Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистическая система / транспортно-логистический кластер / кластеризация / logistics / transport and logistics cluster / clustering

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Е. Зубанова, К.В. Клычников, А.О. Шиленок, А.Е. Трубин

В работе проведена оценка транспортно-логистической системы России в целом и в региональном разрезе на основе кластерного анализа в STATISTICA 12. Выявленные кластеры охарактеризованы по социально-экономическим и инфраструктурным показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.Е. Зубанова, К.В. Клычников, А.О. Шиленок, А.Е. Трубин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION ASSESSMENT OF RUSSIA'S TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM IN REGIONAL TERMS BASED ON CLUSTER ANALYSIS

The work carried out an assessment of the transport and logistics system of Russia in general and in the regional dimension based on cluster analysis in STATISTICA 12. The identified clusters are characterized by socio-economic and infrastructure indicators.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА»

УДК 656.078

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

А. Е. Зубанова, К. В. Клычников, А. О. Шиленок Научный руководитель - А. Е. Трубин

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева Российская Федерация, 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95 E-mail: niburt@yandex.ru

В работе проведена оценка транспортно-логистической системы России в целом и в региональном разрезе на основе кластерного анализа в STATISTICA 12. Выявленные кластеры охарактеризованы по социально-экономическим и инфраструктурным показателям.

Ключевые слова: логистическая система, транспортно-логистический кластер, кластеризация

CONDITION ASSESSMENT OF RUSSIA'S TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM IN REGIONAL TERMS BASED ON CLUSTER ANALYSIS

A. E. Zubanova, K. V. Klychnikov, A. O. Shilenok Scientific supervisor - A. E. Trubin

Oryol State University. I.S. Turgeneva

95 Komsomolskaya str., Orel, 302026 Russian Federation E-mail: niburt@yandex.ru

The work carried out an assessment of the transport and logistics system of Russia in general and in the regional dimension based on cluster analysis in STATISTICA 12. The identified clusters are characterized by socio-economic and infrastructure indicators.

Keywords: logistics, transport and logistics cluster, clustering

В условиях глобальной международной конкуренции актуализируется создание эффективной системы транспортной логистики РФ, соответствующей мировым стандартам. В настоящее время логистическую деятельность России нельзя охарактеризовать как успешную. Так, по последней оценке Всемирного банка на основе комплексного показателя Logistics Performance Index Россия занимает лишь 85-е место в мировом рейтинге из 160 исследуемых стран. В пятерке лидеров в сфере логистики оказались Германия, Швеция, Бельгия, Австрия, Япония [1].

Объектом исследования являются региональные транспортно-логистические системы с позиции формирования транспортно-логистических кластеров (ТЛК) для оптимального размещения логистических мощностей. Под ТЛК в работе понимается географическое объединение субъектов РФ, которое характеризуется общими закономерностями развития и наличием определенных зависимостей между показателями транспортно-логистической системы [2, c.47].

Проведение кластеризации 85 субъектов РФ осуществлено нами методом кластерного анализа с помощью программного комплекса STATISTICA 12.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Исходные данные работы собраны на материалах официальных публикаций Федеральной службы государственной статистики [3].

Для характеристики логистической системы регионов были отобраны 17 наиболее значимых для размещения объектов инфраструктуры логистики социально-экономических, инфраструктурных, географических показателей на период 2019 года: XI - Валовой региональный продукт, млн руб., Х2 - Оценка численности постоянного населения за 2019 год, чел., Х3 - Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес., Х4 - Оборот розничной торговли на душу населения, руб., Х5 - Объем обрабатывающего производства, млн руб., Х6 - Рейтинг эффективности функционирования агропромышленного комплекса регионов России, баллов, Х7 - Экспорт субъектов РФ, млн долларов США, Х8 - Импорт субъектов РФ, млн долларов США, Х9 - Объем перевозки грузов автомобильным транспортом, млн тонн, Х10 - Грузооборот автомобильного транспорта, млн.т-км, Х11 -Удельный вес дорог с твердым покрытием, %, Х12 - Плотность автомобильных дорог общего пользования, км дорог на 1000 км2, Х13 - Перевозки пассажиров автобусами общего пользования, тыс. чел., Х14 - Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования, млн тонн, Х15 - Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, тыс. чел., Х16 - Плотность железнодорожных дорог общего пользования, км дорог на 1000 км2, Х17 - Принадлежность к климатической зоне, баллов.

Поскольку выбранные для анализа показатели представлены в различных единицах, разнородность их дисперсий исказит кластерный анализ (переменные с малой вариацией будут учитываться в меньшей степени), мы провели процедуру нормирования показателей перед кластеризацией в БТАИБИСЛ 12.

Для осуществления последней воспользуемся методом к-средних, который минимизирует суммарное среднеквадратическое отклонение точек кластеров от центров этих кластеров, что позволяет выделить схожие регионы по выделенным показателям. Выделим 7 кластеров в зависимости от социально-экономического и инфраструктурного развития регионов.

Таблица 1

Результаты кластеризации регионов по показателям социально-экономического развития и _транспортно-логистической инфраструктуры в 2019 году_

№ Состав кластера

1 Московская обл., Краснодарский край, Респ. Татарстан, Свердловская обл., Тюменская обл.

2 г. Санкт-Петербург

3 Респ. Коми, Архангельская обл., Ненецкий АО, Мурманская обл., Ханты-Мансийский АО -Югра, Ямало-Ненецкий АО, Респ. Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская обл., Магаданская обл., Сахалинская обл., Еврейская АО, Чукотский АО

4 Владимирская обл., Ивановская обл., Калужская обл., Костромская обл., Курская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Ярославская обл., Респ. Карелия, Вологодская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Астраханская обл., Волгоградская обл., Респ. Марий Эл, Респ. Мордовия, Удмуртская Респ., Чувашская Респ., Кировская обл., Пензенская обл., Саратовская обл., Ульяновская обл., Курганская обл., Респ. Алтай, Респ. Тыва, Респ. Хакасия, Алтайский край, Омская обл., Томская обл., Респ. Бурятия, Забайкальский край

5 Белгородская обл., Брянская обл., Воронежская обл., Липецкая обл., Тульская обл., Ленинградская обл., Ростовская обл., Ставропольский край, Респ. Башкортостан, Пермский край, Нижегородская обл., Оренбургская обл., Самарская обл., Челябинская обл., Красноярский край, Иркутская обл., Кемеровская обл., Новосибирская обл.

6 г. Москва

7 Калининградская обл., Респ. Адыгея, Респ. Калмыкия, Респ. Крым, г. Севастополь, Респ. Дагестан, Респ. Ингушетия, Кабардино-Балкарская Респ., Карачаево-Черкесская Респ., Респ. Северная Осетия - Алания, Чеченская Респ.

Охарактеризуем каждый выделенный кластер содержательно. Для этого используем графическое изображение средних значений каждой переменной (по оси ординат), присущей тому или иному кластеру (рисунок 1).

Plot of Means for Each Cluster

- Cluster 1

- Cluster 2

- Cluster 3

- Cluster 4

X11 X12 X13 X14 X15 X1S X17

Рис. 1 - Анализ состояния кластеров транспортно-логистической системы регионов РФ по средним

значениям показателей каждого кластера в 2019 году

Итак, Кластер 1 (5 регионов) - «безусловные лидеры» как по социально-экономическим (X1-X8), так и по транспортно-логистическим показателям (X9-X16).

Кластер 2 и Кластер 6 включают в себя один уникальный регион (г. Санкт-Петербург и г. Москва соответственно). Отметим, что Санкт-Петербург обладает запредельными инфраструктурными показателями (X10-X13, X16, X17), а Москва - и социально-экономическими, и инфраструктурными. Безусловно, эти регионы требуют обособленного подхода при построении логистической системы страны.

Кластер 3 и Кластер 7 выделены по особенностям климатических условий (X17). Первая обозначенная группа включает 15 регионов со сложными климатическими условиями, однако высокими показателями экономики. Вторая группа из 11 субъектов РФ, напротив, обладает благоприятным теплым климатом, но низкими как социально экономическими, так и инфраструктурными показатели.

Наконец, большая часть регионов сосредоточена в Кластерах 5 и 4, которые можно назвать «передовые середняки» (18 регионов) и «отстающие середняки» (34 региона).

Таким образом, к определенным кластерам с общими особенностями транспортно-логистической инфраструктуры необходимо применять дифференцированный подход по разработке рекомендаций развития региональной логистики. Классификация регионов на однородные группы опосредованно характеризует состояние транспортно-логистической системы России - мы наблюдаем существенный разрыв между немногочисленными «лидерами логистики» и преобладающими «отстающими» регионами.

Библиографические ссылки

1. The World Bank. LPI Global Rankings 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения: 01.03.2021)

2. Меньшенина, И. Г. Кластерообразование в региональной экономике: монография/ И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - 154 с.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021)

© Зубанова А.Е., Клычников К.В., Шиленок А.О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.