Научная статья на тему 'Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Хабаровского края'

Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT FOREIGN INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ / INVESTMENT CLIMATE OF KHABAROVSK KRAI / ПАРТНЕРЫ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ / INVESTMENT PARTNERS / ПЕРСПЕКТИВЫ / СТИМУЛЫ / OPPORTUNITIES / MOTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлык Н. Л., Шаповалов М. М.

В статье анализируется влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Хабаровского края, условия создания благоприятного инвестиционного климата. Выделены ведущие партнеры Хабаровского края по инвестициям, раскрыты перспективы и новые стимулы для инвесторов.The article examines the impact of direct foreign investment on economic development of Khabarovsk Krai and the conditions for creating a favourable investment climate. The leading investment partners of Khabarovsk Krai are distinguished and the opportunities along with new motives for investors are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Хабаровского края»

— СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ —

УДК 330.322:332 Н.Л. Шлык, канд. экон. наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственного университета экономики и права

М.М. Шаповалов, начальник отдела надзора военной прокуратуры Восточного военного округа

ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

В статье анализируется влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Хабаровского края, условия создания благоприятного инвестиционного климата. Выделены ведущие партнеры Хабаровского края по инвестициям, раскрыты перспективы и новые стимулы для инвесторов.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат Хабаровского края, партнеры по инвестициям, перспективы, стимулы.

The article examines the impact of direct foreign investment on economic development of Khabarovsk Krai and the conditions for creating a favourable investment climate. The leading investment partners of Khabarovsk Krai are distinguished and the opportunities along with new motives for investors are revealed.

Keywords: direct foreign investment, investment climate of Khabarovsk Krai, investment partners, opportunities, motives.

Хабаровский край обладает стратегически выгодным географическим положением, богатыми природными ресурсами, достаточно развитой транспортно-логистической инфраструктурой, имеет опыт реализации крупных международных высокотехнологичных проектов.

Динамично развивающаяся экономика и диверсифицированный производственный потенциал, комплексная государственная поддержка инвестиционной дея-

тельности, наличие квалифицированного кадрового потенциала формируют благоприятный инвестиционный климат и делают территорию края привлекательной для инвесторов. В соответствии с разработанной инвестиционной стратегией к приоритетным отраслям инвестирования в крае относятся: промышленное производство (авиа- и судостроение, др.), транспортно-логистическая инфраструктура, рыбопереработка, горнодобываю-

щая промышленность, торговля и сфера услуг, жилищное строительство, агропромышленный сектор, туризм. В Хабаровском крае реализуется более 140 проектов, по которым профинансировано более 200 млрд руб. и более 160 инвестиционных проектов запланированы к реализации [1]. Однако, как показывает практика, их реализация может не осуществиться прежде всего из-за недостаточного финансирования. Переломным моментом сложившейся практики должна стать активно продвигаемая в настоящее время концепция создания территорий оперативного развития. Для внедрения нового экономического института был выбран Дальневосточный регион, развитию которого Правительство РФ придаёт особое значение. Согласно принятому Федеральному закону «О территориях опережающего социально-

экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ, целью создания новых институтов (ТОР) является комплексное решение и всестороннее обеспечение задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока. В течение 2015 г. после тщательной проработки по выбору расположения и специализации ТОСЭР было выделено шесть наиболее перспективных, три из которых приняты к реализации (одна в Приморском крае, две в Хабаровском крае - ТОР «Ракитное» и «Комсомольск»). По словам пер-

вого заместителя министра по развитию Дальнего Востока А. Орлова, при отборе приоритетных ТОР в первую очередь учитывалось наличие инвестиционного спроса со стороны частных инвесторов; второе условие - экспортная ориентация выпускаемой в ТОР продукции; третье - явный экономический и социальный эффект, который предполагается получить в виде роста ВРП, создания новых современных рабочих мест с высокой зарплатой, прироста бюджетных доходов, развития местного и регионального рынков. По наличию этих условий явным лидером является ТОР «Комсомольск» [2].

Несмотря на экономические трудности, в крае продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на следующее:

- развитие и модернизацию обрабатывающих производств (глубокая переработка древесины, техническое перевооружение авиационного завода, модернизация нефтеперерабатывающих заводов в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре);

- добычу и переработку полезных ископаемых, в том числе освоение стратегически важных для России месторождений олова;

- наращивание портовых терминальных мощностей по обработке грузов в порту Ванино;

- развитие транспортной инфраструктуры и энергетики (строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань, развитие инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей) [2].

Большое значение име-

ют комплексные проекты развития.

Формирование территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР):

1) ТОСЭР Комсомольск состоит из трех площадок общей площадью более 218 га:

- площадка «Парус» площадью 59,4 га. Специализация - производство деталей для авиастроения, высокотехнологичные производства;

- площадка «Амурлитмаш» площадью 62,2 га. Специализация - создание индустриального парка, производство оборудования, прочие виды деятельности;

- площадка «Амурск» площадью 97,3 га. Специализация - глубокая переработка леса; количество поданных заявок в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» на осуществление деятельности в ТОСЭР Комсомольск (по состоянию на 1 января 2016 г.) - 8, из них одобрено - 2 заявки, статус резидента присвоен 4 компаниям - ООО «Эпсилон-2», ООО «Торговый дом «Юкон», ООО «Амурская лесопромышленная компания», АО «Амурская промышленная компания»;

2) ТОСЭР «Хабаровск» состоит из 3 площадок общей площадью более 587 га:

- площадка «Ракитное» площадью 520,1 га. Специализация - производство строительных материалов, металлургия, пищевая промышленность, логистика;

- площадка «Индустриальный парк «Авангард» площадью 51,7 га. Специали-

зация - создание индустриального парка, логистика, создание современного тепличного производства;

- площадка «Аэропорт» - площадь 15,5 га с последующим расширением до 108 га. Специализация - создание современного авиахаба с развитой деловой и коммерческой зоной.

В рамках ТОСЭР «Хабаровск» и «Комсомольск» уже заключены соглашения с 16 резидентами. На рассмотрении находятся ещё 43 заявки. Общий объём заявленных инвестиций - 50, 6 млрд рублей. Уже реально вложены инвесторами 3, 7 млрд руб., создано 656 новых рабочих мест [3]. В настоящее время прорабатывается вопрос применения режима ТОСЭР для Николаевска-на-Амуре; для Ванинского района установлен режим «свободного порта», планируется, что полноценно он должен заработать с 1 января 2017 года.

К развитию Хабаровского края проявляют внимание не только отечественные, но и зарубежные инвесторы (Японии, Таиланда, Малайзии и других стран). Пока объём иностранного капитала составляет 20 % от общего объема. На инвестиционную привлекательность региона для иностранных компаний негативно влияют географические особенности Дальнего Востока, а именно сочетание больших незаселённых территорий с недостаточно развитой инфраструктурой и сложными климатическими условиями. Эти факторы повышают издержки для вложений в основной капитал, трудо-

вые ресурсы, транспортные расходы. В то же время огромный ресурсный потенциал Хабаровского края не может

не интересовать зарубежных инвесторов [4]. Хабаровский край является одним из наиболее привлекательных регионов для ведения бизнеса на Дальнем Востоке России. Этому способствует инвестиционное законодательство края, система финансовых и нефинансовых преференций, организационная поддержка инвесторов, что позволяет российскому и иностранному бизнесу эффективно использовать имеющийся в регионе экономический и ресурсный потенциал.

По результатам оценок 2015 г., Хабаровский край занимает 32-е место в рейтинге инвестиционного потенциала субъектов РФ, и 46-е место в рейтинге инвестиционного риска. В 2014 г. эти значения были 34-е и 30-е места соответственно.

Динамика объемов инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае в период 2001-2011 гг. характеризовалась стремительным ростом. В номинальном выражении объём привлечённых инвестиций за этот период вырос более чем в 12 раз, достигнув 180,5 млрд рублей. Определённую роль в этот сыграло строительство нефте- и газотранспортных систем по территории края. С вводом магистральных трубопроводов в эксплуатацию объём ежегодных инвестиций в край несколько снизился, но сохраняется на высоком уровне (около 128 млрд руб. в 2014 г.).

По объёму инвестиций в основной капитал Хабаровский край в 2014 г. входил в число 35 ведущих регионов Российской Федерации (среди 85 субъектов). По объёму инвестиций в основной капитал на душу населения край за этот же период Хабаровский край занимал 26 место. В 2015 г. объём инвестиций в основной капитал составил 109 млрд рублей. Наибольший объём инвестиций наблюдается в транспортном комплексе (30 %), обрабатывающих производствах (26 %) и энергетике (12 %).

Среди основных российских инвесторов, реализующих проекты на территории края, ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «РАО «Энергетические системы Востока», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Дальлеспром» и ООО СП «Аркаим», ОАО «НК «Роснефть» и НК «Альянс», ОАО «Полиметалл», ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания», ОАО «РЖД».

В целях улучшения инвестиционного климата правительством Хабаровского края ведётся целенаправленная работа по продвижению инвестиционно привлекательного имиджа края, созданию комфортных и предсказуемых условий для инвесторов, сопровождению инвестиционных проектов, поддержке инвестиционной деятельности, развитию механизма государственно-частного партнёрства [4].

Постоянно совершенствуется режим преференций, предоставляемых инвесто-

рам на территории края. Он включает в себя налоговые льготы, налоговый инвестиционный кредит, субсидии, государственные гарантии, поддержку в решении административных вопросов и пр. В 2008-2012 гг. правительством края поддержано около 20 инвестиционных проектов, где сумма фактически полученных инвесторами льгот составила более 3 млрд рублей. В 2012 г. подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Хабаровского края и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АНО «АСИ»). По оценке Экспертной группы по мониторингу внедрения стандарта, в Хабаровском крае инвестиционный стандарт внедрен в полном объёме, ведётся мониторинг работы стандарта.

До 2014 г. ведущее положение среди зарубежных партнёров Хабаровского края по объёму иностранных инвестиций занимали страны Европейского союза. Однако после введения санкций ЕС против России его инвестиционная активность в крае заметно снизилась. Принятая позиция ЕС идёт вразрез с позицией ВТО и других международных организаций, она отрицательно сказалась не только на экономике России, но и на внутреннем рынке ЕС [5].

В Хабаровском крае до введения санкций основными зарубежными инвесторами являлись такие страны, как Нидерланды (48 % от накопленных зарубеж-

ных инвестиций), Япония (12 %), Великобритания (8 %), Индия (4 %), оффшоры -Багамские острова (7 %) и Кипр (5 %). За период 2013-2015 гг. основными странами-инвесторами Хабаровского края выступили Кипр (13 %), Багамские острова (11 %), Малайзия (24 %), Республика Корея (21 %), Соединенные Штаты Америки (32 %). В число крупных иностранных инвесторов, работающих в крае, входят «Exxon Neftegaz Ltd.» (нефтеналивной терминал в порту Де-Кастри), «Highland Gold Mining Ltd.» (инвестиции в золотодобычу на месторождении «Многовершинное»), «Sutech Engineering Co LTD» (сахарная промышленность), «JGC Corporation» (инжиниринг), корейская акционерно-строительная компания «Kereng» и ряд других [6].

Крупнейшими иностранными инвесторами края являются американские компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Фелпс Додж», «Тайгер Машинери», малазийский холдинг «Римбунан Хиджау», корейская акционерно-строительная компания «Керенг Констракшн», британская компания «Хайлэнд Голд Майнинг».

Традиционная экономика Хабаровского края является экспортно ориентированной.

Среди дальневосточных субъектов Хабаровский край находится на 4-м месте (доля - 5,7 %). Внешнеторговый оборот Хабаровского края преимущественно связан с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, что обусловлено особенностями его географического положения.

Ведущими партнёрами края являются Китай, Япония, Республика Корея, их доля в экспорте за 2014 г. соответственно составляла 40,9 %, 18,3 %, 8,6 %. Основу структуры экспорта составляет древесина и изделия из нее (40,9 %), топливно-энергетические ресурсы (28,9 %), рыбо- и морепродукты (12 %), металлы и изделия из них (15,2 %). На долю машин и оборудования приходится чуть более 1 %. Однако здесь следует учесть, что значительный экспорт военной авиатехники, поставляемой ПАО «Компания «Сухой» КнААЗ им. Ю.А. Гагарина, в краевой статистике не учитывается.

Возрастающую роль в развитии внешнеэкономических связей края играет приграничная торговля с северо-восточными провинциями Китая. 23 сентября 2009 г. главами правительств была одобрена Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы.

Программа сотрудничества содержит следующие основные направления взаимодействия: обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкцию приграничной инфраструктуры; сотрудничество в сфере транспорта, трудовой деятельности, туризма; реализацию ключевых проектов регионального сотрудничества, а также международное взаимодействие в области охраны окружающей

среды. На данный момент в Китай отправляется более половины необработанных лесоматериалов, лома черных и цветных металлов, мороженой рыбы и морепродуктов, добываемых в Дальневосточном федеральном округе. Более половины импортируемого на Дальний Восток продовольствия, стройматериалов, мебели и изделий из кожи приходит из Китая, всё это делает приграничную торговлю основой экономического развития сопредельных районов обоих государств [2].

Внешний товарооборот с Японией и Южной Кореей также возрастает, и эта тенденция продолжится, хотя и не так стремительно, как с Китаем. Экспортируются в основном топливо, нефть и нефтепродукты, водные биоресурсы, древесина и черные металлы, а ввозятся, как правило, высокотехнологичные товары: разнообразные машины, оборудование и электроника. Ожидается более активное экономическое сотрудничество с Гонконгом и Сингапуром [2].

В целом, как свидетельствует оценка экспертов, в Хабаровском крае открываются благоприятные перспективы для сотрудничества. Как уже отмечалось, в крае создаются ТОР, каждый из которых имеет свою специализацию: две территории в Хабаровском крае - ТОР «Хабаровск» (промышленность, транспортно-

логистическая направленность) и ТОР «Комсомольск» (промышленность). Минимальным требованием для инвесторов яв-

ляются вложения объёмом 500 тыс. руб., что является достаточно небольшой суммой. Инвесторам предоставляется большой набор льгот: резиденты ТОР платят лишь 7,6 % страховых взносов (вместо 30 %) в течение первых 10 лет, 0 % составляет НДС на импорт и переработку, 0 % - ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль первые 5 лет от 0-5 %, следующие 5 лет - не менее 10 %. Применяются пониженные коэффициенты арендных ставок (0,4 от базовой ставки) и налога на добычу полезных ископаемых (0-0,8 в течение первых 10 лет). Кроме того, на территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны для резидентов, а именно беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление, (использование) иностранных товаров внутри ТОР, а также реэкспортный вывоз товаров и оборудования [5].

Упрощаются и административные барьеры. В частности, экологическая экспертиза объектов инфраструктуры будет длиться лишь 45 дней, сокращаются сроки получения разрешительной документации. Для решения проблемы трудовых ресурсов разрешено привлечение иностранных работников без получения дополнительных разрешений и учёта квот. Государство обязуется финансировать строительство инфраструктуры объектов ТОР. Важно отметить, что закон не регламентирует число ТОР, а значит, в дальнейшем возможно появление новых

территорий опережающего развития на Дальнем Востоке.

В случае успеха в перспективе ТОР будут создаваться и за пределами Дальнего Востока, что уже предусмотрено законом. В то же время идея ТОР родилась с учетом критического анализа работы прежних ОЭЗ. Во-первых, проекты ТОР предусматривают более комплексный подход к улучшению инвестиционной привлекательности, так как предоставляют не просто особые льготные условия, а совокупность мер по общему улучшению социально-экономического развития территорий. Помимо этого, как уже было сказано выше, в рамках ТОР развитие инфраструктуры проектов обеспечивается государством. Если говорить о детальных особенностях, то налоговые льготы ТОР превышают преференции, предлагаемые в рамках ОЭЗ, заметно снижены административные барьеры.

Помимо масштабных проектов ТОР стоит отметить другие инициативы федеральных и региональных властей по предоставлению налоговых льгот для стимулирования инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке. С 1 января 2014 г. в силу вступил Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях

Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», который предполагает особые льготные условия налогообложения для инвесторов. Важно отметить, что Закон вводит понятие «региональный инвестиционный проект» (ранее такого термина не было в Налоговом кодексе), целью которого является производство товаров на территории одного из субъектов, среди которых могут быть все регионы Дальневосточного федерального округа.

Инвестиционный проект не может быть связан с добычей и (или) переработкой нефти, добычей природного газа и (или) газового конденсата, оказанием услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата, производством подакцизных товаров (исключение - легковые автомобили и мотоциклы), осуществление деятельности, к которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 %. Более того, инвестиции должны быть направлены исключительно на производство товаров, а значит, деятельность в сфере услуг (например, развитие объектов железнодорожной и автодорожной инфраструктуры) облагается налогами в общем порядке. Для получения льгот инвестиционный проект должен соответствовать ряду условий. В частности, сумма вложений должна составлять не менее 50 млн руб. (в период до 3 лет) или не менее 500 млн руб. (в период

до 5 лет). В целом указанные суммы являются вполне приемлемыми и не служат существенным барьером. Вместо обычной 20 %-ной ставки налога на прибыль льготный режим предполагает

её снижение до диапазона 0-10 % на первые 5 лет и не менее 10 % в течение следующих 5 лет. Точкой отсчёта принимается момент извлечения первой прибыли от проекта [5].

Хабаровский край, на территории которого реализуются региональные инвестиционные проекты, также принял соответствующие законы, в которых регламентируются ставки налога на прибыль. Эти ставки соответствуют минимальным значениям, указанным в Федеральном законе. Помимо этого, Закон предлагает понижающие коэффициенты для ставок налога на добычу полезных ископаемых: 0 в течение первых 2 лет; далее 0,2 до 4 лет; 0,4 до 6 лет; 0,6 до 8 лет; 0,8 до 10 лет. Однако такой порядок касается лишь золота, угля, руды чёрных и цветных металлов, но не включает нефть, газ, газовый конденсат, общераспространённые полезные ископаемые, минеральные воды и лечебные грязи.

Были также введены ограничения, исключающие возможность превращения Хабаровского края и регионов Дальнего Востока в офшорные зоны:

- во-первых, участник инвестиционного проекта не должен иметь обособленных подразделений за пределами субъек-

та, на территории которого происходит реализация проекта;

- во-вторых, не менее 90 % доходов участника должны быть получены от реализации товаров, произведённых в результате деятельности инвестиционного проекта. Указанные требования не позволят создавать предприятия для получения льгот без осуществления реальной деятельности на территории того субъекта, где оно было зарегистрировано.

Также в июле 2015 г. был упрощён порядок признания приоритетных инвестиционных проектов Хабаровского края и регионов Дальнего Востока, в частности, было отменено требование, чтобы фактическое инвестирование составляло не менее 10 % от планируемых частных инвестиций. Помимо этого, постановление Правительства закрепило и тот факт, что финансовое обеспечение будет напрямую поступать из Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Основное условие: общая стоимость инвестиционного проекта должна быть более 250 млн рублей. Благодаря этим изменениям, Правительство РФ одобрило в июле 2016 г. шесть приоритетных инвестиционных проектов Дальнего Востока, суммарный объем выделяемых средств на которые составит 13,8 млрд руб. [5].

Таким образом, у инвесторов сейчас появляется множество новых возможностей для ведения бизнеса в Хабаровском

крае. Выгодные условия налогового и таможенного режима, а главное - снижение бюрократических барьеров значительно повышают инвестиционную привлекательность Хабаровского края, позволяют рассчитывать на серьёзные улучшения социально-экономической ситуации и более глубокую интеграцию региона со странами АТР.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 1712-р 2 сентября 2015 г. было создано Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта как автономная некоммерческая организация, учредителем которой является Минвостокразвития России. С начала 2016 г. в адрес Агентства поступили заявки к размещению на инвестиционной карте Хабаровского края 12 инвестиционных проектов и 5 инвестиционных предложений. Все заявки размещены на инвестиционной карте и инвестиционном портале Хабаровского края.

Кроме того, специалистами Агентства были разработаны методические рекомендации по формированию инвестиционных паспортов муниципальных образований, на основе которых муниципалитетами совместно с Агентством были доработаны инвестиционные паспорта 15 муниципальных районов, 2 городских округов Хабаровского края и села Некрасовки. Планом развития Комсомольска-на-Амуре до 2025 г. предусмотрено привле-

чение регионом 13 млрд руб. (общий объём инвестиций почти 63 млрд руб.) [3].

Привлечение иностранных инвестиций в Хабаровский край - важный источник финансирования приоритетных инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленного потенциала, реализацию инновационных возможностей, модернизацию отраслей, связанных с освоением и переработкой природных ресурсов. Сегодня развитию Хабаровского края руководством страны уделяется пристальное внимание.

Свои результаты приносит активная работа правительства Хабаровского края по созданию благоприятного инвестиционного климата. Так, за последние пять лет ежегодный объем инвестиций в основные средства составил около 75 млрд руб., однако при этом объём иностранных инвестиций, поступающих в край, пока незначителен и составляет около 250 млн долларов в год. В экономику Хабаровского края в 2015 г. поступило иностранных инвестиций на 36 % больше, чем в 2014 году. Темп роста привлечения иностранных инвестиций продолжился и в первом квартале 2016 года.

Наиболее привлекательной отраслью продолжает оставаться добыча полезных ископаемых с объёмом привлечённых иностранных инвестиций в 9,3 млрд долларов США по итогам 2015 г., или 93 % в

структуре иностранных инвестиций. Наиболее привлекательными видами экономической деятельности для вложения иностранного капитала являются: обрабатывающие производства (металлургическое производство, обработка древесины, производство нефтепродуктов), транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (включая геологоразведочные работы в области изучения недр), добыча полезных ископаемых.

В Хабаровском крае особое внимание

уделяется организационной поддержке инвестиционной деятельности. Правительством края утверждён порядок сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна (постановление правительства края от 19 декабря 2015 г. № 448-пр), который реализуется на базе автономной некоммерческой организации «Агентство инвестиций и развития Хабаровского края» [7].

Всё отмеченное выше положительно скажется на перспективном развитии Хабаровского края, повышении его имиджа не только в России, но и Тихоокеанском зарубежье.

Список использованных источников

1 Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов правительства (с изм. на 29 сентября 2015 г.)» : постановление Хабаровского края от 19.12.2014 г. № 495-пр.

2 Аргументы недели. 2014. 4 декабря.

3 Аргументы недели. 2016. 29 сентября.

4 Дынниченко А. HSBC назвал лучших партнёров России по ВЭД на ближайшие 15 лет [Электронный ресурс] // www.profi-forex.org/news/entry1008107063 .html (дата обращения 20.06.2016).

5 Инвестиционный портал Хабаровского края [сайт] // investmap.khabkrai.ru (дата обращения 22.06.2016).

6 Ключевые рынки сбыта и внешний торговый оборот. Деловой портрет Дальнего Востока [сайт] // www.eastrussia.ru/material/delovoy-portret-dalnego-vostoka (дата обращения 24.06.2016).

7 Новые стимулы для инвесторов, перспективы [сайт] // www.eastrussia.ru/material/delovoy-portret-dalnego-vostoka (дата обращения 25.06.2016).

8 Официальный сайт министерства ин-

вестиционной и земельно-имущественной политики [сайт] // invest.khabkrai.ru/O-Habarovskom-krae/Ьlvestitii (дата обращения 28.06.2016).

9 Инвестиции - развитие края - Хабаровский край [сайт] // khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya (дата обращения 29.06.2016).

10 Оценка делового и инвестиционного климата [сайт] // www.eastrussia.ru/material/delovoy-portret-dalnego-vostoka (дата обращения 27.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.