Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ЛИЗИНГ / РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Александр Викторович, Лошаков Андрей Сергеевич

Проводится оценка состояния и перспектив развития российского рынка лизинговых услуг в условиях санкционного давления со стороны стран Запада. Лизинг рассматривается в качестве инвестиционного ресурса - разновидности кредита в материально-вещественной форме, который используется в тех же целях, что и кредитное финансирование компанией лизингополучателем (арендатором). В сегодняшних условиях лизинг дает возможность предприятию без особых сложностей обновить технологическое оборудование и, таким образом, повысить экономический потенциал компании. От способности своевременно и качественно переоснащать производственные фонды предприятия напрямую зависит его конкурентоспособность в рыночной среде. При этом мы можем говорить о выгодности лизинга всем сторонам данного процесса так как: лизингополучателю он предлагает возможность осуществлять производственные капиталовложения, а лизингодателю обеспечивает гарантированный доход. Однако в условиях разрыва международных хозяйственных связей лизинговые механизмы оказались под угрозой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATE AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN MARKET OF LEASING SERVICES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

The assessment of the state and prospects of development of the Russian leasing services market in the conditions of sanctions pressure from Western countries is carried out. Leasing is considered as an investment resource - a kind of loan in a material form, which is used for the same purposes as credit financing by the lessee (lessee) company. In today's conditions, leasing makes it possible for an enterprise to upgrade technological equipment without much difficulty, and thus increase the economic potential of the company. Its competitiveness in the market environment directly depends on the ability to re-equip the production assets of an enterprise in a timely and high-quality manner. At the same time, we can talk about the profitability of leasing to all parties of this process because: it offers the lessee the opportunity to make production investments, and the lessor provides a guaranteed income. However, in the context of the rupture of international economic ties, leasing mechanisms were under threat.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

Научная статья УДК 339.187.62

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-334-338 NIION: 2003-0059-5/22-469 MOSURED: 77/27-003-2022-05-668

Оценка состояния и перспектив российского рынка лизинговых услуг в условиях экономических санкций

Александр Викторович Орлов1, Андрей Сергеевич Лошаков2

'•2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 alexandr_orlof@mail.ru

2 loshakov@inbox.ru

Аннотация. Проводится оценка состояния и перспектив развития российского рынка лизинговых услуг в условиях санк-ционного давления со стороны стран Запада. Лизинг рассматривается в качестве инвестиционного ресурса — разновидности кредита в материально-вещественной форме, который используется в тех же целях, что и кредитное финансирование компанией лизингополучателем (арендатором). В сегодняшних условиях лизинг дает возможность предприятию без особых сложностей обновить технологическое оборудование и, таким образом, повысить экономический потенциал компании. От способности своевременно и качественно переоснащать производственные фонды предприятия напрямую зависит его конкурентоспособность в рыночной среде. При этом мы можем говорить о выгодности лизинга всем сторонам данного процесса так как: лизингополучателю он предлагает возможность осуществлять производственные капиталовложения, а лизингодателю обеспечивает гарантированный доход. Однако в условиях разрыва международных хозяйственных связей лизинговые механизмы оказались под угрозой.

Ключевые слова: санкции, лизинг, реальные инвестиции, альтернативное финансирование, финансовые услуги, экономическая безопасность

Для цитирования: Орлов А. В., Лошаков А. С. Оценка состояния и перспектив российского рынка лизинговых услуг в условиях экономических санкций // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 334-338. https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2022-5-334-338.

Original article

Assessment of the state and prospects of the Russian market of leasing services in the context of economic sanctions

Alexandr V. Orlov1, Andrey S. Loshakov2

1-2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 alexandr_orlof@mail.ru

2 loshakov@inbox.ru

Abstract. The assessment of the state and prospects of development of the Russian leasing services market in the conditions of sanctions pressure from Western countries is carried out. Leasing is considered as an investment resource — a kind of loan in a material form, which is used for the same purposes as credit financing by the lessee (lessee) company. In today's conditions, leasing makes it possible for an enterprise to upgrade technological equipment without much difficulty, and thus increase the economic potential of the company. Its competitiveness in the market environment directly depends on the ability to re-equip the production assets of an enterprise in a timely and high-quality manner. At the same time, we can talk about the profitability of leasing to all parties of this process because: it offers the lessee the opportunity to make production investments, and the lessor provides a guaranteed income. However, in the context of the rupture of international economic ties, leasing mechanisms were under threat.

Keywords: sanctions, leasing, real investments, alternative financing, financial services, economic security

For citation: Orlov A. V., Loshakov A. S. Assessment of the state and prospects of the Russian market of leasing services in the context of economic sanctions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):334-338. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-334-338.

Лизинг как самостоятельный сегмент экономики в настоящее время достиг значительных объемов и по информации Министерства финансов составляет 5,6 трлн руб. В России это вторая по величине фи© Орлов А. В., Лошаков А. С., 2022

нансовая отрасль, после банковской, которая дает 1,3 % от ВВП и продолжает расти довольно быстрыми темпами. По данным исследования «Эксперт РА» и лизинговой ассоциации «ОЛА», объем нового

ECONOMIC SCIENCE

бизнеса российских лизинговых компаний за три квартала 2021 г. составил 1,5 трлн руб. Это почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2020 г.

Таким образом, на сегодняшний день лизинговый бизнес — один из сложнейших видов инвестиционной деятельности.

В настоящее время очередной виток экономического кризиса, связанный с новыми санкционными мероприятиями Евросоюза и Америки, коснулся интересов практически всех российских лизинговых компаний. Несмотря на то, что некоторые отечественные лизингодатели акцентируют внимание на том, что у них по итогу 2021 г. произошел рост бизнеса, в большинстве своем ситуация в данном секторе экономики очень неблагоприятная. В настоящее время в отдельных случаях произошла заморозка инвестирования большинства новых бизнес-проектов; уже увеличилось количество неплательщиков-лизингополучателей; как следствие — произошло сокращение сотрудников, реструктуризация филиальной сети предприятий. В этих условиях, необходимость нахождения путей развития лизинга в России становится особенно актуальной как инструмента способного вывести из кризисного состояния промышленные предприятия реального сектора экономики с большой долей морально устаревшего оборудования и низкой эффективностью его использования. Ведь не секрет, что большинство промышленных предприятий в настоящее время испытывает постоянный «голод» оборотных средств. И лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении задач переоснащения основных фондов этих предприятий.

Сложности, связанные с эффективным развитием предоставляемых лизинговых услуг в России, обусловлены, прежде всего, с необходимостью обновления технических средств, так как в России до сих пор большой объем морально устаревшего оборудования, а так же низкая эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. В этих условиях Правительство РФ предпринимает решительные шаги в исправлении ситуации. Так, на сегодняшний день уже решен вопрос о выделении 12 млрд руб. на поддержку программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники. Это, безусловно, послужит на благо отечественной экономике в предстоящей посевной кампании.

В Российской Федерации становление лизинговых отношений вводилось нормативно-правовыми актами УНИДРУА. На сегодняшний день УНИД-РУА (Международный институт по унификации частного права) в рамках проекта LIX-A осуществляет реализацию Модельного закона о лизинге, принятого 13 ноября 2008 г.

Принятие данного закона основывалось на ключевом акте, регламентирующем процессы унификации норм права о лизинге, мирового финансового лизинга, которым являлась Конвенция о международном финансовом лизинге.

Россия ратифицировала данную Конвенцию 1 января 1999 г. Вместе с тем, наша страна присоединилась к данной Конвенции с оговоркой, озвученной в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», которая заключается в том, что Россия, вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции (положение об освобождении лизингодателя от ответственности перед третьими лицами), будет применять нормы своего гражданского законодательства.

Кроме того, к группе универсальных источников международного права, действующих в сфере лизинговых отношений, необходимо отнести Конвенцию по международной гражданской авиации, подписанную в Чикаго 7 декабря 1944 г. В данном документе присутствуют некоторые нормы международного права, которые относятся и к авиационному лизингу, в частности, следующие положение: споры в отношении воздушных судов, зарегистрированных в соответствии с Конвенцией по международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., разрешаются на основе права страны, в которой такие суда зарегистрированы. Данное положение имеет существенное значение для лизинговых отношений, так как позволяет разрешать возникающие споры более оперативно и эффективно не в месте нахождения первоначального собственника, а в месте непосредственной эксплуатации и нахождения лизингополучателя.

Однако, после начала «специальной военной операции» Евросоюз и США закрыли свое воздушное пространство для самолетов из России. В ответ Россия закрыла небо для самолетов из 36 стран. Позже западные страны ввели запрет на поставку новых самолетов, техническое обслуживание, и страхование

лайнеров, а взятые в лизинг машины должны быть возвращены лизингодателям в течение марта.

После того как самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» не смог вылететь из Египта по причине обращения к авиавластям Египта иностранного лизингодателя, Минтранс РФ предложил удерживать на территории России иностранные самолеты, которые были взяты в лизинг у зарубежных компаний, и платить за эти лайнеры в рублях.

У большинства авиаперевозчиков в мире эксплуатируемые самолеты не в собственности, а в лизинге. Например, из почти 1400 самолетов российских перевозчиков в лизинге более половины. Сейчас российский авиапарк в основном простаивает. Но, речи не идет о возврате их иностранным лизингодателям. Более того, принятый Госдумой закон о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций предусматривает возможность регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний. И очень вовремя, потому что бермудские авиавласти в ночь на 13 марта 2022 г. решили приостановить сертификаты летной годности большинства самолетов российских авиакомпаний, считая, что из-за запрета на поставку запчастей в Россию нельзя уверенно говорить, что «самолеты пригодны для полетов». Без этого документа летать на самолете запрещено. По информации «РБК», на 24 февраля 2022 г. у российских авиакомпаний было более 750 «бермудских» самолетов.

Возвращаясь к значимости принятой Конвенции УНИДРУА необходимо отметить, что положения конвенции включают создание Организации Международной гражданской авиации (ИКАО, 1САО), которая впоследствии стала специализированным агентством при ООН, призванным устанавливать международные нормы гражданской авиации. Рассматриваемая Конвенция вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г.

К универсальным источникам международного права, регулирующих лизинг, можно отнести решение такой международной межправительственной экономической организации, как Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), а именно Кодекс либерализации движения капиталов, разработанный в 1965 г. Дело в том, что понятие лизинга в некоторых случаях связывают с понятием «прямые инвестиции». Так Закон в ст. 2 определяет, что лизинговая деятельность — это вид инвестицион-

ной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Вследствие того, что данный Кодекс был разработан в рамках ОЭСР, он имеет принципиально важное значение, так как на долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП. Так, в соответствии с положениями Кодекса члены ОЭСР обязуются «постепенно упразднять ограничения движения капиталов в той мере, которая необходима для эффективного экономического сотрудничества». Российская Федерация активно сотрудничает с ОЭСР по всем направлениям деятельности, что подтверждается подписанием Федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и ОЭСР о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Федерации», принятый Госдумой 23 июня 1995 г. Так, в Соглашение включены, в частности, статьи о привилегиях и иммунитетах ОЭСР, а именно, о судебно-процессуаль-ном иммунитете, неприкосновенности имущества, неприкосновенности помещений, неприкосновенности архивов (ст. 4-7). Подписание данного Соглашение благоприятным образом влияет на развитие всесторонней деятельности ОЭСР в России, в том числе и в сфере лизинга.

На универсальном международном уровне принято еще несколько документов, которые содержат положения, регулирующие прямые инвестиции, и, тем самым, опосредованно относящиеся к источникам международного права в сфере лизинговых отношений. Например, Сеульская Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. По состоянию на 2021 г. в ней участвуют более 30 развитых стран и порядка 140 развивающихся. Россия участвует в Конвенции с 1992 г.

Исходя из проведенного анализа универсальных источников международного права в сфере лизинговых отношений, следует, что лизинговые отношения находят довольно подробное регулирование на уровне универсальных конвенций и решений международных межправительственных организаций. В тоже время, лизинговые отношения, учитывая их стремительное развитие и важнейшее значение для экономик разных стран, требуют более тщательного подхода и проработки как на универсальном, так и на региональном уровнях.

Среди основных региональных источников, регулирующих лизинг и отношения сторон при за-

jjiiL.

-^pr-

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

ключении договора лизинга в странах Европейского Союза, следует назвать Римскую конвенцию о праве, применимом к договорным обязательственным отношениям, от 19 июня 1980 г. Российская Федерация не является участником данного соглашения, так как не входит в состав государств-членов ЕС.

Важным этапом региональной международной унификации права в области лизинга, осуществляемой в рамках стран-членов СНГ, явилось подписание в Москве 25 ноября 1998 г. Конвенции о межгосударственном лизинге. Конвенция вступила в силу 30 августа 2001 г. для трех государств СНГ — Белоруссии, Армении и Таджикистана (Российская Федерация не участвует в Конвенции). Несмотря на то, что Конвенция не имеет силы для большинства стран СНГ, все же нельзя отрицать положительного значения разработки данной Конвенции, так как она является свидетельством динамики в развитии нормативной базы о лизинге в СНГ.

Активнее всего в рамках СНГ работа по разработке нормативных актов, регулирующих лизинг, ведется в рамках Экономического Совета СНГ.

Таким образом, как следует из проведенного анализа, значение лизинговых отношений в рамках Содружества возрастает, что влечет за собой развитие нормативной базы региональных межгосударственных соглашений. Данная тенденция носит, несомненно, позитивный характер, так как лизинг (в том числе авиационный) является одним из ключевых видов активных финансовых операций.

В региональных международных организациях, участницей которых является Российская Федерация, также разрабатываются проекты документов, которые после процедуры их принятия и вступления в действие можно считать источниками регулирования лизинга.

Необходимо отметить, что для развития лизинговых отношений в некоторых регионах мира характерно наличие одного лидера в этой области, который определяет вектор развития лизинга в регионе.

Таким образом, как в рамках Европейского союза, так и в рамках Содружества Независимых государств прослеживаются тенденции, связанные с признанием роли лизинга в экономическом развитии не только отдельно взятого государства, но и целого региона. Страны стремятся к большей унификации регулирования вопросов, связанных с лизингом (применимое право, условия поставки, банковские операции, повышение эффективности лизинга и др.) путем заключения региональных соглашений, двухсторонних и многосторонних договоров.

Определение термина «Лизинг» прописывается в двух нормативно-правовых актах — ГК РФ (ст. 665) и Федеральном законе РФ «О финансовой аренде (лизинге)».

Так, в Федеральном законе лизинговая сделка рассматривается как комплекс экономико-правовых взаимоотношений, формирующихся на основе условий лизингового договора, по отношению к которому лизингодатель рассматривается как покупатель

Рис. 1. Блок-схема лизинговой операции и финансовых потоков

Источник: Газман В. Д. Лизинг за рубежом. 2011. № 3. С. 24.

материальных средств, отмеченных лизингополучателем у продавца и выставление лизингополучателю этих материальных средств за плату на период временного использования.

Классический лизинговый процесс представлен на рис. 1.

После начала спецоперации России на Украине под американские санкции попали крупнейшие лизинговые компании. В целом проблемы возникли у всех участников рынка, а не только так или иначе попавших под международные ограничения.

Ключевая проблема для лизинговых организаций в настоящее время — поиск финансовых ресурсов. Ситуация для сегмента осложняется и дефицитом предметов лизинга. Традиционно инструмент был ориентирован на европейских производителей техники, которые сейчас покинули российский рынок.

Нужно и можно переориентироваться на азиатских производителей, но перестройка бизнес-процессов займет много времени. Есть и логистические проблемы. Негативным моментом является и вола-тильность валюты, риски в проведении взаиморасчетов за предметы лизинга и позиция иностранных партнеров, ограничивающих сотрудничество с российскими компаниями.

Библиографический список

1. Boris Veldhuijzen van Zanten // URL://https:// p andia.ru/text/7 8/551/30135.php.

2. Михайлова А. А. Лизинг автотранспортных средств: сб. публикаций преподавателей и студентов по итогам факультетских и межвуз. науч.-практ. конф. М. : Спутник+, 2019. С. 41-45.

3. Полина Трифонова. Лизинг буксует // URL:// http s://www.kommersant .ru/doc/5249880.

4. Родченкова О. А., Чернецова Ю. А., Нако-ва М. Р. Собственный капитал организации: нормативные правовые и бухгалтерские аспекты // Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России: сб. науч. трудов. М. : Научный консультант, 2017. С. 136-143.

Bibliographic list

1. Boris Veldhuijzen van Zanten // URL://https:// pandia.ru/text/78/551/30135.php.

2. Mikhailova A. A. Leasing of motor vehicles: collection of publications of teachers and students based on the results of faculty and inter-university. scientific and practical conf. M. : Sputnik+, 2019. Р. 41-45.

3. Polina Trifonova. Leasing is stalling // URL:// http s://www.kommersant .ru/doc/5249880.

4. Rodchenkova O. A., Chernetsova Yu. A., Na-kova M. R. The organization's own capital: regulatory legal and accounting aspects // The role of accounting, control and audit in ensuring economic security of Russia: collection of scientific works. M. : Scientific Consultant, 2017. Р. 136-143.

Информация об авторах

А. В. Орлов — доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент;

А. С. Лошаков — заместитель начальника кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

A. V. Orlov — Associate Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

A. S. Loshakov — Deputy Head of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 21.06.2022; принята к публикации 01.08.2022.

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 21.06.2022; accepted for publication 01.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.