Научная статья на тему 'Оценка сил связанности в региональном экономическом пространстве: методический аспект'

Оценка сил связанности в региональном экономическом пространстве: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СВЯЗАННОСТЬ / МЕТРИЧЕСКИЕ И ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ГРАВИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC SPACE / CONNECTEDNESS / METRIC AND TOPOLOGICAL PROPERTIES / GRAVITY MODELS / RESOURCE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Симарова Ирина Сергеевна

Показана целесообразность использования гравитационных моделей для оценки связанности экономического пространства. Измерена степень связанности городов Тюменской области в региональном экономическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING POWER CONNECTIVITY IN REGIONAL ECONOMIC SPACE: METHODOLOGICAL ASPECTS

The expediency of using gravity models to access coherence of economic space was shown. There was measured degree of connectivity in the cities of Tyumen regional economic space.

Текст научной работы на тему «Оценка сил связанности в региональном экономическом пространстве: методический аспект»

УДК 332.1

ОЦЕНКА СИЛ СВЯЗАННОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

RATING POWER CONNECTIVITY IN REGIONAL ECONOMIC SPACE: METHODOLOGICAL ASPECTS

С. В. Кузнецов, И. С. Симарова

S. V. Kuznetsov, I. S. Simarova

Ключевые слова: экономическое пространство, связанность, метрические и топологические свойства,

гравитационные модели, ресурсный потенциал Key words: economic space, connectedness, metric and topological properties, gravity models, resource potential

Показана целесообразность использования гравитационных моделей для оценки связанности экономического пространства. Измерена степень связанности городов Тюменской области в региональном экономическом пространстве.

The expediency of using gravity models to access coherence of economic space was shown. There was measured degree of connectivity in the cities of Tyumen regional economic space.

В современных условиях научный поиск в области региональной экономики ведется преимущественно в двух ключевых направлениях. С одной стороны, он направлен на идентификацию ведущих закономерностей общественного развития через призму поведения различных институтов, а с другой — предполагает построение комплексных эклектических моделей, позволяющих исследовать трансформацию экономического пространства и проявляющиеся при этом феномены. По утверждению А. Г. Поляковой, «исходя из многомерности понимания пространства, пространственная экономика должна быть направлена не только на изучение размещения производительных сил на географической поверхности (двухмерное пространство), но и на исследование процессов и явлений, разворачивающихся в пространстве» [1]. В силу этого преобразование экономического пространства предполагает изменение его качественных характеристик: характера организованности, уровня сложности, управляемости и связанности. Связанность регионального экономического пространства как системное свойство выступает одной из наиболее значимых качественных характеристик. Иными словами, в ходе исследования под связанностью следует понимать свойство экономического пространства, характеризующее уровень взаимодействия между элементами социально-экономической системы.

Дифференциация экономического пространства обусловливает наличие у него метрических и топологических свойств. К метрическим характеристикам целесообразно относить количественные и измеримые свойства, а топологическим — качественные, то есть определяющие архитектуру и характер пространственного развития: многоуровневость, связанность, плотность, размещение, емкость и пр. Метрические качества играют особую роль в исследовании территориальных сдвигов и асимметричности регионального развития, а топологические — в определении морфологии и траектории перспективного развития территории. Связанность как топологическое свойство становится наиболее существенным, когда требуемый полезный результат не может быть достигнут за счет использования одного из элементов системы без согласования интересов с другими. С другой стороны, именно связанностью задаются рамки социально-экономической системы, позволяющие отделить ее от внешней среды.

Связанность как качество регионального экономического пространства предполагает реализацию пространственных взаимодействий, существование которых требует соблюдения условий.

1. Согласованность интересов. Каждая из сторон взаимодействия преследует собственные цели, при этом взаимодействие рассматривается как средство их достижения.

2. Комплиментарность. Между взаимодействующими субъектами должна быть зависимость, выражающаяся, например, в наличии спроса с одной стороны и предложения — с другой. Иными словами, субъекты должны дополнять друг друга.

3. Инвариантность. Предполагается, что для осуществления взаимодействия не должно существовать третьего субъекта, являющегося в большей степени комплиментарным по отношению к одному из двух взаимодействующих. Например, между покупателем и продавцом не должно быть других продавцов, расположенных ближе и предлагающих аналогичный ассортимент товаров или услуг.

4. Экономическая целесообразность. Транзакционные издержки не должны превышать ожидаемый эффект от взаимодействия, даже если соблюдается условие комплиментарности и инвариантности.

Для оценки и измерения степени связанности элементов (подсистем) в социально-экономическом пространстве региона предназначены модели пространственного взаимодействия. Измерив характер взаимодействия, можно будет прогнозировать последствия изменения обусловивших его элементов.

Параметры взаимодействующих объектов (источника взаимодействия и назначения взаимодействия) склонны взаимодополняться, в связи с чем выделяют три основных типа моделей взаимодействия:

• гравитационные модели, измеряющие взаимодействия между всеми возможными парами объектов;

• модели потенциалов, измеряющие взаимодействие между одним объектом и любым другим объектом;

• рыночные модели, определяющие границы сфер влияния двух объектов на один и тот же рынок

[2].

В контексте исследования проблемы связанности регионального экономического пространства особый интерес представляют гравитационные модели. Графическая интерпретация модели сил связанности двух объектов в экономическом пространстве региона позволяет идентифицировать силу взаимодействия между эпицентрами экономической активности с потенциалом q в социально-экономическом пространстве региона, удаленными друг от друга на расстояние Я (рис. 1).

Рис. 1.

Мягкая модель действия сил связанности в региональном экономическом пространстве

Эмпирическая часть работы исходит из гипотезы существования четырех типов взаимодействия, обуславливающих связанность на уровне различных центров масс, продуцирующих, в зависимости от их экономической природы, четыре разновидности сил, описанных и обоснованных в работе А. К. Черкашина:

• естественные силы, определяющие ресурсный потенциал;

• динамические силы, описывающие активное поведение людей и соответствующие объемам выпуска или объемам потребления продукции;

• экономические силы, характеризующие массу капитала;

• социальные силы, возникающие как следствие взаимодействия интересов [3].

Основное допущение, касающееся большинства моделей пространственного взаимодействия, заключается в том, что количество материально-вещественной характеристики взаимодействия является функцией от характеристики источника и назначения взаимодействия, а также от расстояния между ними. В общем виде модель может быть описана следующим образом:

Тц = / (V; ^ , ^ ) ,

где Т — мера взаимодействия между 1 (источником) и j (назначением) в натуральном выражении или в количестве взаимодействий в единицу времени; V — параметры источника взаимодействия (параметры социально-экономического развития объекта, объем промышленного производства, численность населения и т.д.); W — параметры назначения взаимодействия, аналогичные по природе параметрам источника; Б — параметры отдаленности источника от назначения, в качестве которых обычно рассматриваются физическое расстояние, транспортные издержки или время, затрачиваемое на перемещение от источника до назначения.

В ходе построения гравитационной модели мы будем использовать перечисленные четыре типа сил связанности, для каждой из которых предусмотрены частные уравнения связи эпицентров внутри гравитационной модели, общий вид которой может быть представлен следующим образом:

Я =

ЧН;ЧН ]

к2

я =

Я =■

ОРТ;ОРТ ] ОПФОПФ

]

к

2

я =

к2

где Fij — сила связанности между центрами i и j;

ЧН — численность населения;

ОРТ — оборот розничной торговли;

ОПФ — величина основных производственных фондов;

Д — среднемесячная начисленная заработная плата;

Я — расстояние между центрами.

В приведенной модели естественные силы, определяющие ресурсный потенциал, представлены уравнением F0, динамические силы — F1, экономические силы — F2 и социальные силы — F3.

Расчеты проводились в разрезе крупнейших городов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и юга Тюменской области.

В результате расчета действия сил связанности экономического пространства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры было установлено, что наибольшую связанность ресурсного потенциала, объемов выпуска и потребления продукции, основных производственных фондов и социальных интересов демонстрируют такие города, как Сургут и Нефтеюганск, а наименьшую — Ханты-Мансийск и Нижневартовск. Взаимосвязь между городами Ямало-Ненецкого автономного округа по ресурсному потенциалу выражена слабо. Наибольшее воздействие оказывают социальные и экономические силы.

Степень связанности городов в экономическом пространстве Тюменской области (без автономных округов) сопоставима с ситуацией в Ямало-Ненецком автономном округе. Ресурсная взаимосвязь, представленная естественными силами, выражена слабо. Существенное влияние демонстрируют социальные и экономические силы. Особенно ярко данная взаимосвязь прослеживается между Ялуторовском и Тюменью.

Для измерения комплексного воздействия сил связанности, имеющих различную природу, предлагается использовать интегральный показатель, определяемый как ¥ = ¥0 + ¥х + ¥2 + ¥3.

Представлена Матрица значений интегрального показателя (таблица).

Несмотря на различную размерность полученных измерений действия сил связанности, можно проследить общую закономерность: наибольшую связанность ресурсного потенциала, объемов выпуска и потребления продукции, основных производственных фондов и социальных интересов демонстрируют Сургут и Нефтеюганск. При этом по всем парам городов наибольший вклад в значение интегрального показателя (до 88 %) обеспечивают социальные и динамические силы.

Очевидно, что по интегральному действию сил на юге Тюменской области (без учета автономных округов) существенную связь демонстрируют Ялуторовск и Заводоуковск, а также города из указанной пары с областным центром — Тюменью. В Ямало-Ненецком автономном округе наиболее существенно взаимосвязаны Новый Уренгой и Салехард, несмотря на то, что экономическое пространство данного региона по результатам проведенных оценок представляется дискретным.

Значения комплексного показателя связанности городов в экономическом пространстве Тюменской области как сложно построенного субъекта РФ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Город Сургут Нижневартовск Нефтеюганск Ханты-Мансийск

Сургут — 136 104,9 2 112 925,1 56 177,0

Нижневартовск 136 104,9 — 35 969,6 10 869,4

Нефтеюганск 2 112 925,1 35 969,6 — 35 193,5

Ханты-Мансийск 56 177,0 10 869,4 35 193,5 —

Ямало-Ненецкий автономный округ

Город Салехард Новый Уренгой Ноябрьск

Салехард — 18 593,5 9 480,6

Новый Уренгой 18 593,5 — 19 492,7

Ноябрьск 9 480,6 19 492,7 —

Тюменская область (без автономных округов)

Город Тюмень Тобольск Ишим Ялуторовск Заводоуковск

Тюмень — 37 996 24 215 156 365 99 836

Тобольск 37 996 — 2 077 4 006 3 674

Ишим 24 215 2 077 — 7 579 10 560

Ялуторовск 156 365 4 006 7 579 — 632 613

Заводоуковск 99 836 3 674 10 560 632 613 —

Сопоставляя уровень связанности городов автономных округов и городов юга Тюменской области, следует отметить, что наибольшие значения комплексного показателя наблюдаются между городами

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Примечательно, что уровень сил связи между парой городов-лидеров и следующей за ними парой (Сургут и Нижневартовск) отличается более чем в 15 раз. Относительно равномерная степень связанности с другими городами наблюдается у Ханты-Мансийска, что объясняется его ролью административного центра субъекта федерации. Напротив, Сургут демонстрирует крайнюю неоднородность сил связанности с другими городами, несмотря на свое серединное географическое положение.

Сила взаимодействий между городами Ямало-Ненецкого автономного округа характеризуется относительной равномерностью, однако достаточной для формирования единого пространства ее назвать трудно. Объяснением этому служит тот факт, что два из трех городов округа являются приграничными, в связи с чем их векторы взаимодействия направлены в сторону городов других субъектов федерации: Ноябрьск тяготеет в большей степени к Когалыму (Ханты-Мансийский автономный округ), а Салехард - к Воркуте (Ненецкий автономный округ). Указанные взаимосвязи в рамках данной работы не исследовались.

На юге Тюменской области складывается ситуация, аналогичная Ханты-Мансийскому автономному округу, с той разницей, что роль пространственного центра взаимодействия выполняет «узел», сформированный Ялуторовском и Заводоуковском, сила связанности которых максимальная среди всех рассмотренных пар городов, что также объясняется их серединным положением (см. рис. 2).

Представленная иллюстрация отображает направление взаимосвязей между городами, длиной векторов, указывая на силу этого взаимодействия. Очерченные вокруг центров окружности и эллипсы схематично показывают степень влияния соответствующего города на формирование единого регионального пространства взаимодействия. Вектор направленности узла Ялуторовск — Заводоуковск представлен как сумма векторов их связанности с другими городами. Таким образом, отчетливо прослеживается их роль в обеспечении единства и непрерывности экономического пространства при значительной связующей роли областного центра — Тюмени. Связи между Тюменью и Тобольском также достаточно существенны. Представленная на рисунке дискретность обусловлена фактом наличия другого связующего звена, не вошедшего в исследование, — с. Ярково и Ярковского района. Связанность Тюмени с Екатеринбургом, которая на схеме учтена смещением центра соответствующего эллипса на запад.

С позиции теории формирования единого экономического пространства высокая степень внутрирегиональной асимметрии по критерию связанности, зафиксированная в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, указывает на наличие территориальных разрывов. Сложившаяся ситуация детерминирует необходимость поиска инструментов выравнивания уровня связанности.

Необходимость и целесообразность улучшения состояния экономического пространства с позиции теории пространственной экономики обоснованы А. Г. Поляковой и В. В. Колмаковым [4]. Изложенный методический подход к оценке сил связанности позволяет оценить вклад каждой подсистемы в общее

Рис.2. Топографическая схема действия сил связанности в пространстве юга Тюменской области (без автономных округов)

значение комплексного показателя и на основе этого определить приоритетные направления улучшения состояния регионального экономического пространства.

Список литературы

1. Полякова А. Г. Модернизация структуры экономического пространства региона // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 2. - 28-31.

2. Rodrigue, J.-P. Spatial Interactions and the Gravity Model // The geography of transport systems. - URL: http://people.hofstra. edu/ geotrans/ index. html

3. Черкашин А. К. Полисистемное моделирование. - М.: Наука, 2005. - 265 с.

4. Колмаков В. В., Полякова А. Г. Российская экономика в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2009. - № 4. - С. 65-68.

Сведения об авторах

Кузнецов Сергей Валентинович, д. э. н., профессор, директор Института проблем региональной экономики РАН, тел.: 8(3452)416836,

Симарова Ирина Сергеевна, ассистент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.: 8(3452)416836, e-mail: i.simarova@mail.ru

Kuznetsov S. V., Doctor of Economics, professor, Director of the Institute of Regional Economy, RAS, phone: 8(3452)416836

Simarova I. S., assistant at department «Management in FEC branches», Tyumen State Oil and Gas University, e-mail: i.simarova@mail.ru

УДК 330.34

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPROVEMENT OF THE GAS FIELD OPERATION EFFICIENCY AT THE FINAL STAGE

И. В. Мельников, Л. Н. Руднева

I. V. Melnikov, L. N. Rudneva

Ключевые слова: эффективность эксплуатации, деятельность газодобывающего предприятия,

подконтрольные затраты Key words: operating efficiency, activity gas producing company, controlled costs

Показано влияние завершающего этапа эксплуатации месторождения на показатели деятельности газодобывающего предприятия и рассмотрены основные направления повышения ее эффективности.

The authors show the influence of the gas field operation final stage upon the gas producing enterprise activities and consider the basic trends of its operation effectiveness enhancement.

Освоение газовых месторождений Тюменской области началось в 70-х годах прошлого столетия. В настоящее время базовые месторождения природного газа, к числу которых относится Медвежье, находятся в стадии падающей добычи.

Эксплуатацией Медвежьего месторождения занимается Медвежинское газопромысловое управление (МГПУ) — структурное подразделение ООО «Газпром добыча Надым». Кроме Медвежьего месторождения названное общество осуществляет промышленную разработку Юбилейного и Ямсовейского месторождений. Приведены основные показатели эксплуатации перечисленных месторождений (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели разработки месторождений ООО «Газпром добыча Надым» в 2010 г.

Показатель Месторождение

Медвежье Юбилейное Ямсовейское

Год введения в разработку 1972 1992 1997

Объем добычи газа за год, млрд м3 14,26 19,75 21,74

Суммарный отбор газа, млрд м3 1854,47 286,16 276,75

Эксплуатационный фонд скважин, ед. 351 101 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.