Научная статья на тему 'Оценка рисков в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001:2015 на примере нововоронежской АЭС'

Оценка рисков в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001:2015 на примере нововоронежской АЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1735
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система экологического менеджмента / экологический аспект / экологические цели организации / управление рисками / риск-ориентированная организация / оценка рисков / воздействие на риск / environmental management system / envi- ronmental aspect / environmental objectives of the organiza- tion / risk management / risk-oriented organization / risk as- sessment / impact on the risk

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Демьяненко

Одним из основных изменений в новой версии стандарта ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» (ГОСТ Р ИСО 14001—2016) явилось требование о необходимости выявления рисков, которые должны быть учтены при функционировании системы экологического менеджмента, для обеспечения того, чтобы система приносила желаемые результаты, а вероятность нежелательных воздействий была устранена или минимизирована. Руководствуясь требованиями стандарта ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001—2016), стандартами по менеджменту риска ISO серии 31000 разработана процедура по идентификации рисков, их оценке и дальнейшему воздействию на риск с целью минимизации его последствий. На примере Нововоронежской АЭС выполнена оценка рисков комбинированным методом (метод «мозгового штурма» и метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов). Проведены расчеты приоритетного числа риска для определения уровня риска и принятия дальнейших действий по управлению этими рисками (например, избежание риска, изменение последствий риска, устранение его причины и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. В. Демьяненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK ASSESSMENT IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE ISO 14001:2016 IN THE STUDY OF THE NOVOVORONEZH NPP

One of the main changes in the new revision of the ISO14001 “Environmental Management Systems. Requirements and application manual” (GOST R ISO 14001—2016), is a requirement to identify the risks that must be taken into account in the functioning of the environmental management system, to ensure that the system produces the desired results and that the probability of undesirable effects is eliminated or minimized. The procedure has been developed to identify the risks, to make the assessment and to perform further influence on the risks in order to minimize their consequences according to the requirements of the ISO 14001 2015 (GOST R ISO 14001—2016), the ISO 31000 risk management standards. In the study of the Novovoronezh NPP, the risk assessment was carried out with a combined method (the 'brainstorming' method and the method of the analysis of the types and consequences of potential defects). The calculations were made for the priority number of risk to determine the level of risk and taking further activities to manage these risks (i.e., avoiding the risk, changing the consequences of the risk, eliminating its causes, etc.).

Текст научной работы на тему «Оценка рисков в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001:2015 на примере нововоронежской АЭС»

УДК 5G2.35

ОЦЕНКА РИСКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА ISO 14001:2015 НА ПРИМЕРЕ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС

М. В. Демьяненко, главный специалист, Департамент радиационной безопасности, экологии и охраны труда АО «Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций» (АО «ВНИИАС»), mvdemyanenko@vniiaes.ru, Москва, Россия

Одним из основных изменений в новой версии стандарта ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» (ГОСТ Р ИСО 14001—2016) явилось требование о необходимости выявления рисков, которые должны быть учтены при функционировании системы экологического менеджмента, для обеспечения того, чтобы система приносила желаемые результаты, а вероятность нежелательных воздействий была устранена или минимизирована. Руководствуясь требованиями стандарта ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001—2016), стандартами по менеджменту риска ISO серии 31000 разработана процедура по идентификации рисков, их оценке и дальнейшему воздействию на риск с целью минимизации его последствий.

На примере Нововоронежской АЭС выполнена оценка рисков комбинированным методом (метод «мозгового штурма» и метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов). Проведены расчеты приоритетного числа риска для определения уровня риска и принятия дальнейших действий по управлению этими рисками (например, избежание риска, изменение последствий риска, устранение его причины и т. д.).

One of the main changes in the new revision of the ISO 14001 "Environmental Management Systems. Requirements and application manual" (GOST R ISO 14001—2016), is a requirement to identify the risks that must be taken into account in the functioning of the environmental management system, to ensure that the system produces the desired results and that the probability of undesirable effects is eliminated or minimized. The procedure has been developed to identify the risks, to make the assessment and to perform further influence on the risks in order to minimize their conse-uences according to the requirements ofthe ISO 14001 2015 GOST R ISO 14001—2016), the ISO 31000 risk management standards.

In the study of the Novovoronezh NPP, the risk assessment was carried out with a combined method (the 'brain-storming' method and the method of the analysis of the types and consequences of potential defects). The calculations were made for the priority number of risk to determine the level of risk and taking further activities to manage these risks (i.e., avoiding the risk, changing the consequences of the risk, eliminating its causes, etc.).

Ключевые слова: система экологического менеджмента, экологический аспект, экологические цели организации, управление рисками, риск-ориентированная организация, оценка рисков, воздействие на риск.

Keywords: environmental management system, environmental aspect, environmental objectives of the organization, risk management, risk-oriented organization, risk assessment, impact on the risk.

В 2015 году Международная организация по стандартизации выпустила новую версию стандарта ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. Новый формат стандарта отличается стандартизированным текстом, структурой, основными определениями, что позволяет организациям, внедряющим сразу несколько систем менеджмента, достигнуть лучшей интеграции и более простого внедрения. Национальный стандарт, идентичный международному стандарту, подготовлен и утвержден в 2016 году (ГОСТ Р ИСО 14001—2016 взамен ГОСТ Р ИСО 14001—2007).

Одним из основных изменений в стандарте стала направленность организаций на «риск-ориентированный подход», т. е. появилось требование о необходимости выявления рисков, которые должны быть учтены при функционировании системы менеджмента, для обеспечения того чтобы системы менеджмента приносили желаемые результаты, а вероятность нежелательных воздействий была устранена или минимизирована, непрерывное улучшение достигнуто.

В соответствии с требованиями стандарта ISO 14001 риск — это влияние неопределенности. Поэтому организация должна определить риски, относящиеся к экологическим аспектам, принятым обязательствам, внешним и внутренним факторам, потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.

Схематично «риск-ориентированный подход» представлен на рис. 1.

В дальнейшем организация должна определить потенциальные аварийные и другие нештатные ситуации, включая те, которые могут иметь экологическое воздействие, затем разработать мероприятия для предотвращения или уменьшения нежелательного воздействия на окружающую среду.

Основные принципы и методы менеджмента риска представлены в стандартах серии ISO 31000 (аналог ГОС Р ИСО 31000). На рис. 2 изображен процесс риск менеджмента.

Руководствуясь требованиями стандарта ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001—2016) и используя стандарты по менеджменту риска ISO серии 31000, а также имеющиеся документы по управлению рисками на Нововоронежской АЭС разработана процедура по идентификации рисков, их оценке и д альнейшему воздействию на риск с ц елью минимизации его последствий.

Рис. 1. Схема применения риск-ориентированного подхода

Рис. 2. Процесс риск менеджмента (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ Р ИСО 31000—2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство)

Идентификация риска. Определены внешние и внутренние факторы Нововоронежской АЭС. К внешним факторам относятся: 1) социальная, культурная, политическая, правовая среда на международном, национальном, региональном и м ест-ном уровне; 2) финансово-экономические факторы рынка продукции и услуг, которые связаны с производством электрической энергии; 3) жалобы и/или претензии от внешних заинтересованных лиц; 4) факторы природной среды района размещения АЭС.

К внутренним факторам относятся: 1) управление, организационная структура, роли и обя-

занности; 2) политики, цели и стратегии, необходимые для достижения этих целей; 3) ресурсы (трудовые, технические, финансовые, материальные, информационные) и знания; 4) информационные системы, информационные потоки; 5) взаимосвязи между подразделениями; 6) культура безопасности; 7) документация Нововоронежской АЭС и др.

Определены заинтересованные стороны Нововоронежской АЭС и их потребности, представленные в табл. 1.

Идентификация риска — процесс определения элементов риска и составление Перечня с

описанием каждого из элементов риска. Идентификация риска проводится с учетом всех этапов жизненного цикла производства электрической и тепловой энергии и на основании «Перечня ключевых рисков ОАО «Концерн Росэнергоатом» и их владельцев» (приказ ОАО «Концерн Росэнергоатом» № 9/8-П от 12.01.2015). Включает в себя идентификацию причин и источников возможных событий (опасностей), последствий риска, которые могут оказать существенное воздействие на достижение экологических целей Нововоронежской АЭС.

Идентификация некоторых рисков на примере реакторного цеха — 6 (далее — РЦ-6) и отдела мобилизационной подготовки (далее — ОМП) приведена в табл. 2.

Оценка рисков. Цель оценки риска — выявить опасности, последствия воздействия риска и определить уровень риска для обоснования управленческих решений по минимизации уровня риска.

Количественная оценка риска разработана по методологии БМЕЛ (анализ причин и последствий отказов, применяемый в менеджменте качества) с использованием ГОСТ Р 51814.2—2001 (Система качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов) и методом «мозгового штурма». В процессе оценки выявляются риски, оказывающие значительные воздействия на окружающую среду. При этом рассматриваются зависимости риска тяжести возможного ущерба и вероятности нанесения такого ущерба (частоты и продолжи-

тельности воздействия опасности, вероятности возникновения опасной ситуации, возможности исключения или ограничения ущерба.

При определении уровня риска в первую очередь учитывается его приоритетность (с учетом специфики Нововоронежской АЭС) и значимость потенциального воздействия на окружающую среду в случае нарушения процесса.

В соответствии со схемой оценки определяется численное значение приоритетного числа риска (далее — ПЧР) и критериев его составляющих.

Полученные сведения дают с экологических позиций представления об отдельных проблемах Нововоронежской АЭС с учетом требований охраны окружающей среды. Подобный подход позволяет установить «зону повышенного внимания».

Критические риски (ПЧР > 38) являются свидетельством чрезвычайной ситуации и требуют неме дленного решения.

Приоритетное число риска определяется по формуле:

ПЧР = (8) х (О) х (Б), (1)

где (8) — критерий значимости последствий (табл. 3); (О) — критерий возникновения опасности (табл. 4); (Б) — критерий обнаружения опасности (табл. 5).

Ранжирование уровня риска и воздействия на окружающую среду по ПЧР (табл. 6) позволяет перейти от балльных оценок к качественным оценкам.

Таблица 1

Потребности и ожидания заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Потребности и ожидания

Заказчик Качество, цена и своевременность поставки продукции в соответствии с условиями Договора

Акционеры Устойчивая рентабельность, прозрачность

Поставщики/подрядные организации Взаимные выгоды, уступки, своевременность оплаты услуг, продукции

Население Низкая цена на электрическую энергию, информированность о безопасности АЭС и т. д.

Администрация города Налоги, безопасность, взаимные выгоды

Общественные организации Защита окружающей среды, выполнение законодательных и нормативных требований

Надзорные органы Защита окружающей среды, этичное поведение выполнение законодательных и нормативных требований

Персонал станции Хорошие условия труда, гарантия занятости нематериальные поощрения и денежные вознаграждения

Идентификация некоторых рисков на примере РЦ-6 и ОМП

Элемент деятельности Возможное событие (опасность) Наименование риска Последствия риска Причина его возникновения ПЧР Уровеньриска (цветовая индикация)

РЦ-6

Эксплуатация оборудования и трубопроводов первого контура в реакторном и вспомогательном реакторном зданиях Разуплотнение трубопроводов Риск выбросов РВ 1) Залповый выброс радионуклидов в атмосферу 2) Внеплановый останов РУ 3) Превышение установленных ПДВ радионуклидов 4) Наложение административного воздействия на юр. лицо (АО «Концерн Росэнергоатом») Износ/Дефект трубопроводов 6 = 3-1-2 Минимальный (зеленый цвет)

Износ/Дефект оборудования 6 = 3-1-2 Минимальный (зеленый цвет)

Организация сквозного контроля соблюдения требований раздела «Охрана окружающей среды» проектов производства работ (ППР) в части обращения с отходами производства и потребления Загрязнение почвы отходами производства и потребления Риск нарушения за-конода-тельных требований 1) Превышение нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение; 2) Образование сверхнормативной платы за негативное воздействие на ОС из прибыли АО «Концерн Росэнергоатом» (не предусмотренной сметой доходов и расходов) Отсутствие требований природоохранного законодательства РФ в тех. задании, ППР/ПОР 8 = 2-2-2 Потенциальный (желтый цвет)

Несвоевременное планирование образования отходов производства и потребления 12 = 2-2-3

Несоблюдение требований природоохранного законодательства РФ в части обращения с отходами 8 = 2-2-2

Недостаточный контроль за обращением с отходами производства 12=2-2-3

Недостаточный контроль состояния закрепленной территории 12=2-2-3

ОМП

Поддержание в состоянии постоянной готовности к приему укрываемых защитных сооружений ГО НВАЭС Выход из строя резервных источников электроснабжения Риск не-своевременного реагирования на ЧС 1) Останов блока 2) Переход от инцидента к аварии (т. е. более серьезные последствия) Недостаточный контроль за исправным состоянием резервных источников электроснабжения 30 = 5-2-3 Нежелательный (розовый цвет)

Организация обучения персонала АС способам защиты и действиям в ЧС и в военное время Неправильные действия персонала в ЧС и в военное время Риск не-своевременного реагирования на ЧС 1) Останов блока 2) Переход от инцидента к аварии (т. е. более серьезные последствия) Ошибочные д ействия персонала 18 = 3-2-3 Потенциальный (желтый цвет)

Критерии оценки значимости последствий, 8

Воздействие на окружающую среду Критерии значимости последствий Балльная оценка

Не ощутимо Не повлияет значимо на ОС — незначительное превышение нормативов качества ОС 1

Среднее Воздействие в районе источника — превышение нормативов качества ОС; — возможность увеличения затрат 2—3

Экстремально высокая (критический) Ведет к невозможности деятельности предприятия: — продолжительное воздействие; — жалобы населения, уголовная и административная ответственность 4—5

Таблица 4

Критерии оценки возникновения опасности, О

Вероятность возникновения Критерии возникновения опасности Балльная оценка

Очень малая Практически невероятно возникновение условий 1

Низкая Условия возникают в отдельных случаях 2

Средняя Условия м огут реально возникнуть, почти случившееся событие — нежелательное событие, которое м огло бы произойти, но не произошло из-за того, что эти недостатки/ошибки были во время обнаружены, устранены или прерваны 3

Высокая Событие низкого уровня — нежелательное событие с отсутствием и/или с м инимальными негативными последствиями, которое не достигает порога значимого и не подлежащее учету и расследованию 4

Почти наверняка Выявленное несоответствие, предписание 5

Таблица 5

Критерии оценки обнаружения опасности, Б

Возможность обнаружения Критерии выявляемости Балльная оценка

Почти наверняка Существующие способы контроля позволяют выявить возникшую ситуацию практически немедленно. Реагирование может быть осуществлено незамедлительно 1

Высокая Высокая возможность обнаружения условий возникновения риска. Быстрая реакция возможна 2

Средняя (условия могут реально возникнуть) Средняя возможность обнаружения условий возникновения риска. Требуется некоторое время на реагирование 3

Маловероятно Низкая возможность обнаружения условий возникновения риска. Быстрая реакция невозможна 4

Невероятно Условия возникновения риска в приемлемый период времени выявлены не будут. Быстрая реакция невозможна 5

Таблица 6

Уровни риска

Уровень риска ПЧР Необходимые меры Цветовая индикация

Недопустимый Нежелательный Потенциальный риск Минимальный риск > 38 20—38 7—19 1—6 Особые меры Программа мероприятий Инструкция/Инструктаж/Мероприятия Не требуется специальных мероприятий Красный цвет Розовый цвет Желтый цвет Зеленый цвет

После подсчета ПЧР определяется соответствующий уровень риска и необходимость разработки мероприятий для снижения уровня до приемлемого.

Расчет ПЧР некоторых рисков на примере РЦ-6 и ОМП приведен в табл. 2.

Воздействие на риск. В результате проведен -ной оценки рисков в подразделениях составляется общий Перечень рисков Нововоронежской АЭС, в котором риски ранжируются по их уровню в соответствии с табл. 6.

Оценка риска может привести к решению не воздействовать на риск каким-либо иным образом кроме поддержания существующих средств управ-

ления или к решению о разработке специальных мероприятий по минимизации уровня риска.

Варианты воздействия на риск могут включать: избежание риска посредством не начинать или не продолжать деятельность, в результате которой возникает риск; устранение причин возникновения риска; изменение последствий риска; разделение риска с заинтересованной (-ыми) стороной (-ами) или передача риска, например страховой компании; осознанное удержание риска, например, расчет экологического ущерба вследствие определенного вида деятельности и возможность его покрытия за счет собственных средств; и др.

Элемент деятельности Наименование риска Экологическая цель Наименование мероприятий Источник финансирования Сроки выполнения

РЦ-6

Организация сквозного контроля соблюдения требований раздела «Охрана окружающей среды» проектов производства работ (ППР) в части обращения с отходами производства и потребления Риск нарушения законодатель-ных требований Соблюдение нормативов образования отходов производства и потребления подразделения в РЦ-6 Ежегодное планирование объемов образования отходов Не требуется до 10 апреля на следующий год

Контроль внесения требований природоохранного законодательства РФ, НД и ПТД, действующих на НВ АЭС в области охраны окружающей среды, экологической политики Нововоронежской АЭС (включенной в Сборник политик № 90-АЭС) в ТЗ, ППР/ПОР при разработке ТЗ при согласовании ППР

Контроль выполнения ПО требований ППР/ПОР при проведении работ

ОМП

Поддержание в состоянии постоянной готовности к приему укрываемых защитных сооружений ГО НВАЭС Риск не-своевременного реагирования на ЧС Обеспечение постоянной готовности по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, поддержание безусловно приемлемого радиационного риска для населения 1) Разработка и утверждение «Графика опробования дизель-генераторов: ЗПУПД Г, убежище № 4, убежище № 7»; 2) Контроль за своевременным опробованием, исправным состоянием резервных источников электроснабжения (дизель-генераторов), при необходимости организация ТО и Р Статья 1.2 «Сырье и материалы» Январь—декабрь 2017 г.

Организация обучения персонала АС способам защиты и действиям в ЧС и в военное время Риск не-своевременного реагирования на ЧС Обеспечение постоянной готовности по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, поддержание безусловно приемлемого радиационного риска для населения 1) Разработка и утверждение «Программ подготовки персонала НВ АЭС в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности», контроль ведения журналов учета занятий по ГО в подразделениях; 2) Учебно-методические сборы с руководителями групп занятий Не требуется Февраль— март 2017

Таблица 7

Мероприятия по воздействию на некоторые риски на примере РЦ-6 и ОМП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор наиболее подходящего варианта воздействия на риск включает уравновешивание затрат и усилий реализации с извлекаемыми выгодами с учетом нормативных правовых и других требований, а также с учетом восприятия заинтересованных сторон: при заданных средствах (ресурсах) обеспечить максимальное снижение риска; при минимальных затратах обеспечить снижение риска до приемлемого уровня.

Воздействие на риск может вызывать вторичные риски, которые также необходимо оцени-

Библиографический список

вать, воздействовать на них, подвергать мониторингу и анализу.

Мероприятия по воздействию на некоторые риски приведены на примере подразделений РЦ-6 и ОМП в табл. 7.

Оценка рисков подразделений Нововоронежской АЭС полностью завершится к ноябрю 2017 года, в результате будет составлен Перечень рисков Нововоронежской АЭС и программа мероприятий по воздействию на соответствующие риски.

1. ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001—2016) Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

2. ISO 31000:2009 (ГОСТ Р ИСО 31000—2010) Менеджмент риска. Принципы и руководство.

3. ISO/IEC 31010:2009 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011) Менеджмент риска. Методы оценки риска.

4. ГОСТ Р 51814.2—2001 Система качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов.

5. Документированная информация системы экологического менеджмента Нововоронежской АЭС.

RISK ASSESSMENT IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE ISO 14001:2016 IN THE STUDY OF THE NOVOVORONEZH NPP

M. V. Demyanenko, Chief Specialist of the Department of Radiation safety, ecology and industrial protection of "All-Russian Research Institute for Nuclear Power Plants Operation" JSC ("VNIIAES JSC"), mvdemyanenko@vniiaes.ru. Moscow, Russia.

References:

1. ISO 14001:2015 Environmental management systems (EMS) — Requirements with guidance for use [in Russian].

2. ISO 31000:2009 Risk management — Principles and guidelines [in Russian].

3. ISO 31010:2009 Risk management — Risk assessment techniques [in Russian].

4. GOST standard 51814.2—2001 Quality systems for automotive industry. Method for potential failure mode and effects analysis [in Russian].

5. Documented information of the EMS Novovoronezh NPP [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.