2. Titorova, O.N. and, Losin, E.A. (2009), "Analysis of difficulties arising among students of a physical culture university in the process of passing pedagogical practice", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (50), pp. 86-88.
3. Ministry of Education and Science of Russian Federation (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 03/09/01 Physical culture", Order of the dated 09.19.2017 N 940, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280827/ (date of access: 01.10.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2021
УДК: 378.17
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДИНАМИКЕ ТРЕХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ольга Вадимовна Байгужина, кандидат биологических наук, доцент, Ольга Александровна Комиссарова, старший преподаватель, Марина Викторовна Шапошникова,
старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск; Павел Азифович Байгужин, доктор биологических наук, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Аннотация
Представлены результаты трехлетнего наблюдения за результатами физической подготовленности студенток по состоянию здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе. Полученные данные мониторингового исследования, представлены в виде сравнительного анализа эффективности обучения студенток различных по функциональной готовности групп, позиционируется как результат интеграции технологий мониторинга здоровья и балльно-рейтинговой системы оценивания сформированности здоровьесберегающей компетентности у студенток.
Ключевые слова: методика обучения, физическая подготовка, физическая подготовленность, нарушение здоровья, мониторинг здоровья, здоровьесберегающая компетентность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p21-26
FEATURES OF THE METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH HEALTH IMPAIRMENTS IN THE DYNAMICS OF THREE YEARS OF STUDY IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Olga Vadimovna Baiguzhina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Olga Ale-xandrovna Komissarova, the senior teacher, Marina Victorovna Shaposhnikova, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk; Pavel Azifovich Baiguzhin, the doctor of biological sciences, South Ural State University, Chelyabinsk
Abstract
The article presents the results of three-year observation of the results of physical fitness of female students in terms of health, being referred to the special medical group. The obtained data of the monitoring research are presented in the form of the comparative analysis of the effectiveness of teaching female students of different functional readiness groups, positioned as a result of the integration of health monitoring technologies and point-rating system for assessing the formation of health-saving competence among female students.
Keywords: teaching methodology, physical fitness, physical fitness, health disorders, health monitoring, health-preserving competence.
Особенности организации и проведения учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях регламентированы требованиями ФГОС ВО. Например, в
основной профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров 44.03.05
- Педагогическое образование, дисциплины «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» относятся к базовой и формируемой части учебного плана. На данные дисциплины отводится 400 часов, распределенных на шесть семестров, а образовательным результатом является сформированность универсальной компетенции
- способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В литературе широко представлены результаты исследований причин роста заболеваемости среди студенческой молодежи [5] и необходимостью повышения уровня двигательной активности [10]. Снижение уровня здоровья детско-подростковой популяции в последнее десятилетие [4] способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. При этом имеется достаточное количество работ, авторы которых отмечают положительные эффекты от внедрения различного рода «экспериментальных» программ, тренингов и т.п. вариантов модификации и дополнений в учебный процесс, направленных на оптимизацию состояния здоровья студентов [6].
Контингент современных студентов с точки зрения оценки уровня физической подготовленности и психологической готовности крайне неоднороден. Отмечается воздействие на студентов и ряда объективных негативных факторов образовательной среды [1] с большей вероятностью формирующих функциональные и психофизиологические нарушения. Особое место в указанной организационно-педагогической ситуации занимает категория студентов по состоянию здоровья, отнесенных к специальной подготовительной группе. Указанные особенности определяют широкую вариабельность методики преподавания дисциплины, предъявляя соответствующие требования к квалификации преподавателя.
Цель исследования: выявить эффективность методики обучения физической культуре по показателям физической подготовленности у студенток с нарушениями здоровья в динамике шести семестров.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В обследовании приняли участие 120 студенток первого курса, которые были разделены на группы, имеющих по медицинским показаниям ограничения к выполнению физической нагрузки: специальную медицинскую (п = 18), подготовительную (п = 22) и контрольную (п = 80) группы. На основании письменного добровольного согласия студентки специальной медицинской и подготовительной групп выполняли нагрузку, регламентированную рабочей программой дисциплины «Физическая культура» в полном объеме согласно учебному плану в течение шести семестров. В динамике указанного периода численность групп была практически неизменной.
Особенностями (условиями) содержания программы дисциплины «Физическая культура» в ЮУрГГПУ являются: 100-процентная посещаемость студентками занятий; проведение мониторинговых исследований личных достижений студентов; реализация балльно-рейтинговой оценки теоретической и практической подготовленности в области физической культуры и спорта [3].
Методика проведения теоретических занятий по физкультуре в объеме 40 часов (лекции) характеризуется мотивационной направленностью и направлена на создание условий для совершенствования культуры здоровья и безопасного образа жизни студентов. Это достигается за счет методов формирования адекватного соотношения когнитивного, мотивационно-волевого, деятельностного и эмоционального компонентов здоро-вьесберегающей компетентности студентов [2]. Авторы настоящей статьи солидарны с установкой коллег [8] в том, что «... образовательная среда вуза может (и должна - авторы) выступать по отношению к студентам в качестве перманентной стимульной ситуации, побуждающей их к занятиям физической культурой».
Соотношение упражнений различной направленности было постоянным независимо от сезона и раздела рабочей программы. Объем физических упражнений, направленных на совершенствование комплексных силовых способностей составлял 30% от общего времени занятия, скоростные качества - 10%, скоростно-силовые - 50% и на гибкость - 10%.
Мониторинг здоровья, как составляющая рабочей программы включает в себя периодические обследования морфофункционального состояния и уровня физической подготовленности студентов (октябрь, май). При работе со студентками по состоянию здоровья, отнесенных к специальной медицинской и подготовительной группе, реализуется индивидуально-типологический подход к организации занятий физической культурой на основе учета: текущего (хронического) диагноза и состояния студентки, ее морфофункционального статуса (тип телосложения, фаза овариально-менструального цикла).
На основании полученных результатов этапного контроля (октябрь, май) и оперативного состояния занимающихся (непосредственно перед занятием в объеме стандартных процедур самоконтроля) занятия по физкультуре носят преимущественно корригирующую и профилактическую (оздоровительную) направленность, реже - учебно-тренировочную.
Оценку физической подготовленности традиционно проводили, используя батарею контрольных упражнений, направленных на проявление скоростных (бег на 100 м, с), скоростно-силовых (прыжок в длину с места, см; прыжки на скакалке за 1 мин, раз), силовой выносливости (вставание в сед из положения лежа на спине за 1 мин, раз; сгибание/разгибание рук в упоре лежа, раз). Эффективность занятий физической культурой в объеме два раза в неделю (только учебные занятия) отражена в темпе приростов указанных показателей контрольных упражнений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На рисунке представлены результаты контрольных упражнений трех групп обследованных студенток в динамике шести семестров - трех курсов обучения.
Комплекс упражнений, направленных на развитие скоростных способностей в данном возрасте (17-20 лет) у лиц активно не занимающихся физической культурой, носил преимущественно разогревающий характер и направлен на стабилизацию состояния организма, формирования готовности к основной нагрузке. Динамика результатов в беге на 100 м (с) в целом отличается цикличностью с приростом, который приходится на ко -нец учебного года и характеризуемый нами как результат учебно-тренировочной деятельности студенток, что особенно выражено у студенток основной группы. Примечательно, что результаты у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной группе, стабилизируются к концу второго года обучения. Подобную тенденцию демонстрируют и студентки подготовительной группы, у которых улучшение результата фиксируется лишь к концу третьего курса (прирост показателя на 2,0%).
Содержание скоростно-силовой подготовки в рамках занятий физической культурой в вузе варьируется в пределах задач того или иного раздела программы дисциплины -от 30% до 45% от общего объема нагрузки. У студенток специальной группы прирост результата в упражнении «Прыжок в длину с места» уже к концу первого курса составил 5,5% от исходного, к концу второго - 9,8 и к концу третьего 14,5%; у студенток в подготовительной группе 1,3; 3,2 и 9,3%, соответственно.
Различная по направленности динамика была выявлена в ходе анализа результатов контрольных упражнений на проявление скоростно-силовой выносливости («Вставание в сед из положения, лежа на спине за минуту») и силовой выносливости («Сгибание/разгибание рук в упоре лежа»), выполняемых студентками специальной медицинской группы (рисунок).
1 21 - 20
I 19 | 18
и
17 16
3 § 40 §
| 35
^ 30
н §
* 25
2 185
165
Т
и
145
125
н135 | 125 а 115
и а
¡2 105 §
В 95
¥ —' -
1 2 3 4 5 6
„ _/у 4 -
П
и*
— ▼
16
11
1 2 3 4 5 6
спец ■под г -осн
Рис. Показатели физической подготовленности студенток в динамике 6 семестров обучения (1-3 курс).
Примечание: 1 - бег на 100 м, 2 - прыжок в длину с места, 3 - вставание в сед из положения лежа на спине (1 мин), 4 - прыжки на скакалке (1 мин), 5 - сгибание/разгибание рук в упоре лежа
После положительной динамики результатов упражнения на «пресс», отмеченной до начала второго курса обучения студенток специальной медицинской группы (на 10,6% относительно начала обучения в вузе), отмечалось стойкое снижение результатов до конца третьего курса (-5,1%). Особенности нозологий минимизируют и снижают частотные характеристика данного упражнения, при этом средний результат - 27,2±5,7 раза за минуту, выполняют 90% занимающихся студенток. К окончанию второго года обучения у студенток этой же группы отмечается прирост результата в упражнении «отжимание» - до 69,2% с последующей стабилизацией результата 14,6±3,1 раз до конца периода наблюдений. Уже к началу второго курса студентки достигли нижних границ результатов, которые демонстрировали студентки подготовительной и основной групп. У последних динамика результатов в данных контрольных упражнениях характеризуется стабильной, мало вариативной.
Эффективность учебно-тренировочных занятий, выраженных, в том числе и в систематической реализации комплексов упражнений на скоростную выносливость, отражена в положительной динамике результатов контрольного упражнения «Прыжки на скакалке за минуту» (рис.). Так, к концу первого курса прирост результата составил 3,0%, второго - 15,8 и третьего - 20,9%.
Авторы акцентируют внимание, что установленные изменения сторон физической подготовленности студенток по состоянию здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе, выявлены в ходе реализации стандартной программы дисциплины «Физическая культура». Методика преподавания физической культуры способствует формированию профессиональной здоровьесберегающей компетентности будущего педагога. При этом, ранее нами показана сформированность данной компетенции у студентов, согласно критериям, предложенным Э.М. Казиным с соавторами (2013). Так, самооценка
4
5
6
эмоционального компонента здоровьесберегающей деятельности студента, соответствует среднему уровню; когнитивного, мотивационно-поведенческого, инструментально-деятельностного - уровню «выше среднего» [2].
ВЫВОДЫ
Прирост уровня физической подготовленности студенток, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, в динамике трех лет обучения в вузе является результатом применения индивидуально-типологического подхода к обучению (формированию программы физического сопровождения). В основе разработки указанной программы - данные мониторинга состояния здоровья - этапного контроля уровня физической и функциональной подготовленности студентов. Лекционный материал и консультации, направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности будущего учителя (родителя).
Особенности методики преподавания физической культуры в вузе направлены на интеграцию результатов теоретической и практической (функциональной) подготовленности студентов в балльно-рейтинговую систему оценки сформированности здоровьесбе-регающей компетентности - основного образовательного результата основной профессиональной образовательной программы.
В целом, считаем, что программа обучения и воспитания студентов создает условия для совершенствования культуры здоровья и безопасного образа жизни студентов за счет средств и методов формирования адекватного соотношения когнитивного, мотива-ционно-волевого, деятельностного и эмоционального компонентов здоровьесберегающей компетентности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байгужин П. А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности / П.А. Байгужин // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2011. - № 39 (256). - С. 16-18.
2. Байгужина О.В. Самооценка сформированности здоровьесберегающей компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза / О.В. Байгужина, Э.Р. Антонова, О.А. Комиссарова // Международный научный журнал. - 2020. - № 5. - С. 127-135.
3. Байгужина О.В. Интеграция результатов мониторинга здоровья студентов в балльно-рейтинговую систему оценивания результатов освоения ОПОП (на примере физической культуры) / О.В. Байгужина, Л.Я. Доцоев // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: матер. VII Междунар. науч.-практич. конф., Челябинск, 11-13 октября 2018 г. / Под ред. Д.З. Шибковой, П.А. Байгужина. - Челябинск, 2018. - С. 400-403.
4. Белоусова Н.А. Анализ состояния здоровья детей и подростков, проживающих в условиях промышленного мегаполиса / Н.А. Белоусова, А.А. Шибков, П.А. Байгужин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. -2013. - № 2. - С. 38-43.
5. Венгерова Н.Н. Условия реализации элективного курса по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова // Электронный научный журнал. - 2015. - № 3(3). - С. 152-155.
6. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студенток специальных медицинских групп в процессе педагогического эксперимента / Н.А. Цеева, З.И. Чун-тыжева, А.Л. Чувакин [и др.] // СоИояишш-ригпа! - 2019. - № 25-4 (49). - С. 116-118.
7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева [и др.]. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2013. - 433 с.
8. Коданева Л.Н. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 2. - С. 125-131.
9. Образовательная среда вуза как фактор стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой / И.В. Ирхина, И.Н. Никулин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Кролевецкая // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 31-32.
10. Широкова Е. А. Гиподинамия как фактор, ухудшающий качество жизни студентов университета / Е.А. Широкова, М.А. Щеголева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 4. - С. 74-80.
REFERENCES
1. Bayguzhin, P. A. (2011), "Hygienic assessment of the intensity of the mental labor of students in the situation of testing theoretical readiness", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical education, No. 39 (256), pp. 16-18.
2. Bayguzhina, O.V., Antonova, E.R. and Komissarovam, O.A. (2020), "Self-assessment of the formation of health-preserving competence among students of a humanitarian-pedagogical university", International scientific journal, No. 5, pp. 127-135.
3. Bayguzhina, O.V. and Dotsoevm L.Ya. (2018), "Integration of the results of monitoring the health of students into the point-rating system for evaluating the results of mastering OBOP (on the example of physical culture)", Adaptation of biological systems to natural and extreme environmental factors: mater. VII Int. scientific-practical Conf., Chelyabinsk, pp. 400-403.
4. Belousova, N.A., Shibkov A.A. and Baiguzhin, P.A. (2013), "Analysis of the state of health of children and adolescents living in an industrial metropolis", Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Ecology and Life Safety, No. 2, pp. 38-43.
5. Vengerova, N.N. (2015), "Conditions for the implementation of an elective course in physical culture in high school", Electronic scientific journal, No. 3 (3), pp. 152-155.
6. Tseeva, N.A., Chuntyzheva, Z.I., Chuvakin, A.L. at al (2019), "Dynamics of indicators of physical development and physical fitness of girl students of special medical groups in the process of pedagogical experiment", Colloquium-journal, No. 25-4 (49), pp. 116-118.
7. Kazin, E.M., Kasatkina, N.E., Rudnev E.L. at al (2013), Health-preserving activity in the education system: theory and practice, Omega-L, Moscow.
8. Kodaneva, L.N. and Ketlerov, E.S. (2020), "Dynamic control of load in the process of physical culture lessons with students of a special medical group", Man. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 2, pp. 125-131.
9. Irkhina, I.V., Nikulin, I.N., Isaev, I.F. and Krolevetskaya, E.N. (2021), "The educational environment of the university as a factor in stimulating the orientation of students to physical culture lessons", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 31-32.
10. Shirokova, E.A. and Schegoleva, M.A. (2021), "Hypodynamia as a factor worsening the quality of life of university students", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 4, pp. 74-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2021
УДК 377.1:351.74
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Мухтар Магаметович Байдаев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия
управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды. На основе анализа нормативных правовых документов раскрыты понятия информационно-образовательная среда, дистанционные технологии обучения и цифровая образовательная среда. Выделены и обоснованы основные алгоритмы разработки информационно-образовательной среды. Автор, на основе личностно-социально-деятельностного подхода, осуществляет исследование тео-