Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКОВ КОМПАНИЙ-ПОСТАВЩИКОВ ПРИ УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ'

ОЦЕНКА РИСКОВ КОМПАНИЙ-ПОСТАВЩИКОВ ПРИ УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСЗАКУПКИ / РИСКИ / ПОТЕРИ / GOVERNMENT ORDER / PUBLIC PROCUREMENT / RISKS / LOSSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умнова Мария Геннадьевна

Участие предпринимателей в госзакупках во главе организаций-поставщиков охарактеризовано влиянием ряда рисков, оценка и анализ которых повышают вероятность эффективного участия и исполнения закупки. Неудовлетворительное исполнение поставщиком условий контракта грозит потерей потенциального дохода и текущих балансовых финансовых и материальных активов. При этом риски потерь возникают в определенные стадии цикла работы с государственной закупкой, и последствия их возникновения ощутимы как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективах. На примере ряда малых производственных компаний в статье были определены потенциальные риски и потери различных уровней угрозы, возникающие на основных этапах участия и исполнения госзакупок, приведена их характеристика и классификация и предложены меры контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk assessment of supplier companies participating in public procurement

The participation of entrepreneurs in public procurement at the head of supplier companies is characterized by the influence of a number of risks, the assessment and analysis of which increases the likelihood of effective participation and execution of the purchase. Unsatisfactory performance of the contract terms by the supplier threatens to lose potential income and current balance sheet financial and material assets. At the same time, the risks of losses arise at certain stages of the cycle of work with public procurement, and the consequences of their occurrence are felt both in the short, medium and long-term perspectives. On the example of a number of small manufacturing companies, the article identified potential risks and losses of various threat levels that arise at the main stages of participation and execution of public procurement. Their characteristics and classification are given. The control measures are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКОВ КОМПАНИЙ-ПОСТАВЩИКОВ ПРИ УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019

ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

оценка рисков компаний-поставщиков при участии в госзакупках

Умнова М.Г. 1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Участие предпринимателей в госзакупках во главе организаций-поставщиков охарактеризовано влиянием ряда рисков, оценка и анализ которых повышают вероятность эффективного участия и исполнения закупки. Неудовлетворительное исполнение поставщиком условий контракта грозит потерей потенциального дохода и текущих балансовых финансовых и материальных активов. При этом риски потерь возникают в определенные стадии цикла работы с государственной закупкой, и последствия их возникновения ощутимы как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективах. На примере ряда малых производственных компаний в статье были определены потенциальные риски и потери различных уровней угрозы, возникающие на основных этапах участия и исполнения госзакупок, приведена их характеристика и классификация и предложены меры контроля.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственный заказ, госзакупки, риски, потери

Risk assessment of supplier companies participating in public procurement

Umnova M.G. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Участие предпринимателей в госзакупках во главе организаций-поставщиков охарактеризовано влиянием ряда положительных и отрицательных факторов. С одной стороны, государственный заказ обладает значительным потенциалом как инструмент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства [11] (Sakleev, 2019), особенно с учетом возможности применения политики протекционизма национальных товаров [10] (Prodanova, Zatsarinnaya, 2019). С другой стороны, госзакупки ассоциируются с существенными рисками, среди наиболее значимых из которых на макроуровне часто выделяют неэффективное управление, мошенничество и коррупцию [7, 20] (Kashurnikov, Telkova, Chumak, 2019; Shibanova, 2019), а также излишнюю бюрократизацию процедур [13] (Tyurina, Shuina, 2019).

Оценка и анализ рисков повышают вероятность эффективного

участия и исполнения закупки, в то время как неудовлетворительное исполнение поставщиком условий контракта грозит потерей потенциального дохода и текущих балансовых финансовых и материальных активов. При этом риски потерь возникают в определенные стадии цикла работы с государственной закупкой, и последствия их возникновения ощутимы как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективах.

В работе рассмотрены потенциальные потери организаций-поставщиков при участии в госзакупках на примере ряда малых производственных предприятий, основными сферами деятельности которых являются поставка испытательного оборудования, проведение ремонта, наладки и пуско-наладочных работ, модернизация оборудования, гарантийное обслуживание и прочие сервисные услуги, продажа которых осуществляется преимущественно государственным заказчикам.

Классификация рисков организаций-поставщиков по этапам госзакупок

Эффективное участие предпринимателей (организаций-поставщиков) в госзакупках предполагает высокую точность определения оптимальной закупки, получение максимального дохода и минимизацию ущерба от участия в госзакупках. На макроуровне институт госзакупок в развитых странах подвержен влиянию таких зон риска, как сложность процедур, чрезмерное вмешательство государства, коррупция, большой объем информации на бумажных носителях и т.д. [3] (Ве1окту1оуа, 2016). На

ABSTRACT:_

The participation of entrepreneurs in public procurement at the head of supplier companies is characterized by the influence of a number of risks, the assessment and analysis of which increases the likelihood of effective participation and execution of the purchase. Unsatisfactory performance of the contract terms by the supplier threatens to lose potential income and current balance sheet financial and material assets. At the same time, the risks of losses arise at certain stages of the cycle of work with public procurement, and the consequences of their occurrence are felt both in the short, medium and long-term perspectives. On the example of a number of small manufacturing companies, the article identified potential risks and losses of various threat levels that arise at the main stages of participation and execution of public procurement. Their characteristics and classification are given. The control measures are proposed.

KEYWORDS: government order, public procurement, risks, losses

JEL Classification: H50, H57, H59 Received: 01.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Umnova M.G. (Umnova.MG0rea.ru, Oumnova.m@gmail.com)

CITATION:_

Umnova M.G. (2019) Otsenka riskov kompaniy-postavschikov pri uchastii v goszakupkakh [Risk assessment of supplier companies participating in public procurement]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 567-578. doi: 10.18334/epp.9.4.41537

микроуровне можно выделить следующие риски поставщиков в зависимости от этапа проведения госзакупки:

• риски, связанные с тем, что организация упустила возможность принять участие в отборочных процедурах;

• риски, связанные с поражением в конкурентной борьбе на этапе отборочных процедур;

• риски повышенной финансовой нагрузки на предприятие в процессе участия и исполнения госзакупки;

• риски потери ресурсов (обеспечение контракта, материальные затраты и т.д.) в случае действий или обстоятельств заказчика;

• риски, связанные с начислением штрафов в случаях просрочки поставки или непрохождения приемной экспертизы объекта закупки (несоблюдение поставщиком условий договора и/или технического задания);

• риски связанные с включением предприятия в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно международному стандарту ISO (International Organization for Standardization, Международная организация по стандартизации) 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», анализ рисков и потенциального ущерба следует проводить с учетом следующих факторов: а) вероятность событий и последствий; б) характер и масштабы последствий; в) сложность и связность компонентов; г) факторы, связанные со временем; д) эффективность существующих средств контроля [1]. Вероятность возникновения ущерба и его масштаб наиболее часто оцениваются в градации пяти [5] (Bondarev, Khodyrevskaya, 2017) или трех уровней [11] (Sakleev, 2019). С учетом вышесказанного проанализируем каждую группу потерь, используя трехуровневый подход к градации оценки вероятности («маловероятно», «вероятно» и «крайне вероятно») и угрозы («низкая», «средняя» и «высокая») (табл. 1).

В зоне наибольшего риска находятся финансовые и материальные активы организации, в меньшей степени подвержены информационные ресурсы и репутация предприятия, в связи с чем целесообразно отражение ущерба в процентах от начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК). Характер денежных потерь включает две категории - потеря потенциального дохода и потеря реальных текущих активов организации. Последствия потерь ощутимы как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективах.

ОБ АВТОРЕ:_

Умнова Мария Геннадьевна, ассистент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий (Umnova. MG0rea.ru, Oumnova.m0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Умнова М.Г. Оценка рисков компаний-поставщиков при участии в госзакупках // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 567-578. doi: 10.18334/epp.9.4.41537

Таблица 1

Классификация потенциальных рисков организаций-поставщиков при участии в госзакупках

сл о

Источник потери Вероятность Характер и масштаб последствий Сложность и связность компонентов Время воздействия Эффективность существующих средств контроля Общая оценка уровня угрозы

Потери, связанные с тем, что организация упустила возможность принять участие в отборочных процедурах

Несвоевременная регистрация на электронно-торговой площадке (далее - ЭТП) или подача заявки Вероятно Потеря потенциального дохода от закупки Нет связи с другими видами потерь Краткосрочно Средняя Низкая

Потери, связанные с поражением в конкурентной борьбе на этапе отборочных процедур

Проигрыш по цене (чаще) или качеству, соответствию требованиям технического задания (далее - ТЗ) (реже) Вероятно Потеря потенциального дохода от закупки и комиссии ЭТП за участие в отборочных процедурах Нет связи с другими видами потерь Краткосрочно Низкая Низкая

Потери из-за повышенной финансовой нагрузки на предприятие в процессе участия и исполнения госзакупки

Обеспечение заявки и контракта Крайне вероятно Временное изменение структуры активов компании и издержки альтернативных возможностей Может вызвать потери п.5 и п.6 Среднесрочно Средняя Средняя

Потери из-за действий или обстоятельств заказчика

Недобросовестность заказчика или внешние обстоятельства (ограничение бюджета) Маловероятно Потеря до 90% от суммы контракта в реальных активах (денежные средства, материалы) поставщика Нет связи с другими видами потерь Средне-или долгосрочно Высокая Высокая

Потери из-за действий или обстоятельств поставщика

Несвоевременное исполнение поставщиком своих обязательств или несоответствие требованиям ТЗ Маловероятно Штрафы или односторонний отказ заказчика от контракта с включением поставщика в РНП (п. 6) Может быть вызвано потерями п.З, может вызвать потери п.6 Среднесрочно (штрафы) Высокая Средняя или высокая

Потери, связанные с включением в реестр недобросовестных поставщиков

Уклонение поставщика от заключения контракта или неудовлетворительное исполнение поставщиком своих обязательств Маловероятно Невозможность принятия участия в госзакупках в будущем, репутационный ущерб Может быть вызвано потерями п.5 Дол госроч-но Высокая Высокая

Источник: разработано автором.

Риски, связанные с тем, что организация упустила возможность принять участие в отборочных процедурах. Наиболее частыми ситуациями (источниками), в которых возникает данный тип рисков, являются случаи несвоевременной регистрации на электронно-торговых площадках (далее - ЭТП) и подачи документов (организация «не успевает» совершить эти действия до истечения сроков подачи заявки). Процесс регистрации на ЭТП в большинстве случаев занимает 1-2 рабочих дня, однако некоторые площадки имеют гораздо более длительную процедуру регистрации, включающую, например, отправку необходимого программного обеспечения на физическом носителе почтой, что замедляет процесс на дни и даже недели.

Другим фактором является сложность в подготовке рабочего места для работы с конкретной ЭТП, а также оформление электронной подписи, использование которой обязательно для электронного участия [6] ^агапау, 2019). Однако даже при своевременной регистрации существует вероятность несвоевременной подачи заявки в связи с техническими требованиями к документации, например, если в составе заявки присутствуют документы с длительным сроком изготовления. Для закупок малого объема поставщикам необходимо работать в отдельной системе - торговой площадке «Березка», порядок работы с которой отличается от ЭТП [17] (Вейагауа, СНегкаякпеу, 2019).

Таким образом, источники данного вида рисков имеют преимущественно техническую природу и возникают в результате недостаточного мониторинга состояния готовности компании к госзакупкам. Риски данного типа выражены в упущении потенциального дохода, однако текущие материальные активы находятся вне зоны риска. Следует отметить временные затраты, в том числе время, потраченное на регистрацию и оформление документов заявки. Поскольку данный вид риска возникает в начале цикла участия в госзакупке, невозможность последующего участия предотвращает возникновение других видов потенциальных потерь.

Последствия возникновения данного вида риска краткосрочны в организациях, для которых характерна большая частота публикации потенциальных закупок и ограничена возможность одновременного исполнения нескольких проектов в связи с длительным циклом их исполнения или спецификой производственного процесса.

Существующие меры контроля предусматривают мониторинг состояния готовности организации к закупкам. В некоторых ситуациях эти меры неэффективны, например, когда возникают непредвиденные технические трудности с регистрацией на ЭТП, поэтому в целом эффективность существующих мер можно оценить как среднюю.

Риски, связанные с поражением в конкурентной борьбе на этапе отборочных процедур. Частой причиной поражения в конкурентной борьбе является поражение по ценовому признаку, нередко в связи с присутствием среди конкурентов компаний, ориентированных на стратегию демпинга цен. Реже поражение в конкурентной борьбе происходит из-за большего соответствия продукции конкурентов техническим требованиям закупки. Как и в предыдущем случае, такие ситуации происходят нередко, что позволяет сделать вывод о среднем уровне вероятности возникновения.

572 .ЮиМАЬ ОР EC0N0MiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с!оЬег-йесетЬег)

Помимо потери потенциального дохода от закупки, организация теряет также некоторый объем денежных средств за комиссию ЭТП за участие в процедуре. Мероприятием по контролю является анализ потенциальной конкурентной среды, при этом ряд мер возможно осуществить до подачи заявки, например, предварительный анализ может быть направлен на выявление в условиях закупки неадекватно маленького срока исполнения или значительного количества жалоб на заказчика в Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС), Рособоронзаказе [9] (Рапатагеуа, КаНпта, Tsukanаva, 2019).

Кроме того, российскими специалистами отмечается повышенный уровень коррупционных и мошеннических схем, с которыми предприниматели сталкиваются на данном этапе, например, случаи мнимой конкуренции, раздела рынка, искусственного дробления лота и т.д. [16] (Вейагауа, Cherkashnev, Chernyshаva, 2018).

Риски повышенной финансовой нагрузки на предприятие в процессе участия и исполнения госзакупки. Источником возникновения является краткосрочный (обеспечение заявки) и среднесрочный (обеспечение контракта) вывод денежных средств из-под контроля организации. Если в первом случае потери минимальны в связи с небольшим размером требуемой суммы (максимум 5% от НМЦК) и коротким сроком (в среднем около месяца), то потери в связи с требованием об обеспечении заявки более существенны - сумма обеспечения может составлять до 30% от цены контракта, а срок обеспечения может длиться месяцами. В изучаемых организациях это связано с длительным сроком исполнения закупки (несколько месяцев, что связано со спецификой изучаемой отрасли) и тем, что заказчики могут выдвинуть требование об удержании полной суммы обеспечения заявки или ее части в течение гарантийного срока (12 или 24 месяца).

Таким образом, происходит не только временное изменение структуры активов компании, но и возникают издержки альтернативных возможностей по вкладу сумм обеспечений в финансовые инструменты (проценты по удержанным суммам заказчиком не выплачиваются). Вероятность риска данного типа высока. В отличие от предыдущих рисков, в данном случае существует связь с другими видами потерь -недостаток собственных активов может привести к неудовлетворительному исполнению поставщиком условий закупки, штрафам и последующему включению в реестр недобросовестных поставщиков. Наиболее эффективным способом контроля является адаптация компании к необходимости удержания обеспечения (например, путем создания резервов), однако с учетом малого размера изучаемых компаний компенсировать ущерб полностью невозможно, что свидетельствует о среднем уровне эффективности корректирующих мероприятий.

Риски, возникающие из-за действий или обстоятельств заказчика. Первым источником потерь данного вида рисков является недобросовестность заказчика. В качестве примера можно привести случай, когда после заключения контракта в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юри-

дических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 [19] и начала его исполнения выяснилось, что заказчик выступал ответчиком по более 120 арбитражным делам и не планировал исполнять свои обязательства по контракту. Поскольку данная информация стала доступна уже после инвестиций поставщика в материалы и комплектующие (около 50% от суммы контракта), организация понесла существенные потери. В связи с высокой долей материальных затрат в отрасли изучаемых компаний, потенциальный ущерб может достигать до 90% от суммы контракта в зависимости от того, на каком этапе исполнения контракта становится известно о недобросовестности заказчика.

Другой причиной являются внешние обстоятельства заказчика, которые часто связаны с ограничением его бюджета. В редких случаях это происходит в процессе исполнения контракта, что вынуждает заказчика сокращать объем закупки, однако чаще такие изменения известны заказчику заранее, что приводит к отмене проведения закупки.

Стоит отметить, что в последние годы обозначилась тенденция ужесточения степени ответственности заказчиков, как в составе административных, так и уголовных правонарушений [18], в связи с чем правонарушения заказчиков по большей части носят непреднамеренный характер, например, при некорректном указании информации, несвоевременном выполнении требуемых действий и т.д. [14] (Udovik, Sukhina, Berezina, 2018).

Предварительные и текущие контролирующие меры включают анализ прошлых закупок заказчика, прогноз недобросовестности с изучением истории арбитражных дел и жалоб в ФАС и другие органы. Последующие меры включают обращение в суд и контролирующие органы с жалобами или исками о неправомерности процедур, привлечение виновных лиц к административной ответственности и т.д. [7] (Kashurnikov, Telkova, Chumak, 2019).

Потери из-за действий или обстоятельств поставщика. Неудовлетворительное исполнение поставщиком своих обязательств по контракту может быть вызвано несоблюдением временных рамок поставки либо несоответствием качества или технических характеристик продукции требованиям ТЗ. В первом случае одной из контролирующих мер выступает подбор закупок на основании плана-графика, некорректность предоставления которого является одним из источников риска [4, 15] (Belokrylova, Gutselyuk, 2015; Umnova, 2019). Масштаб последствий - от штрафов до одностороннего отказа заказчика от контракта с включением поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Ущерб, возникающий из-за штрафов и санкций, оказывает средне- или долгосрочное влияние на организацию, а мерой контроля является контроль за ходом исполнения контракта, своевременное информирование заказчика.

Риски включения в реестр недобросовестных поставщиков. Одним из наиболее значимых рисков является включение заказчиком организации-поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП). Это возможно в двух случаях: из-за уклонения поставщика от заключения контракта после отборочных процедур и в

Включение в реестр недобросовестных поставщиков: Невозможность участия в будущих закупках, ущерб репутации

Риски потерь из-за повышенной

Издержки альтернативных возможностей финансовой нагрузки

по вкладу сумм обеспечений

Потеря потенциального дохода + издержки на участие в отборочных процедурах

Риски, связанные с тем, что организация упустила возможность принять участие в отборочных процедурах

Подписание контракта

#1,

Риски, связанные р поражением в конкурентной борьбе на этапе отборочных процёдур

Экспертиза -

Отборочные процедуры

Этап исполнения госзакупки

Исполненир контракта

Риски, возникающие из-за действий или обстоятельств поставщика

СЛ

О С

70 >

г-

о

о о

о

СЛ

70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■О 70

ТО СЛ I

■О >

■г. о

I->

*

Рисунок 1. Потенциальные потери организации-поставщика на различных этапах исполнения закупки

Источник: разработано автором.

результате неудовлетворительного исполнения поставщиком своих обязанностей. В обоих случаях заказчик также вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков [2] (Balantsev, 2015), что создает риски возникновения дополнительных потерь. Последствием является невозможность принятия участия в госзакупках в будущем и ущерб репутации компании. В связи с растущим значением госзакупок как инструмента поиска контрактов и ориентацией изучаемых организаций на поддержание положительной репутации, данный вид потенциальных потерь является наиболее значимым, однако имеющиеся меры контроля (контроль сроков согласования и подписания контракта и другие меры, перечисленные выше) относительно эффективны.

заключение

В статье были рассмотрены риски и потери, которые могут возникнуть у поставщика госзакупок. Можно идентифицировать потенциальные риски различных уровней угрозы, возникающие на разных этапах участия и исполнения госзакупок, что визуально отображено ниже (рис. 1).

Наиболее серьезные угрозы - риски и потери из-за действий или обстоятельств заказчика, из-за действий или обстоятельств поставщика и потери из-за включения в РНП - имеют средне- или долгосрочные последствия для компании, однако существующие мероприятия по контролю данных потерь отличаются высокой эффективностью, что минимизирует вероятность их возникновения. При этом наибольшую угрозу несет включение организации в РНП, что может произойти из-за уклонения от заключения контракта или из-за ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Потери из-за повышенной финансовой нагрузки на предприятие в процессе участия и исполнения госзакупки имеют наибольшую вероятность возникновения и средний уровень угрозы, а существующие меры по их минимизации и контролю недостаточно эффективны в связи с малым размером компании. Наименее значимые угрозы связаны с рисками пропущенных закупок из-за несвоевременной регистрации на ЭТП или подачи заявки и потерями, связанными с поражением в конкурентной борьбе на этапе отборочных процедур; эти риски возникают довольно часто, не имеют высокоэффективных мер контроля и приносят незначительный ущерб в краткосрочной перспективе.

ИСТОЧНИКИ:

1. ISO 31000 Risk management. («Менеджмент риска. Принципы и руководство»). Iso.

org/. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/ru/iso-31000-risk-management. html ( дата обращения: 24.10.2019 ).

2. Баланцев Е.В. Включение участников закупки в реестр недобросовестных поставщи-

ков // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2015. - № 12(56). - с. 14-25. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=25023600.

3. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация системы госзакупок: зоны

риска // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2016. - № 4. - с. 21-29. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=27506839 .

4. Белокрылова О.С., Гуцелюк Е.Ф. Экономические риски системы государственных

и муниципальных закупок // Journal of Economic Regulation. - 2015. - № 4. - c. 154161. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=25334935.

5. Бондарев Л.Б., Ходыревская С.В. Карта рисков // Качество в производственных и

социально-экономических системах. 2017. - с. 45-48.- url: https://elibrary.ru/item. asp?id=29082501.

6. Воронов Е.В. Электронная подпись для поставщиков в сфере госзакупок по 44-

ФЗ // Вестник науки. - 2019. - № 10(19). - с. 39-41. - url: https://elibrary.ru/item. asp?id=41201338 .

7. Кашурников С.Н., Телкова Е.А., Чумак Г.В. Проблема коррупционных проявлений

в сфере государственных и муниципальных закупок // Экономические отношения.

- 2019. - № 2(376). - doi: 10.18334/eo.9.2.40725.

8. Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за гос-

закупками // Международный научный журнал. - 2015. - с. 95-99. - url: https:// elibrary.ru/item.asp?id=23892669 .

9. Пономарева Е. В., Калинина Г.В., Цуканова Т.Г. Нарушения в сфере госзакупок //

Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 6. - с. 122-126. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=38224479 .

10. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Особенности системы государственных закупок в Китае // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 3. - с. 151-158. -doi: 10.18334/epp.5.3.2050.

11. Саклеев М.А. Государственные закупки как инструмент поддержки малого предпринимательства // Государственно-частное партнерство. - 2019. - № 1. - с. 57-66.

- doi: 10.18334/ppp.4.1.37679.

12. Саркисова Р. А. Внедрение системы риск-менеджмента на малых предприятиях // Факторы успеха. - 2018. - № 2(11). - с. 105-109. - url: https://elibrary.ru/item. asp?id=36589491 .

13. Тюрина Ю.Г., Шуина А.А. Теоретико-методические аспекты механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд: российский опыт // Экономика, предпринимательство и право.

- 2019. - № 4. - doi: 10.18334/epp.9.4.41361 .

14. Удовик Е.Э., Сухина Н.Ю., Березина А.И. Совершенствование институциональных и финансовых механизмов распределения национального дохода в системе госзакупок // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 12-2. - с. 282-287. - url: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36928277.

15. Умнова М.Г. Исследование характеристик эффективного исполнения госзакупок организациями-поставщиками // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - № 2(27). - с. 348-350. - doi: 10.26140/anie-2019-0802-0087 .

16. Федорова А.Ю., Черкашнев Р.Ю., Чернышова О.Н. Повышение эффективности противодействия коррупции в системе государственных закупок // Бюллетень науки и практики. - 2018. - № 10. - с. 300-312. - doi: 10.5281/zenodo.1461988 .

17. Федорова А.Ю., Черкашнев Р.Ю. Актуальные проблемы в сфере государственных закупок // Державинские чтения: Статья в сборнике трудов XXIV Всероссийской научной конференции. Тамбов, 2019. - с. 242-253.

18. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 ( дата обращения: 10.11.2019 ).

19. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-Ф3. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ ( дата обращения: 10.11.2019 ).

20. Шибанова А.А. Развитие контрактных систем в России, США и Евросоюзе // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - c. 661-668. - doi: 10.18334/eo.9.2.40660.

REFERENCES:

Balantsev E.V. (2015). Vklyuchenie uchastnikov zakupki v reestr nedobrosovestnyh post-avshchikov [The inclusion of participants of purchases into the register of unfair suppliers]. Sovetnik bukhgaltera byudzhetnoy sfery. (12(56)). 14-25. (in Russian). Belokrylova O.S. (2016). Institutsionalnaya modernizatsiya sistemy goszakupok: zony riska [Institutional modernization of state purchases: risk areas]. Public and Municipal Administration. Scientific notes. (4). 21-29. (in Russian). Belokrylova O.S., Gutselyuk E.F. (2015). Ekonomicheskie riski sistemy gosudarstvennyh i munitsipalnyh zakupok [Economic Risks of the System of State and Municipal Procurement]. Journal of economic regulation. 6 (4). 154-161. (in Russian). Bondarev L.B., Khodyrevskaya S.V. (2017). Karta riskov [Risk map] Quality in production and socio-economic systems. 45-48. (in Russian). Fedorova A.Yu., Cherkashnev R.Yu. (2019). Aktualnye problemy v sfere gosudarstvennyh zakupok [Current problems in public procurement] Derzhavin's reading. 242253. (in Russian).

Fedorova A.Yu., Cherkashnev R.Yu., Chernyshova O.N. (2018). Povyshenie effektivnosti protivodeystviya korruptsii v sisteme gosudarstvennyh zakupok [The increase of efficiency of counteraction of corruption in public procurement]. Byulleten nauki i praktiki. (10). 300-312. (in Russian). doi: 10.5281/zenodo.1461988 . Kashurnikov S.N., Telkova E.A., Chumak G.V. (2019). Problema korruptsionnyh proy-avleniy v sfere gosudarstvennyh i munitsipalnyh zakupok [The problem of corruption in the sphere of state and municipal procurement]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2(376)). (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40725. Medvedeva N.G. (2015). K voprosu o teorii i praktike gosudarstvennogo kontrolya za goszakupkami [To the question about the theory and practice of state control over public procurement]. The Interntational scientific journal. 95-99. (in Russian).

Ponomareva E. V., Kalinina G.V., Tsukanova T.G. (2019). Narusheniya v sfere gosza-kupok [Violations in public procurement]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (6). 122-126. (in Russian).

Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. (2019). Osobennosti sistemy gosudarstvennyh zaku-pok v Kitae [The peculiarities of state procurement in China]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 5 (3). 151-158. (in Russian). doi: 10.18334/epp.5.3.2050.

Sakleev M.A. (2019). Gosudarstvennye zakupki kak instrumentpodderzhki malogopred-prinimatelstva [Public procurement as a tool for supporting small business]. Journal of Public-Private Partnership. 4 (1). 57-66. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.4.1.37679.

Sarkisova R. A. (2018). Vnedrenie sistemy risk-menedzhmenta na malyhpredpriyatiyakh [Implementation of risk management system in small enterprises]. Faktory uspekha. (2(11)). 105-109. (in Russian).

Shibanova A.A. (2019). Razvitie kontraktnyh sistem v Rossii, SShA i Evrosoyuze [The development of contract systems in Russia, USA and EU]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 661-668. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40660.

Tyurina Yu.G., Shuina A.A. (2019). Teoretiko-metodicheskie aspekty mekhanizma fi-nansirovaniya zakupok tovarov (rabot, uslug) dlya obespecheniya gosudarstvennyh (munitsipalnyh) nuzhd: rossiyskiy opyt [Theoretical and methodological aspects of the funding mechanism for the procurement of goods (works, services) for state (municipal) needs: the Russian experience]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41361 .

Udovik E.E., Sukhina N.Yu., Berezina A.I. (2018). Sovershenstvovanie institutsionalnyh i finansovyh mekhanizmov raspredeleniya natsionalnogo dokhoda v sisteme goszaku-pok [Improving the institutional and financial mechanisms for the distribution of national income in the public procurement system]. Fundamental research. (12-2). 282-287. (in Russian).

Umnova M.G. (2019). Issledovanie kharakteristik effektivnogo ispolneniya goszakupok organizatsiyami-postavshchikami [Determination of the parameters of efficient government procurement order execution in supplier companies]. ASR: Economics and Management. (2(27)). 348-350. (in Russian). doi: 10.26140/anie-2019-0802-0087 .

Voronov E.V. (2019). Elektronnaya podpis dlya postavshchikov v sfere goszakupok po 44-FZ [Electronic signature for providers in the field of public procurement under 44-FZ]. Vestnik nauki. 4 (10(19)). 39-41. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.