Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МОСКОВСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МОСКОВСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ТЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / SCHOOL STUDENTS / LONGITUDINAL MEDICAL EXAMINATION / FUNCTIONAL ABNORMALITIES / CHRONIC DISEASES / NERVOUS SYSTEM AND MENTAL HEALTH / VISUAL IMPAIRMENT / COURSE OF PATHOLOGICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рапопорт И.К., Цамерян А.П.

Выявлены особенности формирования наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся в динамике школьного онтогенеза. Представлена динамика функциональных нарушений и заболеваемости хроническими болезнями нервной системы и психической сферы. Проведен анализ изменений распространенности функциональных нарушений зрения и хронических болезней зрительного анализатора. По данным специально разработанных катамнестических анкет оценивалось течение патологических процессов после установления диагноза у каждого школьника. Выявлен высокий уровень частоты встречаемости функциональных расстройств нервной системы и психической сферы (вместе) у учащихся начальных классов и стремительный темп прироста показателя с 8 по 11 класс. Нарушения зрения характеризуются ростом распространенности и неблагоприятным течением патологических процессов в течение всего школьного онтогенеза. Выявленные функции отклонения и хронические заболевания свидетельствует о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального и зрительного перенапряжения в формировании патологических состояний у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рапопорт И.К., Цамерян А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of forming nervo-mental disorders and visual impairment among Moscow students during the learning process at school

The peculiarities of the forming the most common functional deviations and chronic diseases in students in the school ontogenesis dynamics are revealed. The morbidity dynamics of functional disorders and chronic diseases of the nervous system and mental sphere is presented. We analyzed changes in the prevalence of functional visual impairment and chronic diseases of the visual analyzer. The course of the pathological processes after the diagnosis of each student was evaluated according to the data of specially developed catamnesis questionnaires. We found a high level of functional disorders' occurrence frequency of the nervous system and mental sphere (together) in primary school students and the rapid growth rate of the indicator from the 8th to the 11th forms. Visual impairment is characterized by an increase in the prevalence and unfavorable course of pathological processes during the whole school ontogenesis. The revealed functions of deviation and chronic diseases testify to the negative role of excessive academic load of students, psycho-emotional and visual overstrain in the formation of pathological conditions in school students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МОСКОВСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

20

ЗНиСО

май к (314)

© Рапопорт И. К., Цамерян А. П., 2019 УДК 613.955

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МОСКОВСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

И.К. Рапопорт, А.П.Цамерян

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, пр-т Ломоносовский, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

Выявлены особенности формирования наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся в динамике школьного онтогенеза. Представлена динамика функциональных нарушений и заболеваемости хроническими болезнями нервной системы и психической сферы. Проведен анализ изменений распространенности функциональных нарушений зрения и хронических болезней зрительного анализатора. По данным специально разработанных катамнестических анкет оценивалось течение патологических процессов после установления диагноза у каждого школьника. Выявлен высокий уровень частоты встречаемости функциональных расстройств нервной системы и психической сферы (вместе) у учащихся начальных классов и стремительный темп прироста показателя с 8 по 11 класс. Нарушения зрения характеризуются ростом распространенности и неблагоприятным течением патологических процессов в течение всего школьного онтогенеза. Выявленные функции отклонения и хронические заболевания свидетельствует о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального и зрительного перенапряжения в формировании патологических состояний у школьников. Ключевые слова: школьники, лонгитудинальное медицинское наблюдение, функциональные отклонения, хронические заболевания, нервная система и психическая сфера, нарушения зрения, течение патологических процессов.

Для цитирования: Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе //Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 5 (314). С. 20-27.

I.K Rapoport, A.P. Tsameryan □ PECULIARITIES OF FORMING NERVO-MENTAL DISORDERS AND VISUAL IMPAIRMENT AMONG MOSCOW STUDENTS DURING THE LEARNING PROCESS AT SCHOOL □ Research institute of hygiene and health protection of children and adolescents of national medical research center of children's health of the russian ministry of health, 2 Lomonosovskii Ave., Bldg.1, Moscow, 119991, Russia.

The peculiarities of the forming the most common functional deviations and chronic diseases in students in the school ontogenesis dynamics are revealed. The morbidity dynamics of functional disorders and chronic diseases of the nervous system and mental sphere is presented. We analyzed changes in the prevalence of functional visual impairment and chronic diseases of the visual analyzer. The course of the pathological processes after the diagnosis of each student was evaluated according to the data of specially developed catamnesis questionnaires. We found a high level of functional disorders' occurrence frequency of the nervous system and mental sphere (together) in primary school students and the rapid growth rate of the indicator from the 8th to the 11th forms. Visual impairment is characterized by an increase in the prevalence and unfavorable course of pathological processes during the whole school ontogenesis. The revealed functions of deviation and chronic diseases testify to the negative role of excessive academic load of students, psycho-emotional and visual overstrain in the formation of pathological conditions in school students.

Keywords: school students, longitudinal medical examination, functional abnormalities, chronic diseases, nervous system and mental health, visual impairment, course of pathological processes.

For citation: Rapoport I.K., Tsameryan A.P. Osobennosti formirovaniya nervno-psikhicheskikh rasstroistv i narushenii zreniya u moskovskikh uchashchikhsya v protsesse obucheniya v shkole [Peculiarities of forming nervo-mental disorders and visual impairment among Moscow students during the learning process at school]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2019, no. 5 (314), pp. 20-27. (In Russ.)

На протяжении более 30 лет сохраняются негативные явления в состоянии здоровья школьников: высокая распространенность функциональных нарушений и хронических заболеваний, значительная частота отклонений в физическом развитии, низкие функциональные возможности. Указанные явления во многом зависят от влияния социально-экономических и экологических факторов, образа и условий жизни, обучения и воспитания, организации учебного процесса и досуга несовершеннолетних, интенсивности учебной нагрузки, использования электронных гаджетов, организации двигательной активности и питания учащихся, распространенности психолого-педагогических, се-мейно-бытовых факторов, качества медицинской помощи обучающимся [1-9, 13, 16-21].

Для изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между воздействующими факторами

и показателями состояния здоровья применяются лонгитудинальные наблюдения (longitudinal study) - клинические исследования, при которых на протяжении длительного времени ведется наблюдение за одними и теми же лицами. На основании полученных данных могут быть выявлены периоды роста заболеваемости и прогрессирования патологий, а также факторы, вызывающие развитие отклонений. На основании полученной информации могут приниматься меры по снижению риска развития хронических болезней, разрабатываться практические рекомендации для врачей, может осуществляться профилактическая работа, проводиться гигиеническое обучение и воспитание подрастающего поколения и их родителей.

С 2005 по 2015 г. включительно сотрудниками НИИ ГиОЗДиП при участии специалистов КДЦ «Научного центра здоровья детей»

май м (314)

ЗНиСО

21

Минздрава России проводилось лонгитуди-нальное наблюдение за состоянием здоровья ^ обучающихся с 1-го по 11-й классы четырех = школ, расположенных в различных административных округах г. Москвы. С основными результатами изменений показателей заболеваемости школьников можно ознакомится по ссылкам [10, 11, 14, 15], однако в процессе ¡г^ проведенных исследований рассмотрены не ^^ только изменения распространенности заболе-С=Р ваний (условно назовем это количественным анализом), но и течение патологических процессов у детей, страдающих различными функциональными отклонениями и хроническими 1— болезнями (назовем это качественным анализом) в динамике обучения в школе.

В предыдущей статье [11] рассмотрены данные о формировании нарушений системы пищеварения и обмена веществ у наблюдаемых школьников, отражены сведения, касающиеся нервно-психических расстройств и патологий зрительного анализатора, т. е. нарушений в двух связанных в эмбриональный период системах организма.

Цель исследования - изучить особенности формирования наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний нервной системы и психической сферы, зрительного анализатора у учащихся московских школ по материалам лонгитуди-нального наблюдения с 1-го по 11-й класс.

Материалы и методы. Под наблюдением врачей с 1-го и до окончания 11-го класса находились одни и те же московские школьники. В 1-м классе число наблюдаемых детей составляло 426 человек (216 мальчиков и 210 девочек), их число сократилось к 11-му классу до 277 (130 юношей и 147 девушек). Обследование учащихся проводилось ежегодно в одно и то же время, в апреле, непосредственно в школах, и включало осмотры педиатрами, психоневрологом, офтальмологом и врачами других специальностей с проведением ряда функциональных проб и тестирований, а также медико-социальное анкетирование детей и их родителей для уточнения жалоб, анамнеза, ка-тамнеза и образа жизни учащихся. Клинические обследования и анкетирование школьников проводились после ежегодного получения добровольных информированных согласий родителей.

В результате обследований учащихся были получены 25 298 заключений врачебных осмотров и 3 614 анкет, позволивших провести персонифицированное катамнестическое (после установления диагноза) прослеживание течения хронических заболеваний и функциональных отклонений у всех наблюдаемых школьников на протяжении четырех временных этапов наблюдения: с 1-го по 4-й класс, с 4-го по 7-й, с 7-го по 9-й и с 9-го по 11-й классы. По данным катамнеза, были рассчитаны процентные соотношения случаев нарушений здоровья, протекавших с благоприятной, неблагоприятной динамикой или ее отсутствием. Катамнестическое прослеживание выполнялось в соответствии с методическими рекоменда-

циями «Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья школьников по результатам профилактических медицинских осмотров» (2013) [12].

Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакета статистического анализа SPSS v. 19. Результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0,05.

Результаты

Функциональные расстройства и хронические болезни нервной системы и психической сферы. Распространенность всех функциональных расстройств психической сферы и нервной системы и отдельных, наиболее часто встречающихся, функциональных нарушений этих систем организма представлена в табл. 1.

Показатели распространенности всех функциональных расстройств психической сферы и нервной системы у учащихся обоего пола, вместе взятых, свидетельствуют о том, что в динамике обучения школьников можно выделить три периода: первый период - обучение детей в начальных классах, когда показатели высокие, но достаточно стабильные и колеблются в пределах 585-678 %о; второй период - обучение школьников в 5-7-х классах, когда показатели снижаются с 607 до 490 %о; третий - период роста показателей с 8-го по 11-й класс с 525 до 790 %о. Между средними значениями показателей первого, второго и третьего периодов имеются статистически значимые различия (Р < 0,01).

Выявлены различные тенденции в частоте встречаемости функциональных расстройств, зависящие от пола учащихся. В начальных классах распространенность рассматриваемых нарушений здоровья статистически значимо (p < 0,05) выше в группе мальчиков по сравнению с девочками (p < 0,05). Это позволяет предположить, что период адаптации к систематическому обучению в школе мальчикам дается с большим физиологическим напряжением, чем девочкам. В старших классах наблюдается обратная картина: частота встречаемости расстройств выше у девушек по сравнению с юношами (p < 0,05), что свидетельствует о значительном психоэмоциональном напряжении школьниц, обусловленном тщательной и ответственной подготовкой к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

В структуре функциональных нарушений нервной системы и психической сферы основные ранговые места занимают гиперкинетические реакции, астенические и невротические реакции, нарушения сна неорганической этиологии, вегетативная дисфункция легкой степени (вегетативная лабильность), цефалгия напряжения.

Обращает на себя внимание высокая распространенность гиперкинетических реакций у мальчиков в первом классе (238 %о), но далее показатель имеет отчетливую тенденцию к снижению и в старших классах составляет 1520 %о. У девочек гиперкинетические реакции были диагностированы психоневрологом в единичных случаях и наблюдались только до 5-го класса включительно.

22

ЗНиСО

май №Е (314)

Таблица 1. Распространенность функциональных расстройств нервной системы и психической сферы среди школьников (%о)

Table 1. Prevalence of functional disorders of nervous system and mental sphere among school students

(%»)

Нарушения здоровья Пол Классы

1-е 2-е 3-и 4-е 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е 10-е 11-е

Все функциональные расстройства, в т. ч: М 793 622 756 729 593 499 452 577 670 660 701

Д 508 548 564 615 614 509 534 468 603 724 865

ОП 663 585 662 678 607 508 490 525 638 695 790

гиперкинетические реакции М 238 97 164 64 19 47 21 50 36 20 15

Д 35 33 32 10 20 - - 14 - - -

ОП 144 65 102 38 19 25 11 33 18 9 7

невротические и астенические реакции (вместе) М 208 282 236 217 204 85 167 232 236 220 323

Д 151 340 178 191 164 121 87 226 303 366 451

ОП 182 311 203 207 184 103 127 229 270 300 393

нарушения сна неорганической этиологии М 99 89 19 18 18 9 10 25 23 10 13

Д 47 52 31 30 38 20 15 - - - 24

ОП 75 70 24 24 33 15 13 13 12 5 20

вегетативная дисфункция легкой степени М 50 10 73 105 65 94 52 98 102 190 176

Д 81 14 73 61 98 92 125 114 117 187 244

ОП 64 12 73 85 81 93 89 106 110 188 210

цефалгия напряжения М 198 144 264 325 287 253 202 160 273 220 174

Д 186 109 250 323 294 282 307 114 183 171 146

ОП 193 127 257 324 290 264 255 137 228 193 160

Прочие функциональные нарушения М - - - - - 9 - 12 - - -

Д 8 - - - - 11 - - - - -

ОП 8 - - - - 10 - 7 - - -

Примечание: М - мальчики; Д - девочки; ОП - лица обоего пола. Note: M - boys, Д - girls, ОП - persons of both genders.

Динамика распространенности невротических и астенических реакций среди учащихся имеет те же тенденции, что и распространенность всех вместе взятых функциональных расстройств нервной системы и психической сферы, т. к. можно выделить три периода. Первый период - период высоких показателей - длится с первого по 5-й класс включительно; второй период - период наиболее низких показателей -короткий: 6-7-й классы; третий период достаточно стремительного роста распространенности приходится на обучение школьников в 8-11-х классах. Самая высокая распространенность невротических и астенических реакций выявлена среди девушек-старшеклассниц (336 %о в 10-м классе и 451 %о в 11-м классе). Увеличение частоты встречаемости невротических и астенических реакций у учащихся приходится на этап интенсивной подготовки в 8-9-х классах к Основному государственному экзамену (ОГЭ), а затем в 1011-х классах - на этап подготовки к ЕГЭ.

Нарушения сна неорганической этиологии имеют те же тенденции по распространенности среди школьников, что и гиперкинетические реакции: для лиц обоего пола, вместе взятых, показатели снижаются с 75 до 20 %о (p > 0,05); в группе мальчиков - с 99 до 13 %о (p < 0,05); в группе девочек указанные расстройства встречались реже, чем в группе мальчиков, и их распространенность также снизилась с 47 до 15% в 7-м классе (p > 0,05). В 8-10-х классах девочек с нарушениями сна не было, но в 11-м классе вновь появились школьницы с нарушениями сна (20 %о).

Распространенность вегетативной лабильности у учащихся обоего пола, вместе взятых, отчетливо возрастает с первого по 11-й класс

с 64 до 210 % (р < 0,001). Эта же тенденция прослеживается в группе мальчиков, где показатели увеличиваются от 50 до 176 % (р < 0,05). Частота встречаемости вегетативной лабильности в группе девочек выше, чем в группе мальчиков: показатели возрастают от 81 до 244 % (р < 0,001).

При изучении данных о распространенности цефалгии напряжения среди учащихся первоначально складывалось впечатление о некотором снижении показателей в динамике обучения в школе с 193 до 160 %. Однако при индивидуальном рассмотрении течения этого функционального нарушения у школьников было выявлено, что у большинства подростков 8-11 -х классов к синдрому головных болей присоединились невротические и астенические реакции, которые стали преобладающими явлениями в клинической симптоматике. Это побудило врача-специалиста изменить диагноз «цефалгия напряжения» на диагноз «невротические и астенические реакции».

Распространенность хронических заболеваний психической сферы и нервной системы среди учащихся в динамике обучения в школе представлена в табл. 2.

Показатели распространенности всех хронических заболеваний психической сферы и нервной системы (вместе) у учащихся обоего пола, вместе взятых, свидетельствуют о том, что в динамике обучения школьников наблюдается тенденция к снижению показателей с 96 до 33 % с первого по восьмой класс включительно, а далее происходит небольшой рост заболеваемости до 72 %, однако различия статистические не достоверны (р > 0,05). Аналогичные тенденции можно наблюдать в группах мальчиков и девочек.

май м (314)

ЗНиСО

23

Таблица 2. Распространенность хронических заболеваний психической сферы и нервной системы среди школьников (%о) Table 2. Prevalence of chronic diseases of mental sphere and nervous system among school students (%o)

Нарушение здоровья Пол Классы

1-е 2-е 3-и 4-е 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е 10-е 11-е

Все хронические заболевания М 109 88 136 62 49 36 25 24 49 86 85

Д 82 68 105 80 71 76 54 42 67 48 61

ОП 96 78 122 76 61 57 40 33 59 67 72

в т. ч. неврозы: М 99 79 82 53 49 27 15 - 18 16 43

Д 47 57 21 20 31 36 11 14 27 8 37

ОП 75 68 53 38 42 32 13 7 23 12 39

эписиндром М - - - - - - - - - - -

Д 23 9 21 20 20 20 20 14 13 10 -

ОП 10 5 11 9 9 10 10 7 7 8 -

последствия ДЦП и черепно-мозговых травм М - - - - - 9 - - 18 9 -

Д - - - - - - - 14 - - -

ОП - - - - - 5 - 7 9 - -

синдром вегетативной дисфункции, среднее и тяжелое течение М - - 36 9 - - 10 12 13 30 28

Д - - 42 40 20 20 23 - 27 24 24

ОП - - 39 23 9 10 16 6 20 27 26

синдром головных болей, мигрень М - 11 - - - - - 12 - - -

Д - - - - - - - - - - -

ОП - 5 - - - - - 6 - - -

Прочие хронические заболевания М 10 - 18 - - - - - - 30 14

Д 12 - 21 - - - - - - 8 -

ОП 11 - 19 - - - - - - 19 7

Примечание: М - мальчики; Д - девочки; ОП - лица обоего пола. Note: M - boys; Д - girls; ОП - persons of both genders.

Хронические болезни нервной системы и психической сферы представлены в основном неврозами. В единичных случаях были выявлены эписиндром, последствия ДЦП и черепно-мозговых травм, тяжелое течение синдрома вегетативной дисфункции с синкопальными состояниями (обмороками), мигрень.

При анализе распространенности неврозов прослеживается тенденция снижения показателей с первого по восьмой класс с 75 до 7 %о включительно, а далее можно отметить небольшой рост заболеваемости до 39 %о, однако различия статистически не достоверны (p > 0,05). Аналогичные тенденции можно наблюдать в группах мальчиков и девочек.

«Качественный анализ» динамики течения патологических процессов при функциональных нарушениях и хронических болезнях нервной системы и психической сферы свидетельствует о том, что у 50 % старшеклассников неблагоприятно протекают астенические и невротические реакции и вегетативная дисфункция. Кроме того, в этот же период у 75 % девушек усиливаются головные боли и становятся более частыми или даже ежедневными. Хронические болезни, в основном неврозы, более чем в 50 % протекают неблагоприятно у девушек 8-11-х классов, развиваются фобии -боязнь школы, боязнь плохой сдачи экзаменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональные расстройства и хронические болезни органа зрения. Распространенность функциональных нарушений зрения среди школьников в динамике школьного онтогенеза представлена в табл. 3.

Анализ данных табл. 3 свидетельствует о том, что в процессе обучения детей в школе увеличивается частота встречаемости всех функциональных расстройств зрения у лиц обоего пола, вместе взятых, с 219 до 453 %о. Эта же тенденция характерна для мальчиков: возрастание

показателей с 228 до 324 %о (р < 0,05). У девочек рост показателей еще более выражен: с 209 до 561 %о (р < 0,001). С 3-го класса распространенность нарушений зрения выше среди девочек по сравнению с мальчиками. В 5-м классе и в старших классах частота встречаемости нарушений зрения у девочек статистически значимо выше, чем у мальчиков: в 5-м классе 441 %о против 334 %о (р < 0,05); в 10-м классе -471 %0 против 320 %0 (р < 0,001), в 11-м классе -561 %о против 453 %о (р < 0,001).

В структуру функциональных нарушений зрения входят гиперметропия слабой степени, миопия слабой степени, предмиопия и спазм аккомодации (вместе), астигматизм слабой степени и косоглазие.

Распространенность гиперметропии среди всех учащихся, вместе взятых, колеблется в пределах от 9 до 29 %о, показатели выше в 5, 6 и 7-х классах, но различия между частотой встречаемости этого нарушения в разных классах отсутствуют (р > 0,05). Среди мальчиков распространенность гиперметропии также выше в 5, 6, и 7-х классах, но различия статистически не значимы. В группе девочек показатели колеблются в пределах 8-20 %о, различия не достоверны.

Распространенность миопии - наиболее часто встречающегося в школьном возрасте нарушения зрения - возрастает более чем в 3 раза с первого класса по 11-й (с 112 до 386 %о), различия высоко достоверны (р < 0,001). Среди мальчиков за этот же период распространенность миопии увеличивается более чем в 2 раза, с 139 до 296 %о (р < 0,001); среди девочек - в 5,7 раза (с 81 до 464 %о) (р < 0,001). Начиная с 3-го класса частота встречаемости миопии у девочек превышает показатели мальчиков, однако достоверность различия выявлена только в 11-м классе: 464%о против 296%о (р < 0,05).

24

ЗНиСО

май №Е (314)

Таблица 3. Распространенность функциональных нарушений зрения среди школьников (%о) Table 3. Prevalence of functional visual impairment among school students (%o)

Нарушение здоровья Пол Классы

1-е 2-е 3-и 4-е 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е 10-е 11-е

Функциональные М 228 261 285 329 334 351 387 362 334 320 324

нарушения зрения Д 209 202 341 397 441 409 450 424 420 471 561

ОП 219 229 312 359 390 379 417 388 375 404 453

в т. ч.: М 10 11 10 - 37 38 33 13 13 10 28

гиперметропия слабой Д 12 19 20 20 10 20 21 14 14 8 -

ОП 11 15 15 9 24 29 27 13 13 9 14

миопия слабой степени М 139 185 184 228 213 201 292 300 256 290 296

Д 81 144 186 242 333 215 336 306 299 382 464

ОП 112 163 185 234 272 207 313 301 277 341 386

предмиопия, спазм М 59 54 64 74 37 75 33 30 39 - -

аккомодации Д 93 39 94 95 69 133 67 61 53 24 -

ОП 75 46 78 84 54 103 51 43 46 14 -

астигматизм слабой М - - - 9 19 28 17 13 26 20 -

степени Д - - 10 10 - 10 16 - - 24 24

ОП - - 5 9 10 20 16 7 13 22 13

косоглазие М 20 11 27 18 9 - 6 6 - - -

Д 23 - 31 30 29 31 5 43 27 33 73

ОП 21 5 29 23 20 15 5 24 13 18 40

Прочие функц. отклоне- М - - - - 19 9 6 - - - -

ния Д - - - - - - 5 - 27 - -

ОП - - - - 10 5 5 - 13 - -

Примечание: М - мальчики; Д - девочки; ОП - лица обоего пола Note: M - boys, Д - girls, ОП - persons of both genders.

Распространенность предмиопии и спазма аккомодации (вместе) с небольшими колебаниями имеет тенденцию к снижению среди лиц обоего пола вместе: с 75 %о в первом классе до 14 %о в 10-м классе, а в 11-м классе указанные нарушения не выявлены, различия в показателях статистически не значимы (p > 0,05). Эти же тенденции прослеживаются как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Однако уменьшение распространенности предмиопии и спазма аккомодации в большинстве случаев Таблица 4. Распространенность хронических заболева Table 4. Prevalence of chronic diseases of thi

связано с указанными нарушениями, прогрессирующими и переходящими в миопию слабой степени, которая в последующем также прогрессирует.

Астигматизм слабой степени, косоглазие и другие функциональные расстройства зрения были диагностированы в единичных случаях, и выявить какие-либо тенденции не представляется возможным.

Распространенность всех хронических заболеваний органа зрения представлена в табл. 4.

шй зрительного анализатора среди школьников (%о) visual analyzer among school students (%o)

Нарушение здоровья Пол Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Хронические заболевания органа зрения, М 10 5 10 - 29 38 21 68 52 80 98

Д 12 34 10 60 69 66 91 113 159 178 232

ОП 11 18 10 29 47 52 56 95 106 135 170

в т. ч.: гиперметропия средней и высокой степеней М - - - - - 9 - - - - 28

Д - - - 10 10 - 11 14 13 16 37

ОП - - - 5 5 5 5 7 7 9 33

миопия средней и высокой степеней М - - - - 19 19 21 30 26 70 70

Д - 17 - 40 59 41 80 85 107 138 146

ОП - 8 - 19 37 29 51 61 66 108 111

астигматизм средней и высокой степеней М - - - - - - - 13 13 - -

Д - - - 10 - 10 - - 13 - -

ОП - - - 5 - 5 - 7 13 - -

амблиопия М 10 5 10 - 10 10 - 25 13 - -

Д 12 17 5 - - 10 - 14 13 8 -

ОП 11 10 7 - 5 10 - 20 13 5 -

Прочие хронические заболевания М - - - - - - - - - 10 -

Д - - 5 - - 5 - - 13 16 49

ОП - - 3 - - 3 - - 7 13 26

Примечание: М - мальчики; Д - девочки; ОП - лица обоего пола. Note: M - boys, Д - girls, ОП - persons of both genders.

май м (314)

ЗНиСО

25

сф На основании данных табл. 4 можно утверждать, что в динамике обучения детей в школе ^ увеличивается частота встречаемости всех хро-^Ер нических болезней органа зрения, выявленных у школьников. У учащихся обоего пола, вместе взятых, показатель увеличился в 17 раз - с 11 ^ до 170 %о (р < 0,001); в т. ч. у мальчиков - в 10 ж: раз (с 10 до 98 %о; р < 0,05); у девочек - в 19 раз (с 12 до 232 %; р < 0,001).

Гиперметропия средней и высокой степеней с=р встречалась у школьников в единичных случаях, начиная с 4-го и по 10-й класс включительно. В выпускном классе гиперметропия была выявлена у двух юношей и трех девушек.

Первые случаи миопии средней степени были диагностированы у трех девочек во 2-м классе. Начиная с 4-го класса показатели для лиц обоего пола, вместе взятых, с некоторыми колебаниями прогрессивно возрастали с 19 до 111 %о, различие статистически значимо (р < 0,001). В группе мальчиков распространенность миопии увеличивалась с 5-го по 11-й класс (с 19 до 70 %о); различие на уровне тенденции ( = 1,9). В группе девочек частота встречаемости миопии увеличивалась с 40 %о в 4-м классе до 146 в 11-м, различие статистически достоверно (р < 0,05).

Астигматизм и амблиопия средней и высокой степеней встречались в единичных случаях, и выявить какие-либо тенденции не представляется возможным.

Для выявления особенностей протекания патологических процессов при функциональных расстройствах и хронических заболеваниях органа зрения использован разработанный нами «качественный анализ». Легкая степень миопии - это нарушение зрения до минус трех диоптрий; миопия от минус трех до минус шести диоптрий - нарушение зрения средней степени, свыше минус 6 диоптрий - миопия высокой степени. Установлено, что процент случаев благоприятно протекающей миопии слабой степени (включая предмиопию и спазм аккомодации) как у мальчиков, так и девочек постепенно уменьшается. В группе мальчиков показатели снижаются с 16 до 0 %; в группе девочек - с 18 до 6 %. В 40 % случаев у мальчиков и в 30 % случаев у девочек наблюдался стабильный уровень близорукости. В 52 % случаев у мальчиков и 55 % случаев у девочек течение этого расстройства зрения неблагоприятно - с прогрессированием близорукости, причем иногда на 1,5-2,5 диоптрии за год. В таких случаях миопия легкой степени переходила в миопию средней степени, а к концу школы - в миопию высокой степени.

В группе мальчиков, страдающих миопией средней и высокой степеней, благоприятно протекающих случаев заболевания не отмечено; ухудшение зрения выявлено практически в 100 %. В группе девушек с миопией средней и высокой степеней ухудшение зрения наблюдалось в 75 % случаев, а в остальных случаях отмечена стабилизация состояния, но только в старших классах.

Таким образом, распространенность миопии слабой степени - наиболее часто встре-

чающегося в школьном возрасте нарушения зрения - имеет тенденцию к росту: среди учащихся обоего пола (вместе) показатель возрастает более чем в 3 раза от первого до 11-го класса; среди мальчиков выявлен рост показателей в 2 раза; среди девочек - в 5,7 раза. Частота встречаемости миопии у девочек превышает показатели мальчиков. Распространенность предмиопии и спазма аккомодации имеет тенденцию к снижению, но за счет перехода указанных расстройств зрения в миопию слабой степени. У 62,3 % выпускников 11-х классов выявлены нарушения зрения, в т. ч. у 42,2 % юношей и 79,3 % девушек.

Заключение

Функциональные расстройства и хронические болезни психической сферы и нервной системы. Выявлены общие тенденции в динамике изменений распространенности функциональных расстройств психической сферы и нервной системы (вместе). Для школьников обоего пола периодом наименьшей распространенности психических функциональных расстройств являются 6-е и 7-е классы. Начиная с 8-го класса возрастает распространенность астенических и невротических реакций, от первого к 11 классу в 3,5 раза увеличивается частота встречаемости вегетативной лабильности (вегетативная дисфункция легкой степени), у 12,7-32,4 % обучающихся диагностирована цефалгия напряжения.

Констатированы половые различия в динамике изменений распространенности функциональных расстройств психической сферы и нервной системы: для мальчиков наиболее напряженным, влияющим на формирование функциональных и хронических психических расстройств, является период обучения в 1-3-х и 11-х классах, а для девочек - в 9-11-х классах.

Наиболее неблагоприятным периодом для развития функциональных отклонений и хронической патологии нервной системы и психической сферы являются старшие классы: у 50 % старшеклассников усиливаются астенические и невротические реакции и вегетативная дисфункция. Кроме того, у 75 % девушек чаще возникает цефалгия напряжения. Хронические болезни, в основном неврозы, более чем в 50 % случаев протекают тяжело у девушек 8-11-х классов. Полученные данные свидетельствуют о том, что период завершения основного (8-9-е классы) и среднего общего образования (10-11-е классы) особенно неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья девушек старшего подросткового возраста.

Функциональные расстройства и хронические болезни органа зрения. В динамике обучения в школе вдвое увеличиваются показатели распространенности функциональных нарушений зрения у лиц обоего пола, вместе взятых. Эта же тенденция характерна для мальчиков: возрастание показателей фиксируется в 1,5 раза, и для девочек, у которых рост показателей отмечается в 2,7 раза. С 3-го класса распространенность нарушений зрения выше среди девочек по сравнению с мальчиками, и эта тенденция наблюдается вплоть до окончания школы.

26

ЗНиСО

май №Е (314)

Наиболее распространенной нозологической формой является миопия. Распространенность миопии слабой степени среди обучающихся обоего пола (вместе) возрастает более чем в 3 раза от первого до 11-го класса, в т. ч. среди мальчиков в 2 раза, среди девочек - в 5,7 раза. Частота встречаемости предмиопии и спазма аккомодации имеет тенденцию к снижению, но за счет перехода указанных расстройств зрения в миопию слабой степени. Первые случаи миопии средней степени диагностированы у девочек во 2-м классе, и, начиная с 4-го по 11-й класс, распространенность миопии средней и высокой степеней среди школьников обоего пола (вместе) увеличилась в 5,5 раза.

Изучение течения нарушений зрения показало, что в 52 % случаев у мальчиков и в 55 % случаев у девочек миопия слабой степени протекает с прогрессированием нарушений зрения, причем иногда на 1,5-2,5 диоптрии за год. Среди мальчиков, страдающих миопией средней и высокой степеней, в 100 % случаев констатировано неблагоприятное течение патологических процессов, среди девочек - в 75 % случаев, а в остальных случаях - стабилизация состояния. У 62,3 % выпускников 11-х классов выявлены нарушения зрения разной степени тяжести, в т. ч. у 42,2 % юношей и 79,3 % девушек.

Полученные данные обусловливают необходимость проведения работы по профилактике нервно-психических расстройств у учащихся начальных классов и в 8-11 классах. К этой работе должные быть активно подключены психологи школы. Кроме того, сами учащиеся и их родители должны быть обучены гигиене умственного труда.

Для профилактики нарушений зрения в школах должны быть созданы кабинеты охраны зрения, в которых целесообразно использовать оптико-физиологические аппаратные методы. Опыт успешной работы в этом направлении имеется в некоторых общеобразовательных организациях.

ЛИТЕРАТУРА (пп. 17-21 см. References)

1. Баранов А. А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.

2. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 3. С. 67-69.

3. Гудинова Ж.В., Талькова Е.И. Оценка нервно-психического развития подростков с девиантными формами поведения // Российский педиатрический журнал. 2010. № 1. С. 49-51.

4. Заброда Н.Н., Пинигин М.А., Величковский Б.Т. Основные социально-гигиенические факторы, определяющие состояние здоровья населения России // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 5-6. С. 23-26.

5. Иванова И.В., Черная Н.Л., Сенягина Е.И. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа // Российский педиатрический журнал. 2010. № 2. С. 53-55.

6. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и ее лечение: Монография. Казань: Мед-пресс-информ, 2004. 176 с.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубоч-кина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Попу-ляционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

8. Менделевич Б.Д., Волгина С.Я. Качество жизни подростков с социально-психологической дезадаптацией // Российский педиатрический журнал. 2010. № 3. С. 42-45.

9. Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н. Первичные головные боли и сердечно-сосудистые нарушения у детей и подростков // Педиатрия (журнал им. Г.Н. Сперанского). 2014. № 5. С. 101-104.

10. Рапопорт И.К., Соколова С.Б. Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.

11. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Особенности формирования нарушений системы пищеварения и обмена веществ у московских учащихся в процессе обучения в школе // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). С. 11-16.

12. Рапопорт И.К., Ямпольская Ю.А., Чубаров-ский В.В., Бережков Л.Ф., Цамерян А.П., Березина Н.О. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров: Методические рекомендации / Под редакцией чле-на-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН. 2013. С. 93-110.

13. Степанова М.И., Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91, № 2. С. 52-55.

14. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48-53.

15. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-30.

16. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничных психических расстройств // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 650-653.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Baranov A. A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Sostoyanie zdorov'ya sovremennykh detei i podrostkov i rol' mediko-sotsial'nykh faktorov v ego formirovanii [Health status of modern children and adolescents and role of medical and social factors in its formation]. VestnikRAMN, 2009, no. 5, pp. 6-11. (In Russ.)

2. Bobrishcheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Popo-va O.L., Silaev A.A. Ekzamenatsionnyi stress i faktory ego opredelyayushchie u starshikh shkol'nikov [Exam stress and its determining factors in high school students]. Gigiena i sanitariya, 2015, vol. 94, no. 3, pp. 67-69. (In Russ.)

3. Gudinova Zh.V., Tal'kova E.I. Otsenka nervno-psikhiches-kogo razvitiya podrostkov s deviantnymi formami pove-deniya [Evaluation of the neuropsychic development of adolescents with deviant behaviors]. Rossiiskii pediatric-cheskii zhurnal, 2010, no. 1, pp. 49-51. (In Russ.)

4. Zabroda N.N., Pinigin M.A., Velichkovskii B.T. Osnovnye sotsial'no-gigienicheskie faktory, opredelyayushchie sosto-yanie zdorov'ya naseleniya Rossii [Main socio-hygienic factors that determine health status of the population in Russia]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo meditsin-skogo universiteta, 2013, no. 5-6, pp. 23-26. (In Russ.)

май м (314)

ЗНиСО

27

5. Ivanova I.V., Chernaya N.L., Senyagina E.I. Sostoyanie <—i zdorov'ya i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti ucha-

pf shchikhsya shkol raznogo tipa [Health status and socio-

v—' psychological characteristics of school students' different

^^ types]. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2010, no. 2,

pp. 53-55. (In Russ.) '—' 6. Kuznetsova M.V. Prichiny razvitiya blizorukosti i ee lechenie: Monografiya [Causes of myopia and its treatment: Monograph]. Kazan: Med-press-inform Publ., 2004, 176 p. (In Russ.)

j—- 7. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Shubochki-na E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Populyatsionnoe . zdorov'e detskogo naseleniya, riski zdorov'yu i sanitarno-

—n epidemiologicheskoe blagopoluchie obuchayushchikhsya:

*—^ problemy, puti resheniya, tekhnologii deyatel'nosti [Popu-

lation-based health of the child population, health risks and ^^ sanitary and epidemiological wellbeing of students: prob-

lems, solutions, technology activities]. Gigiena i sani-tariya, 2017, vol. 96, no. 10, pp. 990-995. (In Russ.)

8. Mendelevich B.D., Volgina S.Ya. Kachestvo zhizni po-drostkov s sotsial'no-psikhologicheskoi dezadaptatsiei [Quality of adolescents life with socio-psychological maladaptation]. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal, 2010, no. 3, pp. 42-45. (In Russ.)

9. Nesterovskii Yu.E., Zavadenko N.N. Pervichnye golovnye boli i serdechno-sosudistye narusheniya u detei i podrost-kov [Primary headaches and cardiovascular disorders in children and adolescents]. Pediatriya (zhurnal im. G.N. Spe-ranskogo), 2014, no. 5, pp. 101-104. (In Russ.)

10. Rapoport I.K., Sokolova S.B. Chubarovskii V.V. Zabole-vaemost' shkol'nikov i problemy sozdaniya profilak-ticheskoi sredy v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh [School students' morbidity and the problem of creating a preventive environment in educational institutions]. Vo-prosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya, 2014, no. 3, pp. 10-16. (In Russ.)

11. Rapoport I.K., Sukhareva L.M. Osobennosti formirovaniya narushenii sistemy pishchevareniya i obmena veshchestv u moskovskikh uchashchikhsya v protsesse obucheniya v shkole [Features of the formation of the digestive system disorders and metabolism in Moscow school students in the learning process at school]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2018, no. 8 (305), pp. 11-16. (In Russ.)

12. Rapoport I.K., Yampol'skaya Yu.A., Chubarovskii V.V., Berezhkov L.F., Tsameryan A.P., Berezina N.O. Different-sirovannyi podkhod k otsenke dinamiki pokazatelei sostoyaniya zdorov'ya podrostkov po rezul'tatam profilak-ticheskikh meditsinskikh osmotrov: Metodicheskie reko-mendatsii [Differentiated approach to assessing the dynamics of adolescents' health status indicators according to the results of preventive medical examinations: Guidelines]. In: V.R. Kuchma ed. Moscow: Nauchnyi tsentr zdorov'ya detei RAMN Publ., 2013, pp. 93-110. (In Russ.)

13. Stepanova M.I., Ulanova S.A. Zdorov'esberegayushchie vozmozhnosti pedagogicheskikh tekhnologii [Health-saving opportunities of educational technologies]. Gigiena i sanitariya, 2012, vol. 91, no. 2, pp. 52-55. (In Russ.)

14. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. Zabolevaemost' moskovskikh shkol'nikov v dinamike obucheniya s pervogo po devyatyi klass [Moscow school students' morbidity in the dynamics of learning from the first to the ninth forms]. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal, 2013, no. 4, pp. 48-53. (In Russ.)

15. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Polenova M.A. Sostoyanie zdorov'ya moskovskikh shkol'nikov i faktory, vliya-yushchie na ego formirovanie (longitudinal'noe issledo-vanie) [Moscow school students' health status and the factors influencing its formation (longitudinal study)]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2014, no. 3 (252), pp. 28-30. (In Russ.)

16. Chubarovskii V.V., Labut'eva I.S., Kuchma V.R. Psikhi-cheskoe sostoyanie u uchashchikhsya podrostkov: retro-spektivnyi analiz rasprostranennosti pogranichnykh psikhicheskikh rasstroistv [Adolescent students' physical health status: a retrospective analysis of the prevalence for borderline physical disorders]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2017, no. 8 (293), pp. 650-653. (In Russ.)

17. Amann G., Leal P. Health and wellbeing for Portuguese youth: contribution of the national school health program. Materials the 19-th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe "Mind the gap!" Building bridges to better health for all young people", Leuven, 6-8 September, 2017, p. 68.

18. Cattaneo, A. et al. (2012) Child health in the European Union. Luxemburg: European Commission.

19. Currie, C.et al. (eds) (2012) Health Policy for Children and Adolescents, no. 6. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study. International Report from the 2009-10 Survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe.

20. Hermanson E., Kaltiala-Heino R., Koltiranta A. et al. The first 4 years of adolescent medicine in Finland. Materials the 19-th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe "Mind the gap!" Building bridges to better health for all young people", Leuven, 6-8 September, 2017, p. 27.

21. Karin Z. Predictors of educational attainment. Materials the 19-th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe "Mind the gap!" Building bridges to better health for all young people", Leuven, 6-8 September, 2017, p. 33.

Контактная информация:

Рапопорт Ирина Калмановна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России e-mail: ikrapoport@yandex.ru

Contact information:

Rapoport Irina, Doctor of Medical Science, Professor, Chief Researcher of the Research Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents of the National Medical Research Center of Children's Health of the Russian Ministry of Health e-mail: ikrapoport@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.