности психологического климата. По результатам второго теста отмечено, что 14 из 17 студентов имели высокий или средний уровень сплоченности, что соответствует 46-100 баллам. А 3 из 17 опрошенных недовольны сплоченностью группы и имеют низкий или критический уровень (0-45 баллов). Средний результат - 59,86 - что говорит о среднем уровень групповой сплоченности. Трое участников тестирования, имеющие низкий уровень сплоченности, в своих ответах сходились на мнении, что в группе проявляется безразличие к эмоциональному общению. Можно сделать вывод, что им не хватает внимания в коллективе.

По результатам исследования 3 группы (С-103) все участвующие (100%) считали, что в группе высокий или средний уровень благоприятности психологического климата, что соответствует 31-65 баллам. Средний результат - 43,05 - высокая благоприятность. Однако во втором тесте 9 участников имели низкий или критический уровень групповой сплоченности, что соответствует 0-45 баллам. Остальные 8 участников имели высокий или средний уровень данного показателя (46-100 баллов). Полученное среднее значение -40,47 - свидетельствует о низком уровне групповой сплоченности. Причем студенты первой подгруппы (9 человек) по результатам тестирования отмечали, что «в случае неприятностей пытаются свалить вину друг на друга или найдут виноватого», а «нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают их отношения».

Из 16 опрошенных 4 группы (С-104) 15 студентов имели показатели психологического климата от 31 до 64, что соответствует среднему или высокому уровню психологического климата, и лишь 1 студент отмечал незначительную благоприятность климата. Средний результат группы - 38,35 - средняя благоприятность психологического климата. Во втором тестировании 12 студентов имели высокий уровень групповой сплоченности (46-100 баллов), в то время как у 4 студентов этот показатель находился на низком или критическом уровне, что соответствует 0-30 баллам. Средний результат - 55,22 - средний уровень групповой сплоченности. Проанализировав ответы в группе С-104, мы пришли к выводу, что «их староста - лидер, полностью справляется со своими обязанностями и активно участвует в жизни группы. Но есть также студенты, способности и интересы которых еще не раскрыты».

Проведя тестирование в 5 группе (С-105) мы увидели, что 100% опрошенных имели средний или высокий уровень психологического климата. Средний результат группы - 47,43 говорит о высоком уровне психологического климата. Во втором тесте 10 участников имели средний или высокий уровень групповой сплоченности, что соответствует 46-100 баллам. Остальные 6 студен-

46

Интерактивная наука | 11 (21) • 2017

Psychology

Баллы

20 0

Группы

—♦—Психологический климат -"-Сплоченность группы Рис. 1. Групповая сплоченность

тов имели низкий или критический уровень этого показателя, что соответствует 0-45 баллам. Среднее значение - 57,95 - средний уровень групповой сплоченности. Самым волнующим вопросом в тестировании было утверждение о дружбе в данной группе. Большинство опрошенных считали, что «в основном студенты дружат отдельными группами, общего для всех не получается».

По данным 1-го тестирования 6 группы (С-106) из 16 опрошенных 15 имели средний или высокий уровень психологического климата, в то время как 1 - низкий уровень данного показателя, что соответствует 0-30 баллам. Среднее значение - 47,52 - высокая благоприятность психологического климата. По результатам 2 тестирования 10 участников имели показатели психологического климата от 46 до 100, что соответствует среднему или высокому уровню групповой сплоченности. Оставшиеся 6 участников согласно полученным данным имели низкий или критический уровень групповой сплоченности. Средний результат - 50,22 - говорит о среднем уровне групповой сплоченности. В 106-С группе большинство участников на вопрос «Отношение к старосте» отвечали либо нейтральное, либо «староста не справляется с управлением коллективом».

По данным первого тестирования в 7 группе (С-107) 100% опрошенных имели средний или высокий уровень психологиче-

ского климата, что соответствует 31-65 баллам. Средний результат -47,52. Во втором тесте 11 участников имели показатели психологического климата 46-100 баллов, что соответствует высокому или среднему уровню групповой сплоченности. Остальные 5 участников имели низкий или критический уровень изучаемого показателя, что соответствует 0-45 баллам. Средний результат - 53,81 - средний уровень групповой сплоченности. 5 участников тестирования, имеющие низкий уровень групповой сплоченности, отметили, что некоторые из них «хотели бы поменять группу».

Заключение 1. Проведенное нами двойное тестирование дополняет друг друга, так как полученные в ходе него результаты схожи, причем исследование групповой сплоченности оказалось более информативным.

2. Выявлено, что 6 групп (99 человек) из 7 (115 человек) имеют высокую благоприятность психологического климата, в одной группе (С-104) отмечена его средняя благоприятность. Результаты представлены на рисунке 1.

3. В результате исследования сплоченности студенческого коллектива было выявлено, что 6 групп из 7 имеют средний уровень групповой сплоченности, и лишь одна (С-103) - низкий уровень данного показателя.

4. На наш взгляд при формировании групп следует обратить внимание на переживания студентов, связанные со студенческой жизнью, потому что положительный психологический климат и высокий уровень групповой сплоченности благоприятно воздействуют не только на межличностные отношения обучающихся, но и влияют на улучшение учебного процесса.

Литература

1. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

2. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 553 с.

3. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 338 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.