ОЦЕНКА СОВОКУПНОЙ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫСОКОДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ
М.А. Хамурадов
Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-160-162
Аннотация. В статье проводится исследование бюджетной обеспеченности регионов РФ, проводится краткий обзор понятия бюджетной обеспеченности, опирающийся на исследования отечественных и зарубежных ученых. На основании проведенного исследования сформулировано и определено понятие бюджетной обеспеченности. Проведено исследование по анализу высокодотационных регионов страны за последние годы, на основании чего, выявлены ряд особенностей развития высокодотационных регионов.
Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, дотации, социально-экономические системы.
Эффективное развитие региональных социально-экономических систем невозможно без обеспечения бюджетной устойчивости и бюджетной самодостаточности, что понимается как способность региональных финансовых органов в полной мере покрывать расходные обязательства региона доходными источниками на протяжении продолжительного периода времени.
Целью данного научного исследования является раскрытие сущности понятия бюджетной самодостаточности и проведение исследования по анализу бюджетной самодостаточности региональных финансовых систем страны.
Материал и методы исследования. В
нашей научной работе мы опираемся на исследования ряда ученых [4], занимавшихся данной проблематикой, а также государственными статистическими данными, на основании которых сделаны соответствующие выводы. В научном исследовании использованы методы анализа и синтеза, метод статистического сбора и наблюдения.
Результаты исследования. Для российской научной литературы свойственны несколько иные подходы к идентификации бюджетной устойчивости в целом и устойчивости бюджетов субъектов, в частности. Не углубляясь в теоретические дискуссии ученых по поводу формулирования бюджетной устойчивости, следует отметить, что значительный вклад в исследование бюджетной устойчивости России и ее регионов внесли В.В. Климанов, А.А. Михайлова и
Е.Н. Тимушев. Авторы оценивают бюджетную макроустойчивость с точки зрения долговой устойчивости на приемлемом уровне за счет низкой долговой нагрузки федерального центра, однако основной акцент необходимо сместить на региональный уровень в обеспечении бюджетной устойчивости, поскольку основные риски концентрируются в субъектах страны. Также отмечается, что бюджетная устойчивость должна интерпретироваться более широко, нежели быть ограниченной долговыми аспектами ее определения и оценивания [2]. В своих трудах, авторы предлагают теорию устойчивости региональных экономических систем с привязкой к такому понятию как «региональная резилиентность», которое употребляется в географических и психологических науках, а также частично в экономике и пространственном территориальном развитии, что характеризует устойчивость регионов в долгосрочной перспективе с учетом влияния различных факторов и должно способствовать разработке на этой основе стратегий развития мезо- и макроуровней национальной экономики [3].
Особенно остро вопросы достижения бюджетной устойчивости регионов России встают в отношении высокодотационных бюджетов субнационального уровня, которые имеют определенную специфику формирования доходной базы и распространенные трактовки бюджетной устойчивости, с точки зрения выполнения обязательств перед кредиторами для них не свойственны. Бюджетная устойчивость высокодотационных бюджетов сводится
в целом к способности финансировать расходы и тому, как эффективно такие регионы снижают уровень своей трансфертной зависимости перед федеральным бюджетом [1]. Для данной группы бюджетов отличительной особенностью является низкая долговая нагрузка - следствие низкой доходной базы за счет собственных внутренних доходных источников, за исключением безвозмездной помощи, что делает их непривлекательными заемщиками с точки зрения кредиторов.
Наиболее полное определение бюджетной устойчивости региона можно представить в трактовке Е. Хилла и Н. Виала, которая выглядит следующим образом - равновесное финансовое состояние территории между динамичным развитием человеческого общества и эффективной эксплуатацией имеющихся ресурсов, позволяющее в случае наступления негативных рисков возвращать данное состояние с минимальными финансовыми потерями. В представленном определении важно акцентировать внимание на такое свойство как равновесность между обеспечением поступательного развития общества на определенной территории и рациональным использованием имеющегося потенциала, что в конечном итоге приведет к такому финансовому состоянию, что будет обеспечивать возможность возврата к стабильности без значительных финансовых потерь. К сожалению, не все
Половина региональных бюджетов имеет уровень дотационности ниже 10%, количество самообеспеченных регионов составляет в среднем 9 субъектов за последние 5 лет, а наибольшая дотационность прослеживается в 6 субъектах страны. За рассматриваемый период 2017-2021 гг. достаточно трудно определить тренд по тому или иному типу региона, поскольку отсутствует линейность динамики
субъекты России могут эффективно и рационально использовать свой экономический и природный потенциал, что и приводит к внутрирегиональным дисбалансам между доходами и расходами, а также к росту дифференциации социально-экономического и бюджетного развития субнационального уровня.
Автором данной статьи был сделан вывод, что дотационность, как бюджетное явление, отражающее степень неустойчивости бюджетной системы, развивалась и усиливалась по причине недостаточной эффективности существующего механизма выравнивания бюджетной обеспеченности в отношении тех регионов, которые отличаются высокой степенью дотационной зависимости от федерального центра. Учитывая объемы трансфертных вливаний в высокодотационные бюджеты субъектов России, за последние 15 лет их социально-экономический облик не претерпел существенных положительных изменений.
В течение последних 20 лет, бюджетно-финансовая картина бюджетной системы России претерпела значительные изменения. Однако постоянством отличается группа региональных бюджетов, чья зависимость от дотаций значительно контрастирует с общероссийскими значениями и сопредельными регионами.
показателей. Исключение составляет тип среднедотационного регионального бюджета, количество которых сокращается за последние 5 лет.
Исходя из данных таблицы 2, динамика уровня зависимости рассматриваемой категории бюджетов субъектов от межбюджетных трансфертов не соответствует траектории уровня дотационности за тот же период.
Таблица 1. Типологизация региональных бюджетов России за период 2017-2021 гг. [4]
Тип регионального бюджета Удельный вес дотаций в объеме собственных доходов бюджета 2017 2018 2019 2020 2021
Самообеспеченный 0% 13 3 12 6 13
Низкодотационный <10% 33 38 32 26 36
Умереннодотационный 10-25% 24 26 26 40 24
Среднедотационный 25-40% 10 12 9 8 8
Высокодотационный >40% 6 7 7 6 5
Талица 2. Динамика дотационности региональных бюджетов России за период 2017-
2021 гг. [41
Регион Доля дотаций в собственных доходах консолидированного бюджета региона, %
2017 2018 2019 2020 2021 Среднее значение дотационности
Камчатский край 52 49 42 43 39 45
Республика Алтай 58 54 47 40 35 46,8
Республика Ингушетия 50 50 58 43 40 48,2
Республика Дагестан 56 56 55 48 45 52
Чеченская Республика 61 65 57 47 42 54,4
Республика Тыва 63 65 58 47 45 55,6
При поверхностном рассмотрении высокодотационных бюджетов субъектов России и их особенностей, возникает мнение, что трансфертные потоки решают проблемы недостатка финансовых средств для обеспечения всех расходных обязательств, особенно в условиях такой высокой социо-ориентированности. Однако, как показывает подушевое бюджетирование, половина из анализируемых региональных бюджетов не
ходов на душу населения региона, что говорит о наличии нерешенных проблем в доходном обеспечении расходных обязательств.
Выводы. исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что проводимая на федеральном уровне бюджетная политика не приводит к каким-либо существенным позитивным сдвигам в вопросе самодостаточности регионов с высокими бюджетными дотациями.
достигает даже средних значений объема рас-
Библиографический список
1. Бюджетно-налоговые инструменты стимулирования рационального и эффективного недропользования, развития нефтепереработки и нефтегазохимии: монография / В.В. Понкратов, А.К. Караев, А.И. Мастеров и др. / под редакцией В.В. Понкратова. - Москва; Ижевск: Шелест, 2019. - 234 с.
2. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений // Учет. Анализ. Аудит. - 2016. - № 1. - С. 74-89.
3. Верников, А. Финансовый механизм и экономическое развитие: Теоретические основы // Российский экономический журнал. - 2014. - № 1(2). - С. 182-198.
4. Таштамиров М.Р. Комплексная оценка совокупной бюджетной устойчивости высокодотационных бюджетов субнационального уровня // Финансы и кредит. - 2022. - №10 (826).
ASSESSMENT OF THE OVERALL FISCAL SUSTAINABILITY OF HIGHLY SUBSIDIZED
REGIONS OF THE COUNTRY
M.A. Khazhmuradov
A.A. Kadyrov Chechen State University
(Russia, Grozny)
Abstract. The article examines the budgetary security of the regions of the Russian Federation, provides a brief overview of the concept of budgetary security, based on research by domestic and foreign scientists. Based on the conducted research, the concept of budgetary security is formulated and defined. A study has been conducted on the analysis of high-subsidized regions of the country in recent years, on the basis of which a number of features of the development of high-subsidized regions have been identified.
Keywords: budget security, subsidies, socio-economic systems.