Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
организация придомовых территорий / гигиенические требования / organization of prehouse areas / hygienic requirements

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.Л. Прядко, Т.Е. Бобкова, С.Г. Фокин

В статье рассматриваются вопросы организации придомовых территорий, их благоустройства, а также достаточность площади придомовых территорий для обеспечения благоприятных условий проживания населения. Установлено, что для оценки сложившейся градостроительной ситуации в Москве, эффективности принятого функционального зонирования в генеральном плане развития территории города, а также в градостроительных планах развития административных округов, принятия решения по жалобам населения необходимо при рассмотрении предпроектных предложений по размещению объектов различного назначения более детально, с учетом анализа градостроительной ситуации, проводить оценку баланса жилой территории с целью разработки нормативных требований по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF PREHOUSE AREAS TO CREATE GOOD LIVING CONDITIONS FOR THE POPULATION

The paper considers the organization of prehouse areas, their improvement, and the adequate space of these prehouse territories to create good living conditions for the population. It has been found that the assessment of the existing town-planning situation in Moscow and the evaluation of the adopted functional zoning in the general town planning scheme for the city and administrative districts, and decisionmaking on the population i complaints require the estimation of the balance of a residential territory to develop normative requirements for this problem when considering the preconstruction proposals on location of variously purposeful projects in more detail, by analyzing the town-planning situation.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

¡гиена и санитария 6/2009

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК «14.78

А. Л. Прядко', Т. Е. Бобкова2, С. Г. Фокин3

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

'Канд. мед. наук, зав. отд. гигиены градостроительства ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве (anna_pryadko@gmail.com); 2канд. мед. наук, доцент, начальник отд. надзора при проектировании и строительстве, Управление Роспотребнадзора по городу Москве (bobkova@mail.ni); 'канд. мед. наук, зам. руководителя, Управление Роспотребнадзора по городу Москве (uprav@mossanepid.ni)

В статье рассматриваются вопросы организации придомовых территорий, их благоустройства, а также достаточность площади придомовых территорий для обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Установлено, что для оценки сложившейся градостроительной ситуации в Москве, эффективности принятого функционального зонирования в генеральном плане развития территории города, а также в градостроительных планах развития административных округов, принятия решения по жалобам населения необходимо при рассмотрении предпроектных предложений по размещению объектов различного назначения более детально, с учетом анализа градостроительной ситуации, проводить оценку баланса жилой территории с целью разработки нормативных требований по данной проблеме.

Ключевые слова: организация придомовых территории, гигиенические требования

A. L. Pryadko, Т. Ye. Bobkova, S. G. Fokin. - THE HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF PREHOUSE AREAS TO CREATE GOOD LIVING CONDITIONS FOR THE POPULATION

The paper considers the organization of pre ho use areas, their improvement, and the adequate space of these prehouse territories to create good living conditions for the population.

It has been found that the assessment of the existing town-planning situation in Moscow and the evaluation of the adopted functional zoning in the general town planning scheme for the city and administrative districts, and decisionmaking on the population's complaints require the estimation of the balance of a residential territory to develop normative requirements for this problem when considering the preconstruction proposals on location of variously purposeful projects in more detail, by analyzing the town-planning situation.

Key words: organization of prehouse areas, hygienic requirements

В настоящее время в строительном комплексе России наблюдается увеличение темпов возведения жилых и общественных зданий. В столице резко уменьшилась площадь свободных от застроек земельных участков, на которых можно вести новое строительство. В то же время подход к развитию жилых территорий должен по-прежнему учитывать обеспечение конституционного права граждан на проживание в безопасной, удобной и привлекательной городской среде. Гарантией соблюдения благоприятных санитарно-эпидемиологических условий проживания населения в существующей жилой застройке, а также жителей проектируемых жилых домов должно являться соблюдение нормативных требований, предъявляемых к организации жилой территории.

Жилые территории предназначены для организации жилой среды, отвечающей современным градостроительным, социальным, санитарно-эпи-демиологическим и эстетическим требованиям. При проектировании жилых территорий должны учитываться обеспеченность озелененными территориями, комплексом объектов обслуживания — магазинами, предприятиями бытового обслуживания, учреждениями культуры и досуга, дошкольными и школьными учреждениями и т. п., их доступность. Кроме того, должны быть предусмотрены места для парковки автомобилей.

В соответствии с градостроительными требованиями при обосновании возможности жилищного строительства выделяется участок жилой, смешанной жилой застройки — территория, как правило, размером до 1,5 га, на которой разме-

щается жилой дом (дома) с придомовой территорией. Участок жилой, смешанной жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории. Придомовая территория включает следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, детские игровые площадки, площадки для отдыха, хозяйственные площадки, а также садово-парковые дорожки, аллеи для прогулок, транзитные дорожки, территории зеленых насаждений (газоны, деревья, кустарники, цветники), садово-парковое оборудование и малые архитектурные формы.

Благоустройство жилых территорий является комплексной, многоаспектной задачей. С гигиенических позиций необходимо решение таких задач, как обеспечение оптимальных микроклиматических условий и инсоляционного режима, охрана атмосферного воздуха от загрязнения, защита населения жилых территорий от городских шумов и вибраций, а также от электромагнитных излучений; обеспечение качества почв, санитарная очистка территорий.

При проектировании жилых территорий нормируется следующее:

— условия безопасности среды обитания по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям;

— плотность жилой застройки на территории участка жилой, смешанной жилой застройки;

— минимальная удельная обеспеченность придомовыми, в том числе придомовыми озелененными, территориями;

— обеспеченность местами постоянного хранения автомобилей в гаражах-стоянках с размещением их в доступности;

— условия размещения мест хранения легкового автотранспорта.

При этом должны учитываться требования целого ряда нормативных документов. Так, например, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 "Санитарно-за-щитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и "Временные методические рекомендации по применению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы" (МР 2.2.1/2.1.1.1936—04) решают вопрос по условиям размещения автостоянок и площадок различного назначения на придомовой территории. Это важно именно потому, что значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха Москвы в пределах жилых территорий вносит автотранспорт.

Как показывает анализ санитарно-гигиенических условий в пределах жилых территорий, наиболее острая экологическая ситуация возникает в местах неорганизованных автостоянок и парковки автомобилей, что значительно ухудшает состояние приземного (до 2 м) слоя атмосферы и негативно сказывается на здоровье детей и престарелых, значительную часть своего времени проводящих возле домов [1].

Расстояние от границ детских площадок, площадок отдыха до площадок для установки мусоросборников, а также организация санитарной очистки территории регламентируется СанПиН 42-128-4690—88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на территории жилой застройки установлены санитарными правилами "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территориях жилой застройки". Зачастую несоблюдение зонирования застройки по отношению к источнику шума, невыполнение шумозащитных мероприятий приводят к нарушениям гигиенических нормативов по шуму и вибрации, возникновению дискомфорта у населения, появлению обоснованных жалоб.

Еще одним важным нормируемым показателем, позволяющим обеспечить благоприятные условия проживания населения, является обеспечение ин-соляционного режима территории. Необходимость увеличения плотности городской территории вывела в последние годы проблему обеспечения нормативных показателей инсоляции и освещенности помещений жилых и общественных зданий на одно из первых мест при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за градостроительной деятельностью [2]. К сожалению, очень часто при проектировании жилых территорий учитывается лишь инсоляционный режим помещений, в то время как требования к инсоляции территорий также регламентируются (СанПиН "Гигиенические требования к инсоляции и солнце-защите помещений жилых и общественных зданий и территорий" 2.2.1/2.1.1.1076-01) и продолжительность ее — 3 ч непрерывного режима.

Нормы обеспеченности населения элементами благоустройства жилой территории также обоснованы гигиенистами, однако изложены они в строительных нормативных документах (СНиП и МГСН). В Москве данные требования регламентируются MГСН 1.01—99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы". В связи с этим дать гигиеническую оценку принятым проектным решениям в экспертных заключениях не представляется возможным по причине правового порядка, однако, как показывает практика проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации, значимость данного вопроса несомненна.

В связи с тем что санитарно-гигиенические заключения имеют своей целью прежде всего контроль принятых проектных решений с санитарно-гигиенических позиций относительно критериев, заданных санитарными нормами и правилами, то, казалось бы, дополнительный контроль врачами-гигиенистами соблюдения строительных норм и правил является избыточным. Вместе с тем практика показывает необходимость коррекции подхода к решению проблемы контроля соблюдения в проектных решениях нормативных требований, предъявляемых к организации жилой территории в связи с высокой значимостью решения этих вопросов для обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Для введения практики предъявления таких требований в правовое поле необходима разработка нормативного документа, содержащего санитарно-эпидемиологические требования к планировочной организации жилых территорий.

Расчет перечисленных выше нормируемых показателей участка жилой, смешанной застройки выполняется обычно на этапе обоснования инвестиций в строительство жилого объекта, при подготовке материалов, обосновывающих возможность его размещения. Проведение такого расчета увязано также с выяснением положения конкретного участка в системе градостроительного зонирования.

К сожалению, в связи с постоянным увеличением плотности застройки наблюдается тенденция к снижению расчетных нормируемых показателей.

Для расчета основных нормируемых показателей необходимо знать следующие технико-эконо-мические показатели проектируемого объекта: площадь участка, площадь застройки, суммарную поэтажную площадь надземной части в габаритах наружных стен, фонд жилой застройки, площадь озелененных территорий, площадь площадок для игр и отдыха, площадь гостевых автостоянок, площадь проездов. Фонд жилой застройки — это общая площадь квартир со встроенно-пристроенны-ми помещениями нежилого назначения (объекты культурно-бытового обслуживания населения, административные помещения и т. д.). Плотность жилой застройки в соответствии с МГСН 1.01—99 на территории жилой, смешанной жилой застройки — это суммарная поэтажная площадь надземной части здания в габаритах наружных стен, приходящаяся на площадь участка. Максимально допустимая плотность жилой застройки на территории жи-

[гиена и санитария 6/2009

лой, смешанной жилой застройки может составлять 25 тыс. м2/га, за исключением тех случаев, когда участок жилой застройки размещается в при-магистральной части города, на территории многофункционального общественного центра или является высотным градостроительным комплексом.

От расчетной плотности жилой застройки зависят нормативы по минимальной обеспеченности населения жилых домов элементами придомовой территории. Так, чем выше плотность жилой застройки территории, тем ниже нормативные требования по обеспечению элементами придомовой территории. Минимальная обеспеченность элементами придомовой территории рассчитывается на максимальное население, т. е. на 20 м2 фонда жилой застройки, за исключением трех случаев: если участок проектируемого жилого дома размещается в примагистральной территории города, на территории многофункционального общественного центра или если объект является высотным градостроительным комплексом. Обеспеченность придомовыми озелененными территориями и гостевыми автостоянками рассчитывается точно так же, как обеспеченность придомовыми территориями, только для расчетов берется площадь придомовых озелененных территорий и площадь гостевых автостоянок.

В связи с уплотнением городской застройки придомовые территории все больше привлекают внимание инвесторов как свободные площади для размещения объектов различного назначения, в том числе гаражного строительства, офисных зданий, объектов торгового назначения. Довольно часто размещение объектов осуществляется на детских, спортивных площадках, части дворовой территории, с компенсацией изъятой территории на удалении от жилых домов. Такая практика вызывает многочисленные жалобы жителей, которые

обоснованно считают, что их права нарушены, и ведут борьбу против "захвата" их придомовых территорий. Тем более что, согласно действующему Жилищному кодексу РФ (ст. 36), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит земельный участок, на котором он построен, вместе с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором стоит жилой дом, должны определяться в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. С целью установления границ планировочных элементов Градостроительным кодексом РФ при подготовке документации по планировке территории предусмотрена необходимость разработки проектов межевания территории.

В связи с изложенным для оценки сложившейся градостроительной ситуации в Москве, эффективности принятого функционального зонирования в генеральном плане развития территории города, а также градостроительных планах развития административных округов, принятия решения по жалобам населения, с нашей точки зрения, при рассмотрении предпроектных предложений по размещению объектов различного назначения необходимо более детально, с учетом анализа градостроительной ситуации, проводить оценку баланса жилой территории с целью разработки нормативных требований по данной проблеме.

Литература

1. Денисов В. Н., Репкина Л. А. // ЖКХ и строительство. - 2006. - № 1. - С. 40-43.

2. Фокин С. Г. // Обоснование гигиенических требований к световому режиму помещений жилых и общественных зданий в условиях крупного города: Аито-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2003.

Поступила 26.06.09

С С. Г. ФОКИН, 2009 УДК 614.78:614.72

С. Г. Фокин

ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ МОСКВЫ

Канд. мед. наук, зам. руководителя. Управление Роспотрсбнадзора по г. Москве (uprav@mossanepid.ru)

Проведена оценка риска для здоровья населения микрорайонов, прилегающих к участку перспективной транспортной развязки в Москве. Выполнены исследования возможного негативного воздействия по многим параметрам, включая канцерогенный риск. Указано на необходимость планировочных решений по оптимизации и снижению возможного риска.

Ключевые слова: риск здоровью населения, выбросы автотранспорта, загрязнение атмосферного воздуха, транспортные потоки

S. G. Fokin. - POPULATION HEALTH RISK ASSESSMENT ON DESIGNING THE TRANSPORT STREAMS OF MOSCOW

The population health risk was assessed in the microdistricts adjacent to a future road interchange area in Moscow. Its possible negative impact was studied by many parameters, including the carcinogenic risk. Evidence is provided to a need for planning decisions on the optimization and reduction of the possible risk.

Key words: population health risk, motor transport pollutant emissions, ambient air pollution, transport streams

В рамках градостроительного обоснования про- Садового кольца до МКАД с выходом на автодоро-екта показано, что при строительстве новой ради- гу "Балтия" и транспортной развязки Краснопре-альной магистрали — Краснопресненского пр. от сненского пр. с ул. Народного Ополчения произой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.