Вестник Томского государственного университета. 2024. № 501. С. 200-208 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 501. рр. 200-208
Научная статья УДК 612.43
doi: 10.17223/15617793/501/23
Оценка склонности студенток 1-3-х курсов аграрного университета к нарушению здорового поведения
Надежда Викторовна Сурикова1, Татьяна Викторовна Брюховских2, Дмитрий Александрович Шубин3, Дарья Олеговна Орлова 4
12 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия 23,4 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия 3Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
1 ро1е\а_п ги
Аннотация. Проанализирована динамика поведенческих норм здорового образа жизни студенток Красноярского государственного аграрного университета, обучающихся на разных курсах, в зависимости от уровня их физической подготовленности и частоты посещения практических занятий. Полученные результаты свидетельствуют о росте доли студенток, игнорирующих необходимость ответственного отношения к себе и своему здоровью, а так же снижению значимости регулярных занятий физической культурой в режиме дня этих студенток.
Ключевые слова: физическая культура, нарушение здорового поведения, здоровье, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, студенты
Для цитирования: Сурикова Н.В., Брюховских Т.В., Шубин Д.А., Орлова Д.О. Оценка склонности студенток 1-3-х курсов аграрного университета к нарушению здорового поведения // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 501. С. 200-208. аог 10.17223/15617793/501/23
Original article
doi: 10.17223/15617793/501/23
Assesment of tendency of 1st-3rd-year female students of an agrarian university
to violate healthy behaviour
Nadezhda V. Surikova1, Tatiana V. Briukhovskikh2, Dmitrii A. Shubin3, Daria O. Orlova4
12 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation 22, 3, 4 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russian Federation 3V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation
1 polevan @list. ru
Abstract. Health determines a person's ability to perform work functions and ensures harmonious personal development. During their studies, students achieve a certain level of physical development and strengthen their health through physical education classes. However, young people are prone to actions and behaviours that harm their bodies, but the tendency to neglect their health can be measured. Therefore, we decided to analyse the dynamics of behavioural norms of a healthy lifestyle among female students of Krasnoyarsk State Agrarian University, studying at different courses, depending on their level of physical fitness and frequency of attending practical classes. The materials and methods included a questionnaire of violations of healthy behaviour (E.L. Lutsenko, O.E. Gabelkova, 2013) and controlled testing of physical fitness level of the girls through the following control exercises: 100m sprint, standing long jump, push-ups/sit-ups in one minute, 500m run. The study revealed that as girls grow older, they start to give up the habit of smoking; there is a noticeable trend towards an increase in the number of students abusing alcoholic beverages; the "eating disorder" subscale reflects a critical value of the average score for 3rd-year female students; the "emotional incompetence" subscale demonstrates a trend towards an increase in students who, as they get older, begin to experience an empathy deficit; female students begin to consciously adhere to the rules and norms of safe behaviour, both personal and social; there is a increase in the intensity of self-aggressive actions; higher self-control abilities are manifested; girls strive to conform to social ideals "in pursuit of a fashionable image" and by the 3rd year this trend becomes more
© Сурикова Н.В., Брюховских Т.В., Шубин Д.А., Орлова Д.О., 2024
pronounced. Thus, during the conducted study, it was found that female students have an average group overall indicator of unhealthy behaviour, reflecting their overall activity in relation to the norms of a healthy lifestyle. These results indicate some contradiction between the need for a responsible attitude towards oneself and one's health formed with age and the increase in the number of senior female students with a dismissive attitude towards the basics of a healthy lifestyle. In addition, the analysis of the number of female students engaged in sports shows an increase in the proportion of girls who do not include sports activities in their daily routine and who engage in sporadic sports, which reflects a tendency to decrease the significance of physical culture in their lives.
Keywords: physical education, violation of healthy behaviours, health, physical fitness, healthy lifestile, students
For citation: Surikova, N.V., Briukhovskikh, T.V., Shubin, D.A. & Orlova, D.O. (2024) Assesment of tendency of 1 st-3rd-year female students of an agrarian university to violate healthy behaviour. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta - Tomsk State University Journal. 501. pp. 200-208. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/501/23
Введение. В обществе существуют абсолютные жизненные ценности, одна из которых занимает один из верхних уровней в иерархии ценностей человечества и каждого индивида в отдельности - это здоровье. Оно рассматривается как первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое духовное и физическое развитие личности. В высшей школе в структуре образовательной программы дисциплина «Физическая культура и спорт» направлена на формирование общей компетенции - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ГОС ВО определяет требование к освоению дисциплины «Физическая культура» как способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности [1]. На занятиях физической культурой студенты достигают определенного уровня физического развития и укрепляют свое здоровье. В последние годы уровень здоровья студентов ухудшается [2, 3], а выделенные часы на занятия физической культурой и имеющиеся средства не оправдывают цель и задачи, стоящие перед дисциплиной.
Тем не менее молодежь в большей или меньшей степени склонна производить действия и поступки, наносящие вред организму, - курение, употребление алкоголя, нарушения в режиме питания и т.п. Тенденция пренебрегать своим здоровьем, лежащая в основе поведения индивидуума, может быть измерена. Специальный инструментарий позволяет определить лиц, которые сильнее или слабее других склонны к нарушению здорового образа жизни, т.е. к пренебрежению своим здоровьем. Современный ритм жизни, вызываемые им стрессы, большое разнообразие средств и способов получения удовольствий приводят к формированию у современного молодого поколения образ жизни, который правильнее было бы характеризовать как нездоровый.
Особую группу риска составляют девушки, которые являются будущими матерями и носителями норм семейного ценностно ориентированного воспитания. Цель исследования: проанализировать склонности студенток разных курсов Красноярского государственного аграрного университета к нарушениям здорового образа жизни и определить влияние уровня физической подготовленности, частоты посещения практических занятий по дисциплине «Физическая культура и
спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на сформированность норм здорового поведения.
Материалы и методы. В исследовании был произведен поиск доступного инструмента для измерения склонности студентов к нарушению здорового поведения. В большинстве опросников утверждения сформулированы как прямые и открытые описания того, насколько человек старается придерживаться здорового образа жизни. Мы искали инструмент, имеющий такую формулировку заданий, которая скрывает от исследуемых истинную валидность опросника и обеспечивает объективность оценки. Таким средством стал опросник нарушения здорового поведения [4]. Опросник позволяет диагностировать общий (суммарный) показатель склонности к нарушениям здорового поведения и показатели по субшкалам: 1) тяга к курению; 2) нарушение питания; 3) пренебрежение безопасностью; 4) тяга к алкоголю; 5) погоня за модным имиджем; 6) низкий самоконтроль; 7) эмоциональная некомпетентность; 8) саморазрушительное поведение. Мы адаптировали 63 суждения опросника в гугл-форму опроса и дополнили вопросами о социально-демографических характеристиках респондентов. Поскольку в юности и молодости многим людям свойственна беззаботность, в том числе по отношению к своему здоровью, то авторы-разработчики опросника [4] обнаружили различия и рассчитали нормативные показатели по отдельным половозрастным группам (табл. 1).
Провели контрольное тестирование уровня физической подготовленности девушек по следующим контрольным упражнениям: быстрота - бег на 100 м; ско-ростно-силовые способности - прыжок в длину с места; силовые способности - сгибание-разгибание рук в упоре лежа / поднимание туловища за 1 мин; выносливость -бег на 500 м. Результаты по контрольным упражнениям соотносились с балльной шкалой, где максимальное значение - 10, а минимальное - 1. Результаты физической подготовленности студенток 1-го, 2-го и 3-го курсов подвергли статистической и математической обработке, определяли достоверность различий (по ^критерию Сть-юдента для параметрических данных и и-критерию Манна-Уитни для непараметрических данных).
Учет посещаемости занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» проводили на основе данных, отраженных в учебных журналах преподавателей, в течение одного учебного года. Для повышения объективности информации этот показатель выразили
в проценте к общему числу занятий по физической культуре, предусмотренном учебным планом студентов. Для расчетов взаимной обусловленности (взаимосвязи) полученных количественных характеристик, выбранных показателей использовали непараметрический корреляционный анализ Спирмена.
По итогам исследования проведен анализ, на основании которого были сделаны выводы, а также сформулированы практические предложения.
Результаты. В исследование приняли участие 586 студенток 1-3-х курсов, обучающихся в Красноярском государственном аграрном университете (г. Красноярск) на разных специальностях и по разным направлениям подготовки (юриспруденция, электрооборудование и электротехнологии в агропромышленном комплексе, управление качеством и безопасностью продукции АПК, продукты питания из растительного сырья и т.д.).
Таблица 1
Сводные показатели субшкал нарушения здорового поведения
Название субшкалы Значение средних показателей студентов, баллы Норма, баллы Доля студентов, отклонившихся от нормы, %
Курс I II III I II III
Тяга к курению 12,36 ± 4,66 11,6 ± 4,66 12,03 ± 5,17 15,3 ± 7,8 21,3 16,8 15,9
Тяга к алкоголю 13,44 ± 4,48 13,28 ± 4,24 15,18 ± 5,58 17,0 ± 5,8 22,8 23,9 33,3
Нарушения питания 14,76 ± 3,62 15,12 ± 4,03 15,94 ± 3,93 16,9 ± 3,8 30,6 38,0 33,3
Эмоциональная некомпетентность 11,55 ± 3,10 12,01 ± 2,97 12,06 ± 2,89 13,4 ± 2,6 24,4 29,9 35,9
Пренебрежение безопасностью 21,26 ± 4,66 20,17 ± 3,81 20,15 ± 3,93 24,5 ± 5,4 32,7 25,3 21,4
Саморазрушительное поведение 4,49 ± 1,55 4,74 ± 1,27 5,09 ± 2,48 4,9 ± 1,4 34,6 35,5 41,0
Низкий самоконтроль 16,83 ± 3,28 16,52 ± 3,39 16,64 ± 3,31 17,2 ± 3,1 37,0 35,9 32,1
Погоня за «молодым имиджем» 18,04 ± 2,41 18,73 ± 3,60 19,09 ± 3,10 21,5 ± 3,6 24,7 27,7 34,6
Общее 113,0 ± 21,21 111,9 ± 16,53 116,18 ± 23,67 130,7 ± 19,8 19,8 23,1 28,2
Примечание. Хср ± а, достоверных различий не выявлено.
Тяга к курению - состояние, имеющее психологическую и физиологическую основу зависимости человека от никотина. Чаще всего такая потребность проявляется в желании выкуривания сигареты у человека, находящегося в табачной зависимости, пытающегося избавиться от вредной привычки или недавно избавившегося от нее. Показатели субшкалы «Тяга к курению» имеют значение в норме 14,5 баллов.
25 20 15 10 5 0
Среднее значение показателя (баллы)
Средние показатели по курсам не превышают нормы, но имеются представители на каждом курсе с показателями, которые превышают нормы. Самый высокий процент (рис. 1) отклоняющихся от нормальных значений отмечается на 1-м курсе (21,3%). Видимо, с возрастом девушки начинают отказываться от привычки табакокурения (1-й курс - 21,3%, 2-й курс -16,8%, 3-й курс - 15,9%), осознавая вред, наносимый никотином их организму.
21,3
I 1 курс
12 курс
13 курс
Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 1. Показатели субшкалы «Тяга к курению»
Тяга к алкоголю - состояние, характеризующееся психологической и физической привязанностью и влечением к употреблению спиртных напитков.
Отмечается, что тяга к алкоголю имеет периодический характер, а при постоянном употреблении спиртных напитков развивается патологическое состояние.
Нижней границей нормы субшкалы «Тяга к алкоголю» является значение 16,3 балла. Из данных, представленных на рис. 2, видно, что средний показатель по курсам не превышает границы нормы, но по проценту студентов, отклоняющихся от нормы, становится заметной тенденция к росту (на 10%) числа студентов, злоупотребляющих употреблением спиртных напитков.
35 30 25 20 15 10 5 0
33,3
—■
23,9
13,44 13 28 15,18
■ 1 курс 12 курс
■ 3 курс
Среднее значение показателя (баллы) Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 2. Показатели субшкалы «Тяга к алкоголю»
Трудно переоценить роль питания в формировании и сохранении здоровья человека. Однако в современном обществе нарушения пищевого поведения встречаются достаточно часто, что выражается в психогенных поведенческих синдромах, характеризующихся отклонениями при приеме и переработке пищи. Нижней границей
40 35 30 25 20 15 10 5 0
нормы субшкалы «Нарушения питания» является значение 16,0 балла. При анализе полученных результатов (рис. 3) отмечаются критическое значение среднего показателя для студенток 3-го курса (15,94 балла) и в общем большой процент девушек, которые отклоняются от границы нормы, что составляет треть от числа опрошенных.
38
1 курс
2 курс
3 курс
Среднее значение показателя (баллы)
Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис.
3. Показатели субшкалы «Нарушения питания»
Эмоциональная некомпетентность, как правило, характеризуется отсутствием навыков (или низкий уровень их развития) подчинения собственных эмоций, поступками без учета эмоциональных проявлений других людей, с которыми человек взаимодействует. Недостаток эмоциональной компетентности как неспособность понять мысли и чувства окружающих, разобраться в своих эмоциях и эмо-
40 35 30 25 20 15 10 5 0
циях других людей становится причиной переживаний и стрессов современного человека. Норма показателя субшкалы «Эмоциональная некомпетентность» - 13,0 баллов. Среднее значение показателя находится в пределах нормы для студенток всех курсов, однако с возрастом у девушек увеличивается процент представительниц, которые начинают испытывать дефицит эмпатии.
-35,9
29,9
24,4
11,55 12,01 12,06
■ 1 курс 12 курс
■ 3 курс
Среднее значение показателя (баллы)
Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 4. Показатели субшкалы «Эмоциональная некомпетентность»
Безопасность рассматривается как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей - внешних и внутренних факторов, ухудшающих или делающих невозможным дальнейшее функционирование и развитие некоторой системы.
Пренебрежение - это отсутствие внимания или ненадлежащая заботливость о ком-нибудь или о чем-нибудь. Как указывают результаты опроса (норма 22,5 балла), студенты, становясь старше, начинают более сознательно относиться к правилам и нормам безопасного поведения как личного, так и социального.
35 30 25 20 15 10 5 0
32,7
11 курс
12 курс
13 курс
Среднее значение показателя (баллы)
Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 5. Показатели субшкалы «Пренебрежение безопасностью»
Аутоагрессия как активность, направленная на нанесение сознательно или бессознательно вреда на психологическом или физическом уровне, является основой одной из субшкал опросника - саморазрушительное поведение. Саморазрушающее поведение является общечеловеческой проблемой и может выражаться в действии, серии действий или образе жизни индивида.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
При норме значения в 4,7 балла мы отмечаем нарастание интенсивности проявлений действий аутоагрессии у студентов старших курсов (рис. 6), причем процент отклоняющихся от границ нормы также отражает рост количества студенток.
Показатель «Самоконтроль» отражает способность опрашиваемых контролировать свои эмоции, мысли и поведение.
34,6 35,5
4,49 4,74 5,09
--^-,-
1 курс
2 курс
3 курс
Среднее значение показателя (баллы)
Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 6. Показатели субшкалы «Саморазрушительное поведение»
В основе самоконтроля лежит значимая психическая функция - воля. Важно отметить, что многие психические процессы поддаются тренировке и улучшению. Норма границы по субшкале - 17,2 балла. В результате
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Среднее значение показателя (баллы) Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 7. Показатели субшкалы «Низкий самоконтроль»
опроса выявлено, что значение средних показателей по курсам не превышает границу нормы, а по проценту отклоняющихся от нормы девушек отмечается уменьшение доли студенток, имеющих низкий уровень самоконтроля.
37
1 курс
2 курс
3 курс
Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном или индивидуальном сознании средствами массового воздействия. В указанной субшкале отражается стремление «жить красиво», иметь красивую внешность и телосложение, соответствовать стереотипам моды, что зачастую идет во
вред здоровью, особенно молодых людей. При норме показателя в 20,1 балла, нужно подчеркнуть стремление девушек соответствовать общественным идеалам. Так, для студенток к третьему курсу среднее значение показателей достигает 19,09 баллов и процент отклоняющихся от нормы вырастает на 10%.
Рис. 8. Показатели субшкалы «Погоня за "молодым имиджем"»
Общий показатель нарушения здорового поведения (норма 124,0 балла) отражает общую активность опрашиваемых как интегральный показатель склонности нарушать здоровый образ жизни. Среднегруп-повые показатели студентов всех курсов находятся в пределах нормы (1-й курс - 113,0; 2-й курс - 111, 93 и 3-й курс - 116,18 баллов). Однако прирост студенток, склонных к нарушению здорового поведения, в
процентных значениях от первого ко второму и к третьему курсу составляет 3 и 5% соответственно.
Такие результаты свидетельствуют о некотором противоречии между необходимостью ответственного отношения к себе и своему здоровью, формируемого с возрастом, и ростом на старших курсах числа студенток с пренебрежительным отношением к основам здорового образа жизни (рис. 9).
100 80 60 40 20 0
116,18
19,8
23,1
I 1 курс 2 курс 13 курс
Среднее значение показателя (баллы) Доля студентов, отклонившихся от нормы (%)
Рис. 9. Суммарные показатели по всем субшкалам
Поскольку в части использования опросника нами было добавлено несколько вопросов о социально-демографической характеристике студентов, то стало возможным получить информацию о занятиях физической культурой в свободное от учебы время, о наличии спортивных разрядов или званий. Занимаются спортом большинство студентов (63%), из которых лишь пятая часть (16%) регулярно. От 1-го к 3-му курсу существенно увеличивается численность студенток, которые не занимаются спортом, и
уменьшается численность студенток, которые занимаются спортом хотя бы нерегулярно, что показывает снижение объемов двигательной активности в жизни девушек.
По данным опроса о регулярности самостоятельных занятий физической культурой и спортом, представленных на рис. 10, видно, что студентки старших курсов занимаются реже и в их массиве доля студенток, не занимающихся спортом вообще, увеличивается почти в 1,5 раза.
100 80 60 40 20 0
30
60 60
51
19
21 ,9
Доля студенток, не занимающихся (%)
| Доля студенток, не регулярно занимающихся (%)
Доля студенток, регулярно занимающихся (%)
I курс
II курс
III курс
Рис. 10. Распределение студенток по регулярности самостоятельных занятий физической культурой и спортом (по курсам)
В части изучения учебной посещаемости дисциплины «Физическая культура и спорт» на 1-м курсе и дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на 2-м и 3-м курсах учитывалось систематическое присутствие студентов на занятиях согласно учебному расписанию. Отработки пропущенных практических занятий в дополнительное время в расчет не брались. Состояние учебной посещаемости занятий в системе физического воспитания в высшем образовании характеризует успеваемость студента. Пропуски занятий - риски низкой академической успеваемости. От-
сутствие пропусков занятий способствует формированию достаточного объема знаний, в том числе о здоровом образе жизни, и достижению должного уровня физической подготовленности.
Анализируя показатели учебной посещаемости студенток 1-го, 2-го и 3-го курсов по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (табл. 2), отметим уменьшение частоты их присутствия на учебных занятиях с 82,38% на 1-м курсе до 68,5% на 3-м курсе. Выявлены достоверные различия в учебной посещаемости студенток между курсами.
Таблица 2
Показатели учебной посещаемости студенток 1-го, 2-го и 3-го курсов занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
Курс Посещаемость учебных занятий в год, %
I 82,38 ± 3,78 p < 0,05 (I и II) p < 0,05 (II и III) p < 0,01 (I и III)
II 75,88 ± 3,77
III 68,5 ± 5,26
Известно, что основным результатом физического воспитания в ВУЗе должна стать сформированная потребность студентов к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом как одного из важнейших компонентов здорового образа жизни. Если оценивать склонности к отклонению от
норм здорового поведения в соотносительности к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, то обнаруживается тенденция к увеличению доли студенток, склонных к нарушениям здорового образа жизни, в группе не занимающихся самостоятельно (рис. 11, III столбец).
120 100 80 60 40 20 0
■ Доля, склонных к нарушениям здорового
поведения 45
■ Доля, от общего числа студенток 78
5 62
22
Регулярно (%) -1
Не регулярно (%) - II
Не занимаются (%) - III
Рис. 11. Доля студентов, склонных к нарушениям здорового поведения, в зависимости от регулярности дополнительных занятий
физической культурой и спортом (по курсам)
Оценка уровня физической подготовленности проводилась в конце учебного года в форме зачетно-контрольных нормативов. Анализ результатов выполнения студентками контрольных упражнений представлен в табл. 3. Так, показатели проявления быстроты у девушек в контрольном тесте «бег на 100 м» имеют следующие значения: на 1-м курсе 16,84 с или «4» балла; на 2-м - 16,94 или «3»; на 3-м - 17,48 или «2». Выявлена отрицательная динамика результатов с 1-го по 3-й курс от «4» до «2» баллов соответственно. В прыжках в длину с места были показаны следующие результаты: на 1-м курсе 165,0 см или «5» баллов; на 2-м - 168,0 или «6» баллов; на 3-м - 163,5 или «5» баллов. Как видно, у студенток отмечается незначительное повышение результатов в этом тесте ко 2-му курсу и последующее его снижение к 3-му. В беге на 500 м были получены следующие результаты: на 1-м курсе 1:54 или «7» баллов; на 2-м - 2:07 или «4» балла; на
3-м - 2:13 или «3» балла. В тесте прослеживается отрицательная динамика в «4» балла от 1-го к 3-му курсу. В контрольном упражнении «подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин (кол-во раз)» студентки продемонстрировали средний уровень физической подготовленности: так, на 1-м курсе этот показатель составил 38,4 ± 1,6 раз, что соответствует «6» баллам; на 2-м - 38,0 ± 1,2 раз (6 баллов); 3-м - 35,1 ± 1,1 раз и «4» балла.
Обобщенные результаты интегральной оценки, рассчитанные посредством определения среднего балла по 4-м тестам, также представлены в табл. 3. Так, средняя оценка физической подготовленности студенток составляет на 1-м курсе - «5,5» балла; на 2-м - «4,75»; на 3-м - «3,5», т.е. прослеживается снижение уровня физической подготовленности девушек (табл. 3). Достоверных различий между курсами по среднему баллу не выявлено.
Таблица 3
Интегральная оценка физической подготовленности студенток 1-3-х курсов
Курс Бег 100 м, с Р Прыжок в длину места, см. Р Бег 500 м, мин : с Р Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз Р Баллы Хср
1 16,84 ± 0,27 165,0 ± 3,18 1:54 ± 1.26 38,4 ± 1,09 5,5
2 16,94 ± 0,32 Не достов. 168,0 ± 3,25 Не доств. 2:07 ± 1.52 Не достов. 38,0 ± 0,92 Не достов. 4,75
Не достов. Не доств. Не достов. Не достов.
3 17,48 ± 0,29 163,5 ± 3,68 2:13 ± 1,38 33,1 ± 2,05 3,5
Низкая оценка физическая подготовленности студентов 1-3-х курсов Красноярского государственного аграрного университета объясняется рядом причин: 1) слабый уровень физического развития школьников, поступающих в высшие учебные заведения; 2) отсутствует достаточно развитая спортивная инфраструктура (спортивные залы, крытые и открытые спортивные сооружения, др.), в связи с этим арсенал средств физической культуры, используемый в учебном процессе, значительно снижается. Практические занятия по физической культуре у студентов всегда проходят на открытом пространстве. Площадками для организации занятий служат футбольная и хоккейная коробки, стадион широкого профиля с естественным покрытием, а также территория лесополосы, которая позволяет проводить кросс-походы.
Сложность формирования устойчивой мотивации студентов для соблюдения норм здорового образа жизни и сохранение ранее сформированных мотивов в условиях обучения в вузе связаны с отсутствием четких рекомендаций при планировании образовательной программы и по наполнению «специализированных дисциплин». По факту только в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» имеется некоторое количество часов теоретической подготовки в форме лекций. Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» включает в себя учебные часы только на практическую подготовку. Как правило, охват студентов за счет организованной внеучебной деятельности невысокий.
Проанализировав поведенческие нормы студенток и определив их склонность к нарушению здорового образа жизни, мы посчитали значимым определить зависимость этих показателей от уровня физической подготовленности и частоты посещения практических занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (рис. 12). Для определения взаимосвязи количественных характеристик был использован непараметрический корреляционный анализ по Спирмену. Так, выявили, что в паре «Уровень физической подготовленности» и «Суммарные показатели по шкалам нарушения здорового поведения» существует высокая теснота связи (г8 = 0,752), в паре «Уровень физической подготовленности» и «Посещаемость занятий по дисциплине» также высокая теснота связи (г8 = 0,800). То есть студентки, имеющие более высокий уровень развития физических качеств, меньше склонны к поведению, отклоняющемуся от норм здорового образа жизни. Но при этом взаимосвязь между частотой посещения занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» с суммарным показателем по шкалам нарушения здорового поведения (г8 = 0,594) не достигает уровня статистически значимого. Таким образом, напрашивается умозаключение о том, что содержание практических занятий, в соответствие с имеющимися в настоящее время образовательными стандартами и учебными планами, не позволяет в полной мере формировать или поддерживать мотивацию студентов на здоровое поведение.
Рис. 12. Определение взаимосвязи в триаде «Уровень физической подготовленности - Посещаемость студентками занятий по дисциплине - Суммарные показатели по шкалам нарушения здорового поведения». * - р = 0,01; ** - р = 0,05
Заключение. Таким образом, в ходе проведенного ис- своего дня и которые занимаются спортом нерегулярно,
следования установлено, что студентки имеют средне- что отражает тенденцию к снижению значимости доста-
групповой показатель нарушения здорового поведения, точного объема двигательной активности в их жизни. И
отражающий их общую активность в отношении к здоро- последнее. Оценивая уровень физической подготовленно-
вому образу жизни, в пределах нормы (1-й курс - 113,0; 2- сти студенток как один из показателей склонности деву-
й курс - 111,93 и 3-й курс - 116,18 баллов). Кроме того, шек соблюдать нормы здорового образа жизни, по основ-
необходимо отметить увеличение по курсам доли студен- ным контрольным упражнениям (бег 100 м, прыжок в
ток, общий показатель нарушения здорового поведения длину места, бег 500 м, подъем туловища из положения
которых превышает возрастную норму, составляя 3% ко лежа на спине за 1 мин) была обнаружена отрицательная
второму курсу и 5% к третьему курсу. Такие результаты динамика развития физических качеств у обучающихся от
свидетельствуют о некотором противоречии между необ- 1-го к 3-му курсу. На наш взгляд, такие результаты застав-
ходимостью ответственного отношения к себе и своему ляют пересмотреть подходы к определению места и роли
здоровью, формируемого с возрастом, и ростом на стар- физической культуры в учебных планах подготовки бака-
ших курсах числа студенток с пренебрежительным отно- лавров разных направлений в аграрном университете, а
шением к основам здорового образа жизни. Кроме того, также к оптимизации условий здоровьесберегающей
изучение образа жизни доли студенток, занимающихся среды в вузе в единой взаимосвязи учебной и внеучебной
спортом, показывает увеличение тех, которые не вклю- деятельности, т.е. в рамках учебных дисциплин и спор-
чают занятия физической культурой и спортом в режим тивно-массовой работы.
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3++) направления подготовки 35.03.04 - Агрономия: утвержден прика-
зом Минобрнауки № 699 от 26.07.2017 г. URL: https://urgau.ru/images/obr stand/bak/os 350304 2019.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
2. Бруснева В.В. Научно-организационные аспекты совершенствования системы охраны здоровья студентов : на примере г. Ставрополя :
автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2013. 22 с.
3. Власов Е.А. Формирование профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе : автореф. дис. ... канд. пед.
наук. Улан-Удэ, 2016. 25 с.
4. Луценко Е.Л., Габелкова О.Е. Опросник нарушений здорового поведения - новый инструмент для исследований в психологии здоровья //
Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 142-153.
References
1. RF Ministry of Science and Higher Education. (2017) Federal State Educational Standard (FSES 3++) for the field of study 35.03.04 - Agronomy: approved by Order of the Ministry of Science and Higher Education No. 699 dated July 26, 2017. [Online] Available from: https://urgau.ru/images/obr_stand/bak/os_350304_2019.pdf (Accessed: 18.05.2023). (In Russian).
2. Brusneva, V.V. (2013) Nauchno-organizatsionnye aspekty sovershenstvovaniyasistemy okhrany zdorov'yastudentov: naprimereg. Stavropolya [Scientific and organizational aspects of improving the student health care system: using the example of Stavropol]. Abstract of Medicine Cand. Diss. Moscow.
3. Vlasov, E.A. (2016) Formirovanie professional'nogo zdorov'ya studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya v vuze [Formation of students' professional health in the process of physical education at the university]. Abstract of Pedagogics Cand. Diss. Ulan-Ude.
4. Lutsenko, E.L. & Gabelkova, O.E. (2013) Oprosnik narusheniy zdorovogo povedeniya - novyy instrument dlya issledovaniy v psikhologii zdorov'ya [Questionnaire of healthy behavior disorders - a new tool for research in health psychology]. Voprosypsikhologii. 5. pp. 142-153.
Информация об авторах:
Сурикова Н.В. - канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма Сибирского федерального университета (Красноярск, Россия). E-mail: [email protected]
Брюховских Т.В. - канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин Сибирского федерального университета (Красноярск, Россия); доцент кафедры физической культуры Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск, Россия). E-mail: [email protected]
Шубин Д. А. - канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск, Россия); доцент кафедры физической культуры Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого .E-mail: [email protected]
Орлова Д.К. - ассистент кафедры физической культуры Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
N.V. Surikova, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
T.V. Briukhovskikh, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation); associate professor, Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] D.A. Shubin, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russian Federation); associate professor, Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] D.K Orlova, teaching assistant, Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.09.2023; одобрена после рецензирования 22.03.2024; принята к публикации 30.04.2024.
The article was submitted 27.09.2023; approved after reviewing 22.03.2024; accepted for publication 30.04.2024.