УДК 377.5
ББК Ч474.7 ГСНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.01; 19.00.05
Величко Елена Владимировна,
аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Минюрова Светлана Алигарьевна,
доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой общей психологии, проректор по учебной работе, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-психологическая компетентность; концепция социальности компетентности; индивидуальность; психолого-педагогические условия; студенты колледжа.
АННОТАЦИЯ. Приведено исследование индивидуально-личностной составляющей социально-психологической компетентности студентов колледжа и приведены результаты оценка ее сформированное™ на примере ряда колледжей Свердловской области. Основой для исследования выбрана концепция социальности компетентности, обоснованная И. А. Зимней [2]. Соглашаясь с И. А. Зимней в том, что все компетентности социальны, мы также считаем, что все компетентности индивидуально-психологически обусловлены. Перечислен ряд мероприятий, направленных на создание эффективных психолого-педагогических условий по формированию персональной социально-психологической компетентности студентов в период их обучения в колледже.
Velichko Elena Vladimirovna,
Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Minurova Svetlana Aligarievna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of General Psychology, Deputy Rector for Academic Studies, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
EVALUATION OF FORMATION OF THE INDIVIDUAL PERSONAL COMPONENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS
KEY WORDS: socio-psychological competence; conception of social character of competence; individuality; socio-psychological conditions; college students.
ABSTRACT. The paper contains a study of the individual personal component of socio- psychological competence of college students and provides the results of evaluation of its formation in a number of colleges of Sverdlovsk region. We have chosen the concept of social character of competence in education formulated by I. A. Zimnyaya as a basis for our research [2]. Agreeing with I.A. Zimnyaya that all types of competence are social, we also believe that all competences are individually and psychologically conditioned. The article innumerates a number of measures aimed at creating effective psycho-pedagogical conditions for the formation of personal socio-psychological competence of students during their study at a college.
Компетентность и индивидуальность - это наиболее востребованные характеристики профессионала в условиях развивающей экономики России.
Если по И. А. Зимней [1] все компетентности социальны, то, с нашей точки зрения, все компетентности индивидуально-психологически обусловлены. Основной целью формирования социально-психологической компетентности студентов в образовательной среде учреждения среднего профессионального образования является реализация внутреннего потенциала студентов для получения образования в соответствии с их индивидуальными психологическими особенностями. Анализ литературы показывает, что существует несколько
подходов к пониманию «социально-психологический компетентности»: когнитивный [5; 6]; поведенческий поход [3; 4], деятель-ностный подход [2].
К составляющим социально-психологической компетентности мы относим следующие.
1. Персональные.
1.1. Психолого-социальная Я-компе-тентность: потребность, способность и готовность к самообразованию, саморазвитию и самоактуализации, развитию и саморазвитию адаптивных Я-качеств, психосоциальному развитию.
1.2. Социально-статусная Я-компетент-ность: потребность, способность и готовность к социокультурным коммуникациям
© Величко Е. В., Минюрова С. А., 2014
(включая общественно-политические, эти-ко-культурные коммуникации и социально-жизненные); социально-статусному росту, решению как Я-социально-жизненных проблем, так и социально-жизненных проблем других членов социума.
2. Профессиональная Я-компетент-ность: потребность, способность и готовность к овладению профессиональными навыками, знаниями и опытом, развитию и
саморазвитию профессиональных навыков, знаний и опыта, эффективному использованию полученных навыков и знаний на практике, критической оценке Я-профес-сиональных способностей к Я-профессио-нальной деятельности, решению производственно-жизненных ситуаций в трудовом коллективе (рис. 1).
Психологические
Знания Умения Навыки Опыт
Социальные Интеллект
Психологические Профессионально-жизненный
Индивидуальные
Социальные
опыт поведения, деятельности, общения
Рис. 1. Структура элементов социально-психологической компетентности студентов в учреждении среднего профессионального образования
Социально-психологическая компетентность студента колледжа как будущего специалиста среднего звена содержательно представлена в первую очередь психолого-социальной Я-компетентностью, которая формируется в соответствии с психологическими характеристиками личности, психологическими знаниями и опытом, затем социально-статусной Я-компетентностью, предопределенной социальным статусом личности и социально-жизненным опытом и, наконец, профессиональной Я-компе-тентностью, определяемой потребностью, способностью и готовностью к овладению профессиональными навыками, знаниями и опытом с целью их последующего применения в производственной профессионально-жизненной среде. В качестве структурных компонентов социально-психологической компетентности мы выделяем; знания, умения, навыки (когнитивный компонент), уровень развития мышления, способность и готовность применить индивидуальные мыслительные способности (интеллектуальный компонент), профессио-
нально-жизненный опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-пове-денческий компонент).
Критерии сформированности персональной (индивидуальной) социально-психологической компетентности студента колледжа:
1) степень Я-адаптивности и Я-моти-вированности как стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности;
2) формирование осведомленности в способах продуктивного взаимодействия в социуме: знание норм и правил, общения и поведения в обществе, продуктивных способов взаимодействия в деятельности и собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха;
3) формирование умения ориентироваться в социокультурном пространстве: навыки и способы социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной
и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения.
На базе колледжей Свердловской области была проведена диагностика сфор-мированности психологической готовности, потребности и способности к саморазвитию и самоопределению как критериев сформи-рованности персональной (индивидуальной) социально-психологической компетентности студента колледжа. Инструментарий - модифицированный тест В. Павлова, модифицированный тест Н. П. Фетис-кина, методика В. Г. Маралова.
В эксперименте участвовали 120 студентов (1курс - 40 чел., или 33,3 % испытуемых; 3 курс - 40 чел., или 33,33 % испытуемых; выпускники - 40 чел., или 33,3 % испытуемых). По результатам диагностики были отмечены следующие тенденции. Так, 28 студентов 1 курса (70 % студентов 1 курса) характерна ориентация на достижение результатов, их действия направлены на саморазвитие. У части студентов 1 курса (5 чел., или 12,5 % первокурсников) выявлена готовность к самоопределению, то есть эти студенты психологически готовы занять определенное место в социуме. Положительным для формирования индивидуально-личностной компетентности является то, что студенты 1 курса с выявленной психологической готовностью стараются самостоятельно ставить цели по саморазвитию в рамках учебно-профессиональной деятельности, учитывая те возможности, которые предоставляет образовательное учреждение и социум. При определении критериев достижения результатов по саморазвитию чаще всего они используют личный опыт, что является недостаточным для формирования социально-компетентной личности.
Студенты 1 курса слабо владеют навыками самоопределения априори. Недостаток навыков самоопределения не является результатом отсутствия психологической готовности, но связан с малым опытом нахождения первокурсников в социуме. Студенты первого курса колледжа, в силу своих возрастных особенностей, не могут достичь уровня социально-психологической компетентности взрослого человека. Тем не менее, 6 чел. первокурсников (5 % испытуемых) готовы сформулировать алгоритм своего будущего карьерного роста. У части первокурсников (7 чел., или 17,5 % первокурсников) психологическая готовность к саморазвитию и самоопределению не выявлена. В качестве одной из причин этого негативного явления можно назвать недостаточную подготовку в среде общеобразовательного
учреждения подростков - будущих студентов колледжа к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую социальную компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем, семейные проблемы, проблемы со здоровьем. Таким образом, в целом, на 1 курсе студенты, обладают низким уровнем психологической готовности к самообразованию и особенно к самоопределению. Достижение определенного уровня саморазвития и овладения навыками самоопределения в процессе обучения в колледже положительно скажется на их самооценке и индивидуально-личностной компетентности. Для студентов 3 курса (35 чел., или 87,5 % студентов 3 курса) характерна ориентация саморазвития на достижение конкретных результатов своей деятельности, усиление самоконтроля. Студенты 3 курса в саморазвитии опираются на социально одобряемые нормы деятельности и поведения, в то же время они в большей степени самостоятельны, уверены в себе, чем студенты 1 курса. На 3 курсе у студентов повышается способность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности (30 чел., или 85,7 % испытуемых), у них выявлена готовность к самоопределению, то есть эти студенты психологически готовы занять определенное место в социуме.
Одновременно с этими процессами у студентов 3 курса повышается эмоциональная включенность в процесс самоопределения, возрастает тревожность, связанная с перспективами самоопределения после окончания колледжа. Особенностью 3 курса является сниженная личностная активность студентов, которая затрудняет процессы саморазвития, но повышается личная активность при самоопределении. Следовательно, у студентов 3 курса развитие психологической готовности к саморазвитию и самоопределению связано с усвоением механизмов саморегуляции и развитием функции индивидуально-личностного контроля. У 5 студентов (12,5 %) третьего курса психологическая готовность к саморазвитию не выделена. Студенты-выпускники способны реализовывать и достигать поставленные цели по самоопределению, ориентируясь на социально одобряемые нормы и знания, полученные ранее, регулировать самостоятельно свои планы и модели деятельности и поведения. Студенты-выпускники более рациональны, решительны, что свидетельствует о большей степени психологической готовности студентов к самоопределению. Для выпускников готовность к саморазвитию по сравнению со студентами младших курсов не столь важна, ее продемонстрировали 32 выпускника (80 %) но зато сформи-
рована психологическая готовность к само-определению(39 чел., или 97,5 % испытуемых): обучение в колледже закончено, сформировано представление о своем будущем положении в социуме, поэтому к последнему курсу большинство студентов социально компетентны.
У 1 выпускника (2,5 % испытуемых) выявлено отсутствие готовности к самоопределению и неясные представления о своем будущем положении в социуме. В период обучения на первом-втором курсе у студентов колледжа формируется психологическая готовность к личностному саморазвитию в рамках учебного учреждения; к окончанию учреждения среднего профессионального образования - личностная готовность к самоопределению. Нельзя утверждать, что к выпускному курсу психологическая готовность к профессиональному самоопределению полностью сформирована, поскольку выпускники колледжа еще не являются «регулярными», активными участниками профессиональной деятельности. Испытуемые - студенты колледжа со средней успеваемостью (78 чел., или 65 % испытуемых) ориентированы на самостоятельное достижение результатов, то есть на саморазвитие. Формирование целей по саморазвитию, их достижение, принятие решений проходит на основе контроля над собственной деятельностью.
Психологическая готовность к саморазвитию студентов со средней успеваемостью характеризуется реализацией ценно-стно-мотивационного компонента и ориентированностью на саморегуляцию, т. е. в структуре психологической готовности к саморазвитию у студентов со средней успеваемостью выделяются ценностно-мотива-ционный и синергетический компоненты. В основе психологической готовности у студентов колледжа с высокой успеваемостью (37 чел., или 30,88 % испытуемых) лежит эмоциональное отношение к саморазвитию и перспективам самоопределения. Они стремятся самостоятельно принимать решения, касающиеся индивидуально-личностного развития и самоопределения. Большое значение для них имеет ориентация на социальные нормы. Такие студенты характеризуются ответственностью, дисциплинированностью, добросовестностью, обладают чувством долга. Студенты с высокой успеваемостью ориентированы на саморазвитие, у них выше значимость реализации целей. Они в большей степени владеют навыками внесения коррективов в самоопределение. Студенты со средней успеваемостью больше ориентированы на самопознание как этап саморазвития, проявляют повышенное внимание к своим успехам и на
основе этого внимания пытаются прогнозировать направление самоопределения. Изменения индивидуально-личностного компонента имеют следующую динамику: от целевой ориентации на получение конкретных результатов от саморазвития на 1 курсе к усилению значимости самоконтроля и самоопределения на 3 курсе. По результатам диагностики потребности в саморазвитии в целом был определен высокий уровень потребности у 40 чел. (33,61 % испытуемых), средний у 62 чел. (55,10 % испытуемых), низкий у 11 чел. (9,24 % испытуемых), потребность не сформирована у 6 чел. (5,04 % испытуемых) В качестве критерия психологической готовности к формированию индивидуально-личностного элемента социально-психологической компетентности зафиксирована потребность в саморазвитии. Динамика способности к саморазвитию сопоставима с динамикой готовности к саморазвитию и повышается к выпускному курсу. Студенты, имеющие к окончанию эксперимента высокий уровень способности к саморазвитию, отличались профессиональной направленностью личности, способностью к самопознанию и саморазвитию, стремлением к достижению успеха, развитыми показателями креативности, готовностью к активной преобразовательной деятельности.
Группа студентов, у которых не выявлена как психологическая готовность к саморазвитию и самоопределению, так и потребность в саморазвитии, в период эксперимента демонстрировала (явно или неявно) сопротивление, отсутствие готовности, а зачастую и нежелание усвоения необходимых для социально компетентной личности установок, ролей, ценностей. Причинами такого нежелания являются, во-первых, неадекватная оценка своих личностных свойств, во-вторых, отсутствие устойчивых мотивов к саморазвитию и самоопределению. У этих студентов необходимо в первую очередь сформировать социально активную личность, а затем мотивировать на саморазвитие.
Для создания эффективных психолого-педагогических условий по формированию персональной социально-психологической компетентности студентов в период их обучения в колледже предлагаем внедрить комплекс мероприятий, который предусматривает психолого-педагогическую поддержку студентов, программу «Социально-психологическая компетентность» для очной и заочной формы обучения, программу «Адаптация студентов к обучению в колледже», программу «Развитие социального интеллекта: включает теоретическую работу (лекционная часть)», психологическую
диагностику и самостоятельную работу студентов.
К компонентам психолого-педагогической Я-поддержки студентов относятся физическое и психическое здоровье, эффективная социо-индивидуальная коммуникация, самоопределение.
Предлагаемые методики содержат цель, компоненты, направления работы, принципы и этапы реализации психолого-педагогических условий, повышающих уровень сформированности персональной социально-психологической компетентности студентов колледжей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И. А. Формирование и оценка сформированности социальных компетентностей у студентов вузов при освоении нового поколения ООП ВПО: Образовательный модуль. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М. : Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 42 с.
2. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / / Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16-21.
3. Кузьмина Ю. О. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку на основе компетентностного подхода / Ю. О. Кузьмина // Актуальные вопросы теории и методики высшего и среднего профессионального образования : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. В. В. Смирнов. Оренбург : Филиал РГППУ, 2011 (репринт 1990 г.). С. 340-346.
4. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура функции, взаимодействие // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. СПб., Ч. 1, 1995. С. 48-59.
5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. : 1989
6. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М. : МГУ, 2012. Серия «Классика лингвистики».
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.