СО
о
CN Ю
S
0
01
<
GÛ О X Т
Оценка сотрудничества вузов и предприятий
Д. Ю. Баскакова,
старший специалист
по маркетингу Центра маркетинга
О. Ю. Белаш,
к. т. н., доцент, директор Центра маркетинга
Н. Г. Рыжов,
к. т. н., доцент, Управление инновационной деятельности, зам. проректора по научной работе
Я. С. Рясков,
директор Центра стратегического партнерства и инноваций
Е. Б. Ряскова,
инженер Центра маркетинга
marketing [email protected]
ФГАОУВО Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)
Всестороннее взаимодействие между университетами и реальным сектором экономики — важная составляющая развития университетов, предприятий, региона, страны. Проведенная комплексная оценка на основе экспертного опроса представителей российских вузов и предприятий позволила определить степень важности целей сотрудничества для его участников, а также перспективы развития взаимодействия. В исследовании проанализировано соотношение удовлетворенности партнеров сотрудничеством по таким направлениям как подготовка кадров, трудоустройство выпускников, взаимодействие в сфере науки и инноваций, оценены эффективность направлений сотрудничества и активность их применения. Сделан вывод о вкладе специализированного подразделения в достижение успешного стратегического партнерства. Результаты исследования позволили определить значимые барьеры в организации сотрудничества между университетами и предприятиями.
Ключевые слова: партнерство университетов и предприятий, направления сотрудничества, формы взаимодействия, эффективность сотрудничества, барьеры развития сотрудничества.
Наиболее значимые вопросы взаимодействия вузов и предприятий касаются подготовки и трудоустройства квалифицированных специалистов, сотрудничества в научной и инновационной сферах. Партнерство вузов и предприятий, основанное на объединении ресурсов: финансовых, материально-технических, кадровых, — это требование времени, целью которого является ускоренное развития участников взаимодействия, положительное влияние на развитие региона и страны в целом [1].
Для комплексной реализации потенциала вузов необходимы скоординированные усилия, как образовательных учреждений, так и основных потребителей результатов деятельности вузов — реального сектора экономики, и прежде всего самых многочисленных его субъектов — бизнес-организаций [2].
Взаимодействие вузов и предприятий основывается на сотрудничестве, предусматривающем взаимный интерес партнеров в решении целей своей организации. Долгосрочный характер такого сотрудничества
позволяет характеризовать его как социальное партнерство, построенное на четком распределении ролей, ответственности, долей участия, содержащего как социальные, так и экономические аспекты [3].
Имеющаяся литература по данному вопросу не дает однозначного видения приоритетных целей партнеров при развитии сотрудничества. В качестве целей образовательных учреждений отмечаются такие как опережающее развитие образования в смысле уровня технологий в вузах по сравнению с предприятиями [4], формирование у студентов компетенций, соответствующих требованиям работодателя, гарантированность трудоустройства выпускников [5].
Для предприятия в свою очередь особую значимость имеет кадровая политика, способствующая развитию конкурентоспособности предприятия [6], стремление к снижению затрат на содержание собственных образовательных центров, систему адаптации молодого работника к трудовой деятельности на предприятии, а также получении дополнительного ресурса для инновационной активности коллективов организаций [5].
При этом достаточно часто требования, предъявляемые к сфере образования со стороны производственных организаций, имеют текущий, чисто конъюнктурный характер. Односторонняя ориентация на эти требования приводит к утрате образовательными учреждениями стратегической перспективы [4]. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования взаимовыгодного сотрудничества между вузами и предприятиями.
С целью комплексной оценки взаимодействия вузов и предприятий с обеих сторон партнерства в 2015 г. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» провел исследование сотрудничества вузов и предприятий Северо-Западного региона путем анкетирования представителей вузов и предприятий, осведомленных в вопросах сотрудничества сторон. Распределение экспертов, принявших участие в опросе, по должностям представлено на рис. 1.
В опросе приняли участие более 100 экспертов из вузов и предприятий Северо-Западного региона.
В качестве задач исследования были выбраны следующие:
1) определение партнерами степени важности целей сотрудничества;
2) оценка партнерами удовлетворенности сотрудничеством;
3) оценка партнерами активности и эффективности сотрудничества;
4) выявление намерений партнеров расширять сотрудничество;
5) оценка влияния наличия специализированных подразделений по взаимодействию на сотрудничество партнеров;
6) анализ барьеров к развитию сотрудничества.
Определение партнерами степени важности целей сотрудничества
Респондентам было предложено проранжиро-вать перечень целей взаимодействия с партнерами (ранг 1 — наиболее приоритетная цель). Предлагаемый перечень целей для вузов и для предприятий различался. По ответам респондентов был вычислен средний ранг каждой цели.
На рис. 2 представлена оценка вузами и предприятиями целей взаимодействия.
Таким образом, основные цели взаимодействия вузов с предприятиями связаны с финансовым обеспечением вузов.
Рис. 1. Характеристика респондентов опроса
б - предприятия Рис. 2. Средний ранг целей взаимодействия
со
о с^
со сч о
< со
о
со
о с^
со сч о
Основная цель взаимодействия предприятий с вузами связана с улучшением кадрового состава предприятий.
Оценка партнерами удовлетворенности сотрудничеством
Оценка удовлетворенности сотрудничеством производилась по 3 направлениям:
• подготовка кадров;
• трудоустройство выпускников;
• наука и инновации.
На рис. 3 представлена оценка удовлетворенности обеих сторон сотрудничеством.
В целом удовлетворенность взаимодействием в вузах выше, чем на предприятиях. В области подготовки кадров удовлетворены взаимодействием 71% вузов и только 49% предприятий. Удовлетворенность взаимодействием в области трудоустройства выпускников высказали 72% вузов и только 39% предприятий. Существенно снижена удовлетворенность в области науки и инноваций: удовлетворены 36% вузов и 18% предприятий.
Оценка партнерами активности и эффективности сотрудничества
Оценка активности и эффективности направлений сотрудничества партнеров производилась по 4-балльной шкале (где 3 — высокая активность/ эффективность, а 0 — отсутствует активность/эффективность).
Удовлетворенность взаимодействием вуза с предприятиями по направлениям
I полностью удовлетворен скорее удовлетворен
отчасти удовлетворен, отчасти нет ■ скорее не удовлетворен ■ совсем не удовлетворен
Наука и инновации 4% 32% Трудоустройство выпускников Подготовка кадров
18« В
18%
9% | 14% 5%
14%
0%
20%
а — вузы
Удовлетворенность взаимодействием предприятия с вузами по направлениям
■ полностью удовлетворен скорее удовлетворен отчасти удовлетворен, отчасти нет I- скорее не удовлетворен
■ полностью не удовлетворен
Трудоустройство выпускников
Подготовка кадров
1 1 1 1 1
1% 14% 40% 34% 8%
7% 32% 35% 20% 6%
6% 43% 31% 16% ¡1%
---1-
20% 40% 60% 80% 100%
б - предприятия
Рис. 3. Уровень удовлетворенности партнеров сотрудничеством
С целью анализа соотношения активности и эффективности сотрудничества были построены карты по двум параметрам:
• уровень активности сотрудничества;
• степень эффективности сотрудничества. Оценка партнерами активности и эффективности
взаимодействия по направлениям сотрудничества показано на рис. 4.
По всем направлениям сотрудничества наблюдается средний уровень активности вузов, а эффективность сотрудничества по этим направления оценивается достаточно высокой (близко к граничному значению 2). Наиболее эффективным направлением сотрудничества с предприятиями вузы считают направление науки и инноваций.
В то же время взаимодействие предприятий с вузами по всем направлениям имеет низкий уровень активности. Аналогично вузам предприятия считают взаимодействие с вузами в указанных направлениях достаточно эффективными. Однако эффективность направления науки и инноваций предприятия оценивают ниже, чем вузы.
В исследовании анализировалось также соотношение удовлетворенности партнеров сотрудничеством и эффективности направлений сотрудничества. При
Подготовка кадров о О О Наука и инновации Трудоустройство
выпускников
,50 1,00 1 Степе 50 2 нь эффектив — вузы 30 2,50 3,00 ности
Трудоустройство вы О пускников О о Наука и Подготовка кадров инновации
,50 1,00 1,50 2,00 2,50 3,00
Степень эффективности
б - предприятия
Рис. 4. Соотношение активности и эффективности взаимодействия партнеров по направлениям сотрудничества
этом степень удовлетворенности рассчитывалась в соответствии со следующими значениями:
• полностью удовлетворен — 5 баллов;
• скорее удовлетворен — 4 балла;
• отчасти удовлетворен, отчасти нет — 3 балла;
• скорее не удовлетворен — 2 балла;
• совсем не удовлетворен — 1 балл. Соотношение удовлетворенности партнеров
взаимодействием и эффективности направлений сотрудничества иллюстрирует рис. 5.
Несмотря на то, что в целом удовлетворенность вузов сотрудничеством по всем направлениям выше среднего значения, в направлении науки и инноваций наблюдается сниженное значение удовлетворенности при повышенном значении эффективности, что может свидетельствовать о потенциале развития данного направления сотрудничества с предприятиями.
Для предприятий прослеживается прямая зависимость их удовлетворенности взаимодействия с вузами по направлениям и эффективности этих направлений. Чем выше удовлетворенность предприятий взаимодействием с вузами по направлению, тем выше они оценивают эффективность сотрудничества с вузами по данному направлению.
Подготовка о° Трудоустройстве выпускников кадров ® Наука и инновации
1,50 2,00
Степень эффективности
а - вузы
Подготовка кадров 0 О О Наука и инновации Трудоустройство выпускников
Степень эффективности
б — предприятия
Рис. 5. Соотношение удовлетворенности партнеров взаимодействием и эффективности направлений сотрудничества
Выявление намерений партнеров расширять сотрудничество
Расширять сотрудничество партнеры планируют по всем направлениям, что показано на рис. 6.
Приоритетным направлением расширения сотрудничества для вузов является направление науки и инноваций, что в значительной степени связано с основной целью взаимодействия — привлечением дополнительных финансовых ресурсов в вузы.
Аналогично приоритетными направлениями расширения сотрудничества для предприятий являются подготовка кадров и трудоустройство выпускников, что напрямую связано с основной целью взаимодействия — улучшением кадрового состава предприятий.
Доля предприятий, предполагающих расширять сотрудничество в направлении науки и инноваций, несколько меньше по сравнению с вузами — 63% против 82%.
В исследовании анализировалось также соотношение удовлетворенности партнеров сотрудничеством и их намерениями расширять сотрудничество (рис. 7). При этом доля удовлетворенных взаимодействием с партнерами включала тех, кто полностью удовлетворен и скорее удовлетворен сотрудничеством в указанном направлении (см. рис. 3).
Удовлетворенность вузов от сотрудничества по направлениям подготовки кадров и трудоустройству выпускников приблизительно равнозначна (71 и 72%, соответственно). При этом расширять сотрудничество в этих направлениях планирует более 80% вузов.
Удовлетворенность вузов от сотрудничества в направлении науки и инноваций в 2 раза ниже, чем в
Предполагаемые вузами направления расширения сотрудничества с предприятиями
100%
91%
86%
II
Наука и инновации Подготовка кадров Трудоустройство
выпускников
а - вузы
Предполагаемые предприятиями направления расширения сотрудничества с вузами
78% 76%
X 63%
о. с
с
Подготовка кадров Трудоустройство Наука и инновации выпускников
со
О
со N О
б — предприятия Рис. 6. Намерения партнеров расширять сотрудничество
со
о с^
со сч о
с!
о ш
1
ф с а. Ч!
20-
Трудоустройство
выпускников
О о
Подготовка кадров
О
Наука и инновации
Предполагаемое направление расширения сотрудничества с предприятиями (% вузов)
а - вузы
Подготовка кадров
О Трудоустройство выпускников О Наука и инновации
Предполагаемое направление расширения сотрудничества с вузами (% предприятий)
б - предприятия
Рис. 7. Соотношение удовлетворенности партнеров взаимодействием и намерениями расширять сотрудничество других направлениях (36% против 71-72%). При этом подавляющее большинство вузов (91%) намерены расширять сотрудничество с предприятиями в этой направлении.
У предприятий наблюдается прямая зависимость их удовлетворенности направлениями взаимодействия с вузами с предполагаемыми направлениями для расширения сотрудничества. Чем выше удовлетворенность предприятий взаимодействием с вузами по направлению, тем больше намерение дальнейшего расширения сотрудничества с вузами по данному направлению.
Оценка влияния наличия специализированных подразделений по взаимодействию на сотрудничество партнеров
Наличие специализированного подразделения по взаимодействию с партнерами иллюстрирует рис. 8.
Почти в половине вузов (44%) имеются специализированные подразделения, занимающиеся вопросами взаимодействия с предприятиями. В то же время более 60% предприятий, участвующих в опросе, отметили, что они имеют специализированные подразделения, занимающиеся вопросами взаимодействия с вузами.
Влияние наличия специализированного подразделения по взаимодействию на удовлетворенность
б - предприятия
Рис. 8. Распределение партнеров по наличию специализированного подразделения по взаимодействию
сотрудничеством показано на рис. 9, где доля удовлетворенных взаимодействием включала тех, которые полностью удовлетворены и скорее удовлетворены сотрудничеством в указанном направлении.
Из рис. 9 видно, что отсутствие специализированного подразделения в вузе по сотрудничеству с предприятиями снижает степень удовлетворенности взаимодействием в области трудоустройства выпускников и, особенно, в области науки и инноваций. В направлении подготовки кадров разница в степени удовлетворенности не столь существенна.
Отсутствие на предприятии специализированного подразделения по сотрудничеству с вузами существенно снижает степень удовлетворенности взаимодействием в области подготовки кадров и трудоустройства выпускников. В направлении науки и инноваций разница в степени удовлетворенности не столь существенна.
Влияние наличия специализированного подразделения по взаимодействию на намерение расширять сотрудничество показано на рис. 10.
Как вузы, так и предприятия, имеющие специализированное подразделение по взаимодействию с вузами, в большей степени предполагают расширять сотрудничество, особенно в области подготовки кадров.
Анализ барьеров к развитию сотрудничества
В ходе проведенного исследования представителям вузов и предприятий было предложено оценить имеющиеся барьеры развития сотрудничества путем выбора основных барьеров — не более 5 из 16 предложенных вариантов.
Намерение расширения сотрудничества с предприятиями по направлениям
-имеется спец. подразделение
отсутствует спец. подразделение 92%
Подготовка кадров
Трудоустройство Наука и инновации
выпускников
а - вузы
Намерение расширения сотрудничества с вузами по направлениям
-имеется спец. подразделение
-отсутствуетспец. подразделение
б — предприятия
Рис. 9. Влияние наличия специализированного подразделения по взаимодействию на удовлетворенность сотрудничеством
На рис. 11 показано распределение ответов представителей вузов и предприятий.
Как видно из рис. 11, вузы и предприятия по-разному оценили значимость барьеров к развитию сотрудничества.
Для большей наглядности на рис. 12 иллюстрируется значимость наиболее существенных барьеров взаимодействия, как для вузов, так и для предприятий. При этом под существенными понимаются барьеры, выделенные более 40% опрошенных вузов или предприятий.
В отношении наиболее существенных барьеров развития взаимодействия позиции вузов и предприятий сходятся — более 50% вузов и предприятий выделили такие барьеры как:
• недостаточность государственной поддержки взаимодействия;
• отсутствие налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в образование.
При этом для вузов также существенными являются такие барьеры как:
• отсутствие долгосрочной кадровой политики предприятий;
• бюрократические проблемы взаимодействия с вузами как государственными учреждениями;
• недостаточная активность предприятий.
В то же время для предприятий существенными барьерами являются:
• недостаток информации о деятельности партнеров;
• недостаточная активность вузов.
Несмотря на то, что на государственном уровне в настоящее время существует ряд нормативно-правовых документов, стимулирующих взаимодействие (ФЗ № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако-
Подготовка кадров
Трудоустройство выпускников
Наука и инновации
б - предприятия Рис. 10. Влияние наличия специализированного подразделения на намерение расширения сотрудничества
нодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», Постановление Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»), вузы и предприятия считают данный барьер наиболее значимым.
Обе стороны партнерства считают, что введение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в образование, повысит уровень взаимодействия вузов и предприятий.
Подчеркнем, что ряд существенных барьеров взаимодействия находится в информационно-коммуникативном пространстве (недостаточная активность вузов, предприятий и недостаток информации о деятельности партнеров). При этом возможности по устранению данного барьера имеют обе стороны партнерства.
Заключение
Проведенное исследование сотрудничества вузов и предприятий, несмотря на различие целей взаимодействия, выявило заинтересованность сторон в продолжении и расширении сотрудничества по всем направлениям: подготовка кадров, трудоустройство выпускников, наука и инновации.
Однако приоритетным направлением расширения сотрудничества для вузов является наука и инновации
со
о с^
со сч о
CD
О CN
со N о
J <
со
о
Недостаточность государственной поддержки взаимодействия
Отсутствие долrocDочной кадровой политики предприятий © ® Отсутствие налоговых льгот для предприятий, инвестиоуюших в обоазование
Бюрократические проблемы взаимодействия с вузами как государственными учреждениями ^ ® Недостаточная активность предприятий оо
о
о о Недостаток информации о деятельности партнеров ©
о о о ® Недостаточная активность вузов
- предприятия
Рис. 11. Оценка партнерами барьеров развития сотрудничества
(более 90% вузов), а для предприятий — подготовка кадров и трудоустройство выпускников (более 75% предприятий).
Сниженное значение удовлетворенности взаимодействием в области науки и инноваций при высоком значении эффективности этого направления свидетельствует о потенциале развития данного направления сотрудничества вузов с предприятиями.
При этом дальнейшее налаживание процесса взаимодействия может быть организованно с учетом реализации следующих действий.
• Со стороны государства: расширение предоставления различных форм государственной поддержки взаимодействия вузов и предприятий; предусмо-трение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в образование.
• Со стороны предприятий: увеличение активности по взаимодействию с вузами; обращение внимания на долгосрочность кадровой политики предприятия.
• Со стороны вузов: увеличение активности по взаимодействию с предприятиями; устранение
Значимость барьера для предприятия (в %)
Рис. 12. Значимость барьеров взаимодействия вузов и предприятий
недостатка информации у предприятий о возможностях партнерства с вузами. Для обеих сторон партнерства целесообразно наличие и активная работа специализированного подразделения по взаимодействию, что оказывает положительное влияние на налаживание процесса сотрудничества.
(Продолжение следует) Список использованных источников
1. В. М. Кутузов, О. Ю. Белаш, А. В. Муравьев, М. С. Попов, Н. Г. Рыжов, и др. Инструменты стратегического партнерства университетов и предприятий. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2015. - 320 с.
2. С. В. Матюкин, И. Г. Кревский. Формы и механизмы сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области образовательной и инновационной деятельности/современные проблемы науки и образования. №6. 2013. http://www. science-education.ru/ru/issue/view?id=113#theme8.
3. И. А. Дементьев. Проблемы социального партнерства высшей школы и бизнес-сообщества. М., 2012. - 213 с.
4. И. А. Лиман. Формирование новой модели организации взаимодействия вузов с производством в современной экономике// Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. № 5. 2004.
C. 117-123.
5. И. В. Котляревская, Ю. А. Мальцева, О. Ю. Яценко. Маркетинговый механизм взаимодействия вуза и предприятия: инновационный подход//Университетское управление: практика и анализ. № 6. 2010. С. 22-27.
6. Г. П. Сорокина. Направление взаимодействия вузов и промышленных предприятий//Транспортное дело России. № 4. 2008. С. 103-104.
The Assessment of University and Business Cooperation
D. Yu. Baskakova, Senior Marketing Specialist, Marketing Centre. O. Yu. Belash, PhD, assistant professor, Director Marketing Centre. N. G. Ryzhov, PhD, assistant professor, Innovation Division, Deputy Vice Rector for Research. Ya. S. Ryaskov, Director Centre for Strategic Partnership and Innovations. E. B. Ryaskova, engineer Marketing Centre.
(Saint Petersburg Electrotechnical University «LETI») Full engagement between universities and the real sector of economy is an important part of the development of universities, industry, region and country. The integrated assessment on the basis of expert poll has helped identify the importance of cooperation goals for the parties and also the prospects for the development of the cooperation. The research analyses the satisfaction of the parties with the cooperation in the following areas: staff training, graduate employability, interaction in the area of science and innovations. The effectiveness and frequency of use of these areas are assessed. The contribution of the specialized unit to creating a successful partnership was found to be important. The research has revealed key barriers to setting up cooperation between universities and enterprises.
Keywords: include partnership between universities and enterprises, areas of cooperation, forms of interaction, effectiveness of cooperation, barriers to cooperation.