Научная статья на тему 'Оценка современного состояния коррупции в России'

Оценка современного состояния коррупции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5958
841
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / КОРРУМПИРОВАННО СТЬ / KORRUPTSIYA / NATSIONAL'NAYA BEZOPASNOST' / EKONOMICHESKAYA BEZOPASNOST' / INDEKS VOSPRIYATIYA KORRUPTSII / KORRUMPIROVANNOST'

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купрещенко Н.П., Федотова Е.А.

Статья посвящена анализу причин и оценке современного состояния уровня коррупции и негативным последствиям для экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of current state of corruption in Russia

Stat’ya posvyashchena analizu prichin i otsenke sovremennogo sostoyaniya urovnya korruptsii i negativnym posledstviyam dlya ekonomicheskogo razvitiya Rossii.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния коррупции в России»

УДК 33 ББК 65

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

НИКОЛАЙ ПИМАНОВИЧ КУПРЕЩЕНКО

начальник кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

E-mail: kuper52@mail.ru ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА ФЕДОТОВА доцент кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

кандидат экономических наук Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) E-mail: elena.fedotova.25@inbox.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена анализу причин и оценке современного состояния уровня коррупции и негативным последствиям для экономического развития России.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, экономическая безопасность, индекс восприятия коррупции, коррумпированность.

Annotation. Stat'ya posvyashchena analizu prichin i otsenke sovremennogo sostoyaniya urovnya korruptsii i negativnym posledstviyam dlya ekonomicheskogo razvitiya Rossii.

Keywords: korruptsiya, natsional'naya bezopasnost', ekonomicheskaya bezopasnost', indeks vospriyatiya korruptsii, korrumpirovannost'.

В современной России, не смотря на предпринимаемые государством меры, коррупция остаётся общегосударственным негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, ослабляющим экономику и, в конечном итоге, создающим угрозу национальной, в том числе и экономической безопасности страны. Так, по некоторым данным коррупция обходится стране ежегодно в 6-7% от валового внутреннего продукта, что повышает риск прекращения экономического роста страны (ущерб составляет около 7 трлн. рублей).

Коррупция превратилась в системную проблему. Сущность коррупции состоит в слиянии криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Основным механизмом — формирование сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.

Коррупция стала методом проникновения организованной экономической преступности в государственные и общественные органы с целью преобразования и нейтрализации их властных возможностей в ходе борьбы с данным видом преступности.

В настоящее время к сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

• таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров, в том числе в соответствии с современными санкциями; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

• медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;

• автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о

прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

• судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;

• налоговые органы: не взимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

• правоохранительные органы: возбуждение, фальсификация и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

• контроль за соблюдением условий лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности;

• выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

• получение кредитов;

• получение экспортных квот;

• строительство и ремонт за счет бюджетных

Как и прежде, страны мира ранжируются по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Организация рассматривает все возможные формы коррупционной деятельности, включая взятки чиновникам и их участие в распределении прибылей от выполнения государственных заказов, незаконное или недобросовестное использование бюджетных средств.

средств;

• нотариальное удостоверение сделок;

• надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

• освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

• поступление в государственные и частные высшие учебные заведения;

• государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

• поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;

• прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;

• формирование партийных избирательных списков и т.п.

По оценке Международного движения по противодействию коррупции Transparency International, которое опубликовало 3 декабря 2014 года юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции (ИВК), в 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место в рейтинге, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном (таблица 1)1.

Таблица 1.

При составлении рейтинга оценивается также и эффективность антикоррупционных мер, проводимых властями. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности

Индекс восприятия коррупции Transparency International. The Corruption Perceptions Index 2014.

Место Страна / Территория Индекс 2014 Индекс 2013 Индекс 2012

1 Дания 92 91 90

2 Новая Зеландия 91 91 90

3 Финляндия 89 89 90

4 Швеция 87 89 88

5 Норвегия 86 86 85

136 Камерун 27 25 26

136 Иран 27 25 28

136 Кыргызстан 27 24 24

136 Ливан 27 28 30

136 Нигерия 27 25 27

136 Россия 27 28 28

172 Афганистан 12 8 8

результатов Индекса для каждой страны.

Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК). Место России в ИВК сохраняется практически неизменным на протяжении последних лет, причиной чему является:

1. Стагнация коррупционных дел. Несмотря на работу профильных государственных институтов, расследования крупных коррупционных дел национального и международного уровня не дают необходимого результата. Например, ничего не происходит с делами Daimler, российского представительства Hewlett-Packard и медицинской компании Bio-Rad Laboratories, подкупавшей российских чиновников.

2. Торможение международного антикоррупционного сотрудничества. Раз за разом Россия оказывается неспособной защитить свои национальные интересы, призвав к ответственности очередного сбежавшего за границу чиновника, который спокойно пользуется незаконно нажитым капиталом. Конвенция ООН против коррупции и другие соглашения предусматривают ряд инструментов для пресечения таких ситуаций. Пересекающие границу родной страны чиновники не должны превращаться в частных лиц, которые могут использовать незаконно полученные активы за рубежом.

3. Несрабатывание декларирования конфликта интересов. В прошедшем году мы много раз видели, как должностные лица «забывали» задекларировать свою аффилированность с коммерческими структурами. Угроза увольнения в связи с утратой доверия не может остановить чиновников, создающих условия максимального благоприятствования для бизнес-структур своих друзей и родственников.

4. Продолжение давления на некоммерческие организации и независимые СМИ. Государство опасно близко подошло к черте, за которой стремление обезопасить российских граждан от иностранного влияния через некоммерческие организации превращается в охоту на ведьм. Закон, ограничивающий долю иностранцев в СМИ, приравнивание блогеров к журналистам и запрет на рекламу на каналах кабельного телевидения вряд ли сильно помогут расширению спектра средств массовой информации, освещающих проблему коррупции и проводящих независимые журналистские расследования.

5. Непрозрачность крупных проектов. Реализация крупных национальных и инфраструктурных проектов — выбор подрядчиков, налоговые льготы, бюджетные субсидии, непрозрачное назначение единственного поставщика — вызывает множество вопросов. Такая ситуация не только негативно влияет на экономическую составляющую больших проектов, но и создаёт фон со-

циального недоверия к заявленным целям.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабы коррупции стали одним из главных и общепринятых тезисов. Более 60% респондентов в социологических опросах считают, что Россия может быть отнесена к числу коррумпированных государств. В опубликованном независимом годовом докладе Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» общее количество обращений на коррупцию с 14 января 2013 года по 31 августа 2014 года составило 9925. Таблица № 2 содержит информацию об уровне коррупции согласно количеству полученных жалоб на коррупцию из различных регионов2.

Средний размер взятки в России составил около 5600 долларов США или примерно 218 400 рублей.

Специалисты приемной «Чистые руки» при расчетах исходили из разделения общего числа обращений на отдельные виды коррупции: предпринимателей, взаимодействия обычных граждан с чиновниками при уголовном, административном и гражданском производстве, жалобы на бытовую коррупцию. В расчетах использовалось общее количество обращений, средний размер взятки в отдельных группах согласно информации, полученной из обращений, и их процентное соотношение.

В настоящем докладе «Чистые руки» также отражено процентное соотношение жалоб на коррупцию в различных органах государственной власти (Таблица №. 3)

Специалисты приемной отмечают уменьшение среднего размера взятки в России по сравнению с 2012 годом, когда средний размер взятки составлял 300 000 рублей, таким образом, средний размер взятки в 2014 году уменьшился на 27,2%. При расчете коррупционного оборота исходили из данных ВВП на август 2014 года, из общего уровня коррупции в различных сферах, а также среднего размера взятки за отчетный период: около 46% ВВП находятся в коррупционной тени, согласно оценкам специалистов. Специалисты обозначают снижение коррупционного оборота по сравнению с данными 2012 года, когда коррупционный оборот был зафиксирован на уровне 52,6% ВВП. Также отмечается, что снижение коррупционного оборота связано с двумя факторами:

• ростом внутреннего валового продукта в России;

• уменьшением среднего размера взятки с 300 000 рублей до 218 400 рублей.

Следовательно, коррупционный ВВП в 2014 году уменьшился на 6,6% по сравнению с 2012 годом.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам экономической безопасности страны.

Таблица № 3.

Уровень коррупции в различных органах государственной власти

Таблица № 2.

Уровень коррупции согласно количеству полученных жалоб на коррупцию из различных регионов

№ Регион Уровень коррупции в %

1 Москва 34,2%

2 Московская область 17, 3%

3 Приморский край 4,8%

4 Ростовская область 3,6%

5 Краснодарский край, Белгородская область По 3,2% каждый регион соответственно

6 Ленинградская область 2,8%

7 Ставропольский край, Тюменская область По 1,6% каждый регион соответственно

8 Оренбургская область, Архангельская область, Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Ульяновская область, Самарская область, Курская область, Калининградская область По 1,2% каждый регион соответственно

9 Смоленская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Рязанская область, Челябинская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Астраханская область, Республика Башкортостан, Вологодская область, Республика Чечня 0,8%

10 Остальные регионы 12.9%

№ Название органа государственной власти Уровень коррупции в %

1 Судебная система 28,5%

2 Полиция 20,4%

3 Прокуратура 17,4%

4 Следственный комитет 15,7%

5 Органы региональной власти и местного самоуправления 7,1%

6 Федеральная служба исполнения наказаний 5%

7 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков 1,4%

8 Федеральная служба безопасности 0,71%

9 Минобороны РФ 0,71%

10 Федеральная налоговая служба 0,5%

11 Федеральная таможенная служба 0,35%

12 Федеральная миграционная служба 0,35%

13 МЧС 0,17%

14 ЦИК 0,17%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Иные 1,54%

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

• расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

• расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом;

• государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;

• нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей свободной конкуренции, замедление появления эффективных частных собственников, в первую очередь, из-за нарушений в ходе приватизации;

• неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны; препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

• повышаются цены за счет коррупционных

«накладных расходов». В итоге страдает потребитель;

• у агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры;

• ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

• отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития и т.п.

Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы: В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

• закрепляется и увеличивается резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения;

• коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

• дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;

• коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности, которая, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег;

• увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране;

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

• происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок.

• уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставятся

под угрозу любые благие начинания власти;

• профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов;

• увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией;

• падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции и т.п.

Следует подчеркнуть, что экономические последствия коррупции гораздо шире и глубже, чем просто величина взяток, — это цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам — чиновникам или политикам. Более того, реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований. В то же время масштаб ущерба, наносимого России коррупцией, поддается денежному исчислению, конечно, приблизительному.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, потери от ненадлежащего исполнения бюджета (оно возможно из-за слабого контроля за коррупционным поведением) составили в 2012 — 2013г. десятки миллиардов рублей.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законность и законопослушание всех, включая органы государственной власти. В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне.

Коррупция на сегодняшний день является одним из основных источников неэффективности системы управления и социально-экономического развития государства. Несмотря на успехи в экономическом развитии последних лет, России не удаётся справиться с коррупцией. Все количественные индикаторы, построенные как отечественными, так и иностранными исследователями, свидетельствуют либо о росте коррупции, либо о стабильности.

Рис. 1. Структура ущерба от коррупции по сферам жизнедеятельности России, 2013 г.

Подводя итог анализу, можно сказать, что коррупция в наши дни стала почти таким же глобальным вызовом, как и терроризм.

Президент Российской Федерации В.В. Путин указывает, что «только репрессивными методами коррупцию не победить, поэтому борьба должна быть многоплановая, где воспитательный компонент сочетается с созданием экономических условий и инструментов, которые бы искореняли вот эту беду»3.

Комплексный подход к противодействию коррупции только продолжает формироваться, ведется борьба главным образом с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся часто без учета отраслевой и региональной специфики и зарубежного опыта.

1 http://www.transparency.org.ru/

2 http://www.rusadvocat.com/node/39

3 Путин В.В. http://www.rosbalt.ru/main/2012/08/07/1019960.html.

Литература:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.;

2. Указ Президента Российской Федерации № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 2 апреля 2013 г.;

3. Указ Президента Российской Федерации № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13 марта 2012 г.;

4. Указ Президента Российской Федерации № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы» от 11 апреля 2014 г.;

5. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности го-

сударственных служащих. Учебное пособие. — М.: Ев-роп. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2011 г. — 276 с.

6. Богунов С. С. Коррупция в современной России: политологический анализ. Дис. ... канд. полит. наук. — М., 2012 г.

7. Гарипов И.М., Кабанов П.А. Виктимология коррупции. Учебная программа курса // Следователь. — М., 2012. — № 1. — С. 11-14. 32. Правовые средства противодействия коррупции / Отв.ред.: Н.А. Власенко. Научно-практическое пособие. — М.: ИД «Юриспруденция», 2012 г. — 344 с.

8. Гарипов И.М., Кабанов П.А. Виктимология коррупции. Учебная программа курса // Следователь. — М., 2012. — № 1. — С. 11-14. 32. Правовые средства противодействия коррупции / Отв.ред.: Н.А. Власенко. Научно-практическое пособие. — М.: ИД «Юриспруденция», 2012 г. — 344 с.

9. Купрещенко Н.П. Противодействие коррупции как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России//Вестник Московского университета МВД России. 2014. №4.

10. Кудашкин А. В. Комментарий к Федеральному Закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». — М., 2011 г. — 202 с.

11. Заседание совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. М.: 2000-2014г. URL: http://www.kremlin. ru/council/12/news/19516.

12. Сафронова О.В. Коррупция угрожает национальным интересам России [Электронный ресурс]. URL: http://www.stopcorruption.ru. (дата обращения: 25.01.2015).

13. http://www.rosbalt.ru/main/2012/08/07/1019960.html.

14. http://www.rusadvocat.com/node/39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.