Научная статья на тему 'Коррупционные аспекты развития современной Российской экономики'

Коррупционные аспекты развития современной Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / БИЗНЕС / CORRUPTION / NATIONAL SAFETY / ECONOMIC DEVEL-OPMENT / ECONOMIC CRISIS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафьев В. А.

В статье рассмотрены специфические проявления коррупциогенности в российском об-ществе и влияние коррупции на экономическое развитие современной России. Выявлены общецивилизационные и национальные черты коррупционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CURRENT RUSSIAN ECONOMY

In this article, both specific displays of the corruptogenicity in the Russian society and corruption effect on the economic de-velopment of present-day Russia are considered. The common-civilization and national features of corruption processes are re-vealed.

Текст научной работы на тему «Коррупционные аспекты развития современной Российской экономики»

КОРРУПЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В. А. АСТАФЬЕВ

В статье рассмотрены специфические проявления коррупциогенности в российском обществе и влияние коррупции на экономическое развитие современной России. Выявлены общецивилизационные и национальные черты коррупционных процессов.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, экономическое развитие, экономический кризис, бизнес.

Коррупция является глобальным и многомерным проявлением мирового экономического и социально-политического развития, отражает тенденции макро- и микроэкономических процессов современной цивилизации. В статье рассмотрены специфические проявления коррупциогенности в российском обществе и влияние коррупции на экономическое состояние современной России.

В России количество компаний, связанных с политическими структурами, доходит до «ошеломляющего» уровня в 80 %. Уже мало кого удивляет информация, в которой Россию упрекают в чрезмерной коррумпированности. Впрочем это социально-экономическая проблема поразила экономику не только нашей страны, но и широко распространилась по всему миру. Суммы, которые переходят от предпринимателей чиновникам и политикам в виде взяток, исчисляются десятками миллиардов долларов, констатирует международная антикоррупционная организация Transparency International. Так, «в одних только развивающихся странах и странах с переходной экономикой компании, сталкивающиеся с коррумпированными политиками и чиновниками, ежегодно тратят денег на взятки в размере 40 млрд долл.», -отмечается в докладе организации о коррупции в мире в частном секторе за 2009 г. И это составляет до 40 % от объема официальной помощи этим странам. В документе также говорится, что, согласно результатам опросов руководителей международных компаний, половина из них заявляет, что расходы на взятки повышают стоимость производимой ими продукции на 10 % [4].

Почти две пятых опрошенных руководителей признали, что при контакте с государственными учреждениями им предлагалось заплатить взятку.

Более трети респондентов отмечают, что ситуация с коррупцией становится все хуже. Как говорится в материалах отчета, в Великобритании доля фирм, аффилированных с политиками, доходит до 40 %, ну а в России этот показатель поднимается до «ошеломляющего» уровня в 80 %. Отметим, что средний размер взятки чиновника в России составляет около 930 тыс. руб. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции, составленному международной организацией Transparency International, наша страна смогла подняться лишь на одну строчку, показавшись на 146 позиции из 180 возможных. Эту не слишком почетную строчку рейтинга с нашей страной разделили сразу семь государств: Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Тимор-Лесте, Украина и Зимбабве. Объем ежегодного коррупционного рынка в России эксперты организации оценили в 300 млрд долл.

Исследование отражает уровень коррупции в государственном секторе государств на основании опросов экспертов и представителей деловых кругов. Оценка производится по 10-балльной шкале, где оценка 10 означает самый низкий уровень восприятия коррупции. Российский индекс восприятия коррупции (ИВК) в этом году равняется 2,2. При этом в сообщении Transparency International подчеркивается, что организация ранее уже неоднократно заявляла: «сам по себе Индекс восприятия коррупции любой страны ниже 3 баллов является национальным позором». За прошедший год смыть с себя этот позор наша страна не смогла.

Лидером рейтинга в текущем году стала Новая Зеландия - ИВК в этой стране составляет 9,4 балла. «Серебро» досталось Дании (9,3 балла), а третью строчку списка разделили между собой

Сингапур и Швеция, получившие по 9,2 балла. Такой высокий уровень индекса в этих странах свидетельствует о политической стабильности, хорошо развитых и успешно практикуемых процедурах по урегулированию конфликтов интересов, а также о прочных, функционирующих публичных институтах.

В очередной раз наша страна оказалась аутсайдером БРИК - остальные страны из этой четверки в рейтинге расположились значительно выше. Так, Бразилия стала 75, заработав 3,7 балла, Китай занял 79 позицию (3,6 балла), а Индия стала 84 (3,4 балла). Япония и Великобритания в рейтинге разделили 17 строчку с результатом 7,7 балла, за ними следуют США (7,5 балла). У аутсайдера индекса - 2009, Сомали, ИВК равняется 1,1 балла. Кроме того, крайне невысокий результат показали Афганистан (1,3 балла), Мьянма (1,4 балла), а также Судан и Ирак, получившие по 1,5 балла [4].

На «откаты» и другие похожие расходы может пойти минимум 500 млрд долл. из пятитрил-лионного пакета антикризисных мер, принятых «Большой двадцаткой», посчитали эксперты компании Kroll. При худшем стечении обстоятельств мировая антикризисная программа может недосчитаться и трети. Как минимум десятая часть от 5 трлн долл., выделенных на борьбу с кризисом странами «двадцатки», может пойти на взятки и фальсификации всевозможных контрактов, считают эксперты. Если осложнения коррупционной болезни будут более тяжелыми, то размах злоупотреблений в финансовой сфере поразит воображение.

Государственные расходы часто становятся мишенью для мошенников, поскольку в самом характере этих проектов - крупные суммы инвестиций в сочетании со сложными процессами закупок - скрыты возможности для коррупции. Объем антикризисных вливаний, о котором было объявлено на саммите лидеров стран «двадцатки», составляет 5 трлн долл. И если взять в расчет оценки Transparency International, то расходы на «откаты» коррупционерам могут составлять 10 % (они приводятся в докладе Kroll) или 500 млрд долл. при достаточно стабильной ситуации в экономике. Но при ее ухудшении «кусок пирога», который достанется коррупционерам, может вырасти в несколько раз. Более жесткая версия размаха коррупции не исключают, что в условиях чрезвычайных ситуаций эта сумма может вырасти до 30 %. Это надо четко осознавать и правительствам и бизнесу, которые должны быть готовы противостоять этой «заразе».

Торговые процессы должны быть максимально прозрачными и этот процесс должен быть под жестким контролем, а за его нарушение должна следовать ответственность. Регуляторы не должны жалеть средств на борьбу с коррупцией [4].

В условиях экономического кризиса масштабы коррупции будут только расти, поскольку объем бюджетных средств, выделяемых на антикризисные программы, увеличивается, а система контроля за их расходованием еще пока не сформирована. Не случайно, по оценкам экспертов, одной из последних «кризисных кормушек» были кредиты МВФ. В среде бизнеса во времена привязки экономики России к кредитам этой международной организации, с нетерпением ожидали прихода в страну очередных траншей. Между оживлением спроса на дорогостоящие товары и услуги и днем «получки» от МВФ отмечалось завидное постоянство. В России в структуре коррупции 40-60 % составляет система откатов. Коррупция проявляется также в системе госзакупок, выделения различных квот. Кроме того, получили широкое распространение случаи отъема банками собственности с использованием инсценировки невыполнения клиентами кредитных обязательств. Вполне очевидно, что проблема коррупционности российских менеджеров связана с отсутствием класса так называемых карьерных чиновников, знакомых с понятием «репутационного» риска [4].

В таких условиях, по справедливому замечанию журналистов, и в Кремле, и в правозащитных кругах практически одинаково оценивают масштабы коррупции в России и вред, причиняемый ею имиджу страны. Представители президентской администрации в борьбе с «вечным злом» возлагают особые надежды на карающую роль правоохранительных органов. Эксперты предупреждают: в условиях кризиса взяточник смелеет и традиционные формы противодействия могут оказаться неэффективными. Уровень коррупции создает серьезную тревогу в российском обществе, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как угроза национальной безопасности. Не случайно в стране принят утвержденный президентом РФ национальный план по противодействию коррупции.

По мнению руководителя фонда «Индем» Г. Сатарова, в условиях финансового кризиса существенно возрастает опасность использования коррупционных схем теми чиновниками, которые привыкли брать взятки. Кризис изменил психологию получателей взяток. В кризисных условиях

чиновник, привыкший получать взятки, чувствует некую неопределенность и стремится максимально активно использовать свой административный ресурс. Вывод эксперта: опасность использования коррупционных схем существенно увеличилась. Таким образом, в кризисных условиях ограничиваются возможности антикоррупционной деятельности. Борьба с коррупцией относится не к авральной, а рутинной, кропотливой работе, тогда как борьба с кризисом предполагает принятие мер аврального характера. В этом плане возможности ограничены. Кроме того, противодействие коррупции в России в условиях кризиса осложнилось из-за увеличения потенциальных возможностей применять коррупционные схемы. Кризис - это возможность «поймать рыбку в мутной воде». И в этих условиях, естественно, не все, но те люди, кто привык применять коррупционные схемы, имеют больше возможностей. Поэтому противодействовать коррупции стало сложнее. С другой стороны, ситуация в борьбе с коррупцией в России отражает общемировую тенденцию и не имеет существенных отличий от того, что происходит на Западе [4].

Согласно сентябрьскому исследованию 2009 г. Doing Business-2010, подготовленному Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (IFC) условия ведения бизнеса в России за год ухудшились. Если в прошлом году наша страна занимала 118 место, то сейчас она откатилась на 120 место среди 183 стран мира, уступив Республике Бангладеш и обогнав Коста-Рику. И даже в Папуа-Новой Гвинее вести бизнес гораздо легче, чем у нас. По части присвоения активов в России сильно распоясались рейдеры, и управы на них практически нет. Не так давно сам глава Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ А. Бастрыкин признал, что действующие в Российской Федерации законы фактически бессильны перед рейдерскими захватами, в которые вовлечены госчиновники, суды и силовики [4].

Необходимо отметить, что в современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также ряд иных нормативных правовых актов, которые имеют специальное антикоррупционное предназначение. Указанные мероприятия образовали стратегическую линию государственной по-

литики в сфере противодействия коррупции в необходимом ресурсном обеспечении [1].

Экспертиза на коррупциогенность нормотворчества, разрешение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, декларирование доходов и обязательств имущественного характера государственными служащими и их родственниками образуют такие средства, которые имплементированы в российское законодательство из международных антикоррупционных конвенций, и это обстоятельство во многом обусловливает отсутствие практики их применения в российских условиях [5].

В марте 2009 г. Росфинмониторинг объявил о своем плане антикоррупционных мер, согласно которому банки будут обязаны следить за финансовыми операциями, проведенными чиновниками и депутатами, а также их ближайшими родственниками. Эта мера будет касаться абсолютно всех операций, кроме оплаты коммунальных услуг и мобильной связи. Пакет антикоррупционных законов вступил в силу с 2010 г. Но первыми декларации о доходах обнародовали президент и премьер, указав также доходы жен и детей. Их примеру последовали министры и руководящий состав администрации президента. С текущего года эта практика распространится на всех федеральных госслужащих, включая министров, депутатов, сотрудников Центризбиркома, аудиторов Счетной палаты, глав госкорпораций, а также претендентов на эти должности. По замыслу главы государства подписанные указы, обязывающие чиновников декларировать доходы, должны поставить барьер на пути коррупции.

Пакет указов регламентирует порядок представления госслужащими и членами их семей сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Один из документов определяет обязательный набор сведений о доходах, который должны будут обнародовать чиновники. Это совокупный годовой доход - по основному месту работы и из иных источников; недвижимое имущество - его размер и страна местоположения; транспортные средства.

На сайтах госорганов будет публиковаться лишь этот набор сведений, хотя в кадровые и налоговые службы чиновниками предоставляется более подробная информация, включающая данные о банковских счетах, адрес нахождения недвижимости [2].

Все же научно-практический анализ показателей коррупции, изменяющихся в зависимости от предпринимаемых мер в отношении ее проявлений, исследование механизмов детерминации и

причинности коррупции во всем многообразии ее качественных и количественных характеристик в данном случае отсутствует. Между тем все это является не только необходимым условием глубокого познания коррупции, но и имеет важный прикладной аспект.

Безусловно, на федеральном уровне главная роль в деле борьбы с коррупцией принадлежит Президенту РФ. В круг его полномочий входит не только определение основных направлений государственной политики в данной области, но и принятие подзаконных нормативных актов, содержащих конкретные меры по противодействию коррупции. Другими органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются внутренние антикоррупционные программы. Сегодня антикоррупционной работой занимаются и органы исполнительной власти субъектов РФ. Это выражается в принятии соответствующих программ по противодействию коррупции и образовании советов при главах регионов по борьбе с коррупцией. В некоторых субъектах РФ уже приняты и действуют законы о борьбе с коррупцией. К их числу относятся Нижегородская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Тульская область и т. д. [3].

В настоящее время противодействие коррупции осуществляется при участии всех ветвей и органов власти. Прерогативой органов исполнительной власти является возможность использования административно-правовых форм, методов и способов антикоррупционной борьбы. Их применение закрепляется в соответствующих административно-правовых нормативных актах: указах, постановлениях, распоряжениях, приказах, положениях и т. д.

Противодействие коррупции представляет собой непрерывный процесс. На протяжении многих лет в России можно было наблюдать объявление целой череды антикоррупционных кам-

паний. Однако реальных результатов от этих действий было крайне мало. Сегодня общая ситуация в деле борьбы с коррупцией стала меняться в лучшую сторону. Все проводимые мероприятия по противодействию коррупции и коррупционным правонарушениям в дальнейшем позволят достичь вполне определенных положительных результатов во всех сферах жизни общества и государства, в том числе темпах экономического развития современной России.

Литература

1. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: монограф. М., 2009.

2. Криминальная экономика-2009. Обзор результатов последних исследований о состоянии криминальной экономики в условиях кризиса. URL: http:// notheft.ru

3. Поляков М. М. Административно-правовые способы предупреждения коррупции в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. М., 2009.

4. URL: http://www.interfax.ru

5. URL: http://www.kremlin.ru

* * *

CORRUPTION ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CURRENT RUSSIAN ECONOMY

V. A. Astafyev

In this article, both specific displays of the corruptogenicity in the Russian society and corruption effect on the economic development of present-day Russia are considered. The common-civilization and national features of corruption processes are revealed.

Key words: corruption, national safety, economic development, economic crisis, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.