Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений'

Оценка состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
310
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КУРСАНТЫ / A STATE OF HEALTH / PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронин Р. М.

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за его изменениями приобретает все большую актуальность, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, в том числе для курсантов военных образовательных учреждений. На основе исследований проводимых в Академии ФСИН России определены основные принципы оценки состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронин Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION OF THE STATE OF HEALTH OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The problem of estimating the state of individual health and the control of changes in its levels takes on more and more important urgency, especially for the persons subject to high psycho-emotional and physical duties, including the cadets of military educational institutions. On the basis of researches spent in the Academy of Law and Management of the RF Federal Service of Penalty Execution main principles of estimating the state of health of military educational institution cadets are defined.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений»

дования грудной клетки и живота, оценки целостности костей черепа, конечностей, таза и позвоночника.

Больные при поступлении в отделение разделяются на 3 потока. Первый поток - это пострадавшие, нуждающиеся в экстренном оперативном вмешательстве. После минимальной санитарной обработки больные направляются в операционно-реанимационный блок, состоящий из травматологической, нейрохирургической, трех общехирургических и эндохирургической операционных, соединяющихся через отдельные шлюзы с отделением анестезиологии и реанимации. Здесь выполняются операции реанимационного характера: остановка кровотечения; устранение факторов непосредственно угрожающих жизни. После чего, обследование пострадавшего продолжается в условиях операционной, либо пострадавшие, нуждающиеся в срочной интенсивной терапии или реанимации. Больные направляются в противошоковую палату, где с началом интенсивной терапии проводится необходимое обследование, манипуляции и неотложные операции диагностического и противошокового характера (блокады, пункции, диагностическая лапароскопия, торакоскопия, остановка наружного кровотечения). Последовательность данных лечебно-диагностических мероприятий определяется ответственным хирургом дежурной бригады врачей отделения травматологии. Противошоковая палата рассчитана на одновременное пребывание трех пострадавших. В условиях противошоковой палаты в экстренном порядке возможно выполнение общелабораторных методов исследования, УЗИ брюшной полости, диагностической торакоскопии и лапароскопии, рентгенологического исследования. Имеются наборы для плевральной пункции, торакоцентеза, люмбальной пункции, новокаиновых блокад, первичной хирургической обработки ран и открытых переломов, скелетного вытяжения, иммобилизации переломов аппаратами наружной фиксации. В третий поток входят пострадавшие, общее состояние которых позволяет выполнить обследование в условиях приемного отделения, которое имеет все необходимые возможности для обследования пострадавших, визуализации повреждений. отделения анестезиологии и реанимации. Второй поток - это

Всего в 2008 году в отделении травматологии №2 БСМП №2 выполнено 3309 оперативных вмешательства у 1539 больных, хирургическая активность составила 78,1%, осложнения отмечены в 11% случаев, послеоперационная летальность составила 4,09%. За 2008-2009 гг. основной объем пострадавших приходился на сочетанную травму: в 2008 г. - 371 чел. из 579 (64,1%), в 2009 году - 491 чел. из 723 (67,9%).

Общая летальность в отделении в 2008 году составила 5,2% и по сравнению с предыдущим периодом 2002-2007 гг. была результатом последовательного ее снижения (табл. 1).

Таблица 1

Динамика общей летальности травматологическом отделении №2 БСМП №2 г.Ростова-на-Дону

Год Общая летальность Продолжительность пребывания больного на койке

2002 7,9

2003 7,4

2004 7,1

2005 7,4 15,8

2006 6,8 15,7

2007 5,9 14,9

2008 5,2 14,8

Так, в 2002 году общая летальность в отделении имела величину 7,9% против 5,2% в 2008 году. В группе пациентов, поступавших в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, летальность в отделении травматологии №2 в 2008 году составила 19,8% . В среднем в РФ этот показатель равен от 17 до 27%, в США -19,5%, в странах Европейского союза - от 17 до 23% . Кроме того, существует тенденция снижения продолжительности пребывания больного на койке. Так, в 2005 году средняя длительность пребывания больного на койке в 2005 году составила 15,8 койко-дней, а в 2008 году - 14,8 койко-дня. Сокращение сроков пребывания достигнуто благодаря применению эндовиде-охирургических методов диагностики лечения травм груди и живота, ранней стабильной фиксации переломов с использованием современных методов у пострадавших с тяжелой сочетанной травмой и интенсивных реабилитационных мероприятий.

Таким образом, в результате грамотных организационных мер на догоспитальном и госпитальном этапе, изменения структуры травмоцентра, эффективность оказания медицинской помощи

лицам, пострадавшим в ДТП, на стационарном этапе динамично повышается. Практика концентрации пострадавших после ДТП в травмоцентрах специализированного назначения оправдывает себя. Выводы.

1. Основной организационной технологией оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на госпитальном этапе является концентрация их в специализированных травмоцентрах.

2. Структура травмоцентра подчиняется задаче оказания помощи пострадавшим от ДТП по трем потокам: пострадавшие, нуждающиеся в экстренном оперативном вмешательстве (опера-ционно-реанимационный блок); пострадавшие, нуждающиеся в срочной интенсивной терапии или реанимации (противошоковые палаты); а также пострадавшие, общее состояние которых позволяет выполнить обследование в условиях приемного отделения.

3. Разделение больных на потоки осуществляется дежурной бригадой из хирурга, травматолога и нейрохирурга сразу после поступления пациента в приемное отделение стационара.

Литература

1. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: [Монография] I Багненко С.Ф. [и др.]. - СПб., 2007.- 400 с.

2. Горяинов, М.И. Сравнение результатов лечения пострадавших с сочетанной травмой в условиях травматологических центров и лечебно-профилактических учреждений общего профиля I М.И. Горяинов!! Проблемы городского здравоохранения .СПб.: НИИХ СПбГУ, 2007.- Выпуск 12.- С. 78-85.

3. Дорожно-транспортный травматизм: Алгоритмы и стандарты оказания скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (догоспитальный этап) I Щербук Ю.А. [и др.] // [Монография].- 2-е изд., перераб. и доп7 Под ред. Щербука Ю.А., Багненко С.Ф., Стожарова В.В., Мирошниченко А.Г., Озерова В.Ф. - СПб., 2007. - 455 с.

THE EFFICIENCY OF INPATIENT MEDICAL ASSISTANCE TO PERSONS INJURED IN ROAD ACCIDENTS IN THE ROSTOV REGION

T.Y. BYKOVSKAYA Rostov Region Ministry of Health

The article analysis the effectiveness of inpatient medical assistance to persons injured in traffic accidents in the Rostov region. The main technology for medical assistance to persons injured in traffic accidents at a hospital point is their concentration in specialized trau-matology centres.

Key words: traffic injuries, medical assistance, combined injury.

УДК 371.7-057.87

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Р.М. ВОРОНИН*

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за его изменениями приобретает все большую актуальность, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, в том числе для курсантов военных образовательных учреждений. На основе исследований проводимых в Академии ФСИН России определены основные принципы оценки состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений.

Ключевые слова: состояние здоровья, донозологическая диагностика, курсанты.

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроля за его изменением на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В настоящее время, многочисленные исследователи, проводят активные теоретические и практические изыскания в этом направлении, используя различные методологические подходы. Само понятие «здоровье человека» является одним из наиболее важных в таких научных дисциплинах, как медицина, физиология, физическая культура и спорт, физиология труда, психология. Однако, несмотря на то, что в литературе распространено более 100 определений понятия «здо-

Академия права и управления ФСИН России, 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

ровье», таких как физическое здоровье, психическое здоровье, биологическое здоровье, индивидуальное здоровье, общественное здоровье и так далее [12], наиболее удачным и общепризнанным является термин, зафиксированный в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Тем не менее, сегодня, традиционным способом оценки здоровья индивидуума является выявление заболевания, а для популяции - изучение заболеваемости и смертности. То есть, в настоящее время, в практической медицине, оценка здоровья основана на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии. Однако, многим исследователям подобный подход кажется малоперспективным [4,9,10]. Одна из ведущих концепций здоровья принимает за основу теорию адаптации и учение о гомеостазисе [1,6]. Согласно данной концепции, функциональное состояние в процессе адаптации имеет два предельных значения - здоровье и болезнь, норму и патологию. Переход от здоровья к болезни связан со снижением его адаптационных возможностей, при этом возникает целый ряд переходных функциональных состояний - донозологи-ческих [6]. Использование системного подхода на основе теории функциональных систем, где функциональное состояние является продуктом интеграции различных физиологических функций организма и в качестве результата выступает наиболее эффективное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды [3,11], существенно расширяет границы возможностей диагностики индивидуального здоровья.

Практическое использование вышеизложенных концепций нашло свое отражение в космической медицине, где существует необходимость в точной дифференциации между уровнями здоровья, при наличии огромных психологических и физических нагрузок на здоровый (в общепринятом смысле) контингент [5]. Очевидно, что применение данного подхода к оценке здоровья групп схожих по особенностям профессиональной деятельности, в частности военнослужащих, наиболее перспективно.

В настоящее время, оценка здоровья учащихся военных образовательных учреждений является задачей имеющей важное практическое значение. С одной стороны сохранение здоровья молодежи является важнейшим условием благополучия современного общества и его прогрессивного развития. С другой -обеспечение Вооруженных Сил и других силовых ведомств здоровым контингентом, является основой национальной безопасности России.

Оценка здоровья курсантов военных образовательных учреждений имеет ряд особенностей, отличающих ее от оценки здоровья других групп молодежи. Во-первых, изначально более высокий уровень здоровья, отсутствие тяжелых хронических заболеваний, как результат медицинского отбора при поступлении в ВУЗ. Во-вторых, одинаковый режим труда и отдыха, питания, однотипность физических и психических нагрузок. В-третьих, постоянное пребывание курсантов на территории учебного заведения, особенности уставных взаимоотношений, что обеспечивает унификацию процедуры обследования. Представляется также очевидным, что с одной стороны - высокие физические и психические нагрузки, выполнение ответственных учебно-служебных задач, часто связанных с наличием боевого оружия, требуют как можно более ранней диагностики возникающих патологических состояний, а с другой стороны - оценка состояния здоровья только традиционными способами, при достаточно высоком его общем уровне, малоинформативна.

Учитывая вышеизложенное, оценка уровня здоровья курсантов, на наш взгляд, должна основываться на следующих основных принципах:

1. Использование методов исследований, позволяющих диагностировать донозологические отклонения в здоровье.

2. Комплексность оценки, т.е. данные традиционных медицинских осмотров и донозологической диагностики должны взаимодополнять друг друга.

3. Применение принципа минимальной достаточности, т.е. мониторинг здоровья не должен быть избыточным по своей структуре и по количеству проводимых диагностических процедур.

Для реализации данных принципов, в свете сегодняшних реалий организации служебной деятельности и материально-техническом состоянии военных образовательных учреждений, наиболее приемлемой с точки зрения практики, представляется

осуществление донозологической диагностики по трем направлениям: психодиагностика, математический анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), данные контрольных тестов по физической подготовке.

Психодиагностика. По данным Главного управления кадров и военного образования Минобороны России из числа юношей, поступающих в ВУЗы, более 40% составляют курсанты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профессиональной пригодности, то есть минимально соответствующие предъявляемым к ним требованиям и лишь условно рекомендуемые для обучения [8]. Вместе с тем, достаточно подробно изучено влияние психологической составляющей в возникновении дизадаптационных расстройств. Учитывая важность проблемы, в военных образовательных учреждениях существуют группы психологического отбора, психологические лаборатории, однако, активно функционирующие, как правило, лишь в период вступительных экзаменов и в других необходимых случаях (например, при заступлении курсанта в наряд). Для практического использования имеющихся психологических лабораторий, в структуре общей донозологической диагностики необходимо регулярное проведение психологического тестирования обучаемых и сопоставление полученных результатов с данными других обследований.

Математический анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР). Концепция использования ВСР в целях донозологической диагностики связана с представлением о сердечно-сосудистой системе как о чувствительном индикаторе адаптационных реакций всего организма. Сегодня, анализ ВСР определяют как, метод оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека и животных, в частности общей активности регуляторных механизмов, нейро- гормональной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы [2]. Многочисленными авторами признается высокая информативность анализа ВСР с целью оценки стрессовых реакций сердечно-сосудистой системы при физических и психоэмоциональных нагрузках, что во многом обусловлено исследованиями в области космической медицины [5].

Применение аппаратно-программных комплексов для анализа ВСР малозатратно и легко осуществимо в рамках регулярных медицинских осмотров курсантов военных образовательных учреждений.

Данные контрольных тестов по физической подготовке. Физическая подготовка курсантов военных образовательных учреждений рассчитана на весь период обучения и является важной составляющей освоения военной специальности. Учебный план предусматривает сдачу контрольных нормативов за учебный семестр (каждые полгода), что позволяет оценивать функциональное состояние учащихся в динамике. Так, снижение результатов может свидетельствовать об ухудшении функционального состояния испытуемого. Вместе с тем, без ущерба для учебного процесса, возможно использование стандартных функциональных проб, таких как Гарвардский степ-тест, тест PWC 170, ортостатическая проба, пробы Штанге, Генча и т.д., т.е. не требующих применения дорогостоящего оборудования, но вместе с тем, апробированных в многочисленных исследованиях. Широкие возможности оценки функционального состояния и адаптационных возможностей организма открывает комбинированное использование функциональных проб и анализа ВСР [7], что позволяет дать количественную характеристику понятия «физиологическая цена деятельности», то есть, позволяет осуществить стандартизацию достигаемого поведенческого результата по отношению к физиологическим тратам.

В наших исследованиях, проводимых в течении ряда лет с группой курсантов (104 человека) Академии ФСИН России, были использованы вышеописанные составляющие с целью донозологи-ческой диагностики и отмечены статистически значимые корреляционные связи между ними. При оценке результативности работы адаптационных механизмов курсантов, изучалась успешность их профессиональной деятельности, в рамках которой исследовались показатели успеваемости и заболеваемости. Было доказано наличие особенностей психологического профиля, вариабельности сердечного ритма, динамики уровня физической подготовки у курсантов с различной профессиональной успешностью.

Таким образом, предложенная нами принципиальная схема оценки здоровья курсантов военных образовательных учреждений позволит повысить эффективность подготовки военных специалистов, оптимизировать деятельность медицинских работников и вместе с тем, практически не требует временных и материальных затрат при ее реализации. Данная схема, с наибольшим успехом может быть использована среди контингента курсантов военных образовательных учреждений, военнослужащих по призыву, и, в определенной мере, среди других категорий учащейся молодежи.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Функциональные резервы организма и теория адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева // Вестн. восстановит. медицины. - 2004.- № 3(9). - С. 4-11.

2. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) / Р.М. Баевский [и др.] // Вестн. аритмоло-гии.— 2001.- № 24.- С. 65-86.

3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин.- М.: Медицина, 1975.- 447 с.

4. Апанасенко, Г.Л. Оценка и укрепление индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 2004.- № 2.-С. 55-58.

5. Баевский, Р.М. Теоретические и прикладные аспекты оценки и прогнозирования функционального состояния организма при действии факторов длительного космического полета // Актовая речь на заседании ученого совета ГНЦ РФ.- М.: ИМБП РАН, 2005.- 20 с.

6. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева.- М.: Медицина, 1997.- 236 с.

7. Булатецкий, С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. ... докт. медицин. наук / С.В. Булатецкий; Рязанск. гос. мед. универ.- Рязань, 2008.- 432 с.

8. Гудова, Т.Г. Социально-психологическое обоснование профессионального отбора абитуриентов, поступающих в военно-учебные заведения: дис. ... канд. психол. наук / Т.Г. Гудова.-М., 2004.- 155 с.

9. Методология и технология мониторинга индивидуального здоровья человека: отчет о НИР / рук. М.М. Лапкин; Рязан. гос. мед. универ. - Рязань, 2006. - 242 с. - № 04-06-53001а/Ц.

10. Сивакова, Н.Н. Использование методов донозоологи-ческой диагностики в оценке уровня здоровья человека / Н.Н. Сивакова // Теория и практика физической культуры.- 2002.- № 9.- С. 8-11.

11. Судаков, К. В. Общая теория функциональных систем / К.В. Судаков.- М.: Медицина, 1984.- 224 с.

12. Ушаков, И.Б. Системная концепция индивидуального здоровья с позиций практической медицины. Часть I. Теоретические аспекты. / И.Б. Ушаков, Р.А. Вартбаронов, В.М. Усов // Гигиена и санитария.- 2004.- № 2.- С. 61-68.

THE ESTIMATION OF THE STATE OF HEALTH OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

R.M. VORONIN

Academy of Law and Management of RF Federal Service of Penalty Execution

The problem of estimating the state of individual health and the control of changes in its levels takes on more and more important urgency, especially for the persons subject to high psycho-emotional and physical duties, including the cadets of military educational institutions. On the basis of researches spent in the Academy of Law and Management of the RF Federal Service of Penalty Execution main principles of estimating the state of health of military educational institution cadets are defined.

Key words: a state of health, prenosological diagnostics, cadets.

УДК 623. 654: 547.7/8

ФЛАВОНОИДЫ КОЗЛОБОРОДНИКА ВОСТОЧНОГО

В.Н. БУБЕНЧИКОВА, С.А. ПРОХОРОВА*

Проведено качественное изучение флавоноидов травы козлобородника восточного методом бумажной хроматографии и высокоэффективной жидкостной хроматографии, установлено наличие рутина, виценина, ориентина, апигенина, лютеолина и кверцетина и определено их количественное содержание. Разработана методика количественного определения суммы флавоноидов методом спектро-фотометрии на основе реакции с алюминия хлоридом. Ключевые слова: козлобородник восточный, флавоноиды, методика количественного определения, высокоэффективная жидкостная хроматография, бумажная хроматография, спектрофотометрический метод.

Козлобородник восточный (Tragopogon orientalis L.), сем. Астровые (Asteraceae), в официнальной медицине не используется, но получил широкое применение в народной медицине в качестве противовоспалительного и ранозаживляющего средства. Фармакологическое действие обусловлено содержанием полисахаридов и флавоноидных соединений [4].

Цель исследования - изучение качественного и количественного состава флавоноидных соединений козлобородника восточного.

Материалы и методы исследования. Исследовалась надземная часть козлобородника восточного (сырье заготавливалось в 2008-2009 гг. в Курской области в период цветения растений).

Предварительно нами был изучен состав флавоноидов травы козлобородника восточного методом бумажной хроматографии с использованием систем растворителей: 15% раствор кислоты уксусной, н-бутанол - кислота уксусная - вода (4:1:2), бензол - этилацетат - кислота уксусная (50:50:1). Было установлено наличие 6 веществ флавоноидной природы. В ходе дальнейших исследований применяли метод высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ) [1]. Траву козлобородника восточного измельчали до размера частиц, проходящих сквозь сито с диаметром отверстия 2 мм по ГОСТ 214-83. 5,0 сырья помещали в колбу объемом 200 мл, прибавляли 45 мл 70% спирта этилового и нагревали на водяной бане с обратным холодильником в течение 1 часа с момента закипания спирто-водной смеси. После охлаждения смесь фильтровали через бумажный фильтр в мерную колбу на 50 мл и доводили объем 70% спиртом этиловым до метки (исследуемый раствор).

Анализ проводили на высокоэффективном жидкостном хроматографе фирмы «GILSTON», модель 305, Франция; инжектор ручной, модель RHEODYNE 7125 USA с последующей компьютерной обработкой результатов исследования с помощью программы Мультихром для «Windows». В качестве неподвижной фазы была использована металлическая колонка размером 4,6x250 мм Kromasil С 18, размер частиц 5 микрон. В качестве подвижной фазы использована система метанол - вода - кислота фосфорная концентрированная (400:600:5). Анализ проводили при комнатной температуре. Скорость подачи элюэнта 0,8 мл/мин. Продолжительность анализа 80 мин. Детектирование проводилось с помощью УФ-детектора «GILSTON» UV/VIS модель 151, при длине волны 254 нм. Идентификацию разделенных веществ проводили путем сопоставления времен удерживания пиков, полученных на хроматограмме пробы, с временами удерживания стандартных растворов (РСО).

Результаты и их обсуждение. Методом внутренней нормализации определено относительное содержание отдельных веществ в исследуемом образце (см. табл.).

Таблица

Время удерживания и компонентный состав флавоноидов травы козлобородника восточного

Вещества Время удерживания, мин Концентрация, %

Рутин 8,36 5,93

Виценин 5,91 4,15

Ориентин 16,41 1,24

Кверцетин 34,17 0,03

Апигенин 67,67 0,23

Лютеолин 18,93 1,04

* ГОУ ВПО Курский государственный медицинский университет, тел.: 8-919-218-15-30, e-mail: s-prohorova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.