Научная статья Original article УДК 332.36
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_195 ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КАДАСТРОВОЙ И МОНИТОРИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТЕРЛИТАМАКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) ASSESSMENT OF AGRICULTURAL LAND USE BASED ON CADASTRAL AND MONITORING INFORMATION (ON THE EXAMPLE OF THE STERLITAMAKSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^jj ЖУРНАЛ
Рассказова Анна Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
Жданова Руслана Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
Кузнецова Светлана Геориевна,
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
Рулева Наталья Петровна,
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
Егизбаева Элина Мимсатовна,
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
Rasskazova Anna Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Land Use Planning
Zhdanova Ruslana Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Land Use Planning
Kuznetsova Svetlana Georievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Land Use Planning
Ruleva Natalya Petrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Land Use Planning
Egizbaeva Elina Mimsatovna, State University of Land Use Planning
Аннотация. Одним из основных направлений государственной политики является развитие сельского хозяйства. Динамика последних лет показывает, что все больше выпускается долгосрочных государственных программ, нацеленных на повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель. В современное время существует уязвимость недостаточности теоретической и методологической базы для исследования проблем земельных отношений. Для перехода на новый уровень требуется разработка основных направлений совершенствования организационно-экономического механизма, его регулирования, разработка новых теоретических и методологических положений, создание и использование информационных систем на основе данных кадастра и мониторинга, с целью повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и сокращению производственных затрат. В данной работе приведена оценка сельскохозяйственного землепользования на основе кадастровой и мониторинговой информации, необходимости ведения мониторинга земель, информации, получаемой в ходе его проведения.
Abstract. One of the main directions of state policy is the development of agriculture. The dynamics of recent years shows that more and more long-term government programs are being issued aimed at improving the efficiency of agricultural land use, soil fertility, reducing the risks of negative processes such as deflation and others. In modern times, there is a vulnerability of insufficient theoretical and methodological basis for the study of problems of land relations. To move to a new level, it is necessary to develop the main directions for improving the organizational and economic mechanism, its regulation, the development of new theoretical and
methodological provisions, the creation and use of information systems based on cadastre and monitoring data, in order to increase the efficiency of agricultural land use and reduce production costs. This paper provides an assessment of agricultural land use based on cadastral and monitoring information, the need for land monitoring, information obtained during its implementation.
Ключевые слова: мониторинг земель, кадастр, сельское хозяйство, эффективное использование земель, АПК, направление развития, земли сельскохозяйственного назначения
Keywords: land monitoring, cadastre, agriculture, efficient use of land, agro-industrial complex, direction of development, agricultural land
Основные тенденции развития сельскохозяйственной отрасли на ближайшие годы определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где поставлена задача преобразования приоритетных отраслей экономики, включая сельское хозяйство, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе (далее — АПК).
В то же время динамика последних лет показывает, что все больше выпускается долгосрочных государственных программ, нацеленных на повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель.
Сельскохозяйственное землепользование является одной из важных сфер интересов многих граждан. Многие регионы Российской Федерации живут за счет сельскохозяйственного производства.
Для сравнения субъектов Российской Федерации по степени вовлеченности в сельское хозяйство обратимся к рисунку 1,2, 3.
Согласно данным статистики Республика Башкортостан входит в состав субъектов с высокой долей концентрации сельского населения. В эту группу входят также и Ростовская область, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский край.
Данную группу можно охарактеризовать со «средней численностью населения 1530 тыс. чел., средняя продолжительность жизни 70,2 года, средний возраст сельского населения 39,8 года, коэффициент воспроизводства сельского населения 1,05, максимальный миграционный отток - 17,67%, уровень занятости от общего числа сельского населения 16,1%, уровень безработицы сельского населения 4,1% удельный вес
занятых в сельском хозяйстве от общего числа занятых работников 17,5%.
100000 90000 Распределение регионов использования по коэффициенту пашни
•80000
60000 50000
■
40000 члллп
20000 10000
■ ■
и 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа ■ Средний размер пашни, тыс. га ■ Средний размер посевных площадей, тыс. га ■ Средний валовый сбор продукции растениеводства, млн»руб.
Рисунок 2 — Сравнительная диаграмма по коэффициенту использования пашни в субъектах Российской Федерации.
Нами предлагается использовать разграничение субъектов на пять групп: 1 группа, где средний коэффициент использования пашни составляет 88,2%, 2 группа - 74,1%, 3 группа - 57,4%, 4 группа - 36,5%, 5 группа 15,2%.
Нетрудно догадаться, что Республика Башкортостан входит в состав 1 группы, где «средний размер пашни составляет 1836 тыс. га, средний размер посевных площадей -1603 тыс. га, средний валовый сбор продукции растениеводства - 91654,7 млн. руб.».
Далее рассмотрим то, как распределяются регионы Российской Федерации по типу воспроизводства, обратимся к рисунку 3.
Распределение регионов Российской Федерации по типу воспроизводства
1412 Ю В 5 Л 2 О -2
Рисунок 3 — Сравнительная диаграмма по распределению регионов Российской Федерации по типу воспроизводства.
Республика Башкортостан входит в состав суженного типа воспроизводства (средняя убыточность - 0,15%). Рентабельность растениеводства составляет для данного типа 0,37%, а животноводство находится в убыточности и составляет -0,6%.
В современных условиях сельскохозяйственная отрасль Стерлитамакского района Республики Башкортостан активно развивается. Уже сейчас зарегистрировано более 100 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и 15 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Крупнейшими из них являются ГУСП совхоз «Рощинский», общества с ограниченной ответственностью агропромышленное предприятие им. Калинина, Агрофирма Салават, «Авангард», сельскохозяйственные предприятия имени Машкина, «Дружба», «Фрунзе», «Птицефабрика «Ашкадарская» (таблица 1).
ш рентабельность (убыточность) растиниеводства,^ ш Рентабельность (убыточность) животноводства^
Таблица 1 — Крупные сельскохозяйственные предприятия
Название с х Направление деятельности Площадь пашни, га
предприятия
рлиона
ООО «СП "Фрунзе» Выращивание зерновых культур 7030
ООО АП имени Выращивание зерновых 29310
Калинина культур
ООО СП Выращивание однолетних 7207
«Максимовна» культур
ООО «Агрофирма Выращивание зерновых 5840
Салават» культур
ООО «Авангард» Выращивание зерновых культур 8483
СПК «Заря» Выращивание зерновых 1937
культур
ООО «СП "Дружба» Выращивание зерновых 12546
культур
СПК имени Явно в а Выращивание зерновых 1480
культур
ГУ СП совхоз Выращивание зерновых 29943
«Рощинский» РБ культур
ООО АПФ Выращивание зерновых 1475
«Фацелия» культур
ООО СХП «Искра» Выращивание зерновых культур 3607
МУСП
« С тер лита ма косий Выращивание зерновых 107
пл од о пито мнич ее кии культур
совхоз»
Земля - это объект охраны и рационального использования, бережного отношения и выполнение своевременных мероприятий, направленных на сокращение негативных процессов.
На территории Стерлитамакского района на землях сельскохозяйственного назначения, а именно на площадях под пашню, была проведена оценка состояния орошаемых земель, в ходе которых были выставлены оценки: «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
Таблица 2 - Оценка состояния площади пашни Стерлитамакского
района
Наименование Оценка состояния орошаемых земель
Неуд овлетв орительное
Б том числе:
мелиорируем Всег Хороше Удовл Недопустим Недопустимая Недопустим
ых угодии е етвори ый уровень степень ая УТЬ и
0 тельно фунтовых засоления степень
е вод почв ■засоления
почв
Пашня 1169 718 378 - 73 -
Из таблицы 2 видно, что большая часть территории находится в хорошем и
удовлетворительном состоянии.
Исходя из рабочего плана весенне-полевых работ сельскохозяйственные земли Стерлитамакского района будут распределены как показано в таблице 3.
Все эти данные были получены в ходе государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, которые отражены в программе для оперативного контроля хода подготовки к полевым работам. Сбор данных был осуществлен с использованием спутникового мониторинга работ сельхозтехники и автотранспорта, интернет-мониторинга процессов в АПК. На основе собранных данных создаются электронные карты полей для автоматизированного контроля и учета сельскохозяйственных работ (рисунок 4).
«При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования» [1]. «Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование» [1].
Рисунок 4 - Мониторинг полей в программе для оперативного контроля хода подготовки к полевым работам
Результаты государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения подлежат включению в Федеральную государственную информационную систему «Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (далее — информационная система).
Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных информационной системы.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2019 № 18 фондодержателем Регионального фонда данных является Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация»
(далее — ГБУ РБ «ГКО и ТИ»).
Предоставление данных и материалов из фонда данных является платным. Размер платы и стоимость услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в РФПД, зависят от вида запрашиваемого материала, условий, сроков их использования.
Таблица 4 - Стоимость базовой расчетной единицы при предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в фонде пространственных данных Республики Башкортостан.
Вид пространственных данных и материалов Стоимость базовой расчетной единицы (Б) (в рублях)
в цифровой форме в аналоговой форме
векторная растровая
Материалы и данные, не содержащие сведении, отнесенных к государственной тайне 10 7,5 0,02 30
Сведения о пунктах государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей (за 1 пункт) 100 (копия из электронного каталога) 200 (скан-копия) 300
Р езул ьта ты а эре ф отосъемки и дистанционного зондирования Земли (за 1 кадр) - 80 70
Основная задача Регионального портала пространственных данных состоит в создании цифровой модели территории, которая охватит все значимые аспекты территории для целей оперативного управления и её развития.
На базе Регионального портала, в единых форматах и по единым правилам должны формироваться профильными организациями цифровые карты различных тематик, например, объекты здравоохранения, объекты туризма и историко-культурного наследия, геологические условия, объекты ветхого жилого фонда, объекты инженерной инфраструктуры и многие другие.
В систему включаются следующие данные:
— пространственные данные ФПД РБ, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ;
— сведения, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, подлежащих предоставлению с использованием координат, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09 февраля 2017 года № 232-р;
— тематические и отраслевые пространственные данные - данные, которые содержатся в информационных системах органов государственной власти, органов местного
самоуправления Республики Башкортостан, подведомственных им учреждениях и иных организаций;
— сведения, содержащиеся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Учреждением реализована первая очередь создания Регионального портала пространственных данных Республики Башкортостан. Система создана и развивается на серверных ресурсах Регионального центра обработки данных. К центру подключены все органы власти и органы муниципального самоуправления по высокоскоростным и защищенным каналам связи (рисунок 5).
Рисунок 5 - Задачи Регионального портала пространственных данных
Республики Башкортостан
«Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, представляется оператору государственного фонда» данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды)» и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013 №33, ст. 43 83, 2014, №29, ст. 4145) [1].
Обобщенная информация о результатах государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной.
«Доступ физических и юридических лиц обобщенной информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путём её размещения на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»» [ 1].
«Предоставление информации о результатах государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, доступ к которой ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне» [1].
ФГБУ «САС «Ишимбайская» проводит агрохимического обследование почв сельскохозяйственных угодий республики с целью контроля направленности и оценки изменения плодородия почв (в том числе Стерлитамакский район). Данные обследования проводится на основании заключения договоров с хозяйствами районов республики, которым и передаются результаты обследований.
Периодичность проведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения производится в соответствии с Методическими указаниями по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, утверждёнными Министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеевым 24 сентября 2003 г. и Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук Г.А. Романенко 17 сентября 2003 г.
Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения - важный инструмент для обнаружения проблемных участков земель. Мониторинг позволяет дать реальную оценку соответствия или несоответствия участка земли критериям, установленным нормативными актами, оценить текущее состояние почвы и сделать прогноз на будущее.
В территории Стерлитамакского района Республики Башкортостан в 2010 году была проведена аэрофотосъемка земель сельскохозяйственного назначения с целью выявление первичных признаков использования земельных участков не по целевому назначению и
разрешенному виду использованию, определить имеющиеся нарушения земельного законодательства. К примеру, длительное неиспользование земельного участка, порчи земли, устройство раскопов и карьеров, свалок, зарастание древесно-кустарниковой растительностью, захламление, использование не по назначению (застройка лесного участка или сельскохозяйственных угодий), признаки хозяйственного использования земли при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации права на землю, несформированные участки, используемые для целей, требующих установления местоположения их границ, неприведение земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и другие.
Позднее данное мероприятие повторили в 2018 г. и выявили ряд нарушений, наглядным примером могут послужить рисунки 6,7 и 8.
Карта выявленных признаков нарушений позволяет охарактеризовать эти нарушения, установить причину их появления и разделить на тематические группы.
К первая группа относят процессы, связанные с зарастанием сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Данные процессы, в следствии приводят к количественному уменьшению площадей, оказывает отрицательное влияние на качественные изменения травостоя лугов и пастбищ, причиной этого является появление сорных трав и травостоя.
Ко второй группе относят проблемы, связанные с неиспользованием значительной площади естественных кормовых угодий в хозяйствах района в связи с уменьшением поголовья скота, что в значительной мере способствует зарастанию угодий кустарником и мелколесьем.
К третьей группе относят проблемы, связанные с технической оснащённостью и наличием средств на проведение полевых работ, низким плодородием и наличием негативных признаков почв (переувлажненности, эродированности, каменистости), удаленность некоторых угодий от населенных пунктов, сокращение численности сельских жителей и количества трудоспособного населения являются причинами ухудшения использования земель сельскохозяйственными предприятиями.
В ходе наблюдения за 5 лет были увеличены площади, занятой древесно-кустарниковой растительностью с 15 % до 80 %. В отсутствие принимаемых в рабочем порядке мер по восстановлению прежних характеристик угодья (пашня, сенокос) слабая степень зарастания превратилась в сильную. Участок находится на грани признания его непригодным к дальнейшему использованию в качестве сельскохозяйственного угодья.
По данным из Государственного (национального) доклада состояния и использования земель за 2021 год на территории Республики Башкортостан. Мониторинг включает в себя сбор информации о состоянии земель в Республике Башкортостан, ее обработку и хранение.
Рассматривая анализ качественного состояния земель Республики Башкортостан, можно сказать, что к аналитическим показателям единой системы показателей государственного мониторинга земель относятся показатели пригодности земель для использования в сельском хозяйстве.
Сохранение и повышение плодородия земель - забота как пользователей земли, так и государства. В этих целях необходимо проведение почвенных, землеустроительных и иных обследований и изысканий.
---)*5Т«ГЯЯ
Рисунок 6 - Карта выявленных признаков нарушений
Рисунок 7 - Пример начала процесса зарастания участка сельскохозяйственных угодий
Рисунок 8 - Зарастание сельскохозяйственных угодий (по материалам спутниковой фотосъемки). Тот же участок, что и на предыдущей фотографии.
«Поэтому в проведении этих работ заинтересованы не только юридические лица, но и органы государственной власти и местного самоуправления».
«Для того, чтобы материалы почвенных обследований были точными, необходимо проводить сверку периодичностью не реже 1 раз в 25 лет, а корректировку имеющихся материалов — каждые 15 лет» [2].
К сожалению, основа, для текущих карт территории Республики Башкортостан, базируется на материалах «почвенных обследований 80-х годов прошлого века, при этом информация быстро стареет, в связи с усилением различных негативных воздействий на почвенный покров» [18].
Актуализация данных по обследованию почв появилась при корректировке Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» [2].
Исходя из вышеуказанного, в Республике Башкортостан в 2016 году были «начаты работы по обследованию почв, оцифровке и корректировке почвенных карт, формированию экспликаций почвенных разновидностей и угодий сельскохозяйственного назначения».
«На сегодняшний день работы выполнены на территории 34 муниципальных районов Республики Башкортостан, общей площадью 4900 тыс. га сельскохозяйственных земель» [2].
«Так, за период 2016-2017 годы за счет средств республиканского бюджета выполнены работы по почвенному обследованию, оцифровке и корректировке почвенных карт, формированию экспликаций почвенных разновидностей и угодий земельных участков сельскохозяйственного назначения в 13 районах республики», в том числе и в рассматриваемом мною Стерлитамакском районе [2].
«Работы были разделены на 2 этапа. При этом полевые обследования при почвенных изысканиях и выполнение лабораторных анализов (1 этап) выполнены в 2016 году, работы по корректировке почвенных карт (2 этап) выполнены в марте 2017 года. Работы по 1 этапу выполнены, по итогам выполнения 1 этапа работ оплата произведена в сумме 9940,0 тыс. руб.» [3].
В 2018 году выполнены аналогичные работы на территории 10 муниципальных районов республики. А в 2019 году на территории еще 11 муниципальных районов республики.
«Результатом выполненных работ является уточнение наименования почв, составление сводных таблиц морфологических признаков почв, результатов механического и агрохимического анализа, уточнение списка почв, составление авторского оригинала почвенной карты, осуществление оцифровки почвенных карт. Конечным результатом являются актуальные цифровые почвенные карты» [2].
Список источников
1. Полные тексты и аннотации Федеральных законов, Постановлений Правительства, нормативных актов Министерств и Ведомств // Журнал Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 3 (162). - с.98-118
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2019 году /Управление Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан — Уфа, 2020. — 233 с.
3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2016 году /Управление Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан — Уфа, 2017. - 220 с.
4. Assessment of the resource potential of agricultural land use for land management purposes. Varlamov A.A., Zhdanova R.V., Rasskazova A.A., Borodina O.B., Galchenko S.A. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. С. 012143.
5. Рассказова, А.А. Опыт управления земельными ресурсами в зарубежных странах/А.А. Рассказова//Итоги научных исследований сотрудников ГУЗа в 2001 году: Сб. научных трудов, Т.1.: Землеустройство, кадастры и земельное право. -М., 2001. -С. 320-326.
References
1. Full texts and annotations of Federal laws, Government Resolutions, regulations of Ministries and Departments // Journal of Property Relations in the Russian Federation. - 2015. -№ 3 (162). - pp.98-118
2. State (national) report on the state and use of land in the Republic of Bashkortostan in 2019 / Department of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography in the Republic of Bashkortostan — Ufa, 2020. — 233 p.
3. State (national) report on the state and use of land in the Republic of Bashkortostan in 2016 / Department of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography in the Republic of Bashkortostan — Ufa, 2017. - 220 p.
4. Assessment of the resource potential of agricultural land use for land management purposes. Varlamov A.A., Zhdanova R.V., Rasskazova A.A., Borodina O.B., Galchenko S.A. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. С. 012143.
5. Rasskazova, A.A. Experience of land management in foreign countries/A.A. Rasskazova// The results of scientific research of GAZ employees in 2001: Collection of scientific papers, Vol. 1.: Land management, cadastres and land law. -M., 2001. — pp. 320-326.
Для цитирования: Рассказова А.А., Жданова Р.В., Кузнецова С.Г., Рулева Н.П., Егизбаева Э.М. Оценка сельскохозяйственного землепользования на основе кадастровой и мониторинговой информации (на примере Стерлитамакского района Республики Башкортостан) // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-63/
© Рассказова А.А., Жданова Р.В., Кузнецова С.Г., Рулева Н.П., Егизбаева Э.М., 2022.
Московский экономический журнал, 2022, № 3.