Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РОЛИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

ОЦЕНКА РОЛИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТСМЕН / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕСС-ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синюшкина Снежана Дмитриевна, Меркеева Екатерина Олеговна

Введение. Выделяется ряд стресс-факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние спортсменов в период участия в соревнованиях. Их изучение необходимо для правильной организации психологической подготовки спортсмена. Цель исследования: выявить наиболее значимые для спортсменов стресс-факторы. Методика. В ходе работы было проведено онлайн-анкетирование по методикам Фрестера «Стресс-симптом - тест» и Реана «Мотивация успеха и боязни неудач», в котором приняли участие 121 спортсмен - участники студенческих команд в различных видах спорта. Результаты и их обсуждение. По результатам опроса определены стрессовые факторы, которым спортсмены поставили наибольшие баллы по методике. Проанализирована мотивация респондентов. Предположено, как можно использовать данные исследования на практике. Выводы. Определение наиболее значимых стресс-факторов позволит пересмотреть процесс психологической подготовки спортсменов для повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STRESS FACTORS’ ROLE FOR THE ORGANIZATION OF SPORTSMEN’S PSYCHOLOGICAL TRAINING

Introduction. There are a large number of stress factors that can have a negative impact on the sportsmen’s condition during the competitions. Stress factors’ research is necessary for the correct organization of sportsmen’s psychological training. The purpose of the study was the identification of the most significant stress factors for sportsmen. The methodology. An online questionnaire was conducted using the methods «Stress symptom test» and «Motivation for success and fear of failure». 121 sportsmen, who are participants of student teams in various sports, took part in the survey. Research results and discussion. The stress factors that sportsmen gave the highest scores according to the method were determined. The respondents’ motivation was analyzed. It is suggested how the data can be used in practice. Conclusions. Identifying the most significant stress factors will allow reviewing the process of sportsmen’s psychological training to improve its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РОЛИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

В ходе анализа на всей выборке испытуемых были установлены на 5% уровне значимости отрицательные связи между показателями самооценки здоровья и выраженности таких механизмов психологической защиты, как регрессия (г=-0,296; р<0,05) и компенсация (г=-0,261; р<0,05).

Таким образом, при низкой оценке состояния собственного здоровья у молодых людей наблюдается использование с целью преодоления негативных переживаний, как детских, незрелых форм поведения, так и более зрелых стратегий, - ими предпринимаются попытки найти подходящую замену недостатку, нестерпимому чувству другим качеством или достижениями высоких результатов в другой области. При высокой самооценке здоровья юноши и девушки в меньшей степени склонны к таким защитным реакциям.

Можно также предположить, что использование данных механизмов психологической защиты в большей степени отражается на самооценке здоровья.

В качестве тенденции следует отметить положительную связь ценности здоровья и механизма психологической защиты «отрицание» (г=0,214; р<0,05). Таким образом, в юношеском возрасте ценность здоровья в большей степени сочетается с невосприимчивостью к поступающей извне информации, угрожающей самоуважению, самосохранению или принятию другими людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, по данным проведенного исследования для молодых людей здоровье представляет большую ценность. Высоко оценивая состояние собственного здоровья, они отмечают наличие некоторых проблем со здоровьем. В стрессовых ситуациях у них чаще всего задействован механизм психологической защиты «проекция», проявляющийся в снижении тревоги, принятии себя на фоне приписывания окружающим собственных негативных качеств, мыслей или чувств. Помимо этого, выявлены устойчивые отрицательные связи между оценкой состояния собственного здоровья и использованием таких защит, как регрессия и компенсация. Низкая оценка молодыми людьми состояния собственного здоровья сочетается с использованием с целью преодоления негативных переживаний незрелых, детских форм поведения, а также попытками найти подходящую замену недостатку, невыносимому чувству другим качеством или достижениями высоких показателей в другой области. Полученные в ходе исследования результаты расширяют представление о взаимосвязи механизмов психологической защиты и отношения к собственному здоровью в юношеском возрасте и требуют дальнейшего всестороннего изучения.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.11.2020

УДК 159.9.07

ОЦЕНКА РОЛИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Снежана Дмитриевна Синюшкина, студент, Екатерина Олеговна Меркеева, преподаватель; Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Выделяется ряд стресс-факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние спортсменов в период участия в соревнованиях. Их изучение необходимо для правильной организации психологической подготовки спортсмена. Цель исследования: выявить наиболее значимые для спортсменов стресс-факторы. Методика. В ходе работы было проведено онлайн-анкетирование по методикам Фрестера «Стресс-симптом - тест» и Реана «Мотивация успе-

ха и боязни неудач», в котором приняли участие 121 спортсмен - участники студенческих команд в различных видах спорта. Результаты и их обсуждение. По результатам опроса определены стрессовые факторы, которым спортсмены поставили наибольшие баллы по методике. Проанализирована мотивация респондентов. Предположено, как можно использовать данные исследования на практике. Выводы. Определение наиболее значимых стресс-факторов позволит пересмотреть процесс психологической подготовки спортсменов для повышения его эффективности.

Ключевые слова: спорт, спортсмен, психологическая подготовка, стресс-факторы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p644-648

ASSESSMENT OF THE STRESS FACTORS' ROLE FOR THE ORGANIZATION OF SPORTSMEN'S PSYCHOLOGICAL TRAINING

Snezhana Dmitrievna Sinyushkina, the student, Ekaterina Olegovna Merkeeva, the teacher;

Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod

Abstract

Introduction. There are a large number of stress factors that can have a negative impact on the sportsmen's condition during the competitions. Stress factors' research is necessary for the correct organization of sportsmen's psychological training. The purpose of the study was the identification of the most significant stress factors for sportsmen. The methodology. An online questionnaire was conducted using the methods «Stress symptom test» and «Motivation for success and fear of failure». 121 sportsmen, who are participants of student teams in various sports, took part in the survey. Research results and discussion. The stress factors that sportsmen gave the highest scores according to the method were determined. The respondents' motivation was analyzed. It is suggested how the data can be used in practice. Conclusions. Identifying the most significant stress factors will allow reviewing the process of sportsmen's psychological training to improve its effectiveness.

Keywords: sport, sportsmen, psychological training, stress factors.

ВВЕДЕНИЕ

Успешное выступление спортсмена на соревновании зависит не только от уровня его физических способностей и технических навыков, но и психологической подготовки. Для поддержания хорошего соревновательного уровня спортсмен должен обращать внимание не только на оптимальное физическое состояние, но и на рациональное использование нервно-психических резервов [1]. Спорт является высоко стрессовым видом деятельности, поэтому изучение этой проблемы является актуальным.

Спортсмену для достижения высокого результата необходимо уметь психологически настраивать себя на соревновательную деятельность и уметь преодолевать множество стрессовых факторов. Под стресс-факторами в спорте понимают совокупность воздействий, воспринимающихся спортсменом как чрезмерные требования, создающую угрозу его самооценке и вызывающую тревогу [2].

Наиболее распространенные стресс-факторы в спорте можно разделить на две основные группы [3]:

• предсоревновательные - предшествующие плохие результаты, завышенные требования к себе, конфликт с тренером или командой;

• соревновательные - неудачи на старте, необъективное судейство, отсрочка старта, плохое физическое самочувствие и/или психическое состояние, неожиданно высокие результаты соперника.

Стрессовые факторы могут быть как внешней (например, длительный переезд к месту соревнований, завышенные требования со стороны тренера, высокие позиции главного соперника), так и внутренней (например, повышенное волнение, предыдущие неудачи) направленности.

Во время подготовки спортсмена к соревнованию необходимо уделять большое внимание психологической составляющей. Она должна быть направлена на воспитание

воли и развитие саморегуляции, формирование умения держать в себя в руках и противостоять множеству стрессовых факторов для достижения максимально высокого результата.

МЕТОДИКА

В ходе работы использовался опросник Фрестера «Стресс-симптом - тест», в рамках которого респондентам предлагалось по 9-бальной шкале оценить степень влияния ряда стресс-факторов на их психическое состояние во время соревнований. Методика выбрана с целью выявления стресс-факторов, наиболее распространенных среди спортсменов и оказывающих наибольшее влияние на них.

Также участникам опроса было предложено пройти тест-опросник Реана «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи». Данный тест-опросник был выбран исходя из предположения о том, что спортсмены с мотивацией успеха более устойчивы к действию стресс-факторов.

Респондентам было предложено пройти данные методики в рамках онлайн-анкетирования с помощью ресурса «Яндекс.Формы». В опросе приняли участие 121 спортсмен - участники студенческих команд в различных видах спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Респондентам для начала было предложено указать, сколько времени они занимаются спортом, а также ответить на вводный вопрос «Как Вы настраиваетесь на соревнование?». 37,5% участников опроса выбрали ответ «настраиваю себя на положительный результат», 21% - «предпочитаю тренироваться до последней возможности» и лишь 1,6% - «настраиваю себя на самое худшее, чтобы потом не было так обидно». На основании этого можно предположить, что большинство опрошенных спортсменов имеют неплохой уровень развития психологической подготовки и самоконтроля.

При анализе результатов опросника Фрестера «Стресс-симптом - тест» выявлено, что наиболее сильное влияние на спортсменов оказывают такие факторы, как «конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье» (максимальный балл поставили 6,6%) и «необъективное судейство» (максимальный балл - 9,9%), которые соответственно 19,8% и 17,4% респондентов оценили по шкале как «7».

Говоря о «необъективном судействе», стоит обратить внимание на то, что в ряде случае этот стресс-фактор действительно имеет место быть, тогда спортсмен должен научиться справляться с несправедливостью и, не обращая внимания на нее, продолжать выкладываться на максимум для достижения высших результатов. С другой стороны, относительно высокие баллы по этому стресс-фактору могут быть обусловлены завышенным мнением спортсмена о себе. Здесь важно в ходе психологической подготовки спортсмена к соревнованию способствовать формированию у него адекватной и соответствующей действительности самооценки.

Стоит выделить факторы «предшествующие плохие тренировки и низкие соревновательные результаты» и «повышенное волнение, плохой сон за день или несколько дней до соревнования» - оценили как «5» 23,1% и 13,2% соответственно, как «9» - 5,8%; «упреки тренера, товарищей во время выступления» и «чрезмерная напряженность на старте» оценили как «6» 17,4% и 15,7% соответственно, как «9» - 7,4% и 5,8%.

Рассмотрим такие факторы как «конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье» и «упреки тренера, товарищей во время выступления». Для продуктивной тренировки между спортсменом и тренером должны быть установлены доверительные отношения. Так как в опросе участвовали представители командных видов спорта, то напряженные отношения между участниками команды тоже получили относительно высокие баллы по шкале стресс-симптомов. Нужно уделять внимание проведению психологических тренингов и профилактических бесед между участниками команды, а также

между тренером и спортсменом, чтобы установить максимально благоприятную обстановку.

Анализируя факторы «повышенное волнение, плохой сон перед соревнованием» и «чрезмерная напряженность на старте», стоит упомянуть психосоматику, изучающую влияние психологических факторов на соматические заболевания и физические состояния. Подобные стресс-факторы могут быть обусловлены недостаточной психологической готовностью спортсмена. Излишняя тревожность, неумение взять себя в руки и сосредоточиться могут помешать спортсмену добиться высоких результатов.

Все остальные предложенные стресс-симптомы большая часть участников оценила как «1». Таким образом, то, что большинство внешних факторов - результаты соперников, плохое оснащение соревнований, отсрочка их начала, помехи во время выступлений, негативные реакции зрителей - спортсмены считают не особо значимыми, может говорить о достойном уровне их психологической подготовки.

Низкие баллы стресс-симптомов, связанных с результатами соперников, можно объяснить особенностями студенческого спорта. Спортсмен в студенческих соревнованиях выступает на различных вузовских площадках, сталкиваясь каждый раз с разными соперниками. Кроме того, спортсмены в студенческом спорте - представители вуза, которые с каждым годом меняются в связи с выпуском одних студентов и поступлением других. Поэтому, в отличие от взрослого профессионального спорта, здесь не наблюдается, например, четкого выделения фаворитов, и результаты соперников в студенческом спорте не так значимы.

Величина коэффициента корреляции между средними значениями баллов стресс-симптомов и временем занятия респондентов спортом составила -0,234 - слабая отрицательная корреляция. То есть зависимость «чем дольше участник занимается спортом, тем меньше его показатели стресс-факторов» проявляется слабо. Это можно объяснить так: даже за небольшой срок занятия спортом психологическая готовность к соревнованиям может быть на высоком уровне, если спортсмен изначально будет уделять ей большое внимание.

При психологической подготовке спортсменов важно формировать у них правильную мотивационную сферу. В ранее проведенном нами исследовании [4] было выявлено, что спортсмены с преобладанием непосредственных мотивов занятий спортом имеют высокий уровень самоконтроля - они продолжали активные тренировки (5-6 раз в неделю) несмотря на введение режима самоизоляции в период пандемии. Именно они имеют также и наиболее высокие спортивные результаты - являются победителями и призерами международных соревнований.

При анализе результатов опросника Реана «Мотивация успеха и боязни неудачи» было определено, что 84% опрошенных имеют выраженную мотивацию успеха. Остальной процент респондентов не имеет ярко выраженного мотивационного полюса, но они скорее всего тяготеют также к мотивации успеха. Личности с такой мотивацией ставят перед собой достижимые цели, ищут способы преодоления препятствий. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависят от внешних факторов. Спортсмены с мотивацией успеха более устойчивы в плане психологической готовности к действию стрессовых факторов и могут достигнуть больших результатов. Если вернуться к результатам опросника Фрестера, то стоит указать, что 77% опрошенных имеют средний балл по шкале стресс-симптомов меньше 5, что также указывает на выраженную психологическую стрессовую устойчивость спортсменов.

ВЫВОДЫ

В ходе работы по результатам онлайн-анкетирования был выявлен ряд основных стресс-факторов, оказывающих наибольшее влияние на спортсменов. Рассмотрены возможные причины преобладания данных факторов и соответствующие моменты, которые

необходимо учитывать в ходе психологической подготовки спортсменов, чтобы снизить негативное действие стрессовых факторов на успех соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Динамика предсоревновательных состояний спортсменов баскетболистов (на примере студенческого спорта) / И.В. Бочарин, М.С. Гурьянов, А.В. Зарипова, К.В. Малышев // Вопросы педагогики. - 2020. - № 10-1. - С. 22-26.

2. Нугманов Д.Г. Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты) / Д.Г. Нугманов // Акмеология. - 2019. - № 1 (69). - С. 48-54.

3. Салькова Н.А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям / Н.А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2018. - Т. 3, № 2. - С. 85-90.

4. Синюшкина С. Д. Исследование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности спортсменов в условиях режима самоизоляции в период пандемии / С.Д. Синюшкина, Е.О. Меркеева // Экономика и менеджмент в XXI веке: информационные технологии, биотехнологии, физкультура и спорт : сборник научных статей по итогам работы IV международного круглого стола. - Москва : Конверт, 2020. - С. 107-109.

REFERENCES

1. Bocharin, I.V., Guryanov, M.S., Zaripova, A.V. and Malyshev, K.V. (2020), "Dynamics of pre-competitive mental states of basketball players (on the example of student sports)", Questions of pedagogy, No. 10-1, pp. 22-26.

2. Nugmanov, D.G. (2019), "Study of stress reactions and external factors of stress in sporting activities (theoretical and practical aspects)", Acmeology, No. 1 (69), pp. 48-54.

3. Salkova, N.A. (2018), "The importance of psychological preparation of athletes for competitions", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 3, No. 2, pp. 85-90.

4. Sinyushkina, S.D. and Merkeeva, E.O. (2020), "Studying of motivation for physical culture and health activities of athletes in the conditions of self-isolation during the pandemic", Economics and management in the XXI century: information technologies, biotechnologies, physical culture and sport, collection of scientific articles on the results of the IV international panel discussion, Moscow, pp. 107-109.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.11.2020

УДК 159.9.075

ПРОБЛЕМА АУТОАГРЕССИИ ЧЕЛОВЕКА

Ольга Ивановна Сочивко, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

Детерминанты аутоагрессивного поведения и суицидального риска носят структурно личностный характер. Это означает, что не существует каких-то отдельных причин, вдруг толкающих человека на аутоагрессивные действия или самоубийство. Этим деяниям предшествует системная перестройка личности. В статье представлены результаты исследования группы испытуемых, приблизительно уравненных по возрасту и половым признакам с некоторым преобладанием женщин. В группу № 1 включены курсанты, в группу № 2 включены пациенты психиатрической больницы. Суицидальному риску подвержены обе исследовательские группы. Сделан вывод о том, что структура межличностного общения курсантов, в отличие от пациентов психиатрической больницы, находящихся на лечении, больше ориентирована на включение в общение и получение соответствующего удовлетворения. Статистически значимые различия отмечены по таким шкалам измерения защитного поведения как: «подавление» и «интеллектуализация». По шкале «Отраженное самоотношение» статистически значимое различие у курсантов, что говорит о том, что они ожидают к себе лучшего отношения со стороны окружающих, большего понимания себя, чем лица, находя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.