Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ МОСКВЫ'

ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
риск здоровью населения / выбросы автотранспорта / загрязнение атмосферного воздуха / транспортные потоки / population health risk / motor transport pollutant emissions / ambient air pollution / transport streams

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.Г. Фокин

Проведена оценка риска для здоровья населения микрорайонов, прилегающих к участку перспективной транспортной развязки в Москве. Выполнены исследования возможного негативного воздействия по многим параметрам, включая канцерогенный риск. Указано на необходимость планировочных решений по оптимизации и снижению возможного риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.Г. Фокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULATION HEALTH RISK ASSESSMENT ON DESIGNING THE TRANSPORT STREAMS OF MOSCOW

The population health risk was assessed in the microdistricts adjacent to a future road interchange area in Moscow. Its possible negative impact was studied by many parameters, including the carcinogenic risk. Evidence is provided to a need for planning decisions on the optimization and reduction of the possible risk.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ МОСКВЫ»

[гиена и санитария 6/2009

лой, смешанной жилой застройки может составлять 25 тыс. м2/га, за исключением тех случаев, когда участок жилой застройки размещается в при-магистральной части города, на территории многофункционального общественного центра или является высотным градостроительным комплексом.

От расчетной плотности жилой застройки зависят нормативы по минимальной обеспеченности населения жилых домов элементами придомовой территории. Так, чем выше плотность жилой застройки территории, тем ниже нормативные требования по обеспечению элементами придомовой территории. Минимальная обеспеченность элементами придомовой территории рассчитывается на максимальное население, т. е. на 20 м2 фонда жилой застройки, за исключением трех случаев: если участок проектируемого жилого дома размещается в примагистральной территории города, на территории многофункционального общественного центра или если объект является высотным градостроительным комплексом. Обеспеченность придомовыми озелененными территориями и гостевыми автостоянками рассчитывается точно так же, как обеспеченность придомовыми территориями, только для расчетов берется площадь придомовых озелененных территорий и площадь гостевых автостоянок.

В связи с уплотнением городской застройки придомовые территории все больше привлекают внимание инвесторов как свободные площади для размещения объектов различного назначения, в том числе гаражного строительства, офисных зданий, объектов торгового назначения. Довольно часто размещение объектов осуществляется на детских, спортивных площадках, части дворовой территории, с компенсацией изъятой территории на удалении от жилых домов. Такая практика вызывает многочисленные жалобы жителей, которые

обоснованно считают, что их права нарушены, и ведут борьбу против "захвата" их придомовых территорий. Тем более что, согласно действующему Жилищному кодексу РФ (ст. 36), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит земельный участок, на котором он построен, вместе с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором стоит жилой дом, должны определяться в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. С целью установления границ планировочных элементов Градостроительным кодексом РФ при подготовке документации по планировке территории предусмотрена необходимость разработки проектов межевания территории.

В связи с изложенным для оценки сложившейся градостроительной ситуации в Москве, эффективности принятого функционального зонирования в генеральном плане развития территории города, а также градостроительных планах развития административных округов, принятия решения по жалобам населения, с нашей точки зрения, при рассмотрении предпроектных предложений по размещению объектов различного назначения необходимо более детально, с учетом анализа градостроительной ситуации, проводить оценку баланса жилой территории с целью разработки нормативных требований по данной проблеме.

Литература

1. Денисов В. Н., Репкина Л. А. // ЖКХ и строительство. - 2006. - № 1. - С. 40-43.

2. Фокин С. Г. // Обоснование гигиенических требований к световому режиму помещений жилых и общественных зданий в условиях крупного города: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2003.

Поступила 26.06.09

С С. Г. ФОКИН, 2009 УДК 614.78:614.72

С. Г. Фокин

ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ МОСКВЫ

Канд. мед. наук, зам. руководителя. Управление Роспотрсбнадзора по г. Москве (uprav@mossanepid.ru)

Проведена оценка риска для здоровья населения микрорайонов, прилегающих к участку перспективной транспортной развязки в Москве. Выполнены исследования возможного негативного воздействия по многим параметрам, включая канцерогенный риск. Указано на необходимость планировочных решений по оптимизации и снижению возможного риска.

Ключевые слова: риск здоровью населения, выбросы автотранспорта, загрязнение атмосферного воздуха, транспортные потоки

S. G. Fokin. - POPULATION HEALTH RISK ASSESSMENT ON DESIGNING THE TRANSPORT STREAMS OF MOSCOW

The population health risk was assessed in the microdistricts adjacent to a future road interchange area in Moscow. Its possible negative impact was studied by many parameters, including the carcinogenic risk. Evidence is provided to a need for planning decisions on the optimization and reduction of the possible risk.

Key words: population health risk, motor transport pollutant emissions, ambient air pollution, transport streams

В рамках градостроительного обоснования про- Садового кольца до МКАД с выходом на автодоро-екта показано, что при строительстве новой ради- гу "Балтия" и транспортной развязки Краснопре-альной магистрали — Краснопресненского пр. от сиенского пр. с ул. Народного Ополчения произой-

дет увеличение на 50—70% интенсивности движения автотранспорта [1, 7].

По прогнозам, во всех развитых странах мира, в том числе и в России (особенно в Москве), количество населения, подверженного воздействию выбросов автотранспорта, будет возрастать |2, 8]. Это связано как с продолжающейся урбанизацией территорий, так и с увеличением количества в первую очередь частных транспортных единиц и числа людей, пользующихся личным автотранспортом. Поэтому время и уровень экспозиции для больших групп населения будут увеличиваться [3, 10, 11].

Целью работы являлась сравнительная оценка прогнозируемых на 2013 г. уровней риска для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта при реализации градостроительного обоснования проекта. При этом сравнивались два сценария: настоящей ситуации, отражающей экстраполируемый на 2013 г. риск для здоровья населения вблизи уже существующей развязки, и прогнозируемой ситуации после строительства новой развязки Краснопресненской магистрали с ул. Народного Ополчения.

Введение в эксплуатацию такой ключевой магистрали, как Краснопресненский пр., приведет к изменению качества атмосферного воздуха на значительных территориях города, что обусловливает необходимость проведения исследований по оценке последствий этих изменений для здоровья населения. Для решения этой задачи наиболее удобным и надежным аналитическим инструментом является широко признанная в большинстве развитых стран мира методология оценки риска для здоровья населения, которая уже успешно использовалась при проектировании третьего транспортного кольца, с использованием метода моделирования рассеивания атмосферных загрязнителей для расчета концентраций вредных веществ |1, 4, 5, 9, 11].

Моделирование рассеивания атмосферных загрязнителей от выбросов автотранспорта на исследуемой территории и расчеты выбросов загрязняющих веществ проведены для ситуаций настоящего периода и при изменении состава транспортных потоков и удельных выбросов на 2013 г.

Действующие в стране модели расчета загрязнения атмосферы, в частности российская нормативная модель ОНД-86, в основном предусматривают расчет прогнозируемых концентраций лишь короткого времени осреднения по времени, используемых в дальнейшем при установлении предельно допустимых выбросов (ПДВ) [6]. Для оценки канцерогенного риска и риска развития хронических неонкологических заболеваний производили расчет осредненных за длительный период времени полей концентраций, в частности среднегодовых, с помощью принятой в США и во многих других странах мира модели ISC, которая моделирует загрязнение не для наихудших, а для конкретных метеоусловий и имеет более богатый набор метеоданных, чем методика, используемая при расчетах ПДВ по ОНД-86.

Для исследуемой территории количество расчетных точек (рецепторов) составило 580. Для удобства представления результатов вся исследуемая территория была разбита на 15 более или менее

однородных "районов", в соответствии с типом землепользования — 10 жилых кварталов, 3 пром-зоны, зеленую зону и набережную, для разделения жилых и нежилых территорий. Жилые территории подразделялись на "жилые зоны вдоль магистралей" и "жилые зоны вдали от магистралей". По этим "районам" производилось агрегирование расчетных концентраций и рисков, вычисленных в каждой рецепторной точке. Рассеяние выбросов вредных веществ от автотранспорта моделировалось путем разбиения транспортной развязки на 30 линейных участков улиц и элементов транспортной развязки, каждый линейный участок был в свою очередь представлен цепочкой объемных источников, соответствующих каждым 20 м трассы. Среднегодовые концентрации устанавливались с учетом реальной метеорологической ситуации с 3-часовым разрешением по метеопараметрам.

Расчет риска для здоровья населения проводился отдельно для канцерогенов и веществ, не обладающих канцерогенным действием, во всех рецеп-торных точках исследуемой территории для существующей структуры дорожных развязок при экстраполяции тенденций изменения состава транспортных потоков и удельных выбросов на 2013 г. и после строительства развязки Краснопресненского пр. — пр-кт Маршала Жукова с ул. Народного Ополчения. Затем значения риска усреднялись для всех рецепторных точек внутри выбранных "районов", без весовых коэффициентов, т. е. без учета площади районов. Были рассчитаны суммарные индивидуальные канцерогенные риски в течение всей жизни от всех приоритетных канцерогенов, содержащихся в выбросах автотранспорта.

Перераспределение транспортных потоков в связи со строительством развязки Краснопресненского пр. с ул. Народного Ополчения вызовет существенное изменение качества атмосферного воздуха на прилегающих к развязке участках. Средние уровни содержания всех загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, характерных для выбросов автотранспорта, возрастут в среднем по территории примерно в 2 раза. Однако для жилых кварталов увеличение концентраций атмосферных загрязнителей будет меньшим, а на некоторых территориях уровни загрязнения даже будут снижаться.

Оценка риска для здоровья населения с учетом моделирования распространения в атмосферном воздухе компонентов, содержащихся в отработавших газах автотранспорта, показала, что во всех жилых кварталах уровень индивидуального пожизненного канцерогенного риска в зоне влияния автомагистрали не превысит величину Ю-4, что соответствует среднему уровню риска при текущей ситуации.

Вдали от трасс неканцерогенные риски незначительно увеличиваются — в 1,2—1,4 раза, вблизи вновь создаваемых или реконструируемых магистралей — в 2 раза и более. Перераспределение риска связано с прогнозируемым увеличением плотности движения транспорта. На большей части территорий риски соответствуют приемлемому или среднему уровню риска, характерному и для других жилых территорий Москвы.

Риск хронических эффектов для органов дыхания при переходе от текущего к прогнозному сценарию более чем в половине жилых кварталов возрастает в 3 раза, что обусловлено воздействием чрезвычайно токсичного вещества, специфичного для выбросов автотранспорта, — акролеина, вклад которого в суммарный неканцерогенный риск превышает вклады всех остальных опасных веществ и составляет более 4/5.

В целом прогнозируется наиболее значительное возрастание рисков для здоровья вблизи развязки Краснопресненского пр. с ул. Народного Ополчения. Однако окончательные выводы о степени риска здоровью населения, обусловленного введением в эксплуатацию новой транспортной развязки, можно будет сделать только после определения прогнозируемого изменения количества населения, которое будет находиться в рецепторных точках с установленными уровнями индивидуального риска и значений индекса опасности.

Литература

1. Авалиани С. Л., Буштуева К. А., Петрухин В. А. и др. Оценка риска для здоровья населения от введения в эксплуатацию 3-го транспортного кольца в г. Москве. Отчет о НИР. Московский фонд содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. — М., 2001.

2. Авалиани С. Л., Буштуева К. А., Андрианова М. М., Безпалько Л. Е. // Гиг. и сан. — 2002. — № 6. — С. 21-25.

3. Информационное письмо с кратким обзором эпидемиологических исследований по изучению влия-

ния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, выполненных в России в 1985-1995 годах. Утв. деп. ГСЭН МЗ РФ № 1100/121-98-01 от 22.01.98. - М., 1998.

4. Критерии оценки риска для здоровья населения приоритетных химических веществ, загрязняющих окружающую среду: Метод, рекомендации / Новиков С. М., Рахманин Ю. А., Филатов Н. Н. и др. — М., 2001

5. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Онищенко Г. Г., Новиков С. М., Рахманин Ю. А. и др. — М., 2002.

6. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. ГН 2.1.6.1338-03. Минздрав России. — М., 2003.

7. Проект строительства Краснопресненской магистрали от улицы Живописная к центру города. Участок от ул. Живописная до 3-го Силикатного проезда. Охрана окружающей среды. Кн. 4 — Атмосферный воздух. — М., 2006.

8. Corvalan С., Briggs D., Kjellstrom Т. // Linkage Methods for Environment and Health Analysis. General Guidelines. A Report of the Health and Environment Analysis for Decision-Making (HEADLAMP) project. - WHO. Geneva, 1996. - P. 19-53.

9. Health targets: News and Views. - 2002. — Vol. 5, N 1.

10. Jedrycliowski W., Maugeri U., Jedrychowska-Bianch I. In Search Epidemiologic Evidence on Air Quality and Health in Children and Adults. Center for Research and Studies in Biomedicine in Luxemburg. — 2000.

11. Krzyzanowski M. Health Effects of Transport-Related Air Pollution: Summary for Policy-Makers. WHO Regional Office for Europe, 2005.

Поступила 26.06.09

С Т. E. БОБКОВА, 2009 УДК 613.55:71

Т. Е. Бобкова

ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЗАСТРОЙКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

Канд. мед. наук, доцент, начальник отд. надзора при проектировании и строительстве, Управление Роспотребнадзора по городу Москве (bobkova@mail.ru)

С помощью методологии оценки риска здоровью населения разработаны предложения по функциональному зонированию реорганизуемой территории завода пластмасс. Выделена территория под возможное жилищное строительство.

Ключевые слова: оценка риска здоровью населения, санитарно-защитные зоны

Т. Ye. Bobkova. - FUTURE BUILT-UP AREA ZONING BY APPLYING THE METHODOLOGY FOR ASSESSING THE POPULATION HEALTH RISK

Using the methodology for assessing the population health risk provides proposals on the functional zoning of the reorganized area of a plastics-works. An area has been allocated for possible house-building.

Key words: population health risk assessment, control areas

Безопасные условия проживания населения на территориях, прилегающих к промышленным предприятиям с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, традиционно обеспечиваются организацией санитарно-защитных зон (СЗЗ), отделяющих эти предприятия от жилой застройки [6, 7]. В условиях дефицита свободных территорий или наличия сложившейся жилой застройки нередко сокращаются требуемые в соответствии с санитарной классификацией размеры СЗЗ.

Надежно обосновать достаточность размера СЗЗ при ее сокращении и обеспечить безопасность для здоровья населения возможно только с применением методологии оценки риска [1, 5, 9—11].

Важным аргументом в пользу использования методологии оценки риска являются возможность разработки наиболее оптимальных регулирующих действий при наименьших затратах, выбор наиболее эффективных мер по обеспечению безопасности для здоровья населения на прилегающих к промышленным комплексам территориях [2, 8, 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.