Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / МИГРАНОМИКА / LABOR MIGRATION / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / SOCIAL AND ECONOMIC CONSEQUENCES / MIGRANOMICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хонходжаев Фаррух Тошходжаевич

В данной статье комплексно рассмотрены теоретические и практические социально-экономические проблемы трудовой миграции населения Республики Таджикистан. Произведена попытка оценки более чем двадцатилетнего периода трудовой миграции граждан Таджикистана, дан прогноз существующих рисков и социально-экономических и политических последствий дестабилизации нынешней ситуации. Особое внимание уделено процессам, которые приводят к экономической деградации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC CONSEQUENCES OF MIGRATION OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This article comprehensively discusses the theoretical and practical socio-economic problems of the consequences of labor migration of the population of the Republic of Tajikistan. An attempt was made to assess the more than twenty-year period of labor migration of citizens of Tajikistan, the forecast of existing risks and socio-economic and political destabilization. Special attention is paid to the processes that lead to economic degradation of society. To substantiate the greater reliability of the information, quantitative assessments and qualitative characteristics, and possible circles of the analyzed indicators, are added to the article.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

DOI 10.38085/2308829X 2019 3 4 98 109 УДК 3.33.331.5.

Хонходжаев Ф.Т.

оценка социально экономических

последствий миграции населения

республики таджикистан

Хонходжаев Фаррух Тошходжаевич, к.э.н., магистр политологии. Независимый исследова тель. Переводчик в Едином Миграционном Центре Московской области, e mail: h.farr@yandex.ru, h.farrukhon@gmail.com

Аннотация. В данной статье комплексно рассмотрены теоретические и практические социально экономические проблемы трудовой миграции населения Республики Таджикистан. Произведена попытка оценки более чем двад цатилетнего периода трудовой миграции граждан Таджикистана, дан прогноз существующих рисков и социаль но экономических и политических последствий дестабилизации нынешней ситуации. Особое внимание уделено процессам, которые приводят к экономической деградации общества.

Ключевые слова: трудовая миграция, Республика Таджикистан, социально экономические последствия, мигра номика.

ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC CONSEQUENCES OF MIGRATION OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Farrukh T. Khonkhodjaev Ph.D., Master of Political Science. Independent Researcher. Interpreter at the Unified Migration Center of the Moscow Region, Moscow, Russia, e mail: h.farr@yandex.ru, h.farrukhon@gmail.com

Abstract. This article comprehensively discusses the theoretical and practical socio economic problems of the conse quences of labor migration of the population of the Republic of Tajikistan. An attempt was made to assess the more than twenty year period of labor migration of citizens of Tajikistan, the forecast of existing risks and socio economic and political destabilization. Special attention is paid to the processes that lead to economic degradation of society. To substantiate the greater reliability of the information, quantitative assessments and qualitative characteristics, and possible circles of the analyzed indicators, are added to the article.

Keywords: labor migration, Republic of Tajikistan, social and economic consequences, migranomics.

Цитирование: Хонходжаев Ф.Т. Оценка социально экономических последствий миграции населения Республики Таджикистан // Наука. Культура. Общество. 2019. № 3 4. С. 98 109.

Трудовая миграция для Республики Таджикистан (РТ) стала ключевым драйвером экономики и социально-экономическим стабилизатором. Ежегодно из страны с целью трудовой миграции уезжают 250500 тыс. человек. По данным МВД РФ, в 2018 году число поставленных

на миграционный учет в РФ граждан РТ достигло 2,3 млн. человек [3] (без учета тех граждан, которые уезжают с этой целью в другие страны -Ю. Корея, Казахстан, Украина, ОАЭ и т.п.). Их совокупные денежные переводы в страну в год составляют $ 2,5-5 млрд. (Подробно на диаграм-

ме 1). Возрастная категория трудовых мигрантов - от 18 до 65 лет, в основном это женщины, мужчины и юноши. Более 500 тыс. граждан Таджикистана уже получили гражданство Российской Федерации (в 2018 г. -35,7 тыс. чел; в 2017 г. -29 тыс. чел; в 2012 г. - 10 тыс. чел.), одновременно при этом сохраняя свое предыдущее гражданство (РТ является един-

ственной страной, которая имеет с Россией соглашение о двойном гражданстве [5]). Число желающих переехать на постоянное место жительства (ПМЖ) в РФ также растет с каждым годом. (Ежегодно гражданами Таджикистана подается более 2,5 тыс. заявлений на участие в программе «Добровольное переселение соотечественников»).

Диаграмма 1. Динамика денежных переводов трудовых мигрантов ** из России в Таджикистан (по годам2008-2018гг.)* * Составлено автором по данным ЦБ РФ [22]

** В таблице отражено только официальные банковские переводы. Неофициальные денежные переводы не поддаются измерению.

Во многих исследованиях дается положительная оценка трудовой миграции для экономики РТ. Безусловно, когда в экономику страны постоянно и стабильно вливаются деньги в виде денежных переводов трудовых мигрантов, это в целом благоприятно влияет на все сферы жизни общества. Эмиграция существенно снижает политическую и социально-экономическую напряженность в стране и освобождает государство от многих обязательств. Но со временем проявляются и негативные стороны массовой миграции, которые влияют на социаль-

но-экономическую и политическую ситуацию в стране.

Итак, рассмотрим социально-экономические итоги трудовой миграции республики за два десятилетия.

Массовый отток населения из Таджикистана начался сразу после приобретения независимости (первая волна миграции из республики была связана с гражданской войной 1991-1997 гг.), его пик пришелся на 2000-е годы, и этот процесс продолжается более четверти века. И сегодня ряды армии трудовых мигрантов начало пополнять второе поколение,

т.е., в трудовую миграцию уже пошли дети тех, кто 18-20 лет тому назад начал свой жизненный трудовой путь, и они - родители и дети - работают теперь вместе в эмиграции.

По статистическим данным Таджикистана, численность трудовых мигрантов составляет не более 800 тыс. человек, а по данным РФ, число трудовых мигрантов из Таджикистана достигает от 1,5 млн. до 2 млн. человек (2019 г.). Данные, публикуемые официальными органами РТ и Российской Федерации, и данные других независимых источников имеют существенный разрыв. Власти РТ занижают циф-

Данные показывают, что количество трудовых мигрантов имеет тенденцию к ежегодному и стабильному росту. Это тенденция стабильного роста количества трудовых мигрантов во многом обусловлено тем, что правительственная стратегия поощряет миграцию из страны. Об этом свидетельствует правительственные

ры, а статистику денежных переводов трудовых мигрантов с 2013 года вообще засекретили, считая, что эти сведения политизируются и становятся аргументом для упреков властям. Поэтому проблема изучения и анализа социально-экономического развития и обеспечения жизнедеятельности населения республики являются чрезвычайно актуальными.

Мы тщательно проанализировали официальные данные Республики Таджикистан и Российской Федерации. Ниже отражена статистика изменения количества трудовых мигрантов по годам.

документы и межправительственные соглашения, в том числе государственная Концепция Республики Таджикистан о миграции [12, 13, 16].

Исходя из анализа данных и вышеизложенных, мы приходим к следующим выводам:

1. Экономика республики Таджикистан стала мигрантозави-

Таблица 1.

Динамика роста внешней трудовой миграции из Таджикистана*

Годы Кол-во трудовых мигрантов Годы Кол-во трудовых мигрантов

1995 5 618 2010 976 000

1997 250 000 2011 1 032 000

2001 1,2 млн. 2012 1 061 000

2003 224 000 2013 1 230 000

2004 254 000 2014 1 033914

2005 466 000 2015 947 251

2006 562 000 2016 1 003 680

2007 727 000 2017 1 111000

2008 852 000 2018 1 255 000

2009 954 000 01.05.2019 1 255 165

* Источник: Составлено автором по данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации (Ныне Управление по вопросам миграции МВД России) и данным ведомств Таджикистана

симой. Республика в недалеком прошлом имела достаточные устойчивые источники развития в таких сферах, как промышленность и сельское хозяйство. Однако сегодня Таджикистан как индустриально-аграрное государство является одной из беднейших стран мира и по основным макроэкономическим показателям отстает от других государств Центральной Азии. Таджикистан как небольшая страна, не имеющая выхода к морю, в своем развитии зависит от внешней торговли и страдает от недостаточного развития предпринимательской деятельности. Упор на трудовую миграцию сделал экономику республики чувствительной и зависимой от денежных переводов трудовых мигрантов. Постоянные вливания в экономику денег трудовых мигрантов развивали сферы услуг и торговли, они существенно повлияли на сокращение уровня бедности в стране (в 2000-х годах уровень бедности был около 60%, сейчас 40%) и способствовали решению многих социально-экономических задач. Вместе с тем, денежные переводы трудовых мигрантов, которые поступили за эти десятилетия (в совокупности более чем за 20 лет, приблизительно $ 60-70 млрд.) так и не были направлены на поддержание производственных мощностей, содержание и обновление социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, развитие государственно-частного партнерства.

Выбранная правительством республики стратегическая политика в области занятости имеет и негативные последствия для развития Таджикистана, так как трудовая миграция охватила не только неквалифицированных работни-

ков, но и квалифицированных и высококвалифицированных специалистов. Часть высококвалифицированных специалистов из поколения времен Советского Союза уже давно перебрались в РФ. В потоке трудовых мигрантов большое количество учителей, врачей, инженеров и прочих специалистов продолжают покидать республику. Миграция с последующим переездом на постоянное место жительства охватывает теперь и более молодых специалистов. Мы опросили свыше 150 таджикских студентов (только в РФ учатся 22 тыс. студентов из Таджикистана [1]), которые учатся в разных странах. Существенная часть этих студентов (более 74% опрошенных) по завершении учебы либо остаются в стране прибытия, либо планируют эмигрировать за рубеж, только не обратно в Таджикистан. Это говорит о том, что темп эмиграции специалистов из Таджикистана год за годом увеличивается и истощает кадровый запас, необходимый для собственных нужд республики.

Ситуация с кадрами и обеспечение их рабочими местами и достойной заработной платой является одной из важнейших социальных проблем в РТ. Но вот что пишет сторонник поощрения трудовой миграции, д.э.н., профессор Улмасов Р.: -«... отток людей в РФ из Таджикистана, т.е. миграция - позитивна для Таджикистана - это возможность для других специалистов занять их место» [25]. Но мы не можем согласиться с мнением ученого, так как в Таджикистане фактически отсутствуют конкурсные отборы на вакантные места и многие хорошие специалисты (даже те, которые закончили ве-

дущие западные вузы), либо по причине отсутствия «протекции», либо из-за очень низкой заработной платы не идут туда работать.

Другой таджикский исследователь - Ходибоев Ф.А. - в своей диссертации пишет: «огромное количество молодых людей, которые закончили ВУЗы за счет бюджетных средств [в Таджикистане] не идут работать по распределению. Министерство просвещения РТ передало дела более 4000 выпускников ВУЗов в судебные органы для разбирательства (взыскания денежных средств, которые были потрачены за счет бюджета)» [29].

Эти показатели свидетельствуют о том, что даже при наличии рабочих мест молодые специалисты не идут (либо идут очень в малом количестве) работать в сельскую местность, где проживает 70% населения РТ, из-за очень низкой заработной платы. Поэтому в РТ на данный момент ощущается нехватка учителей иностранных языков (более 8 тыс. учителей, включая учителей русского языка) и точных предметов (физики, химии, математики).

2. Несмотря на масштабы массовой трудовой миграции, социально-экономическое положение населения РТ не улучшилось в достаточной мере.

Установленные заработные платы и минимальные потребительские расходы в стране несопоставимы. Уровень заработной платы в республике на сегодняшний день составляет примерно 15-20% от средней заработной платы в России.

Вместе с тем надо подчеркнуть некоторые диспропорции в отношении цен на товары и услуги в респу-

блике. При низких доходах и заработных платах, особенно в госсекторе и сельском хозяйстве (где занято большинство трудоспособного населения) цены на государственные услуги установлены чрезмерно высокие, и люди вынуждены платить, т.к. иного выхода у них просто нет. Только получение заграничного паспорта для них обходится больше чем в 1000 сомони, при минимальной заработной плате 400 сомони (400 сомо-ни, это чуть более 40 долларов, средняя социальная пенсия - 170 сомони, приблизительно 18 долларов. Подробно о расходах на разрешительные документы (паспорта, справки и т.п.) см. в предыдущем исследовании) [30]. Далее, для приобретения билета, подготовки и получения разрешительных документов на территории РФ каждому трудового мигранту требуется потратить от 30 тыс. рублей на старте (не учитывая жизненно необходимых расходов - на питание, аренду жилья (О ежемесячных, детальных расходах таджикских трудовых мигрантов см. [27])), и многие вынуждены прибегать к банковским кредитам . Несмотря на все эти трудности, мигранты не перестают уезжать работать в другие страны. А подрастающее поколение свое будущее место работы видит за пределами республики (в рамках этого исследования мы спрашивали подростков 10-11 классов (16-17 лет) в трех областях (в городах Канибадам, Худжанд, Исфара, Истаравшан, Хорог и Куляб) Рес. Таджикистан)), и это уже стало нормой мировоззрения молодых людей. Вместе с тем растет число женщин, которые участвуют в трудовой миграции, их доля увеличивается из года в год. К примеру, в 2003 году из общего числа трудо-

вых мигрантов мужчины составляли 94%, а женщины - 6%, в 2008 году соотношение было следующим: 89% мужчин против 11% женщин, в 2015 году - 87 к 13%, а в 2018 этот показатель-соотношение остается неизменной [6, 10, 17, 15, 26].

Невзирая на отсутствие социально-экономических перспектив в стране, РТ занимает первое место по росту населения среди постсоветских стран. Согласно статдан-ным РТ, ежегодно население страны растет на 2,2%, т.е. на 240 тыс. человек (общее количество населения на 01.01.2018 г. - 8,931 млн. чел., на 15.05.2019 г. оно достигло 9 242 615 тыс. чел.), а число реальных новых рабочих мест составляет всего лишь 3-5 тыс (Официальные данные по созданию новых рабочих мест варьируются от 120 до 150 тыс. в год, с зарплатой от 400 до 900 сомони ($ 50-100), эти данные отражают сезонные, временные на (2-3 месяца) рабочие места в сельском хозяйстве).

Хотя существует множество юридических актов, принятых между РФ и РТ (в настоящее время насчитывается 56 действующих межгосударственных договоров и соглашений, 19 из них касаются вопросов военного присутствия России на территории Таджикистана, а также военно-технического сотрудничества двух стран. Также создана нормативно-правовая основа взаимодействия в таких сферах, как: экономика (11 соглашений); информационный обмен (7 соглашений); образование и наука (6 соглашений); гражданство и трудовая миграция (один договор и 3 соглашения); реструктуризация задолженности (3 соглашения); дипломатические

отношения (2 соглашения); транспорт (2 соглашения); борьба с незаконным оборотом наркотических средств (1 соглашение) [9]), в том числе относительно трудовой миграции, они на практике не облегчают положения трудовых мигрантов. Граждане Таджикистана по-прежнему ищут работу самостоятельно (По данным исследования «МОМ Таджикистана» в настоящее время более 70% трудовых мигрантов находят работу с помощью родственников и знакомых, т.е. посредством сложившихся неформальных ми-грантских сетей.)[33], организованная система поиска работы и трудоустройства со стороны государства не налажена, а защита прав и свобод трудовых мигрантов находится на очень низком уровне.

3. Страна не добилась устойчивых показателей в банковско-кредитной сфере, и ее экономика не стала привлекательной для инвестиций.

Продолжающийся с 2014 г. экономический спад в России ухудшил в том числе и доходы трудовых мигрантов. Если раньше в России трудовые мигранты зарабатывали и откладывали, то сейчас работа в России для большинства из них является средством для выживания, т.е. уровень их дохода едва ли покрывает их текущие расходы. Но даже в таких условиях трудовые мигранты, экономя во всем, отправляют деньги домой для поддержания семьи. Экономический кризис моментально отразился на социально-экономических показателях республики. Но не все трудности, с которыми столкнулась Республика Таджикистан, мы связываем со спадом в экономике России. Анализ показывает, что ошибки были допуще-

ны еще задолго до него. Об этом свидетельствует такие показатели, как сокращение количества предприятий малого и среднего бизнеса в республике, отток капитала и рост уровня коррупции, кризис в банковской системе и банкротство крупнейших банков (Трудности в банковской системе республики начались с 2015 г. Четыре банка - «Агроинвестбанк», «Таджик-содиротбанк», «Тоджпромбанк» и ононбанк» - столкнулись с дефи-итом наличных денег и не смогли огасить задолженности перед вклад-

чиками и партнерами. Два последних банка были ликвидированы), и многие другие показатели.

По данным Бюро по делам экономики США, Таджикистан является очень рискованной для инвестиций страной [35]. Инвестиционный и бизнес-климат в республике уже десятилетиями остается на уровне негативного. Ниже приведем данные Всемирного банка «Doing business» (рейтинг по степени благоприятности условий ведения бизнеса) по отчетам за 12 лет [14].

Диаграмма 2. Рейтинг Таджикистана по легкости ведения бизнеса в стране по 2007-2019 гг.

(среди 190 стран)

С каждым годом растет внешний долг республики. На 1 января 2019 года он приблизился к пороговому значению и достиг 2,924 млрд. $ (38,9% ВВП), и правительство намерено пересмотреть нынешний (40%) потолок долга до 60% ВВП и либера-лизировать налоговый режим [18].

Несмотря на то, что большинство предприятий уже приватизи-

рованы, в стране основные сектора экономики остаются государственными. Государству принадлежит значительная часть акций крупных промышленных предприятий, объектов производственной и социальной инфраструктуры, активов финансовых и банковских учреждений. В то же время некоторые предприятия полностью или частично освобождены

от налогов. Отчеты и деятельность таких предприятий засекречены или не публикуются и не доступны вообще. Государство активно и чрезмерно вмешивается в экономику, не давая возможность «невидимой руке» регулировать рынок, а институциональная среда в республике псевдоконструктивная (по факту разрушена).

4. Трудовая миграция создает новые социально-экономические и политические угрозы внутри страны.

Известно, что экономические трудности приводят к трудностям социально-политическим. В последние годы из-за ухудшения экономической ситуации в РФ также ужесточаются правила пребывания мигрантов: за малейшие нарушения их штрафуют, депортируют и лишают права въезда на срок от 1 до 10 лет. По последним данным, количество граждан Таджикистана, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, составляет 181 тыс. человек [7, 19].

Социально-экономические трудности подталкивают этих людей к радикализации, и, оставшись без работы, часть из них примыкают к разным группировкам (в 2018 году более 1700 боевиков-таджики-станцев находились в розыске) [2]. Властям удалось вернуть на родину жен и детей граждан Таджикистана, которые находились на территории Ирака в рядах запрещенных террористических группировок. На фоне ухудшения экономической ситуации внутри страны усиливается роль правоохранительных и силовых структур и учащаются нарушения прав и свобод граждан. Под видом борьбы с терроризмом ограни-

чивается доступ к социальным сетям («Facebook», «Одноклассники» и «VK») и видеохостингу «YouTube», сайтам независимых СМИ - «Asia-Plus», «Фараж», даже поисковикам Google и Yandex (Таджикистан по исследованию Worldwide mobile data pricing занимает 103 место среди 230 стран мира и предпоследнее - среди стран СНГ по стоимости интернета [11]). Многих молодых людей арестовывают и обвиняют по надуманным делам, зафиксированы случаи похищения политических оппонентов властей на территории РФ и передача их властям Таджикистана [34, 31, 20, 4].

Два раза в год (в призывной сезон) из-за невыполнения плана призыва в ряды армии (огромное количество молодежи находится в трудовой миграции) начинается «охота» на молодежь, сотрудники военных комиссариатов вместе с сотрудниками милиции ходят по домам молодых людей призывного возраста и берут их родителей в заложники, чтобы они вернули (отозвали) своих детей домой для службы (выполнять свой «долг»[28]).

На этом фоне увеличивается количество граждан Таджикистана, которые просят политического убежища в разных странах. Только в странах ЕС таковых насчитывается 3-4 тыс. человек (точных данных нет). В 2018 году, согласно данным Департамента миграции Литвы и Польши, в этих странах были поданы 74 и 144 (Кроме этих стран, граждане Таджикистана подают прошение в таких странах как Голландия, Швеция и Германии [8]), соответственно, прошения о предоставлении убежища.

Применяемые методы - репрессии, преследования и ограничение прав и свобод граждан государством - предотвращают проявления протеста на фоне нарастающих социально-экономических проблем внутри страны, что еще больше усугубляет ситуацию.

Существующая модель экономической системы, которую мы называем миграномика (РТ выступает как главный донор трудовых мигрантов в регионе), демонстрирует неэффективность, при том, что она охватывает миллионы человек - не только мигрантов и их семьи, но и частный бизнес, который зависим от вливаний их денег, и многочисленные государственные учреждения, псевдоинституты, навязывающие свои услуги, пользуясь безаль-тернативностью предложения для мигрантов. Миграномика порождает дешевую и бесправную рабочую силу, с одной стороны, и полностью зависимую социально-экономическую и даже политическую цепочку - с другой. Это как модель «нефтяная игла» или «сырьевая зависимость экономики», где все и вся привязаны к сырью: упадут цены на рынке - в упадок приходят все сферы. Аналогичным образом, любое экономически неблагоприятное для России изменение мировой политической конъюнктуры или эндогенный кризис немедленно отражаются и на Таджикистане.

Исходя из проведенного анализа и изучения материалов, связанных с трудовой миграцией населения Республики Таджикистан, и её

влияния на социально-экономическую ситуацию, можно сделать такие выводы:

1. Выявлено, что, несмотря на многолетнюю трудовую миграцию населения из Таджикистана, приносящую стабильный доход, который мог бы быть использован для развития внутренней экономики, социально-экономическое положение республики нельзя признать удовлетворительным. Республика за два десятилетия не смогла создать достаточное количество рабочих мест с достойной заработной платой, чтобы снизить отток людей из страны.

2. Основным направлением развития экономики должно быть достижение доминирующей доли промышленности над аграрным сектором, с развитием и других отраслей, в том числе туризма и сервиса.

3. Устойчивого развития экономики, которое могло бы минимизировать трудовую миграцию, невозможно достичь без проведения серьезных реформ во всех сферах (политических, социально-экономических, судебной) и создания работающих институтов.

4. Для эффективного использования внутренних инвестиций целесообразно задействовать механизм государственно-частного партнерства. Необходимой предпосылкой для привлечения инвестиций является создание благоприятных условий для ведения бизнеса, обеспечение защиты прав собственности, предоставление налоговых и иных льгот.

Библиографический список

1. В России обучаются 22 тысячи таджикских студентов. Из материала ИА REGNUM. [Электронный ресурс].URL: https://regnum.ru/news/society/2432146.html

2. ГКНБ Таджикистана уточнил количество граждан страны, примкнувших к «Исламскому государству» [Запрещенная в РФ организация]. Из материала Радио «Свобо-да»/«Свободная Европа» от 17 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rus. ozodi.org/a/29606159.html

3. Дактилоскопиинебудет,ноэкзаменыпорусскомуязыкуиисторииРФдля мигрантов не отменят. Материал статьи Медиа группы «ASIA-Plus» [Электронный ресурс]. URL: https://news.tj/ru/news/tajikistan/society/20190227/daktiloskopii-ne-budet-no-ekzameni-po-russkomu-yaziku-i-istorii-dlya-migrantov-ne-otmenyat

4. Доклады о соблюдении прав человека в странах мира за 2017 год Государственный департамент США. Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда. Таджикистан. [Электронный ресурс].URL: https://tj.usembassy.gov/wp-content/uploads/ sites/143/TAJIKISTAN-HRR-2017-RUS-FINAL.pdf

5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 15.12.1996 №152-ФЗ) - «Бюллетень международных договоров» N 2 за 1997 год)

6. Зотова Н.А. Женщины-трудовые мигранты из Таджикистана (старшая возрастная группа) Журнал. Вестник Евразии. 2007. № 2. с. 72-87

7. За последние 3 года из РФ выслали более полумиллиона мигрантов. Материал телеканала «Настоящее Время». [Электронный ресурс]. URL: https://www.currenttime. tv/a/27725922.html

8. Зиндагй дар «ватан»-и нав бо дилкашолй ба Точикистон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ozodi.org/a/29892960.html

9. Игнатов А. Российско-Таджикские отношения на современном этапе: политико-правовой обзор // Евразийский союз ученых (ЕСУ) №8 (17), 2015. С.24.

10. Из Таджикистана в Россию: уязвимое положение и нарушение прав трудовых мигрантов и их семей. Отчет FIDH - Международной Федерации за права человека. 2014 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.fidh.org/IMG/pdf/ russie641rus2014.pdf

11. Как блокируется интернет в странах Центральной Азии? Материал статьи Медиа группы «ASIA-Plus» [Электронный ресурс]. URL: https://news.tj/ru/news/ centralasia/20190528/kak-blokiruetsya-internet-v-stranah-tsentralnoi-azii (Дата обращения 09.07.2019)

12. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан 8 октября 1998 года № 411

13. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Одобрен Постановлением Правительства РТ от 01.10.2016 № 392 и утверждено постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 года, №636.

14. Отчеты Всемирного банка (World Bank) по годам. Сайт организации. Всемирного банка. https://www.worldbank.org/, https://data.worldbank.org/country/tajikistan

15. Обзор Круглого стола «Трудовая миграция таджикских женщин: существующие проблемы и пути их решения».[Электронный ресурс].URL: https://cabar.asia/ru/ obzor-kruglogo-stola-trudovaya-migratsiya-tadzhikskikh-zhenshchin-sushchestvuyushchie-problemy-i-puti-ikh-resheniya-v-g-dushanbe/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Положение о Представительстве Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации по миграции. [Электронный ресурс] http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=68310

17. Полетаев Д.В. Женская трудовая миграция из Таджикистана и Кыргызстана в Россию. Журнал Народонаселение. Т.21№4. 2018-С.68

18. Поднять планку до 60%: внешний долг Таджикистана составил уже 39% от ВВП. Из материала ИА EADally от 26 марта 2019г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2019/03/26/podnyat-planku-do-60-vneshniy-dolg-tadzhikistana-sostavil-uzhe-39-ot-vvp (дата обращения : 02.07.2019).

19. Россия амнистировала 122 тысячи мигрантов из Таджикистана. [Электронный ресурс].URL: https://www.currenttime.tv/a/29023310.html

20. Россия пошла против ЕСПЧ: Похищен беженец из Таджикистана. из материалов региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и мигрантам -Комитет «Гражданское содействие» - [Электронный ресурс].URL: https:// refugee.ru/news/rossiya-idet-protiv-espch-pohishhenie-bezhentsa-iz-tadzhikistana/

21. Сайт Всемирного Банка. Раздел Таджикистан [Электронный ресурс].URL: https://data.worldbank.org/country/tajikistan

22. Сайт ЦБ РФ. Раздел Статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr. ru/statistics/Default.aspx?Prtid=tg

23. Сайт МВД РФ. Статистические сведения по миграционной ситуации. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya

24. Сайт Представительства Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации по миграции. [Электронный ресурс]. URL: http://tajmigration.ru/

25. Таджикистанцы продолжают превращаться в россиян. Материал статьи Медиа группы «ASIA-Plus» [Электронный ресурс]. URL: https://news.tj/ru/news/tajikistan/ society/20190411/tadzhikistantsi-prodolzhayut-prevratshatsya-v-rossiyan

26. Таджикистан увеличивает экспорт женских трудовых мигрантов. Электронное издание DW на русском языке. [Электронный ресурс].URL: https://www.dw.com/ru/ (Дата обращения 17.06.2019 г)

27. Таджикские мигранты ежемесячно оставляют в России 145 167 000$. [Электронный ресурс].URL: http://www.aif.ru/society/32245 (Дата обращения 07/07/2019)

28. Фишор ба волидон - Ро^и нави даъвати чавонон ба артиши Точикистон. Материал Радио Свободная Европа/Радио Свобода на таджикском языке [Электронный ре-сурс].URL: https://www.ozodi.org/a/tajik-army-illegal-inscription-asia-migrants/29885751. html

29. Ходибоев, Ф. А. Место и роль молодёжи в социальной структуре Таджикского общества : дисс.канд. философ. наук: 09.00.11./ - Душанбе, 2015. - 156 с.

30. Хонходжаев Ф.Т. «Институциональные проблемы миграционной системы: сравнительный анализ Российской Федерации и стран Средней Азии» Статья. Научно-общественный журнал «Наука. Культура. Общество» № 1. Стр.112

31. Шарофиддин Гадоев: Мое похищение является международным преступлением. Материал Радио Свободная Европа/Радио Свобода [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс].URL: https://rus.ozodi.org/a/29812121.html

32. Эксперты ООН изучили проблему исчезновения людей в Таджикистане. из материала Радио Свободная Европа/Радио Свобода [Электронный ресурс].URL: https:// rus.ozodi.org/a/30038651.html?fbclid=IwAR02kvcK0SMwclimpGET-5B4C6z0J2JicD-cNbrEOHtdBDWIfyGwwFzwSSc

33. International Organization for Migration (IOM). 2016. Migrant Vulnerabilities and Integration Needs in Central Asia. Root Causes, Social and Economic Impact of Return Migration. Regional Field Assessment in Central Asia 2016. Astana.

34. The Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) is a global network of investigative journalists. [Electronic resource].URL: https://www.occrp.org/en/ moneybymarriage/kidnapping-torture-and-freedom?fbclid=IwAR2lsbBN9ySuwnTdM-RNO_7TyEHzo4ke6OZ5l0rNerEMP07x-7E4w-t24GeI (date of the application 09.07.2019r)

35. U. S. Country Commercial guides. Tajikistan 2018. [Electronic resource]. URL https://www.export-u.com/CCGs/Tajikistan%202018%20CCG.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.