Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ / ШКАЛА ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаренкова Людмила Анатольевна, Мищенко Ирина Викторовна, Аношина Татьяна Васильевна

Поступая в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются со множеством вопросов и проблем, которые связаны с трудностями обучения на 1 курсе, в частности, с социальной адаптацией студентов. Студентам приходится приспосабливаться к новым условиям: разнообразию информации, ее объемам, необходимости в том, чтобы рационально планировать свое рабочее время для самостоятельной подготовки, взаимодействию с новым коллективом, не всегда интересной и удовлетворительной познавательной деятельности. Для того, чтобы оценить адаптацию студентов 1 курса на факультете стоматологии в Северном государственном медицинском университете (СГМУ), мы осуществили проведение анкетирования студентов 1 курса, в I семестре, на момент начала учебной деятельности (сентябрь), в количестве 89 человек. Затем провели тестирование с этими же студентами, но уже обучающихся на 2 курсе, III семестра, также на момент начала учебной деятельности (сентябрь), используя тест социально-психологической адаптированности (СПА) К.Роджерса и Р. Даймонда. В итоге, мы получили следующие данные: на начало обучения на 2 курсе к периоду начала учебной деятельности (сентябрю) 70% студентов осуществили адаптацию к новой среде; 85% студентов утверждают, что они находятся в эмоциональном комфорте, а значит, студенты в конкретном коллективе ощущают удовлетворительность ситуации в целом, своей деятельности и своего социального окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN JUNIOR COURSES OF STUDY AT THE UNIVERSITY

When entering a higher educational institution, students are faced with many questions and problems that are associated with the difficulties of studying in the 1st year, in particular, with the social adaptation of students. Students have to adapt to new conditions: a variety of information, its volume, the need to rationally plan their working time for independent training, interaction with a new team, not always interesting and satisfactory cognitive activity. In order to assess the adaptation of 1st year students at the Faculty of Dentistry at the Northern State Medical University (SSMU), we carried out a survey of 1st year students, in the 1st semester, at the time of the start of educational activities (September), in the amount of 89 people. Then they conducted testing with the same students, but already studying in the 2nd year, 3rd semester, also at the time of the beginning of educational activities (September), using the test of social and psychological adaptation (SPA) by K. Rogers and R. Diamond. As a result, we received the following data: at the beginning of the 2nd year of study by the period of the beginning of educational activity (September), 70% of the students had adapted to the new environment; 85% of students claim that they are in emotional comfort, which means that students in a particular team feel the satisfaction of the situation as a whole, their activities and their social environment.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

диагностики и прогнозирования развития личности, создание всей системы условий, обеспечивающих личностное саморазвитие, когда он овладеет новым мышлением, гибкими технологиями.

Выводы. Таким образом, формирование творческой активности студентов способствует развитию свободной, способной к саморазвитию личности. Что для студента, будущего специалиста любой сферы деятельности очень важно. Так как уже требуется не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно видеть проблемы и ставить вопросы, приобретать новые знания, умения, использовать ранее накопленные знания в реальной и конкретной жизненной ситуации.

Литература:

1. Пиаже, Ж. Избранные педагогические труды / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 234 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 672 с.

3. Мошкова, Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование / Г.Ю. Мошкова // Грани научного творчества. - М.: ИФ РАН, 1999. - 284 с.

4. Матюшкин, А.А. Психологические предпосылки творческого мышления / А.А. Матюшкин // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 128-140.

5. Жданова, С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования: автореф. дис.: д-ра. пед. наук / С.Н. Жданова. - Оренбург, 2007. - 44 с.

6. Борытко, Н.М. Досуг в структуре социального воспитания / Н.М. Борытко. - Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2006. - 32 с.

7. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - Спб: Питер, 2001. - 263 с.

8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо - Пресс, 2000. - 994 с.

10. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб, 1997. - 348 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации Шаренкова Людмила Анатольевна

Северный государственный медицинский университет» (г. Архангельск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

физической культуры Мищенко Ирина Викторовна

Северный Арктический федеральный университет (г. Архангельск);

старший преподаватель кафедры физической

культуры Аношина Татьяна Васильевна

Северный Арктический федеральный университет (г. Архангельск)

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Поступая в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются со множеством вопросов и проблем, которые связаны с трудностями обучения на 1 курсе, в частности, с социальной адаптацией студентов. Студентам приходится приспосабливаться к новым условиям: разнообразию информации, ее объемам, необходимости в том, чтобы рационально планировать свое рабочее время для самостоятельной подготовки, взаимодействию с новым коллективом, не всегда интересной и удовлетворительной познавательной деятельности. Для того, чтобы оценить адаптацию студентов 1 курса на факультете стоматологии в Северном государственном медицинском университете (СГМУ), мы осуществили проведение анкетирования студентов 1 курса, в I семестре, на момент начала учебной деятельности (сентябрь), в количестве 89 человек. Затем провели тестирование с этими же студентами, но уже обучающихся на 2 курсе, III семестра, также на момент начала учебной деятельности (сентябрь), используя тест социально-психологической адаптированности (СПА) К.Роджерса и Р. Даймонда. В итоге, мы получили следующие данные: на начало обучения на 2 курсе к периоду начала учебной деятельности (сентябрю) 70% студентов осуществили адаптацию к новой среде; 85% студентов утверждают, что они находятся в эмоциональном комфорте, а значит, студенты в конкретном коллективе ощущают удовлетворительность ситуации в целом, своей деятельности и своего социального окружения.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптированность, дезадаптация, студент, тест К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала тестирования.

Annotation. When entering a higher educational institution, students are faced with many questions and problems that are associated with the difficulties of studying in the 1st year, in particular, with the social adaptation of students. Students have to adapt to new conditions: a variety of information, its volume, the need to rationally plan their working time for independent training, interaction with a new team, not always interesting and satisfactory cognitive activity. In order to assess the adaptation of 1st year students at the Faculty of Dentistry at the Northern State Medical University (SSMU), we carried out a survey of 1st year students, in the 1st semester, at the time of the start of educational activities (September), in the amount of 89 people. Then they conducted testing with the same students, but already studying in the 2nd year, 3rd semester, also at the time of the beginning of educational activities (September), using the test of social and psychological adaptation (SPA) by K. Rogers and R. Diamond. As a result, we received the following data: at the beginning of the 2nd year of study by the period of the beginning of educational activity (September), 70% of the students had adapted to the new environment; 85% of students claim that they are in emotional comfort, which means that students in a particular team feel the satisfaction of the situation as a whole, their activities and their social environment.

Keywords: socio-psychological adaptation, maladjustment, student, K. Rogers and R. Diamond test, testing scale.

Введение. Среди множества проблем, присутствующих в высшей школе, особо стоит выделить сложные вопросы, которые связаны с первым годом обучения в вузе, с его особенностями и трудностями. Задачи по комфортному, оптимальному процессу «вхождения» выпускников общеобразовательных учреждений в среду высшего образования, по их отношениям внутри вуза, определяют актуальность проблемы, касающейся социально-психологической адаптации. Множество факторов оказывают влияние на процессы адаптации студентов 1 курса, которые проходят обучение в высшем учебном заведении. Такие факторы заключаются в следующем: мотивации к тому, чтобы осуществить получение образования; уровне базовых знаний, которые были получены в общеобразовательном учреждении; уровне самоопределения; социальной активности; умении проводить рациональное планирование своего рабочего и свободного времени; общем уровне адаптивных способностей и во многом другом. Успешная социально-психологическая адаптация студентов 1 курса может определяться следующими критериями: удовлетворённостью окружением, социальной средой; личной социальной активностью; доброжелательным отношением студентов к одногруппникам; удовлетворённостью обучающихся своими личностными характеристиками; принятием норм и ценностей группы. Социальная адаптация является процессом, который связан с активным приспособлением индивида к условиям новой социальной среды, а также является своеобразной характеристикой реальности, которая отражает степень реализации и развития социальных возможностей человека, к которым можно отнести его способности, знания, умения и навыки, стремления, цели и задачи [1, 3, 7, 9, 10].

Выделяют два вида социальной адаптации студентов в вузе:

1) профессиональную, которая подразумевает приспособление к таким параметрам, как характер, содержание, условия и организация учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

2) социально-психологическую, показывающую то, как индивид приспосабливается к группе, к взаимоотношениям с ней, а также то, как вырабатывается в индивиде его собственный стиль поведения при таком приспособлении [2, 4, 5, 6, 8, 11, 13 ,14].

Цель исследования: изучение динамики социально-психологической адаптации студентов стоматологического факультета к обучению в высшей школе.

Материалы и методы исследования. Для осуществления оценки адаптации первокурсников на стоматологическом факультете в Северном государственном медицинском университете (СГМУ), мы осуществили проведение анкетирования студентов 1 курса, в I семестре, на момент начала учебной деятельности (сентябрь), в количестве 89 человек. Затем провели тестирование с этими же студентами, но уже обучающимися на 2 курсе, III семестра, также на момент начала учебной деятельности (сентябрь), используя тест социально-психологической адаптированности (СПА) К.Роджерса и Р. Даймонда. С помощью данной методики имеется возможность в получении показателей уровней приспособленности или неприспособленности, отражающих степень самовыражения и присущих каждому. Методика представлена в виде шкалы, состоящей из 101 утверждения. 37 утверждений связаны с такой характеристикой личности, как приспособленность, что определяется по критериям адаптации, эмоционального комфорта, ожидания внутреннего контроля и доминирования. Другие 37 утверждений связаны с характеристикой личности как неприспособленной, что определяется по критериям дезадаптации, эмоционального дискомфорта, ожидания внешнего контроля, ухода от проблемы. Еще 7 утверждений относятся к шкале лжи, а остальные 20 являются нейтральными [12].

Изложение основного материала статьи.

Результаты исследования. Были выявлены 37% (42 человека) среди опрошенных, имеющих средние значения по шкале «адаптации» на 1 курсе, I семестра. Средние значения отражают норму, поэтому можно говорить об успешной адаптации данных студентов 1 курса к новой среде. У 63% (47 человек) протестированных первокурсников были обнаружены низкие значения. Такие значения по шкале «адаптация» могут означать наличие дезадаптации к новой среде. Проблемы у дезадаптированных студентов могут быть различными, в том числе связанными с: недостаточным уровнем школьных знаний по некоторым дисциплинам; неумением студентов 1 курса осуществлять планирование своего рабочего времени в течении дня и режима дня в целом; неготовностью работать с большим объемом новой информации; неготовностью к выполнению высоких требований преподавателей; отсутствием у некоторых студентов трудолюбия, силы воли. На 2 курсе (в III семестре) по шкале «адаптация» было выявлено 70% (63 человека) со средними значениями. Такие данные могут указывать на то, что к началу учёбы на 2 курсе 2/3 протестированных студентов адаптированы к новой среде. И только 30% (26 человек) имели низкие значения, что указывает на их дезадаптацию к новым условиям. В итоге, количество адаптированных студентов на начало учебной деятельности на 2 курсе увеличилось почти в два раза (с 37% в I семестре до 70% в III семестре).

Шкала «принятие других» показывает отношение студентов к одногруппникам. На 1 курсе было определено, что 71% (64 человека) опрошенных имели средние значения данного показателя, что указывает на комфортность нахождения человека в группе, на его безоговорочное принятие норм и ценностей группы. У 29% (25 человек) опрошенных значения были ниже среднего, что может указывать на социальную дезадаптацию студентов, не комфортность их пребывания в этой социальной группе. В III семестре 61% (54 человека) комфортно ощущают себя в коллективе, ими безоговорочно принимаются нормы и ценности группы. Количество студентов, которые имели показатели ниже среднего, увеличилось с 29% (25 человек) на 1 курсе до 39% (35 человек) на 2 курсе (и в том, и в другом случае на начало учебной деятельности). Такие результаты могут указывать на проблемы внутри студенческих групп, ведь шкала «принятие других» определяет уровень степени потребности личности в общении, взаимодействии и совместной деятельности.

По шкале «принятие себя» на 1 курсе было выявлено 16% (13 человек) студентов с высокими значениями. Высокие значения по данной шкале указывают на завышенное самомнение, чувство превосходства по отношению к окружающим. Со средними значениями было выявлено 44% (39 человек) опрошенных студентов. Это является нормой. И выявлено 42% (37 человек) студентов со значениями ниже среднего. Скорее всего, это связано с наличием у этих студентов значительных внутриличностных конфликтов, с непринятием себя. Возможно даже такое, что данным студентам в какой-то степени необходима квалифицированная помощь. Такие значения также могут указывать на отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива и необходимостью вхождения в новый студенческий коллектив, а также могут указывать на неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточную психологическую подготовку к учебной деятельности в вузе, отсутствие навыков

самостоятельной работы, неумение быстро конспектировать, работать со словарями и справочниками, и т.д. На 2 курсе (III семестр) по шкале «принятие себя», результаты совпали с результатами, полученными на 1 курсе: 16% (13 человек) с высокими значениями, 44% (39 человек) со средними значениями, 42% (37 человек) со значениями ниже среднего. Данная шкала определяет степень удовлетворённости индивида своими личностными характеристиками и показывает результат его самооценки.

По шкале «стремление к доминированию» на 1 курсе (I семестр) было выявлено 25% (22 человека) со средними значениями и 75% (67 человек) первокурсников с низкими значениями этого показателя. Средние значения показывают умеренные лидерские склонности. Низкие значения показывают высокую комфортность человека, его стремление следовать за группой, подчиняться приказам. У таких людей практически отсутствует способность принимать самостоятельные решения, что приводит к выбору пассивного типа адаптации при наличии определенных сложных ситуаций. Для пассивно адаптированных студентов характерно наличие низкого уровня культуры общения. При отсутствии лидера, который берет на себя ответственность, такие люди, чаще всего, оказываются дезадаптированными. На 2 курсе по шкале «стремление к доминированию» количество студентов со средними показателями данной шкалы незначительно возросло, с 25% (22 человека) на 1 курсе до 36% (32 человека) на 2 курсе, которые склонны к лидерским способностям. Зачастую такие студенты решают личностно значимые задачи за счет окружающих. У них имеется повышенный уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, которые стоят перед группой или курсом. Незначительно снизилось количество пассивно адаптированных студентов с 75% (67 человек) на 1 курсе до 64% (53 человека) на 2 курсе.

По результатам исследования по шкале «эмоционального комфорта» в I семестре 71% (64 человека) студентов имели средние значения и 29% (25 человек) опрошенных имели значения ниже среднего по данной шкале. Средние значения могут свидетельствовать о наличии эмоционального комфорта, т.е. люди в конкретном коллективе считают удовлетворительными ситуацию в целом, свою деятельность и свое социальное окружение. Низкие значения данного показателя свидетельствуют о наличии эмоционального дискомфорта, что в свою очередь может повысить тревожность и неуверенность в себе. С одной стороны, эмоциональный дискомфорт может приводить к дезадаптации, а с другой - он является её симптомом. В III семестре 2 курса по данному показателю 85% (76 человек) опрошенных имели средние значения и только 15% (13 человек) опрошенных имели значения ниже среднего. По сравнению с I семестром, количество студентов, имеющих значения ниже среднего, в III семестре снизилось с 29% (25 человек) до 15% (13 человек). Это может свидетельствовать о том, что у студентов в данном коллективе наблюдается эмоциональный комфорт. Эта шкала показывает степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям. Студенты, у которых имеются низкие показатели данной шкалы, не определены в своём эмоциональном отношении (например, наблюдается наличие вялости, неуверенности, подавленности) к окружающей социальной действительности.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Швысокое ^среднее iнизкое

Рисунок 1. Динамика социально-психологической адаптации студентов

Выводы. Таким образом, в результате проведённого исследования выявилось, что на начало учебной деятельности в высшем учебном заведении у студентов 1 курса стоматологического факультета имеется проблема адаптации к новым условиям обучения у 63% первокурсников, проблемы с принятием себя в новом учебном коллективе - у 36% опрошенных студентов и проблемы эмоционального дискомфорта обучения в вузе - у 29% студентов 1 курса. На начало обучения на 2 курсе 70% обучающихся стоматологического факультета уже адаптированы к новой среде. 85% обучающихся говорят об эмоциональном комфорте, т.е. люди в данном коллективе довольны ситуацией в целом, своей деятельностью и своим социальным окружением.

Литература:

1. Агаева А.Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1221-1225. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86264.htm.

2. Александрович П.И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении. Труды БГТУ. - 2015. - № 5. - История, философия, филология. - С. 81-84.

3.Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в ВУЗе // Вестник Бурятского гос. Университета. - № 5, 2015. - С. 43-48.

4. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 29.

5. Ермаченко Н.А., Зайцева О.В., Середа В.А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе. Екатеринбург // Педагогическое образование в России. - 2017. -№ 2. - С. 39-45.

6. Кузьмишкин А.А. Адаптация студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин, Н.А. Кузьмишкина, А.И. Забиров, И.Н. Гарькин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - №3 (62). - С. 933-935. -URL: https://moluch.ru/archive/62/9664

7. Локаткова О.Н. Социально-психологические факторы адаптации первокурсников в высших и средних профессиональных учебных заведениях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Саратовский гос. университет, - 2012. - С. 54-56.

8. Мельник С.Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7. - С. 71-72.

9. Пономарев П.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников / П.А. Пономарев, Д.Е. Штильников, А.П. Пономарева. - Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - Москва: Буки-Веди, - 2017. -С. 38-42 URL: https://moluch.ru/conf/psy/238/12364

10. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - Спб.: Речь, 2006. - 364 с.

11. Савункина А.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №10. - С. 277-279.|

12. Тест СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.

13.Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов - первокурсников в вузе // Серия: Гуманитарные науки - 2011. - 137 с.

14. Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. - М., Просвещение, - 2007. - 158 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 1 курса кафедры «Начальное образование» Попов Максим Мирославович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей использования приемов театрализации и средств театра в развитии творческого мышления современных младших школьников. Рассмотрены особенности развития творческого мышления. Представлено понимание театрализации как образовательной технологии, направленной на развитие творческого мышления и мотивации к обучению современных младших школьников. Описаны театральные приёмы и способы их использования.

Ключевые слова: приёмы театрализации, психогимнастика, интерактивные образовательные методы, творческий потенциал, драматизация.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the possibilities of using theatrical techniques and means of theater in the development of creative thinking of modern schoolchildren. The features of the development of creative thinking are considered. The understanding of theatricalization as an educational technology aimed at the development of creative thinking and motivation to teach modern schoolchildren is presented. Theatrical techniques and methods of their use are described.

Keywords: theatricalization techniques, psychohymnastics, interactive educational methods, creative potential, dramatization.

Введение. Сегодня на передний план выступает применение интерактивных форм и методов в обучении, при их использовании создаются благоприятные условия для реализации творческих способностей учеников и активируются их коммуникативные ресурсы. К одним из таких форм относится использование приемов театрализации как нетрадиционной формы организации учебной деятельности.

Под театрализацией понимают образовательный метод, который комплексно использует выразительные и художественные средства театра [1, с. 160]. Именно формы театрализации позволяют существенно развить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.