7. Shiba Sh., Graham A., Walden D. New American total quality management: Textbook. - M .: INFRA-M, 2001 . - 348 p.
8. Shilova N.N., Bragina E.N. Documentary analysis of the effectiveness of the strategic planning process in the region
// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 475-482.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-57-61
М.Л. Вартанова - к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), [email protected],
M.L. Vartanova - Candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS).
ОЦЕНКА РИСКОВ И УГРОЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОПУЛЯЦИИ СТРАН ЕАЭС ASSESSMENT OF RISKS AND THREATS TO THE DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF THE POPULATION OF THE EAEU COUNTRIES
Аннотация. В исследовании было рассмотрено современное состояние динамики демографического потенциала Евразийского экономического союза, дана оценка индекса развития человеческого потенциала государств-членов Евразийского экономического союза, проведен анализ динамики значений индексов человеческого потенциала стран ЕАЭС, исследованы резервы повышения человеческого потенциала, тенденций и перспектив устойчивого развития ЕАЭС в контексте интеграционных процессов. Настоящее исследование необходимо для адекватной оценки демографического потенциала стран Евразийского экономического союза в условиях проводимых интеграционных процессов, характеризующих достигнутый уровень социально-экономического развития, влияния динамики происходящих изменений, состояния демографической безопасности на перспективу.
Abstract. The study examined the current state of the dynamics of the demographic potential of the Eurasian Economic Union, assessed the human development index of the member states of the Eurasian Economic Union, analyzed the dynamics of the values of the human potential indices of the EAEU member states, explored the reserves of increasing human potential, trends and prospects for sustainable development of the EAEU in the context of integration processes. The present study is necessary for an adequate assessment of the demographic potential of the member states of the Eurasian Economic Union in the context of ongoing integration processes that characterize the achieved level of socioeconomic development, the impact of the dynamics of ongoing changes, the state of demographic security in the future.
Ключевые слова: демографическая безопасность, демографическое развитие, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), популяция, риски и угрозы, страны ЕАЭС, человеческий потенциал, численность населения.
Keywords: demographic security, demographic development, Eurasian Economic Union (EAEU), population, risks and threats, EAEU countries, human potential, population size.
Введение
Человек, его потенциал, развитие находятся в центре внимания ученых разных специальностей: социологов, экономистов, психологов. Заметный вклад в развитие теоретических и методических основ исследования человеческого потенциала внесли такие ученые, как Л. Беляева, В. Бобков Т. Заславская, О. Иванов, Н. Римашев-ская, И. Соболева, С. Станишевская, И. Долгова, О.Рязанова, Л. Кравченко, Л. Липатова, В. Градусова. В последнее время ученые все чаще ученые обращаются к понятию «человеческий капитал», который ввел в научный дискурс Г.С. Беккер и Т.У. Шульц, исследовавшие роль инвестиций в человеческий капитал для экономического роста. К этой проблематике обращались Р.И. Капелюшников, А.Б. Докторович, С.М. Кузьмичев, Е.А. Ярушкина, А.А. Кобелева, Г. Н. Тугускина и др. В работах ученых анализируются различные аспекты человеческого потенциала и человеческого капитала. Однако до настоящего времени общепризнанного определения этих категорий нет. В нашей работе оценки динамики человеческого потенциала устойчивого развития Евразийского экономического союза опираются на современные подходы к исследованию проблем человеческого потенциала обществ, использующих понятия «человеческое развитие» и «человеческий капитал». По сути оба из них, обладая определенной спецификой расчета, в основе опираются на показатели продолжительности жизни, здоровья, образования, опыта населения и в совокупности характеризуют его с разных сторон. С нашей точки зрения, категория «человеческий потенциал» представляет собой исчерпывающую в смысловой интерпретации характеристику качеств человека. Под человеческим потенциалом общества понимается - «целостная характеристика основного условия и важнейшего фактора осуществления жизнедеятельности социума, его возможностей, способности и готовности к самоорганизации и развитию.
Значимость демографического потенциала для национальной безопасности стран Евразийского экономического союза
В последние годы, как в научной литературе, так и в публичных выступлениях общественных деятелей Армении [13], Казахстана [17], Кыргызстана [7] все чаще и чаще фигурирует терминология, прямо или косвенно связанная с понятием демографической безопасности. В России проблемы демографической безопасности решались в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной в 2015 г. [20].
Здесь обоснована необходимость создавать «условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детского и юношеского спорта» и организовывать «пропаганду здорового образа жизни» упомянута в разделе, посвященном национальному приоритету «Повышение качества жизни российских граждан» (ст. 53). В национальном приоритете «Здравоохранение» сформулирована стратегическая цель: «увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения» (ст. 18). В число «Основных показателей, необходимых для оценки состояния национальной безопасности» включен показатель «ожидаемая продолжительность жизни». Понимая значимость демографического потенциала населения для национальной безопасности стран-членов и ЕАЭС в целом ученые активно работают над уточнением содержания категории «демографическая безопасность» и разработке показателей и индикаторов для мониторинга её состояния. И при разработке концепции демографической безопасности ЕАЭС наиболее продуктивной может быть следующая дефиниция.
Демографическая безопасность Евразийского экономического Союза это состояние защищенности его социально-экономического развития, обеспечивающего сохранение геополитического, экономического, этнического статуса каждого государства-члена и Союза, их целостности, независимости, суверенитета при сохранении существующего геополитического статуса. Она обеспечивается деятельностью Правительств государств -членов по воспроизводству населения, обеспечению роста человеческого потенциала и наднациональными регуляторами по созданию условий для социальной и экономической мобильности в ЕАЭС, экономического и социального развитию стран-членов, используя инфраструктурные инвестиции. Кардинальные перемены в увеличении человеческого потенциала как главного драйвера повышения эффективности национальных экономик государств-членов союза начинаются с инвестиций в образование и здравоохранение. Как показывает анализ они сегодня крайне недостаточны. Естественная убыль трудового потенциала стран будет осложняться неравномерностью динамики населения в трудоспособном возрасте в ЕАЭС. В этих условиях возможна конкуренция стран за сохранение этого ресурса стран-членов. Все это и требует принятия более сильных, последовательных и согласованных мер в области демографической политики.
Таблица 1 - Медианный возраст населения государств-членов ЕАЭС (годы) (Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). https://www.un.org/development/desa/pd/
Страны Медианный возраст, годы
Армения 33,8
Беларусь 39,5
Казахстан 29,4
Кыргызстан 25,1
Россия 38,6
Можно предположить негативное влияние на стабильность социально -экономического развития, на человеческий потенциал Кыргызстана увеличения доли молодого поколения среди трудоспособного населения, так называемого «молодежного пузыря» и миграции. На стабильность социально-экономического развития Беларуси и России - старения населения и снижения численности рождаемости, ведущих к депопуляции, к увеличению демографической нагрузки пожилыми, а взаимосвязанность старения и депопуляции к «демографическому дефициту». Негативно на экономике стран ЕАЭС сказывается высокая смертность молодого мужского населения, которая обусловлена в первую очередь неинфекционными заболеваниями и травмами.
Наибольшее число потерянных лет жизни в Беларуси, России обусловлено ишемической болезнью сердца, инсультами, самоповреждениями, раком легкого и дорожными травмами. В Армении, Казахстане, Кыргызстане - ишемической болезнью сердца, инсультами, инфекцией нижних дыхательных путей, энцефалитом у новорожденных и родовыми осложнениями у недоношенных новорожденных. Изменение численности населения может приводить к изменению структуры населения по полу, возрасту, этническому составу, семейному положению, диспропорциям, к обезлюдению территорий. Анализ показывает (таблица 2) рост инвестиций в образование практически во всех странах ЕАЭС. При этом меньше всего в образование инвестирует Армения, что не позволяет ей выйти на уровень стран с очень высоким показателем индекса человеческого развития и человеческого капитала (именно по показателю «унифицированные результаты тестирования» Армения отстает в значительной степени отстает от других стран). Более всего в образование инвестирует Кыргызстан, если такие темпы инвестирования в образование не будут снижаться, страна может выйти на более высокий уровень по человеческому развитию.
Таблица 2 - Расходы консолидированного бюджета на образование (в процентах от ВВП) (источник: составлено по данным Финансовой статистики ЕАЭС, 2020)
Страна/год 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Армения 8,4 8,3 8,4 8,0
Республика Беларусь 16,8 17,1 17,0 17,8
Казахстан 17,7 14,8 17,1 17,2
Кыргызстан 26,2 25,8 25,9 26,4
Россия 9,9 10,1 10,7 10,8
По данным Евразийской экономической комиссии наиболее низкие расходы в здравоохранение в Кыргызстане и Армении, при этом в Кыргызстане, они снизились в 2019 году по сравнению с 2018 практически в 4 раза (таблица 3). В целом по ЕАЭС расходы на здравоохранение составляют не более 10 процентов, что соответственно негативным образом влияет на все показатели здоровья населения. Объем ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения в развитых экономиках, превышает половину доли всей промышленности в ВВП. Ускоренное развитие индустрии здоровья становится ведущим трендом экономики XXI в.
Таблица 3 - Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение (в процентах от ВВП) (источник: составлено авторами по данным Финансовой статистики ЕАЭС, 2020)
Страна/год 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Армения 6,1 5,5 5,5 6,1
Республика Беларусь 14,5 15,0 14,8 15,3
Казахстан 11,0 9,0 10,3 9,5
Кыргызстан 11,5 12,9 10,5 2,4
Россия 10,0 8,7 9,7 10,1
Очевидно, что для стран-членов ЕАЭС возникает необходимость переоценки и корректировки существующих подходов к формированию человеческого потенциала, а также своевременного решения новых проблем, возникающих в процессе экономических преобразований. Нужна научно-обоснованная концепция развития человеческого потенциала, фундаментом которой являются инвестиции государств в человека. Такая постановка вопроса требует консолидации усилий государств не только в экономической сфере, но и в формировании единой социальной политики.
Эпидемия коронавируса, на время остановившая глобальную экономику, привела к снижению ВВП всех участвующих в этом интеграционном объединении государств: спад составил от минимальных 0,9 % в Беларуси до 7,5 % в Армении и 8,6 % в Кыргызстане (официальная оценка чиновниками Евразийской экономической комиссии снижения совокупного ВВП ЕАЭС составляет 3,9 %) (таблица 4).
Таблица 4 - Объем и динамика валового внутреннего продукта (млн.долларов США) [3]
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
ЕАЭС 1 481,9 1 815,3 1 920,7 1 956,4 1 738,3
Армения 10,5 11,5 12,4 13,6 12,7
Беларусь 47,5 54,7 60,0 64,5 59,8
Казахстан 137,3 166,8 179,3 181,8 171,2
Кыргызстан 6,8 7,7 8,3 8,9 7,7
Россия 1 279,8 1 574,6 1 660,7 1 687,6 1 486,9
Восстановление после пандемии экономик государств-членов и ЕАЭС в целом требует урегулирования множества нерешенных проблем, устранения имеющихся противоречий и на этой основе обеспечения стабильного развития, активизации евразийских интеграционных процессов, направленных на повышение ее глобальной конкурентоспособности и устойчивости к внешним шокам.
Заключение
В настоящее время по предложению российской стороны обсуждаются меры по усилению экономической интеграции: по совершенствованию таможенного и административного регулирования, формированию цифрового пространства, активизации импортозамещения, расширению сотрудничества государств в научно-технической и гуманитарной областях, расширению полномочий Евразийской экономической комиссии. Завершается работа над проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Преодолению экономического и пандемического кризиса будет способствовать укрепление и развитие интегрированного экономического пространства, в котором каждый участник, за счёт синергетического эффекта, сможет заработать больше, чем он мог бы заработать, находясь вне этого пространства.
Выработка основных векторов развития всего Союза на ближайшие годы, реализация единой позиции и единства действий на постсоветском пространстве требует не только времени и денег, но и политической воли глав государств, а также включения человека в каждой стране-члене и ЕАЭС в целом, в процессы восстановления экономик. Это тем более значимо в наше время в условиях формирования основ новой экономики -экономики знаний. Именно человек в современных условиях становится ключевым звеном устойчивого развития, а его качественные характеристики определяют эффективность социально-экономических процессов.
Настоящее исследование закладывает основу для дальнейшего изучения тенденций демографического развития государств-членов Евразийского экономического союза и оценке перспектив их развития, как в отдельности, так и в рамках единого интеграционного объединения. Отмечается, что без дальнейшего углубления интеграции государств-участников ЕАЭС невозможно решить текущие и перспективные задачи по демографическому развитию каждой из стран союза и только совместными действиями этих стран можно достичь мультипликативного эффекта в укреплении и устойчивом развитии их демографического потенциала.
Источники:
1. Даниленко И. С. Демографическая безопасность в системе национальной безопасности современной России // Безопасность. 1998. № 3-4 (42). С. 5-13.
2. Верещагина А. В., Самыгин С. И. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 39.
3. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник // Евразийская экономическая комиссия. - Москва, 2021. С. 38.
4. Завьялова О. Г. Демографическая безопасность региона: оценка и типология // Вестник МАНЭБ. 2009. № 2. С. 169-171.
5. Глушкова В. Г., Хорева О. Б. Демографическая безопасность России и ее регионов: проблемы и пути их решения // Вестник финансового университета. 2014. № 3. С. 14-25.
6. Даниленко И. С. Демографическая безопасность в системе национальной безопасности современной России // Безопасность. 1998. № 3-4 (42). С. 5-13.
7. Казанцев С. В. Методические основы оценки экономических угроз и защищенности объектов // Угрозы и защищенность экономики России: опыт оценки. Гл. 1 / отв. ред. С. В. Казанцев, В. В. Карпов; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2016. С. 9-45.
8. Карманов М.В., Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Демографическая безопасность: теория, методология, оценка // Экономика, статистика и информатика. 2015. № 4. С. 123-128.
9. Кочербаева А. Особенности демографического развития Кыргызстана: проблемы, их социальные последствия и перспективы решения // Народонаселение. 2016 № 1-1. С. 16-24.
10. Попов А.В., Калачикова О.Н. Интегральные индексы в оценке демографической безопасности территорий/Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015, № 46. С. 56-66.
11. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Демографическая безопасность и тенденции развития миграционных процессов в Евразийском экономическом союзе в условиях пандемии (COVID-19) // Вопросы управления. 2021. № 1 (68). С. 62-74.
12. Рыбаковский Л. Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты. М.: Экон-Информ, 2003. 55 с.
13. Сваранц А.А. Демографическая безопасность армянского государства и проблема репатриации армян // Регион и мир. Издательство: Общественный институт политических и социальных исследований Черномор-ско-Каспийского региона (Ереван), Том: 10, Номер: 7, Год: 2019 Страницы: 5-12 ISSN: 1829-2437.
14. Татаркин А. И., Куклин А. А., Черепанова А. В. Социально-демографическая безопасность регионов России: текущее состояние и проблемы диагностики // Экономика региона. 2008. С. 154-162.
15. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность республики Беларусь» на 2016-2020 годы. (в ред. постановлений Совмина от 12.01.2017 N 22, от 09.02.2017 № 111, от 29.12.2017 № 1041) Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200.
16. Демографическая безопасность Казахстана. BY ARGYN 28.09.2016 https://argyn.kz/demograficheskaya-bezopasnost-kazahstana/ Демография и миграция Казахстана: вызов и возможности для страны. 29 июня, 2020 г. https://strategy2050.kz/ru/news/demografiya-i-migratsiya-kazakhstana-vyzov-i-vozmozhnosti-dlya-strany/.
17. Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. №80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь» (По состоянию на 28 марта 2007 года) http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/zakon /zakon082.html
18. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. 2007 [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog22.
19. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
20. Стратегия национальной безопасности Республики Армения - 2020 URL: http://parliament-wa.info/ru/ archives/14344.
21. Smith ([1776] 1937, book 2, chap.1), as reported in Goldin (2016).
22. Human development report 1990. Published for the United Nations Development Programme (UNDP) New York Oxford Oxford University Press 1990. - 141 с.
References:
1. Danilenko I. S. Demographic security in the national security system of modern Russia // Security. 1998. No. 3-4 (42). pp. 5-13.
2. Vereshchagina A. V., Samygin S. I. Demographic security of the Russian society: criteria and assessment // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2013. No. 2. P. 39.
3. Eurasian Economic Union in figures: a brief statistical collection // Eurasian Economic Commission. - Moscow, 2021. P. 38.
4. Zavyalova O. G. Demographic security of the region: assessment and typology // Bulletin of MANEB. 2009. No. 2. S. 169-171.
5. Glushkova V. G., Khoreva O. B. Demographic security of Russia and its regions: problems and ways to solve them. Vestnik finansovogo universiteta. 2014. No. 3. P. 14-25.
6. Danilenko I. S. Demographic security in the national security system of modern Russia // Security. 1998. No. 3-4 (42). P. 5-13. Karmanov M.V., Kuchmaeva O.V., Petryakova O.L. Demographic security: theory, methodology, assessment // Economics, statistics and informatics. 2015. No. 4. P. 123-128.
7. Kazantsev S. V. Methodological bases for assessing economic threats and security of objects // Threats and security of the Russian economy: assessment experience. Ch. 1 / hole ed. S. V. Kazantsev, V. V. Karpov; IEOPP SB RAS. Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2016, pp. 9-45.
8. Karmanov M.V., Kuchmaeva O.V., Petryakova O.L. Demographic security: theory, methodology, assessment // Economics, statistics and informatics. 2015. No. 4. P. 123-128.
9. Kocherbaeva A. Peculiarities of the demographic development of Kyrgyzstan: problems, their social consequences and prospects for solutions // Population. 2016 No. 1-1. pp.16-24.
10. Popov A.V., Kalachikova O.N. Integral indices in assessing the demographic security of territories//National interests: priorities and security. 2015, No. 46. S. 56-66.
11. Osadchaya G.I., Vartanova M.L. Demographic security and trends in the development of migration processes in the Eurasian Economic Union during the pandemic (COVID-19) // Management Issues. 2021. No. 1 (68). pp. 62-74.
12. Rybakovsky LL Demographic security: geopolitical aspects. M.: Ekon-Inform, 2003. 55 p.
13. Svarants A.A. Demographic security of the Armenian state and the problem of repatriation of Armenians // Region and World. Publisher: Public Institute for Political and Social Research of the Black Sea-Caspian Region (Yerevan), Volume: 10, Number: 7, Year: 2019 Pages: 5-12 ISSN: 1829-2437.
14. Tatarkin A. I., Kuklin A. A., Cherepanova A. V. Socio-demographic security of Russian regions: current state and diagnostic problems // Economics of the region. 2008. S. 154-162.
15. State program "Health of the people and demographic security of the Republic of Belarus" for 2016-2020. (As amended by the resolutions of the Council of Ministers of 12.01.2017 N 22, of 09.02.2017 N 111, of 29.12.2017 N 1041).
16. Demographic security of Kazakhstan. BY ARGYN 28.09.2016 https://argyn.kz/demograficheskaya-bezopasnost-kazahstana/ Demography and migration of Kazakhstan: challenge and opportunities for the country. June 29, 2020 https://strategy2050.kz/ru/news/demografiya-i-migratsiya-kazakhstana-vyzov-i-vozmozhnosti-dlya-strany/.
17. Law of the Republic of Belarus dated January 4, 2002 No. 80-Z "On Demographic Security of the Republic of Belarus" (As of March 28, 2007) http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon082.html
18. National Program of Demographic Security of the Republic of Belarus for 2007-2010. 2007 [Electronic resource] / Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Belarus. - Access mode: http://www.mintrud.gov.by /ru/min_progs/prog22.
19. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
20. National Security Strategy of the Republic of Armenia - 2020 URL: http://parliament-wa.info/ru/archives/ 14344.
21. Smith ([1776] 1937, book 2, chap.1), as reported in Goldin (2016).
22. Human development report 1990. Published for the United Nations Development Program (UNDP) New York Oxford Oxford University Press 1990.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-61-66
Н.К. Васильева - д.э.н., профессор кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
N.K Vasilieva - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Analysis, FSBEI HE Kuban SAU; О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected];
O.V. Takhumova - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, FSBEI HE Kuban SAU;
А.Д. Гогина - студентка факультета финансы и кредит, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.D. Gogina - student of the Faculty of Finance and Credit, FSBEI HE Kuban SAU; М.И. Савченко - студентка факультета финансы и кредит, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
M.I. Savchenko - student of the Faculty of Finance and Credit, FSBEI HE Kuban SAU.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF CROP PRODUCTION IN THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. Развитие данного сектора влияет не только на экономику региона или государства, а также обеспечивает их продовольственную безопасность. Организации сельского хозяйства обеспечивают продуктами питания не только своих граждан, но и потребителей за пределами страны. Положение в агропромышленном комплексе страны на протяжении многих десятилетий можно охарактеризовать как неустойчивое, характеризующееся чередованием кризисных периодов и промежутков времени с сравнительно благополучным состоянием в этой сфере жизнедеятельности человека [1]. Данное обстоятельства определяет актуальность темы, теоретическую и практическую значимость исследования. В работе представлена оценка производства продукции растениеводства в разрезе структуры посевных площадей хозяйств всех категорий. Проведен анализ объемов производства продукции