Аннотация. В работе представлен обзор тенденций развития требований международных стандартов ИСО к системам менеджмента, такиих как ИСО 9001, ИСО 14001, ОЖЛ8 18001. Рассмотрено такое понятие как интегрированные системы менеджмента. Рассмотрены ключевые изменения принципов менеджмента качества, модели менеджмента качества, структуры и требования в новой версии стандарта ИСО 9001 - 2015. Описаны новые положения и понятия, ранее широко не применяемые в области менеджмента качества, а также рекомендации по применению стандартов менеджмента рисков и менеджмента знаний в организациях.
Ключевые слова: стандартизация, система качества, интегрированная система менеджмента, ИСО, новая версия международного стандарта, внедрение, требования, принципы менеджмента качества, менеджмент рисков, менеджмент знаний.
ОБЗОР ПЕРСПЕКТИВ И ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ МИРОВОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
Хорошо известно, что сегодня практически каждое предприятие, производящее продукцию или оказывающее какие-либо услуги, если хочет быть конкурентоспособным должно иметь сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 или адаптированной версии ИСО 9001 к применению в конкретной отрасли.
Стандарты ИСО серии 9000 являются общими стандартами, которые могут применяться к любой организации вне зависимости от отрасли, в которой работает организация. Однако во многих отраслях существуют свои требования, которые обязаны выполнять организации, занимающиеся тем или иным видом деятельности. С одной стороны эти требования обусловлены видом продукции или услуг, с другой стороны законодательными инициативами по обеспечению безопасности продукции для потребителей. Часть этих требований распространяются и на системы менеджмента организаций. В связи с этим во многих отраслях на базе стандартов ИСО серии 9000 были разработаны отраслевые стандарты на системы качества.
В этих стандартах в дополнение к требованиям ИСО 9000 добавлены и специфические требования, учитывающие отраслевые особенности. Часть из этих стан-
дартов получили статус международных и поэтому могут применяться любым предприятием, работающим в соответствующей отрасли, вне зависимости от страны нахождения. Помимо этого, все большую распространенность получает разработка и внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента на базе стандартов ИСО 14000, систем менеджмента охраны здоровья и безопасности труда персонала на базе стандартов ОШАБ 18000, системы менеджмента информационной безопасности и другие (рис. 1). Активизация использования в мировой практике международных стандартов на системы менеджмента, развитие отраслевых версий стандартов в области управления качеством создают предпосылки для формирования интегрированной систем менеджмента (ИСМ) на предприятиях. Под интегрированной системой менеджмента следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. За счет этого увеличивается синергетический эффект общей системы менеджмента организации [1]. Система менеджмента предприятия можно рассматривать как большую систему [2] состоящую из различных подсистем: технических, технологических, информационных и т.п.
ОТРАСЛИ
2 ОНЯА818000
н X
С
% ЯА 80000
Рис.1. Развитие стандартизации в области системного менеджмента
В связи с этим становится актуальным задачи по разработке методик, моделей, подходов, технологий, направленных на повышение результативности и эффективности интегрированных систем менеджмента или отдельных ее подсистем, которые выступают в качестве механизмов, совершенствующих внутриорганиза-ционные системы управления, и позволяющих предприятиям решать технические, экономические, и экологические проблемы с пользой для персонала, общества и государства. Грамотное внедрение и развитие системы менеджмента становится главным инструментом в достижении организацией своих целей. В ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» существует множество направлений, в рамках которых ставятся и решаются задачи, связанные с совершенствованием различных подсистем менеджмента в металлургии и машиностроении, например:
- развитие теории управления качеством научных и технологических основ получения изделий из перспективных, нано-
структурированных сталей и порошковых материалов в металлургической и метизной отрасли;
- разработка новых ресурсосберегающих и экологически безопасных процессов в черной металлургии;
- развитие теории, создание и освоение инновационных технологий производства конкурентоспособных изделий с заданным уровнем качества из металлических материалов различного класса и автокомпонентов для сборки и ремонта отечественных и зарубежных автомобилей на основе применения новых процессов, способов испытаний и систем управления качеством;
- разработка и развитие теории ква-лиметрии, и управление качеством продукции и производственных процессов.
Действуют и развиваются научные школы, занимающиеся, в том числе развитием теории и практики управления качеством в производстве и образовании, ква-лиметрических методов оценок качества продукции процессов и систем менеджмента, которые возглавляют известные
ученые, такие как: Колокольцев В.М., Гун Г.С., Гун И.Г., Чукин М.В., Рубин ГШ., Мезин И.Ю. [3-13].
Практически всем известно, что все это многообразие стандартов на системы менеджмента базируется на основе требований ИСО 9001, но не все знают, что в текущем году заканчивает свое действие 4 издание стандарта ИСО 9001:2008 и вступает в действие новая 5-я версия стандарта ИС09001:2015. Соответственно в течение последующего 2016 года также будет пересмотрены в соответствии с новыми требованиями и многие отраслевые стандарты. Вообще международные стандарты пересматриваются и обновляются с периодичностью раз в 6-8 лет (рис.2).
Появление пятого издания ИСО 9001-2015 вызвано несколькими причинами. Во-первых, за прошедший период про-
изошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, а также накоплены новые знания. Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода.
В связи с принятым организацией ISO приложения SL все технические комитеты, разрабатывающие стандарты в области систем менеджмента, должны использовать единую структуру термины и определения.
Что же нового ждет организации при внедрении требований международных стандартов ИСО 9001:2015 или его отраслевых производных? Во-первых, изменилась структура и модель стандарта (рис.3,
4).
ГОСТ 2452Гб
Рис.2. Эволюция международного стандарта на систему менеджмента качества
В основу стандарта заложена «структура высокого уровня» - т.е. модель и разделы стандарта соответствуют известному циклу РБСЛ и принципам менеджмента изложенных в ИСО 9004:2000, которых, кстати, в стандарте ИСО 9001:2015 стало на один меньше (не 8, а 7 основных принципов менеджмента качества), в связи с тем, что принцип «системный подход к менеджменту» слился с принципом «постоянное улучшение». А принцип «Взаи-
мовыгодные отношения с поставщиками» был расширен до принципа «Управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами» (рис.5). Целый новый раздел 5 посвящен «Лидерству». Исчезло понятие «Представитель руководства по качеству», которое позволяло высшему руководству делегировать работы по качеству одному сотруднику. Теперь все высшее руководство должно быть привержено системе менеджмента качества. Лидерство руково-
дства заключается в принятие решений, основанных на фактах и показателях, обеспечение внедрения и функционирования системы менеджмента качества, создании и внедрения стратегии, включая по-
литику и цели качества, включения целей по качеству в бизнес планы, программы мероприятий и планы по обеспечению ресурсами, а также их доведения до всего персонала.
Рис. 3. Модель менеджмента качества в соответствии с требованиями
МС ИСО 9001:2015
ИСО 9001:2008 ИСО 9001:2015
0 Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Система менеджмента качества 4 Организационная среда
5 Ответственность руководства 5 Лидерство
6 Планирование
6 Менеджмент ресурсов 7 Поддержание
7 Выпуск продукции 8 Операции
8 Измерение, анализ и улучшение 9 Оценивание показателей
10 Улучшения
Рис.4. Новая структура МС ИСО 9001:2015
Изменилась и терминология. Следующие два прежних термина: «документация» и «записи» было решено объединить в один общий термин «документированная информация». Это избавит от лишних споров о том, что следует считать документом, а что записью. Кроме того, в новый информационный век все чаще вместо бумажных документов используются электронные документы и записи в базах
данных. Это также актуально и для интеграции документации всех уровней в единую систему управления документацией ИСМ [14].
Важным нововведением стало введение понятия «Организационная среда». Под организационной средой понимается окружающая деловая среда, включающая совокупность внутренних и внешних факторов.
В частности, организационная среда используются для анализа и оценки рисков, для стратегического планирования.
Наиболее значимой составляющей организационной среды является «Заинтересованная сторона», т.е. физическое или юридическое лицо, интересы которого связаны с организацией.
Понимание организационной среды позволяет определить все требования к системе менеджмента качества, а также четко определить область применения для системы менеджмента качества.
ИСО 9001:2008 ИСО 9001:2015
1 Ориентация на потребителя 1 Ориентация на потребителя
2 Роль руководства 2 Лидерство
3 Вовлечение персонала 3 Вовлечение персонала
4 Процессный подход 4 Процессный подход
5 Системный подход к менеджменту 5 Улучшения
6 Постоянные улучшения
7 Принятие решений на основе фактов 6 Принятие решений на основе фактов
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками 7 Управление взаимоотношениями
Рис.5. Принципы менеджмента качества
Важным, в новом стандарте является также направленность на перспективное планирование качества продукции и решение проблем в понимании качества в цепочке «потребитель-поставщик».
Что же такое перспективное планирование качества продукции? [15]. Если рассматривать данную деятельность через линзу определений, то это часть менеджмента качества, направленная на установ-
ление цели в области качества по отношению к будущему или существующему продукту и процессам его производства, устанавливающая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения этих целей в области качества [16]. Менеджмент качества на этапах разработки и выпуска жизненного цикла продукции занимается пятью сферами деятельности предприятия, в которых возникают проблемы с качеством (рис.6).
Исчез термин «Предупреждающие действия» и соответствующий раздел стандарта. Из предыдущих изданий стандарта не было ясно, почему и как организация должна была определять и осуществлять предупреждающие действия. Но это не означает, что теперь организация не должна осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновений несоответствий при проектировании и производстве. Такие меры будут реализоваться в рамках риск-менеджмента.
Устная рекомендация
Личные запросы, требования
Накопленный опыт
Проблема 5
■
Ожидаемое качество Полученное качество
Проблема 1
Проблема 2
Потребитель Производитель Рис.6. Понятийная модель качества
Особое внимание уделено новому подходу - «принятие решений, основанное на рисках» (также его название можно перевести как «мышление, основанное на рисках»). Концепция риска, т.е. вероятности невыполнения основной задачи СМК по предоставлению потребителю соответствующих его требованиям продуктов и
(или) услуг в целях достижения его удовлетворенности. В новой версии требование о принятии решений, основанном на рисках, сформулировано явно и тесно увязано с концепцией процессного подхода. При этом риск следует понимать не только как негативное явление, но и как возможность нахождения областей для улучшения в
процессах. В качестве полезного, справочного (но не обязательного) документа по методам принятия решений на основании рисков можно использовать ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство».
На сегодняшний день серия ISO 31000 представлена следующими стандартами, руководствами и техническими отчетами:
1. ISO 31000:2009 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания» содержит одиннадцать принципов и общие руководящие указания по эффективному выявлению и управлению рисками, т. е. внешними и внутренними факторами и влияниями, которые вносят неопределенность в достижение целей организации.
2. ISO Guide 73:2009 «Менеджмент рисков. Словарь» дополняет ИСО 31000, обеспечивает последовательное понимание и согласованный подход к концепции управления рисками и содержит определения общих терминов, связанных с идентификацией, анализом, мониторингом, оценкой, управлением риском, а также процессами и, собственно, менеджментом рисков.
3. ISO/TR 31004:2013 «Менеджмент рисков. Руководство по внедрению ISO 31000» способствует эффективному внедрению ISO 31000 и обеспечивает структурированный подход к переходу от существующей практики управления рисками к ISO 31000 с гибкой перспективой адаптации к будущим изменениям;
4. ISO/IEC 31010:2011 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков» был подготовлен 56 Техническим комитетом «Надежность» Международной Электротехнической комиссии (IEC) совместно с 262 ТС ISO. Настоящий стандарт дополняет положения ISO 31000.
ISO/IEC 31010 фокусируется на понятиях, процессах и выборе метода оценки рисков и обеспечивает основу для принятия решения о применении наиболее целесообразного подхода для оценки конкретных рисков.
Для выстраивания процесса управления рисками можно использовать алгоритм, представленный на рис. 7.
Рис.7. Процесс управления рисками
В КОЛЕС 31010:2011 приведено более 30 методов, которые предприятия могут адаптировать и использовать для оценки и анализа рисков в рамках внедрения нового стандарта, ориентируясь на собственной потребности и лучшую практику отрасли.
Процесс управления риском охватывает различные аспекты работы с риском, от идентификации и анализа риска до оценки его допустимости и определения потенциальных возможностей снижения риска посредством выбора, реализации и контроля соответствующих управляющих действий.
Анализ риска представляет собой структурированный процесс, целью которого является определение, как вероятности, так и размеров неблагоприятных последствий исследуемого действия, объекта
или системы.
Также для анализа и оценки производственных рисков организации могут использовать ГОСТ Р 51901.1-2002 - «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем». Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска технологических систем, где в качестве неблагоприятных последствий рассматривается вред, наносимый людям, имуществу или окружающей среде.
Еще одно серьезное обобщение -введение понятия «внешнее обеспечение», которое учитывает все формы получения продуктов и услуг от внешних сторон - таких, как закупки от стороннего поставщика, передача по соглашению с ассоциированными компаниями, передача процессов на аутсорсинг и т.д. Что ставит задачи по организации управления процессами производства у поставщиков как собственными процессами. Для этого требуется иметь разработанные подходы, методики, критерии выбора и оценки и т.д. [17].
Все требования касательно закупаемых товаров и услуг, а также процессам, передаваемым внешним организациям, объединяются в один раздел «Контроль продуктов и услуг от внешних поставщиков». Раньше эти требования были «размазаны» по всему стандарту. Наиболее радикальной новацией ИСО 9001:2015 станет отказ от так названных «обязательных документированных процедур» и «руководства по качеству», т.е. уходит обязательный формализм системы.
«Знания организации» — новый термин и требование, являющиеся результатом эволюции требования версии ISO 9001:2008 в отношении управления компетентностью персонала. Он подразумевает определение, накопление и поддержание в рабочем, т.е. доступном для организации состоянии знаний, полученных для обеспечения соответствия требованиям поставляемых продуктов и оказываемых услуг. Распределение доли знаний, хранимых компетентным персоналом организации, и
доли знаний, хранимых на других носителях, осуществляется организацией.
Система менеджмента знаний (СМЗ) - совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей.
Для лучшего понимания данного раздела менеджмента следует рассмотреть терминологию:
Знания - это смысл, доставленный разумом. Без смысла, знания - это информация или данные. Что является информацией, а что знаниями, зависит от пользователя.
Таким образом, цель менеджмента знаний - это получение знаний, дающих однозначный ответ на вопрос, как решить проблему, а не набор данных и информации, которые он сам должен обрабатывать и превращать в знания. К сожалению, такой идеал недостижим, так как система может давать только вероятностные подсказки (рис. 8).
Рис. 8. Структура менеджмента знаний
Система менеджмента знаний очень важный компонент системы для организаций, работающих и внедряющих стандарты ИСО 9000 в сфере образования (в том числе и для ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова). Есть еще множество нюансов и тонкостей в требованиях нового стандарта, которые потребуется изучать и реализовы-вать на практике, но в целом все эксперты и специалисты в области качества говорят
о положительном изменении стандарта и усилении синергетического эффекта от внедрения новых требований к системе менеджмента качества в общую систему менеджмента организации в целом.
Также важнейшей задачей является разработка новых моделей, методик и критериев оценки результативности и эффективности систем менеджмента качества в соответствии с учетом новых требований ИСО 9001:2015, т.к. существующие в настоящее время не в полной мере будут соответствовать новым требованиям и модели стандарта [18-20].
Что касается процесса адаптации и сертификации, то Международный форум по аккредитации (IAF и IATF) одобрил трехлетний переходный период для нового стандарта ISO 9001 — с сентября 2015 г. по сентябрь 2018 г.
Список литературы
1. Хохлявин С.А. Интеграцию систем менеджмента за рубежом облегчают национальные стандарты и практика // Стандарты и качество. 2007. № 7. С. 62-64.
2. Осипов Д.С. Система менеджмента качества как большая система. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2011. №2. С 37-38.
3. Колокольцев В.М. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. История. Развитие // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. №1. С 5-6.
4. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М. Университетский комплекс: интеграция и непрерывность // Высшее образование в России. 2011. №5. С. 3-10.
5. Чукин М.В., Колокольцев В.М., Гун Г.С., Салганик В.М., Платов С.И. Научная деятельность ГОУ ВПО «МГТУ» в условиях развития нанотех-ники // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2009. №2. С 55-59.
6. Колокольцев В.М. Пять лет от аттестации до аттестации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2008. №1. С 5-11.
7. Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С., Куцепендик В.И., Сальников В.В., Гун Е.И., Смирнов А.В., Смирнов А.В. Разработка, моделирование и совершенствование процессов производства шаровых шарниров автомобилей // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1. С. 52-57.
8. Gun G.S., Rubin G.Sh., Chukin M.V., Gun
I.G., Mezin E.Yu., Korchunov A.G. Metallurgy qualimetry theory design and development // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. №5. С 67-69.
9. Закиров Д.М., Осипов Д.С., Гун И.Г., Са-бадаш А.В., Овчинников С.В., и др. Применение логики антонимов для комплексного анализа качества автомобильного крепежа // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2010. №4. С 57-62.
10. Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С. Квалиметрическая оценка и повышение результативности сквозной технологии и системы менеджмента качества производства шаровых пальцев / монография // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова". Магнитогорск, 2008. 147 с.
11. Гун И.Г., Рубин Г.Ш., Сальников В.В. Комплексная оценка эффективности процессов производства шаровых пальцев /монография // Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова". Магнитогорск, 2008. 131 с.
12. Рубин Г.Ш., Чукин М.В., Гун Г.С., Закиров Д.М., Гун И.Г. Разработка теории квалиметрии метизного производства // Черные металлы. 2012. №7. С.15-20.
13. Гун Г.С., Рубин Г.Ш., Чукин М.В., Гун И.Г., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г. Создание и развитие теории квалиметрии металлургии // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.. 2003. № 5. С. 67.
14. Осипов Д.С., Дягилева С.В. Анализ и особенности разработки документации при внедрении интегрированной системы менеджмента // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2011. №1. С 175-177.
15. ГОСТ Р ИСО 9000:2009. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
16. Михайловский И.А., Осипов Д.С., Куцепендик В.И. Перспективное планирование качества продукции (статья) // Материалы 63-й научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ за 2003-2004 гг.: Сб. докл. Т.1. - Магнитогорск: МГТУ. - 2004. - С. 41-47.
17. Гун И.Г., Осипов Д.С., Михайловский И.А. Методика квалиметрической оценки и анализа производственных процессов // Век качества. 2011. №3. С. 36-38.
18. Михайловский И.А.,Осипов Д.С., Сальников В.В. Определение требований и разработка математической модели и методики оценки результативности СМК предприятия // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.. 2004. № 4. С. 87-93.
19. Михайловский И.А. Методология обеспечения качества изделий на основе регламентации
комплекса требований к процессам их производства // Век качества. 2011. №2. С. 49-51.
20. Осипов Д.С., Мезин И.Ю., Овчинников С.В., Майстренко В.М. Совершенствование СМК
машиностроительного предприятия с использованием методов экспертно-функционального анализа // Методы менеджмента качества. 2012. №9. С. 46-50.
УДК 669.1.004.16:568.562.6 Песин А.М., Рахимов С.Н., Локотунина Н.М.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИИ КАК
ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПОДСИСТЕМЕ «РЕЗКА-ОТДЕЛКА-УПАКОВКА-ТРАНСПОРТИРОВКА» МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. Решается задача повышения эффективности управления качеством продукции в подсистеме «резка-отделка-упаковка-транспортировка» (РОУТ) металлургического предприятия. В качестве одного из инструментов управления рассмотрена теория ограничений, на основе которой построена система, предусматривающая взаимосвязанную совокупность технических, технологических и организационных составляющих в рамках всей технологической цепочки подсистемы РОУТ, и позволяющая в конечном итоге минимизировать количество претензий потребителей к качеству металлопроката ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК»). Система предусматривает функционирование действенных механизмов выявления и устранения истинных причин (ключевых проблем) нежелательных явлений, имеющих место в подсистеме РО-УТ, а также замкнутость (непрерывность) данного процесса.
Ключевые слова: теория ограничений, «узкое место», улучшение качества, подсистема «резка-отделка-упаковка-транспортировка», потери от брака.
Обеспечение конкурентоспособности стального проката представляет собой сложную многофакторную проблему. Ее решение невозможно без системного анализа сквозной технологической цепочки от производства стали до получения готового проката и изделий из него. Анализируя эту цепочку, следует отметить, что возникновение значительной части выявляемых дефектов металлопроката связано с процессами, происходящими на завершающей стадии производства, включающей в себя такие операции, как резка, отделка, упаковка и транспортировка металлопродукции. Целесообразно рассматривать эти операции как элементы одной подсистемы: «резка - отделка - упаковка - транспортировка» металлургического предприятия. В ОАО «ММК» доля продукции, отсортированной потребителями из-за дефектов,
возникших в подсистеме РОУТ листопрокатного цеха № 5, к общему количеству отсортированной продукции ЛПЦ-5, составляла в период с 2008 по 2010 годы от 6,21% до 97,1%. При этом подсистема РО-УТ ранее не выделялась и не управлялась как самостоятельный объект, хотя в этой подсистеме выявлялось значительное количество дефектов металлопродукции.
Причиной данной ситуации является недостаточное внимание, уделяемое процессам, относящимся к данной подсистеме. В свою очередь, это вызвано тем, что, с одной стороны, они традиционно не считаются «ключевыми» для металлургического предприятия. С другой стороны, они, как правило, находятся вне зоны контроля отдела аттестации и приемки продукции. Кроме этого, существующие критерии возможных потерь от дефектов металло-