Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 / размещение легковых автомобилей / гаражи-стоянки / SanPinN 2.2.1/2.1.1.1200—03 / location of cars / garage car parks

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.Л. Прядко, Т.Е. Бобкова

Требования, изложенные в Методических рекомендациях к СаиПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы, позволяют определить единые подходы для решения вопросов размещения гаражей-стоянок различных типов и вместимости. Накопленный опыт осуществления контроля за размещением гаражей-стоянок с применением требований указанных Методических рекомендаций учтен при разработке СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 (Новая редакция), утвержденного постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.07 № 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А.Л. Прядко, Т.Е. Бобкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY-AND-HYGIENIC REQUIREMENTS FOR LOCATION OF CARS IN A MEGAPOLIS

The paper points out that the requirements given in the guidelines to SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200—03for locating garages and parking places of different types and capacities in Moscow define uniform approaches to solving the problems of arranging garage car parks of different types and capacities. The accumulated experience in exercising control over the location of garage car parks, by applying the requirements laid down in the Guidelines, has been kept in mind when developing SanPinN 2.2.1/2.1.1.1200—03 (new wording) approved by the 25 September, 2007 Resolution No. 74 by the Principal State Sanitary Inspector.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА»

С А. Л. ПРЯДКО, Т. Е. БОБКОВА, 2009 УДК 614.78:614.447.45

А. Л. Прядко', Т. Е. Бобкова2

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

'Канд. мед. наук, зав. отд. гигиены градостроительства ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве (т. 687-36-06); *канд. мед. наук, доцент, начальник отд. надзора при проектировании и строительстве. Управление Роспотребнадзора по городу Москве (bobkova@mail.nl)

Требования, итоженные в Методических рекомендациях к Сан Пи Н 2.2.1/2.1.1.1200—03 в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы, позволяют определить единые подходы для решения вопросов размещения гаражей-стоянок различных типов и вместимости. Накопленный опыт осуществления контроля за размещением гаражей-стоянок с применением требований указанных Методических рекомендаций учтен при разработке СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 (Новая редакция), утвержденного постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.07 № 74.

Ключевые слова: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03, размещение легковых автомобилей, гаражи-стоянки

A. L. Pryadko, Т. Ye. Bobkova. - SANITARY-AND-HYGIENIC REQUIREMENTS FOR LOCATION OF CARS IN A MEGAPOLIS

The paper points out that the requirements given in the guidelines to San PiN 2.2.1/2.1.1.1200— 03for locating garages and parking places of different types and capacities in Moscow define uniform approaches to solving the problems of arranging garage car parks of different types and capacities.

The accumulated experience in exercising control over the location of garage car parks, by applying the requirements laid down in the Guidelines, has been kept in mind when developing SanPinN 2.2.1/2.1.1.1200—03 (new wording) approved by the 25 September, 2007 Resolution No. 74 by the Principal State Sanitary Inspector.

Key words: SanPinN 2.2.1/2.1.1.1200—03, location of cars, garage car parks

Транспортные проблемы мегаполисов обусловлены в первую очередь нарастающей автомобилизацией. Темпы развития транспортной инфраструктуры таких крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург, значительно отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов социально-экономического развития. Проектом актуализированного генерального плана Москвы на период до 2025 г. для решения этой проблемы предусматривается не только увеличить плотность улично-дорожной сети, протяженность городских магистралей, строительство новых транспортных развязок, но и развивать систему хранения и паркования автомобилей, на недостаточность которой указывается как на одну из наиболее негативных тенденций в развитии города.

Поданным Минтранса, к 2020—2025 гг. уровень автомобилизации может достичь порядка 550 автомобилей на 1000 человек и уровень обеспеченности легковыми автомобилями составит в среднем 1 автомобиль на семью. Такой интенсивный рост парка легковых транспортных средств, находящихся в пользовании граждан, поставил перед градостроителями задачу — отыскать пространство для движения, хранения, паркования и обслуживания автотранспорта.

Хранение и парковка личного автомобильного транспорта — одна из важных проблем города. Обобщение результатов оценки состояния гаражного хозяйства, по данным института гаражного строительства, показывает, что подавляющую часть машино-мест составляют места на автостоянках и в боксовых гаражах. Необеспеченные машино-местами организованного хранения автомобили хаотично размещаются на дворовых территориях, тротуарах, проезжих частях улиц, газонах, детских площадках и других местах и ухудшают условия проживания населения.

Конечно, эта проблема должна решаться комплексно, с учетом приоритета экологических и санитарно-эпидемиологических требований к окружающей среде и среде обитания человека.

Для города загрязнение атмосферного воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта является основной санитарно-гигиенической проблемой, так как доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения составляет 93%. Среди мер, направленных на оздоровление городской среды, важное место занимают вопросы рационального размещения объектов хранения и обслуживания автомобилей в плане города и особенно на территории жилых районов.

В настоящее время Департаментом градостроительной политики и реконструкции Москвы и Институтом гаражного строительства разработана и осуществляется программа гаражного строительства в Москве, в основу формирования которой заложен комплекс мероприятий, а именно: обеспечение местами хранения и парковки автомобилей жителей города; повышение эффективности использования территории города; повышение уровня комфортности проживания жителей города, освобождение придомовых территорий от неорганизованно размещенных автомобилей, "ракушек", повышение уровня благоустройства жилых дворов; повышение пропускной способности улиц города; улучшение экологической обстановки в городе.

Опыт осуществления контроля за размещением гаражей-стоянок показывает, что наиболее распространенными и отвечающими современным требованиям являются многоярусные надземные манежные (открытого типа), боксового хранения (закрытого типа), комбинированные боксово-манежного хранения, а также подземные и полуподземные стоянки.

Временные гаражи-боксы, являющиеся в настоящее время лидерами гаражного хозяйства, наряду с открытыми охраняемыми автостоянками не отвечают современным требованиям, так как занимают значительную площадь, поэтому их дальнейшее размещение должно быть сведено к минимуму. В перспективе целесообразна ликвидация открытых стоянок и временных гаражей-боксов либо их реконструкция и модернизация в постоянные многоэтажные капитальные гаражи, что будет способствовать оздоровлению экологической обстановки, улучшению гигиенических параметров городской среды и условий проживания населения.

Преимуществом строительства многоэтажных гаражей-стоянок являются: компактное размещение мест хранения легковых автомобилей в городе, повышение эффективности использования территории.

С гигиенической точки зрения размещение объектов гаражного строительства на территории города до недавнего времени осуществлялось в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Подход к размещению гаражей-стоянок до настоящего времени был достаточно унифицирован. Зачастую врачи-гигиенисты при оценке ситуации для решения о возможности размещения объекта гаражного строительства пользовались исключительно табл. 4.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Расстояния от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки", не учитывая общих положений СанПиН относительно возможности обоснования ширины санитарно-за-щитной зоны расчетами рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространение шума (по утвержденным в установленном порядке методам).

Необходимо отметить, что данная таблица не учитывает типы современных гаражей-стоянок, о которых мы говорили выше. В зависимости от вида хранения автомобиля, открытая автостоянка или закрытый гараж-стоянка, будут различное загрязнение атмосферного воздуха и уровень шума. Закрытый гараж-стоянка может быть отнесен к организованным источникам, и, следовательно, зона загрязнения будет меньше. Кроме того, для организованных источников возможно предусмотреть мероприятия, позволяющие уменьшить размер санитарного разрыва от гаражей-стоянок, что невозможно для открытых плоскостных автостоянок. В то же время эти объекты находятся в одной таблице, что, на наш взгляд, является некорректным. Есть только пункт, позволяющий сокращать расстояние на 25% для наземных гаражей-стоянок со сплошным стеновым ограждением (при отсутствии открывающихся окон), которые по своей сути являются гаражами-стоянками закрытого типа.

В то же время в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 есть ограничения по размещению гаражей-стоянок в различных функциональных зонах в зависимости от их вместимости, но не учтены их типы.

Кроме того, развитие градостроительных и типологических решений с применением различных

видов гаражного строительства требует, кроме привычных вариантов, рассмотрения нестандартных вариантов размещения объектов гаражного строительства, возможности освоения надмагистрально-го и подэстакадного пространства, использования надпутевого пространства над линиями метрополитена мелкого заложения и наземными линиями метрополитена, а также надпутевого и межпутевого пространства московской железной дороги. Эти варианты также не отражены в СанПиНах.

Интенсивное жилищное строительство в городе за последние годы привело к дефициту свободных территорий для застройки в границах селитебной территории, и зачастую градостроителям не представляется возможным размещение гаражей-стоя-нок с соблюдением требуемых СанПиНом санитарных разрывов.

В связи с этим нами была проведена работа по анализу проектных материалов для обоснования возможности сокращения санитарных разрывов при размещении гаражей-стоянок на территории жилой застройки по совокупности воздействия двух факторов: акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха.

Так, например, в соответствии с СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200—03 для гаража вместимостью свыше 300 машино-мест санитарный разрыв до объектов жилой застройки должен составлять не менее 50 м. С учетом размещения мойки на 3 поста санитарный разрыв для данного объекта будет составлять уже 100 м.

Результаты выполненных расчетов массы выброса и рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ в конкретном случае показали, что максимальные концентрации диоксида азота, содержащегося в выбросах проектируемых источников (вблизи окон верхних этажей жилого дома, расположенного на расстоянии 45 м), составляют не более 0,07 ПДК, а оксида углерода — 0,12 ПДК, по остальным загрязняющим веществам < 0,1 ПДК. Таким образом, реализация проектных предложений не окажет сверхнормативного воздействия на степень загрязнения атмосферного воздуха на территории жилой застройки микрорайона.

Санитарный разрыв по акустическим расчетам по данному объекту также обоснован. Источниками шумоизлучения в окружающую среду являются вентагрегаты, открыто установленные на кровле гаража, внешние приточно-вытяжные отверстия вентсистем, вентиляторы которых расположены в венткамерах и др. Согласно проектным данным на всех вентсистемах со стороны всасывания и нагнетания воздуха устанавливаются глушители шума. Все результаты расчетов сопоставлены с требованиями действующих санитарных норм для жилых территорий в ночное время суток.

Согласно представленным расчетам, учитывая расстояние от здания проектируемого гаража до ближайшего жилого дома — 45 м, шум вентиляционных систем не оказывает негативного влияния на окружающую застройку.

Таким образом, конструктивные и планировочные решения гаража, спецификация шумоактив-ного оборудования и шумозащитные мероприятия, предложенные в проекте, обеспечивают достаточ-

ное снижение технологического шума проектируемого объекта и соблюдение санитарных норм на территории и у фасадов ближайших жилых домов как в дневное, так и в ночное время суток.

Аналогичное обоснование санитарного разрыва было выполнено и для гаража общей вместимостью 386 мест с тремя постами мойки. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 этот гараж-стоянка также относится к объектам 4-го класса с нормативной санитарно-защитной зоной 100 м. Существующая жилая застройка — на расстоянии 50 м.

Выполненные расчеты показали, что максимальные концентрации диоксида азота, содержащиеся в выбросах проектируемых источников (вблизи окон верхних этажей жилого дома), составляли 0,05 ПДК, по остальным загрязняющим веществам — не более 0,01 ПДК.

Результаты акустических расчетов по вентагре-гатам, вентиляционным системам и другим источникам шума свидетельствуют об отсутствии превышения уровней шума, регламентируемых санитарными нормами. Таким образом, выполненные расчеты позволили сократить санитарный разрыв в 2 раза и разместить указанный гараж на расстоянии 50 м от существующей жилой застройки.

О необходимости такого обоснования можно говорить и в том случае, когда, например, гараж-стоянка вместимостью до 300 машино-мест в соответствии с табл. 4.4.1 должен иметь разрыв до фасадов жилых домов 35 м, а при наличии мойки на 2 поста — 50 м. Результаты расчетного обоснования санитарного разрыва подтвердили данный вывод. Уровни шума также соответствуют действующей нормативной документации.

Безусловно, при размещении гаражей-стоянок на территории жилых групп и микрорайонов необходимо соблюдать нормативные требования обеспеченности территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям (детские площадки, площадки отдыха, игр и спорта, хозяйственные площадки, зеленые насаждения, гостевые парковки и др.). С гигиенической точки зрения предпочтение следует отдать строительству гаражей-паркингов, расположенных в подземном пространстве города, как под площадями и улицами, так и в жилых дворах под функциональными элементами придомовой территории, а также в цокольной и подвальной части административных, общественных и других зданий. Тем более что для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется только расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений,

лечебно-профилактических учреждений, фасадов жилых домов, площадок отдыха.

Преимущество подземных гаражей-стоянок также подтверждается акустическими расчетами и расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в рассмотренных проектных материалах.

Размещение некоторых объектов внутригородского транспорта под землей при определенных условиях может способствовать уменьшению неблагоприятного влияния последних на окружающую среду и население.

На основании анализа результатов расчетных данных по проектным материалам, обобщения данных литературы, результатов натурных наблюдений за состоянием воздушной среды и уровнями шума были определены соответствующие требования и разработаны "Методические рекомендации по применению требований СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200—03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы".

Основным положением данного документа разъясняется, что удаленность автостоянок, гаражей-стоянок от границ жилой застройки, ланд-шафтно-рекреационной зоны отдыха, курорта определяется санитарным разрывом, который имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации; санитарные разрывы могут уменьшаться при внедрении наиболее совершенных мер по защите атмосферного воздуха на основании расчетов загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов для проектируемых объектов, а также подтверждаются натурными наблюдениями для действующих объектов; объекты хранения индивидуального легкового автотранспорта могут размещаться в подвальных, цокольных или на первых надземных этажах, кроме случаев, предусмотренных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, 2.1.3.1375-03, 2.4.1.1778-02.

Опыт применения Методических рекомендаций к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы в течение 3 лет (при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз и осуществления надзора) учтен, что нашло отражение в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 (новая редакция), утвержденного постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.07 № 74.

Поступила 26.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.