Научная статья на тему 'Оценка совокупного экономического потенциала региона'

Оценка совокупного экономического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА / СОВОКУПНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКИ / АЛГОРИТМ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадаева Раиса Абдул-Хамидовна

В статье представлены результаты исследования вопроса о сущности и содержании понятий: потенциал, ресурсы; экономический потенциал. Предложен алгоритм оценки совокупного экономического потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадаева Раиса Абдул-Хамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка совокупного экономического потенциала региона»

Оценка совокупного экономического потенциала региона An estimate of the total economic potential of the region

Дадаева Раиса Абдул-Хамидовна Соискатель Белостокского государственного университета

Польша

Dadaeva Raisa Abdul-Hamidoune. The applicant Bialystok state University.

Poland.

Краткая аннотация: В статье представлены результаты исследования вопроса о сущности и содержании понятий: потенциал, ресурсы; экономический потенциал. Предложен алгоритм оценки совокупного экономического потенциала региона.

Ключевые слова: Ресурсы, потенциал, оценка, совокупный экономический потенциал, количественная и качественная оценки, алгоритм, Стратегия социально-экономического развития, Республики Северного Кавказа, Северо-Кавказский федеральный округ.

Annotation: the article presents the results of research question about the nature and content of concepts: potential resources; economic potential. An algorithm for estimating the total economic potential of the region.

Keywords: Resources, capacity assessment, the total economic potential, qualitative and quantitative evaluation of the algorithm, the Strategy of socioeconomic development of the Republic of the Northern Caucasus, North Caucasus Federal district.

Термин «потенциал» был введен в экономические исследования в двадцатые годы прошлого века в связи с разработкой проблем комплексной оценки уровня развития производительных сил.

В работах В. Вейца и К. Воблого нашло обоснование понятия потенциала производительных сил, как потенциальной возможности страны

производить материальные блага для удовлетворения потребностей населения. [3;4] Впоследствии С. Струмилин ввел понятие «экономический потенциал», под которым понимал совокупную производственную силу, труд всех трудоспособных членов общества [10].

В.С. Немчинов исследовал «потенциал расширенного производства», который характеризует ресурсные возможности национальной экономики для экономического роста. [8]

В развитии современных представлений о потенциале можно выделить три направления.

Представители первого утверждают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных видов ресурсов. Вторая группа авторов представляет потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства. Ученые третьего направления рассматривают потенциал как способность комплекса ресурсов экономической системы выполнять поставленные перед ней задачи. Потенциал, по их мнению, - это целостное представление о единстве структуры и функции объекта, проявление их взаимосвязи.

Все это свидетельствует, что до сих пор доминирует односторонний подход к экономической сущности потенциала - или как к совокупности ресурсов, или как к способности хозяйственной системы выпускать продукцию, или как к возможности производственных сил достичь определенного эффекта.

Видяпин В.И. в своей работе указывает, что представление о сущности потенциала предопределяет подход к его оценке, измерению и управлению. Рассматривая потенциал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы. [9]

Также Кушлин В.И. [5] в своей работе указывает, что, каждая страна обладает весьма изменчивым и нередко субъективно определяемым потенциалом экономической устойчивости. Автор указывает на необходимость «измеряемости» устойчивого развития.

Необходимо отметить также позицию Кошелева А.Н. в этом вопросе, который в своей работе [7] раскрывает понятие и сущность совокупного экономического потенциала национальной экономики. Автор считает, что главная роль в развитии современной экономики России отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала, под которым понимает совокупную способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Мы совершенно согласны с изложенными позициями указанных выше авторов (Видяпина В.И., Кушлина В.И, Кошелева А.Н. и др.), из характеристики которых следует, что экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Совокупный экономический потенциал (СЭП) находится в прямой зависимости от обобщенной качественной и количественной характеристики объемов и степени использования всех экономических ресурсов, находящихся в распоряжении национальной (или региональной) экономики, и направления их применения для обеспечения устойчивого экономического роста.

Для анализа показателя СЭП необходима оценка состояния экономических ресурсов по количественным и качественным параметрам, динамики развития национальной экономики, отраслевой структуры экономики, вклада отдельных отраслей.

Рис. 1. Алгоритм оценки совокупного экономического потенциала

региона (авт.).

В результате исследования различных подходов к сущности экономического потенциала, мы предлагаем следующую последовательность оценки показателя СЭП региона, схема алгоритма которого представлена на рис. 1.

В соответствии с этой схемой совокупный экономический потенциал (СЭП) предлагается оценивать следующим образом:

1) Определить сумму объемов составляющих ресурсных потенциалов (РП): трудового (ТП); производственного (ПП); природно-сырьевого (ПСП; организационно-управленческого (ОУП); инвестиционного (инновационного) (ИП); финансового (ФП); внешнеэкономического (ВНЭП). Эта сумма будет представлять собой совокупный ресурсный потенциал, который имелся в регионе на данный временной период.

3) Определить сумму расходов (затрат) на изготовление продукции (услуг) по каждой отрасли региона. Эта сумма будет определять те ресурсы, которые были задействованы в отраслях региона и трансформированы в затраты (фактически задействованный ресурсный потенциал).

4) Рассчитать финансовый результат (прибыль или убыток) по каждой отрасли.

5) Оценить эффективность использования ресурсов, рассчитав показатели рентабельности реализованной продукции по каждой отрасли (Roш).

6) Определить сумму отраслевых объемов продукции (услуг) по каждой отрасли, умноженных на их долю (Дош) в общем объеме валового регионального продукта.

7) Оценить степень относительного прироста (или снижения) объема валового регионального продукта за счет каждой отрасли (Прирост ВРП Ош).

Формализованное выражение оценки показателя совокупного экономического потенциала региона (СЭП) представим следующим образом: Количественная оценка:

СЭП = (ТП + ПП + ПСП + ОУП + ИП+ ФП + ВНЭП) + ППриб.ОШ , (1) где: I - вид (номер) отрасли (вида экономической деятельности);

Качественная оценка представляет собой оценку эффективности использования экономического потенциала региона, которая проводится в соответствии со следующим выражением:

ЭФФсэп = □ (Кош* Дотр! + Прирост ВРП отр! ) (2)

Критерием достаточной эффективности использования экономического потенциала региона является его значение, равное или больше единицы.

Рассмотрим состояние и тенденции развития экономики Республик Северного Кавказа (Северо-Кавказского федерального округа).

Северный Кавказ - один из наиболее развитых экономических районов России, обладающий мощным природно-сырьевым потенциалом, разнообразными отраслями промышленности, высокоинтенсивным сельским хозяйством и существенными транспортными коммуникациями. [6]

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки. [1]

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во

внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики. [1]

Анализ показателей социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа за последние годы показывает следующее (табл. 1- 2).

Рост ВРП в СКФО составил 1,2% в 2009 году, 3,5% - в 2010 году, 6,5% - в 2011 году. Согласно предварительным оценочным данным рост ВРП составил 5,57% в 2012 году (с индекс-дефлятором 2012 года к 2011 году на уровне 106,4%).

В 2013 году органами исполнительной власти субъектов СКФО запланирован рост ВРП 7,24% в среднем по СКФО с учётом индекс-дефлятора 2013 года к 2012 году на уровне 106,4%.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику социально-экономического развития СКФО, имеются и проблемные вопросы.

В конце 2012 года темпы роста ВРП субъектов были скорректированы в сторону уменьшения, из представленных сведений органами власти субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, можно сделать вывод, что в 2013 году, по предварительным оценкам, СКФО не достигнет темпа роста ВРП, установленного оптимальным сценарием Стратегии развития.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-

Таблица 1 - Объём ВРП СКФО в текущих основных ценах, млн. руб.1

2008 2009 2010 2011 20122 оценка 20132 оценка

ВВП РФ3 41 276 800,0 38 807 200,0 46308,5 55799,6 62 599,1 66 515,0*

СКФО 728 230,9 786 670,9 887 605,6 1 064 842,8 1 162 566,0 1 326 391,1

рд 216 277,2 257 832,7 285 278,9 327 030,8 362 819,4 418 171,8

РИ 19 172,9 18 953,3 21 536,7 26 112,8 26 590,3 29 735,6

КБР 58 093,4 65 660,1 76 056,5 90 634,8 94 898,7 105 513,3

КЧР 35 714,2 38 584,1 43 324,1 49 605,4 51 913,3 57 906,5

РСОА 57 707,4 64 081,4 74 844,8 85 192,1 101 318,4 111 278,0

4P 66 273,8 64 308,3 69 675,7 86 319,5 83 753,1 95 367,3

CK 274 992,0 277 251,0 316 888,9 399 947,4 441 272,8 508 418,6

План на 2013 г. согласно ФЗ РФ от 03.12.2012 г. N 216-ФЗ http://www.rg.ru/2012/12/07/budget-zakon-dok.html

Таблица 2 - Индексы физического объема ВРП (в постоянных ценах, в % к предыдущему году)

2009 2010 20114 20125 20135

ВВП РФ6 92,2 104,5 104,3 103,4 н/д

СКФО 101,2 103,5 106,5 105,57* 107,24**

РД 108,9 103,6 108,0 104,52 108,43

РИ 87,9 101,9 109,4 102,8 106,90

КБР 104,2 105,5 104,1 104,0 104,30

КЧР 101,0 101,9 105,2 104,5 105,00

РСОА 102,5 106,2 102,9 105,3 105,00

4P 90,3 96,2 106,8 102,1 107,62

CK 97,7 104,5 106,7 105,6 107,30

* с индекс-дефлятором 2012 года к 2011 году 106,4% ** с индекс-дефлятором 2013 года к 2012 году 106,4%

2 Форма 2п, стр, 19 http://www.mezhregWdocs/ekonomika/prognoz-SER-na-2011-15-god forma2P.xlsx 5 Форма 2п, стр. 20 http://www.mezhreg.ru/docs/ekonomika/prognoz-SER-na-2011 -15-god_forma2P.xlsx

Здесь: РД - Республика Дагестан; РИ - Республика Ингушетия; КБР - Кабардино-Балкарская Республика; КЧР- Карачаево - Черкесская Республика; РСОА - Республика Северная Осетия - Алания; ЧР - Чеченская Республика; СК - Ставропольский край.

Ист.: Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа. -Ессентуки: Межрегиональное управление Министерства регионального развития РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, 2013.

Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года. [1]

Согласно Стратегии, рост ВРП в субъектах СКФО должен обеспечить достижение среднероссийских показателей к 2025 году и составлять не менее 7,7% ежегодно.

Структура экономики СКФО постепенно изменяется в процессе реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. В 2010 году доля нерыночного сектора экономики (-1,6%), а также транспорта и связи (-0,6%) сократилась, выросла доля торговли (+0,5%), сельского хозяйства (+0,6%), также выросла доля и промышленности (+0,8%) в валовом региональном продукте (ВРП).

Таким образом, основные макроэкономические показатели в 2012 году в целом выросли в пределах запланированного уровня. По предварительным оценкам рост ВРП СКФО в 2013 году достиг объёма 1326,4 млрд. руб., при плановой величине в Госпрограмме на 2013 год в 1304,3 млрд. руб.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, среднемесячная заработная плата должна вырасти с 9,6 тыс. рублей в 2008 году до 23,8 тыс. рублей в месяц к 2025 году. В целом по СКФО в январе-августе 2013 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника составила 18682 рублей, что составляет 66,7% от среднероссийского показателя 29013 рубля. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года рост зарплаты составил 17,4%, что выше среднероссийского показателя 13%.

Проанализировав показатели социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа за прошедший период, можно сделать следующие выводы о ходе реализации Государственной программы развития Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году: [2]

• основные макроэкономические показатели в 2013 году в целом выросли в пределах запланированного уровня. Рост ВРП СКФО в 2013 году по предварительным оценкам позволит достигнуть объёма 1326,4 млрд.руб., при плановой величине в Госпрограмме на 2013 год в 1304,3 млрд. руб. Таким образом, показатель «Объем валового регионального продукта (ВРП) по СКФО» в 2013 году можно оценить в 101,7%;

• объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по СКФО в 2012 году в целом составил 316,3 млрд. руб., при планируемом объёме 362,5 млрд. руб., для показателя «0.2- Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных)» эффективность составляет 87,3%;

• в 1 полугодии 2013 года объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) в целом по округу составил 99,5 млрд. руб., при планируемом годовом объёме 362,5 млрд. руб.;

• объём налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО РФ в 2013 году составит по предварительным оценкам 129,1 млрд. руб., следовательно, эффективность показателя « Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации СКФО» составляет 96,34%;

• количество малых и средних предприятий в СКФО в расчёте на душу населения составляет в 2013 году 5,42 ед., тогда как Госпрограммой планировалось 5,4 ед.;

• уровень безработицы по методологии МОТ в целом по СКФО в III квартале 2013 года составляет всего 12,7%, тогда как Госпрограммой предусмотрен уровень безработицы 16,7%;

• количество мест для приёма отдыхающих по СКФО в целом пока отстаёт от запланированного: 45130 мест вместо 69592 запланированных Госпрограммой;

• доля населения СКФО с денежными доходами ниже прожиточного минимума по предварительной оценке в 2013 году сократилась до 12,7%, при планируемом значении 14,1%.

Таким образом, общая эффективность реализации Госпрограммы по оценочным данным составляет 92,8%. Значительное сокращение безработицы и сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума позволило «скомпенсировать» недостаточный уровень показателей социальной обеспеченности и демографических показателей, а также недостаточный объём инвестиций.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения.

При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации (Ставропольского края и Республик Северного Кавказа), входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Предложенная методика оценки совокупного экономического потенциала, как методический инструментарий, будет способствовать принятию эффективных финансовых решений по реализации сценария развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года.

Литература:

1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г., №1485-р.

2. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа. - Ессентуки: Межрегиональное управление Министерства регионального развития РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, 2013.

3. Вейц В.И. Основные вопросы принципиальной схемы единой энергетической системы СССР, М.; 1956.

4. Воблый К.Г. Основы экономии страхования. - Киев, 2-ое издание, 1923.

5. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. Кушлина В.И. - М.: РАГС, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. 2-ое изд. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 720 с.

7. Кошелев А.Н. Национальная экономика: курс лекций - М.: Институт экономики и управления Ивана Кушнира, 2008.

8. Немчинов В.С. О соотношениях расширенного воспроизводства // Вопросы экономики. - №10. - 1958.

9. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова.- М. : ИНФРА-М, 2008. - 666 с.

10.Струмилин С.Г. Избранные произведения (тт. 1-8, 1963-1968).

Literature:

1. The strategy of socio-economic development of the North Caucasus Federal district until 2025, approved. by order of the RF Government dated 6 September 2010, No. 1485-R.

2. Socio-economic development of the North Caucasus Federal district. -Essentuki: inter-regional Department of the Ministry of regional development of the Russian Federation in the North Caucasian Federal district, 2013.

3. Weitz C. I. Basic questions of principle scheme of the unified energy system of the USSR, M.; 1956.

4. Wally K., Fundamentals savings insurance. - Kyiv, 2nd edition, 1923.

5. State regulation of the market economy / edited Cullina Century I. - M.: Academy, 2005.

6. Ignatov Century BC, Butov Century. And. South Russia and its regions. 2nd ed. - M.: ICC "March"; Rostov n/D: Publishing center "March", 2007. - 720 C.

7. Koshelev A. N. National economy: lectures - M.: Institute of Economics and management Ivan Kushnir, 2008.

8. The Nemchinov C. C. Of the ratio of expanded reproduction // Questions of economy. No. 10. - 1958.

9. Regional Economics: textbook / Ed. by C. I. Vitamina, M. C. Stepanova.- M. : INFRA-M, 2008. - 666 S.

10. Strumilin C., Selected works (TT 1-8, 1963-1968).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.