Научная статья на тему 'Оценка согласованности инновационной и инвестиционной политик в Хабаровском крае'

Оценка согласованности инновационной и инвестиционной политик в Хабаровском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / INNOVATIVE POLICY / REGIONAL INNOVATIVE AND INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко О.В.

С целью создания инновационной экономики, в работе обоснована необходимость согласованного механизма формирования и реализации инновационной и инвестиционной политик в российских регионах. Произведена оценка согласованности инновационной и инвестиционной политик в регионе на примере Хабаровского края. Предложены направления совершенствования механизма формирования и реализации инновационно-инвестиционной политики региона, позволяющие согласовать инновационную и инвестиционную политики в рамках одного направления региональной политики края и создающие необходимые условия для развития региональной инновационной системы.The article substantiates the need for coordinated mechanism of the formation and implementation of innovative and investment policies in the Russian regions in order to create an innovative economy. The assessment of consistency of innovative and investment policies in the region (on the example of Khabarovsk Krai) is made. The directions for improving the mechanism of formation and implementation of innovative and investment policy of the region are proposed. There directions allow coordination of innovative and investment policy within one way of regional policy of Khabarovsk Krai and creation of necessary conditions for the development of regional innovative system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка согласованности инновационной и инвестиционной политик в Хабаровском крае»

ХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП

УДК 001.895: 330.322: 332.14 О.В. Сидоренко, д-р экон. наук, доцент, завкафедрой государственного и муниципального управления Хабаровского государственного университета экономики и права

ОЦЕНКА СОГЛАСОВАННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИК В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

С целью создания инновационной экономики, в работе обоснована необходимость согласованного механизма формирования и реализации инновационной и инвестиционной политик в российских регионах. Произведена оценка согласованности инновационной и инвестиционной политик в регионе на примере Хабаровского края. Предложены направления совершенствования механизма формирования и реализации инновационно-инвестиционной политики региона, позволяющие согласовать инновационную и инвестиционную политики в рамках одного направления региональной политики края и создающие необходимые условия для развития региональной инновационной системы.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инновационная политика, региональная инновационно -инвестиционная политика.

The article substantiates the need for coordinated mechanism of the formation and implementation of innovative and investment policies in the Russian regions in order to create an innovative economy. The assessment of consistency of innovative and investment policies in the region (on the example of Khabarovsk Krai) is made. The directions for improving the mechanism offormation and implementation of innovative and investment policy of the region are proposed. There directions allow coordination of innovative and investment policy within one way of regional policy of Khabarovsk Krai and creation of necessary conditions for the development of regional innovative system.

Keywords: investment policy, innovative policy, regional innovative and investment policy.

Создание инновационной экономики является одним из национальных приоритетов Российской Федерации, что отражено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Инновационный путь развития российской экономики предполагает создание в регионах России такой среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет основным способом получения высоких и

стабильно растущих доходов. В этой связи, актуальным является активизация инвестиционного обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне, создание и внедрение инновационно-инвестиционного механизма, отвечающего новым экономическим и социально-политическим условиям, обеспечивающего приток капитала для модернизации производства. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения механизмов инновационной и инвестиционной политик в рамках инновационно-инвестиционной политики как одного

из направлении региональном политики, направленной на улучшение инвестиционного и инновационного потенциала региона и создания условий для устойчивого экономического роста российских регионов.

Цель статьи - оценить согласованность процессов формирования и реализации инвестиционной и инновационной политик в регионе и разработать предложения по совершенствованию механизма инновационно-инвестиционной политики как самостоятельного направления региональной политики.

Согласованность механизмов формирования и реализации инновационной и инвестиционной политик оценим на примере Хабаровского края, который занимает одно из ключевых мест в экономической системе Дальневосточного феде-

рального округа и входит в топ-20 российских регионов в Национальном рейтинге по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса [1].

Хабаровский край является одним из наиболее привлекательных регионов для ведения бизнеса на Дальнем Востоке России. Инвестиционное законодательство края, система финансовых и нефинансовых преференций, а также организационная поддержка инвесторов позволяют российскому и иностранному бизнесу эффективно использовать имеющийся в регионе экономический и ресурсный потенциал. За период 2014-2016 гг. отмечается положительная динамика промышленного производства Хабаровского края с темпом роста выше среднероссийского показателя (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика объёма промышленного производства, млн руб. [10]

Объём промышленного производства 2014 2015 2016 Темп роста в 2016 по сравнению с 2014

По Хабаровскому краю 263 362 316 608 313 459 1,19

Среднее значение по субъектам РФ 537 050 584 254 604 600 1,13

200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

180507,9

17990

144833,6

7,2

1500

7,5

129291

1286

92

10900

2,1

104619,2

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок - Динамика инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае с 2010 г. по 2017 г., млн руб. [10]

Период 2010-2017 гг. характеризовался разнонаправленной динамикой инвестиций в основной капитал. Наибольший прирост инвестиций зафиксирован в 2011 г., когда значение показателя увеличилось на 24,7 %. В 2017 г. отмечен рост инвестиций в основной капитал на 23,6 % по сравнению с 2016 г. (см. рисунок).

Источники инвестиций в основной капитал за 2017 г.: собственные средства инвесторов - 49,1 %; привлечённые инвесторами средства - 50,9 %. Бюджетные инвестиции составили 23,9 млрд руб. (41,5 %) от объёма привлечённых средств).

По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного клима-

Показатель по Хабаровскому краю в четыре раза меньше общероссийского показателя, который, в свою очередь, значительно ниже мировых критериев (Республика Корея - 4,29 %; Израиль - 4,11 %; Япония - 3,95 % [9])

В настоящее время разработкой направлений инвестиционной и инновационной политик в Хабаровском крае занимаются органы исполнительной власти края и подведомственные им учреждения. Формированием стратегических

та в регионах России, Хабаровский край демонстрирует стабильное улучшение условий для ведения бизнеса: в 2016 г. -73-е место; в 2017 г. - 40-е место; в 2018 г. край попал в топ-20 регионов и занял 18-е место. Региону удалось достичь прогресса, благодаря сокращению сроков получения разрешения на строительство, уменьшению числа разрешительных процедур, реформированию работы по поддержке малого бизнеса.

Однако улучшение инвестиционного климата в крае и увеличение объёма инвестиций в основной капитал сопровождается уменьшением доли инвестиций в затраты на исследования и разработки в общем объёме ВРП (таблица 2).

направлений инвестиционной политики Хабаровского края занимаются министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики и министерство экономического развития при участии Инвестиционного совета при правительстве Хабаровского края и Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края.

В крае созданы институты, активно функционирующие в процессе формирования и реализации региональной инве-

Таблица 2 - Доля затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте (ВРП) в Хабаровском крае и Российской Федерации [3]

Год Доля затрат на исследования и разработки в % к ВРП в крае Доля затрат на исследования и разработки в % к ВВП в РФ

2010 0,29 1,13

2011 0,27 1,02

2012 0,30 1,05

2013 0,28 1,06

2014 0,26 1,09

2015 0,34 1,13

2016 0,25 1,12

стиционной политики. Распоряжением правительства Хабаровского края от 4 мая 2016 г. № 278-рп в целях осуществления функций по подготовке, заключению, исполнению, изменению и прекращению концессионных соглашений в сфере государственно-частного партнёрства создано КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнёрства». Для привлечения инвестиций в бизнес-проекты в крае на основе государственно-частного партнёрства создано АНО «Агентство содействия инвесторам и разработчикам».

С целью поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае предусмотрены меры, оказываемые в рамках регионального и федерального законодательства. Краевым законодательством предусмотрен широкий перечень инструментов поддержки инвестиций в регионе, включающий [4]:

1) предоставление налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты;

2) предоставление государственных гарантий края;

3) предоставление понижающих коэффициентов при расчёте и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы по которым отнесено к полномочиям края;

4) предоставление краевой государственной организационной поддержки инвестиционной деятельности;

5) предоставление инвестиционного налогового кредита;

6) специальный инвестиционный контракт (предоставление отраслевых льгот и преференций, а также обеспечение стабильных условий для бизнеса);

7) предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях реализации инвестиционных проектов по строительству объектов коммунальной инфраструктуры, а также для возмещения затрат на разработку и обустройство объектов инфраструктуры туристических маршрутов в сфере внутреннего и выездного туризма;

8) предоставление льготы по арендной плате для предприятий, реализующих инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов,

9) предоставление из краевого бюджета субсидий юридическим лицам на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства;

10) предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, на возмещение части прямых понесённых затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.

Стимулированием инновационной деятельности в регионе занимается министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики правительства Хабаровского края при участии АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» и АНО «Содействие инвесторам и разработчикам».

Для инвесторов, осуществляющих инновационную деятельность, на уровне региона меры поддержки не предусмотрены, поддержка осуществляется только в рамках федерального законодательства и включает:

1) субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестицион-

ных проектов (по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации);

2) субсидирование процентных ставок по проектам технического перевооружения (по линии Министерства промышленности и торговли РФ);

3) субсидии затрат на НИОКР (по линии Министерства промышленности и торговли РФ);

4) субсидирование из федерального бюджета части затрат на создание (развитие) имущественного комплекса индустриальных парков индустрии детских товаров (по линии Министерства промышленности и торговли РФ);

5) предоставление финансирования Фондом развития промышленности России;

6) субсидирование затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (по линии Министерства промышленности и торговли РФ).

Анализ нормативных документов, определяющих деятельность региональных органов власти, организаций и учреждений, участвующих в процессе формирования и реализации инвестиционной и инновационной политик Хабаровского края, показал, что инвестиционной политике региона органы власти отводят большее внимание.

Инновационная активность предприятий Хабаровского края активно снижается начиная с 2011 г., удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций снизился с 15,5 % до 8,5 % в 2016 г. [8].

В Рейтинге инновационных регионов России, составленном Ассоциацией инно-

вационных регионов России (АИРР), Хабаровский край демонстрирует ухудшение позиций: в 2015 г. край находился в группе «среднесильные инноваторы» на 24-м месте, в 2015 г. в группе «средне-сильные инноваторы» - на 25-м месте, в 2017 г. в группе «средние инноваторы» -на 30-м месте [2].

Сложившаяся практика формирования инновационной политики в Хабаровском крае показывает, что ряд функций по её реализации разрознен, отсутствует единый орган, отвечающий за её реализацию и системный подход к её формированию.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что реализация инвестиционной и инновационной политик в Хабаровском крае характеризуется несогласованностью, о чём свидетельствует улучшение инвестиционной активности в регионе на фоне низкой восприимчивости бизнеса к инновациям. В этой связи перед региональными властями стоит задача по решению проблемы координации интересов региона с частными интересами инвесторов в процессе создания единой согласованной региональной инновационно-инвестиционной политики.

В работе предлагается механизм формирования и реализация инновационно-инвестиционной политики в Хабаровском крае. Механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на реализацию функций процесса. Процесс формирования стратегических направлений инновационно-инвестиционной политики в Хабаровском крае должен включать следующие этапы: диагностический, стратегический, исполнительско-

внедренческий, контрольно-регулирующий.

На первом диагностическом этапе формирования инновационно-

инвестиционной политики должна осуществляться диагностика состояния инновационно-инвестиционного потенциала региона. Инновационно-инвестиционный потенциал определяет интенсивность притока инвестиционных средств в инновационные проекты региона. Он характеризует способность хозяйствующих субъектов региона эффективно осуществлять инновационную деятельность. В результате проведения диагностики состояния инновационно-инвестиционного потенциала региона определяются потенциальные объекты инвестирования и создания инноваций.

В связи с тем, что министерство экономического развития Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции по выработке краевой государственной политики в сфере экономических отношений, анализа, прогнозирования, стратегического планирования социально-экономического развития края, включая определение направлений и приоритетов социально-экономического развития [6], считаем его основным исполнителем данного этапа формирования инновационно-инвестиционной политики.

На втором стратегическом этапе, включающем формирование нормативно-правовой базы инновационно-инвестиционной политики и разработку стратегических направлений этой политики, должны участвовать исполнительные органы власти края, а именно министерство экономического развития и министерство инвестиционной и земельно-

имущественной политики, а также коллегиальные советы, созданные при правительстве Хабаровского края: Инвестиционно-инновационный совет при правительстве Хабаровского края и Совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края.

В этой связи, с целью расширения деятельности Инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края, предлагается создать Инвестиционно-инновационный совет, который будет содействовать реализации единой государственной политики в сфере поддержки инвестиционной и инновационной деятельности и росту инвестиционной активности субъектов инвестиционной деятельности на территории края, комплексному социально-экономическому и инновационному развитию региона. Деятельность Инновационно-инвестиционного совета предполагает выработку предложений по определению приоритетных направлений и формированию стратегических целей по реализации инновационно-инвестиционной политики в Хабаровском крае.

В рамках исполнительско-

внедренческого этапа должна осуществляться разработка механизмов реализации инновационно-инвестиционной политики региона. Основным исполнителем выступает министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики, которое должно разрабатывать и реализовы-вать меры государственной поддержки субъектов инновационной и инвестиционной деятельности, а также осуществлять свою деятельность, согласно Положению о министерстве [7].

Министерство экономического разви-

тия в рамках исполнительско-внедренческого этапа будет, как и прежде, осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти края по вопросам формирования благоприятного делового и инвестиционного климата на территории края и способствовать совместно с КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнёрства» созданию инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной защиты населения.

Некоммерческие организации АНО «Агентство содействия инвесторам и разработчикам» и АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям», встраиваясь в рамки данного блока, должны содействовать развитию инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечивая комплексную поддержку инвесторам края в продвижении на рынок высокотехнологичных проектов, продуктов, технологий.

Одним из основных этапов механизма формирования и реализации инновационно-инвестиционной политики является мониторинг её осуществления. В этой связи, согласно действующим нормативно-правовым документам, определяющим деятельность исполнительных органов власти, министерство экономического развития и министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики должны выступать основными исполнителями контрольно-регулирующего этапа.

Коллегиальные советы при правительстве Хабаровского края также должны участвовать в мониторинге реализации

инновационно-инвестиционной политики края в части рекомендаций по совершенствованию форм государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.

Резюмируя, отметим:

- в статье обоснована необходимость согласования инновационной и инвестиционной политик в рамках инновационно-инвестиционной политики как одного из направлений региональной политики;

- установлено, что реализация инвестиционной и инновационной политик в Хабаровском крае характеризуется несогласованностью, о чём свидетельствует улучшение инвестиционной активности в регионе на фоне низкой восприимчивости бизнеса к инновациям;

- анализ нормативных документов, определяющих деятельность региональных органов власти, организаций и учреждений, участвующих в процессе формирования и реализации инвестиционной и инновационной политик региона на примере Хабаровского края показал, что инвестиционной политике региона органы власти отводят большее внимание. Сложившаяся практика формирования инновационной политики в Хабаровском крае показывает, что ряд функций по её реализации разрознен, отсутствует единый орган, отвечающий за её реализацию и системный подход к её формированию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предложены направления совершенствования механизма формирования и реа-

лизации инновационно-инвестиционной политики Хабаровского края, позволяющие согласовать инновационную и инвестиционную политики в рамках одного направления региональной политики края, и создающие необходимые условия для развития региональной инновационной системы.

Список использованных источников

1 Агентство стратегических инициатив [сайт] // а81ги/туе81сНта!е/(дата обращения 15.09.2018).

2 Ассоциация инновационных регионов России [сайт] /Л-regions.org/reiting(дата обращения 20.09.2018).

3 Затраты и источники финансирования научных исследований и разработок : Инф.-стат. материалы. М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017.

4 Инвестиционный портал Хабаровского края [сайт] // invest.khv. gov.ru/Investoram/Gosudarstvenn ауа-роёёег^ка/К^юпаЬуе-тегу-gosudarstvennoj-podderzhki (дата обращения 20.09.2018)

5 Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края [сайт] // minpt.khabkrai.ru(дата обращения 25.09.2018).

6 Положение о министерстве экономического развития Хабаровского края (в ред. постановлений правительства Хаба-

ровского края от 05.02.2016 г. № 18-пр, от 29.04.2016 г. № 119-пр // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

7 Положения о министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края : утв. Постановлением от 13.03.2015 г. №37-пр. // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

8 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : стат. сборник. М. : Росстат, 2017.

9 Росстат : базы данных ОЭСР (OECD.Stat) [сайт] // www.oecd-ilibrary.org/economics/data/oecdstat_data-00285-еЦдата обращения 20.09.2018).

10 Федеральная служба государственной статистики по Хабаровскому краю [сайт] // habstat.gks.ru/(дата обращения 10.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.