Научная статья на тему 'Оценка системы управления персоналом учреждений высшего образования в контексте конкурентоспособности'

Оценка системы управления персоналом учреждений высшего образования в контексте конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / EFFECTIVENESS OF SYSTEM OF PERSONNEL MANAGEMENT / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / INDICATORS OF COMPETITIVENESS / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяк Н.А., Шемаханова В.В., Дьяков И.И.

В настоящее время образовательные учреждения функционируют в условиях конкуренции. Конкурентоспособность вузов во многом определяется эффективностью системы управления персоналом. В статье раскрываются проблемы оценки системы управления персоналом учреждений высшего образования, рассмотрены показатели конкурентоспособности вузов, зависящие от эффективности системы управления персоналом. В ходе исследования выполнена оценка эффективности системы управления персоналом на примере Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по показателям, отражённым в мониторинге вузов. Показана целесообразность сравнительного анализа выше перечисленных показателей с показателями вузов конкурентов. В заключение обоснована необходимость и намечены основные направления совершенствования существующей системы управления персоналом в ДВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Третьяк Н.А., Шемаханова В.В., Дьяков И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF COMPETITIVENESS

The article reveals a problem of evaluation of the personnel management system of institutions of higher education. Currently, educational institutions operate in a competitive environment. Their competitiveness is largely determined by the effectiveness of the personnel management system. The article examines the competitiveness indicators of universities, depending on the effectiveness of the personnel management system. In the course of the research, the effectiveness of the personnel management system was assessed using the example of the Far Eastern Federal University (FEFU) in terms of indicators reflected in the monitoring of universities. The expediency of comparative analysis of the above listed indicators with the indices of the universities of competitors is shown. The conclusion substantiates the need and outlines the main directions for improving the existing system of personnel management in FEFU.

Текст научной работы на тему «Оценка системы управления персоналом учреждений высшего образования в контексте конкурентоспособности»

Библиографический список

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт, 2000.

2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. Москва: Эйдос, 2012.

3. Ратникова И.Н. Метапредметный подход в практике образования. Муниципальное образование и эксперимент. 2015; 1: 15 - 17.

4. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. Available at: http://www. ug.ru/archive/36681

5. Сизова Е.Р. Теоретические основы развития системы классического музыкального образования в России. Москва: АПК и ППРО: Челябинск: ЧГИМ, 2008.

References

1. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcovpedagogicheskogo iskusstva. Minsk: Tehnoprint, 2000.

2. Hutorskoj A.V. Metapredmetnyjpodhod vobuchenii. Moskva: 'Ejdos, 2012.

3. Ratnikova I.N. Metapredmetnyj podhod v praktike obrazovaniya. Municipal'noe obrazovanie i 'eksperiment. 2015; 1: 15 - 17.

4. Gromyko N. Metapredmetnyj podhod v obrazovanii pri realizacii novyh obrazovatel'nyh standartov. Available at: http://www.ug.ru/ archive/36681

5. Sizova E.R. Teoreticheskie osnovy razvitiya sistemy klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya vRossii. Moskva: APK i PPRO: Chelyabinsk: ChGIM, 2008.

Статья поступила в редакцию 15.11.17

УДК 378

Tretyak N.A., Cand. of Sciences (Economy), Head of Department of Economics, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: uss@uss.dvfu.ru

Shemahanova V.V., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: vikto-84@inbox.ru

Dyakov I.I., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: vano_vano75@mail.ru

EVALUATION OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF COMPETITIVENESS. The article reveals a problem of evaluation of the personnel management system of institutions of higher education. Currently, educational institutions operate in a competitive environment. Their competitiveness is largely determined by the effectiveness of the personnel management system. The article examines the competitiveness indicators of universities, depending on the effectiveness of the personnel management system. In the course of the research, the effectiveness of the personnel management system was assessed using the example of the Far Eastern Federal University (FEFU) in terms of indicators reflected in the monitoring of universities. The expediency of comparative analysis of the above listed indicators with the indices of the universities of competitors is shown. The conclusion substantiates the need and outlines the main directions for improving the existing system of personnel management in FEFU.

Key words: competitiveness of universities, effectiveness of system of personnel management, indicators of competitiveness, assessment, comparative analysis, benchmarking.

Н.А. Третьяк, канд. экон. наук, зав. каф. экономики филиала Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: uss@uss.dvfu.ru

В.В. Шемаханова, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: vikto-84@inbox.ru

И.И. Дьяков, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: vano_vano75@mail.ru

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В настоящее время образовательные учреждения функционируют в условиях конкуренции. Конкурентоспособность вузов во многом определяется эффективностью системы управления персоналом. В статье раскрываются проблемы оценки системы управления персоналом учреждений высшего образования, рассмотрены показатели конкурентоспособности вузов, зависящие от эффективности системы управления персоналом. В ходе исследования выполнена оценка эффективности системы управления персоналом на примере Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по показателям, отражённым в мониторинге вузов. Показана целесообразность сравнительного анализа выше перечисленных показателей с показателями вузов конкурентов. В заключение обоснована необходимость и намечены основные направления совершенствования существующей системы управления персоналом в ДВФУ.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, эффективность системы управления персоналом, показатели конкурентоспособности, оценка, сравнительный анализ, бенчмаркинг.

В настоящее время сфера образования находится в фазе динамичного развития и модернизации. Инновационный вектор развития экономики определяет новые требования к качеству профессионального образования, обновлению технологий обучения. В то же время социально-экономические реалии обостряют конкуренцию на рынке образовательных услуг, что порождает проблему поиска адекватных методов повышения конкурентоспособности, как отдельных образовательных учреждений, так и российской системы образования в целом.

Как отмечают многие авторы, в сложившихся условиях возникает потребность в совершенствовании систем управления

деятельностью учреждений высшего образования и, в первую очередь, в разработке систем эффективного управления ресурсами, среди которых приоритетное значение имеет персонал вуза [1; 2; 3].

Так, по мнению И.В. Жуплей и М.И. Осиной «уровень профессиональной подготовки педагогических кадров является значимой качественной характеристикой конкурентоспособности в сфере образования» [4].

Система управления персоналом в образовательной организации является основой повышения ее конкурентоспособности. Это обусловлено ведущей ролью кадрового потенциала в

создании и развитии новых долгосрочных конкурентных преимуществ, что определяется спецификой образовательного процесса. Формирование эффективной системы управления персоналом, при этом, невозможно без адекватной методологии её оценки. В связи с этим растет актуальность развития методологических подходов к оценке системы управления персоналом по критериям, определяющим конкурентоспособность вузов.

Изучая сущность понятия «конкурентоспособность вуза» учёные дают различные его определения. Обобщив мнения исследователей, в качестве основополагающего признака, отражающего сущность данного понятия, авторы выделяют превосходство перед конкурентами по ряду показателей, характеризующих основные направления деятельности вуза и обеспечивающих его привлекательность для потенциальных потребителей и партнёров.

Подчеркивая ведущую роль маркетинговых методов в обеспечении конкурентоспособности вузов [5], авторами предлагается для решения обозначенных проблем использование бен-чмаркинга как подхода, наиболее отвечающего поставленным целям оценки системы управления персоналом.

Изучению сущности и методологии бенчмаркинга и, в частности, в сфере высшего образования посвящено довольно много научных публикаций. Однако, в сфере образовательных услуг использование бенчмаркинга - явление достаточно редкое, хотя применение бенчмаркинг-анализа, безусловно, актуально в деятельности вузов, ищущих направления и методы повышения конкурентоспособности.

В данной работе авторами сделана попытка обоснования актуальности и целесообразности применения элементов бенч-маркинг-анализа в оценке эффективности системы управления

персоналом по основным показателям конкурентоспособности вузов.

В широком понимании бенчмаркинг - это процесс сравнения результатов деятельности своей организации с показателями лучших организаций на рынке в соответствующей сфере, выявления отклонений и реализации мероприятий для достижения и сохранения конкурентоспособности. Как отмечает М.В. Баринов «в настоящее время понятие бенчмаркинг можно трактовать как один из самых эффективных способов сравнения ключевых характеристик одной организации с организациями - лидерами рынка» [6, с. 202].

Разнообразие видов бенчмаркинга и широта его методологии позволяют достаточно чётко ориентировать его на выполнение конкретных задач, в частности, применить к оценке эффективности системы управления персоналом и обеспечению конкурентоспособности вуза как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В данной ситуации целесообразно применение конкурентного бенчмаркинга, позволяющего сравнить интересующие нас показатели эффективности системы управления персоналом вуза с аналогичными показателями конкурентов и выявить наиболее проблемные, требующие улучшения.

Такие показатели, по мнению авторов, должны иметь чёткую ориентацию на аккредитационные требования и показатели мониторинга вузов и отражать эффективность и результативность всего персонала по основным для учреждений высшего образования направлениям деятельности: образовательной и научно-исследовательской, а также уровень мотивации персонала. Данные показатели и формируют в конечном итоге конкурентоспособность образовательного учреждения. При этом,

Таблица 1

Выборка укрупнённых показателей конкурентоспособности вузов, включенных в Проект 5-100, за 2017 год

Вуз Наименование показателя

Образовательная деятельность, балл Научно-исследовательская деятельность, тыс.руб. Заработная плата ППС, %

ДВФУ 62,53 373,47 206,26

ВШЭ 85,38 1129,42 210,70

ИТМО 84,11 2429,61 235,71

СПБГЭТУ 74,77 688,22 152,51

КФУ 75,86 562,42 216,75

МИСиС 77,21 2324,65 163,13

МИФИ 77,21 2324,65 163,13

МФТИ 88,40 2118,24 166,15

НГУ 94,45 1745,73 177,09

ННГУ 78,00 487,01 218,11

СамГУ 66,58 789,69 184,28

СПБПУ 71,86 615,60 238,26

ТГУ 74,10 517,69 167,19

ТПУ 71,74 1382,48 227,60

УРФУ 76,16 1402,54 240,00

БФУ 70,12 586,45 204,12

МГМУ 71,55 381,76 182,93

СФУ 79,65 481,90 161,89

ЮУРГУ 64,69 208,10 155,76

РУДН 66,28 185,57 188,64

ТюмГУ 62,71 481,93 161,63

min 62,53 185,57 152,51

middle 74,92 1010,34 191,52

max 94,45 2429,61 240,00

Заработная плата ППС

с точки зрения бенчмаркинга, целесообразно сравнивать выше перечисленные показатели с показателями вузов конкурентов, находящихся в одной рыночной нише.

Одной из наиболее важных проблем применения бенчмаркинг-анализа является поиск источников информации о конкурентах. Специальные методы сбора информации как правило достаточно трудоёмки. На начальном этапе, при оценке положения вуза по отношению к конкурентам по основным показателям, целесообразно использовать статистические данные, имеющиеся в открытом доступе. В рамках данного исследования авторами предлагается в качестве информационной базы использовать данные мониторинга вузов, представленные на сайте Главного информационно-вычислительного центра Министерства образования и науки РФ (ГИВЦ Минобрнауки), осуществляющего формирование информационно-аналитических материалов об образовательных организациях высшего образования на основе показателей их деятельности [7].

В ходе исследования авторамивыполнена оценка эффективности системы управления персоналом в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) по укрупнённым целевым показателям эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, заработная плата ППС, отражённым в мониторинге вузов. Однако, для глубокого исследования, можноиспользовать ряд детализированных пака-зателей, включенных в мониторинг вузов.

В дэнномисолпдовзнои созвненин выпоопннс с вузыви, включёнными в Проект 5-100 (Проект повышения конкурентоспособности ведущтх рассиИяких унзвевпятедов среди яедущех мировых научно-образовательных центров), одним из которых являетсаДЬЩУ[8].

По отклонению от среднего^^су.уыкяимальногя (тах) н минимального (min) значения установленных показателей можно судитьозэффенти вноати систвмы усрхвленип кхдрыми в ((беспечении конкурентоспособности вуза.

Выборкаофупььнныс пхяивотелен водкивентосоосиВбосви вузов, включённых в Проект 5-100, за 2017 год представлена в таблиуьД.

Оценку эффективности системы управления персоналом в ДВФУпосведнтдзиьчензяммяжно предситвидь гвафннесви (рис. 1). Для этого необходимо привести данные в различных единицах измерения к единообразию,пнвняв знндениясрвдахх

Образовательная деятельность

Научно-

исследовательская деятельность

-Среднее значение

-ДВФУ

Рис.1.Оценкаэффективностисистемыуправленияперсоналом ДВФУ по среднему значению укрупнённых показателей конкурентоспособности вузов, включённых в Проект 5-100, за 2017 год

показателей заединицуа значенияпоказателей ДВФУ оценив в долях от единицы.

На диаграмме отражаются области, которые находятся в зависимости от системы управления персоналом и влияют на конкурентоспособность вуза. По покутеоным данкым монкно видеть, что отклонение показателей эффективности управления персо-налммДВФУот стеднегозначьсия хатоптьцизуется следующим образом:

1) в обеасин кбразиыатолоняе аеятеланосзб о мвбпе савмне-го значения в выбранной группе вузов;

0)о зПнеятх научво-икслезвсетелезкой деяеолбоости-значительно ниже среднего;

3)в зНласлу масвкиальниймотизациз - спзназнткльао выше яредзягобнученив.

Превышение показателя уровня заработной платы ППС над средлем зналдниумпри ниаеяй акеивнпяеи неучня-ияяледова-тельской деятельности свидетельствует о неэффективности си-ятемы мяезлбции,

В бенчмаркинге сравнение конкурентных позиций обычно я-ящдитвияетяя к эталзснеюа, нядлумши с значением ненаыасп-лей, что в нашем случае позволяет построить диаграмму, пред-яя^ныен^н^юлсо^с^ыв^^ 2.

Рис.2. Оценкаэффективностисистемы управленияперсоналомДВФУпозначениюукрупнённыхпоказателей конкурентоспособности вузов, включённых в Проект 5-100, в диапазоне max, middle, min, за 2017 год

При построении данной диаграммы максимальное значение по каждому показателю, участвующему в оценке, было принято за единицу, а показатели минимального, среднего значения и показатели ДВФУ определялись в долях от единицы.

Таким образом, оценивая полученные данные можно сделать вывод о низкой эффективности системы управления персоналом ДВФУ, так как его позиции по двум из трех рассматриваемых показателей находятся на нижней границе конкурентоспособности. Для устранения сложившейся ситуации, необходимо направлять усилия, в первую очередь, на адекватную оценку имеющихся кадров, их потенциальную трудовую результативность, на развитие имеющегося персонала в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности, а также на пересмотр системы мотивации, способной стимулировать персонал на достижение поставленных целей.

Библиографический список

В заключение необходимо отметить, что рассмотренная методика оценки, несмотря на свою простоту и доступность информационной базы, позволяет проводить адекватную оценку эффективности системы управления персоналом и определять положение вуза среди конкурентов. При этом, состав вузов, с которыми проводится сравнение, может быть различным, что даёт возможность устанавливать конкурентные позиции вуза для различных целей. Например, для обеспечения конкурентоспособности на региональном рынке. Также оценка может проводиться не только по укрупнённым показателям эффективности деятельности вузов, но и более детально по развёрнутым показателям по направлениям деятельности, что позволит определить конкретные ориентиры в обеспечении конкурентоспособности и методы их достижения.

1. Губарьков С.В. Теория и методология инновационного управления в вузах России: монография. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016.

2. Седых Е.П., Мялкина Е.В., Житкова В.А. Организация системы управления развитием персонала вуза на основе показателей KPI. Современные наукоемкие технологии. 2016; 2: 566 - 569.

3. Кочеткова Н.Н., Войнов И.С. Управление эффективностью труда профессорско-преподавательского состава вуза. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2015; 4 (32): 34 - 44.

4. Жуплей И.В., Осина М.И. О необходимости совершенствования системы повышения квалификации педагогического персонала как фактора повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Интеграция образования, науки и практики как механизм устойчивого развития экономики региона: материалы всероссийской научно-практической конференции, Уссурийск: Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2015: 54 - 60.

5. Дьяков И.И., Вологин И.С., Островская И.Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза. Карельский научный журнал. 2016; Т. 5, № 2 15): 19 - 23.

6. Баринов М.В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия. Молодой ученый. 2015; 20: 202 - 205.

7. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Главный информационно-вычислительного центр Министерства образования и науки РФ. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. 5-100 Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Available at: https://5top100.ru

References

1. Gubar'kov S.V. Teoriya i metodologiya innovacionnogo upravleniya v vuzah Rossii: monografiya. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2016.

2. Sedyh E.P., Myalkina E.V., Zhitkova V.A. Organizaciya sistemy upravleniya razvitiem personala vuza na osnove pokazatelej KPI. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; 2: 566 - 569.

3. Kochetkova N.N., Vojnov I.S. Upravlenie 'effektivnost'yu truda professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuza. Prikaspijskij zhurnal: upravlenie i vysokie tehnologii. 2015; 4 (32): 34 - 44.

4. Zhuplej I.V., Osina M.I. O neobhodimosti sovershenstvovaniya sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskogo personala kak faktora povysheniya konkurentosposobnosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Integraciya obrazovaniya, naukiipraktikikakmehanizm ustojchivogo razvitiya 'ekonomiki regiona: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ussurijsk: Primorskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya, 2015: 54 - 60.

5. D'yakov I.I., Vologin I.S., Ostrovskaya I.'E. Rol' marketingovyh issledovanij v obespechenii konkurentosposobnosti vuza. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2016; T. 5, № 2 15): 19 - 23.

6. Barinov M.V. Benchmarking kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya. Molodoj uchenyj. 2015; 20: 202 - 205.

7. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa 'effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. Glavnyj informacionno-vychislitel'nogo centr Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Available at: http://indicators. miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

8. 5-100 Proekt povysheniya konkurentosposobnosti veduschih rossijskih universitetov sredi veduschih mirovyh nauchno-obrazovatel'nyh centrov. Available at: https://5top100.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.17

УДК 37.01

Chagan N.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Marketing and Advertising Communication in the Socio-Cultural Sphere, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: nchagan@yandex.ru Martirosyan R.M., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of Marketing and Advertising Communication in the Socio-Cultural Sphere, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: ruzmarti@yandex.ru

"ELECTRONIC DEVELOPMENT" OF THEMODERN INFORMATION SOCIETY. The article discusses the development of the digital economy in Russia, which in recent months of the current year went up to the top. The authors consider different opinions on the concept of "digital economy", including views of foreign researchers. In particular, the paper identifies priority areas and basic points of growth of the digital segment, to which you want to bid - public services, business, healthcare, telecommunications, education and, of course, the sphere of culture and art. The main conclusion of the work tells that the digitization is a task that is much broader, than the development of information computer technologies (ICT). The authors focus on an idea that the evolution of the information society taken together is the result of social, psychological and technological processes.

Key words: electronic-development, information society, development strategy, digital economy, rating, investment.

Н.Г. Чаган, д-р пед. наук, проф. каф. маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: nchagan@yandex.ru Р.М. Мартиросян, канд. искусств., доц. каф. маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере, «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: ruzmarti@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.