Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ ЗНАНИЙ / КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / HUMAN CAPITAL / KNOWLEDGE CAPITAL / HEALTH CAPITAL / REPRODUCTION PROCESS / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / HUMAN CAPITAL INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Михаил Игоревич, Медведева Ольга Владимировна

Под человеческим капиталом обычно понимают экономическую оценку накопленных знаний, навыков и способностей, которыми обладает человек и которые играют важную роль в повышении производительности труда и способствуют освоению новых технологических инноваций. В условиях перехода к цифровой экономике человеческий капитал становится главным фактором инновационного экономического роста. В связи с этим перед экономической наукой и хозяйственной практикой ставится задача выбора оптимальных подходов к управлению развитием национальной экономики и формирования человеческого капитала страны. Настоящая статья посвящена анализу наиболее распространенных подходов к осуществлению комплексной оценки степени развития человеческого капитала на национальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CONDITION OF HUMAN CAPITAL AT THE NATIONAL LEVEL

Human capital is usually understood as an economic assessment of the accumulated knowledge, skills and abilities that a person possesses, which play an important role in increasing labor productivity and contribute to the development of new technological innovations. In the transition to a digital economy, human capital is becoming a major factor in innovative economic growth. In this regard, the task of choosing the optimal approaches to managing the development of the national economy and the formation of human capital of the country is set for economic science and business practice. This article is devoted to the analysis of the most common approaches to the implementation of a comprehensive assessment of the degree of development of human capital at the national level.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 331.5.024.5 ББК 65.291.6-18 И 20

М.И. Иванов,

соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва. Тел.: 8 (499) 956-08-10, e-mail: [email protected]

О.В. Медведева,

аспирант кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: + 7 (918) 257-62-95, e-mail: [email protected]

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Под человеческим капиталом обычно понимают экономическую оценку накопленных знаний, навыков и способностей, которыми обладает человек и которые играют важную роль в повышении производительности труда и способствуют освоению новых технологических инноваций. В условиях перехода к цифровой экономике человеческий капитал становится главным фактором инновационного экономического роста. В связи с этим перед экономической наукой и хозяйственной практикой ставится задача выбора оптимальных подходов к управлению развитием национальной экономики и формирования человеческого капитала страны.

Настоящая статья посвящена анализу наиболее распространенных подходов к осуществлению комплексной оценки степени развития человеческого капитала на национальном уровне.

Ключевые слова: человеческий капитал, капитал знаний, капитал здоровья, воспроизводственный процесс, индекс человеческого развития, индекс человеческого капитала.

M.I. Ivanov,

Applicant, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow. Ph.: 8 (499) 956-08-10, e-mail: [email protected]

O.V. Medvedeva,

Postgraduate student of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 257-62-95, e-mail: [email protected]

ASSESSMENT OF THE CONDITION OF HUMAN CAPITAL AT THE NATIONAL LEVEL

Abstract. Human capital is usually understood as an economic assessment of the accumulated knowledge, skills and abilities that a person possesses, which play an important role in increasing labor productivity and contribute to the development of new technological innovations. In the transition to a digital economy, human capital is becoming a major factor in innovative economic growth. In this regard, the task

of choosing the optimal approaches to managing the development of the national economy and the formation of human capital of the country is set for economic science and business practice.

This article is devoted to the analysis of the most common approaches to the implementation of a comprehensive assessment of the degree of development of human capital at the national level.

Keywords: human capital, knowledge capital, health capital, reproduction process, human development index, human capital index.

Концепция человеческого капитала занимает одно из ключевых мест в рамках современной теории экономического развития. Причиной этого являются происходящие процессы все большего замещения в структуре национального богатства физического и природного капитала именно человеческим капиталом.

Зарождение и развитие данной концепции отражает переориентацию акцента с проблематики эффективного использования на вопросы формирования принципиально новых по своим качественным параметрам трудовых ресурсов.

Отмечая разнообразие точек зрения относительно сущностного содержания дефиниции «человеческий капитал», приведем несколько определений, получивших распространение вследствие их использования в практике деятельности крупнейших международных организаций, занимающихся проблемами экономического и социального развития.

Так, Организация экономического сотрудничества и развития определяет человеческий капитал в качестве знаний, квалификаций, навыков и других качеств, которыми обладает индивидуум и которые важны для хозяйственной деятельности [1]. Похожую по своему содержательному наполнению трактовку данного понятия дает и Европейская экономическая комиссия: «знания, навыки, компетенции, присущие индивидуумам и способствующие достижению личного и общественного благосостояния» [2].

В общем и целом же данное понятие определяет ведущую силу современного экономического развития,

что обусловливается изменением его ресурсной парадигмы, предполагающей обретение все большей значимости качественно новыми видами ресурсов, в частности нематериальными, основное место в ряду которых отводится знаниям и умениям человека, вовлеченным в экономическую деятельность.

Учитывая сказанное, исследование различных аспектов понятия «человеческий капитал» является, несомненно, актуальной задачей.

В настоящее время одним из ключевых направлений исследования человеческого капитала является проведение сравнительного сопоставления уровня развития человеческого капитала в различных государствах мира на основе использования рейтингового подхода.

В частности, в 1990 году Программой развития ООН был опубликован «Доклад о человеческом развитии», в рамках которого была представлена методика расчета индекса развития человеческого потенциала, который с 2013 года именуется как индекс человеческого развития. В качестве базового постулата его формирования выступала констатация того факта, что успешность развития государства в современных условиях определяется не только уровнем душевого дохода, но и комплексом параметров, отражающих уровень здоровья и образования населения.

В этой связи разработчики индекса человеческого развития (ИЧР) сконцентрировали внимание на трех измерениях человеческого развития: способности вести долгую и здоровую жизнь (измеряется показателем ожидаемой

продолжительности жизни при рождении); способности получать знания (измеряется средней и ожидаемой продолжительностью обучения); способности поддерживать достойный уровень своей жизни (измеряется показателем уровня ВНП на душу населения).

В докладе «Обновленные статистические данные 2018» представлены значения ИЧР по 189 государствам, из которых 59 стран входят в группу с очень высоким уровнем человеческого развития, 53 - с высоким, 39 - со средним и 38 - с низким уровнем человеческого развития. Динамика изменения параметров

При этом, по нашему мнению, весьма интересным будет выглядеть сопоставление числовых показателей, характеризующих среднее значение используемых при расчете индекса параметров, для групп государств с различным уровнем человеческого развития (табл. 2).

Так, можно отметить, что, с одной стороны, в разрезе параметров, характеризующих состояние системы образования, Российская Федерация, несомненно, относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого потенциала.

Начиная с 2017 года специалистами Всемирного банка реализуется Проект развития человеческого капитала, в рамках которого рассчитывается индекс человеческого

индекса человеческого развития для Российской Федерации за последние восемь лет приведена в табл. 1.

Анализируя вышеприведенные данные, можно увидеть, что на протяжении четырех последних лет отмечается рост значения индекса человеческого развития для Российской Федерации. Однако по итогам последнего рейтинга РФ опустилась на две позиции в общемировом рейтинге стран в соответствии со значением величины индекса человеческого развития (с 47-го на 49-е место), входя в группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития.

капитала, первая версия которого была представлена в октябре 2018 г. во время ежегодного собрания Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка в Индонезии. Данный индекс формируется на основе учета пяти параметров.

Первые два параметра позволяют оценить уровень развития образовательной компоненты человеческого капитала. Ожидаемая продолжительность обучения в школе до достижения ребенком 18-летнего возраста оценивается, исходя из условия начала дошкольного обучения в возрасте 4 лет. Максимально благоприятные условия для обучения в таком случае позволяют ребенку учиться 14 лет.

Таблица 1

Значение индекса человеческого развития для Российской Федерации [3]

Год Значение

2010 0,780

2011 0,755

2012 0,798

2013 0,788

2014 0,807

2015 0,813

2016 0,815

2017 0,816

Таблица 2

Средние значения компонентов ИЧР для групп государств с различным уровнем развития человеческого капитала [4]

Группа стран по развитию человеческого капитала Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Ожидаемая продолжительность обучения Средняя продолжительность обучения ВНП на душу населения

С очень высоким уровнем 79,5 16,4 12,2 40041

С высоким уровнем 76,0 14,1 8,2 14999

Со средним уровнем 69,1 12,0 6,7 6849

С низким уровнем 60,8 9,4 4.7 2521

Российская Федерация 71,2 15,5 12,0 24233

Второй компонент индекса, который иллюстрирует вклад системы образования в развитие человеческого капитала, являют собой результаты тестирования по международным и региональным программам оценки образовательных достижений учащихся, которые позволяют дать качественную оценку уровня обучения детей в контексте межстранового сопоставления его результатов.

Другие составляющие индекса оценивают вклад системы здравоохранения в развитие человеческого потенциала. Ожидаемая доля детей, которые доживут до пяти лет, показывает потери человеческого капитала на ранних этапах жизни, то есть они позволяют выявить тот человеческий потенциал, который не будет реализован в будущем. Показатель доли детей в возрасте до пяти лет, рост которых находится на уровне не ниже среднего показателя для их возраста, выступает в качестве косвенного показателя общего состояния здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в стране. Наконец, ожидаемая доля лиц в возрасте пятнадцати лет, которые доживут до шестидесяти лет, служит косвенным индикатором, характеризующим воздействие негативных факторов среды, с

которыми может столкнуться человек во взрослом возрасте при существующих условиях.

Каждый из вышеперечисленных параметров является самостоятельным полноценным показателем, однако только их комплексная оценка позволяет обеспечить достаточно развернутое представление о состоянии человеческого капитала в той или иной стране.

По значению индекса человеческого капитала Россия занимает 34 место в ряду 157 анализируемых государств и входит в группу стран с достаточно высоким уровнем данного капитала. Так, производительность труда человека, родившегося в 2018 году в Российской Федерации, по достижении совершеннолетия составит 73% от потенциального уровня, который возможен при условии получения полного образования и наличии полноценного здоровья. При этом в межстрановом аспекте величина индекса человеческого капитала в Российской Федерации соответствует среднему уровню государств с высоким уровнем доходов [5].

Также весьма интересным представляется сопоставление параметров, отражающих количественные характеристики индикаторов индекса человеческого капитала

Таблица 3

Значения величины компонентов индекса человеческого капитала для стран СНГ [6]

Государство Доля детей, которые доживут до 5 лет Продолжительность обучения детей в школе Продолжительность обучения детей в школе с поправкой на качество Результаты тестирования по программам оценки образовательных достижений Доля лиц в возрасте 15 лет, которые доживут до 60 лет

Азербайджан 0,98 11,6 8,7 472 0,87

Армения 0,99 11,1 7,9 443 0,88

Казахстан 0,99 13,3 11,5 537 0,80

Кыргызстан 0,98 12,6 8,4 420 0,82

Молдова 0,98 11,8 8,2 436 0,83

Российская Федерация 0,99 13,8 11,9 538 0,78

Таджикистан 0,97 10,8 7,7 444 0,87

Российской Федерации и других государств, входящих в СНГ (табл. 3).

Анализируя имеющиеся результаты исследования (данные по Беларуси, Туркменистану и Узбекистану в рейтинге отсутствуют), можно заключить, что в разрезе параметров, характеризующих состояние национальных систем образования, Россия весьма существенно опережает другие государства Содружества (за исключением Казахстана, который совсем незначительно уступает РФ).

Однако в сфере здравоохранения о наличии подобного преимущества говорить не приходится. Если по параметру «Ожидаемая доля детей, родившихся в определенном году, которые доживут до 5 лет» Российская Федерация делит первенство с Арменией и Казахстаном (все другие государства отстают совсем

незначительно), то по индикатору «Ожидаемая доля лиц в возрасте 15 лет, которые доживут до 60 лет» наша страна занимает последнее место при весьма существенном отставании от лидеров.

Таким образом, представленные рейтинги позволяют констатировать достаточно противоречивую картину относительно состояния человеческого капитала в РФ: при развитии знаниевого капитала на уровне лидеров рейтинга параметры капитала здоровья населения России оставляют желать лучшего. Вышесказанное позволяет определить основные точки приложения усилий государства в отношении улучшения качественного состояния главного ресурса его долгосрочного развития, которым, несомненно, является человеческий капитал.

Примечания:

1. The Well-being of Nations: The Role of Human and Social Capital. Paris: OECD, 2001. P. 11.

2. Измерение человеческого капитала: передовые инициативы и будущие проблемы. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ ces/2013/5_R_.pdf.

3. Составлено по: Human Development Data (1990-2017). URL: http://hdr.undp. org/en/data.

4. Индексы и индикаторы человеческого развития. Обновленные статистические данные 2018. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ 2018_human_development_statistical_update_ru.pdf.

5. Российское образование в контексте Индекса человеческого капитала. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20277.pdf.

6. Анисимов С. Индекс человеческого капитала. В чем Россия уступает Руанде. URL: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/indeks-cheloveche-skogo-kapitala-v-chem-rossiya-ustupaet-ruande-451.html.

References:

1. The Well-being of Nations: The Role of Human and Social Capital. Paris: OECD, 2001. P. 11.

2. The measurement of human capital: innovative initiatives and future challenges. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/2013/5_R_. pdf.

3. Compiled by: Human Development Data (1990-2017). URL: http://hdr.undp. org/en/data

4. Indices and indicators of human development. Updated statistics 2018. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ 2018_human_ development_statistical_update_ru.pdf.

5. Russian education in the context of the human capital index. URL: http://ac. gov.ru/files/publication/a/20277.pdf.

6. Anisimov S. Human Capital Index. What is Russia inferior to Rwanda. URL: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/indeks-chelovecheskogo-kapi-tala-v-chem-rossiya-ustupaet-ruande-451.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.