Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ ГЛАЗА, ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЯТЫХ КЛАССАХ'

ОЦЕНКА РИСКА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ ГЛАЗА, ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЯТЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНИ ГЛАЗА / МИОПИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОЦЕНКА РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ / ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лир Д.Н.

Цель: количественная оценка изменения риска для здоровья пятиклассников, обусловленного функциональными нарушениями и хроническими болезнями глаза (миопии), в процессе обучения в начальной школе. Материал и методы. По данным медицинских карт ребенка проведена оценка распространенности миопии (до поступления в школу, после первого и пятого классов обучения), а также количественная оценка изменения риска, обусловленного патологией органа зрения, в одной из общеобразовательных организаций крупного промышленного города (на примере города Перми). Численность группы наблюдения составила 136 детей в возрасте 11-12 лет (в том числе 56% мальчиков). Для характеристики риска определены дополнительные вероятности патологической пораженности к пятому классу и использованы коэффициенты тяжести. Результаты. При увеличении образовательной нагрузки от первых к пятым классам в 1,5 раза (с 23,1±1,04 до 35,6±1,9 балла трудности предметов) распространенность миопии в школьном онтогенезе увеличивается в 2,3 раза (р< 0,001). Уровень риска возрастает от допустимого (3,7>< 10-5 в первых классах) до высокого (1,1>< 10_3 при функциональных нарушениях и 1,9x10-2 при хронических состояниях), что не является приемлемым. Заключение. Использование подхода количественной оценки риска позволило выявить переход от допустимого к высокому уровню риска развития болезней глаз (миопии) среди детей в начальной школе. Для предупреждения таких изменений требуется реализация эффективных медико-профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лир Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RISK DUE TO FUNCTIONAL DISORDERS AND CHRONIC EYE DISEASES FOR THE HEALTH OF FIFTH GRADE STUDENTS

Objective: quantitative assessment of health risk changes for the fifth grades students caused by functional disorders and chronic eye diseases (myopia) during primary school education. Material and methods. The assessment of myopia prevalence and a quantitative assessment of the risk change caused by the pathology of the visual organ were calculated according to the data of the child's medical records (before entering school, after the first grade and after the fifth grade) in one of the educational organizations of a large industrial city (for example, Perm). The number of the observation group was 136 children aged 11-12 years (including 56% of boys). To characterize the risk, additional probabilities of pathological lesions to the fifth class were determined and severity coefficients. Results. With an increase in the educational load from the first to the fifth grades by 1.5 times (from 23.1 ± 1.04 to 35.6 ± 1.9 points of subjects difficulty), the prevalence of myopia in school ontogenesis increases by 2.3 times (p< 0.001). The risk level increases from acceptable (3.7x10-5 in the first grades) to high (1.1x10~3 in functional disorders and 1.9x10~2 in chronic conditions), which is not acceptable. Conclusion. Using a quantitative risk assessment approach, it was possible to identify a transition from an acceptable to a high risk of developing eye diseases (myopia) among children in primary school. To prevent such changes, the implementation of effective medical and preventive measures is required.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ ГЛАЗА, ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЯТЫХ КЛАССАХ»

Europe and Canada. International report. Vol. 2. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020; 72 p. URL: https:// www.euro.who.int/en / publications/ abstracts/ spotlight-on-adolescent-health-and-well-being.-findings-from-the-20172018-health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc-survey-in-europe-and-canada.-international-report.-volume-2.-key-data (15 May 2022).

17. World Health Organization. WHO guidelines on physical activity and sedentary behavior: at a glance Geneva: World Health Organization, 2020; 24 p. URL: https://www.who.int/pub lications/i/item/9789240014886 (15 May 2022).

18. Lipanova LL, Nasybullina GM. General education schools adolescent students physical activity. Bulletin of Russian State Medical University 2013; (5-6): 87-91. Russian (Липано-ва Л. Л. Физическая активность подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. Вестник Российского государственного медицинского университета 2013; (5-6): 87-91).

19. Novikova II, Yerofeev YuV, Flyanku IP, et al. Physical activity and individual accidental risk of infringement of the health of schoolchildren. Hygiene and Sanitation 2020; 99 (3): 279-85. Russian (Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Флянку И. П. и др. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников. Гигиена и санитария 2020; 99 (3): 279-85). DOI: 10.47470/0016-99 00-2020-99-3-279-285.

20. Kuchma VR, ed. Guidelines on hygiene of children and adolescents, medical care for students in educational institutions: organization model, federal recommendations of medical care for students. Moscow: FSAU "Scientific Center for Children's Health" of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2016; 610 p. Russian (Кучма В. Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016; 610 с.).

УДК 617.753.2-02-057.874 Оригинальная статья

EDN GWYUEJ

ОЦЕНКА РИСКА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ ГЛАЗА, ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ПЯТЫХ КЛАССАХ

Д. Н. Лир — ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора; ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е. А. Вагнера» Минздрава России; ведущий научный сотрудник — заведующий отделом анализа риска для здоровья, доцент, кандидат медицинских наук.

ASSESSMENT OF RISK DUE TO FUNCTIONAL DISORDERS AND CHRONIC EYE DISEASES FOR THE HEALTH OF FIFTH GRADE STUDENTS

D. N. Lir — Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies; Perm State Medical University n. a. Academician E. A. Wagner, Leading Researcher — Head of the Division for Health Risk Analysis, Associate Professor, PhD.

Дата поступления — 01.08.2022 г. Дата принятия в печать — 29.08.2022 г.

Для цитирования: Лир Д.Н. Оценка риска, обусловленного функциональными нарушениями и хроническими болезнями глаза, для здоровья обучающихся в пятых классах. Саратовский научно-медицинский журнал 2022; 18 (3): 479-483. EDN GWYUEJ.

Аннотация. Цель: количественная оценка изменения риска для здоровья пятиклассников, обусловленного функциональными нарушениями и хроническими болезнями глаза (миопии), в процессе обучения в начальной школе. Материал и методы. По данным медицинских карт ребенка проведена оценка распространенности миопии (до поступления в школу, после первого и пятого классов обучения), а также количественная оценка изменения риска, обусловленного патологией органа зрения, в одной из общеобразовательных организаций крупного промышленного города (на примере города Перми). Численность группы наблюдения составила 136 детей в возрасте 11-12 лет (в том числе 56% мальчиков). Для характеристики риска определены дополнительные вероятности патологической пораженности к пятому классу и использованы коэффициенты тяжести. Результаты. При увеличении образовательной нагрузки от первых к пятым классам в 1,5 раза (с 23,1±1,04 до 35,6±1,9 балла трудности предметов) распространенность миопии в школьном онтогенезе увеличивается в 2,3 раза (р<0,001). Уровень риска возрастает от допустимого (3,7*10-5 в первых классах) до высокого (1,1*10-3 при функциональных нарушениях и 1,9*10-2 при хронических состояниях), что не является приемлемым. Заключение. Использование подхода количественной оценки риска позволило выявить переход от допустимого к высокому уровню риска развития болезней глаз (миопии) среди детей в начальной школе. Для предупреждения таких изменений требуется реализация эффективных медико-профилактических мероприятий.

Ключевые слова: оценка риска для здоровья, школьно-обусловленные заболевания, болезни глаза, миопия, обучающиеся

For citation: Lir DN. Assessment of risk due to functional disorders and chronic eye diseases for the health of fifth grade students. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2022; 18 (3): 479-483. (In Russ.). EDN GWYUEJ.

Abstract. Objective: quantitative assessment of health risk changes for the fifth grades students caused by functional disorders and chronic eye diseases (myopia) during primary school education. Material and methods. The assessment of myopia prevalence and a quantitative assessment of the risk change caused by the pathology of the visual organ were calculated according to the data of the child's medical records (before entering school, after the first grade and after the fifth grade) in one of the educational organizations of a large industrial city (for example, Perm). The number of the observation group was 136 children aged 11-12 years (including 56% of boys). To characterize the risk, additional probabilities of pathological lesions to the fifth class were determined and severity coefficients. Results. With an increase in the educational load from the first to the fifth grades by 1.5 times (from 23.1 ± 1.04 to 35.6 ± 1.9 points of subjects difficulty), the prevalence of myopia in school ontogenesis increases by 2.3 times (p<0.001). The risk level increases from acceptable (3.7*10-5 in the first grades) to high (1.1*10-3 in functional disorders and 1.9*10-2 in chronic

conditions), which is not acceptable. Conclusion. Using a quantitative risk assessment approach, it was possible to identify a transition from an acceptable to a high risk of developing eye diseases (myopia) among children in primary school. To prevent such changes, the implementation of effective medical and preventive measures is required. Keywords: health risk assessment, school-related diseases, eye diseases, myopia, students

Введение. Функциональные нарушения и хронические болезни глаза относятся к приоритетным школьно-обусловленным заболеваниям, а также являются отражением адаптации к социокультурным условиям [1-5]. По оценкам в статье В. Р Кучмы с соавт., на фоне возрастающей учебной нагрузки, информатизации и цифровизации обучения прогнозируется ежегодный рост количества школьников с миопией и усиление у 30% и более учащихся близорукости на 0,5-2 диоптрии в год [6].

О причинах развития близорукости еще в XIX в. говорил Ф. Ф. Эрисман. В настоящее время известно, что патогенетическая основа данной патологии — это нарушение устойчивой аккомодации, развивающееся в результате длительного напряжения зрительного анализатора при работе на близком расстоянии, что не физиологично [5, 7]. Среди комплекса факторов риска выделяют медико-биологические, социально-гигиенические, поведенческие, а также факторы окружающей среды [5, 8]. Манифест миопии часто диагностируют в возрасте 1012 лет, что обусловлено как возрастающей учебной нагрузкой (переход к предметному обучению в пятых классах) и сокращением времени прогулок в дневное время, так и физиологическими изменениями, связанными с завершением формирования глазного яблока, что позволяет отнести этот период к сенситивным [8, 9].

Цель — количественная оценка изменения риска для здоровья пятиклассников, обусловленного функциональными нарушениями и хроническими болезнями глаза (миопии), в процессе обучения в начальной школе.

Материал и методы. Объектом исследования являются обучающиеся пятого класса одной из средних общеобразовательных организаций крупного промышленного города (на примере города Перми). На первом этапе проведено ретроспективное исследование с оценкой распространенности функциональных отклонений и хронических болезней (патологической пораженности) глаза до поступления в школу, после первого класса и после пятого класса обучения. Источником информации послужили результаты профилактических медицинских осмотров из медицинских карт ребенка, посещающего образовательную организацию (форма 02б/у-2000). В группу наблюдения включены 13б детей в возрасте 1112 лет (56% мальчиков и 44% девочек), обучающихся в пятых классах. Комплексная оценка состояния здоровья каждого учащегося проведена в соответствии с приказом Минздрава России от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [10]. На втором этапе выполнена количественная оценка изменения риска, обусловленная данным заболеванием, в период обучения в средней общеобразовательной школе. В основе оценки находятся ключевые элементы: идентификации опасности, оценка экспозиции, оценка зависимости «экспозиция — ответ» и характеристика риска. Приоритетным внутришкольным фактором, определяющим

Ответственный автор — Лир Дарья Николаевна Тел.: +7 (342) 2383337 E-mail: lir@fcrisk.ru

состояние здоровья обучающихся, принимали образовательную нагрузку. Идентификация опасности и оценка экспозиции были проведены и опубликованы ранее [11]. Оценка причинно-следственной связи нарушений здоровья от учебной нагрузки проведена с помощью показателей относительного риска (RR), 95% доверительного интервала (CI), а также этиологической доли (EF) вклада. Связь считали значимой (p<0,05) при условии, что RR и нижняя граница 95% CI выше 1.

Определение уровня риска развития нарушений зрения выполнено по формуле R = p xG,

доп '

где рдоп — дополнительная вероятность развития нарушений, G — коэффициент тяжести нарушений.

Для характеристики риска определены дополнительные вероятности патологической пораженности после первого и после пятого классов. Коэффициенты тяжести нарушений принимали по данным оценок Всемирной организации здравоохранения: легкие нарушения — 0,005, умеренные — 0,089 [12]. Критерии для категорирования уровней риска соотносятся с классификацией диапазонов риска, представленной в монографии под редакцией Г. Г. Онищенко [13].

Описание количественных показателей выполнено с указанием среднего и ошибки (М±т), интенсивных показателей — %о, экстенсивных — %. Все расчеты проведены с помощью программы MS Excel.

Результаты. Углубленный анализ распространенности функциональных нарушений и хронических болезней глаза в динамике обучения среди пятиклассников городской средней общеобразовательной школы показал, что частота функциональных расстройств (за счет миопии слабой степени) к пятому классу возрастает почти в 2,4 раза (с 147,1 до 352,9%); частота хронических болезней (миопии средней и высокой степеней) увеличивается в 2,5 раза (с 14,7 до 36,8%). При этом в структуре патологической пораженности 90% составляют функциональные отклонения. Ген-дерных отличий на значимом уровне не установлено, но частота хронических заболеваний в пятых классах среди девочек в 2 раза выше относительно мальчиков (рис. 1, 2).

Образовательный процесс в наблюдаемой средней общеобразовательной школе как в первых, так и в пятых классах не отвечает гигиеническим требованиям. В расписании уроков не учтены физиологические особенности в части недельной и суточной динамики умственной работоспособности, а также потребности детей в движении. Сложность предметов по баллам трудности увеличивается в 1,5 раза (с 23,1±1,04 балла в первых классах до 35,6±1,9 балла в пятых, р<0,001).

В ходе исследования выявлены особенности изменения связи уровня образовательной нагрузки с распространенностью патологической пораженно-сти зрительного анализатора. Так, если за первый год обучения частота функциональных нарушений и хронических болезней глаза значимо не изменилась (составляла 161,8% до первого класса и 169,1% после первого класса, RR=1,05, CI=0,6-1,8), то по завершении пятого класса она возросла в 2,3 раза (составила 389,7%, RR=2,3 CI=1,5-3,5). Этиологическая доля

Рис. 1. Распространенность функциональных нарушений со стороны органа зрения (миопии слабой степени) среди мальчиков и девочек в динамике за период обучения в начальной школе, %о

Рис. 2. Распространенность хронических заболеваний зрительного анализатора (миопия средней и высокой степеней) среди мальчиков и девочек в динамике за период обучения в начальной школе, %

учебной нагрузки составила 57%. Следовательно, оценка изменения риска будет проведена для пятиклассников относительно периода обучения в первых классах.

Учитывая дополнительную вероятность патологической пораженности зрительного анализатора, сформированную к пятому классу и коэффициент тяжести, соответствующий легким нарушениям (поскольку преобладают функциональные изменения) величина риска изменилась от 3,7*10-5 (первые классы) до 1,1*10-3, что является высоким и неприемлемым уровнем. Кроме того, для обучающихся с хроническими болезнями глаз, на этапе характеристики риска следует использовать коэффициент тяжести, соответствующий умеренным нарушениям. В этом случае ве-

личина риска возрастает до 1,9*10-2. В таблице представлены значения и категории риска для мальчиков и девочек. Таким образом, выявленные изменения риска здоровью, обусловленные патологической по-раженностью органа зрения, превышают приемлемый (допустимый) уровень, что требует безотлагательного проведения оздоровительных и профилактических мероприятий по снижению риска.

Обсуждение. Влияние учебной нагрузки на распространенность болезней зрительного анализатора (прежде всего миопии) было раскрыто в ряде работ, выполненных на разных территориях Российской Федерации. Известно, что в школьном онтогенезе частота миопии увеличивается. При этом в зависимости от возраста, пола, вида образовательной ор-

Уровень риска, обусловленный патологической пораженностью зрительного анализатора, среди обучающихся пятых классов общеобразовательной организации

Группа детей Рдоп G1/G2 R1/R2 Категория риска

Мальчики 0,2208 0,005/0,089 1,1x10"3/1,9x10"2 Высокий риск

Девочки 0,2203

Всего 0,2206

Примечание: ряоп — дополнительная вероятность распространенности патологической пораженности; С — тяжесть нарушения: 01 легкие; С2 — умеренные; R — уровень риска: ^ — при легких нарушениях; — при умеренных нарушениях.

ганизации, а также территории проживания частота заболевания и темпы прироста могут отличаться. Так, если от первого класса к пятому по результатам одних исследований на выборке московских школьников распространенность миопии возрастает в 5 раз (с 2 до 10%) [14], то по результатам оценок с учетом других регионов (города Санкт-Петербург, Ижевск, Иваново) — в 8 раз (с 2,4 до 20%) [2]. От пятого к выпускному классу темп прироста заболеваемости снижается и соответствует двукратному росту, с формированием уровня 23-39% [2, 5, 14]. Обучение в гимназиях и лицеях, для которых характерна высокая напряженность учебного процесса, повышает вероятность развития болезней глаза не менее чем в 2 раза, а уровень возрастает до 50% в 11-х классах [2, 5]. Среди девочек распространенность миопии значительно выше, чем среди мальчиков, что может быть связано как с более ответственным отношением к учебе, так и с более быстрыми темпами биологического развития, в том числе формирования глазного яблока [3, 14]. Однако в статье И. К. Рапопорт и А. П. Цамеряна отмечено, что превышение таковых показателей у девочек относительно мальчиков начинается с 3-го класса, а значимые отличия регистрируются только в 11-х классах [15].

По данным официальной статистики, в Перми в структуре заболеваемости среди детей, находящихся под диспансерным наблюдением, с 2018 г болезни глаза стали превалировать (15%) [16]. Результаты настоящего исследования подтверждают тенденцию к росту распространенности миопии в школьном онтогенезе: в 2,3 раза от первых до пятых классов. Несмотря на небольшую кратность прироста, уровень патологической пораженности высокий и составляет 39% в пятых классах, что сопоставимо с распространенностью миопии в выпускных классах среди школьников других регионов. В работе не выявлены значимые гендерные отличия, что, с одной стороны, не коррелирует с результатами исследований других авторов и, вероятно, обусловлено небольшой выборкой группы для наблюдения, но, с другой стороны, таковые отличия нами предполагаются, поскольку выборка не охватывает 11-классников.

Среди ограничений следует отметить отсутствие данных, характеризующих образ жизни детей: продолжительности двигательной активности, сна, времени, проведенного за компьютером или смартфоном, пищевого поведения и прочего, а также медико-биологического фактора, которые могли бы позволить уточнить результаты долевого вклада образовательной нагрузки.

Количественная оценка изменения риска позволяет определить его уровень как высокий. Учитывая, что нарушение зрения оказывает негативное влияние на развитие других функциональных систем и сопряжены с соматической патологией, а также снижает качество жизни и обучения детей, то проведение мероприятий по предупреждению распространения и прогрессиро-вания болезней органов зрения становится необходимым. Ведущая роль в профилактической работе принадлежит именно образовательным организациям [17].

Мероприятия должны предусматривать как первичную, так и вторичную профилактику. Для использования в профилактической работе образовательных организаций может быть рекомендована концептуальная модель, описанная в статье Н. Б. Мирской, А. Д. Синякиной и А. Н. Коломенской. Данная модель предполагает реализацию ранней диагностики и коррекции нарушений (с помощью скрининг-тестирова-

ния), оптимизацию двигательной активности и физическое воспитание школьников (например, создание фильмотеки зарядок и физкультминуток при участии самих обучающихся) и включает образовательный модуль. При этом к первичной целевой аудитории для повышения уровня грамотности отнесены учителя, родители и их дети, к вторичной — врачи и медицинские работники (школьные, поликлинические), а также администрация школы, психологи и др. [18].

По данным проспективного мультицентрового эпидемиологического наблюдательного исследования, проведенного в АНО «Национальный институт миопии», для предотвращения прогрессирования миопии врачами-офтальмологами рекомендуются оптическая коррекция, препараты для нормализации аккомодации (воздействие на цилиарную мышцу), аппаратное лечение, медикаментозная трофическая терапия (метаболические средства, ретинопротекто-ры, витамины), оптико-рефлекторные и домашние тренировки [9]. Вместе с тем анализ исследований, свидетельствующий о дуализме подходов к коррекции близорукости в работе врачей-офтальмологов, позволяет судить об актуальности полной коррекции (особенно для детей в возрасте до 15 лет), поскольку «недокоррекция» приводит к удлинению глазного яблока и прогрессированию миопии [19].

Реализация в настоящее время оптико-физиологических аппаратных методов, цветотерапии вносит существенный вклад в лечение и предотвращение прогрессирования патологии зрительного анализатора, об успешном опыте использования которых позволяет судить ряд публикаций [16, 20]. Наряду с этим для обеспечения доступности новых методов лечения и большего охвата школьников, помимо функционирования кабинетов охраны зрения и салонов оптики, целесообразно проведение таких мероприятий в условиях общеобразовательной организации.

Заключение. Функциональные нарушения и хронические болезни глаза (прежде всего за счет миопии) относятся к приоритетным школьно-обусловленным заболеваниям. При увеличении образовательной нагрузки от первых к пятым классам в 1,5 раза (с 23,1±1,04 до 35,6±1,9 балла трудности предметов, р<0,001) распространенности миопии в школьном онтогенезе увеличивается в 2,3 раза. Использование подхода количественной оценки риска позволило выявить переход от допустимого (3,7*10-5) к высокому уровню риска (1,1*10-3 при функциональных нарушениях и 1,9*10-2 при хронических состояниях) развития болезней глаз (миопии) среди детей в начальной школе, что не является приемлемым. Для предупреждения таких изменений требуется реализация эффективных медико-профилактических мероприятий в начальной и средней школе. В общеобразовательных организациях могут быть использованы как традиционные, так и инновационные подходы (например, аппаратное лечение).

Конфликт интересов не заявляется.

References (Литература)

1. Kuchma VR, Suhareva LM, Rapoport IK, et al. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemi-ological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity. Hygiene and Sanitation 2017; 96 (10): 990-5. Russian (Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария 2017; 96 (10): 990-5). DOI: 10.47470/0016-9900-2017-96-10-990-995.

2. Proskurina OV, Markova EJu, Brzheskij VV, et al. The prevalence of myopia in schoolchildren in some regions of Rus-

sia. Ophthalmology 2018; 15 (3): 348-53. Russian (Проскурина О. В., Маркова Е. Ю., Бржеский В. В. и др. Распространенность миопии у школьников некоторых регионов России. Офтальмология 2018; 15 (3): 348-53). DOI: 10.18008/1816-5 095-2018-3-348-353.

3. Rapoport IK, Suhareva LM. Eleven-year longitudinal observation: the prevalence and course of functional disorders and chronic disease among Moscow schoolchildren. Problems of School and University Medicine and Health 2019; (1): 19-27. Russian (Рапопорт И. К., Сухарева Л. М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2019; (1): 19-27).

4. Poreckova GJu, Tjazheva AA, Rapoport IK, et al. Schoolchildren and adolescents health problems in Samara: current trends. Science and Innovations in Medicine 2019; 4 (1): 58-62. Russian (Порецкова Г. Ю., Тяжева А. А., Рапопорт И. К. и др. Современные тренды нарушении здоровья детей школьного возраста г. Самары. Наука и инновации в медицине 2019; 4 (1): 58-62). D0I:10.35693/2500-1388-2019-4-1 -58-62.

5. Dorosheva EA. Evolutionary approach to the formation of myopia: the restructuring of the visual analyzer as an adaptation to the social and cultural conditions. Experimental Psychology 2014; 7 (3): 83-97. Russian (Дорошева Е. А. Эволюционный подход к вопросам формирования близорукости: перестройка зрительного анализатора как адаптация к социокультурным условиям. Экспериментальная психология 2014; 7 (3): 83-97).

6. Kuchma VR, Rapoport IK, Suhareva LM, et al. The health of children and adolescents in school ontogenesis as a basis for improving the system of school health care and sanitary-epidemi-ological wellbeing of students. Health Care of the Russian Federation 2021; 65 (4): 325-33. Russian (Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Сухарева Л. М. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации 2021; 65 (4): 325-33). DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333.

7. Kuzmenko MA, Sorokina AV, Onishhuk JaI. School-determined pathology of the organ of vision: causes and solutions (Analytical review). Siberian Pedagogical Journal 2020; (1): 146-55. Russian (Кузьменко М. А., Сорокина А. В., Онищук Я. И. Школьно-обусловленная патология органа зрения: причины и пути решения (аналитический обзор). Сибирский педагогический журнал 2020; (1): 146-55). dOi: 10.15293/1813-4718.2001.15.

8. Emelyanova IN, Orel VI, Brzhesky VV. Social and hygienic factors of myopia progression in schoolchildren of a modern megalopolis. Medicine and Health Care Organization 2021; 6 (4): 51-9. Russian (Емельянова И. Н., Орел В. И., Брже-ский В. В. Социально-гигиенические факторы прогрессиро-вания миопии у школьников современного мегаполиса. Медицина и организация здравоохранения 2021; 6 (4): 51-9).

9. Myagkov AV, Poskrebysheva ZhN, Zhabina OA, Myag-kov DA. Epidemiology of myopia in children of the Russian Federation and analysis of its control methods. The Eye Glaz. 2021; 23 (2): 7-18. Russian (Мягков А. В., Поскребышева Ж. Н., Жабина О. А., Мягков Д. А. Эпидемиология миопии у детей Российской Федерации и анализ методов ее контроля. The Eye Глаз 2021; 23 (2): 7-18). DOI: 10.33791/2222-4408-2021-2-7-18.

10. On the comprehensive assessment of children's health: Order №621 of 30.12.2003. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901884588 (27 June 2022). Russian (О комплексной оценке состояния здоровья детей: приказ № 621 от 30.12.2003. URL: https://docs.cntd.ru/document/901884588 (дата обращения: 27.06.2022).

11. Lir DN, Kazanbaeva AV, Legostina VA. Hygienic assessment of the educational process in a secondary educational organization. In: Fundamental and applied aspects of public health risk analysis — 2020: Materials of the All-Russian scientific and practical Internet conference of young scientists and specialists of Rospotrebnadzor with international participation. Perm: Publishing House of Perm National Research Polytechnic University, 2020; р. 313-6. Russian (Лир Д. Н., Казанбаева А. В., Легости-на В. А. Гигиеническая оценка образовательного процесса в средней общеобразовательной организации. В кн.: Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения — 2020: сб. материалов Всерос. науч.-практ. интернет-конференции молодых ученых и специалистов Роспо-

требнадзора с междунар. участием. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2020; с. 313-6).

12. WHO methods and data sources for global burden of disease estimates 2000-2019. WHO, 2020. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/gho-docu-ments/global-health-estimates/ghe2019_daly-methods. pdf?s-fvrsn=31b25009_7 (27 June 2022).

13. Onishhenko GG, Zaitseva NV, May IV, et al. Health risk analysis in the strategy of state socio-economic development: monograph. Moscow; Perm: Publishing House of Perm National Research Polytechnic University, 2014; 738 р. Russian (Онищенко Г. Г., Зайцева Н. В., Май И. В. и др. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития: монография. М.; Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех. ун-та, 2014; 738 с.).

14. Markova EYu, Pronko Na, Bezmelnicyna LYu, et al. To the question of school myopia. Ophthalmology 2018; 15 (1): 87-91. Russian (Маркова Е. Ю., Пронько Н. А., Безмельницына Л. Ю. и др. К вопросу о школьной близорукости. Офтальмология 2018; 15 (1): 87-91). DOI: 10.18008/1816-5095-2018-1-87-91.

15. Rapoport IK, Tsameryan AP. Peculiarities of forming ner-vo-mental disorders and visual impairment among moscow students during the learning process at school. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya 2019; 5 (314): 20-7. Russian (Рапопорт И. К., Цамерян А. П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания 2019; 5 (314): 20-7). DOI: 10.35627/22195238/2019-314-5-20-27.

16. Lir DN, Kazanbaeva AV, Legostina VA. The dynamics of the incidence of students in general educational organizations for the period of study in primary school. In: Health Risk Analysis — 2020 together with the international meeting on Environment and health Rise-2020 and the round table on food safety: collection of materials of the X All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Perm: Publishing House of Perm National Research Polytechnic University, 2020; vol. 1: р. 438-42. Russian (Лир Д. Н., Казанбаева А. В., Легостина В. А. Динамика заболеваемости обучающихся в общеобразовательных организациях за период обучения в начальной школе. В кн.: Анализ риска здоровью — 2020 совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью Rise-2020 и круглым столом по безопасности питания: сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех. ун-та, 2020; т. 1: с. 438-42).

17. Suhareva LM, Rapoport IK, Tsameryan AP. Medical prevention of eye diseases and its accessory apparatus (MKB-10: VII klass (N00 — N59) for students in educational organizations. FR ROShUMZ-9-2014, 2014; 11 р. Russian (Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Цамерян А. П. Медицинская профилактика болезней глаза и его придаточного аппарата (МКБ-10: VII класс (Н00 — Н59) у обучающихся в образовательных организациях. ФР РОШУМЗ-9-2014, 2014; 11 с.).

18. Mirskaya NB, Sinyakina AD, Kolomenskaya AN. Prevention and correction of disorders and diseases of a visual organ of modern school students. Current Pediatrics 2014; 13 (3): 44-50. Russian (Мирская Н. Б., Синякина А. Д., Коломенская А. Н. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников. Вопросы современной педиатрии 2014; 13 (3): 44-50).

19. Stuk IN, Gultsova AG, Teltsova AV. Myopia in children: an ophthalmologist's strategy for achieving optimal results. Ophthalmology. Eastern Europe 2022; 12 (2): 268-75. Russian (Стук И. Н., Гульцова А. Г., Тельцова А. В. Миопия у детей: стратегия врача-офтальмолога для достижения оптимального результата. Офтальмология. Восточная Европа 2022; 12 (2): 268-75). DOI: 10.34883/PI. 2022.12.2.034.

20. Zharov VV, Kuznecova GE, Ljalin AN, et al. Problem of schoolchildren myopia in Udmurt Republic and efficacy of the new pathogenic oriented measures for its prevention and treatment. Health, Demography, Ecology of Finno-Ugric People 2013; (1): 44-6. Russian (Жаров В. В., Кузнецова Г. Е., Лялин А. Н. и др. Проблема школьной миопии в Удмуртской Республике и эффективность новых патогенетически ориентированных мероприятий, направленных на ее профилактику и лечение. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов 2013; (1): 44-6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.