Научная статья на тему 'Основные характеристики международных сетей университетов'

Основные характеристики международных сетей университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1186
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ВУЗАМИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СЕТИ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION / UNIVERSITY COOPERATION / UNIVERSITY NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меликян Алиса Валерьевна

Представлены результаты исследования 27 действующих международных сетей университетов, созданных в разные годы и объединяющих 1119 организаций-членов из 117 стран. Выявлены и описаны основные характеристики этой формы межвузовского партнерства, такие как обстоятельства создания, географическое расположение партнеров, типы организаций-партнеров, статусы партнеров, барьеры на входе для новых участников, специализация деятельности, финансирование, руководство, формы взаимодействия. Проанализирована включенность в международные сети университетов разных стран, в частности ведущих российских вузов. Исследование основано на анализе информации о действующих международных сетях университетов, размещенной на их официальных веб-сайтах и в открытом доступе в Интернете: ежегодных отчетов о деятельности международных сетей университетов, их стратегических планов развития, текстов договоров о сотрудничестве между партнерами, интервью представителей вузов и координаторов сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Features of International University Networks

We present results of a study of 27 existing international university networks created in different years and comprising 1,119 member organizations from 117 countries. We have analyzed information both posted on their official websites and publicly available online, as well as annual reports on activities of international university networks, their strategic development plans, texts of partnership agreements, interviews with representatives of network partners and coordinators. We have identified and described the key features of international university networks as a form of inter-university partnership: pre-requisites for establishment, geographical location of partners, types of partner organizations, status of partners, entry barriers for new partners, specialization profiles, financing of activities, management of activities, forms of partner cooperation. We have also analyzed engagement of higher education institutions of different countries in the international university networks, particularly membership of the leading Russian universities in such networks and in other international educational associations. It appears that Russian universities are represented insufficiently in the international university networks. Accession is a challenging task that will require universities to apply considerable efforts, both organizational (overcoming entry barriers, negotiating with networks managers and partners, ensuring a certain level of openness in activities of the university, meeting the network requirements, performing the tasks assigned to network members on time) and financial (entry and annual fees, business traveling). Collaboration with foreign universities through network interaction will promote internationalization and quicker innovation of Russian universities, as well as learning of new working techniques and accumulation of resources and knowledge.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики международных сетей университетов»

Основные характеристики международных сетей университетов

А. В. Меликян

Статья поступила в редакцию в апреле 2014 г.

Меликян Алиса Валерьевна

магистр, M. Sc., старший преподаватель кафедры архитектуры программных систем НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: amelikyan@hse.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования 27 действующих международных сетей университетов, созданных в разные годы и объединяющих 1119 организаций-членов из 117 стран. Выявлены и описаны основные характеристики этой формы межвузовского партнерства, такие как обстоятельства создания, географическое расположение партнеров, типы организаций-партнеров, статусы партнеров, барьеры на входе для новых участников, специализация деятельности, финансирование,

руководство, формы взаимодействия. Проанализирована включенность в международные сети университетов разных стран, в частности ведущих российских вузов. Исследование основано на анализе информации о действующих международных сетях университетов, размещенной на их официальных веб-сайтах и в открытом доступе в Интернете: ежегодных отчетов о деятельности международных сетей университетов, их стратегических планов развития, текстов договоров о сотрудничестве между партнерами, интервью представителей вузов и координаторов сетей.

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация,сотрудничество между вузами, университетские сети.

Современные активно развивающиеся вузы стремятся укрепить и усилить свои конкурентные позиции на международном образовательном рынке. Одним из средств достижения этой цели является развитие стратегического партнерства с другими вузами, в частности в форме сетевого взаимодействия. Сетевое сотрудничество позволяет достичь синергетического эффекта за счет объединения комплементарных компетенций и ресурсов партнеров, ускорить процесс согласования и принятия многосторонних решений, повысить оперативность реагирования на нововведения и изменения внешней среды, организовать систему информационно-консультационной взаимопомощи и создает основу для длительных доверительных отношений [Амеленков и др., 2006; Апевалова, 2013; Гибсон, Афонин, 2005; Дорожкин, Давыдова, 2013].

100

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

Сетевая организация деятельности в сфере высшего образования может быть использована как для повышения согласованности и эффективности работы подразделений и филиалов одного вуза, так и для межвузовского взаимодействия на региональном, страновом и международном уровнях [Заякина, Ромм, 2013; Неретина, 2013; Чучалин, Петровская, Чернова, 2013; Beerkens, 2002; Beerkens, 2004].

Сетевые формы взаимодействия активно внедряют в своем сотрудничестве российские вузы. По мнению ряда исследователей, сетевое взаимодействие вузов — одно из перспективных направлений развития российского образования, позволяющее эффективно использовать объединенные ресурсы партнеров [Капустин, 2008] и повысить конкурентоспособность системы высшего образования в целом [Шимко, 2009].

Ассоциацию создали, в частности, вузы, победившие в конкурсе Министерства образования и науки РФ. Программа финансовой поддержки ведущих университетов страны для улучшения их позиций в международных рейтингах—одна из последних инициатив по государственной поддержке развития высшего образования. В Указе Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»1 отмечено, что необходимо «обеспечить <...> вхождение к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Для выполнения Указа в 2013 г. был организован конкурс среди российских вузов на получение государственной финансовой поддержки для их раз-вития2. По результатам конкурса были отобраны 15 вузов, которые получили субсидии Министерства образования и науки РФ. Это вузы разной специализации из шести федеральных округов страны^.

В феврале 2014 г. состоялась встреча ректоров 15 вузов — участников программы. Обсуждались, в частности, перспективы сетевого взаимодействия, и было решено объединиться в ассоциацию, «чтобы вузы — участники программы могли сообща взаимодействовать с внешним миром». Партнерство позволит университетам делиться опытом, создавать совместные образовательные программы, обмениваться лучшими практиками 1 2 3

1 http://kremlin.ru/news/15236

2 Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» минобрнауки.рф/до-кументы/3208

3 минобрнауки.рф/новости/3503

http://vo.hse.ru

101

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

и вместе преодолевать имеющиеся ограничения для достижения основной цели4.

Все вузы — победители конкурса в планах мероприятий по повышению конкурентоспособности на 2013-2020 гг. предусмотрели реализацию партнерских программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов. В частности, НИУ ВШЭ планирует «включение в международные сети и консорциумы, в том числе формирование институциональных партнерств с зарубежными университетами»^, а Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского намерен принимать «активное участие в формировании региональных и международных университетских сетей»6.

Перед ведущими российскими вузами стоит задача разработать такие стратегии вхождения в межуниверситетские сети, которые способствовали бы наиболее эффективному использованию механизма партнерства для повышения конкурентоспособности вузов. Чтобы войти именно в те сети, сотрудничество с которыми отвечает интересам вуза, необходимо хорошо представлять себе основные характеристики межуниверситетских сетей, функционирующих в российском и мировом образовательном пространстве: историю их создания и развития, типы сетей и их особенности, приоритетные направления деятельности каждой из них, условия вступления в сеть, организацию взаимодействия партнеров, преимущества, которые дает участие в сети, и связанные с ним издержки.

Международные сети университетов (МСУ) имеют столетнюю историю. Первая организация такого типа, Ассоциация университетов Содружества (Association of Commonwealth Universities), была создана в 1913 г. Интенсивное развитие МСУ началось в 1990-е годы. Эти партнерства носят разные названия — ассоциации (associations), объединения (unions), консорциумы (consortia), сети (networks). Все эти организации объединяют три или более вузов из разных стран мира для длительной совместной работы по разным направлениям.

4 Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия /Официальный веб-сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» http://www.hse.ru/news/ avant/111764634.html

5 План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики"» на 2013-2020 гг. (I этап — 2013-2014 гг.) hse.ru/ data/2013/12/25/1341409002/ДК НИУ ВШЭ^осх

6 Официальный веб-сайт Национального исследовательского университета «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского http://www.unn.ru/general/brief.html

102

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

В данной работе представлены результаты исследования действующих МСУ, созданных в разные периоды времени. Проанализировано участие ведущих российских вузов в этих МСУ и других международных образовательных объединениях. Выявлены общие характеристики МСУ, их особенности, условия вступления в них, стоящие перед ними цели и организация взаимодействия партнеров.

Отбор МСУ для участия в исследовании проводился по следующим критериям:

• включают три вуза или более;

• включают вузы из двух или более стран мира;

• заключены договоры о сотрудничестве между партнерами, в которых отражены их права и обязанности;

• в официальных документах указано, что МСУ работает на основе сетевого взаимодействия;

• созданы на длительный (более одного года) или неограниченный срок;

• организована структура управления сетью;

• регулярно обновляется информация о деятельности МСУ на ее официальном веб-сайте, размещенном в открытом доступе в Интернете.

Информационная база исследования — материалы, размещенные на официальных веб-сайтах МСУ и в Интернете:

• ежегодные отчеты об их деятельности;

• стратегические планы развития;

• тексты договоров о сотрудничестве между партнерами;

• интервью представителей партнеров и координаторов сетей.

В соответствии с этими критериями были отобраны 27 МСУ. Девять из них созданы до 1991 г., одиннадцать — в период с 1991 по 2000 г., семь — после 2000 г. Две сети объединяют небольшое количество участников (менее 11), семь сетей очень многочисленны (более 50 вузов), большинство же сетей (18) включают от 11 до 50 организаций. Девять сетей объединяют вузы из небольшого количества стран (до 11), 16 сетей — средние по размеру: они включают организации из 11-30 стран, две сети очень крупные, в них входят вузы из 30 и более стран.

В рассмотренных МСУ участвуют 1119 организаций-членов7 из 117 стран. Из рис. 1 видно, что лидерами по числу вузов, уча-

7 Если организация включена в несколько МСУ, то она учитывается в расчетах столько раз, в скольких МСУ она состоит.

1. Описание выборки

http://vo.hse.ru

103

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. 1. Включенность в МСУ организаций из разных стран (число организаций)

Испания Италия Китай Франция Великобритания Россия Германия Украина Турция Таиланд Польша Австрия Бельгия США Румыния 67 61 60 40 39 37 33 32 30 29 29 27 26 25 24

Рис. 2. Географическое положение российских вузов, входящих в МСУ (число вузов)

Москва Санкт-Петербург Саратов Великий Новгород Краснодар Томск Астрахань Калининград Новочеркасск Псков Ростов-на-Дону со LO со см см см

2. Характеристики ствующих в МСУ, являются европейские страны. Россия находится на 6-м месте. В 11 МСУ входят 34 российские организации: 27 вузов из девяти городов (три вуза входят каждый в две сети) и семь кафедр ЮНЕСКО, расположенных на территории России. 13 из 27 вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге (рис. 2). Из 15 вузов — участников государственной программы повышения международной конкурентоспособности только три входят в рассмотренные в исследовании МСУ. Девять из них включены в одну или несколько международных ассоциаций или сетей вузов, не вошедших в нашу выборку.

международных сетей университетов К основным характеристикам МСУ относятся обстоятельства создания, географическое расположение партнеров, типы ор-

104

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов к*Я

Рис. 3. Характеристики международных сетей университетов

Формы

взаимодействия

Руководство партнеров

деятельностью....

Финансирование

деятельности

Специализация

деятельности

Характеристики международных сетей университетов

Обстоятельства

создания

Географическое

расположение

партнеров

Барьеры •••■ на входе для новых партнеров

........Типы

организаций-Статусы партнеров партнеров

ганизаций-партнеров, статусы партнеров, барьеры на входе для новых участников, специализация деятельности, финансирование, управление, формы взаимодействия партнеров (рис. 3).

МСУ создаются по инициативе вузов-партнеров, по инициативе необразовательных организаций или в результате объединения действующих образовательных сетей.

В первом случае создание МСУ — это, как правило, естественное продолжение длительного и плодотворного сотрудничества вузов, в результате которого они приходят к выводу о необходимости институционализировать существующие связи. Тем самым они создают условия для более эффективного взаимодействия друг с другом и с новыми университетами-партне-рами, а также получают возможность привлекать к сотрудничеству промышленные и некоммерческие организации, выступать с предложениями от имени сети, заниматься фандрайзингом для реализации совместных проектов и проч. Такие МСУ зачастую представляют собой самоорганизующиеся и динамично развивающиеся партнерства. Примерами МСУ, созданных по инициативе нескольких партнеров, являются Институциональная сеть университетов из столичных городов Европы (Institutional Network of the Universities from the Capitals of Europe), созданная с целью интеграции университетов из Центральной и Восточной Европы в европейское пространство высшего образования, и Лига европейских исследовательских университетов (League of European Research Universities), цель которой — развитие фундаментальных исследований в университетах Европы.

Многие МСУ созданы по инициативе или при участии государственных органов или необразовательных организаций:

2.1. Создание МСУ

http://vo.hse.ru

105

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2. Географическое расположение партнеров • Глобальная сеть университетов для инноваций (Global University Network for Innovation) создана ЮНЕСКО, Университетом Организации Объединенных Наций (United Nations University) и Технологическим университетом Каталонии (Technical University of Catalonia) после Всемирной конференции по высшему образованию, организованной ЮНЕСКО в 1998 г., с целью продолжить и облегчить реализацию основных решений, принятых в ходе конференции; • Университетская сеть превосходства в области атомных технологий (University Network of Excellence in Nuclear Engineering) создана по инициативе правительства Канады с целью обеспечить подготовку университетами страны квалифицированных инженеров и исследователей, специализирующихся в области атомных технологий; • Международный стратегический технологический альянс (International Strategic Technology Alliance) создан и функционирует при значительной поддержке Министерства образования Китая. Основная цель альянса—усиление мировой конкурентоспособности ведущих технологических вузов Китая. В результате слияния действующих партнерств созданы, например, Европейская ассоциация университетов и АвстралийскоКитайская наносеть. Европейская ассоциация университетов (European University Association) возникла при объединении Ассоциации европейских университетов (Association of European Universities) и Конфедерации конференций ректоров ЕС (Confederation of European Union Rectors’ Conferences). Австралийско-Китайская наносеть (The Australia-China NanoNetwork) была создана на базе двух МСУ — Австралийской технологической сети университетов (Australian Technology Network of Universities) и Международного стратегического технологического альянса (International Strategic Technology Alliance) — с целью совместной работы по определенным направлениям. На момент создания этой новой МСУ партнеры уже имели более чем 10-летнюю историю независимого существования. Это партнерство не предусматривает полного слияния двух сетей, а предполагает совместную работу по конкретному узкоспециализированному кругу вопросов с вовлечением лишь тех участников сети, которые непосредственно заинтересованы в данном сотрудничестве. По характеру географического расположения партнеров МСУ можно разделить на две основные группы: 1) МСУ, в которые входят вузы из разных стран и в которых отсутствуют ограничения в отношении территориального расположения кандидатов на вступление в сеть;

106

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

2) МСУ, образованные вузами из стран, расположенных на определенных территориях, например стран одного континента. Существуют сети, объединяющие университеты из столичных городов Европы (Institutional Network of the Universities from the Capitals of Europe), вузы государств ЮгоВосточной Азии (ASEAN University Network), университеты региона Балтийского моря (Baltic Sea Region Universities Network).

В некоторых МСУ наблюдается «асимметричность» территориального распределения участников. Например, в Международный стратегический технологический альянс (International Strategic Technology Alliance) входят 23 университета из Китая, два из Соединенного Королевства и один из США.

В рассматриваемых нами МСУ, как правило, партнерство заключается между вузами. В трех МСУ партнерами наряду с вузами выступают промышленные предприятия, правительственные или некоммерческие организации, исследовательские центры и другие организации.

Объединение в МСУ организаций разного типа дает ряд потенциальных преимуществ как вузам, так и необразовательным партнерским организациям. Так, более тесное взаимодействие с организациями реального сектора экономики позволяет университетам согласовывать образовательные программы с потребностями рынка труда, облегчает трудоустройство выпускников и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. В свою очередь, у организаций реального сектора появляется возможность оказывать влияние на программу обучения будущих специалистов и содействовать развитию в вузах прикладных исследований в областях, представляющих интерес для предприятий.

Включенность правительственных организаций в МСУ дает университетам шанс продвинуть идеи реформирования высшего образования на государственный уровень. Правительственные организации благодаря включенности в МСУ лучше представляют себе реальные потребности и сложности, с которыми сталкиваются вузы, что может способствовать разработке более эффективных мер государственной поддержки вузов для развития высшего образования в отдельной стране и в мире в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее распространенные типы статусов участников МСУ — полноправный партнер и ассоциативный партнер. В пяти из рассмотренных нами МСУ представлены партнеры с разными статусами.

Как правило, ассоциативные партнеры имеют право участвовать в мероприятиях и проектах сети, им обеспечен доступ к ре-

2.3. Типы

организаций-

партнеров

2.4. Статусы партнеров

http://vo.hse.ru

107

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.5. Барьеры на входе для новых партнеров

сурсам и услугам сети, они упоминаются во всех публикациях и материалах о сети. Но, в отличие от полноправных партнеров, они обычно не имеют права голоса при принятии стратегически важных решений относительно деятельности сети и не могут быть инициаторами и координаторами совместных проектов.

Ассоциативные партнеры через некоторое время могут стать полноправными. Например, в Ассоциации высших руководителей промышленности для Европы (Top Industrial Managers for Europe Association) существуют две категории участников: ассоциативные члены и активные члены. К категории ассоциативных членов относятся университеты, недавно вступившие в сеть. Чтобы перейти в категорию активных членов, университет должен в течение двух лет разработать и запустить программу двух дипломов, реализуемую совместно с университетами из двух разных стран, входящих в сеть. На третий год программа должна начать функционировать. Если эти требования не выполняются, участник исключается из сети.

Как правило, в МСУ предусмотрена возможность расширения числа партнеров. Руководство МСУ формулирует требования к характеристикам потенциальных кандидатов и определяет порядок действий, которые вуз-кандидат должен выполнить для включения в МСУ. Наиболее распространенные требования, предъявляемые к характеристикам вуза, касаются:

• вида (университет, академия, бизнес-школа и проч.);

• статуса (государственный/негосударственный);

• наличия аккредитации (национальной или международной);

• специализации (технический, гуманитарный и проч.).

Критериями отбора партнеров в МСУ могут быть достигнутые вузом результаты:

• в исследовательской деятельности;

• в учебной деятельности, например численность студентов и выпускников;

• в успешно функционирующих партнерствах с иностранными научно-образовательными организациями.

При оценке кандидатов на вступление в МСУ оцениваются целевые ориентиры развития вуза, отраженные в его стратегическом плане развития, например стремление к интернационализации научной и образовательной деятельности, намерение развивать партнерства с зарубежными вузами. Целевые ориентиры и ценности вуза не должны противоречить миссии, задачам и ценностям сети, предпочтение отдается тем кандидатам, чьи устремления совпадают с целями сети.

108

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

При рассмотрении кандидатуры того или иного кандидата руководство МСУ принимает во внимание возможности и ресурсы вуза, например может ли он организовать преподавание необходимого количества дисциплин на английском языке, достаточен ли его потенциал для участия в программах двух дипломов.

Есть сети, которые устанавливают определенные требования к географическому расположению кандидата, например в сеть могут быть включены только вузы из определенных стран или регионов мира. Руководство Международной сети университетов (International Network of Universities), принимая решение о включении в сеть нового партнера, оценивает степень изменения с его приходом равномерности географического расположения участников сети, кроме того, в данную сеть не могут входить более двух университетов из одной страны.

Существуют финансовые барьеры для желающих вступить в ту или иную МСУ, например первоначальный вступительный взнос, ежегодные членские взносы и прочие расходы, которые необходимы для полноценной работы в рамках МСУ.

Часто в МСУ действуют нормы, согласно которым вуз, имеющий намерение вступить в сеть, должен быть номинирован одним из действующих членов МСУ или должен быть партнером хотя бы одного из вузов — членов сети.

Вуз, имеющий намерение вступить в сеть, должен подготовить план работы в рамках сети, мотивационное письмо и документы, подтверждающие, что деятельность вуза и его цели не противоречат основным положениям устава сети, что его членство в сети будет способствовать ее развитию и он готов принимать активное участие в мероприятиях сети.

Решение о вступлении нового кандидата в МСУ, как правило, принимают руководящие органы сети по согласованию со всеми партнерами. Нередко в вуз-кандидат направляются представители сети для тщательного его изучения перед принятием решения о его включении в сеть. Также представители вуза-кандидата могут быть приглашены на мероприятия сети для участия в них, знакомства с представителями членов сети и презентации вуза-кандидата.

Существуют как узкоспециализированные сети, предусматривающие взаимодействие партнеров в решении ограниченного круга вопросов, так и сети, члены которых сотрудничают по широкому спектру разнообразных тем, а иногда и без каких-либо ограничений в отношении направлений совместной работы. Как правило, заявленная узкая специализация сети не предполагает жесткого ограничения взаимодействия по вопросам, выходящим за рамки специализации.

Пример узкоспециализированой сети — Европейская ассоциация университетов по вопросам дистанционного обучения

2.6. Специализация

деятельности

http://vo.hse.ru

109

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.7. Финансирование деятельности МСУ

2.8. Руководство деятельностью МСУ

2.9. Формы взаимодействия партнеров

(European Association of Distance Teaching Universities). Сеть продвигает открытое и дистанционное образование и электронное обучение во всем мире, поддерживая развитие этого направления деятельности в вузах — членах сети. Миссия сети — внести вклад в развитие европейского образовательного пространства, поддерживая и продвигая образовательные сети, созданные для гибкого обучения, обучения в течение всей жизни, формирования открытых образовательных ресурсов, совместных образовательных программ, виртуальной мобильности.

МСУ финансируются из трех основных источников: вступительных и ежегодных взносов участников сети; спонсорских или благотворительных взносов; государственных ассигнований.

Размер членских взносов может различаться в зависимости от статуса партнера. В рассмотренных МСУ размеры членских взносов для отдельного участника определяются на основании разных параметров, в частности:

• в зависимости от уровня социально-экономического развития страны, которую представляет участник;

• в зависимости от характеристик участника (годовой доход, показатель развития человеческого капитала);

• по решению руководящего органа сети. Например, генеральная ассамблея Институциональной сети университетов из столичных городов Европы устанавливает размер ежегодного членского взноса для каждого участника, не превышающий 10 000 евро.

Большинством МСУ управляют президент и (или) управляющий/ административный совет. В состав руководства зачастую входят представители университетов-партнеров. Как правило, основной задачей руководства сети является координация, поддержка и контроль деятельности партнеров. По результатам рассмотрения регулярных отчетов партнеров о деятельности в рамках сетевого сотрудничества руководство сети может вынести предупреждение о необходимости более активной работы в рамках партнерства и дать рекомендации о тех действиях, которые вуз мог бы предпринять для повышения эффективности своей работы в сети.

Существует широкий диапазон форм взаимодействия участников МСУ. Наиболее распространенные из них следующие:

• мероприятия, предусматривающие очные встречи: семинары, конференции, форумы, саммиты, взаимные ознакомительные визиты представителей вузов—участников МСУ;

• онлайн-общение: виртуальные семинары, видеоконференции;

110

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

• реализация совместных проектов: образовательных программ (в том числе дистанционных), исследовательских коммерческих проектов;

• обмен ресурсами: обмен преподавателями, сотрудниками и студентами, создание общих электронных библиотек, общей базы данных учебных дисциплин и образовательных программ, в том числе реализуемых дистанционно;

• создание новых совместных структур: лабораторий, исследовательских центров, специализированных высших школ;

• взаимодействие со сторонними организациями: фондами, промышленными предприятиями и проч.

На примере одной из включенных в исследование сетей — Консорциума, объединяющего естественно-научные и технологические университеты для организации образования и исследований (Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research)8, — рассмотрим организацию работы МСУ и результаты ее деятельности.

Сеть была основана в 1990 г. с целью совершенствования инженерного образования в Европе. В процессе развития сфера деятельности сети расширилась, и сегодня она функционирует в «треугольнике знаний», включающем образование, исследования и инновации. Сеть позиционируется как платформа для создания и поддержки проектов, направленных на подготовку нового поколения инженеров, обладающих лидерскими и предпринимательскими навыками.

В долгосрочной перспективе перед сетью поставлены следующие задачи:

• стать ведущей технологической сетью университетов, занимающейся организацией исследований, образования и инноваций в Европе;

• играть ключевую роль в развитии сообществ знаний и инноваций в Европе;

• стать одним из ведущих партнеров для промышленных предприятий Европы.

Сеть объединяет 19 университетов: 13 университетов из 11 стран Европы имеют статус полноправных членов, а шесть — статус ассоциативных членов сети (университеты из США, России8 9, Израиля, Китая, Бразилии и Канады).

8 http://www.cluster.org

9 Томский политехнический университет стал ассоциативным членом сети в 2005 г.

3. Пример

деятельности

МСУ

http://vo.hse.ru

111

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Руководство деятельностью сети осуществляет президент, являющийся президентом или ректором одного из вузов-членов. Президент сети переизбирается каждые два года. Его должность является персонализированной. Статус вуза, руководитель которого стал президентом сети, не меняется. В сети функционируют два руководящих органа: генеральная ассамблея и руководящий комитет.

Генеральная ассамблея утверждает направления деятельности сети и ежегодные отчеты о результатах работы. Членами генеральной ассамблеи являются первые лица вузов-членов. Руководящий комитет выступает с предложениями о развитии и расширении направлений деятельности и организует их реализацию. Членами руководящего комитета являются ректоры и президенты вузов-членов или их заместители.

Для выдвижения и оперативной реализации новых идей функционируют целевые группы, отделения и рабочие группы. Целевые группы в Консорциуме, объединяющем естественнонаучные и технологические университеты для организации образования и исследований,созданы для:

• организации сотрудничества между библиотеками вузов — членов сети;

• поддержки вузов-членов в подготовке и подаче заявок в научные фонды и международные организации на получение грантов для финансирования научно-исследовательских проектов;

• развития Китайско-Европейской образовательной платформы по инженерии SINO-EU. Образовательная платформа для содействия сотрудничеству между вузами Европы и Китая, ведущими подготовку специалистов в области инженерии, действует с 2010 г. В ее деятельности принимают участие вузы — партнеры сети и 18 ведущих университетов Китая. Основные направления деятельности платформы: поддержка талантов, обмен студентами, повышение квалификации преподавателей, разработка учебных материалов и сотрудничество в реализации научно-исследовательских проектов.

Отделения занимаются развитием четырех научных направлений: машиностроение, устойчивые энергетические системы, промышленная инженерия и гражданская инженерия.

Рабочие группы создаются для осуществления конкретных проектов с ограниченным периодом реализации, таких как развитие технологического предпринимательства, сотрудничество вузов с предприятиями.

В рамках образовательного направления реализуются программы двух дипломов (18 программ) и совместные образова-

112

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

тельные программы, получающие поддержку Европейского союза в рамках проекта «Эразмус Мундус» (19 программ).

Исследовательское направление деятельности сети в настоящее время представлено 17 совместными научно-исследовательскими проектами, среди которых «Разработка энергетических систем для мобильных устройств» и «Создание инновационной системы биотоплива для портативной электроники».

Инновационное направление включает 11 бизнес-проектов, нацеленных на решение прикладных задач и коммерциализацию результатов деятельности.

Оперативное взаимодействие партнеров происходит в режиме онлайн. Регулярно проводятся очные встречи в форме рабочих семинаров, совещаний, заседаний руководящих органов. Сеть активно взаимодействует с внешними партнерами, такими как Европейская комиссия и европейские промышленные предприятия.

Сетевые формы сотрудничества между вузами в последние годы активно развиваются: растет число межвузовских сетевых объединений и расширяются действующие сети за счет включения в них новых вузов-партнеров, научных и необразовательных организаций.

Анализ действующих МСУ показал, что российские вузы представлены в них недостаточно. Поскольку перед ведущими российскими университетами стоит цель налаживания партнерств с западными вузами и ассоциациями вузов, им необходимо предпринимать шаги для вхождения в различные МСУ. Это непростая задача, которая потребует от вузов значительных усилий — как организационных (преодоление входных барьеров, переговоры с руководством и партнерами сети, обеспечение определенной открытости деятельности вуза, адаптация к требованиям сети, своевременное выполнение задач, стоящих перед членами сети), так и финансовых (вступительные и ежегодные взносы, командировки). Сотрудничество с иностранными вузами в рамках сетевого взаимодействия будет способствовать интернационализации и ускорению инновационного развития российских вузов, освоению новых методов организации совместной работы, применяемой в сети, приобретению новых ресурсов и знаний.

1. Амеленков А. А., Анисимова С. П., Аржанова И. В. и др. Организация сетевого взаимодействия вузов — участников Болонского процесса как основа управления интеграцией российской системы высшего профессионального образования в общеевропейскую: практика ор-

4. Заключение

Литература

http://vo.hse.ru

113

Л ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ганизации, цели, функции, структура, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 58-70.

2. Апевалова З. В. Организация деятельности консорциума педагогических университетов (вопросы методологии) // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 12. С. 113-119.

3. Гибсон М., Афонин А. Ю. Налаживание связей, развитие сетей взаимодействия и расширение сотрудничества: вызов для университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7. С. 36-44.

4. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия //Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11-17.

5. Заякина Р. А., Ромм М. В. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 118124.

6. Капустин В. С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования. 2008. http://spkurdyu-mov.narod.ru/kkapustin.htmhttp://www.nature.com/news/2010/101020/ full/467897a.html

7. Неретина Е. А. Сетевое взаимодействие — основа динамичного развития вузов // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 128-133.

8. Чучалин А. И., Петровская Т С., Чернова О. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 3-10.

9. Шимко П. Д. Развитие региональных кластеров высшего профессионального образования в условиях глобализации // Экономика образования. 2009. № 4. С. 57-72.

10. Beerkens E. (2002) International Inter-Organisational Arrangements in Higher Education: Towards a Typology //Tertiary Education and Management. Vol. 8. No 4. P. 297-314.

11. Beerkens H. J.J.G. (2004) Global Opportunities and Institutional Embeddedness: Higher Education Consortia in Europe and Southeast Asia (PhD Dissertation, University of Twente, Enschede, the Netherlands). http://www.beerkens.info/files/phd.pdf

114

Вопросы образования. 2014. № 3

А. В. Меликян Г ■

Основные характеристики международных сетей университетов L.B

Список международных сетей университетов, рассмотренных Приложение в исследовании

Название МСУ на английском языке Электронный адрес веб-сайта МСУ

1 Global University Network for Innovation http://www.guni-rmies.net

2 Network of the Universities from the Capitals of Europe http://www.unica-network.eu

3 International Network of Universities http://www.inunis.net

4 Worldwide Universities Network http://www.wun.ac.uk

5 The Australia-China NanoNetwork http://www.atn.edu.au/Partners/ AustraliaChinaNanoNetwork

6 ASEAN University Network http://www.aunsec.org

7 Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research http://www.cluster.org

8 Baltic Sea Region Universities Network http://www.bsrun.org

9 CAMPUS EUROPAE http://www.campuseuropae.org

10 UTRECHT Network http://www.utrecht-network.org

11 League of European Research Universities (LERU) http://www.leru.org

12 Coimbra Group http://www.coimbra-group.eu

13 Compostela Group http://revistas.usc.es/gcompostela/en/ index.html

14 SGroup European Universities’ Network http://sgroup.be

15 Matariki Network of Universities http://www.matarikinetwork.com

16 Mediterranean Universities Union http://www.uni-med.net/index. php?lang=en

17 Universitas 21 http://www.universitas21.com

18 University Network of the European Capitals of Culture http://www.uneecc.org

19 Black Sea Universities Network http://www.bsun.org

20 International Research Universities Network http://www.irun.eu

21 Austrian South-East Asian University Partnership Network http://www.uibk.ac.at/asea-uninet

22 International Strategic Technology Alliance http://www.ista-net.net

23 Top Industrial Managers for Europe Association https://www.time-association.org

24 Academic Consortium for the 21st Century http://www.ac21.org

25 European Consortium of Innovative Universities http://eciu.web.ua.pt

26 Prime Networking http://www.primenetworking.eu/

27 European Association of Distance Teaching Universities http://www.eadtu.nl

http://vo.hse.ru

115

En

THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH

Key Features of International University Networks

Author Alisa Melikyan

M. Sc., Senior Teacher, Chair of Software Systems Architecture, National Research University — Higher School of Economics. Address: 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russian Federation. E-mail: amelikyan@hse.ru

Abstract We present results of a study of 27 existing international university networks created in different years and comprising 1,119 member organizations from 117 countries. We have analyzed information both posted on their official websites and publicly available online, as well as annual reports on activities of international university networks, their strategic development plans, texts of partnership agreements, interviews with representatives of network partners and coordinators. We have identified and described the key features of international university networks as a form of inter-university partnership: pre-requisites for establishment, geographical location of partners, types of partner organizations, status of partners, entry barriers for new partners, specialization profiles, financing of activities, management of activities, forms of partner cooperation. We have also analyzed engagement of higher education institutions of different countries in the international university networks, particularly membership of the leading Russian universities in such networks and in other international educational associations. It appears that Russian universities are represented insufficiently in the international university networks. Accession is a challenging task that will require universities to apply considerable efforts, both organizational (overcoming entry barriers, negotiating with networks managers and partners, ensuring a certain level of openness in activities of the university, meeting the network requirements, performing the tasks assigned to network members on time) and financial (entry and annual fees, business traveling). Collaboration with foreign universities through network interaction will promote internationalization and quicker innovation of Russian universities, as well as learning of new working techniques and accumulation of resources and knowledge.

Key words higher education, internationalization, university cooperation, university networks.

References Amelenkov A., Anisimova S., Arzhanova I. et al. (2006) Organizatsiya setevo-go vzaimodeystviya vuzov — uchastnikov Bolonskogo protsessa kak osno-va upravleniya integratsiey rossiyskoy sistemy vysshego professionalnogo obrazovaniya v obshcheyevropeyskuyu: praktika organizatsii, tseli, funktsii, struktura, perspektivy [Organization of Network Cooperation between Universities — Members of the Bologna Process as a Way to Manage Integration of the Russian Higher Professional Education System into the Common European Model: Organizational Experience, Goals, Functions, Structure, Prospects. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, no 1, pp. 58-70. Apevalova Z. (2013) Organizatsiya deyatelnosti konsortsiuma pedagogicheskikh universitetov (voprosy metodologii) [Organization of Activities of the Pedagogical University Consortium (Methodological Issues)]. Universitetskoye upravleniye: praktika ianaliz, no 12, pp. 113-119.

Beerkens E. (2002) International Inter-Organisational Arrangements in Higher Education: Towards a Typology. Tertiary Education and Management, vol. 8, no 4, pp. 297-314.

Beerkens H. J.J.G. (2004) Global Opportunities and Institutional Embeddedness: Higher Education Consortia in Europe and Southeast Asia (PhD Thesis). En-

116

Educational Studies. 2014. No 3

THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH

En

schede, the Netherlands: University of Twente. Available at: http://www. beerkens.info/files/phd.pdf (accessed 1 August 2014).

Chuchalin A., Petrovskaya T., Chernova O. (2013) Setevoye vzaimodeystviye obrazovatelnykh organizatsiy vysshego i srednego professionalnogo obra-zovaniya pri realizatsii programm prikladnogo bakalavriata [Networking Cooperation between Educational Organizations of Higher and Secondary Professional Education in Applied Baccalaureate Degree Programs]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no 11, pp. 3-10.

Dorozhkin Y., Davydova N. (2013) Razvitiye obrazovatelnykh uchrezhdeniy v khode setevogo vzaimodeystviya [Advancement of Educational Institutions during Networking Cooperation]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no 11, pp. 11-17.

Gibson M., Afonin A. (2005) Nalazhivaniye svyazey, razvitiye setey vzaimodeystviya i rasshireniye sotrudnichestva: vyzov dlya universitetov [Networking, Developing Networking Cooperation, and Expansion of Collaboration: A Challenge for Universities]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, no 7, pp. 36-44.

Kapustin V. (2008) Setevye vzaimodeystviya v vysshem professionalnom negosu-darstvennom obrazovanii kak put k innovatsionnoy modernizatsii rossiyskoy vysshey shkoly i povysheniyu konkurentosposobnosti negosudarstvenno-go sektora obrazovaniya [Networking Cooperation in Higher Professional Non-Public Education as a Way to Innovate and Modernize the Russian Higher School and to Increase Competitive Power of the Non-Public Education Sector]. Available at: http://spkurdyumov.narod.ru/kkapustin.htm (accessed 1 August 2014).

Neretina Y. (2013) Setevoye vzaimodeystviye — osnova dinamichnogo razvitiya vuzov [Networking Cooperation as a Foundation for Dynamic Development of Universities]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no 4, pp. 128-133.

Shimko P. (2009) Razvitiye regionalnykh klasterov vysshego professionalnogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii [Development of Regional Higher Professional Education Clusters in the Context of Globalization]. Ekonomika obrazovaniya, no 4, pp. 57-72.

Zayakina R., Romm M. (2013) Innovatsionny vuz kak subyekt setevogo vzaimodeystviya [Innovative University as a Subject of Networking Cooperation]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no 4, pp. 118-124.

http://vo.hse.ru

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.