Научная статья на тему 'Оценка состояния повышения квалификации преподавательских и научных кадров как фактор роста кадрового потенциала в вузах и НИИ Приморского края'

Оценка состояния повышения квалификации преподавательских и научных кадров как фактор роста кадрового потенциала в вузах и НИИ Приморского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ВУЗ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова К.И., Чмырь Ю.Ю.

Исследуются передовые образовательные технологии, которые должны внедряться в высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации и повышать уровень подготовки научно-преподавательского состава. Вместе с тем, проводившийся в 2000-2007 гг. мониторинг кадрового потенциала вузов и НИИ Приморского края, показал, что сотрудники указанных учреждений не в полной мере готовы отвечать требованиям повышения качества образования и нуждаются в постоянном профессиональном росте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния повышения квалификации преподавательских и научных кадров как фактор роста кадрового потенциала в вузах и НИИ Приморского края»

27 (120) - 2009

Проблемы профобразования

ОЦЕНКАСОСТОЯНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ КАК ФАКТОР РОСТА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВУЗАХ И НИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

К.И. САФОНОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики

и управления на предпридятии Тихоокеанский государственный экономический университет

Ю.Ю. ЧМЫРЬ, старший преподаватель кафедры менеджмента

Исследуются передовые образовательные технологии, которые должны внедряться в высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации и повышать уровень подготовки научно-преподавательского состава. Вместе с тем, проводившийся в 2000-2007гг. мониторинг кадрового потенциала вузов и НИИ Приморского края показал, что сотрудники указанных учреждений не в полной мере готовы отвечать требованиям повышения качества образования и нуждаются в постоянном профессиональном росте.

Ключевые слова: вуз, научно-исследовательская организация, образование, технология, кадровый потенциал.

Внедрение современных технологий зависит от готовности субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей) к инновациям, формирования новаторского педагогического мышления, перестройки менталитета участников обучения. Именно человеческому фактору должны быть подчинены все технические ресурсы и организация сотрудничества.

«Есть перспективное эффективное образование — будет и эффективное государство». В этой краткой фразе из выступления В. В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров выражена вся суть современной государственной политики в

области образования [1]. На заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. он подчеркивал: «Все реформы образования будут обречены, если не будет меняться сам педагог,.. .его профессиональная компетентность. Лишь в этом случае у нас сложится такое учительское сословие, которое будет иметь высокий общественно значимый статус» [2].

Инновационное развитие экономики страны требует подготовки специалистов, способных к решению нестандартных задач. Стратегической целью, стоящей перед высшим образованием и наукой России и Приморского края в частности, является обеспечение количественного и качественного кадрового состава высших учебных заведений (вузов) и научно-исследовательских организаций (НИИ).

Первоочередной задачей в реализации этой цели является обеспечение укомплектованности квалифицированными кадрами и их динамики в соответствии с развитием вузов и НИИ (табл. 1, 2).

В Приморском крае рост числа вузов в среднем в год близок к 0,95 %. За четыре года число вузов увеличилось в 1,008 раза. Численность НИИ за год возрастала примерно на 1 %. За четыре года их число выросло примерно в 1,01 раза. Следовательно, в

Таблица 1

Динамика структуры высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций Приморского края (на начало учебного года)

Число организаций

§ £8 ей О а § £8 с« О := § £8 св О X о § £8 св О

§ О & и и и

§ ¡т 1 Государственных вуз £8 & = к * & и а й £8 = [3 я * « Я ¡3 м * 3 £8 а я * « Я !§ - := сЗ я а Я £8 & я * « Я

я ю о £ « § Предыдущему Базисному (2000 г.) В и & и о ь о и (5 « Предыдущему Базисному (2000 г.) Й 5 Ю и V в * = и 3 СО « § Предыдущему Базисному (2000 г.) н м о = ч а и я и — я а т о о X (5 « Предыдущему Базисному (2000 г.)

2000/2001 10 20 - - 3 27,3 - - 13 21,3 - - 28 20,4 - -

2002/2003 10 20 1 1 3 27,3 1 1 13 21,3 1 1 27 19,7 0,9 0,9

2004/2005 10 20 1 1 2 18,2 0,6 0,6 12 19,6 0,9 0,9 25 18,2 0,9 0,8

2005/2006 10 20 1 1 2 18,2 1 0,6 12 19,6 1 0,9 25 18,2 1 0,8

2006/2007 10 20 1 1 1 9,1 0,5 0,3 11 18,1 0,9 0,8 32 23,3 1,28 1,14

Среднее - - 1 - - - 0,77 - - - 0,95 - - - 1,02 -

Источник: Статистический ежегодник «Приморский край. Социально-экономические показатели» 2007 г.

относительном выражении число НИИ вырастало быстрее, чем число вузов. Это указывает на то, что НИИ развивались быстрее и стабильнее.

Неравномерность развития вузов влияет на тенденцию их укомплектованности педагогическими кадрами (см. табл. 2).

Рост численности персонала государственных вузов в среднем за год близок к 104 % (рост составляет приблизительно 4 % в год), и за 4 года численность персонала увеличилась в 1,18 раза. В негосударственных вузах в среднем за год численность персонала возрастала примерно на 5,5 %, а за 4 года она вырослав 1,12раза. Следовательно, в относительном выражении численность персонала государственных вузов возрастала быстрее. Это говорит о том, что положение бюджетных организаций за исследуемый период оставалось более стабильным.

Рост численности персонала вузов в среднем за год близок к 104% (рост составляет приблизительно 4 % в год). За 4 года численность персонала увеличилась в 1,18 раза. В НИИ за это же время численностьперсоналавырослав 1,01 раза.

Опережающий рост численности персонала вузов объясняется интенсивным ростом потребности в педагогах, а также быстрым развитием филиалов, подразделений, факультетов и введением новых специальностей в действующих вузах, что требует привлечения большего количества преподавателей.

В динамике численность кадров растет, но возникает вопрос, каким кадровым потенциалом они обладают.

Положительная динамика количественного показателя развития кадров не дает полного представления о кадровом потенциале учебных заведений и НИИ. Понятие «кадровый потенциал» отражает ресурсный аспект социально-экономического развития, совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации для решения определенных задач.

Кадровый потенциал любой организации, в том числе вузов и НИИ, отличается следующими качественными характеристиками: численностью, структурой, знаниями, профессиональным составом, квалификацией, навыками, накопленным опытом, личными качествами (здоровьем, образованием, профессионализмом, способностью к творчеству, нравственностью) и т. д.

Важнейшей характеристикой является профессиональный уровень педагогического и научного персонала и возможность постоянного его наращивания. Одной из главных составляющих этого уровня является наличие ученой степени и ученого звания (табл. 3, 4).

Рост числа докторов наук в государственных вузах в среднем за год близок к 1,02 % (рост составляет приблизительно 1 % в год), и за 4 года их число увеличилась в 0,01 раза. Число кандидатов наук в

Таблица 2

Динамика и структура численности персонала в высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях Приморского края (на начало учебного года; чел.)

Учебный год Численность персонала

Государственных вузов Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Негосударственных вузов Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Высших учебных заведений в целом Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Научно-исследовательских организаций Доля, % Темп роста уровня к периоду, %

Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.)

2000/2001 5 190 17,7 - - 226 19,2 - - 5416 17,7 - - 5 489 19,5 - -

2002/2003 5 344 18,2 102 102 241 20.4 106 106 5 575 18,3 102 102 5 689 20,3 103 103

2004/2005 6 248 21,3 116 120 186 15,7 77 82 6 434 21,1 115 118 5 623 20,1 98 102

2005/2006 6 389 21,7 102 123 272 23,1 146 120 6 661 21,8 103 122 5 639 20,1 100 102

2006/2007 6144 20,9 96 118 254 21,5 93 112 6 398 20,9 96 118 5 591 19,9 99 101

Среднее - - 104 - - - 105,5 - - - 104 - - - 100 -

Источник: Статистический ежегодник «Приморский край. Социально-экономические показатели» 2007 г.

Таблица 3

Качественная характеристика профессионального уровня профессорско-преподавательского состава государственных вузов Приморского края (на начало учебного года; чел.)

Учебный год Численность персонала

Доктора наук Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Кандидаты наук Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Профессора Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Доценты Доля, % Темп роста уровня к периоду, %

Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.)

2000/2001 313 16,8 - - 1 783 16,9 - - 319 0,2 - - 1425 17,1 - -

2002/2003 350 18,8 1,1 1,1 1 845 17,5 1,1 1,1 388 0,2 1,2 1,2 1 442 17,3 1,01 1,01

2004/2005 393 21,1 1,1 1,2 2 277 21,6 1,2 1,3 413 0,2 1,1 1,3 1 802 21,6 1,2 1,3

2005/2006 404 21,7 1 1,3 2 315 21 1,1 1,3 415 0,2 1 1,3 1 850 22,2 1,01 1,3

2006/2007 401 21,5 0,9 1,3 2 314 21,9 0,9 1,3 390 0,2 0,9 1,2 1 825 21,8 0,9 1,3

Среднее - - 1,02 - - - 1,1 - - - 1,05 - - 1,03 -

Источник: Статистический ежегодник «Приморский край. Со

среднем за год возрастало примерно на 1,1 %, а за 4 года оно также выросло в 0,01 раза. Рост числа профессоров в государственных вузах в среднем за год близок к 1,05 % (рост составляет приблизительно 1 % в год), и за 4 года их число увеличилась в 0,01 раза. Число доцентов в среднем за год возрастало примерно на 1,03 %, а за 4 года оно также выросло

ально-экономические показатели» 2007 г.

в 0,01 раза. Следовательно, в относительном выражении число докторов, кандидатов наук, профессоров и доцентов государственных вузов возрастало практически одинаково.

Рост числа докторов наук в негосударственных вузах в среднем за год близок к1,5 % (рост составляет приблизительно 1 % в год), и за 4 года их число

Таблица 4

Качественная характеристика профессионального уровня профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов Приморского края (на начало учебного года; чел.)

Учебный год Численность персонала

Доктора наук Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Кандидаты наук Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Профессора Доля, % Темп роста уровня к периоду, % Доценты Доля,% Темп роста уровня к периоду, %

Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.) Предыдущему Базисному (2000 г.)

2000/2001 1 11,1 - - 9 8,03 - - 2 20 - - 2 3,2 - -

2002/2003 1 11,1 1 1 24 21,4 2,6 2,6 1 10 0,5 0,5 15 23,8 7,5 7,5

2004/2005 1 11,1 1 1 18 16,07 0,7 2 1 10 1 0,5 11 17,4 0,7 5,5

2005/2006 2 22,2 2 2 33 29,5 1,8 3,6 2 20 2 1 24 38,1 2,2 12

2006/2007 4 44,4 2 4 28 25 0,8 3,1 4 40 2 2 11 17,4 0,4 5,5

Среднее - - 1,5 - - - 1,4 - - - 1,2 - - 2,7 -

Источник: Статистический ежегодник «Приморский край. Социально-экономические показатели» 2007 г.

увеличилась в 1,04 раза. Число кандидатов наук в среднем за год возрастало примерно на 1,4 %, а за 4 года оно также выросло в 1,03 раза. Рост числа профессоров в негосударственных вузах в среднем за год близок к 1,2 % (рост составляет приблизительно 1 % в год), и за 4 года их число увеличилось в 1,02 раза. Число доцентов в среднем за год возрастало примерно на 2,7 %, а за 4 года оно также выросло в 1,05 раза. Следовательно, в относительном выражении число доцентов и число докторов возрастало быстрее всего, немного медленнее — кандидатов наук и хуже всего — профессоров.

Доли численности профессорско-преподавательского персонала, имеющего ученые степень или звание в вузах Приморского края в 2006/2007 учебном году, представлены нарис. 1,2,3и4.

46,50%

П Доктора наук ■ Кандидаты наук □ Штатный персонал

Рис. 1. Доля персонала, имеющего ученую степень, в государственных вузах Приморского края

Доктора наук Кандидаты наук Штатный персонал

Рис. 2. Доля персонала, имеющего ученое звание, в государственных вузах Приморского края

□ Доктора наук

□ Кандидаты наук

□ Штатный персонал

Рис. 3. Доля персонала, имеющего ученую степень, в негосударственных вузах Приморского края

О Доктора наук В Кандидаты наук О Штатный персонал

Рис. 4. Доля персонала, имеющего ученое звание, в негосударственных вузах Приморского края

Количество сотрудников, имеющих степень доктора, кандидата наук и звание профессора, в государственных вузах примерно в два раза, а доцентов в три раза больше, чем в негосударственных.

Укомплектованность государственных вузов преподавателями, имеющими ученую степень, гораздо выше, чем негосударственных. И это в очередной раз подтверждает их более устойчивое положение за исследуемый период.

Таблица 5

Долевое соотношение вузов и НИИ по оценке значимости развития кадров

Значимость развития кадров

Организации Первостепенная Большая Определенная Не самая важная Не имеет значения

Высшие учебные заведения 82 13,5 4,5 0 0

Иаучно-иссле- довательские организации 66,6 33,4 0 0 0

Источник: данные вузов и НИИ Приморского края (2006г.).

Около половины сотрудников государственных и около 70 % негосударственных учреждений вообще не имеют степени и звания, несмотря на то, что руководители учебных заведений придают высокую значимость развитию персонала. Об этом свидетельствуют результаты проведенного ДВГАЭУ анкетирования руководителей вузов и НИИ (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82 % высших учебных заведений и 66,6 % научно-исследовательских организаций полагают, что вопрос о развитии кадрового потенциала является первостепенным. Большую и определенную значимость рассматриваемого вопроса подтвердили 18 % высших учебных заведений и 33,4 % научно-исследовательских организаций.

Из этого следует, что большинство опрошенных руководителей относятся к вопросу развития кадрового потенциала своих организаций крайне серьезно. Нет ни одного руководителя, который бы считал исследуемый вопрос не важным. Развитие кадрового потенциала осуществляется самосовершенствованием и повышением квалификации персонала.

Формы и частоту проведения повышения квалификации персонала руководители выбирают самостоятельно, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса (табл. 6).

Примерно четверть вузов занимается развитием своего персонала раз в три года, 17% — раз в год и 14% — раз в 2 года. Почти половина высших учебных заведений (44 %) предпочитают осуществлять повышение квалификации кадров раз в пять лет. Это говорит о том, что большая часть вузов повышает квалификацию своих кадров не слишком часто.

И совсем по-другому дела обстоят с научно-исследовательскими

о

со >

с; о СЗ

50 40 30 20 10 0

Таблица 6

Частота направления на повышение квалификации кадров в вузах и НИИ Приморского края

Частота повышения квалификации

Организации Раз в Раз в 2 Раз в 3 Раз в 5

год года года лет

Высшие учебные 17 14 25 44

заведения

Научно-исследова- 45 36 12 7

тельские организации

Источник', данные вузов и НИИ Приморского края (2007г.).

организациями. 36 % НИИ предпочитают повышать квалификацию своих сотрудников раз в два года, 12 % — раз в три года и всего 7 % — раз в пять лет. Около половины организаций (45 %) занимаются развитием персонала раз в год. Если сравнить эти данные, можно сделать вывод, что ситуация в НИИ гораздо стабильнее и лучше, чем в высших учебных заведениях.

При повышении квалификации персонала руководители высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений пользуются услугами специализированных организаций. Об этом свидетельствуют результаты проведенного опроса (табл. 7).

Таблица 7

Долевое соотношение предприятий, использующих услуги специализированных организаций в развитии персонала

Организации Пользуются услугами специализированных организаций Пока нет, но планируют в ближайшие 3 года Не пользуются, не планируют

Высшие учебные заведения 82 13,5 4,5

Научно-исследовательские организации 50 50 0

Источник: данные вузов и НИИ Приморского края (2007 г.).

17%

45%

14%

36%

25%

12%

44%

7%

Раз в год

Раз в 2 года

Раз в 3 года

Раз в 5 лет

□ высшие учебные заведения ■ научно-исследовательские организации

Рис. 5. Частота повышения квалификации кадров в вузах и НИИ

Подавляющее большинство вузов (82%) при осуществлении повышения квалификации кадров пользуются услугами специализированных организаций, планируют это в ближайшие 3 года — 13,5 % и не планируют — 4,5 %.

Половина научных учреждений пользуется услугами специализированных организаций по повышению квалификации кадров, еще половина — планирует это сделать, и нет ни одного, которое бы не имело этого в планах.

Из этого следует, что в настоящий момент в большинстве, которое пользуется услугами организаций по повышению квалификации кадров, находится сфера образования.

Из организаций, которые планируютв ближайшие 3 года воспользоваться помощью организаций по повышению квалификации кадров, лидирует наука. В целом ситуация для развития кадрового потенциала вузов и НИИ хорошая. Однако 4,5 % высших учебных заведений не пользуются услугами специализированных организаций и не планируют. Использование услуг таких учреждений может оказать помощь при обучении персонала по новейшим направлениям экономики.

Руководители вузов и НИИ выбирают разные направления экономики, по которым обучаются их сотрудники. Об этом свидетельствуют результаты проведенного опроса (табл. 8).

Самыми популярными направлениями, по которым сотрудники вузов и НИИ прошли обучение в 2007 г., оказались «освоение компьютера» и

«овладение своей профессией». Примерно вдвое менее популярными являются «иностранный язык» и «бухгалтерский учет». И самыми непопулярными — «инновационный, финансовый, кадровый менеджмент» и «маркетинг».

Эти данные подтверждают, что массовая компьютеризация современных предприятий требует комплексного обучения персонала работе на ПК. Популярность обучения «своей профессии» объясняется тем, что руководство организаций стремится к поддержанию высокого уровня компетенции и квалификации своего персонала.

Существует множество факторов, препятствующих развитию кадрового потенциала высших учебных заведений и научных организаций (табл. 9).

Главной проблемой в осуществлении развития кадрового потенциала данных организаций является нехватка средств. Это объясняется тем, что большинство вузов и НИИ являются государственными, а здесь слабое финансирование данных видов деятельности налицо. Большая часть руководителей считает, что отсутствуют места, где можно пройти обучение. Скорее всего, эти предприятия просто удалены от экономических центров и проблему нужно решать путем приглашения специалистов или отправления сотрудников в соответствующие командировки.

Одним из факторов, препятствующих обучению персонала, оказалась незаинтересованность со стороны сотрудников, а кое-кто указал, что в такой деятельности нет необходимости. Первую при-

Таблица 8

Структура подготовки кадров по направлениям экономики

Организации По своей профессии Инновационный менеджмент Кадровый менеджмент Финансовый менеджмент Бухгалтерский учет Маркетинг Иностранный язык Освоение компьютера Не проходили

Высшие учебные заведения 90,9 18,2 18,2 13,6 59 9 18,2 86,3 0

Научно-исследовательские организации 66,6 0 0 0 16,6 0 66,6 83,3 16,6

Источник: данные вузов и НИИ Приморского края (2007г.).

Долевое соотношение факторов, сдерживающих развитие кадрового потенциала вузов и НИИ

Организации Нехватка средств Нет заинтересованности со стороны сотрудников В области нет мест, где можно пройти обучение Нет необходимости в такой деятельности

Высшие учебные заведения 60 14,5 14,5 11

Научно-исследовательские организации 66,6 0 26,4 17

Источник: данные вузов и НИИ Приморского края (2007г.).

Таблица 9

чину можно объяснить слабой организационной работой управляющего аппарата. Руководителям необходимо постоянно проводить агитационную и консультационную работу с персоналом по поводу необходимости и престижности повышения его квалификационного уровня. Вторая причина могла возникнуть из-за недооценки самим руководством важности повышения кадрового потенциала в современных условиях. Если это так, то руководителям необходимо пересмотреть свое отношение к данной проблеме, поскольку быстрые изменения в окружающей среде требуют постоянного обновления всей организации в целом и квалификационного уровня персонала в частности.

По итогам проведенного анализа данных за исследуемый период (2002—2008гг.) можно сделать следующие рекомендации:

• в связи с тем, что около половины преподавателей государственных и примерно 70% негосударственных вузов не имеют ни ученой степени, ни звания, администрации данных организаций необходимо определить причины такого положения (моральные или материальные) и создать условия для развития своих сотрудников;

• поскольку около половины высших учебных заведений редко повышают кадровый потенциал своих работников (раз в пять лет), мы считаем, что их руководству не стоит избегать использования услуг ИПК и ФПК, которые предлагают потребителю многочисленные программы. Повышать квалификацию сотрудников необходимо намного чаще — примерно раз в 2 года. Это могло бы оказать большую помощь в развитии кадрового потенциала исследуемых организаций по новейшим направлениям экономики;

• в связи с тем, что самыми невостребованными направлениями, по которым сотрудники вузов и НИИ прошли обучение в 2007г., оказались инновационный, финансовый, кадровый менеджмент и маркетинг, мы рекомендуем руководству этих заведений не игнорировать данные сферы обучения. Такие передовые

направления не могут оставаться в стороне от внимания современных организаций. Без эффективной работы с кадрами, финансами и рыночных исследований ни одному предприятию не выжить;

• поскольку главной проблемой в осуществлении развития кадрового потенциала исследуемых организаций является нехватка бюджетных средств, руководству вузов и НИИ необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Необходим поиск новых инвестиций в эту сферу;

• для решения проблемы отдаленности организаций от центров, в которых можно пройти обучение, необходимо либо приглашать к себе специалистов, либо отправлять сотрудников в соответствующие командировки для повышения их квалификации по разнообразным программам и направлениям;

• если на предприятии нет заинтересованности в обучении самих работников, это упущение администрации. Руководству необходимо проводить среди них агитационную и консультационную работу по поводу необходимости соответствия персонала современным требованиям и постоянного повышения его квалификационного уровня;

• проблему недооценки обучения персонала самим административным аппаратом необходимо решать в числе первых. Современный руководитель своим примером должен демонстрировать подчиненным необходимость постоянного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт Ино-центра. // URL: http://www.ino-center.ru/news/n6_3.html.

2. Официальный сайт. Реформы образования. // URL: http:// www.hse.ru/science/modern_ed/ mass_menu2001.htm.

3. Шаповалов В. Ф. Приморский край. Социально-экономические показатели. — Владивосток: Приморскстат, 2007. — 318с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.