Научная статья на тему 'ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амбарцумян Наталья Александровна, Аршинник Сергей Павлович

В рамках настоящего исследования было проведено психологическое тестирование обучающихся 5-х классов общеобразовательных организаций г. Краснодара с целью оценки уровня сформированности саморегуляции поведения обучающихся средних классов, а также связанных с ней других видов регулятивных универсальных учебных действий в контексте реализации домашних заданий по предмету «Физическая культура». Проведенное исследование позволило определить степень сформированности и особенности регулятивных универсальных учебных действий, связанных с планированием, прогнозированием, коррекцией, оценкой деятельности, а также компонентов саморегуляции поведения в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амбарцумян Наталья Александровна, Аршинник Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SELF-REGULATION OF BEHAVIOR OF MIDDLE SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT WORK ON PHYSICAL CULTURE

Within the framework of this study, psychological testing of 5th grade students of general education organizations in Krasnodar was conducted in order to assess the level of formation of self-regulation of behavior of middle-class students, as well as related other types of regulatory universal educational actions in the context of the implementation of homework on the subject "Physical Culture". The conducted research allowed to determine the degree of formation and features of regulatory universal educational actions related to planning, forecasting, correction, evaluation of activities, as well as components of selfregulation of behavior in adolescence.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

2. Биомеханические фазы выполнения горнолыжного поворота в симуляционном тренажере / Н.Д. Алексеева, А.А. Ивачев, А.Н. Зиновьев, А.А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 11-13.

3. Обучение технике катания на горных лыжах детей 4-8 лет в инструкторских службах / Н.Д. Алексеева, М.В. Давыдов, А.А. Ивачев, А.С. Смирнов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 7-12.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Filatov, A.O., Ivachev, A.A. and Zinoviev, A.N. (2019) "Methodology of selection of specially preparatory exercises when teaching the technique of skiing to children 7-10 years old in instructor departments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 8-12.

2. Alekseeva, N.D. Ivachev, A.A., Zinoviev, A.N. and Zinoviev, A.A. (2019) Biomechanical phases of performing a ski turn in a simulation simulator, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 11-13.

3. Alekseeva, N.D., Davydov, M.V., Ivachev, A.A. and Smirnov, A.S. (2020) "Teaching the technique of skiing for children 4-8 years old in instructor services", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 7-12.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2022

УДК 373

ОЦЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В рамках настоящего исследования было проведено психологическое тестирование обучающихся 5-х классов общеобразовательных организаций г. Краснодара с целью оценки уровня сформированности саморегуляции поведения обучающихся средних классов, а также связанных с ней других видов регулятивных универсальных учебных действий в контексте реализации домашних заданий по предмету «Физическая культура». Проведенное исследование позволило определить степень сформированности и особенности регулятивных универсальных учебных действий, связанных с планированием, прогнозированием, коррекцией, оценкой деятельности, а также компонентов саморегуляции поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: анкетирование, обучающиеся, саморегуляция поведения, самостоятельность, универсальные учебные действия, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p10-14

ASSESSMENT OF SELF-REGULATION OF BEHAVIOR OF MIDDLE SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT WORK ON PHYSICAL CULTURE

Natalia Alexandrovna Ambartsumyan, the senior teacher, Sergey Pavlovich Arshinnik, the

candidate ofpedagogical sciences, docent, The Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

Within the framework of this study, psychological testing of 5th grade students of general education organizations in Krasnodar was conducted in order to assess the level of formation of self-regulation

of behavior of middle-class students, as well as related other types of regulatory universal educational actions in the context of the implementation of homework on the subject "Physical Culture". The conducted research allowed to determine the degree of formation and features of regulatory universal educational actions related to planning, forecasting, correction, evaluation of activities, as well as components of self-regulation of behavior in adolescence.

Keywords: questionnaire, students, self-regulation of behavior, independence, universal educational activities, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями, прописанными в Федеральных государственных образовательных стандартах, обучающиеся должны овладеть метапредметными результатами, включающими освоение универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных) [7]. В контексте настоящего исследования целесообразно рассмотреть, насколько ученики среднего школьного возраста (5-х классов) овладели регулятивными универсальными учебными действиями, а также оценить уровень саморегуляции поведения обучающихся.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явились анализ и оценка уровня сформированности самостоятельности обучающихся средних классов, а также связанных с ней других видов регулятивных универсальных учебных действий в контексте реализации домашних заданий по предмету «Физическая культура». Поученная информация позволяет ответить на вопрос о возможности учащимися 5-х классов осуществления самостоятельной работы по физической культуре.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов научного исследования были использованы психологическое тестирование, а также методы математической статистики.

В исследовании были задействованы 85 обучающихся 5-х классов общеобразовательных организаций города Краснодара (47 мальчиков и 38 девочек).

В процессе исследования использовалась методика определения стиля саморегуляции поведения «Методика стиля саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко, 2015), позволяющая оценить степень овладения основными регулятивными универсальными учебными действиями, а также оценить уровень саморегуляции поведения обучающихся [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В последнее время в образовании все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся [5]. Не стал исключением и процесс физического воспитания, реализуемый, преимущественно, посредством общеобразовательного предмета «Физическая культура», рабочие программы которого содержат соответствующий компонент программы, именуемый «Самостоятельные занятия» [3,4,8]. Кроме того, научно-методические издания, и, прежде всего, «Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации...» нацеливают на формирование у обучающихся привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств [2]. Данные самостоятельные занятия у специалистов ассоциируются с выполнением домашних заданий по предмету «Физическая культура» [1]. При этом выполнение домашних заданий, прежде всего, сопряжено с умением планировать, прогнозировать и реализовывать самостоятельные занятия физической культурой, то есть осуществлять саморегуляцию своего поведения и проявлять соответствующие универсальные учебные действия (далее УУД), входящие в блок регулятивных УУД.

К сожалению, в настоящее время имеются фрагментарные сведения относительной использования данного вида самостоятельной работы у обучающихся. При этом в упомянутой выше «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура».»

указывается о несовершенстве механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности. По нашему мнению, во многом это обусловлено отсутствием соответствующих технологий и методик самоподготовки.

В контексте настоящего исследования также целесообразно уточнить, что входит в состав регулятивных универсальных учебных действий. Так, в блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка конкретной учебной (тренировочной) задачи; планирование, т. е. определение последовательности решений промежуточных задач с учётом конечного результата, а также составление плана и алгоритма действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сопоставления полученного результата с заданным эталоном; коррекция, т. е. внесение необходимых дополнений и изменений (корректив) в план; оценка, т. е. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Кроме того, в состав регулятивных УУД входят элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий и т. п. Все вышеперечисленные компоненты регулятивных УУД могут формироваться в процессе самостоятельной работы по физической культуре, в частности, при выполнении домашних заданий в формате комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств.

Для определения указанных компонентов нами было проведено соответствующее психологическое тестирование, результаты которого представлены в таблице.

Анализ полученных результатов, представленных в таблице, свидетельствует о том, что по всем исследуемым показателям между мальчиками и девочками подросткового возраста не выявлено достоверных отличий.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у подростков обоего пола наиболее сформированным показателем саморегуляции (по отношению к другим), является показатель «планирование». Полученные данные свидетельствует о том, что у мальчиков и девочек сформирована потребность осознанно планировать свою деятельность, при этом их планы достаточно реалистичны, действенны и детализированы. Таким образом, для обучающихся подросткового возраста характерно осознанно ставить и удерживать цель, при этом они способны адекватно осуществлять планирование своей деятельности.

Таблица - Оценка показателей сформированное™ саморегуляции поведения обучающихся (балл)_

Рез. мальчиков (п=47) Рез. девочек (п=38) Общие рез. (п=85)

По шкале «Планирование» 5,9±0,25 5,3±0,30 5,6±0,20

По шкале «Моделирование» 4,5±0,25 4,7±0,26 4,6±0,18

По шкале «Программирование» 5,2±0,27 5,4±0,29 5,3±0,19

По шкале «Оценивание результатов» 4,1±0,27 4,8±0,27 4,4±0,19

По шкале «Гибкость» (коррекция) 5,7±0,23 6,0±0,27 5,9±0,18

По шкале «Самостоятельность» 5,2±0,28 5,4±0,34 5,3±0,22

По шкале «Общий уровень саморегуляции» 26,6±0,66 26,6±0,89 26,6±0,53

Известно, что «моделирование» (создание модели) представляет собой разработку целей и процесс создания ситуаций и основных путей их достижения. В предлагаемой методике [6] параметр «моделирование» позволяет «...диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности». В результате исследования было установлено, что данный показатель находится на среднем уровне, поэтому для данных подростков характерна индивидуальная значимость представлений, степень осознанности, детализирования в процессе достижения целей.

По таким показателям саморегуляции, как «программирование» и «оценивание результатов» подростки также продемонстрировали средние результаты. Это свидетельствует о том, что представители данного возраста склонны адекватно строить процесс

достижения цели, реагировать на изменяющиеся события, а также успешно решать поставленные задачи. Вместе с тем, при возникновении трудностей, неудач в выполнении действий у них могут проявиться некоторые трудности в оценке своей деятельности и ее результатов. Установлено также, что по показателям «оценивания результатов» мальчики и девочки имеют наибольшие отличия в пользу последних.

Психологическое тестирование также позволило определить, что наиболее выраженными у подростков являются показатели «гибкости». По данному параметру мальчики и девочки продемонстрировали примерно одинаковые результаты, свидетельствующие о развитости данного компонента саморегуляции и способности перестраивать, вносить коррекцию при изменении внешних и внутренних условий.

Средний уровень показателей по шкале «самостоятельность» свидетельствует о том, что для младших подростков характерна независимость при планировании, принятии решений, организации своей деятельности, но, тем не менее, они склонны прибегать к помощи взрослого, прислушиваться к их рекомендациям, советам.

Установлено, что показатели общего уровня саморегуляции также соответствуют средним значениям, что в силу возрастных особенностей детей является нормальным. Детальный анализ рассматриваемого показателя свидетельствует о том, что обучающиеся подросткового возраста, с одной стороны, стремятся к осознанному самостоятельному решению поставленных задач, тщательному продумыванию плана действий, с другой, -склонны прибегать к помощи взрослого, прислушиваться к их советам. Данный факт позволяет говорить о возможности использования домашних заданий по предмету «Физическая культура» в части самостоятельного выполнения комплексов упражнений при небольшой посторонней помощи (например, родителей).

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности сфор-мированности регулятивных УУД и компонентов саморегуляции в подростковом возрасте. Установлено, что данные показатели находятся в пределах средних значений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время в образовательном процессе по физической культуре большое значение уделяется формированию регулятивных универсальных учебных действий, что находит отражение в необходимости совершенствования самостоятельной работы обучающихся;

- проведенное психологическое тестирование саморегуляции поведения подростков обоего пола (таких ее компонентов, как «планирование», «моделирование», «программирование», «оценивание», «гибкость», «самостоятельность») позволило определить, что они находятся в пределах средних значений;

- средний школьный возраст является допустимым для использования домашних заданий по предмету «Физическая культура» в части самостоятельного выполнения комплексов упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Технологии самостоятельной подготовки к испытаниям комплекса ГТО (обзор научной литературы) / Н.А. Амбарцумян, С.П. Аршинник, А.Л. Каракулин И.Т. Каракулина, В.И. Тхорев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. - Краснодар : КГУФКСТ, 2020. - Т. 22. - С. 1823.

2. Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации : Министерство просвещения Российской Федерации 30 декабря 2018 г. // ГАРАНТ : [сайт] - URL: https://base.garant.ru/72216348/ (дата обращения 20.04.2022).

3. Лях В.И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Лях. - 6-е

изд..- Москва : Просвещение, 2019. - 64 с.

4. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.П. Матвеев. - 3-е изд. - Моска Просвещение, 2014. - 63 с.

5. Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.А. Михайлов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 56-58.

6. Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бонда-ренко. - Москва : Когито-Центр, 2015. - 304 с.

7. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru//products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 20.04.2022.

8. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Физическая культура» / Институт стратегии и развития образования. - Москва, 2021. - URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizic heskaya_kultura_proekt_.htm (дата обращения 20.04.2022).

REFERENCES

1. Ambartsumyan N.A., Arshinnik S.P., Karakulin A.L., Karakulina I.T. and Thorev V.I. (2020), "Technologies of independent preparation for testing of the TRP complex (review of scientific literature)", Actual issues ofphysical culture and sports: Proceedings of the Research Institute of Problems of Physical Culture and Sports, Krasnodar, Vol. 22, pp. 18-23.

2. Ministry of Education of the Russian Federation (2018), "Concepts for teaching the subject "Physical Education" in educational institutions of the Russian Federation", December 30, 2018, available at: (date accessed 20.04.2022).

3. Lyakh V.I. (2014), Physical education. Working programs for 1-4 classes, Subject line of textbooks, Education, Moscow.

4. Matveev A.P. (2014), Physical education, Working programsfor 1 -4 classes, Subject line of textbooks, Education, Moscow.

5. Matveev A.P., Karpov V.Y., Eremin M.V. and Mikhailov A.A. (2018), "Independent classes of younger schoolchildren in physical culture as an additional form of mastering the basics of program material", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 56-58.

6. Morosanova V.I. and Bondarenko I.N. (2015), Diagnostics of human self-regulation, Kogito-Center, Moscow.

7. Ministry of Education of the Russian Federation (2021), "On approval of the Federal State standard of basic general education", Order of the dated May 31, 2021 No. 287, available at: https://www.garant.ru//products/ipo/prime/doc/401333920 / (date accessed 20.04.2022).

8. Institute for Education Strategy and Development (2021), Approximate work program of basic general education of the subject "Physical culture", Moscow, available at : https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizic heskaya_kultura_proekt_.htm (date accessed 20.04.2022).

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Елена Сергеевна Анистратова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Людмила Борисов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.