Semakhin Evgeny Aleksandrovich, Ph.D., Associate Professor Egorov Evgeny Evgenievich, Ph.D., Associate Professor Mironov Nikita Alekseevich, student Chelnokov Alexander Sergeevich, undergraduate Golubev Alexey Alexandrovich, undergraduate
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKET RESEARCH OF DEMAND FOR FORGED PRODUCTS AND STRUCTURES FOR COUNTRY HOUSES
Annotation. The article presents the results of a marketing research conducted to study the demand for forged products and designs for country houses. The survey was conducted in the Nizhny Novgorod region in February 2020, 42 people were interviewed. The requirements for the type ofproduct, design, cost of metal structures and promotion options are shown. Key words: services; metal products, design, survey
УДК 656.2
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Хвощева Ирина Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: [email protected])
Структура логистической системы страны зависит от грамотного и эффективного развития транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной, так как транспортный фактор часто играет решающую роль при обосновании целесообразности торговой сделки. При логистическом управлении железнодорожным транспортом, необходимо учитывать различные условия, в том числе регионализацию страны, межрегиональную документацию и многие другие факторы. Роль транспорта определяется тем, что без перевозки невозможно существование самого грузопотока. Наличие мощного транспортного потенциала и современных транспортных средств предопределяет независимость хозяйствующих субъектов от конъюнктуры транспортных рынков, повышает их конкурентоспособность и способствует формированию программ лояльности для потребителей. В настоящее время для рынка России одним из наиболее перспективных способов доставки грузов между городами и регионами внутри страны является железнодорожное сообщение. В связи с чем, в статье рассмотрены факторы, влияющие на выбор вида транспорта, преимущества железнодорожного транспорта, проанализированы основные проблемы современной железнодорожной логистики России и отмечены действия, предпринятые государством к данному моменту времени. Также уделено внимание состоянию железнодорожной инфраструктуры и транспортному обеспечению страны.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная логистика, проблемы, грузоперевозки, железнодорожная инфраструктура.
Современный период развития экономических отношений характеризуется углублением и расширением межгосударственных связей и глобализацией рынков. Рост мировой торговли и всех ее составляющих напрямую зависит от оперативности и производительности логистики, занимающейся перемещением грузов по всему миру, при этом применяются разнообразные системы управления потоковыми процессами. К одной из таких систем относится транспортная логистика.
Современную транспортную инфраструктуру образно называют «кровеносной системой» предпринимательской деятельности. С ее помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов как внутри страны, так и в международном сообщении. Наличие надежных транспортных связей является необходимым и обязательным условием территорий, специализирующихся на производстве продукции, которая потребляется и за их пределами [1].
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
География товарообмена
Транспортные характеристики товаров
Объемы и партионность перевозки
Скорость, ритмичность и равномерность доставки груза
Степень сохранности груза
Затраты на транспортировку
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Организация внутренних перевозок по стране, а также осуществление импорта-экспорта продукции относится к компетенции предпринимателей. Важным моментом является стоимость перевозки, а именно, издержки связанные с ее организацией. В связи с чем, перед хозяйствующими субъектами встает, требующая нестандартного решения, задача: «каким образом следует доставить грузы до места их конечного потребления в кратчайшие сроки при оптимальных затратах». В основе решения данной задачи лежит принцип «вариативности», подразумевающий рассмотрение всех вероятных вариантов организации перевозки и возможности использования раз-
личных видов транспорта и транспортных средств, на выбор которых влияют факторы, представленные на рисунке 1.
Каждый из видов транспорта, с позиции логистического управления, имеет индивидуальные особенности, определяющие возможность его использования в логистической системе. Одним из наиболее перспективных направлений доставки грузов между городами и регионами внутри страны является железнодорожное сообщение. Следует отметить, что железнодорожный транспорт среди всех возможных видов, используемых для организации грузоперевозок, занимает второе место на рынке России, или 46% (рис.2).
Ж/Д общего пользования 46%
Актом обильный 50%
Воздушный J 1%
_______Внутренний
.Мореной водный
1%
2%
Рисунок 2 - Структура грузоперевозок по видам транспорта 2019 г. [2]
Рисунок 3 - Преимущества железнодорожного транспорта перед другими
видами
Данный вид транспорта имеет ряд преимуществ перед другими видами (рис.3).
Наряду с ключевыми преимуществами, не следует забывать, что у логистики, и особенно логистики железнодорожных перевозок, пока еще много проблем. И некоторые из них серьезно тормозят развитие отрасли.
Во-первых: показатель «насыщенности» размещения железных дорог России сильно отстает от таких же показателей в других странах (табл.1):
Таблица 1. Показатели распространения железных дорог в разных странах
Страна 2 2 м железных дорог на 1000 м территории
Россия 5,2
Украина 38,1
США 26
Франция 58,1
Германия 125
Российская Федерация имеет обширные территории. Поэтому, некоторые отдаленные районы страны вынуждены ждать поступление товаров достаточно длительный период времени, иногда достигающий несколько недель. Сложные климатические и погодные условия и высокая протяженность территории создают существенные проблемы [3] для возведения новых железнодорожных магистралей.
Во-вторых: в пропорциональном соотношении в наличии железнодорожных путей сообщения в разных районах нашей страны прослеживаются значительные провалы.
Например, северную железнодорожную инфраструктуру, по состоянию на сегодняшний день, следует признать неудовлетворительной. Значительная часть субъектов России, в принципе, не имеет железнодорожного сообщения с другими регионами, к ним относятся: Чукотка, Камчатка, Республика Тыва, Алтай и др. При этом центральные территории России перегружены железнодорожными артериями. Данные обстоятельства влияют на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, реализующих свою деятельность на внутреннем рынке. Следовательно, существует необходимость в осваивании территорий, имеющих логистический потенциал, так как его развитие позволит снизить затраты на товародвижение и повысить конкурентоспособность товаропроизводителей, что благоприятно скажется на развитии экономики страны.
В-третьих: существует высокая изношенность парка локомотивов.
По оценкам специалистов, средний износ железнодорожного транспорта в России составляет 74,9%, что не превышает критического уровня износа, равного 82% [4]. Для разрешения сложившейся ситуации правительство разработало программу «Обновления подвижного состава», которая предусматривает модернизацию уже имеющегося парка и поставки новых составов в размере около 800 единиц техники в год. Но таких мер, к сожалению, недостаточно, средний срок службы локомотивов составляет 30 лет, 80% срока эксплуатации всего ж/д парка превышает 25 лет.
В-четвертых: при организации грузопотока необходимо учитывать специфику железнодорожных перевозок.
В условиях железнодорожных путей применимы не все технологии, используемые в других видах транспорта. Их приходится проверять в реальной жизни, на пилотных проектах. Часто бывает так, что технологии, которые должны обеспечивать экономию, требуют на внедрение значительных инвестиций. Это связано с большой протяженностью железнодорожных путей, погодными условиями в России и другими особенностями. Например, распознать номер автомобиля проще, чем номера вагонов, а готовые решения от тех, кто работает с автоперевозками, в железнодорожной логистике неприменимы.
В-пятых: сложность внедрения онлайн-технологий.
Офлайн-датчики, то есть обычные КРГО-метки, стоят недорого и производители прикладывают их к вагонам просто так, как упаковку, не задумываясь, что владелец будет с этим датчиком делать. При этом сфера их применения очень узкая. В реальном времени вагон с офлайн-датчиком не отследить. Онлайн-датчик для отслеживания функциональнее, но гораздо дороже, и при его использовании возможно возникновение следующих проблем:
- как отмечалось ранее, в России очень большая протяженность железных дорог, и далеко не вся территория покрыта связью, поэтому держать вагон постоянно онлайн невозможно;
- в международном товародвижении вагоны пересекают границу, а на территорию ряда государств нельзя вывозить оборудование, которое излучает в эфир, это связано с лицензированием, получением разрешительных документов и др.
В идеале должен ставиться один датчик, который остается на вагоне по всему пути следования. Сейчас получается так, что если датчик установили в Китае, его нужно снять на границе с Россией, поставить новый российский датчик, снять его на границе с Европой и опять поставить новый. Данная процедура является дорогой и неэффективной, так как путь вагона неудобно отслеживать.
В-шестых: существует проблема безопасности данных, связанная с развитием интернета вещей.
В настоящее время не существует единых протоколов передачи данных и стандартов защиты информации. Возможность решить данную проблему сопряжена с определенными трудностями, связанными с преодолением прикладных задач, при решении которых вопросы безопасности уходят на второй план. При накоплении достаточной массы 1о11-устройств, проблема безопасности может усугубиться, и ее придется решать. Скорее всего, данный процесс начнется не с железнодорожной логистики, а с других отраслей - телекоммуникаций и индустрии развлечений, в которых интернет вещей внедряется давно и гораздо шире.
И наконец, отсутствуют универсальные документы для организации мультимодальных и международных перевозок.
Например, в морских перевозках есть коносамент - уникальный единый документ, позволяющий отслеживать маршрут груза, но не существует единого документа, который бы смог объединить морские, авиа-, ж/д и автоперевозки. В связи с чем, следует отметить, что пока не работает муль-тимодальность и непрерывное, бесшовное отслеживание груза. Для появления такого универсального документа необходимо провести согласование между следующими государственными структурами: налоговой инспекцией, федеральной таможней службой, министерством транспорта, портами и т. д.
В заключении следует обратить внимание на то, что спрос на услуги грузоперевозок железнодорожным транспортом значительно выше предложения. С помощью железнодорожного сообщения ежегодно перевозится около 1,2 млрд. тонн груза в год и около 150 тыс. контейнеров. Данный показатель можно увеличить в 1,5 раза при проведении модернизации имеющихся железнодорожных путей и реализации постановления Правительство РФ №1596 о развитии транспортной инфраструктуры РФ, что значительно изменит состояние не только внутреннего рынка логистических услуг, но и положение России на мировой арене.
Не смотря на то, что современная Россия остается одним из лидеров по расходам, направленным в сферу развития логистической инфраструктуры страны (примерно 20% ВВП на фоне показателей Европы, имеющей затраты ниже на 12-13% и Китая - ниже на 5%), лишь несколько процентов приходится на развитие железнодорожной логистики. Совокупные затраты, необходимые для улучшения состояния железнодорожной инфраструктуры, оцениваются в 1,7-2 трлн. рублей. Если не проводить никаких инвестиционных программ в данный сектор, то в течение нескольких лет потери ВВП страны составят 5,5-6,5 трлн. рублей [5]. Следовательно, инвестиции являются не только оправданными, но и необходимыми.
Также хочется отметить, что железнодорожная логистика является перспективным направлением развития российской логистической инфраструктуры, так как представляет собой наиболее безопасный и надежный сектор экономики, являющийся мало затратным. Грамотно построенная железнодорожная инфраструктура страны способна привести к решению задач, связанных с увеличением объема грузоперевозок и с повышением конкурентоспособности участников всех процессов товародвижения.
Список литературы
1. Рябинкина О. А., Суворова А. А. Новый Шелковый путь как результат происходящих интеграционных процессов на евразийском континенте // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Санкт-Петербург, 2019. С. 393-396
2. «Официальный сайт ФТС России». - URL: http//www.customs.ru
3. Вергун Т.А., Щербакова В.Э.. Суворова С.Д. Транспортно-логистическое развитие арктической зоны России // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. С 43-46.
4. Современное состояние железнодорожного транспорта в РФ. - URL: http//www. transport-exhibitions.com.
5. Росстат. - URL: https://showdata.gks.ru/report/280029/
Khvoshcheva I.A., student Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great ASSESSMENT OF THE STATE OF RAILWAY LOGISTICS IN RUSSIA Abstract. The structure of the country's logistics system depends on the competent and efficient development of transport infrastructure, including rail, as the transport factor often plays a crucial role in justifying the feasibility of a trade transaction. When managing railway logistics, various conditions must be taken into account, including the regionalization of the country, interregional documentation, and many other factors. The role of transport is determined by the fact that without transportation, the existence of the cargo flow itself is impossible. The presence of a powerful transport potential and modern vehicles determines the independence of economic entities from the conjuncture of transport markets, increases their competitiveness and contributes to the formation of loyalty programs for consumers. Currently, for the Russian market, one of the most promising ways to deliver goods between cities and regions within the country is by rail. In this regard, the article considers the factors that affect the choice of transport mode, the advantages of railway transport, analyzes the main problems of modern railway logistics in Russia and notes the actions taken by the state at this time. Attention is also paid to the state of the railway infrastructure and transport provision of the country.
Key words: rail transport, transport logistics, problems, cargo transportation, railway infrastructure.